Научная статья на тему 'ЗНАЧЕНИЕ ИЗУЧАЕМОГО РЕПЕРТУАРА СТУДЕНЧЕСКОГО ОРКЕСТРА УЗБЕКСКИХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ'

ЗНАЧЕНИЕ ИЗУЧАЕМОГО РЕПЕРТУАРА СТУДЕНЧЕСКОГО ОРКЕСТРА УЗБЕКСКИХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
28
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКА / РЕПЕРТУАР / ИСКУССТВО / ОБРАЗОВАНИЕ / ОРКЕСТР / УЗБЕКСКИЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / ФЕСТИВАЛЬ / КОНКУРС / ДИРИЖЕР / ПЕДАГОГ / СТУДЕНТ / КОЛЛЕКТИВНОЕ ИСПОЛНЕНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / МУЗЫКАНТ / MUSIC / REPERTOIRE / ART / EDUCATION / ORCHESTRA / UZBEK NATIONAL INSTRUMENTS / FESTIVAL / COMPETITION / CONDUCTOR / TEACHER / STUDENT / COLLECTIVE PERFORMANCE / MUSICIAN

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Туратов Собиржон Турдибекович

В статье рассматривается репертуар студенческого оркестра узбекских национальных инструментов. Приводятся высказывания высококвалифицированных специалистов в области народной инструментальной культуры, руководителей оркестров и дирижеров, имеющие значение в совершенствовании учебного процесса. Выявляются особенности подготовки репетиционной работы в воспитании высокодуховной, гармонично развитой личности. В репертуаре оркестра осваиваются музыкальные произведения разных эпох, стилей, форм и жанров. Воспитание у оркестрантов интереса к мировой культуре, к достижениям - процесс сложный, требующий педагогического опыта и мастерства, знания не только музыки, но и психологии, философии, эстетики, закономерностей воздействия музыки на слушателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE VALUE OF THE STUDIED REPERTOIRE BY THE STUDENT ORCHESTRA OF UZBEK NATIONAL INSTRUMENTS

The article examines the repertoire of the student orchestra of Uzbek national instruments. Goals and objectives. The statements of highly qualified specialists in the field of folk instrumental culture, leaders of orchestras and conductors, which are important in improving the educational process, are given. The features of the preparation of rehearsal work in the upbringing of a highly spiritual, harmoniously developed personality are revealed. The repertoire of the orchestra masters musical works of different eras, styles, forms and genres. Raising an interest in world culture and achievements among orchestras is a complex process that requires pedagogical experience and skill, knowledge not only of music, but also of psychology, philosophy, aesthetics, and the laws of the impact of music on the listener.

Текст научной работы на тему «ЗНАЧЕНИЕ ИЗУЧАЕМОГО РЕПЕРТУАРА СТУДЕНЧЕСКОГО ОРКЕСТРА УЗБЕКСКИХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ»

ЗНАЧЕНИЕ ИЗУЧАЕМОГО РЕПЕРТУАРА СТУДЕНЧЕСКОГО ОРКЕСТРА УЗБЕКСКИХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ Туратов С.Т. Email: Turatov17155@scientifictext.ru

Туратов Собиржон Турдибекович - и.о. доцента, кафедра инструментального исполнительства, факультет народного творчества, Государственный институт искусств и культуры Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматривается репертуар студенческого оркестра узбекских национальных инструментов. Приводятся высказывания высококвалифицированных специалистов в области народной инструментальной культуры, руководителей оркестров и дирижеров, имеющие значение в совершенствовании учебного процесса. Выявляются особенности подготовки репетиционной работы в воспитании высокодуховной, гармонично развитой личности.

В репертуаре оркестра осваиваются музыкальные произведения разных эпох, стилей, форм и жанров. Воспитание у оркестрантов интереса к мировой культуре, к достижениям - процесс сложный, требующий педагогического опыта и мастерства, знания не только музыки, но и психологии, философии, эстетики, закономерностей воздействия музыки на слушателей.

Ключевые слова: музыка, репертуар, искусство, образование, оркестр, узбекские национальные инструменты, фестиваль, конкурс, дирижер, педагог, студент, коллективное исполнение, воспитание, музыкант.

THE VALUE OF THE STUDIED REPERTOIRE BY THE STUDENT ORCHESTRA OF UZBEK NATIONAL INSTRUMENTS

Turatov S.^

Turatov Sobirjon Turdibekovich - Acting Associate Professor, DEPARTMENT OF INSTRUMENTAL PERFORMANCE, FACULTY FOLK ART, STATE INSTITUTE OF ARTS AND CULTURE UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article examines the repertoire of the student orchestra of Uzbek national instruments. Goals and objectives. The statements of highly qualified specialists in the field of folk instrumental culture, leaders of orchestras and conductors, which are important in improving the educational process, are given. The features of the preparation of rehearsal work in the upbringing of a highly spiritual, harmoniously developed personality are revealed.

The repertoire of the orchestra masters musical works of different eras, styles, forms and genres. Raising an interest in world culture and achievements among orchestras is a complex process that requires pedagogical experience and skill, knowledge not only of music, but also of psychology, philosophy, aesthetics, and the laws of the impact of music on the listener.

Keywords: music, repertoire, art, education, orchestra, Uzbek national instruments, festival, competition, conductor, teacher, student, collective performance, education, musician.

УДК 078

Музыкальное образование Узбекистана развивается в соответствии с возрастающими требованиями, духовно-эстетическими запросами жизни. Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев подчеркивает: «В современных условиях, когда главным показателем конкурентоспособности страны все в большей мере становятся уровень и качество жизни населения, возрастает роль образования -

важнейшего фактора прогресса. Сегодня общества и цивилизации конкурируют, прежде всего, системами общественных ценностей и образования» [1, 32].

Магистральная линия концепции изучаемого оркестром репертуара заложена в повышении качества образования, развитии когнитивно-творческих способностей обучающихся. Целью и задачами учебного репертуара оркестра, являются приобретение профессиональных знаний, умение и навыки игры на национальных инструментах, воспитание бережного отношения к традициям национальной музыкальной культуры. «Учебный материал - отобранный в соответствии с принципом разумного соотношения общечеловеческих ценностей и национальных реалий (другими словами, это «и восточная мудрость, и весь мир») - открыт для формирования всесторонне развитой личности с широкими творческими и эмоционально-ценностными ориентациями» [2, 49].

Одной из задач составления репертуара является - обновление его произведениями, представляющими большую ценность нематериального наследия. На выбор репертуара влияют научные труды о развитии народных традиций, культуры, духовности, высказывание Заслуженного деятеля искусств Узбекистана, доктора искусствоведения, профессора Тухтасинбека Гафурбекова: «Золотые зерна народной музыки дают совершенные побеги, когда к ним прикасается рука художника с утонченным вкусом и творческой фантазией, большим интеллектом и профессиональным мастерством, художника, глубоко изучившего все лучшие достижения в этой области мировой музыкальной классики и музыки нашего столетия» [3, 110].

Большую и перспективную работу в выборе репертуара и формировании студенческого оркестра узбекских народных инструментов проводит ведущий специалист, который на протяжении ряда лет руководит кафедрой «Инструментальное исполнительство» - профессор Уразали Ташматов. Глубокий специалист узбекской национальной инструментальной культуры, он особенно досконально знает все тонкости, нюансы работы со студенческим коллективом. По его утверждению: «Основное направление деятельности студенческого оркестра всегда является в центре внимания профессорско-преподавательского состава кафедры, так как он осваивает широкий репертуар, исполняет произведения композиторов Узбекистана, мировую классику, джаз. Педагоги стремятся для лучшего усвоения студентами учебной программы, выбрать произведения разной степени сложности. Работа кафедры направлена на повышение качества образовательного процесса, на осуществление новых проектов, достижение подготовки высокопрофессиональной, гармонично развитой личности музыканта».

Со студенческим оркестром узбекских национальных инструментов работают педагоги кафедры, в частности талантливый дирижер, доцент Хикмат Раджабов. Его творческие методы получают развитие в выступлениях студентов разных курсов. Оркестр является фундаментальной базой в приобретении специальности, так как осваиваются приемы и навыки работы музыканта-исполнителя. Состав его ежегодно обновляется первокурсниками бакалавриата. Это вносит определенные коррективы в связи с адаптацией новичков в коллективе, выдвигает ряд организационных и профессиональных задач, выполнение которых необходимо в образовательном процессе. Укомплектован оркестр по группам: духовые - най, сурнай, кошнай, буламан; струнно-удароные - чанг, конун; струнно-щипковые -дутар, танбур, уд, рубаб-прима, рубаб-кашгарский; струнно-смычковые - гиджак, кобуз; ударные - дойра.

Согласно учебному плану студенты оркестра ежегодно проходят квалификационную практику в оркестрах Дворцов культуры, способствующую профессиональному росту.

Среди интересной, разнообразной и насыщенной программы в исполнении студенческого оркестра слаженно, с воодушевлением и удовольствием звучат Вальс

из музыки к художественному фильму «Об этом говорит вся махалля» Манаса Левиева, Хабанера из оперы «Кармен» Жоржа Бизе.

Со студенческим оркестром выступают прославленные солисты Узбекистана: Заслуженные артисты Узбекистана Комилжон Шерматов исполняет на конуне «Арабский танец», Рустам Абдуллаев играет соло на кашгарском рубабе газели Фурката, на музыку Ж.Султанова «Ох ким» («Кто»), газель на стихи Алишера Навои, музыка Хожи Абдулазиза Расулова «Гулузорим» («Цветок»). Заслуженный артист Каракалпакстана Рудаки Алламбаев исполняет ряд сольных песен и в дуэте с Хуршидой Гафуровой, лауреаты республиканского конкурса Феруза Хакимова и Илёс Рузимуродов.

За исполнение джазовой композиции «Старое танго» А. Гуревич - А. Исаева на рубабе-прима студент Дилшод Каримов удостоен 1 Премии на Республиканском конкурсе «Ни^ол» («Росток») в Ташкенте. Звуковая палитра рубаба-прима удивительно идентична звучанию банджо, что ещё больше способствует яркому, темпераментному исполнению солиста Боходира Баратова, занимающегося в классе Хикмата Раджабова. «Старое танго» прозвучало на Международном конкурсе в Испании Ллорет де Маар в марте 2019 года. Среди участников из 22 стран мира, узбекские конкурсанты удостоены Диплома II степени.

Необходимо отметить, что изучаемый репертуар студенческого оркестра узбекских национальных инструментов, имея важное методологическое значение, позволяет молодым специалистам работать не только в столице, во всех регионах Узбекистана. А также и за его пределами, проводя посредством своих коллективов просветительскую, воспитательную работу. Роль репертуара в этом процессе имеет приоритетное значение. Продолжая традиции, студенческий оркестр узбекских национальных инструментов Государственного института искусств и культуры Узбекистана способствует гармонично развитой личности молодого поколения.

Список литературы /References

1. Мирзиёев Ш. Образование и просвещение - дорога к миру и созиданию// Мирзиёев Ш. Уверенно продолжим путь национального развития на новом этапе. Том 1. Ташкент: ИПТД «Узбекистан», 2018.

2. Андриянова В. Основные направления экспериментальной работы по русскому языку в общеобразовательных школах и предварительные результаты обучения // Гармонично развитое поколение - условие стабильного развития Республики Узбекистан. Сборник научно-методических статей. Том 2. Ташкент: Узбекский научно-исследовательский институт педагогических наук имени Т.Н. Кары Ниязи, 2015.

3. Гафурбеков Т. Фольклорные истоки узбекского профессионального музыкального творчества. Ташкент: У^итувчи, 1984.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.