НАУЧНАЯ СТАТЬЯ / ORIGINAL ARTICLE УДК 378.046.2
DOI 10.25257/KB.2022.1.17-21
Значение истории педагогики для современного преподавателя
The significance of the history of pedagogy for a modern teacher
Н. В. ДЬЯЧЕНКО1
1Академия ГПС МЧС России, Москва, Россия
N. V. DYACHENKO1
1State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russia
В статье затронуты вопросы генезиса педагогической мысли, обоснована актуальность применения исторических трудов по педагогике в практической деятельности. Подробное изучение работ теоретиков педагогической мысли позволит современному преподавателю использовать материал в практической деятельности, подбирать методы и приёмы к занятию, обращаясь к опыту прошлых столетий.
Ключевые слова: обучение, история педагогики, воспитание, образование, обучающиеся, педагогическая система, принципы обучения
Abstract: The article is concerned with the issues of the genesis of pedagogical thought, presents an argument for topicality of using historical works on pedagogy in practical activities. A thorough study of the works of theorists of pedagogical thought will allow a modern teacher to use the material in practice, choose methods and techniques for lessons turning to the experience of past centuries.
Key words: teaching, history of pedagogy, upbringing, education, students, pedagogical system, principles of teaching
Современный образовательный процесс не только многовариантен по содержанию и толерантен в подходах к проблемам, но и легко восприимчив ко всему новому, обладая высокой степенью интеграции. Благодаря всемирной сети Интернет образовательный процесс легко интегрируется с иностранными педагогическими системами и находится в постоянном диалоге и развитии.
Обращение к теоретической базе ме-тодико-педагогического опыта как педагогов-практиков, так и педагогов-теоретиков происходило во все времена. Современные педагоги пытаются отыскать в прошлом опыте основу сегодняшних ключевых мето-дико-педагогических проблем современной системы образования.
История педагогики широко освещалась А. Н. Джуринским, Л. Х. Газгиреевой, М. Богуславским, Н. А. Константиновым [1-4]. Несмотря на год издания, эти труды затрагивают важные и актуальные для педагогической практики вопросы. К примеру, работы Я. А. Коменского актуальны не только тем, что в них впервые говорится о применении «наглядности» в процессе обучения, но и тем, что это уже на века созданный «фундамент» для работы педагогов в любой образовательной системе на любом этапе. Современникам остаётся доработать темы наглядности, видоизменения, изучения особенностей, разработать методические подходы к их практическому применению в процессе обучения.
Методика обучения как наука прошла сложный и длительный путь становления. Являясь изначально лишь разделом
педагогики, современная методика обучения - это самостоятельная дисциплина с множеством разделов, направлений работы и развивающаяся как минимум в трёх направлениях: практическом, научном и учебном.
Взяв за основу теоретическую базу педагогики, философии образования, психологии, методика обучения интегрирует научный материал, трансформируя его для использования в преподавании определённой узконаправленной дисциплины. При этом методика преподавания всегда опиралась на теорию педагогики, в частности, на раздел истории педагогики с его примерами, теоретической основой и базой для преподавания.
Цель данной статьи - продемонстрировать тесную взаимосвязь педагогики и методики преподавания, актуальность научных достижений истории педагогики на конкретных примерах использования на практике старейших научных изысканий.
Чтобы раскрыть преемственность поколений и значимость теорий в педагогической практике примеры и выдержки из трудов педагогов минувших лет необходимо представить в исторической последовательности.
Помимо репродуктивной, информационной составляющей в подаче учебного материала важно приводить примеры и методы практического применения знаний в дальнейшем. На этом основан компетентност-ный подход в системе обучения. В трудах Я. А. Коменского целые разделы посвящены данному этапу обучения. По его словам, «общие предписания пансофии должны быть реальными и практическими аксиомами, то есть такими положениями, которые заслуживают доверия сами, которых не надо доказывать при помощи более «первых» положений, а надо только иллюстрировать примерами так, чтобы человеческий ум немедленно признал их за норму истины, как только воспримет их...» [5].
Принципы передачи материала с использованием примеров, с чётким формулированием положений темы, поиском новых технологий и средств обучения для повышения
результативности не теряют актуальности по прошествии времени.
Подрастающее поколение на любом этапе обучения чаще всего воспринимает новый материал с позиции критики. Поэтому опытные педагоги, приводя примеры, переводят их в плоскость, ориентированную на личность обучающегося. Это становится фактором для запоминания материала, его осмысления и анализа.
В отечественной системе образования уже долгое время применяется компетент-ностный подход, в котором на первом месте стоят не теоретические знания (как в традиционном знаниевом подходе), а умение применить эти знания на практике. В XVII в. известный педагог, философ и политолог Дж. Локк писал: «На опыте основывается всё наше знание, от него, в конце концов, оно и происходит» [6].
Не всегда и не в каждой дисциплине в рамках процесса обучения возможно попробовать применить знания на практике, но это один из действующих принципов обучения. В свою очередь, основываясь на данном высказывании Локка, педагогу в своей деятельности необходимо учитывать целый ряд условий: возраст, гендерные качества, уровень образования, общий кругозор. Основываясь на этих данных, педагог сможет преподнести материал таким образом, чтобы обучающиеся прониклись изучаемой темой, «пропустили» материал через себя, свой жизненный опыт [7].
Каждый педагог без исключения, будь он школьный учитель или известный учёный, непрерывно ищет новые подходы, пути и решения для улучшения качества процесса обучения. Современные педагоги, психологи повсеместно говорят об аккуратном отношении к душевному состоянию ребёнка, всё более развивая личностно ориентированный подход к обучающимся [8].
Ещё в XVIII в. мыслитель Ж. Ж. Руссо считал важным «.сформировать сердце, суждения и ум. именно в том порядке, в каком назвал их», ставя на первое место формирование душевных качеств [9].
Целостная система образования включает в себя два равнозначных элемента - обучение и воспитание. Документы, регламентирующие образовательный процесс, наряду с обучением выделяют воспитательную деятельность. То есть педагог формирует у обучающегося не только знаниевую составляющую, но и духовную [10].
Философ, педагог, писатель, представляющий ХУШ в., Ф. С. Честерфилд в письмах к сыну рассуждает о педагогике, воспитании и образовании в целом: «Человек, обладающий большими знаниями, чаще всего страдает от налёта педантизма и уж во всяком случае не принадлежит числу самых воспитанных» [11].
С одной стороны, автор рассуждает о «больших знаниях», как сегодня рассуждают о перегруженности обучающихся, с другой стороны, он предвосхищает современное определение «образования», которое включает в себя и воспитание, и обучение. Одно без другого не имеет ни эффективности, ни смысла. Данный постулат проходит красной линией через весь образовательный процесс.
Благодаря научной деятельности педагогов XIX века был создан методико-педаго-гический фундамент, на который опираются современные педагоги-практики.
Одним из педагогов того времени был К. Д. Ушинский. Он писал: «Уже не раз сделано замечание, что «практическая необходимость является часто лучшим наставником в деле языка... В древних актах каждое слово живёт, каждое слово дышит преданием» [12]. При изложении материала в процессе обучения важно живое и грамотное обращение к историческим и национальным истокам. Современный педагог, несмотря на наличие в образовательном процессе целого ряда технических, интерактивных и информационных помощников, обязан использовать филологическую составляющую в образовательном процессе, что создаст условия для повышения качества и результативности процесса обучения [13].
Педагог XX века М. П. Щетинин в своём труде «Объять необъятное» призывал педагогов видеть индивидуальность каждого обучающегося: «.В обучении детей выхватываем у природы только то, что видим под ногами.
А что там за горизонтом, что слева и справа прячется во тьме нашего незнания космоса человеческого «я»?» [14].
Сегодня в образовании главенствует личностно ориентированный подход, призванный учитывать малейшие особенности обучающихся, реализуя компетенцию повышения качества образования. Ориентация на личность способствует раскрытию в ней творческого потенциала, улучшению мотивации к обучению и саморазвитию, самовоспитанию подрастающего поколения.
Об эмоциональной составляющей в преподавании, которая является одним из ведущих принципов обучения, говорил известный советский педагог В. А. Сухомлинский: «Идеи делаются святыми и нерушимыми не тогда, когда они запоминаются, а тогда, когда живут в трепете мысли и чувства, в созидании, в поступках...» [15]. Современная доступность любой информации обесценивает таковую без той эмоциональной составляющей, которая сегодня является флагманом в сознательном принятии информации обучающимися. По словам В. Н. Липского, «необходимо соотношение чувственного и рационального в образовательном процессе» [16].
Краткий обзор идей теоретиков педагогической мысли разных эпох позволил проиллюстрировать их близость современным педагогическим направлениям, а также продемонстрировать актуальность использования педагогических методик далёкого прошлого в современном образовательном процессе.
Методика преподавания подразделяется на общую и частную. Содержание общей методики составляет теоретико-педагогическую основу для частных методик. Последние основываются на личном опыте педагога и специфике узкоспециальной методики преподавания. Потребность в частной методике является главным основанием для обращения к трудам педагогов предшественников. Преподаватели со значительным стажем работы могут рекомендовать своим более молодым и неопытным коллегам отдельных авторов из истории педагогики, как их отдельные точки зрения, так и целые масштабные теории [17].
ЛИТЕРАТУРА
1. Джуринский А. Н. История педагогики и образования. М.: Юрайт, 2013. 675 с.
2. Газгиреева Л. Х. История педагогики и образования: государственная педагогика России. М.: Юрайт, 2020. 149 с.
3. Богуславский М. История педагогики. Методология, теория, персоналии. М.: Институт эффективных технологий, 2012. 434 с.
4. Медынский Е. Н, Шабаев М. Ф, Константинов Н. А. История педагогики. М.: Просвещение, 1966.
5. Коменский Я. А. Избранные сочинения. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Наркомпросса, 1939. Т. 2. 281 с.
6. Локк Д. Сочинения. В 3 т. Т. 1. М.: Наука, 1985. С. 154.
7. Дьяченко Н. В. Рассмотрение проблем воспитания через призму вузовской среды // Дискурс. 2019. № 8. С. 103-110.
8. Сергеева М. Г. Развитие социально-коммуникативных навыков обучающихся через воспитательный процесс (на примере межнационального студенческого фестиваля «Мы едины») //
В сб.: Язык государственной службы. Лингвистические вопросы теории и практики. М.: Академия ГПС МЧС России, 2020. С. 297-303.
9. Руссо Ж. Ж. Педагогические сочинения. В 2 т. Т. 2. М., 1981.
10. Волошина В. А. К проблеме формирования культурно государственной идентичности // В сб.: Проблемы и тенденции развития социокультурного пространства России: история и современность. Материалы IV международной научно-практической конференции / Под ред. Т. И. Рябовой. Брянск: Брянская государственная инженерно техническая академия, 2017. С. 14-19.
11. Честерфилд Ф. Д. С. Письма к сыну. М.: Мир книги, 2010. 368 с.
12. Ушинский К. Д. Собрание сочинений: в 11 т. М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1948-1952. Т. 1 (1948). С. 711.
13. Ходикова Н. А. Формирование коммуникативной компетентности будущих государственных служащих в процессе изучения дисциплины «Логика» // В сб.: Речевая практика государственных служащих.
М.: Академия ГПС МЧС России, 2019. С. 269-273.
14. Щетинин М. П. Объять необъятное. М.: Педагогика, 1986. 176 с.
15. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические произведения: в 3 т. М.: Педагогика, 1979. Т. 1. 560 с.
16. Липский В. Н. Единство чувственного и рационального в научном познании // В сборнике материалов конференции «Наука как призвание: теория и практика». М.: Академия ГПС МЧС России, 2020. С. 3-7.
17. Фурс В. А. Пропаганда как инструмент гуманитарных технологий // В сб.: Исторические традиции правоохранительной системы России. Иркутск, 2016. С. 49-53.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Наталья Васильевна ДЬЯЧЕНКО Кандидат педагогических наук, доцент Доцент кафедры философии Академия ГПС МЧС России, Москва, Российская Федерация БР1Ч-код: 8932-4546 Ди^огЮ: 765437 ^уасИепкопу@тЬох.ги
Поступила в редакцию 12.10.2021 Принята к публикации 18.10.2021
Natalia V. DYACHENKOH
PhD in Pedagogics, Associate Professor
Associate Professor of the Department of Philosophy
State Fire Academy of EMERCOM of Russia,
Moscow, Russian Federation
SPIN-Kog: 8932-4546
AuthorlD: 765437
Hdyachenkonv@inbox.ru
Received 12.10.2021 Accepted 18.10.2021
Для цитирования:
Дьяченко Н. В. Значение истории педагогики для современного преподавателя // Культура и безопасность. 2022. № 1. С. 17-21. 00!:10.25257/КВ.2022.1.17-21
For citation:
Dyachenko N. V. The significance of the history of pedagogy for a modern teacher. Kultura i bezopasnost (Culture and safety). 2022, no.1, pp. 17-21. D0l:10.25257/KB.2022.1.17-21