issn 2076-4715_Вестник экономической теории. 2012. № 4.
АШМАРОВ Игорь Анатольевич,
кандидат экон. наук, доцент, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Воронежский государственный институт искусств (ВГИИ),
e-mail: [email protected]
ИСКУССТВО КАК САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ ФАКТОР ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА
Важнейший вопрос, который рассматривается в экономической теории, -это значение и место факторов производства в экономике и их роль, которую они в ней играют. За время эволюции экономической теории, прошедшее со времени становления экономики как науки, взгляды на факторы производства неоднократно видоизменялись.
Во-первых, это — классический подход и взгляд на факторы производства как триединство труда, земли и капитала (Ж.Б. Сэй).
Во-вторых, неоклассический подход, который связан со взглядом на предпринимательство (предпринимательские способности) как дополнительный к труду фактор производства (Йозеф Шумпетер).
И, в-третьих, современный взгляд на факторы производства, который раскрывает совершенно новые грани современной экономической (хозяйственной) деятельности. Отметим также, что этот вопрос напрямую связан с определением путей развития современной общей экономической теории. Вероятно, что будущее покажет нам новые факторы производства в связи с последними изменениями в экономике, приобретением ею инновационного статуса. Очевидно, что в современной нам и будущей экономике факторы производства будут изменяться и будут появляться всё новые факторы производства.
Ключевые слова: фактор производства, искусство, культура, значение и
роль искусства для развития экономики.
4
issn 2076-4715
Вестник экономической теории. 2012. № 4.
ASHMAROV Igor Anatol'evich,
Candidate Econ. Sciences, Associate Professor Associate Professor of the Department of Humanities and
Socio-Economic Disciplines Voronezh State Institute of Arts (VGII) e-mail: [email protected]
ART AS AN INDEPENDENT FACTOR OF SOCIAL MANUFACTURING
The most important question that is considered in economic theory is the meaning and place of the factors of production in the economy and their role that they play in it. During the evolution of economic theory, past since the formation of the economy as a science, views on the factors of production have changed several times. First, it is a classical approach and a look at the factors of production as the trinity of labour, land and capital (Jean-Baptiste Say). Secondly, the neoclassical approach, which is connected with the view of entrepreneurship (entrepreneurial ability) as an additional factor of labour (Josef Schumpeter).
And, thirdly, the modern view of the factors of production, which reveals completely new facets of modern economic (economic) activity. Note also that this issue is directly related to determining the development paths of modern general economic theory. It is likely that the future will show us new factors of production in connection with the recent changes in the economy, its acquisition of innovative status. It is obvious that in the modern economy, the factors of production will change and new factors of production will appear.
Keywords: production factor, art, culture, the meaning and role of art for the development of the economy.
issn 2076-4715_Вестник экономической теории. 2012. № 4.
Отнюдь не случайно изучение какой-либо научной проблематики начинается с изучения теоретического наследия классиков экономической науки. Поэтому чтение научных трудов отцов-основателей экономики является залогом успешного и глубокого изучения той или иной экономической проблемы или темы. Так случилось и с данным исследованием, в котором ставилась задача изучить взгляды знаменитого английского экономиста, родоначальника классической политэкономии Вильяма Петти (1623-1687) на проблематику, связанную с общественным производством и трудом, которые он считал источником всеобщего народного богатства. Однако помимо этой основной нашей цели нам открылись не менее значительные детали с ними связанные.
В своём небольшом по объёму сочинении, имеющему, тем не менее, фундаментальный характер, В. Петти систематизирует представления современников о налогах и сборах и, в частности, о десятине как о «modus'e или образце налога». В этой же главе, которая так и называется - «О десятине», В. Петти пишет, что «.. .при ее помощи взимается доля всего зерна, скота, рыбы, птицы, фруктов, шерсти, меда, воска, масла, пеньки и льна, созданных в стране и являющихся продуктом земли, искусства, труда и капитала, которые произвели их» [1, 61].
Из данного тезиса со всей очевидностью следует, что основными факторами производства являются не только традиционные для нас сегодня земля, труд и капитал, но и искусство (в значении совершенное мастерство работника), которое, по мнению В. Петти, является таким же полноценным фактором производства, как и остальные более известные сегодня факторы общественного производства. И действительно, труд сам по себе, безусловно, важный фактор производства, но ещё более важным является виртуозное (искусное) исполнение своего дела, профессии, работы вообще. Забывать об искусном исполнении чего-либо для экономистов - непростительная ошибка, ведь искусство исполнения чего-либо повышает производительность труда, общую отдачу труда как фактора производства, повышает общую прибыльность и рентабельность
вложения средств и каких-либо усилий вообще.
6
issn 2076-4715_Вестник экономической теории. 2012. № 4.
В. Петти впервые предложил учредить институт общественных работ как наиболее рациональный способ обеспечения занятости населения и борьбы с безработицей. Это заявление имело воистину революционное значение для всех последующих времен и народов мира, включая и современность, так как во многих государствах эти общественные работы сегодня используются как способ противодействия безработице. «Когда все беспомощные и немощные люди будут, таким образом, обеспечены, а лентяи и воры обузданы и наказаны министром юстиции, мы найдём в результате определённые постоянные занятия для всех остальных нуждающихся людей, которые, работая соответственно изданным для них правилам, могут требовать достаточного количества пищи и одежды» [1, 16].
Надо отдать должное, В. Петти не забыл и о несовершеннолетних детях этих работников: «их дети (если они малы и немощны) тоже обеспечиваются другим способом» [1, 16], то есть нерыночным, а за счёт государства.
Здесь В. Петти объясняет также, что должны быть изданы определённые правила, согласно которым должны трудиться инвалиды и бывшие безработные (те, кто не в состоянии самостоятельно изыскать для себя работу). То есть, по-видимому, была в виде идеи высказана мысль о необходимости введения трудового законодательства (кодекса), регламентирующего если не все, то многие вопросы, связанные с их трудом.
Далее, В. Петти продолжает и рассказывает, в чём должна заключаться их работа, которая должна быть учтена, по его мнению, как отдельная (по тексту его сочинения, шестая) статья государственных расходов. Она должна была заключаться «в том, чтобы сделать все шоссейные дороги настолько широкими, прочными и ровными, чтобы расходы и утомительность путешествий и перевозок благодаря этому сильно уменьшились; в углублении и расчистке рек и в превращении их в судоходные; в насаждении в подходящих местах полезных деревьев, доставляющих строевой лес, удовольствие, а также плоды.
В возведении мостов и плотин.
В разработке рудников, каменоломен и каменноугольных копей.
7
issn 2076-4715_Вестник экономической теории. 2012. № 4.
В выплавке железа и т.д.» [1, 16-17].
Это - общественные работы, которые «требуют большого количества труда и малого искусства», но в них нуждается, по нашему мнению, любая страна мира, как нуждалась в них, по мнению В. Петти, и сама Англия. Кроме того, «при этом в Англии вводятся новые промыслы, которые возместят суконный промысел, почти полностью нами утерянный» [1, 17], а это значит, что создаются новые рабочие места и источники доходов для них.
В результате, как видно из текста первоисточника, влияние живого труда на общественное производство напрямую связано с искусством его исполнителей, то есть мастерством работников, их навыками и опытом, приобретенными как плод многолетних трудовых тренировок, усилий и упражнений. В целом, очевидно, что всякая работа трудящихся (или как их называли в старину -«трудников») может быть сопряжена с большим или меньшим искусством, в зависимости от вида и сложности самого труда как целесообразной деятельности человека. Однако итоги этого производства напрямую будут связаны с качеством вложенного труда, трудовыми стараниями и искусством труда, обладателем коих выступает всё тот же рабочий человек. Поэтому, на наш взгляд, здесь очевидно, что труд труду - рознь. А искусство труда, то есть его мастерство выступает не менее значимым фактором общественного производства, чем самый труд, и стоит с ним в одном ряду, как это хорошо видно из произведения В. Петти. Особенно это становится очевидным с возрастанием сложности труда, когда себя в полной мере проявляет его творческий характер, что в наибольшей степени видно на примере труда лиц творческих профессий - музыкантов, художников, театралов.
Однако В. Петти рассматривает искусство в качестве фактора производства не только для сферы творческого труда, но и для такой общественно значимой сферы деятельности, как государственное управление.
Во-первых, он сравнивает и проводит аналогию между государственными должностями и монополией. «Учрежденные государством должности и установленные им самим вознаграждения аналогичны по своей природе монополи-
8
issn 2076-4715_Вестник экономической теории. 2012. № 4.
ям, причем в одном случае речь идет о действиях и занятиях, подобно тому как в другом - о вещах» [1, 57].
Во-вторых, «.. .по мере того как деятельность данного королевства (читай - государства. - Авт.) увеличивается, увеличивается и число должностей (т. е. исключительное право и возможность выполнения и оформления этих действий). И наоборот: по мере увеличения числа должностей, они делаются менее трудными и соответственно уменьшается опасность их плохого выполнения. Это приводит к тому, что должности, которые в момент их учреждения выполнялись лишь наиболее способными, изобретательными и опытными людьми (такими, что могут бороться со всякими внезапно возникающими трудностями и извлекать из своих собственных длительных наблюдений, связанных с различными случайностями их занятий, правила и аксиомы для будущего руководства), выполняются в данное время их заместителями и помощниками -людьми самыми обыкновенными, работающими машинально, на манер рабочей лошади» [1, 57]. В-третьих, «.первоначально были установлены такие высокие жалованья, которые могли бы компенсировать искусство, честность и усердие администраторов (принимая даже во внимание, что таких лиц можно было тогда найти очень немного), эти высокие жалованья сохраняются до сих пор, хотя искусство и степень требуемого доверия уменьшились, а количество выплачиваемых жалований необычайно возросло» [1, 57].
Получается, что искусство труда администраторов по управлению государством, изначально высоко оцененное в виде высокого жалованья, со временем может снижаться. Вследствие чего упрощается и труд на этих должностях («ставших весьма простыми и такими легкими, что всякий человек способен их занять, даже такой, который никогда не выполнял данной работы» [1, 57]), и утрачивается само искусство администрирования.
Отсюда следует, что «искусство, честность и усердие администраторов» также напрямую влияет на экономические процессы, в том числе и общественного производства. Именно поэтому Вильям Петти имел все основания считать
искусство самостоятельным фактором производства наряду с землёй, трудом и
9
issn 2076-4715
Вестник экономической теории. 2012. № 4.
капиталом, которые производят всю имеющуюся в распоряжении общества готовую товарную продукцию и услуги.
Литература
1. Петти, Вильям. Трактат о налогах и сборах // Шедевры мировой экономической мысли. - Т.2. - Петрозаводск: «Петроком», 1993.
2. Арнольдов А. И. Человек и мир культуры. - М.: МГИК, 1992. - C. 49.
References
1. Petty, William. Treatise on taxes and fees // Masterpieces of world economic thought. - T.2. - Petrozavodsk: Petrokom, 1993.
2. Arnoldov A. I. Man and the world of culture. - M .: IPCC, 1992. - C. 49.