Научная статья на тему 'Формирование инновационного имиджа региона'

Формирование инновационного имиджа региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
755
318
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМИДЖ РЕГИОНА / ИННОВАЦИОННО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ РЕГИОНЫ / МОДЕЛЬ / БРЕНДИНГ ТЕРРИТОРИИ / ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ РЕГИОНА / МАРКЕТИНГ ИМИДЖА / THE IMAGE OF THE REGION / INNOVATIVELY-ORIENTATED REGION / A TERRITORY BRENDING / REPRESENTING OF THE REGION / IMAGE MARKETING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карлина М. М.

В статье представлены подходы к проектированию модели инновационного имиджа региона. Приводится обзор факторов позиционирования территории, как инновационно активной. Обозначены элементы модели формирования инновационного имиджа региона

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The innovative image of region

Projecting an innovative of region, instrument of marketing image are under consideration in this article. The review of factors conserving taking the portion of territory as innovatively active has been made. The model of forming has been made an innovative image of region is represented

Текст научной работы на тему «Формирование инновационного имиджа региона»

УДК 330

ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ИМИДЖА РЕГИОНА

М.М. Карлина

В статье представлены подходы к проектированию модели инновационного имиджа региона. Приводится обзор факторов позиционирования территории, как инновационно активной. Обозначены элементы модели формирования инновационного имиджа региона.

Ключевые слова: имидж региона, инновационно-ориентированные регионы, модель, брендинг территории, позиционирование региона, маркетинг имиджа

В условиях инновационной экономики наблюдается повышенный интерес к вопросам формирования имиджа региона. Парадигмой экономического развития, лежащей в основе стратегического развития экономики России, предусматривается наряду с партнерством, конкуренция между регионами, проявляющаяся в различных сферах деятельности и особенно в инновационности. Поэтому для науки и практики важным становится поиск путей и условий создания и реализации инновационного имиджа региона, который мы понимаем как эмоционально-окрашенный и активно представленный общественности образ позитивного социально-экономического состояния региона, воспринимаемый в массовом сознании с позиции инновационного развития.

Формирование имиджа региона, связанного с процессом его идентификации, способствует привлечению внимания к территории, создавая возможности эффективного лоббирования интересов, улучшение инвестиционного климата, получения дополнительные ресурсы для развития региональной экономики. Позитивный имидж региона является весомым фактором его успешного существования и развития в условиях конкурентной среды.

Основные имиджеообразующим факторы региона можно разделить на две группы:

• объективные (геополитическое положение, природно-климатическое разнообразие, сырьевые ресурсы, включенность в системы внешнеэкономических и внешнеполитических связей, особенности развития и особенности экономики; производственная инфраструктура, социально-демографические и социально-психологические характеристики населения)

• субъективные (политика инновационного развития региона, наличие сильного регионального лидера, развитая рекламно-коммуникационная инфраструктура).

Среди многообразия инструментов формирования имиджа в региональном имиджмекерстве одним из наиболее перспективных признается развитие инновационного потенциала региона. Инновационный вектор развития становится непременным атрибутом формирования положительного имиджа региона.

В идентификации региона, представляющей совокупность эмоциональных и рациональных представлений о территории, как региона, реализующего инновационную модель развития, заключается его инновационный имидж. Основной предпосылкой формирования инновацинного имиджа региона является правильный выбор целей, задач и стратегических направлений маркетинговой деятельности, присущих определенной специфике инновационного региона.

Инновационный имидж является фактором обеспечения конкурентных преимуществ регионов в части повышения инвестиционной привлекательности, реализации успешных бизнес-проектов, ускорения социально-экономического развития, налаживания внешнеэкономических связей.

Примером этого являются Новосибирская область, Томская область, Калужская область, республика Татарстан, г. Москва - регионы, которые, при формировании регионального имиджа, делают акцент на инновационного потенциале.

Создание системы интегральных образов инновационного имиджа территории является основополагающим основанием для проектирования и осуществления региональной имиджевой стратегии, комплексной целевой программы формирования позитивного имиджа региона, политики символического брендинга территории, политики повышения репутации региона, ее паблицитного, репутационого капиталов и др. [1, с.2].

Миссия региона, модель стратегических целей регионального развития, формулирующие и формирующие интегративный инновационный образ территории, а также образы желаемого развития основных подсистем и сфер жизнеобеспечения регионального социума, система имиджевых характеристик и сценариев инновационного преображения региона составляют желаемую модель

инновационного образа региона. В основе проектирования модели инновационного имиджа региона лежат теория брендинга территории, методологии стратегического планирования и развития территорий, в том числе, теории и практики форсайта, анализ основных долгосрочных трендов развития региона и моделирования ситуаций.

Важнейшим компонентом регионального инновационного имиджа является формирование миссии региона как интегрального заявления о намерениях основных «целеносителей» региона и формирования стратегического статуса его инновационного будущего. При этом, с позиции теории стратегического управления, миссия региона должна быть направлена не только, «внутрь» (для целей регионального развития», как обязательства региона перед основными целеносителями - субъектами, входящими в его состав), но и «во вне», т.е. во внешнюю среду, где формируется предназначение и роль региона в социально-экономическом и политическом развитии России. Достижение миссии предопределяется и детерминируется основными стратегическими целями региона, которые формулируют интегральный образ инновационного имиджа региона.

В условиях жесткой межрегиональной конкуренции возрастает роль позиционирования, позволяющего региону привлекать и наращивать ресурсы для своего развития. В определенном смысле позиционирование региона - это создание его привлекательного образа в экономической и социальной жизни.

Позиционирование региона как инновационной территории базируется на трех направлениях:

- повышение доступности информации об инновационном и инвестиционном потенциале области;

- конгрессная и выставочная деятельности в России и за рубежом;

- разработка и продвижение бренда области.

Первым направлением формирования и трансляции инновационного имиджа региона является распространение информации об его инновационном потенциале в средствах информационно-коммуникативного пространства - средств массой информации и интернет-ресурсов, а также организация выездных мероприятий для ознакомления с крупнейшими инновационными проектами региона, изготовление информационных, аналитических, справочных, презентационных материалов. По оценке экспертов, информационная прозрачность региона является ценным региональным ресурсом. Однако в отечественной практике важность информационного ресурса еще не достаточно оценена, так ещё крайне мало примеров, когда региональные и муниципальные власти всерьёз занимаются проблемой продвижения информации и поддержания благоприятного инновационного имиджа региона.

Положительный эффект в формировании инновационного имиджа достигается публикациями в специализированных научных и экономических СМИ, имеющих «целевую» аудиторию. Необходима систематическая работа, по освящению инновационного потенциала региона в медийном пространстве, в рамках разработанной программы, предусматривающие все этапы идентификации территории во внешней среде как инновационной активной.

Для позиционирования региона как активного в сфере инноваций, необходимо осуществлять мероприятия по отражению результатов инновационной деятельности. Активная конгрессная, семинарская и выставочная деятельность, проведение круглых столов и бизнес-встреч участников инновационных проектов, это не только площадка обмена передовым опытом, имеющимся в различных регионах, но и средство демонстрации инновационного потенциал региона в целях укрепления инновационного позиционирования.

Однако на практике существует проблема низкой информированности хозяйствующих субъектов и представителей ученого мира о проводимых выставках, конгрессах, выставках и, что наиболее важно, крайне слабое освящение итогов мероприятий по продвижению результатов инновационной деятельности населения и предприятий региона, потенциальных инвесторов. В связи с чем, необходима активизация мероприятий, направленных на информирование внешних и внутренних контактных аудиторий о конгрессной и выставочной деятельности в сфере инноваций.

Бренд территории является квинтэссенцией миссии и стратегии ее развития. Построение бренда инновационного региона сможет обеспечивать идентификацию региона как инновационно активной территории, как внутри региона, так и за его пределами [2,с.41]. Брендинг территории направлен на обеспечение узнаваемости бренда региона, его присутствия в информационном пространстве. Кроме того, создание и продвижение региональных брендов, способствует инновационному развитию ключевых отраслей хозяйства региона. Региональные бренды являются основой для целого ряда отраслевых пилотных программ инновационного развития, в процессе

которых совершенствуется инфраструктура инновационной деятельности.

Какими брендами на территории Брянской области могут стать магистральные и маневровые тепловозы Брянского машиностроительного завода, цементные смеси ЗАО «Мальцовский портландцемент», изделия из стального литья для производсьва и ремонта железнодорожного транспорта ООО «ПК «Бежицкий сталелитейный завод» и др.

Создаваемая инфраструктура затем сможет оказывать услуги по коммерциализации инноваций другим регионам, что приведет к успеху общего позиционирования.

Несмотря на то, что на территории Брянской области успешно функционируют 9 организаций инновационной сферы (Брянский областной бизнес-инкубатор, научно-технологический парк «ДЕСНА-ТЕХНОПАРК», Бизнес-инкубатор Структурное подразделение Брянского научно-технологического парка Брянский машиностроительный и др.), а Стратегией социально- экономического развития Брянской области до 2025 года в качестве стратегической цели развития инновационной сферы определено «сбалансированное развитие высокоэффективного инновационного производственного, управленческого комплекса и превращение научного потенциала в один из основных ресурсов устойчивого экономического роста региона» [5, с.3], факторы позиционирования региона как инновационно- активного слабо развиты.

В рамках информационно-коммуникативного пространства крайне мало используются средства повышения доступности информации об инновационном потенциале области; выставочная, конгрессная активность, направленная на информирование о результатах инновационной деятельности практически не ведется, бренд региона не сформирован, пока нет имиджа области как инновационно-активной территории.

Вместе с тем можно отметить ряд положительных аспектов в формировании инновационного имиджа Брянского региона:

- проведение в марте 2012г. - информационно - практического семинара «Инструменты инновационного развития», направленного на активизацию инновационной деятельности в регионе, увеличение количества правильно оформленных заявок для участия участников в программах и проектах Министерства образования и науки РФ, расширение состава участников инновационных процессов;

- проведение в августе 2012г. конкурса инновационных проектов комплексного проекта по созданию высокотехнологичного производства, выполняемого с участием российского высшего учебного заведения в рамках государственного контракта с Министерством образования и науки РФ;

- проведение в октябре 2011г. конкурса среди начинающих малых и средних инновационных компаний на получение субсидий — грантов на создание инновационных компаний;

- участие в октябре 2011г. делегации Брянской области в выставочном комплексе «Экспоцентр» выставки по нанотехнологиям RusnanotechExpo-2011;

-создание интернет - страницы, освящающей инновационную деятельность в регионе на официальном сайте Администрации Брянской области.

Следует подчеркнуть значение инновационного маркетинга территорий в формировании имиджа региона, причем основным инструментом маркетинга имиджа являются разнообразные коммуникационные мероприятия, демонстрирующие открытость территории, его возможности в области партнерства и реализации инновационных проектов [3,с. 25].

Для позиционирования региона как инновационного активного необходимо проведение мероприятий, направленных на продвижение результатов инновационной деятельности как в регионе и за его пределами.

В целом мы выделяем такие основные аспекты формирования инновационного позиционирования территории: динамику и уровень распространения информации об его инновационном потенциале в средствах информационно-коммуникативного пространства, формирование и продвижение бренда территории, активную конгрессную и выставочную деятельности, систему маркетинг-менеджмента имиджа.

Таким образом, позитивный имидж региона является весомым фактором успешного функционирования и развития территории и населения в условиях конкурентной среды. В настоящее время приоритетным фактором формирования положительного имиджа региона является инновационный вектор развития. Целенаправленное и грамотное формирование и продвижение инновационного имиджа региона становится инструментом реальных преобразований, повышения статуса и престижа региона, его инвестиционной привлекательности, привлечения и продвижения региональных инновационных проектов. Поэтому тенденции развития инновационно-ориентированных регионов требуют сегодня создания системы маркетинговых индикаторов,

формируемых и оцениваемых в рамках маркетинговой информационной системы и в контуре деятельности регионального инновационного центра, с целью наиболее полной реализации инновационного потенциала региона и формирования его сильного и устойчивого бренда.

Projecting an innovative of region, instrument of marketing image are under consideration in this article. The review of factors conserving taking the portion of territory as innovatively active has been made. The model of forming has been made an innovative image of region is represented.

The key words: the image of the region, innovatively-orientated region, a territory brending, representing of the region, image marketing.

Список литературы

1. Васильева О.Е. Имидж в системе стратегии экономического развития региона//Проблемы современной экономики, 2009. 1(29)

2. Ревина А.С. Особенности повышения инновационной активности мезокомплекса // Управление экономическими системами, 2010 2.

3. Кушхова Элина Исмаиловна Система управления инновационной деятельностью в регионе//Диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - Москва, 2010. -160с.

4. Наука и инновации в регионах России [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL http://regions.extech.ru (дата обращения 13.01.2013).

5. Стратегия социально- экономического развития Брянской области до 2025 года

Об авторе

Карлина Марина Михайловна, аспирант Брянского государственного университета им. И.Г. Петровского, marina895@rambler.ru

The innovative image of region

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.