Научная статья на тему 'ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ'

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
62
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
политика / бюджетная политика / экономическая политика / politics / budget policy / economic policy

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белоногов Алексей Владимирович

В данной статье рассмотрена российская государственная экономическая политика, а также экономический потенциал национальной экономики нашей страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article discusses the Russian state economic policy, as well as the economic potential of the national economy of our country.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ»

issn 2076-4715

Вестник экономической теории. 2015. № 7.

БЕЛОНОГОВ Алексей Владимирович,

специалист,

Воронежский государственный технический университет (ВГТУ),

e-mail: [email protected]

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

В данной статье рассмотрена российская государственная экономическая политика, а также экономический потенциал национальной экономики нашей страны.

Ключевые слова: политика, бюджетная политика, экономическая политика.

BELONOGOV Alexey Vladimirovich,

Specialist, Voronezh State Technical University (VSTU),

e-mail: [email protected]

This article discusses the Russian state economic policy, as well as the economic potential of the national economy of our country.

Keywords: politics, budget policy, economic policy.

Экономическая политика — это система методов, инструментов и форм государственного воздействия на социально-экономические процессы, реализующая тот или иной тип экономической стратегии. Сложная структура развитой рыночной экономики требует применения разнообразных инструментов и мер экономической политики.

В зависимости от этапа развития страны и конкретной социально-экономической ситуации в соответствии с принятой экономической стратегией

issn 2076-4715_Вестник экономической теории. 2015. № 7.

- на первый план выступают различные методы и формы экономической политики: бюджетно-финансовой, налоговой или кредитно-денежной [1].

На современном этапе главной задачей экономической политики государства в индустриально развитых странах становится обеспечение конкурентных преимуществ национальной экономики на мировых рынках. Это достигается, во-первых, путем создания наиболее благоприятных условий для предпринимательства, развития конкурентной рыночной среды. Во-вторых, путем поддержания конкурентоспособности в тех сферах, где эти преимущества по тем или иным причинам не могут быть реализованы при посредстве только механизма свободного рынка. Для выполнения этой задачи используется комплекс мер экономической политики: бюджетно-финансовой, кредитно-денежной, антимонопольной, научно-технической, инновационной, экологической и др.[1]

Закончился процесс вступления России в ВТО. Мнения противоречивы, так по оценкам Всемирного банка третья часть экономики России выиграет (это, прежде всего, топливно-энергетический комплекс, металлургические компании). Похоже, проиграют сельское хозяйство, пищевая промышленность, авиационное приборостроение, отрасли, производящие технологическое, строительное, научное оборудование, и т.д.

Отражение в экономической политике необходимости движения России по пути модернизации, внедрения инноваций, формирования экономики знаний невозможно без оценки научно-технического потенциала. К сожалению, в России инновационной деятельностью занимаются лишь 4-5% отечественных предприятий, а в Германии, США, Франции и Японии - от 70 до 82% [3].

По данным Института международных экономических и политических исследований РАН:

- среди 49 стран, производящих 94% валового продукта мировой экономики, по «индексу технологий» Россия занимает последнее место;

- за последние 10 лет уровень изобретательской активности в стране снизился на 90%;

- современного оборудования для проведения экспериментов нет.

26

issn 2076-4715_Вестник экономической теории. 2015. № 7.

Приборостроение практически уничтожено. На сегодняшний день доля отечественной техники на рынке Российской Федерации не превышает 20% [3].

По мнению Ж. Алферова, «в России высокотехнологическую индустрию, созданную за многие десятилетия, мы разрушили». Известно, что в недалеком прошлом в деле разработки и внедрения передовых технологий решающую роль играли предприятия военно-промышленного комплекса, чьи разработки попадали и в гражданские отрасли производства.

Так, на сегодняшний день:

- около 30% организаций военно-промышленного комплекса «имеют признаки банкротства»;

- приблизительно 50% предприятий «относятся к потенциальным банкротам» [2].

Нынешняя ситуация в отечественной науке создает угрозу национальной безопасности России. У ведущих стран Запада расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы составляют 2-3% ВВП, с том числе у США - 2,7%, а у таких стран как Япония, Швеция, Израиль, достигает 3,5 - 4,5% ВВП. У России - примерно 1% ВВП [3].

На протяжении уже 20 лет инвестиции в культуру, образование и науку в России почти самые низкие в мире. А коррупция и криминализация - самые высокие. В рейтинге расходов на образование в долях ВВП (3,8-4% ВВП в последние годы) Россия в 2009 году была на 109-м месте из 198 стран. Для сравнения: в США - 5,5% ВВП; в Швеции и Норвегии - 6,7%; Словении - 5,2%, Франции - 5,6%, Канаде - 4,9% [3].

К сожалению, крупный российский бизнес не мотивирован на созидательную деятельность, на реализацию общественного интереса, вкладывать средства в развитие новой техники, современных технологий, материалов, рост производительности и улучшения условий труда и т.д. он не очень желает. Проще купить за рубежом готовое предприятие, линию и т.д.

Государство практически самоустранилось от воздействия на экономику

(хотя формально доля государства оценивается в 40%). С одной стороны, соб-

27

issn 2076-4715_Вестник экономической теории. 2015. № 7.

ственность госкомпаний фактически приватизирована топ-менеджментом (если исходить из того, что экономической формой реализации собственности является присвоение доходов, а доходы, как известно, немалые), с другой стороны, регулирующая функция (налоги, цены, субсидии и т.д.) не приносят должного эффекта. До тех пор, пока прибыль позволительно выводить в виде дивидендов и расходовать не на производственные нужды (яхты, клубы, драгоценности и т.д.) инвестиций и инноваций не будет. К тому же, отток капитала из страны за весь 2011 год составил 84,2 миллиарда долларов, а за весь за весь 2012 год отток составил 56,8 миллиарда долларов. Следовало бы разрешить по существующей шкале налогообложения в дивиденды переводить 1-3% прибыли, если в дивиденды направляется больше 3% прибыли, то облагать налогом вплоть до 90%. Это в определенной степени стимулировало бы возврат средств в производственный процесс, что позволит и обновлять производство, и модернизировать его, и использовать новые технологии, новые материалы, новые инструменты, и улучшать условия труда и т.д. Необходимо, наконец-то решиться на изменение налогообложения доходов физических лиц, богатые должны платить больше, не отказываться и от введения налога на сверхприбыль. Как показывает опыт развитых стран, там нормальная бизнес-деятельность обеспечивает рентабельность 5-7%, у нас иногда, если доходность меньше 100%, то предпринимателю эта сфера не интересна. Уменьшение количества посредников посредством установления предельной нормы рентабельности при продвижении продукта от производителя до потребителя (скажем 25%) будет препятствовать повышению цен. Есть сомнения в отношении налога на добавленную стоимость, и предложение о замене его налогом с продаж (5-10%) в определенной степени обосновано, по крайней мере, процедура взимания его будет более прозрачной, а значит, фактические потери для бюджета будут минимальны или отсутствовать вовсе. Борьба с инфляцией, которая ведется у нас на протяжении 20 лет, наталкивается на постоянное увеличение цен на энергоносители. Прежде чем превратиться в конечный продукт от добычи полезных ископаемых до поступления в продажу, изделие проходит порядка 13-16 стадий (отраслей) и рост

28

issn 2076-4715_Вестник экономической теории. 2015. № 7.

цен на первой стадии сказывается на увеличении цены на прилавках магазинов. А предприятия в свою очередь, испытывающие потребность в финансовых ресурсах, могут получить их в банках только под высокие проценты.

Около 80% крупнейших российских компаний зарегистрировано в офшорах, что подрывает экономическую безопасность страны (в США порядка 3% компаний оперируют офшорами), необходимо кардинальным образом изменить закон, регламентирующий данную деятельность.

Все это составляющие экономической политики, которые должны быть тщательно проработаны, взвешены и воплотиться в решения, и следует учитывать, что, чем сложнее экономика, тем сильнее взаимозависимость хозяйствующих субъектов, и тем менее должно быть позволительно проявление эгоистического интереса собственника

Экономическая и бюджетная политика, как ее составная часть должна быть нацелена на проведение всесторонней модернизации экономики, создание условий для повышения ее эффективности и конкурентоспособности, долгосрочного устойчивого развития, на улучшение инвестиционного климата, достижение конкретных результатов.

Современной России необходимо решение следующих задач:

1. Обеспечение макроэкономической стабильности, которая предусматривает в том числе сбалансированный бюджет, последовательное снижение бюджетного дефицита, предсказуемые параметры инфляции, снижение размеров дефицита бюджета.

2. Координация долгосрочного стратегического и бюджетного планирования. Нужны четкие правила оценки объема действующих расходных обязательств и процедуры принятия новых расходных обязательств, предусмотрев повышение ответственности за достоверность их финансово-экономических обоснований.

Любое предлагаемое новое решение должно быть проанализировано с точки зрения возможностей его финансового обеспечения и вклада в достижение стратегических целей развития страны;

29

issn 2076-4715_Вестник экономической теории. 2015. № 7.

3. Обеспечение нацеленности бюджетной системы на достижение конкретных результатов.

4. Разработка и внедрение инструментов поддержки инноваций. Необходима разработка и реализация на практике конкретных механизмов внедрения и поддержки инновационных технологий, прежде всего в рамках проектов в таких областях, как энергоэффективность, медицинская техника и фармацевтика, космос и телекоммуникации, ядерные технологии, стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение.

Для повышения конкурентоспособности российской продукции на внешнем рынке необходимо активно использовать потенциал торговых представительств, совершенствовать систему предоставления экспортного кредитования, экспортного страхования и государственных гарантий. В первую очередь это касается экспорта продукции высокотехнологичных отраслей, атомного и энергетического машиностроения, а также военной техники;

5. Повышение качества человеческого капитала. Никакая модернизация не возможна без квалифицированных специалистов, талантливых ученых, без качественного образования и постоянного профессионального обучения. Необходимо стремиться к росту научного потенциала нашей страны, накоплению объектов интеллектуальной собственности, обеспечению в этих целях преемственности поколений в сфере научных исследований и технологических разработок, привлечения и закрепления в ней молодежи. Помимо развития собственных научных школ, следует уделять внимание привлечению высококвалифицированных иностранных специалистов, а также способствовать повышению квалификации российских специалистов в зарубежных учебных заведениях.

Серьезнейшее внимание должно уделяться как образованию, так и улучшению здоровья граждан, формированию здорового образа жизни, созданию условий для повышения трудовой и творческой активности.

В России мощный экономический потенциал и его эффективная реализация на благо населения страны зависит от экономической политики, которая,

30

issn 2076-4715

Вестник экономической теории. 2015. № 7.

базируясь на законах развития, восприятии тенденций, взаимосвязей и т.д., должна учитывать опыт прошлого, созидательно преобразовывать настоящее и смотреть в будущее.

Литература

1. Экономическая теория: учебник для студентов вузов / Под ред. В.Д. Камаева. - 8-е издание, перераб. и доп. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.

2. ЦБ разработал меры по совершенствованию системы инструментов денежно-кредитной политики Банка России. 16.09.2013. [Электронный ресурс]. // URL: http://www.eg-online.ru/news/223002/ (дата обращения: 16.11.2015)

3. Федеральная служба государственной статистики ГМЦ Росстат. [Электронный ресурс]. // URL: http://www.gmcgks.ru (дата обращения: 16.11.2015)

References

1. Economic theory: studies. for university students / Ed. V.D. Kamaev. - 8th edition, pererab. and add. - M .: Humanit. ed. Center VLADOS, 2002.

2. The Central Bank has developed measures to improve the system of monetary policy instruments of the Bank of Russia. 09.16.2013. [Electronic resource]. // URL: http://www.eg-online.ru/news/223002/ (access date: 16.11.2015)

3. Federal State Statistics Service State Statistics Center Rosstat. [Electronic resource]. // URL: http://www.gmcgks.ru (access date: 16.11.2015)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.