Научная статья на тему 'Значение кейс-технологии для формирования профессиональных компетенций педагога по физической культуре'

Значение кейс-технологии для формирования профессиональных компетенций педагога по физической культуре Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
71
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / PROFESSIONAL COMPETENCE / КЕЙС-МЕТОД / CASE METHOD / ЭСКИЗ-ПРОЕКТ / СИТУАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / SITUATIONAL TRAINING / АНТРОПНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ANTHROPIC EDUCATIONAL TECHNOLOGY / ROUGH PROJECT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Быстрицкая Е.В., Арифулина Р.У., Аксенов С.И.

Кейс-технология современная технология профессионального обучения, в контексте которой успешно реализуется компетентностный подход в подготовке педагога по физической культуре. В рамках этой технологии студенты моделируют и реализуют эскиз-проекты, которые позволяют сочетать фундаментальные и прикладные аспекты профессионального обучения в сфере физической культуры, формировать ценностно-смысловую сферу личности. Авторы предлагают применять эскиз-проекты для формирования и диагностики профессиональных компетенций будущего педагога по физической культуре. Проекты позволяют осознать специфику профессиональной деятельности специалиста по физической культуре и спорту, работающего с различными группами населения, в медицинских, оздоровительных, рекреационных, туристических и образовательных учреждениях; понять особенности выбранной ими физкультурно-педагогической специальности в ряду других подобных профессий, убедиться в правильности оценки своего педагогического призвания или в необходимости своевременной смены профессии. Эта деятельность повышает мотивацию к учебной, а главное к профессиональной, деятельности в сфере физической культуры, спорта и молодежной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Быстрицкая Е.В., Арифулина Р.У., Аксенов С.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Значение кейс-технологии для формирования профессиональных компетенций педагога по физической культуре»

значение кейс-технологии для формирования профессиональных компетенции педагога по физической культуре

УДК/UDC 796.077.5

JHj,

"i if

Информация для связи с автором: oldlady@mail.ru

Поступила в редакцию 13.03.2015 г.

Доктор педагогических наук, доцент Е.В. Быстрицкая1

Кандидат педагогических наук, доцент Р.У. Арифулина1

Кандидат педагогических наук, доцент С.И. Аксенов1

1 Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина», Нижний Новгород

CASE TECHNOLOGY IN FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCES OF PHYSICAL EDUCATION TEACHER

Dr.Hab., Associate Professor E.V. Bystritskaya1 Ph.D., Associate Professor R.U. Arifulina1 Ph.D., Associate Professor S.I. Aksenov1

Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod

Аннотация

Кейс-технология - современная технология профессионального обучения, в контексте которой успешно реализуется компетентностный подход в подготовке педагога по физической культуре. В рамках этой технологии студенты моделируют и реализуют эскиз-проекты, которые позволяют сочетать фундаментальные и прикладные аспекты профессионального обучения в сфере физической культуры, формировать ценностно-смысловую сферу личности. Авторы предлагают применять эскиз-проекты для формирования и диагностики профессиональных компетенций будущего педагога по физической культуре.

Проекты позволяют осознать специфику профессиональной деятельности специалиста по физической культуре и спорту, работающего с различными группами населения, в медицинских, оздоровительных, рекреационных, туристических и образовательных учреждениях; понять особенности выбранной ими физкультурно-педагогической специальности в ряду других подобных профессий, убедиться в правильности оценки своего педагогического призвания или в необходимости своевременной смены профессии. Эта деятельность повышает мотивацию к учебной, а главное к профессиональной, деятельности в сфере физической культуры, спорта и молодежной политики.

Ключевые слова: профессиональные компетенции, кейс-метод, эскиз-проект, ситуативное обучение, антропные образовательные технологии.

Annotation

Case technology is a modern technology of vocational training in the context of which the competency building approach is being successfully implemented for training of teachers of physical education. As part of this technology, students simulate and implement sketch projects that make it possible to combine fundamental and applied aspects of vocational training in the field of physical culture, form the value-semantic sphere of an individual. The authors suggest using sketch projects for the development and diagnostics of professional competences of the future teachers of physical education. The projects help recognize the specificity of the professional activity of a specialist in physical education and sport, who works with different population groups in medical, sanitary, recreational, tourist and educational institutions; understand the specificity of the chosen profession of physical education teacher from a number of other similar professions, ensure the correct assessment of his pedagogical vocation, or the need for timely change of profession. This activity increases the motivation for training, and above all professional activity in the sphere of physical education, sport and youth policy.

Keywords: professional competence, case method, rough project, situational training, anthropic educational technology.

Введение. В современной педагогической науке полемика о соотношении фундаментальных и прикладных знаний в структуре профессиональной компетентности педагога по физической культуре не нова. В этом смысле антропные образовательные технологии физкультурного образования сочетают в себе оба этих подхода, ориентируясь на индивидуальность физической, психической и социальной конституции человека, на его уникальную ценностно-смысловую сферу личности.

В рамках этих технологий необходимо рассматривать:

• образ результата обучения через призму будущего результата профессиональной деятельности, направления вектора личностного и профессионального развития, которое выражается в виде «образа потребного будущего» (по С.В. Дмитриеву);

• содержание деятельности через призму индивидуальности деятеля;

• средства диагностики не только результатов, но и процесса образовательной деятельности через призму оценочного комплекса профессионально деятельности;

• набор моделей обучения через призму внешних и внутренних факторов их целевого отбора;

• критерии оценки и оптимальности выбора содержания и образовательной модели для данных конкретных условий через призму критериев самооценки своей профессиональной деятельности и профессионально-ориентированной личности.

Эти требования вполне сочетаются с декларируемыми ФГОС профессионально значимыми компетенциями, следовательно, применение антропных технологии в сфере физической культуры является научно обоснованным.

Антропной может стать и вполне известная педагогическая технология, применяемая в нетривиальных

педагогических условиях становления будущего педагога по физической культуре. Одной из таких современных эффективных технологий обучения в вузе является проблемно-ситуативное обучение с применением кейсов. Традиционно кейсы выполняют функции педагогических ситуаций, в которых формируется полипозиционное профессиональное мышление будущего специалиста в сфере физической культуры. Традиционно они представляют собой некую конкретную ситуацию, зачастую негативного характера, требующую индивидуального вмешательства педагога и разрешения возникшей конфликтной ситуации. Антропные технологии исходят из постулата обучения «от позитивного», поэтому учебно-диагностические кейсы, предлагаемые нами в виде индивидуальных и коллективных эскиз-проектов, а также в форме диалоговых комментируемых учебных ситуаций (ДУС), позволяют будущему педагогу по физической культуре проявить свой профессионализм не в критических и аномальных условиях педагогической деятельности, а в сознательно спроектированных.

Еще один важный момент связан с тем, что общие образовательные программы профилей, учебные планы формируются в настоящее время таким образом, что каждый учебный предмет «отвечает» за формирование двух-трех общих и профессиональных компетенций. С позиций антропных образовательных технологий такое разделение логически ущербно. Действительно, каждый студент имеет право «изъять из тела

науки» именно те недостающие антропоконструкты, которые для него наиболее важны в личностном и профессиональном смысле. И этот опыт естественным образом выйдет за рамки декларированных компетенций, поскольку является не монопредметным, а полипредметным и часто метапредметным, проникая вглубь объекта изучения. Таким образом, внедрение учебных кейсов, построенных на основах рефлексивного, социокультурного и деятельностного подходов, в практику физкультурного образования в настоящее время - весьма актуальная задача.

Цель исследования - раскрыть содержание эскиз-проектов по формированию и диагностике профессиональных компетенций будущего педагога по физической культуре.

Результаты исследования и их обсуждение. Как показала практика, защита эскиз-проектов лучше всего проходит без присутствия педагога или с его дистанционным участием, например в виде интернет-конференции, когда его роль - это роль заинтересованного наблюдателя и главного (итогового) эксперта. Оценочными параметрами здесь становятся профессиональные компетенции, способы учебно-профессиональных действий, глубина рефлексии и ряд других.

В рамках антропных образовательных технологий эскиз-проекты могут выполнять как обучающую, так и диагностическую функции, как было нами показано на примере учебного блока спортивно-педагогических дисциплин и образовательных модулей. В частности, составленный нами кейс-атлас эскиз-проектов по каждой компетенции ФГОС бакалавра пе-

Таблица 1. Тематика эскиз-проектов, формирующих и диагностирующих общие компетенции

¡и

V-□

и

га у

г.

ч—

. О 0J

га

V-

■ -О С

га

^

О (U .с Н

Компетенции выпускника ООП бакалавриата, формируемые в результате освоения ФГОС ВПО Тематика эскиз-проектов

Способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2) Составьте иерархию своих личностных и профессиональных ценностей, поясните свой выбор. Приведите пример одного из видов профессиональной деятельности педагога по ФК и обоснуйте личностный смысл этой деятельности

Способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3) Спроектируйте спортивный праздник, доказывающий олимпийский постулат: «О спорт, ты - мир!» Вы классный руководитель, и у вас многонациональный 6-й класс. Определите методы воспитательной работы по формированию межэтнической толерантности среди подростков, отразите это в плане работы на I учебную четверть, используя также преимущества своего учебного предмета

Способен логически верно строить устную и письменную речь (Ок-6); Напишите текст объявления для учащихся начальной школы по приему в вашу спортивную секцию, сценарий видеоролика и устное объявление. Выделите отличительные особенности формулировок

Готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7) Вам стало известно, что взаимоотношения в коллективе педагогов школы не являются тесными, дружественными и творческими. Спроектируйте спортивно-оздоровительное мероприятие, приуроченное ко Дню рождения школы, с привлечением к подготовке и проведению своих коллег - педагогов других учебных дисциплин и администрации школы

Готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готов работать с компьютером как средством управления информацией (ОК-8) Распределите по значимости информационные источники для одного из видов вашей профессиональной деятельности (обучающей, воспитательной, селекционной, самообразования и др). Свой выбор обоснуйте. Как изменится этот список при смене вида профессиональной деятельности?

Владеет одним из иностранных языков на уровне, позволяющем получать и оценивать информацию в области профессиональной деятельности из зарубежных источников (ОК-10); Спроектируйте ситуации, в которых тренеру может потребоваться знание иностранного языка

Способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12) Предложите проект по преодолению заблуждений родителей учащихся начальной школы о необходимости экстремального закаливания учащихся. Приведите свои примеры родительских заблуждений и способы их коррекции педагогом по физической культуре.

Готов использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13) Спроектируйте документ, который, на ваш взгляд, необходим для организации спортивно-оздоровительной деятельности в средней общеобразовательной школе в каникулярное время

Готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14); Предложите проект межнациональной подвижной игры в ДОЛ, где ее участники могли бы показать свои национальные культурные и спортивные традиции

40

http://www.teoriya.ru

№ 9 • 2015 Сентябрь | September

Таблица 2. Тематика эскиз-проектов, формирующих и диагностирующих общие компетенции бакалавра педагогического направления, профиль «Физическая культура»

Компетенции выпускника ООП бакалавриата, формируемые в результате освоения ФГОС ВПО Тематика эскиз-проектов

Общепрофессиональные компетенции:

Осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1) Составьте социологическое исследование о значимости вашей профессиональной деятельности: сформируйте контингент респондентов, составьте опросник, выберите форму опроса, предложите проект обработки данных опроса. Укажите мотивы, которые, на ваш взгляд являются общими для тренера и его учеников, и различные.

Владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-З) Разработайте проект тренировочного занятия, указав все монологические и диалоговые реплики тренера, соотнесите значение в его речевой культуре владения правилами педагогической риторики и красноречия, а также специальной терминологией

в области педагогической деятельности: Профессиональные компетенции

Готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5) Создайте проект-программу коммуникативного взаимодействия с родителями воспитанников, коллегами, партнерами - представителями различных социальных институтов, очертив круг обсуждаемых вопросов

в области культурно-просветительской деятельности:

Способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности (ПК-9) Спроектируйте процессы организации, проведения и анализа встречи ваших воспитанников с выдающимися спортсменами вашего вида спорта, укажите цели и направления дискуссии

Способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК-11) Пользуясь проектами развития спорта в регионе, предложите эскиз-проект содержания деятельности нового спортивного сооружения, цель которого - развитие традиционных для региона видов спорта, опишите контингент занимающихся

дагогического направления, профиль «Физическая культура» успешно применяются на факультете физической культуры и спорта Нижегородского государственного педагогического университета для организации общепрофессиональной аттестации тренера (ОПАт). Это коллективная форма учебно-профессиональной деятельности, одновременно конституирующая уровень владения студентами бакалавриата приведенными, во ФГОС компетенциями. В интегративную оценку ОПАт входят как коллективный результат, так и вклад каждого выпускника в общий успех. Примеры таких кейсов для диагностики и развития ряда значимых компетенций при изучении спортивно-педагогических дисциплин приведены в табл. 1, 2.

Как показала практика, моделирование и реализация указанных эскиз-проектов являются учебно-профессиональным видом деятельности, результаты которого могут быть использованы как в ходе вузовских практик, так и по завершении обучения в вузе. Кроме того, сформированные в ходе занятий и практик кейсы являются основой создания профессионального портфолио педагога по физической культуре и тренера.

Вывод. Проекты позволяют осознать специфику профессиональной деятельности специалиста по физической культуре и спорту, работающего с различными группами населения, в медицинских, оздоровительных, рекреационных, туристических и образовательных учреждениях; понять особенности выбранной ими физкультурно-педагогической специальности в ряду других подобных профессий, убедиться в правильности оценки своего педагогического призвания или в необходимости своевременной смены профессии. Эта деятельность повышает мотивацию к учебной, а главное к профессиональной, деятельности в сфере физической культуры, спорта и молодежной политики.

Использованная литература

1. Газман О. Путеводитель по MBA в России и за рубежом / О. Газман, А. Жаворонкова, А. Рубальская. - М.: Begin Group, 2004. - 347 с.

2. Деркач А.М. Кейс-метод в обучении органической химии: составление и использование заданий / А.М. Деркач // Среднее профессиональное образование. - 2010. - № 11. - С. 45-47.

3. Деркач А.М. Кейс-метод в обучении органической химии при подготовке технологов пищевой промышленности в системе

среднего профессионального образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук / А.М. Деркач. - СПб., 2012. - 26 с.

4. Дмитриев С.В. The purpose of innovate high school technologiesformation design culture of thinking selfdeveloped professional / С.В. Дмитриев, С.Д. Неверкович, Е.В. Быстрицкая. Science, Technology and Higher Education: Мaterials of the 1V International Research and practice conference Vol. 1 January 30 2014 Westwood Canada publishing office Accent Graphics communications. - 532 p. ISBN 978-1-77192-049-0, - pp. 359-365.

5. Дмитриев С.В. Дидактическое моделирование двигательных действий в психологии спорта / С.В. Дмитриев, С.Д. Неверкович, Е.В. Быстрицкая. Ч. 1. Технология обучающего исследования. Спортивный психолог - 2014. - № 1(32). - С. 9-19.

6. Коновалова В.А. Формы итогового контроля по информатике / В.А. Коновалов // Информатика и образование. - 2008. - № 11.

7. Неверкович С.Д. Педагогика физической культуры: учебник / С.Д. Неверкович, Т.В. Аронова , А.Р. Баймурзин и др. - М.: Академия,

2013. - 362 c. - ISBN 978-5-7695-9213-3.

References

1. Gazman, O. Putevoditel' po MBA v Rossii i za rubezhom (MBA Guide in Russia and abroad) / O. Gazman, A. Zhavoronkova, A. Rubal'skaya. - Moscow: Begin Group, 2004. - 347 P.

2. Derkach, A.M. Keis-metod v obuchenii organicheskoy khimii: sostavlenie i ispol'zovanie zadaniy (Case method in teaching organic chemistry: tasks planning and application) / A.M. Derkach // Srednee professional'noe obrazovanie. - 2010. - № 11. - P. 45-47.

3. Derkach, A.M. Keus-metod v obuchenii organicheskoy khimii pri podgotovke tekhnologov pishchevoy promyshlennosti v sisteme srednego professional'nogo obrazovaniya: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk (Case method for teaching organic chemistry in food technologist training in secondary vocational education: abstract of Ph.D. thesis) / A.M. Derkach. - St. Petersburg, 2012. - 26 P.

4. Dmitriev, S.V. The purpose of innovate high school technologiesformation design culture of thinking selfdeveloped professional / S.V. Dmitriev, S.D. Neverkovich, E.V. Bystritskaya. Science, Technology and Higher Education: Proc. of the 1V International Research and practice conference. Vol. 1 January 30 2014. Westwood Canada publishing office Accent Graphics communications. - 532 P.

5. Dmitriev, S.V. Didakticheskoe modelirovanie dvigatel'nykh deystviy v psikhologii sporta (Didactic modeling of motor actions in sports psychology) / S.V. Dmitriev, S.D. Neverkovich, E.V. Bystritskaya. Tekhnologiya obuchayushchego issledovaniya. Sportivny psikholog (Technology of educative research. Sports psychologist. Ch. 1.). -

2014. - № 1(32). - P. 9-19.

6. Konovalova, V.A. Formy itogovogo kontrolya po informatike (Forms of final control on information science) / V.A. Konovalov // Informatika i obrazovanie. - 2008. - № 11.

7. Neverkovich, S.D. Pedagogika fizicheskoy kul'tury: uchebnik (Physical education pedagogics: textbook) / S.D. Neverkovich, T.V. Aronova , A.R. Baymurzin et al. - Moscow: Akademiya, 2013. - 362 P.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.