Научная статья на тему 'ЗНАЧЕНИЕ ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ ДЛЯ СОВРЕМЕННОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ'

ЗНАЧЕНИЕ ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ ДЛЯ СОВРЕМЕННОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
498
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ / ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ / ВОСПИТАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дьяченко Наталья Васильевна

В статье затронуты вопросы генезиса педагогической мысли, обоснована актуальность применения исторических трудов по педагогике в практической деятельности. Подробное изучение работ теоретиков педагогической мысли позволит современному преподавателю использовать материал в практической деятельности, подбирать методы и приѐмы к занятию, обращаясь к опыту прошлых столетий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SIGNIFICANCE OF THE HISTORY OF PEDAGOGY FOR A MODERN TEACHER

The article is concerned with the issues of the genesis of pedagogical thought, presents an argument for topicality of using historical works on pedagogy in practical activities. A thorough study of the works of theorists of pedagogical thought will allow a modern teacher to use the material in practice, choose methods and techniques for lessons turning to the experience of past centuries.

Текст научной работы на тему «ЗНАЧЕНИЕ ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ ДЛЯ СОВРЕМЕННОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ»

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ / ORIGINAL ARTICLE УДК 378.046.2

DOI 10.25257/KB.2022.1.17-21

Значение истории педагогики для современного преподавателя

The significance of the history of pedagogy for a modern teacher

Н. В. ДЬЯЧЕНКО1

1Академия ГПС МЧС России, Москва, Россия

N. V. DYACHENKO1

1State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russia

В статье затронуты вопросы генезиса педагогической мысли, обоснована актуальность применения исторических трудов по педагогике в практической деятельности. Подробное изучение работ теоретиков педагогической мысли позволит современному преподавателю использовать материал в практической деятельности, подбирать методы и приёмы к занятию, обращаясь к опыту прошлых столетий.

Ключевые слова: обучение, история педагогики, воспитание, образование, обучающиеся, педагогическая система, принципы обучения

Abstract: The article is concerned with the issues of the genesis of pedagogical thought, presents an argument for topicality of using historical works on pedagogy in practical activities. A thorough study of the works of theorists of pedagogical thought will allow a modern teacher to use the material in practice, choose methods and techniques for lessons turning to the experience of past centuries.

Key words: teaching, history of pedagogy, upbringing, education, students, pedagogical system, principles of teaching

Современный образовательный процесс не только многовариантен по содержанию и толерантен в подходах к проблемам, но и легко восприимчив ко всему новому, обладая высокой степенью интеграции. Благодаря всемирной сети Интернет образовательный процесс легко интегрируется с иностранными педагогическими системами и находится в постоянном диалоге и развитии.

Обращение к теоретической базе ме-тодико-педагогического опыта как педагогов-практиков, так и педагогов-теоретиков происходило во все времена. Современные педагоги пытаются отыскать в прошлом опыте основу сегодняшних ключевых мето-дико-педагогических проблем современной системы образования.

История педагогики широко освещалась А. Н. Джуринским, Л. Х. Газгиреевой, М. Богуславским, Н. А. Константиновым [1-4]. Несмотря на год издания, эти труды затрагивают важные и актуальные для педагогической практики вопросы. К примеру, работы Я. А. Коменского актуальны не только тем, что в них впервые говорится о применении «наглядности» в процессе обучения, но и тем, что это уже на века созданный «фундамент» для работы педагогов в любой образовательной системе на любом этапе. Современникам остаётся доработать темы наглядности, видоизменения, изучения особенностей, разработать методические подходы к их практическому применению в процессе обучения.

Методика обучения как наука прошла сложный и длительный путь становления. Являясь изначально лишь разделом

педагогики, современная методика обучения - это самостоятельная дисциплина с множеством разделов, направлений работы и развивающаяся как минимум в трёх направлениях: практическом, научном и учебном.

Взяв за основу теоретическую базу педагогики, философии образования, психологии, методика обучения интегрирует научный материал, трансформируя его для использования в преподавании определённой узконаправленной дисциплины. При этом методика преподавания всегда опиралась на теорию педагогики, в частности, на раздел истории педагогики с его примерами, теоретической основой и базой для преподавания.

Цель данной статьи - продемонстрировать тесную взаимосвязь педагогики и методики преподавания, актуальность научных достижений истории педагогики на конкретных примерах использования на практике старейших научных изысканий.

Чтобы раскрыть преемственность поколений и значимость теорий в педагогической практике примеры и выдержки из трудов педагогов минувших лет необходимо представить в исторической последовательности.

Помимо репродуктивной, информационной составляющей в подаче учебного материала важно приводить примеры и методы практического применения знаний в дальнейшем. На этом основан компетентност-ный подход в системе обучения. В трудах Я. А. Коменского целые разделы посвящены данному этапу обучения. По его словам, «общие предписания пансофии должны быть реальными и практическими аксиомами, то есть такими положениями, которые заслуживают доверия сами, которых не надо доказывать при помощи более «первых» положений, а надо только иллюстрировать примерами так, чтобы человеческий ум немедленно признал их за норму истины, как только воспримет их...» [5].

Принципы передачи материала с использованием примеров, с чётким формулированием положений темы, поиском новых технологий и средств обучения для повышения

результативности не теряют актуальности по прошествии времени.

Подрастающее поколение на любом этапе обучения чаще всего воспринимает новый материал с позиции критики. Поэтому опытные педагоги, приводя примеры, переводят их в плоскость, ориентированную на личность обучающегося. Это становится фактором для запоминания материала, его осмысления и анализа.

В отечественной системе образования уже долгое время применяется компетент-ностный подход, в котором на первом месте стоят не теоретические знания (как в традиционном знаниевом подходе), а умение применить эти знания на практике. В XVII в. известный педагог, философ и политолог Дж. Локк писал: «На опыте основывается всё наше знание, от него, в конце концов, оно и происходит» [6].

Не всегда и не в каждой дисциплине в рамках процесса обучения возможно попробовать применить знания на практике, но это один из действующих принципов обучения. В свою очередь, основываясь на данном высказывании Локка, педагогу в своей деятельности необходимо учитывать целый ряд условий: возраст, гендерные качества, уровень образования, общий кругозор. Основываясь на этих данных, педагог сможет преподнести материал таким образом, чтобы обучающиеся прониклись изучаемой темой, «пропустили» материал через себя, свой жизненный опыт [7].

Каждый педагог без исключения, будь он школьный учитель или известный учёный, непрерывно ищет новые подходы, пути и решения для улучшения качества процесса обучения. Современные педагоги, психологи повсеместно говорят об аккуратном отношении к душевному состоянию ребёнка, всё более развивая личностно ориентированный подход к обучающимся [8].

Ещё в XVIII в. мыслитель Ж. Ж. Руссо считал важным «.сформировать сердце, суждения и ум. именно в том порядке, в каком назвал их», ставя на первое место формирование душевных качеств [9].

Целостная система образования включает в себя два равнозначных элемента - обучение и воспитание. Документы, регламентирующие образовательный процесс, наряду с обучением выделяют воспитательную деятельность. То есть педагог формирует у обучающегося не только знаниевую составляющую, но и духовную [10].

Философ, педагог, писатель, представляющий ХУШ в., Ф. С. Честерфилд в письмах к сыну рассуждает о педагогике, воспитании и образовании в целом: «Человек, обладающий большими знаниями, чаще всего страдает от налёта педантизма и уж во всяком случае не принадлежит числу самых воспитанных» [11].

С одной стороны, автор рассуждает о «больших знаниях», как сегодня рассуждают о перегруженности обучающихся, с другой стороны, он предвосхищает современное определение «образования», которое включает в себя и воспитание, и обучение. Одно без другого не имеет ни эффективности, ни смысла. Данный постулат проходит красной линией через весь образовательный процесс.

Благодаря научной деятельности педагогов XIX века был создан методико-педаго-гический фундамент, на который опираются современные педагоги-практики.

Одним из педагогов того времени был К. Д. Ушинский. Он писал: «Уже не раз сделано замечание, что «практическая необходимость является часто лучшим наставником в деле языка... В древних актах каждое слово живёт, каждое слово дышит преданием» [12]. При изложении материала в процессе обучения важно живое и грамотное обращение к историческим и национальным истокам. Современный педагог, несмотря на наличие в образовательном процессе целого ряда технических, интерактивных и информационных помощников, обязан использовать филологическую составляющую в образовательном процессе, что создаст условия для повышения качества и результативности процесса обучения [13].

Педагог XX века М. П. Щетинин в своём труде «Объять необъятное» призывал педагогов видеть индивидуальность каждого обучающегося: «.В обучении детей выхватываем у природы только то, что видим под ногами.

А что там за горизонтом, что слева и справа прячется во тьме нашего незнания космоса человеческого «я»?» [14].

Сегодня в образовании главенствует личностно ориентированный подход, призванный учитывать малейшие особенности обучающихся, реализуя компетенцию повышения качества образования. Ориентация на личность способствует раскрытию в ней творческого потенциала, улучшению мотивации к обучению и саморазвитию, самовоспитанию подрастающего поколения.

Об эмоциональной составляющей в преподавании, которая является одним из ведущих принципов обучения, говорил известный советский педагог В. А. Сухомлинский: «Идеи делаются святыми и нерушимыми не тогда, когда они запоминаются, а тогда, когда живут в трепете мысли и чувства, в созидании, в поступках...» [15]. Современная доступность любой информации обесценивает таковую без той эмоциональной составляющей, которая сегодня является флагманом в сознательном принятии информации обучающимися. По словам В. Н. Липского, «необходимо соотношение чувственного и рационального в образовательном процессе» [16].

Краткий обзор идей теоретиков педагогической мысли разных эпох позволил проиллюстрировать их близость современным педагогическим направлениям, а также продемонстрировать актуальность использования педагогических методик далёкого прошлого в современном образовательном процессе.

Методика преподавания подразделяется на общую и частную. Содержание общей методики составляет теоретико-педагогическую основу для частных методик. Последние основываются на личном опыте педагога и специфике узкоспециальной методики преподавания. Потребность в частной методике является главным основанием для обращения к трудам педагогов предшественников. Преподаватели со значительным стажем работы могут рекомендовать своим более молодым и неопытным коллегам отдельных авторов из истории педагогики, как их отдельные точки зрения, так и целые масштабные теории [17].

ЛИТЕРАТУРА

1. Джуринский А. Н. История педагогики и образования. М.: Юрайт, 2013. 675 с.

2. Газгиреева Л. Х. История педагогики и образования: государственная педагогика России. М.: Юрайт, 2020. 149 с.

3. Богуславский М. История педагогики. Методология, теория, персоналии. М.: Институт эффективных технологий, 2012. 434 с.

4. Медынский Е. Н, Шабаев М. Ф, Константинов Н. А. История педагогики. М.: Просвещение, 1966.

5. Коменский Я. А. Избранные сочинения. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Наркомпросса, 1939. Т. 2. 281 с.

6. Локк Д. Сочинения. В 3 т. Т. 1. М.: Наука, 1985. С. 154.

7. Дьяченко Н. В. Рассмотрение проблем воспитания через призму вузовской среды // Дискурс. 2019. № 8. С. 103-110.

8. Сергеева М. Г. Развитие социально-коммуникативных навыков обучающихся через воспитательный процесс (на примере межнационального студенческого фестиваля «Мы едины») //

В сб.: Язык государственной службы. Лингвистические вопросы теории и практики. М.: Академия ГПС МЧС России, 2020. С. 297-303.

9. Руссо Ж. Ж. Педагогические сочинения. В 2 т. Т. 2. М., 1981.

10. Волошина В. А. К проблеме формирования культурно государственной идентичности // В сб.: Проблемы и тенденции развития социокультурного пространства России: история и современность. Материалы IV международной научно-практической конференции / Под ред. Т. И. Рябовой. Брянск: Брянская государственная инженерно техническая академия, 2017. С. 14-19.

11. Честерфилд Ф. Д. С. Письма к сыну. М.: Мир книги, 2010. 368 с.

12. Ушинский К. Д. Собрание сочинений: в 11 т. М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1948-1952. Т. 1 (1948). С. 711.

13. Ходикова Н. А. Формирование коммуникативной компетентности будущих государственных служащих в процессе изучения дисциплины «Логика» // В сб.: Речевая практика государственных служащих.

М.: Академия ГПС МЧС России, 2019. С. 269-273.

14. Щетинин М. П. Объять необъятное. М.: Педагогика, 1986. 176 с.

15. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические произведения: в 3 т. М.: Педагогика, 1979. Т. 1. 560 с.

16. Липский В. Н. Единство чувственного и рационального в научном познании // В сборнике материалов конференции «Наука как призвание: теория и практика». М.: Академия ГПС МЧС России, 2020. С. 3-7.

17. Фурс В. А. Пропаганда как инструмент гуманитарных технологий // В сб.: Исторические традиции правоохранительной системы России. Иркутск, 2016. С. 49-53.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Наталья Васильевна ДЬЯЧЕНКО Кандидат педагогических наук, доцент Доцент кафедры философии Академия ГПС МЧС России, Москва, Российская Федерация БР1Ч-код: 8932-4546 Ди^огЮ: 765437 ^уасИепкопу@тЬох.ги

Поступила в редакцию 12.10.2021 Принята к публикации 18.10.2021

Natalia V. DYACHENKOH

PhD in Pedagogics, Associate Professor

Associate Professor of the Department of Philosophy

State Fire Academy of EMERCOM of Russia,

Moscow, Russian Federation

SPIN-Kog: 8932-4546

AuthorlD: 765437

Hdyachenkonv@inbox.ru

Received 12.10.2021 Accepted 18.10.2021

Для цитирования:

Дьяченко Н. В. Значение истории педагогики для современного преподавателя // Культура и безопасность. 2022. № 1. С. 17-21. 00!:10.25257/КВ.2022.1.17-21

For citation:

Dyachenko N. V. The significance of the history of pedagogy for a modern teacher. Kultura i bezopasnost (Culture and safety). 2022, no.1, pp. 17-21. D0l:10.25257/KB.2022.1.17-21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.