УДК 330.34 ББК 65.09
М. М. Карлина
ЗНАЧЕНИЕ КОНГРЕССНОЙ И ВЫСТАВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ИННОВАЦИОННОГО ИМИДЖА РЕГИОНА
M. M. Karlina
ROLE OF CONGRESS AND EXHIBITION ACTIVITY IN FORMATION OF INNOVATIVE IMAGE OF THE REGION
Инновационный вектор развития становится непременным атрибутом формирования положительного имиджа региона. В идентификации региона, представляющей совокупность эмоциональных и рациональных представлений о территории как регионе, реализующем инновационную модель развития, заключается его инновационный имидж. Имидж региона является интегрированным результатом коммуникаций, инициированных различными субъектами и осуществлённых посредством различных каналов. Выставочно-ярмарочная деятельность, предоставляя уникальную возможность для анализа тенденций развития инновационной сферы и сравнительной оценки регионов, способствует обмену информацией о новых технологиях и инновациях, демонстрирует открытость территории, ее возможности в области партнерства и реализации инновационных проектов и является тем самым эффективным методом формирования инновационного имиджа региона.
Ключевые слова: имидж, регион, инновации, выставочно-ярмарочная деятельность.
The innovative vector of development becomes indispensable attribute of formation of positive image of the region. Identification of the region representing a set of emotional and rational ideas of the territory as a region realizing innovative model of development implies its innovative image.
Image of the region is the integrated result of the communications, initiated by various subjects and carried out by means of various channels. Exhibition and fair activity, giving a unique opportunity of the analysis of tendencies of development of the innovative sphere and a comparative assessment of regions, promotes an exchange of information about new technologies and innovations and shows openness of the territory, its opportunities in the field of partnership and implementation of innovative projects; it is the effective method of formation of innovative image of the region.
Key words: image, region, innovations, exhibition and fair activity.
Введение
В условиях расширения международных связей, перераспределения финансов и выбора оптимальных направлений модернизации усиливается конкурентная борьба между регионами за федеральные, международные и партнерские инвестиции. Одним из наиболее эффективных стратегических инструментов конкурентной борьбы между регионами становится региональный имидж, который является фактором обеспечения конкурентных преимуществ территории в части повышения инвестиционной привлекательности, реализации успешных бизнес-проектов, ускорения социально-экономического развития, налаживания внешнеэкономических связей. Среди многообразия инструментов формирования имиджа в региональном имиджмей-керстве одним из наиболее перспективных признается развитие инновационного потенциала региона. Инновационный вектор развития становится непременным атрибутом формирования положительного имиджа региона.
В целях формирования образа региона как инновационно активной среды необходима активная конгрессная и выставочная деятельность, которая является мощным инструментом для продвижения результатов региональной инновационной активности, привлечения внимания к территории со стороны инвесторов, общественности, представителей научных кругов. В связи с вышесказанным изучение зависимости конгрессно-выставочной деятельности и процессов формирования имиджа является актуальным.
Понятие «инновационный имидж»
Формирование имиджа региона связано с процессом его идентификации и способствует привлечению внимания к территории, созданию возможности эффективного лоббирования интересов, улучшению инвестиционного климата, получению дополнительных ресурсов для развития региональной экономики. Среди многообразия инструментов формирования имиджа в региональном имиджмейкерстве и маркетинге одним из наиболее перспективных в ученом мире признается развитие инновационного потенциала региона. Инновационный вектор развития становится непременным атрибутом формирования положительного имиджа региона. В идентификации региона, представляющей совокупность эмоциональных и рациональных представлений о территории как регионе, реализующем инновационную модель развития, заключается его инновационный имидж.
Создание системы интегральных образов инновационного имиджа территории является основополагающим для проектирования и осуществления региональной имиджевой стратегии, комплексной целевой программы формирования позитивного имиджа региона, разработки политики символического брендинга территории и повышения репутации региона с участием паб-лицитного, репутационного и человеческого капиталов. Для позиционирования региона как инновационно активного необходимо проведение мероприятий, ориентированных на продвижение результатов инновационной деятельности в самом регионе и за его пределами.
Имидж региона является интегрированным результатом коммуникаций, инициированных различными субъектами и осуществлённых посредством различных каналов. Работа над ним не может сводиться лишь к размещению в СМИ публикаций, отражающих инновационный потенциал и перспективы региона. Более того, количество публикаций вовсе не определяет эффективность продвижения региона. Помимо работы со СМИ, важнейшее значение в формировании имиджа имеют такие инструменты, как проведение выставок, ярмарок, визиты официальных делегаций, реализация на территории крупных экономических и инновационных проектов. Такая система мер способствует эффективному продвижению региона, росту его положительной известности среди стратегических целевых групп [1].
Роль конгрессно-выставочной деятельности в формировании имиджа региона
Мы считаем, что основными средствами продвижения имиджа региона являются PR, реклама, direct-mail, sales-promotion и, конечно, выставочно-ярмарочная деятельность.
Выставочную деятельность можно считать эффективным инструментом маркетинга территории. Проведение выставочно-ярмарочных мероприятий, торгово-экономических миссий, «круглых столов» позволяет региону использовать огромный потенциал воздействия на внутренний и внешний рынок и одновременно осуществлять политику формирования внешнего имиджа. Выставочно-ярмарочная деятельность предоставляет уникальную возможность для анализа тенденций развития инновационной сферы и сравнительной оценки регионов, способствует обмену информацией о новых технологиях и инновациях.
Для позиционирования региона как активного в сфере инноваций необходимо осуществлять мероприятия по отражению результатов инновационной деятельности. Выставочноярмарочная деятельность активизирует деловую жизнь региона, обеспечивает мобильность рынка, аккумулирует денежные потоки, создает необходимое информационное поле, повышает инновационную привлекательность и способствует формированию положительного имиджа. Активная конгрессная, семинарская и выставочная деятельность, проведение «круглых столов» и бизнес-встреч участников инновационных проектов - это не только площадка для обмена передовым опытом, имеющимся в различных регионах, но и средство демонстрации инновационного потенциала региона в целях укрепления тенденций развития и позиционирования.
Анализ влияния конгрессной и выставочной активности в формировании имиджа Брянской области
Мы выявили, что на территории Брянской области успешно функционируют только 9 организаций инновационной сферы, среди них Брянский областной бизнес-инкубатор, Брянский машиностроительный научно-технологический парк «Десна-технопарк», бизнес-инкубатор -структурное подразделение Брянского научно-технологического парка. «Стратегией социально-
экономического развития Брянской области до 2025 года» в качестве стратегической цели развития инновационной сферы определено «сбалансированное развитие высокоэффективного инновационного производственного, управленческого комплекса и превращение научного потенциала в один из основных ресурсов устойчивого экономического роста региона» [2, с. 4]. В регионе остро стоит проблема интенсификации ресурсов формирования инновационного имиджа. Это отражает ситуацию, в которой факторы инновационной активности и эффективного позиционирования региона слабо действуют или отсутствуют. В рамках информационнокоммуникативного пространства крайне мало используются средства повышения доступности информации об инновационном потенциале Брянской области.
Вместе с тем в последние годы в регионе активизируется выставочная и конгрессная активность, направленная на информирование населения о результатах инновационной деятельности и формирование инновационного имиджа в целом. Постановлением администрации Брянской области от 31 мая 2010 г. № 545 утверждена долгосрочная целевая программа «Развитие научной деятельности в Брянской области» (2011-2015 годы), которая дополнена программой «Развитие инновационной деятельности в Брянской области» (2011-2015 годы), утвержденной Постановлением администрации области от 26 августа 2010 г. № 881. Принятые программы направлены на дальнейшее развитие инфраструктуры инновационной системы Брянской области и эффективное использование её научно-технического потенциала, формирование образа региона как инновационно активной территории.
Программа включает в себя ряд мероприятий по формированию инновационного имиджа области. Это:
- интеграция инновационного потенциала региона посредством проведения выставок, экспозиций по инновационной деятельности, участие в форумах нанотехнологий и др.;
- участие в ярмарках, научно-практических конференциях и форумах, семинарах по вопросам развития инновационной деятельности;
- организация конкурсов инновационной направленности и др.;
- создание банка данных инновационных проектов и нанотехнологий региона.
На финансирование мероприятий по программе направлено 7 380,0 тыс. руб., в том числе 5 000,0 тыс. руб. из областного бюджета, 2 380,0 тыс. руб. - из внебюджетных источников (рис. 1).
5000
■ Областной бюджет, тыс. руб.
■ Внебюджетные источники, тыс. руб.
Рис. 1. Финансирование мероприятий подпрограммы «Развитие инновационной деятельности в Брянской области» (2011-2015 годы), тыс. руб.
К наиболее значимым выставочно-ярмарочным мероприятиям по продвижению результатов инновационной деятельности и формированию инновационного имиджа Брянской области отнесены: научно-практическая конференция «Интеллектуальный потенциал молодежи на службу России» (сентябрь 2011 г.), в рамках которой была проведена выставка инновационных проектов;
- международный форум «Инновации-2011. Инновационное предпринимательство как основа стратегического развития Брянска» (апрель 2011 г.), конкурс на лучшую научно-
практическую работу «Инновационное предпринимательство как основа стратегического развития Брянска» и конкурс мультимедиа-проектов «Инновационное предпринимательство Брянска»;
- международный форум «Инновации-2012. Студенческое инновационное предпринимательство. Состояние и перспективы» (апрель 2012 г.), с тематическими секциями и «круглыми столами» по четырем направлениям: финансово-экономические проблемы студенческого инновационного предпринимательства, управление развитием инновационного предпринимательства, информационно-правовые аспекты и социальные проблемы инновационного предпринимательства в современной экономике;
- информационно-практический семинар «Инструменты инновационного развития» (март 2012 г.), цель проведения которого - активизация инновационной деятельности в регионе, расширение состава участников инновационных процессов;
- научно-практическая конференция «Инновации-2013. Современное состояние и перспективы развития инновационной экономики» (март 2013 г.), в рамках которой был осуществлен отбор инновационных проектов по программе «У.М.Н.И.К.» среди студентов, аспирантов, молодых ученых и исследователей в возрасте от 18 до 28 лет;
- международная научно-практическая конференция «Инновационный путь развития экономики регионов» (июнь 2013 г.), основной целью которой был обмен исследовательским и научным опытом, поиск решений актуальных проблем инновационного развития регионов различных стран;
- V региональная научно-практическая конференция молодых исследователей и специалистов «Проведение исследований по приоритетным направлениям современной науки для создания инновационных технологий» (сентябрь 2013 г.) и др.
В ходе исследования мы выявили, что внутренняя, «домашняя» выставочно-ярмарочная деятельность в сфере инноваций способствует формированию инновационного имиджа региона. Однако, несмотря на активизацию выставочно-ярмарочной деятельности, лишь 11 % респондентов, оценивая инновационный имидж региона, ответили положительно на вопрос относительно их осведомленности о проводимых в Брянской области семинарах, конференциях, выставках, посвященных инновационной деятельности. Более 37 % респондентов ничего не знают о проводимых мероприятиях (рис. 2).
Рис. 2. Структура ответов респондентов на вопрос об осведомленности населения о семинарах, конференциях, выставках по инновационной деятельности, проводимых в Брянской области
Естественно предположить, что в целях формирования инновационного имиджа Брянской области необходимо обеспечить высокий уровень подготовки и проведения выставочноярмарочных мероприятий, оценка которого участниками - потенциальными инвесторами экстраполируется на образ региона в целом. Кроме того, необходимо обеспечить заинтересованность участия инвесторов, представителей бизнеса, региональной и федеральной власти, ученых, населения, что, как правило, достигается интересными и информативными мероприятиями для всех категорий участников, сопровождением мероприятия насыщенной деловой программой.
Мы считаем, что Интернет-пространство является важным коммуникативным каналом трансляции инновационного имиджа региона, формированию которого способствует открытость отражения инновационного потенциала и активности в регионе. В связи с этим необходима модернизация разделов «Инновация», «Наука», сайта администрации Брянской области, сайтов научных и производственных организаций региона, задействованных в инновационных проектах, т. к. в настоящее время они играют роль справочников, не предоставляют возможности для обратной связи, выполняя лишь информационную функцию, и не ориентированы на презентацию инновационности региона. В рамках формировании инновационного имиджа Брянской области необходимо создание Интернет-портала, всестороннее освещающего инновационную активность в регионе с транслируемыми через него выставками в режиме on-line-off-line.
Делегации Брянской области принимают участие во внешних семинарах, конференциях, форумах, выставках инновационной направленности. В качестве примера можно привести участие делегации области (ОАО «Ивотстекло», ОАО «Чистая планета», ЗАО «Группа-Кремний Эл», ЗАО «Метаклэй», малое инновационное предприятие «ООО «Нанокомпозит-БГИТА») в работе выставки Rusnanotech Expo-2011 (октябрь 2011 г.);
- участие делегации области (Брянская областная научная универсальная библиотека им. Федора Тютчева, ЗАО «Метаклэй», ЗАО «Группа-Кремний Эл», ОАО «Чистая планета», малое инновационное предприятие «ООО «Нанокомпозит-БГИТА», ОАО «Ивотстекло») в Белорусско-Российской инновационной конференции, проводимой в целях содействия разрабатываемой Межгосударственной программе инновационного сотрудничества государств-участников СНГ на период до 2020 года (ноябрь 2011 г.);
- участие ученых и специалистов Брянской области в выставке-презентации инновационных проектов молодых ученых и специалистов Центрального федерального округа, а также площадке «Диалог с экспертами: молодежь в инновационном пространстве в рамках II Среднерусского экономического форума» (июль 2013 г.).
Вместе с тем внешняя конгрессно-выставочная деятельность Брянской области менее активна по сравнению с внутренней. В регионе в 2012 г проведено более 20 мероприятий, тогда как представители инновационной сферы региона за аналогичный период приняли участие менее чем в 10 выставочно-ярмарочных мероприятиях. Участие региона в выездных выставках, конференциях, ярмарках дает возможность получить о нем больше информации, сравнить с другими регионами. Выездные мероприятия эффективны, поскольку являются инструментом продвижения продукции инновационных предприятий Брянской области на отечественный и зарубежные рынки, способствуют повышению узнаваемости территории. Условием успешного продвижения региона как инновационно активного становится заблаговременная подготовка к мероприятию, начиная от выбора стран, тематики выставок, отвечающих общей стратегии развития и позиционирования инновационной области, и заканчивая сценарием работы на выставке. Во время выставок возможно установление связей делегации региона с представителями бизнеса, административных и профессиональных структур из разных регионов России и других стран.
Заключение
Брянская область обладает значительным инновационным потенциалом, определяемым наличием инновационно ориентированных организаций - вузов, промышленных предприятий с научно-техническими центрами, действующих в инновационной сфере малых предприятий и организаций. Так, на 1 января 2013 г. в Реестр субъектов инновационной деятельности Брянской области включены 56 организаций, 4 крупнейших брянских вуза - Брянский государственный университет им. академика И. Г. Петровского, Брянская государственная инженернотехнологическая академия, Брянский государственный технологический университет и Брянская государственная сельскохозяйственная академия, которые обладают собственной научноисследовательской и опытно-конструкторской базой, при вузах работает 14 малых инновационных предприятий [3]. Исследователи, ученые, представители бизнеса и власть Брянской области участвуют в различных выставочно-ярмарочных мероприятиях инновационной сферы, проводимых на территории других регионов РФ и в странах зарубежья. На территории области регулярно проводятся инновационные форумы, конференции, семинары и т. д. Подготовку и проведение конгрессно-выставочных мероприятий на территории Брянской области, а также участие
в выставках и ярмарках за пределами региона осуществляет департамент экономического развития Брянской области совместно с органами исполнительной власти Брянской области.
Однако на практике существует проблема низкой информированности хозяйствующих субъектов и представителей ученого мира о проводимых выставках, конгрессах, выставках и, что наиболее важно, проблема крайне слабого освещения итогов мероприятий по продвижению результатов инновационной деятельности населения и предприятий региона, потенциальных инвесторов. В связи с этим необходима активизация мероприятий, направленных на информирование внешних и внутренних контактных аудиторий о конгрессной и выставочноярмарочной деятельности Брянской области в сфере инноваций, что позволит сформировать инновационный имидж региона, усилить узнаваемость территории и будет способствовать привлечению внимания к региону, улучшению инвестиционного климата, получению дополнительных ресурсов для развития региональной экономики.
Таким образом, имидж региона есть результат целенаправленной информационнокоммуникативной деятельности, а для достижения успеха в данной сфере необходимо отчётливое понимание соответствующими властными структурами механизмов формирования имиджа региона. Для позиционирования региона как инновационного активного необходимо проведение мероприятий по продвижению результатов инновационной деятельности как в регионе, так и за его пределами. Следует подчеркнуть значение инновационного маркетинга территорий в формировании имиджа региона, причем основным инструментом маркетинга имиджа являются разнообразные коммуникационные мероприятия, демонстрирующие открытость территории, его возможности в области партнерства и реализации инновационных проектов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Васильева О. Е. Имидж в системе стратегии экономического развития региона / О. Е. Васильева // Проблемы современной экономики. 2009. № 1 (29). С. 24-32.
2. Стратегия социально-экономического развития Брянской области до 2025 года [Электронный ресурс]: http://www.bryanskobl.ru/economy/strategy/.
3. Наука и инновации в регионах России [Электронный ресурс]: http://regions.extech.ru (дата обращения 01.08.2013).
REFERENCES
1. Vasilieva O. E. Imidzh v sisteme strategii ekonomicheskogo razvitiia regiona [Economic difficulties and industrial complexes]. Problemy sovremennoi ekonomiki, 2009, no. 1 (29), pp. 24-32.
2. Strategiia sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiia Brianskoi oblasti do 2025 goda [Strategy of socio-economic development of the Bryansk region until 2025]. Available at: http://www.bryanskobl.ru/economy/strategy/.
3. Nauka i innovatsii v regionakh Rossii [Science and innovation in the regions of Russia]. Available at: http://regions.extech.ru (accessed 01.08.2013).
Статья поступила в редакцию 14.10.2013
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Карлина Марина Михайловна - Брянский государственный университет им. И. Г. Петровского; аспирант кафедры «Управление»; marina895@rambler.ru.
Karlina Marina Mikhailovna — Bryansk State University named after I. G. Petrovsky; Postgraduate Student of the Department "Management"; marina895@rambler.ru.