2. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-Ф3 (ред. от 08.08.2024) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024), https://base.garant.ru/186367/
3. Распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2023 года № 2086 «Об утверждении требований к региональному стандарту транспортного обслуживания населения». https://docs.cntd.ru/document/1304266740?marker=6540IN
4. Распоряжение Правительства Республики Калмыкия от 04.08.2020 № 262-р «Об утверждении Комплексного плана транспортного обслуживания населения Республики Калмыкия на средне- и долгосрочную перспективу до 2030 года в части пригородных пассажирских перевозок». https://www.glavbukh.ru/npd/edoc/81_11458916
DOI: 10.24412/2071 -783 0-2024-249-94-98
БУРВИНОВА А.А.1, НЕМГИРОВА С.Н.2, УЛЮМДЖИЕВА Л.В.3
ЗНАЧЕНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ
РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ
БНУ РК «Институт комплексных исследований аридных территорий», г. Элиста, Российская Федерация,
[email protected], [email protected], [email protected]
Аннотация. В статье на основе эмпирических данных выявлены особенности гражданского самосознания населения отдельно взятого региона. Отмечено, что респонденты, вполне осознанно отвечая на вопрос о самоидентификации, вполне ассоциируют себя с государственной общностью. Сделан вывод о необходимости разработки символов, которые объединяли бы все население, усиливая эмоциональное наполнение отмечаемых государством важнейших дат и иных событий и действий символического значения.
Ключевые слова: гражданская идентичность, гражданское самосознание, патриотизм, Республика Калмыкия.
Понятие «идентичность» в настоящее время является одним из самых востребованных современным социально-гуманитарным знанием. Первоначально возникнув в рамках психологии личности, затем оно распространилось на смежные, в т.ч. социологические науки, где стало означать результат идентификации человека с какой-либо социальной группой или общностью. В отечественной научной среде активно обсуждается проблема государственной (гражданской) и этнической идентичности россиян. Дискуссии возникают не только в связи с какими-то определенными событиями (обсуждение в органах власти государственной национальной политики, принятие Конституции в новой редакции и т.д.), но и ведутся перманентно.
В соответствии со Стратегией государственной национальной политики, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19.12.2012 г. № 1666, одной из целей государственной национальной политики Российской Федерации является укрепление общероссийской гражданской идентичности и единства многонационального народа нашей страны (российской нации). Если сам термин идентичность очень размыт, то такой параметр как «российская идентичность» - отдельная и серьезная проблема. Здесь стоит сказать, что
94
самоидентификация человека является одним из показателей его личностных жизненных приоритетов и установок. Поэтому идеальная «российская идентичность» должна включать в себя массу параметров, критериев и символов: язык, территорию, культурные традиции, общую мифологию, религиозную картину мира, общность происхождения, обычаи - и это только базовые параметры. Именно государство должно задавать общие жизненные ценности, ориентировать в окружающем мире, поставляя относительно упорядоченную информацию, формировать чувство защищенности, способствовать психологическому благополучию и самореализации граждан.
В рамках мониторинга межнациональных и межконфессиональных отношений в Республике Калмыкия ставилась задача по выявлению особенностей гражданского самосознания населения региона1. В выборочной совокупности представлено 49,0% мужчин, 51,0% женщин; 65,4% калмыков, 25,0% русских и 9,6% представителей других национальностей; 48,2% респондентов проживают в г. Элисте, остальные - жители 13 районов республики.
Для 75,8% респондентов гражданская нация есть базовая ценность, которая неосознанно будет проявляться в течение всей жизни, несмотря на то, что по сравнению с другими видами самоидентификации, чувствуют себя россиянами в полной мере меньшее число опрошенных, мы можем говорить о высокой значимости российской идентичности для калмыцкого социума. Чаще других отождествляют себя с «россиянами» мужчины, а также респонденты в возрасте 30-49 лет.
Гражданская идентичность играет важную роль в формировании личности и общества в целом. Она позволяет людям ощущать себя частью общности, что укрепляет духовную связь между гражданами и повышает эффективность совместных действий. Гражданская идентичность может выражаться в различных формах, например, в стремлении сохранить культурные традиции и обычаи своей страны, уважении к государственным символам, желании поучаствовать в важных для общества мероприятиях. Здесь следует напомнить, что укрепление гражданской идентичности - объективный индикатор консолидации многонационального народа России и фактор обеспечения межнационального согласия, поскольку включает в себя не только этническое самоопределение человека, но и принятие общенациональных ценностей.
Принадлежность к гражданской идентичности чаще всего определяется волей обстоятельств (местом рождения, местом проживания), а не результатом сознательного решения отдельной личности. В этом случае данная группа воспринимается индивидом как задаваемая извне, и, следовательно, оценка роли гражданина может быть не всегда однозначно позитивной. Таким образом, направление вектора восприятия личностью своей гражданской принадлежности - в отрицательную или положительную сторону - непосредственно зависит от структуры гражданской идентичности [2].
Анализ данных по критерию Хи-квадрат показал наличие различий в показателях гражданской идентичности в зависимости от места проживания. Меньше всего идентифицируют себя с россиянами респонденты, проживающие в Яшалтинском, Кетченеровском и Лаганском районах, а также молодежь (табл. 1). В этой связи мы можем говорить о существовании некой проблемы, затрудняющей укрепление гражданской идентичности, что вызывает необходимость повышенного внимания к этому вопросу, усиления эмоционального наполнения отмечаемых государством важнейших дат, разработки символов, которые объединяли бы все население.
1 Мониторинг межнациональных и межконфессиональных отношений в Республике Калмыкия: социолог, опрос [опрос проводился в марте-июле 2023 г. в г. Элисте и 13 районах республики, выборка 624 респондента] / С.Н. Немгирова [и др.] / Ин-т комплекс, исслед. арид. территорий.
Таблица 1
В какой мере Вы ощущаете себя россиянином? (в % от опрошенных)
В полной мере В незначительной мере Не ощущаю
Городовиковский район 88,0 12,0 0,0
Сарпинский район 88,0 8,0 4,0
Октябрьский район 86,7 13,3 0,0
Лаганский район 86,1 8,3 5,6
Черноземельский район 83,3 12,5 4,2
Яшалтинский район 82,1 10,7 7,1
Ики-Бурульский район 80,0 20,0 0,0
Приютненский район 80,0 20,0 0,0
Яшкульский район 80,0 16,7 3,3
Кетчнеровский район 77,8 16,7 5,6
Целинный район 76,7 18,6 4,7
Элиста 70,8 25,2 4,0
Юстинский район 68,4 31,6 0,0
Малодербетовский район 65,0 30,0 5,0
Всего 75,8 20,5 3,7
Жителей республики мы попросили пояснить, что значит для них быть россиянами. Для большей половины респондентов быть россиянином - это любить свою страну, её историю, культуру и традиции (рис. 1). На втором месте находятся варианты ответов «быть гражданином своей страны», «частью многонациональной страны», «патриотом», на третьем - «понимать свой гражданский долг, нести ответственность».
Любить свою страну, её историю, культуру и традиции
Быть гражданином своей страны Быть частью многонациональной страны
Быть патриотом своей страны
Понимать свой гражданский долг, нести
гражданскую ответственность Вносить вклад в процветание и развитие России
Чувствовать уверенность и стабильность в экономическом и моральном плане
Быть готовым защищать интересы страны
Уважительно относиться к национальной символике
56,40%
27,90%
Рис. 1. Что значит для Вас быть россиянином?
Мы поинтересовались у наших респондентов, какие чувства вызывает у них тот факт, что они являются гражданами России. Чуть более половины опрошенных (53,8%) испытывают гордость от того, что они являются гражданами своей страны, причем среди русских это значение в 1,4 раза выше (табл. 2). Каждый третий респондент в целом удовлетворен своим гражданством. Факт непринятия своего гражданства демонстрируют 6,1% респондентов. Не случайно главной целевой установкой государственной национальной политики современной России является проведение мероприятий, направленных на повышение показателей гражданской идентичности.
Таблица 2
Какие чувства вызывает у Вас тот факт, что Вы - гражданин России?
(в % от опрошенных)
Варианты ответов Ваша национальность: Всего
Калмыки Русские Другие
Я горжусь тем, что я - гражданин своей страны 44,9 73,7 63,3 53,8
Я в целом удовлетворен(а) тем, что я - гражданин своей страны 37,0 17,9 23,3 30,9
Я в целом не вполне удовлетворен (а) 5,6 2,6 1,7 4,5
Мне не хочется даже думать о том, что я - гражданин своей страны 2,2 0,6 1,6
Факт моего гражданства никоим образом не влияет на мое самосознание и не вызывает никаких эмоций 10,3 5,1 11,7 9,1
Наибольшую гордость за свое гражданство демонстрируют опрошенные, проживающие в «русских» районах республики - Городовиковском, Приютненском и Яшалтинском (табл. 3). Особое внимание следует обратить на Юстинский, Кетчнеровский и Сарпинский районы, а также столицу республики, респонденты из которых высказывают недовольство российским гражданством. Неудовлетворенность своим гражданством чаще других испытывают респонденты калмыцкой национальности в возрасте 18-29 лет, а именно студенты.
Таблица 3
Какие чувства вызывает у Вас тот факт, что Вы - гражданин России?
___(в % от опрошенных) __
Я горжусь тем, что я -гражданин своей страны Я в целом удовлетворен(а) тем, что я -гражданин своей страны Я в целом не вполне удовлетвор ен (а) Мне не хочется даже думать о том, что я -гражданин своей страны Факт моего гражданства никоим образом не влияет на мое самосознание и не вызывает никаких эмоций
Элиста 46,5 33,9 7,0 2,0 10,6
Городовиковский 84,0 16,0
Ики-Бурульский 65,0 25,0 10,0
Кетченеровский 38,9 38,9 5,6 5,6 11,1
Лаганский 63,9 36,1
Малодербетовский 60,0 20,0 5,0 15,0
Октябрьский 60,0 26,7 13,3
Приютненский 75,0 10,0 15,0
Сарпинский 64,0 28,0 4,0 4,0
Целинный 62,8 27,9 2,3 7,0
Черноземельский 58,3 33,3 4,2 4,2
Юстинский 21,1 47,4 10,5 5,3 15,8
Яшалтинский 71,4 17,9 10,7
Яшкульский 50,0 36,7 3,3 10,0
Всего 53,8 30,9 4,5 1,6 9,1
Изучение проблемы формирования гражданской идентичности в среде студенческой молодежи связано в первую очередь с тем, что современная молодежь росла и формировалась в обществе потребления, усваивая его нормы и ценности. Проблемы глобализации и виртуализации, ничем не ограниченное цифровое пространство гораздо ближе современным молодым людям, чем проблемы идеологического противостояния государств, социально-политических систем. Восприятие государственной символики, чувства и взгляды молодых граждан относительно основных символов государства зависят от того, разделяют ли они государственные и политические ценности своей страны, от их личных убеждений и социально-культ^ного контекста. Кроме того, современная молодежь - это та социально-демографическая группа, которая будет осуществлять трансляцию ценностей будущим поколениям [1]. Таким образом, понятие государственной общности как граждан страны достаточно широко распространено в республике, и наши респонденты, отвечая на вопрос о самоидентификации, вполне ассоциируют себя с жителями своей страны. Вызывает определенную тревогу тот факт, что в ряде районов республики и среди некоторых социальных групп наблюдаются низкие значения уровня общероссийской гражданской идентичности. Не достигнуты плановые значения, установленные ФАДН на 2023 г. среди представителей титульной национальности и респондентов, проживающих в столице, Юстинском и Малодербетовском районах более, чем на 10%, среди молодежи - на 17,5%. 16,4% молодых людей, а также респонденты, проживают в столице, Юстинском, Кетчнеровском и Сарпинском районах высказывают явное недовольство в отношении своего гражданства - 8-16% против общереспубликанского значения в 6%. Не считают себя патриотами в большей степени калмыки, респонденты в возрасте 18-29 и 50-59 лет, студенты и безработные, проживающие в столице, Юстинском, Кетчнеровском, Малодербетовском и Яшкульском районах (10-15% от опрошенных в этих муниципальныхобразованиях). Только треть респондентов на вопрос о том, что значит для них быть россиянином выбрали вариант ответа «понимать свой гражданский долг, нести ответственность», что может свидетельствовать об отсутствии знаний в этой сфере, подтверждением чего является нечастый выбор и другого варианта - «быть готовым защищать интересы своей страны». На все эти моменты органам власти стоит обратить пристальное внимание.
Именно поэтому на данном этапе требуется разработка символов, которые объединяли бы все население, усиливали эмоциональное наполнение отмечаемых государством важнейших дат и иных событий и действий символического значения. Также следует сосредоточиться на воспитании гражданственности среди молодежи, т.к. эта группа является наиболее восприимчивой частью общества и формирует свои политические взгляды, в первую очередь, под влиянием ближайшего окружения, а также социальных сетей и блогосферы, т.к. ведущие СМИ, преподаватели, через которых государство могло бы доносить свою точку зрения до общества, играют в этом процессе уже меньшую роль. В связи с этим важной задачей образовательных организаций разного уровня является содержательное наполнение элементами гражданственности учебных и воспитательных программ и разработка механизмов и технологий, обеспечивающих их реализацию.
Список литературы
1. Розенберг Н.В, Карпова М.К. Символы государственной идентичности в представлениях российской студенческой молодежи // Наука. Общество. Государство. 2024. №2 (46) [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/simvoly gosudarstvennoyidentichnosti-v-predstavlemyah-rossiy skoy-studencheskoy-molodezhi (дата обращения: 05.08.2024).
2. Шикова Р.Ю. Идентичность молодежи России в условиях социокультурной трансформации // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2010. №1 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/ artide/n/identichnost-molodezhi-rossii-v-usloviyah-sotsiokulturnoy-transformatsii (дата обращения: 21.07.2024).