Научная статья на тему 'ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ'

ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
42
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственная политика / финансовая политика / экономика / социальная сфера / government policy / financial policy / economy / social sphere

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каньшин Алексей Владимирович

Государственная финансовая политика имеет решающее значение и играет роль приоритета, а также материальной базы для развития экономики и социальной сферы своей страны. Финансовая политика — это одна из важнейших составляющих государственной политики наряду со многими другим её разновидностями, например, валютной политикой, банковской политикой, промышленной политикой, экономической политикой и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPORTANCE OF THE STATE FINANCIAL POLICY FOR THE DEVELOPMENT OF THE ECONOMY AND SOCIAL SPHERE

State financial policy is crucial and plays the role of priority, as well as the material basis for the development of the economy and social sphere of its country. Financial policy is one of the most important components of government policy along with many other varieties of it, for example, monetary policy, banking policy, industrial policy, economic policy, etc.

Текст научной работы на тему «ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ»

issn 2076-4715_Вестник экономической теории. 2016. № 8.

КАНЬШИН Алексей Владимирович,

главный специалист Липецкого регионального отделения Фонда социального страхования (ФСС) РФ, e-mail: dobrinka82@mail.ru

ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

Государственная финансовая политика имеет решающее значение и играет роль приоритета, а также материальной базы для развития экономики и социальной сферы своей страны. Финансовая политика — это одна из важнейших составляющих государственной политики наряду со многими другим её разновидностями, например, валютной политикой, банковской политикой, промышленной политикой, экономической политикой и т.д.

Ключевые слова: государственная политика, финансовая политика, экономика, социальная сфера.

KAN'SHIN Alexey Vladimirovich

Chief Specialist of the Lipetsk Regional Department of the Social Security Fund of the Russian Federation, e-mail: dobrinka82@mail.ru

THE IMPORTANCE OF THE STATE FINANCIAL POLICY FOR THE DEVELOPMENT OF THE ECONOMY AND SOCIAL SPHERE

State financial policy is crucial and plays the role of priority, as well as the material basis for the development of the economy and social sphere of its country. Financial policy is one of the most important components of government policy along with many other varieties of it, for example, monetary policy, banking policy, industrial policy, economic policy, etc.

Keywords: government policy, financial policy, economy, social sphere.

42

issn 2076-4715_Вестник экономической теории. 2016. № 8.

Государственная финансовая политика — это особая форма деятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и использование для осуществления его функций. Финансовая политика государства проявляется в виде форм и методов мобилизации финансовых ресурсов и использовании их на различные потребности государства: развитие экономики, социальную защиту населения, потребность в финансовом законодательстве, практических действиях в области финансов различных государственных структур. Финансовая политика как способ воздействия финансов на экономическое и социальное развитие общества является составной частью экономической политики.

1. Бюджетная политика и расходы на экономику и социальную сферу. Центральное место в государственной финансовой политике занимает бюджетная политика государства.

Бюджетная политика представляет собой деятельность государства в области формирования и использования централизованного фонда денежных средств в целях реализации своих функций, удовлетворения потребностей развития экономики и социальной сферы.

Бюджетная политика распределяет средства бюджета на те или иные статьи жизнедеятельности государства: Общегосударственные вопросы, Национальная оборона, Национальная безопасность и правоохранительная деятельность, Национальная экономика, Жилищно-коммунальное хозяйство, Охрана окружающей среды, Образование, Культура, кинематография и СМИ, Здравоохранение и спорт, Социальная политика, Межбюджетные трансферты. Одними из наиболее важных расходов государственного бюджета являются статьи расходов на национальную экономику, поддержку социальной сферы и финансирование социальных программ (образование и науку, здравоохранение и спорт, культуру и т.д.), (см. табл. 1).

Государственные расходы на национальную экономику - это все государственные расходы, предназначенные для следующих целей:

- финансовая поддержка субъектов хозяйствования;

43

- инвестиционные и инновационные программы;

- пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;

- обслуживание и погашение государственного долга;

- формирование государственной собственности;

- иные расходы экономического характера.

Государственные расходы на социальные цели — это все государственные расходы, предназначенные для следующих целей:

- компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат;

- содержание учреждений, находящихся в государственной собственности или в ведении органов государственной власти;

- другие расходы на социальные цели.

Источники финансирования социальной деятельности делятся на две группы: государственные и местные источники финансирования социальных услуг.

Государственные и муниципальные источники финансирования социальных услуг включают в себя:

1. Бюджетные источники финансирования:

- Федеральный бюджет (налоговые доходы);

- Областной бюджет (налоговые доходы, межбюджетные трансферты);

- Местные (муниципальные) бюджетные средства (налоговые доходы, межбюджетные трансферты);

2. Внебюджетные источники финансирования:

- Финансовые ресурсы государства и муниципальных социальных внебюджетных фондов;

- Собственные средства организаций социальных услуг государственных и муниципальных.

3. Частными источниками финансирования социальных услуг являются:

- неправительственные общественные внебюджетные фонды;

44

issn 2076-4715_Вестник экономической теории. 2016. № 8.

- сбережения и прибыль частных организаций, оплачивающих социальные услуги;

- собственные средства частных организаций социального обслуживания (доходы от предпринимательской деятельности, проценты, кредиты и т.д.);

- благотворительные фонды;

- средства государственных организаций.

Бюджетное финансирование социальных услуг (финансирование текущей деятельности, долгосрочные инвестиции и финансирование государственных программ) в Российской Федерации за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных фондов. Эффективность бюджетного финансирования обеспечивается взаимодействием бюджетов разных уровней.

Бюджетные расходы в социальной сфере делятся на расходы на социальную защиту и расходов на социальное обеспечение. Эти затраты делятся на следующие группы:

- общественное образование и профессиональную подготовку;

- здравоохранение (здоровье);

- культура, искусство и СМИ;

- социальная безопасность (в том числе денежных средств, поступивших в Пенсионный фонд Российской Федерации);

- физическое воспитание и спорт.

Бюджет РФ на текущий 2016 финансовый год выглядит следующим образом.

Размер бюджета РФ - 247,4 млрд. долл. Расходы бюджета 2016 превышают доходы. Превышение составляет - 3% ВВП. Деньги на покрытие дефицита планируется взять из Резервного фонда, израсходовав за год 2/3 резервов. Всего в резервном фонде сейчас 3210 млрд. руб., останется - 1074 млрд. руб.

Традиционно две самые большие статьи в бюджете РФ - пенсии (66,1 млрд. долл.) и оборона (51,8 млрд. долл.), на них уходит половина всего государственного бюджета страны.

issn 2076-4715_Вестник экономической теории. 2016. № 8.

Пенсии в 2016 году обещают проиндексировать дважды на 4% каждый раз - это единственная хорошая новость. Все остальные изменения в расходах на социальную сферу неутешительные. Индексация всё равно будет отставать от даже запланированной инфляции, так что пенсионеры станут беднее. Кроме того, будут заморожены пенсионные накопления за 2016 год в сумме 342,2 млрд. руб.

Финансирование ЖКХ сократится на 41,4%, с 132,3 млрд. до 78,8 млрд. руб., так что все индексации уйдут на коммуналку. Сократят на 7,9% и финансирование образования: в 2016 году Минфин предлагает выделить на него 579,8 млрд. руб. вместо 629,3 млрд. руб. в 2015 году. Но самое грустное - это здравоохранение. В 2016 году на него планируется потратить 473,7 млрд. руб. против 531,4 млрд. руб. в 2015 (сокращение на 10,9%у. С учётом всего этого, бюджет России на 2016 год - милитаристский и антисоциальный, направленный в основном на развитие оборонно-промышленного комплекса (ОПК) страны, соответствующих производств и предприятий. Таким образом, в основе финансирования социальной сферы находятся именно расходы государственного бюджета, то есть государственные деньги. Что касается расходов на национальную экономику, то помимо бюджетного финансирования большие средства в её рост вкладывает частный капитал.

2. Налоговая политика и её влияние на экономику и социальную сферу. Налоговая политика как неотъемлемая часть финансовой политики реализует интересы государства. Ее главное назначение состоит в изъятии части валового внутреннего продукта на общегосударственные потребности, в мобилизации этих средств и перераспределении через бюджет.

Проведение налоговой политики и использование налогов как основного источника доходов бюджетов в первую очередь означает: обеспечение увеличения собираемости налогов путем регулирования налогооблагаемой базы; сокращение сроков просроченной задолженности; усиление финансового контроля и т.д.

1 Бюджет РФ на 2016 год // URL: http://zhartun.me/2015/10/budget-2016.html

46

issn 2076-4715_Вестник экономической теории. 2016. № 8.

Исходной установкой при проведении налоговой политики служит не только обеспечение правового порядка взыскания с налогоплательщиков налоговых платежей, но и проведение всесторонней оценки хозяйственно-экономических отношений, складывающихся под влиянием налогообложения. Следовательно, налоговая политика - это не автоматическое выполнение предписаний налоговых законов, а их совершенствование.

Содержание и цели налоговой политики обусловлены макроэкономическими задачами государства на каждом этапе развития страны. Разрабатывая конкретные направления налоговой политики, государство должно обеспечить решение:

Во-первых, экономических задач, таких как стимулирование экономического роста, преодоления инфляционных процессов, снижение дефицита бюджета, сбалансирование размеров бюджетов разных уровней и др.;

Во-вторых, социальных задач, связанных с обеспечением занятости населения, стимулирования роста доходов и уровня жизни населения, перераспределение национального дохода в интересах наименее защищенных слоев населения;

В-третьих, задач оптимизации налоговых изъятий, т.е. достижения паритета между общественными, корпоративными и личными интересами в области налогообложения.

В основе формирования рациональной налоговой политики лежат, таким образом, две взаимно увязанные методологические посылки: 1. Использование налоговых платежей для формирования доходной части бюджетов различных уровней и решение фискальных задач государства; 2. Использование налогового инструмента в качестве косвенного метода регулирования экономической деятельности.

Формирование налоговой политики должно строиться на соблюдении следующих принципов, а именно: стабильности налоговой системы; одинакового налогообложения производителей независимо от отраслевой принадлежности предприятия (фирмы) и формы собственности; равенства налогового

47

issn 2076-4715_Вестник экономической теории. 2016. № 8.

бремени для различных категорий плательщиков с равным уровнем дохода; одинаковых условий налогообложения для предпринимателей, занятых в производстве и потребителей.

Главные направления налоговой политики должны исходить не только из центральной функции налогов - пополнение государственной казны. Нельзя забывать о том, что налоги - важнейший экономический инструмент стимулирования и регулирования производства, обеспечения социальных гарантий. Используя дифференциацию ставок и предоставления льгот, через систему перераспределения доходов с помощью налогов можно и необходимо обеспечивать обоснованную структурную перестройку производства в пользу отраслей, в первую очередь служащих удовлетворению жизненных потребностей населения, и уже на этой основе - пополнению государственного бюджета (государственной казны).

3. Межбюджетные трансферты - это средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации. Если рассматривать межбюджетные трансферты с позиции их необходимости бюджетам большинства субъектов РФ, то их роль первостепенна. Без оказания финансовой помощи из центра, большинство регионов не смогут выполнить принятые на себя социальные обязательства. Законодательное закрепление межбюджетные трансферты получили в Бюджетном кодексе РФ, а также в постановлениях и распоряжениях Правительства РФ.

В Российской Федерации в настоящее время основными видами межбюджетных трансфертов являются дотации, субвенции и субсидии. Все они являются безвозмездными и безвозвратными. Отличие их в том, что субсидии и субвенции имеют целевое назначение, а дотации - нет. С точки зрения эффективности и самостоятельности деятельности органов местного самоуправления, межбюджетные трансферты рассматривается как наименее предпочтительный источник доходов по сравнению с налоговыми доходами, но в теории и мировой практике им придается важное значение как инструменту сглаживания го-

48

issn 2076-4715_Вестник экономической теории. 2016. № 8.

ризонтальных дисбалансов в бюджетной системе и решения приоритетных социальных и экономических задач. Система межбюджетных трансфертов призвана обеспечить оптимальное соотношение общерегиональных интересов с интересами отдельных муниципалитетов, способствовать рациональному размещению экономических ресурсов в субъекте Российской Федерации. Межбюджетные трансферты являются важным доходным источником очень большого числа регионов нашей страны, потому как своих средств для обеспечения жизнедеятельности у регионов часто оказывается недостаточно.

В настоящее время бюджетным законодательством в Российской Федерации предусматривается выделение следующих межбюджетных трансфертов:

- дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований;

- дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов;

- субсидии для софинансирования целевых расходов местных бюджетов;

- субвенции, предназначенные для финансирования переданных государственных полномочий;

- другие межбюджетные трансферты1

Пример. В Вологодской области как субъекте РФ были предоставлены межбюджетные трансферты из областного бюджета на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований области в сумме 366,7 млн. руб. и субвенций на 50,0 млн. руб. (2014) (см. табл. 1).

Таким образом, реализация государственной финансовой политики должна предусматривать рост финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении субъектов хозяйствования, способствовать созданию прочной финансовой основы деятельности органов власти для реализации задач и функций, возложен-

1 Боровая С.Л. Распределение межбюджетных трансфертов в Вологодской области: практика и эффективность // Проблемы развития территории. 2014. № 5 (73). С. 91-96.

49

issn 2076-4715_Вестник экономической теории. 2016. № 8.

ных на государство, обеспечивать стабильность общественного производства с целью улучшения экономического положения государства и социальной защиты населения.

На построение финансовой политики государства огромное влияние оказывает тот или иной тип экономической системы, сложившийся в стране. Значение финансовой политики заключается в тех результатах, которые могут быть получены в ходе ее реализации как в течение финансового года, так и в более долгосрочном периоде.

Таблица 1 [8].

Статья расходов Расходы-2013, Расходы-2014, Расходы-2015, млрд руб. млрд руб. млрд руб.

Социальная политика 3 963,2 4 116,8 4 563,4

Национальная оборона 2 141,2 2 501,4 3 078

Национальная безопасность 2 029,8 2 110,5 2 129,2

Национальная экономика 1 740,8 1 751,8 1 767,2

Общегосударственные вопросы 914,7 880,9 907,8

Обслуживание долга 425,3 476 508

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Образование 627,1 569,3 591,9

Здравоохранение 506,5 457,4 373,1

Межбюджетные трансферты 634,1 624,3 598,8

ЖКХ 157,6 145,1 118

Культура, кинематография 97,4 95,6 99,3

СМИ 72,5 65,6 50,9

Физкультура и спорт 52,3 30,9 33

Охрана окружающей среды 24,9 26,2 26,4

Примечание: доля бюджетных расходов на 2016 год на раздел «Национальная экономика» увеличилась на 1,8 п. п.1

Такими мы увидели некоторые основные аспекты государственной финансовой политики, имеющие первостепенное важное значение для развития экономики и социальной сферы.

1 Источник: URL: https://www.eg-online.ru/article/296317/

50

Литература

1. Глущенко, А.С. Финансы: учеб. пособие. - 3-е изд., доп. и перераб. -Харьков: Харьковский национальный университет, 2012. - 158 с. [Электронный ресурс]. URL: http://finance-credit.news/finansistam/31soderjanie-znachenie-finansovoy-37473.html (дата обращения: 14.05.2016)

2. Принципы и значение финансовой политики // [Электронный ресурс]. URL: http://newinspire.ru/lektsii-po-finansam/printsipi-i-znachenie-finansovoy-politiki-231 (дата обращения: 14.05.2016)

3. Бюджетная политика государства // Экономическая библиотека. [Электронный ресурс]. URL: http://eclib.net/63/6.html (дата обращения: 14.05.2016)

4. Кремповая, Н.Л. Межбюджетные трансферты и их роль в формировании бюджетов субъектов Российской Федерации // Символ науки. 2015. № 5. С. 117-120.

5. Андреева Н.В. Межбюджетные трансферты как важный доходный источник регионов Российской Федерации // Актуальные вопросы экономических наук: материалы II межд. науч. конф. (г. Уфа, апрель 2013 г.). - Уфа: «Лето»,

2013. - С. 99-101.

6. Мазур И.Е. Социальная сфера - важнейший приоритет бюджетной политики // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2007. № 3. С. 3032.

7. Россия обгоняет США по доле оборонных расходов / Экономика // URL: www.ng.ru/economics/2014-03-31/4_oboronka.html (дата обращения: 16.05.2016)

8. Бюджет РФ на 2013-2015 гг. На что и сколько потратят // Подробнее: http://www.vestifinance.ru/articles/18370 (дата обращения: 16.05.2016)

9. Боровая С.Л. Распределение межбюджетных трансфертов в Вологодской области: практика и эффективность // Проблемы развития территории.

2014. № 5 (73). С. 91-96.

References

1. Glushchenko, A.S. Finance: textbook. - 3rd ed., ext. and revised ed. -Kharkiv: Kharkiv National University, 2012. - 158 p. [Electronic resource]. URL: http://finance-credit.news/finansistam/31soderjanie-znachenie-finansovoy-37473.html (reference date: 14.05.2016)

2. Principles and importance of financial policy // [Electronic resource]. URL: http://newinspire.ru/lektsii-po-finansam/printsipi-i-znachenie-finansovoy-politiki-231 (reference date: 14.05.2016)

3. The state budget policy // Economic Library. [Electronic resource]. URL: http://eclib.net/63/6.html (reference date: 14.05.2016)

4. Krempovaya, N.L. Interbudgetary transfers and their role in shaping the budgets of the constituent entities of the Russian Federation // Symbol of Science. 2015. No. 5. P. 117-120.

5. Andreeva N.V. Interbudgetary transfers as an important profitable source of the regions of the Russian Federation // Actual problems of economic sciences: materials II interst. scientific conf. (Ufa, April 2013). - Ufa: «Leto», 2013. - Pp. 99-101.

6. Mazur I.E. Social sphere - the most important priority of budget policy // Bulletin of Omsk University. Economy series. 2007. № 3. Pp. 30-32.

7. Russia overtakes the USA in defense expenditures / Economy // URL: www.ng.ru/economics/2014-03-31/4_oboronka.html (reference date: 14.05.2016)

8. The budget of the Russian Federation for 2013-2015. What and how much they will spend [Electronic resource]. // URL: http://www.vestifinance.ru/articles/18370 (reference date: 16.05.2016)

9. Borovaya S.L. Distribution of intergovernmental transfers in the Volo-annual area: practice and efficiency // Problems of territorial development. 2014. № 5 (73). Pp. 91-96.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.