Научная статья на тему 'Значение и некоторые вопросы преподавания международного права'

Значение и некоторые вопросы преподавания международного права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1189
208
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Армия и общество
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВУЗЫ / ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРАВО / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТУДЕНТЫ / ПРЕПОДАВАТЕЛИ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРЕПОДАВАНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Жадан Владимир Николаевич

В статье рассматриваются требования, предъявляемые основной образовательной программой к студентам по учебной дисциплине «Международное право», и его взаимодействие с внутригосударственным правом. Аргументируется необходимость совершенствования преподавания международного права в вузах, независимо от профиля обучения и их ведомственной принадлежности, с выделением политического, мировоззренческого, общеправового, специально-правового и др. аспектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Жадан Владимир Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Значение и некоторые вопросы преподавания международного права»

Жадан Владимир Николаевич - кандидат юридических наук, доцент кафедры права и экономики Елабужского института Казанского (Приволжского) федерального университета,

г. Елабуга.

423600, Россия, Республика Татарстан, г. Елабуга, ул. Казанская, д. 89.

Тел.: 8 (85557) 7-55-62. E-mail: [email protected]

В.Н. Жадан

ЗНАЧЕНИЕ И НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРЕПОДАВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

Вопросам использования активных, проблемных, интерактивных и иных методов и приемов обучения, практической направленности и другим аспектам преподавания юридических дисциплин посвящено немало публикаций [см., например: 1; 2; 9; 13]. Проведенный автором анализ литературы по

рассматриваемой теме показал, что вопросы преподавания определенных групп и отдельных учебных дисциплин, входящих в основную образовательную программу (далее - ООП) по соответствующему направлению подготовки (специальности), изучены в меньшей степени. Данная статья посвящена некоторым аспектам, связанным с преподаванием международного права (далее

- МП) в высшей школе1.

В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования (далее - ФГОС ВПО) по направлениям подготовки «Педагогическое образование» [11], и

л

«Юриспруденция» [10] предусматривается изучение нескольких учебных циклов, в том числе и профессионального. При этом профессиональный цикл предполагает базовую и вариативную части. По направлению подготовки

«Педагогическое образование» (квалификации - учитель истории и права) в вариативной части предусматривается изучение юридических дисциплин, в том

1 Статья продолжает цикл публикаций автора по вопросам преподавания юридических дисциплин в высших учебных заведениях страны. См., например: [3; 4; 5].

2 При работе над статьей автор опирался на опыт преподавания юридических дисциплин в

Елабужском институте Казанского (Приволжского) федерального университета (с 1953 г. Елабужский государственный педагогический институт, а с 2003 до февраля 2011 г. -

Елабужский государственный педагогический университет). Вуз в течение 60 лет ведет

подготовку выпускников по педагогическим специальностям, в т.ч. с 2001 г. и по

специальности «032700 Юриспруденция» (квалификация - учитель права). С 2011 г. начата реализация ООП по направлениям подготовки «050100 Педагогическое образование» (квалификация (степень) «бакалавр»), «030900 Юриспруденция» (квалификация (степень) «бакалавр») и ряду других направлений. - В.Ж.

числе международного права. Что касается направления подготовки «Юриспруденция», то базовая (обязательная) часть ООП профессионального цикла предусматривает изучение 20 учебных дисциплин, а вариативная часть -перечень дисциплин определяется вузом. При этом в данный цикл включены теоретико-исторические дисциплины - теория государства и права, история отечественного государства и права и т.д., отраслевые дисциплины -административное право, гражданское право, уголовное право и т.д., специальные дисциплины - криминалистика и др., а также дисциплины, имеющие межгосударственное значение - международное право и международное частное право1.

Выпускник, исходя из характеристики профессиональной деятельности, требований к результатам освоения ООП бакалавриата должен обладать общекультурными (ОК) и профессиональными компетенциями (ПК). При этом ФГОС ВПО, определяя требования к структуре ООП бакалавриата, в качестве отраслевых юридических наук называет международное право и международное частное право. В результате изучения данных дисциплин выпускник должен знать: природу и сущность МП как системы юридических норм; источники МП и процесс создания международно-правовых норм; основные принципы МП; субъекты МП; взаимодействие международного и внутригосударственного права; мирные средства разрешения международных споров; ответственность в МП; право международных договоров; международные организации и конференции; право внешних сношений; права человека и МП и т.д.

Выпускник также должен уметь: оперировать юридическими понятиями и категориями; анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения; анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы; принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом и т.д.

1 В юридической энциклопедии международное право (лат. jus gentium, jus inter gentes; англ. international law; фр. droit des gens) определяется как понятие, которое представляет собой систему юридических принципов и норм, регулирующих отношения между государствами, а также с участием других субъектов международно-правовых отношений в сферах межгосударственного сотрудничества и определяющих их взаимные права и обязанности [14]. Не вдаваясь в научную дискуссию об использовании указанных терминов для определения международного права, автор согласен с общепризнанной научной позицией, что термины и понятия «международное право» и «международное публичное право» являются синонимами [12, с. 6]. - В.Ж.

Кроме того выпускник должен владеть навыками: анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности; принятия необходимых мер защиты прав и свобод человека и гражданина.

Международное право занимает особое место среди отраслей права и юридических наук, регулирующих межгосударственные отношения и некоторые связанные с ними внутригосударственные отношения, которое в целом определяется существованием системы международно-правовых норм, отличной от системы внутригосударственного (национального) права. При этом особенности профилей вузов определяют задачи и методику преподавания МП и предполагают детерминированный подход к проблемам, рассматриваемым в рамках указанной дисциплины. Проблемы и особенности методики преподавания МП требуют самостоятельного исследования.

Современное международное право часто называют правом Устава Организации Объединенных Наций (далее - ООН) [4, с. 17]. И действительно, именно Устав ООН определил принципы, «Декларация о принципах международного права» (1970 г.) их закрепила, а «Хельсинский Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе» (1975 г.) дополнил и внес ряд новых основополагающих принципов МП, которые, являясь его общими нормами, имеют наибольшее значение для обеспечения международного мира и безопасности, определяют общие правила поведения субъектов международных отношений.

Тем самым принципы МП выражают и охраняют комплекс важнейших общечеловеческих ценностей, в основе которых лежат такие ценности, как неприменение силы или угрозы силой, мир и сотрудничество, суверенное равенство государств, уважение прав и свобод человека и т.д. Принципы являются базисом международного правопорядка, и они определяют его политико-правовой облик, являются критериями международной законности. Более того служат идейной основой функционирования и развития МП.

МП представляет собой самостоятельную правовую систему и обладает значительным своеобразием. В то же время оно не может существовать отдельно от других отраслей права и внешних влияний. Аналогичным образом и внутригосударственное право любого государства не может не подвергаться влиянию как зарубежных правовых систем, так и МП.

В ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации (далее - Конституция РФ) предусматривается, что «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора» [6, с. 8]. Из этого следует, что международные принципы, нормы и международные договоры, ратифицированные РФ, являются частью ее правовой системы, а положения МП имеют преимущественную силу в случае расхождения с внутригосударственным правом.

Система МП и система внутригосударственного права не существуют отдельно друг от друга и объясняется это тем, что основными субъектами МП выступают государства. Общеизвестный факт, что на нормообразование в МП оказывают влияние национальные правовые системы, которые находят отражение и учитываются во внешней политике и дипломатии государств. Государства при согласовании своих воль способны заключать международные договоры между собой, а значит, они являются, по сути, создателями (творцами) международно-правовых норм. В этом случае государства одновременно являются субъектами как внутренней, так и международной политики. В ходе осуществления международной политики государства учитывают внутригосударственные факторы (в том числе и внутреннее законодательство, прежде всего конституцию), а при осуществлении внутригосударственной деятельности обязаны учитывать обязательные для него нормы МП. Россия проводит миролюбивую и добрососедскую международную политику как со своими ближайшими соседями, так и с другими государствами.

В свою очередь, МП влияет на внутригосударственное право (национальное законодательство). Во многих государствах ратифицированные международные договоры становятся частью национального законодательства (в нашем случае, российского) и тем самым развивают соответствующие отрасли права и юридические науки. Более того в законах многих стран мира устанавливается правило, согласно которому в случае расхождений между положениями закона и международным договором, то предпочтительную силу имеет международный договор. В этом случае государства не могут ссылаться на свое национальное законодательство для оправдания несоблюдения ими

международных договоров (обязательств). Ратифицированные государствами международные договоры должны ими добросовестно выполняться.

Значение изучения МП в вузах (не только юридического направления) определяется рядом аспектов. Прежде всего, следует назвать политический аспект, который можно выделить, анализируя Концепцию внешней политики РФ (далее - Концепция), представляющую собой систему взглядов на содержание и основные направления внешнеполитической деятельности России. При этом правовую базу Концепции составляют Конституция РФ, федеральные законы, нормативные правовые акты РФ, регулирующие деятельность федеральных органов государственной власти в сфере внешней политики, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ и другие аналогичные документы. Международная обстановка, сложившаяся к началу XXI в., потребовала переосмысления общей ситуации вокруг России, приоритетов российской внешней политики и возможностей ее ресурсного обеспечения. Наряду с определенным укреплением международных позиций России, проявились и негативные тенденции. Не оправдались некоторые расчеты, связанные с формированием новых равноправных, взаимовыгодных, партнерских отношений Российской Федерации с окружающим миром, как это предполагалось в основных положениях Концепции, утвержденной Президентом РФ от 23 апреля 1993 г. № 284.

Действующая «Концепция внешней политики Российской Федерации» [8], утвержденная Президентом РФ от 12 июля 2008 г. № Пр.-1440, дополняет и развивает положения предыдущей Концепции от 28 июня 2000 г. Ее основу составляет та же правовая база, Военная доктрина РФ и нормативные правовые акты РФ, регулирующие деятельность в сфере внешней политики. В п. 1 Концепции указывается, что «Эволюция международных отношений в начале XXI века и укрепление России потребовали по-новому взглянуть на общую ситуацию вокруг нее, переосмыслить приоритеты российской внешней политики с учетом возросшей роли страны в международных делах, повышения ее ответственности за происходящее в мире и открывшихся в связи с этим возможностей участвовать не только в реализации международной повестки дня, но и в ее формировании. В международной обстановке, наряду с позитивной тенденцией - укреплением позиций РФ на международной арене, проявились и негативные тенденции, которые необходимо учитывать при проведении внешнеполитического курса России на конкретных направлениях ... высшим

приоритетом национальной безопасности - защита интересов личности, общества и государства ...» [8].

В межгосударственных отношениях во главу ставятся гарантированный мир и утверждение принципов МП, в том числе неприменение силы или угрозы силой, территориальная целостность государств и нерушимость государственных границ, суверенное равенство государств и мирное разрешение споров, которые и предполагают мирное сосуществование различных государств, а в перспективе и устранение различного рода политических и военных конфликтов, предотвращение опасности возникновения новой мировой войны, определяет основное содержание международных отношений современности и главные задачи внешнеполитической деятельности РФ. В части международных экономических отношений, главным приоритетом внешней политики России в сфере международных экономических отношений является содействие развитию национальной экономики, которая в условиях глобализации немыслима без широкого включения ее в систему мирохозяйственных связей (тому пример вступление России в 2012 г. в ВТО). Можно сказать, что именно названные проблемы современной международной жизни определяют основное содержание, цели и направления развития МП. Несомненно, что при изучении МП и соответствующей практики государств, студенты глубже познают особенности современных международных отношений, характер и сущность внешней политики и международной деятельности Министерства иностранных дел РФ и в целом российского государства.

Существенным представляется и мировоззренческий аспект изучения МП в вузах. В процессе преподавания МП с необходимостью затрагиваются и в известном объеме рассматриваются вопросы истории дипломатии и внешнеполитической деятельности РФ, международных отношений и др. При этом привлекаются знания не только из области общественных (философии, политологии, социологии и др.), но и лежащих вне этой сферы других наук (статистики и т.д.).

Следующие - общеправовой и специально-правовой аспекты. В преподавании МП существует объективная необходимость основываться и исходить из важнейших положений и категорий общей теории государства и права, истории государства и права, конституционного права и других, рассмотрение которых в определенной степени служит расширению и углублению соответствующих представлений у студентов. Кроме того, МП

включает целый ряд вопросов, которые прямо или опосредованно соотносятся с деятельностью различных федеральных органов государственной власти, органов и учреждений субъектов РФ, правоохранительных органов и международных организаций и конференций.

Вполне, естественно, что при подготовке квалифицированных юристов должны учитываться все названные аспекты изучения МП в вузах. Вместе с тем, не менее значимым в преподавании основных положений МП является идеологоправовой аспект. Его значение определяется также, в частности, и тем, что в ч. 1 ст. 17 Конституция РФ указывается, что «В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией» [7, с. 9].

Многолетний опыт автора по преподаванию международного права в вузе свидетельствует, что рассмотрение этого вопроса способствует более глубокому осмысливанию студентами ряда проблем конституционного права и МП, позволяет всесторонне изучить Конституцию РФ.

При рассмотрении названного вопроса, как и любого другого, соотносящегося со смыслом и содержанием Конституции РФ, прежде всего, подчеркивается, что закрепленные в Концепции цели и принципы внешней политики имеет большое внутриполитическое и международное значение. Внешняя политика России, как отмечается в Концепции, направлена на формирование нового мироустройства, укрепление международной безопасности, обеспечение прав человека и информационное сопровождение внешнеполитической деятельности, а как предусматривается в Конституции РФ

- социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 7 Конституции РФ) [7, с. 6].

Помимо вышеуказанного следует, на взгляд автора, особо обращать внимание студентов на ту глубокую взаимосвязь, которая существует между целями российской внешней политики и конкретной деятельностью Президента РФ, Председателя Правительства РФ, МИД РФ и в целом государства на международной арене. В связи с этим подчеркивается, что такая взаимосвязь служит залогом высокой эффективности российской внешней политики, ярким примером которой является последовательная реализация Концепции -укрепление авторитета России на международном уровне.

Анализ приведенных положений позволяет непосредственно перейти и к рассмотрению вопроса о соотношении основных принципов современного МП и принципов внешней политики России. В Концепции провозглашаются такие принципы внешней политики российского государства: суверенное равенство государств, взаимный отказ от применения силы или угрозы силой; нерушимость границ; территориальная целостность государств; мирное урегулирование споров; невмешательство во внутренние дела; уважение прав человека и основных свобод; равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой; сотрудничество между государствами; добросовестное выполнение обязательств, которые вытекают из общепризнанных принципов и норм МП, международных договоров, заключенных РФ. При рассмотрении этого вопроса четко прослеживается, что вышеуказанные принципы, возводимые в ранг внешней политики российского государства, полностью соответствуют общепризнанным принципам МП. Принципиально важное значение имеет и наше суждение о том, что соотношение общепризнанных принципов и норм МП, международного договора РФ и принципов внешней политики государства, определяемых в Конституции РФ или других нормативно-правовых актах, с общепризнанными принципами и нормами МП является решающим показателем отношения государства к МП, к его международным обязательствам и является также показателем его позиции в вопросах обеспечения международного мира и безопасности, развития международного сотрудничества, свободы и независимости народов, и особенно важно, что в России гарантируются права и свободы человека и гражданина.

И, наконец, при рассмотрении соответствующих тем и вопросов МП необходимо акцентировать, что Конституция РФ закрепляет правовое положение, что общепризнанные принципы и нормы МП и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Принципы МП, зафиксированные в Уставе ООН и ряде других международных договорах, среди которых особое место занимают Декларация о принципах МП и Хельсинский акт СБСЕ. Эти принципы представляют собой дальнейшее углубление общедемократических принципов международного сотрудничества и МП, определяют формирование нового типа межгосударственных отношений и нового мироустройства.

Таким образом, проанализированные требования, предъявляемые основной образовательной программой к студентам по международному праву,

соотношение и взаимодействие с внутригосударственным правом, выделение конкретных аспектов изучения этой учебной дисциплины через акцентирование на «Концепции внешней политики Российской Федерации», обуславливают необходимость совершенствования его преподавания в вузах, независимо от профиля обучения и ведомственной принадлежности.

* * *

1. Болонина С.В. Научно-методические основы преподавания правовых дисциплин в неюридических вузах: дис. ...канд. пед. наук. М., 2000. 161 с. Машинопись.

2. Глушкова С.И. Интерактивные методики в преподавании и обучении правам человека // Актуальные проблемы современного права и юридического образования: материалы науч.-практ. конф. Екатеринбург: Изд-во Гуманит. ун-та, 2005. С. 50-52.

3. Жадан В.Н. Использование проблемно-поисковых методов в преподавании юридических дисциплин // Психолого-педагогические основы профессионального формирования личности в условиях перехода к двухуровневой модели образования: сб. науч.-практ. конф. Пенза: Приволжский Дом знаний, 2012. С. 59-63.

4. Жадан В.Н. Международное право в системе российского законодательства // Армия и общество. 2012. №2. С. 88 - 93.

5. Жадан В.Н. Практическая направленность в преподавании государственно-правовых дисциплин // Освоение и внедрение современных образовательных технологий в учебный процесс: сб. науч. трудов / под науч. ред. С.П. Акутина. М.: Изд-во «Спутник +», 2012. С. 117-122.

6. ЗахароваЛ.Н. Международное право. М.: РИОР, 2008. 186 с.

7. Конституция Российской Федерации. М.: Изд-во «Юрайт», 2011. 48 с.

8. Концепция внешней политики Российской Федерации / утв. Президентом

Российской Федерации 12 июля 2008 г. [Электронный ресурс] // Министерство иностранных дел Российской Федерации: [официальный сайт]. иЯЬ:

http://www.mid.ru/brp_4.nsf/sps/357798BF3C69E1EAC3257487004AB10C (дата

обращения: 03.12.2012).

9. Методика преподавания юридических дисциплин: сб. науч. трудов / под ред. М.К. Треушникова. М.: Изд-во МГУ, 1986. 196 с.

10. Об утверждении и введении в действие федерального государственного

образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»): приказ Минобрнауки России от 04.05.2010 г. № 464 [Электронный ресурс] Министерство образования и науки Российской Федерации: [официальный сайт]. URL:

http://минобрнауки.рф/документы/1879 (дата обращения: 03.12.2012).

11. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр»): приказ Минобрнауки России от 17.01.2011 г. № 46 [Электронный ресурс] //

Министерство образования и науки Российской Федерации: [официальный сайт]. иКЬ±йр://минобрнауки.рф/документы/1909 (дата обращения: 03.12.2012).

12. Хужокова И.М. Краткий курс по международному праву. М.: Издательство «Окей-книга», 2009. 128 с.

13. Шабанов В.В. Использование интерактивных методов в преподавании

гражданского права [Электронный ресурс] // Сибирская ассоциация консультантов: [сайт]. иКЬ±йр://8Шас.ш£о/шёех^р/2009-07-01-10-21-1б/1027-2012-02-05-13-0б-25

(дата обращения: 03.12.2012).

14. Юридическая энциклопедия [Электронный ресурс] // Право 777 (частная

юридическая библиотека: [сайт]. иКЬ: http://www.right777.ru/enc/3237.html (дата

обращения: 03.12.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.