issn 2076-4715
Вестник экономической теории. 2015. № 7.
БЕЛОНОГОВ Алексей Владимирович,
специалист,
Воронежский государственный технический университет (ВГТУ),
e-mail: [email protected]
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
В данной статье рассмотрена российская государственная экономическая политика, а также экономический потенциал национальной экономики нашей страны.
Ключевые слова: политика, бюджетная политика, экономическая политика.
BELONOGOV Alexey Vladimirovich,
Specialist, Voronezh State Technical University (VSTU),
e-mail: [email protected]
This article discusses the Russian state economic policy, as well as the economic potential of the national economy of our country.
Keywords: politics, budget policy, economic policy.
Экономическая политика — это система методов, инструментов и форм государственного воздействия на социально-экономические процессы, реализующая тот или иной тип экономической стратегии. Сложная структура развитой рыночной экономики требует применения разнообразных инструментов и мер экономической политики.
В зависимости от этапа развития страны и конкретной социально-экономической ситуации в соответствии с принятой экономической стратегией
issn 2076-4715_Вестник экономической теории. 2015. № 7.
- на первый план выступают различные методы и формы экономической политики: бюджетно-финансовой, налоговой или кредитно-денежной [1].
На современном этапе главной задачей экономической политики государства в индустриально развитых странах становится обеспечение конкурентных преимуществ национальной экономики на мировых рынках. Это достигается, во-первых, путем создания наиболее благоприятных условий для предпринимательства, развития конкурентной рыночной среды. Во-вторых, путем поддержания конкурентоспособности в тех сферах, где эти преимущества по тем или иным причинам не могут быть реализованы при посредстве только механизма свободного рынка. Для выполнения этой задачи используется комплекс мер экономической политики: бюджетно-финансовой, кредитно-денежной, антимонопольной, научно-технической, инновационной, экологической и др.[1]
Закончился процесс вступления России в ВТО. Мнения противоречивы, так по оценкам Всемирного банка третья часть экономики России выиграет (это, прежде всего, топливно-энергетический комплекс, металлургические компании). Похоже, проиграют сельское хозяйство, пищевая промышленность, авиационное приборостроение, отрасли, производящие технологическое, строительное, научное оборудование, и т.д.
Отражение в экономической политике необходимости движения России по пути модернизации, внедрения инноваций, формирования экономики знаний невозможно без оценки научно-технического потенциала. К сожалению, в России инновационной деятельностью занимаются лишь 4-5% отечественных предприятий, а в Германии, США, Франции и Японии - от 70 до 82% [3].
По данным Института международных экономических и политических исследований РАН:
- среди 49 стран, производящих 94% валового продукта мировой экономики, по «индексу технологий» Россия занимает последнее место;
- за последние 10 лет уровень изобретательской активности в стране снизился на 90%;
- современного оборудования для проведения экспериментов нет.
26
issn 2076-4715_Вестник экономической теории. 2015. № 7.
Приборостроение практически уничтожено. На сегодняшний день доля отечественной техники на рынке Российской Федерации не превышает 20% [3].
По мнению Ж. Алферова, «в России высокотехнологическую индустрию, созданную за многие десятилетия, мы разрушили». Известно, что в недалеком прошлом в деле разработки и внедрения передовых технологий решающую роль играли предприятия военно-промышленного комплекса, чьи разработки попадали и в гражданские отрасли производства.
Так, на сегодняшний день:
- около 30% организаций военно-промышленного комплекса «имеют признаки банкротства»;
- приблизительно 50% предприятий «относятся к потенциальным банкротам» [2].
Нынешняя ситуация в отечественной науке создает угрозу национальной безопасности России. У ведущих стран Запада расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы составляют 2-3% ВВП, с том числе у США - 2,7%, а у таких стран как Япония, Швеция, Израиль, достигает 3,5 - 4,5% ВВП. У России - примерно 1% ВВП [3].
На протяжении уже 20 лет инвестиции в культуру, образование и науку в России почти самые низкие в мире. А коррупция и криминализация - самые высокие. В рейтинге расходов на образование в долях ВВП (3,8-4% ВВП в последние годы) Россия в 2009 году была на 109-м месте из 198 стран. Для сравнения: в США - 5,5% ВВП; в Швеции и Норвегии - 6,7%; Словении - 5,2%, Франции - 5,6%, Канаде - 4,9% [3].
К сожалению, крупный российский бизнес не мотивирован на созидательную деятельность, на реализацию общественного интереса, вкладывать средства в развитие новой техники, современных технологий, материалов, рост производительности и улучшения условий труда и т.д. он не очень желает. Проще купить за рубежом готовое предприятие, линию и т.д.
Государство практически самоустранилось от воздействия на экономику
(хотя формально доля государства оценивается в 40%). С одной стороны, соб-
27
issn 2076-4715_Вестник экономической теории. 2015. № 7.
ственность госкомпаний фактически приватизирована топ-менеджментом (если исходить из того, что экономической формой реализации собственности является присвоение доходов, а доходы, как известно, немалые), с другой стороны, регулирующая функция (налоги, цены, субсидии и т.д.) не приносят должного эффекта. До тех пор, пока прибыль позволительно выводить в виде дивидендов и расходовать не на производственные нужды (яхты, клубы, драгоценности и т.д.) инвестиций и инноваций не будет. К тому же, отток капитала из страны за весь 2011 год составил 84,2 миллиарда долларов, а за весь за весь 2012 год отток составил 56,8 миллиарда долларов. Следовало бы разрешить по существующей шкале налогообложения в дивиденды переводить 1-3% прибыли, если в дивиденды направляется больше 3% прибыли, то облагать налогом вплоть до 90%. Это в определенной степени стимулировало бы возврат средств в производственный процесс, что позволит и обновлять производство, и модернизировать его, и использовать новые технологии, новые материалы, новые инструменты, и улучшать условия труда и т.д. Необходимо, наконец-то решиться на изменение налогообложения доходов физических лиц, богатые должны платить больше, не отказываться и от введения налога на сверхприбыль. Как показывает опыт развитых стран, там нормальная бизнес-деятельность обеспечивает рентабельность 5-7%, у нас иногда, если доходность меньше 100%, то предпринимателю эта сфера не интересна. Уменьшение количества посредников посредством установления предельной нормы рентабельности при продвижении продукта от производителя до потребителя (скажем 25%) будет препятствовать повышению цен. Есть сомнения в отношении налога на добавленную стоимость, и предложение о замене его налогом с продаж (5-10%) в определенной степени обосновано, по крайней мере, процедура взимания его будет более прозрачной, а значит, фактические потери для бюджета будут минимальны или отсутствовать вовсе. Борьба с инфляцией, которая ведется у нас на протяжении 20 лет, наталкивается на постоянное увеличение цен на энергоносители. Прежде чем превратиться в конечный продукт от добычи полезных ископаемых до поступления в продажу, изделие проходит порядка 13-16 стадий (отраслей) и рост
28
issn 2076-4715_Вестник экономической теории. 2015. № 7.
цен на первой стадии сказывается на увеличении цены на прилавках магазинов. А предприятия в свою очередь, испытывающие потребность в финансовых ресурсах, могут получить их в банках только под высокие проценты.
Около 80% крупнейших российских компаний зарегистрировано в офшорах, что подрывает экономическую безопасность страны (в США порядка 3% компаний оперируют офшорами), необходимо кардинальным образом изменить закон, регламентирующий данную деятельность.
Все это составляющие экономической политики, которые должны быть тщательно проработаны, взвешены и воплотиться в решения, и следует учитывать, что, чем сложнее экономика, тем сильнее взаимозависимость хозяйствующих субъектов, и тем менее должно быть позволительно проявление эгоистического интереса собственника
Экономическая и бюджетная политика, как ее составная часть должна быть нацелена на проведение всесторонней модернизации экономики, создание условий для повышения ее эффективности и конкурентоспособности, долгосрочного устойчивого развития, на улучшение инвестиционного климата, достижение конкретных результатов.
Современной России необходимо решение следующих задач:
1. Обеспечение макроэкономической стабильности, которая предусматривает в том числе сбалансированный бюджет, последовательное снижение бюджетного дефицита, предсказуемые параметры инфляции, снижение размеров дефицита бюджета.
2. Координация долгосрочного стратегического и бюджетного планирования. Нужны четкие правила оценки объема действующих расходных обязательств и процедуры принятия новых расходных обязательств, предусмотрев повышение ответственности за достоверность их финансово-экономических обоснований.
Любое предлагаемое новое решение должно быть проанализировано с точки зрения возможностей его финансового обеспечения и вклада в достижение стратегических целей развития страны;
29
issn 2076-4715_Вестник экономической теории. 2015. № 7.
3. Обеспечение нацеленности бюджетной системы на достижение конкретных результатов.
4. Разработка и внедрение инструментов поддержки инноваций. Необходима разработка и реализация на практике конкретных механизмов внедрения и поддержки инновационных технологий, прежде всего в рамках проектов в таких областях, как энергоэффективность, медицинская техника и фармацевтика, космос и телекоммуникации, ядерные технологии, стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение.
Для повышения конкурентоспособности российской продукции на внешнем рынке необходимо активно использовать потенциал торговых представительств, совершенствовать систему предоставления экспортного кредитования, экспортного страхования и государственных гарантий. В первую очередь это касается экспорта продукции высокотехнологичных отраслей, атомного и энергетического машиностроения, а также военной техники;
5. Повышение качества человеческого капитала. Никакая модернизация не возможна без квалифицированных специалистов, талантливых ученых, без качественного образования и постоянного профессионального обучения. Необходимо стремиться к росту научного потенциала нашей страны, накоплению объектов интеллектуальной собственности, обеспечению в этих целях преемственности поколений в сфере научных исследований и технологических разработок, привлечения и закрепления в ней молодежи. Помимо развития собственных научных школ, следует уделять внимание привлечению высококвалифицированных иностранных специалистов, а также способствовать повышению квалификации российских специалистов в зарубежных учебных заведениях.
Серьезнейшее внимание должно уделяться как образованию, так и улучшению здоровья граждан, формированию здорового образа жизни, созданию условий для повышения трудовой и творческой активности.
В России мощный экономический потенциал и его эффективная реализация на благо населения страны зависит от экономической политики, которая,
30
issn 2076-4715
Вестник экономической теории. 2015. № 7.
базируясь на законах развития, восприятии тенденций, взаимосвязей и т.д., должна учитывать опыт прошлого, созидательно преобразовывать настоящее и смотреть в будущее.
Литература
1. Экономическая теория: учебник для студентов вузов / Под ред. В.Д. Камаева. - 8-е издание, перераб. и доп. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.
2. ЦБ разработал меры по совершенствованию системы инструментов денежно-кредитной политики Банка России. 16.09.2013. [Электронный ресурс]. // URL: http://www.eg-online.ru/news/223002/ (дата обращения: 16.11.2015)
3. Федеральная служба государственной статистики ГМЦ Росстат. [Электронный ресурс]. // URL: http://www.gmcgks.ru (дата обращения: 16.11.2015)
References
1. Economic theory: studies. for university students / Ed. V.D. Kamaev. - 8th edition, pererab. and add. - M .: Humanit. ed. Center VLADOS, 2002.
2. The Central Bank has developed measures to improve the system of monetary policy instruments of the Bank of Russia. 09.16.2013. [Electronic resource]. // URL: http://www.eg-online.ru/news/223002/ (access date: 16.11.2015)
3. Federal State Statistics Service State Statistics Center Rosstat. [Electronic resource]. // URL: http://www.gmcgks.ru (access date: 16.11.2015)