Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ВЛИЯНИИ ИНТЕРНЕТА НА ЭКОНОМИКУ'

К ВОПРОСУ О ВЛИЯНИИ ИНТЕРНЕТА НА ЭКОНОМИКУ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
143
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интернет / фактор производства / значение и роль интернета для развития экономики / internet / production factor / the meaning and role of internet for the development of the economy

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ашмаров Игорь Анатольевич

Важнейший вопрос, который рассматривается в экономической теории, — это значение и место факторов производства в экономике и их роль, которую они в ней играют. За время эволюции экономической теории, прошедшее со времени становления экономики как науки, взгляды на факторы производства неоднократно видоизменялись. В статье рассматривается интернет как фактор общественного производства. И это совершенно новый взгляд на интернет с позиции факторов производства. Во-первых, это — классический подход и взгляд на факторы производства как триединство труда, земли и капитала (Ж.Б. Сэй). Во-вторых, неоклассический подход, который связан со взглядом на предпринимательство (предпринимательские способности) как дополнительный к труду фактор производства (Йозеф Шумпетер). И, в-третьих, современный взгляд на факторы производства, который раскрывает совершенно новые грани современной экономической (хозяйственной) деятельности. Отметим также, что этот вопрос напрямую связан с определением путей развития современной общей экономической теории. Вероятно, что будущее покажет нам новые факторы производства в связи с последними изменениями в экономике, приобретением ею инновационного статуса. Очевидно, что в современной нам и будущей экономике факторы производства будут изменяться и будут появляться всё новые факторы производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION ABOUT THE INFLUENCE OF THE INTERNET ON THE ECONOMY

The most important question that is considered in economic theory is the meaning and place of the factors of production in the economy and their role that they play in it. During the evolution of economic theory, past since the formation of the economy as a science, views on the factors of production have changed several times. First, it is a classical approach and a look at the factors of production as the trinity of labour, land and capital (Jean-Baptiste Say). Secondly, the neoclassical approach, which is connected with the view of entrepreneurship (entrepreneurial ability) as an additional factor of labour (Josef Schumpeter). And, thirdly, the modern view of the factors of production, which reveals completely new facets of modern economic (economic) activity. Note also that this issue is directly related to determining the development paths of modern general economic theory. It is likely that the future will show us new factors of production in connection with the recent changes in the economy, its acquisition of innovative status. It is obvious that in the modern economy, the factors of production will change and new factors of production will appear.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ВЛИЯНИИ ИНТЕРНЕТА НА ЭКОНОМИКУ»

issn 2076-4715_Вестник экономической теории. 2018. № 10.

АШМАРОВ Игорь Анатольевич,

кандидат экон. наук, доцент, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Воронежский государственный институт искусств (ВГИИ),

e-mail: dobrinka75@mail.ru

К ВОПРОСУ О ВЛИЯНИИ ИНТЕРНЕТА НА ЭКОНОМИКУ

Важнейший вопрос, который рассматривается в экономической теории, — это значение и место факторов производства в экономике и их роль, которую они в ней играют. За время эволюции экономической теории, прошедшее со времени становления экономики как науки, взгляды на факторы производства неоднократно видоизменялись. В статье рассматривается интернет как фактор общественного производства. И это совершенно новый взгляд на интернет с позиции факторов производства.

Во-первых, это — классический подход и взгляд на факторы производства как триединство труда, земли и капитала (Ж.Б. Сэй).

Во-вторых, неоклассический подход, который связан со взглядом на предпринимательство (предпринимательские способности) как дополнительный к труду фактор производства (Йозеф Шумпетер).

И, в-третьих, современный взгляд на факторы производства, который раскрывает совершенно новые грани современной экономической (хозяйственной) деятельности. Отметим также, что этот вопрос напрямую связан с определением путей развития современной общей экономической теории. Вероятно, что будущее покажет нам новые факторы производства в связи с последними изменениями в экономике, приобретением ею инновационного статуса. Очевидно, что в современной нам и будущей экономике факторы производства будут изменяться и будут появляться всё новые факторы производства.

Ключевые слова: интернет, фактор производства, значение и роль интернета для развития экономики.

issn 2076-4715_Вестник экономической теории. 2018. № 10.

ASHMAROV Igor Anatol'evich,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Humanities and

Socio-Economic Disciplines Voronezh State Institute of Arts (VGII) e-mail: dobrinka75@mail.ru

TO THE QUESTION ABOUT THE INFLUENCE OF THE INTERNET ON THE ECONOMY

The most important question that is considered in economic theory is the meaning and place of the factors of production in the economy and their role that they play in it. During the evolution of economic theory, past since the formation of the economy as a science, views on the factors of production have changed several times. First, it is a classical approach and a look at the factors of production as the trinity of labour, land and capital (Jean-Baptiste Say). Secondly, the neoclassical approach, which is connected with the view of entrepreneurship (entrepreneurial ability) as an additional factor of labour (Josef Schumpeter).

And, thirdly, the modern view of the factors of production, which reveals completely new facets of modern economic (economic) activity. Note also that this issue is directly related to determining the development paths of modern general economic theory. It is likely that the future will show us new factors of production in connection with the recent changes in the economy, its acquisition of innovative status. It is obvious that in the modern economy, the factors of production will change and new factors of production will appear.

Keywords: internet, production factor, the meaning and role of internet for the development of the economy.

Введение. В XXI столетии в эпоху развития информационно-

компьютерных технологий (ИКТ) и интернета последний становится опреде-

5

issn 2076-4715_Вестник экономической теории. 2018. № 10.

ляющим общественное производство фактором, то есть ведущим фактором производства. Мы с полным обоснованием считаем, что интернет выступает вполне полноценным и самостоятельным фактором производства. Любой бизнес сегодня связан с использованием технологии интернет как средства связи, деловой коммуникации и даже бизнеса.

Последнее обстоятельство связано с тем, что с интернетом связано множество новых интернет-профессий на рынке труда (интернет-специалистов, таких, например, как интернет-маркетолог, веб-дизайнер, веб-программист, разработчик сайтов и др.), а также существуют такие новые и самостоятельные виды бизнеса, которые существуют только благодаря интернету и в самом интернете как виртуальной реальности как новой реальности ведения бизнеса. Однако в настоящее время интернет — это уже не только средство связи и коммуникации, а это — самый настоящий фактор производства.

При его помощи организуются самые разнообразные интернет-магазины, интернет-кафе, ИТ-компании, специализирующиеся на создании и разработке веб-сайтов, их обслуживании, компании-провайдеры, обеспечивающие доступ к телекоммуникационной сети интернет, другие компании, в том числе и сотовой связи, чьи услуги связаны с предоставлением услуг своим клиентам (мобильного банкинга, интернет-банкинга, мобильного интернета, интернет-телевидения и т.д., и т.п.). Проведение самих онлайн-торгов на фондовой бирже (онлайн трейдинг) сегодня невозможно без платформ на основе телекоммуникационной сети интернет. Далее, в настоящее время работа современных ри-тейлеров, магазинов розничной торговли основывается на автоматизации рабочих мест кассиров и организации т.н. онлайн-касс, то есть POS-систем и POS-терминалов (англ. «Point of Sale» — точка продажи).

POS-системы — это аппаратные комплексы для автоматизации работы кассиров на базе фискальных регистраторов. В состав POS-системы, как правило, входят системный блок ПК, фискальный регистратор (ФР), POS-монитор кассира, денежный ящик, программируемая клавиатура, считыватель карт, считыватель штрихкодов и дисплей покупателя. Все эти составные части POS-

6

issn 2076-4715_Вестник экономической теории. 2018. № 10.

оборудования, интегрированные вместе, и представляют собой автоматизированное рабочее место современного кассира, который выступает уже в роли самого настоящего оператора технической кассовой системы.

Такие торговые POS-системы вводятся в торгово-сервисных организациях (магазинах, парикмахерских, кафе, отелях и т.д.) и имеют своей отличительной особенностью прямой контакт продавца с покупателем. Данный тип POS-систем является наиболее распространенным.

Тем не менее, существуют ещё и другие способы организации расчётов, а именно: мобильный эквайринг и интернет-эквайринг. В первом случае в качестве дополнительного или альтернативного традиционному устанавливается мобильный POS-терминал оплаты (mPOS). Он представляет собой кард-ридер, который с помощью специального мобильного приложения подключается к телефону и предоставляет возможность перевести деньги со счета клиента. Во втором случае характерно отсутствие прямого контакта между покупателем и продавцом. В режиме онлайн клиент оплачивает товар или услугу с помощью своей карты в любом интернет-магазине. Для этого необходимо вводить номер карты, срок ее действия, фамилию, имя держателя и код CVC2. Оплата и списание денег происходит, как правило, мгновенно, после подтверждения пароля, высланного на мобильный телефон клиента [9].

В связи с этим, то есть с необходимостью проведения интернет-платежей, а также и другими причинами сегодня даже появились целые интернет-банки, функционирующие в основном только в интернете. Такие полностью онлайн-банки (наподобие «Тинькофф» (https://www.tinkoff.ru) заменяют своим электронным бизнесом, работающим онлайн, всю региональную банковскую бизнес-сеть, что резко снижает затраты, в том числе транзакционного характера, на её содержание и обслуживание, а также и контроль.

Современную нам цифровую экономику обслуживают интернет-деньги (интернет-кошельки яндекс-деньги, веб-мани и др.) и цифровая криптовалюта (биткойн и др.) и безналичные интернет-платежи типа «google-pay» и др. И всё

это связано с интернет как технологией бизнеса и деловым пространством.

7

issn 2076-4715_Вестник экономической теории. 2018. № 10.

Издательский бизнес (книжное дело), библиотечное дело (электронно-библиотечные системы), музейное дело (электронные выставки), образование и наука (дистанционные технологии в образовании) - всё это и многое другое сегодня тесно связано с использованием интернет, и без него утрачивают какой-либо глубокий содержательный смысл.

Сегодня многие кафе и рестораны, музеи и научные библиотеки, банки и даже целые платежные системы обзаводятся интернет-технологиями и получают в определенном смысле новое название, а именно: электронные научные библиотеки, например, «КиберЛенинка» (https://cyberleninka.ru), интернет-кафе, интернет (онлайн) ресторан (Онлайн-ресторан «Итария», https://itaria75.ru), интернет (онлайн) банк («Сбербанк Онлайн», https://online.sberbank.ru/), онлайн кассы и т.д.

В интернет-пространство перемещается даже телевидение и радио, и в итоге потребитель получает на выходе онлайн телевидение (интернет-телевидение) (http://www.ontvtime.ru; http://online-red.com/tv/index.html) и онлайн радио (интернет-радио) (http://online-red.com/radio/index.html).

Вся система государственного и муниципального управления (ГМУ) страны в целом также связана с использованием интернет. Это — и электронное правительство, и система государственных закупок, и проведение референдумов по упрощенной процедуре в рамках онлайн-сервиса как один из механизмов народовластия, онлайн-формы обращений граждан в государственные и муниципальные органы власти и т.д.

Кроме того, сегодня целые формы бизнеса и искусства, кино и театр, устремились в интернет. В интернет идут театры и кинотеатры, а на выходе мы получаем уже онлайн-театры и онлайн-кинотеатры, например, онлайн кинотеатр «tvzavr.ru» (https://www.tvzavr.ru), онлайн кинотеатр «Okko» (https://okko.tv), которые демонстрируют последние новинки кино и сериалов в отличном качестве: легально, безопасно, без рекламы. Фильмы из таких интернет-кинотеатров идут легально, напрямую от голливудских студий. В таких он-

лайн-кинотеатрах можно посмотреть последние новинки и лучшие сериалы,

8

issn 2076-4715_Вестник экономической теории. 2018. № 10.

кино, мультфильмы в хорошем качестве. «Okko» — это онлайн-кинотеатр, в котором можно найти более 33 000 популярных фильмов, мультфильмов и сериалов. Демонстрация и показ фильмов идёт без рекламы и в «Full HD» качестве. Поэтому можно открывать для себя мировой кинематограф с интернет-кинотеатрами, где можно смотреть фильмы онлайн в хорошем качестве.

Появились первые онлайн-театры, например, «Онлайн Театр» (http://onlineteatr.com), который позволяет посмотреть практически любой спектакль почти вживую в театре, посредством онлайн-трансляции.

Онлайн Театр (ONLINETEATP) — это первый в Рунете сервис регулярных HD-трансляций спектаклей из ведущих театров Москвы, на котором можно купить просмотр телетрансляции спектакля.

Сегодня множество театров продают свои билеты онлайн, через онлайн-кассы, онлайн-билеты можно купить в столичные театры Москвы, Петербурга, Воронежа и др. Поэтому теперь смотреть спектакли можно онлайн и бесплатно на сайте «Культура РФ» (https://www.culture.ru/theaters/performances). На этом сайте идут спектакли онлайн из самых знаменитых театров нашей страны — Большого, Мариинского, Александрийского и других театров (более 600 видеоверсий спектаклей).

Современная организация театрального дела и киноиндустрии сегодня невозможна без интернета, так как именно через него идёт работа со зрителем, другие важные этапные моменты работы театров и кинотеатров.

Сегодня повсеместно можно пройти курсы и даже пройти профессиональную переподготовку, получить дополнительное образование через образовательные онлайн-платформы, работающие через интернет. К таким образовательным платформам относятся такие известные, как «Coursera» и многие другие. Платформы онлайн-обучения позволяют, не выходя из дома, улучшить свои навыки, приобрести новые знания, а также грамотно составить резюме и успешно проходить собеседования, чтобы продвинуться по службе или найти новую работу. Это — стопроцентное онлайн-обучение от лучших университетов и компаний мира.

issn 2076-4715_Вестник экономической теории. 2018. № 10.

Самыми крупными образовательными платформами на сегодняшний день являются следующие проекты, а именно:

1. «Нетология»: университет интернет-профессий (https://netology.ru);

2. «Coursera»: Онлайн курсы и сертификаты от ведущих учебных заведений мира (https://ru.coursera.org);

3. Национальный открытый университет «Интуит» (https://www.intuit.ru);

4. Академия «Арзамас»: История культуры в видео, текстах и фотографиях. (https ://arzamas. academy/courses);

5. «ПостНаука» (https://postnauka.ru/courses).

Существует большое количество других, возможно, менее значимых проектов, тем не менее, также заслуживающих внимания. Например, с 2012 г. функционирует открытый образовательный портал Интеллектуальный клуб «4brain». На этом сайте размещены развивающие онлайн-тренинги для обучения различным полезным интеллектуальным навыкам (https://4brain.ru) и т.д.

Прохождение образовательных курсов онлайн, пополнение знаний, самообучение и саморазвитие стали возможными на широкой и даже массовой основе только благодаря интернет. Появились такие новые формы обучения, как массовые открытые онлайн-курсы (англ. «Massive open online courses», MOOC).

Это — обучающие курсы с массовым интерактивным участием c применением технологий электронного обучения и открытым доступом через интернет, одна из форм дистанционного образования. К этому следует добавить возможность получить официальный документ, диплом, сертификат либо удостоверение о повышении квалификации, иногда даже без всякой оплаты. Так что благодаря интернету возможности расширения и пополнения знаний у многих людей, имеющих подключение и доступ к сети интернет, сегодня многократно расширились - только успевай проходить новые образовательные курсы. Сегодня многие институты и университеты имеют электронную информационно-образовательную среду и осуществляют дистанционное обучение своих студентов. Обучение практически полностью можно пройти, завершить онлайн и

приехать в вуз только на защиту дипломной работы, а также для того, чтобы

10

issn 2076-4715_Вестник экономической теории. 2018. № 10.

получить диплом, документ об образовании. Последний, кстати говоря, тоже может приобрести только электронный вид и будет автоматически генерироваться образовательной платформой для выпускников.

Таблица 1.

Трансформация экономических ресурсов в вещественные факторы производства

№ пп Экономические ресурсы Факторы производства

1. Классические факторы производства

1. Рабочая сила человека и/или животного Труд

2. Земельные ресурсы и площади Земля

3. Деньги и финансовые ресурсы Капитал

4. Знания и опыт, организационные навыки и умения предпринимателей 2. Новые факторы производства

Предпринимательские способности

5. Информационные ресурсы, различные источники информации, массивы и базы данных, документы 3. Новейшие факторы производства

Информация и средства, обеспечивающие её воспроизводство, в том числе Интернет, Интранет и др.

6. Изобретения, новая техника и технологии (НИОКР) Производственная функция, т.е. совокупность технологии и достижений НТП

7. Источники энергии, в т. ч. альтернативные источники Энергия

До появления технологии Интернета, которая смогла создать совершенно новую информационную и бизнес-среду, традиционными источниками информации были следующие информационные ресурсы, которые указаны в табл. 2.

Таким образом, как показывает таблица 2, интернет предложил нам принципиально новые источники информации, которые сегодня почти повсеместно используются, причём не только в бизнесе, но и в обычной повседневной жизни. Кроме того, материальной основой развития цивилизации является энергетика, от состояния которой зависят темпы НТП, интенсификации производства и жизненный уровень абсолютного большинства людей [4].

Таблица 2.

Изменение источников информации с появлением сети Интернет

№ пп Традиционные источники информации Новые источники информации

1. средства массовой информации (как бумажные (газеты, журналы), так и электронные (радио, телевидение)) онлайновые средства массовой информации (СМИ), интернет-журналы

2. публицистическая литература онлайновая литература

3. научная и специальная литература

4. документы официальных учреждений веб-статистика, собираемая и обрабатываемая специализированными сайтами

5. материалы конференций, круглых столов и других форм непосредственной публичной дискуссии — текстовые, аудио и видео чаты, блоги, форумы, сайты, контент которых формируется по принципу форума, и другие формы опосредованной публичной дискуссии

6. аналитические исследования, маркетинговые отчеты, обзоры рынков онлайновые справочники, каталоги, персоналии, банки данных, разнообразные интернет-энциклопедии, в том числе учебные, например, всем студентам и преподавателям известная ныне «свободная энциклопедия» Википедия и проекты, созданные на её основе [5]

7. справочники, каталоги, персоналии, энциклопедии пополняемые онлайн базы данных («database») и банки данных («data bank»)

8. интервью, переговоры онлайн-интервью и онлайн-переговоры

9. графика, видео- и аудиозаписи видео- и аудиоподкастинг [6].

Интернет выступает сегодня как новая информационная технология связи и коммуникации, а также как совершенно новая виртуальная среда создания и развития бизнеса, то есть интернет, по своей сути, выступает новым самостоятельным фактором общественного производства. Уровень и степень использо-

issn 2076-4715_Вестник экономической теории. 2018. № 10.

вания интернет напрямую определяет рейтинг страны по уровню развития так называемой цифровой экономики. На основе показателей статистических данных международных организаций, особенно институтов ООН, таких, как МВФ, Всемирный банк и др. проводится расчет сводного Индекса развития цифровой экономики (ИРЦЭ), а также и его составляющих (см. таблицу 3).

Таблица 3.

Индекс развития цифровой экономики для некоторых стран мира

Страна Качество ИКТ - инфраструктуры и доступа в интернет Уровень использования интернет (интенсивность) Человеческий капитал Цифровая экономика Результативность цифровой трансформации экономики ИРЦЭ

Швеция 0,8141 0,9343 0,6604 0,9334 0,9235 0,8526

Финляндия 0,6606 0,8944 0,6122 0,9964 0,8304 0,7956

Дания 0,7710 0,9473 0,7147 0,8024 0,5330 0,7330

Эстония 0,5683 0,8301 0,5384 0,8839 0,5668 0,6643

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Германия 0,5384 0,5408 0,6155 0,7231 0,4879 0,5785

Чехия 0,4228 0,5272 0,4954 0,8073 0,5564 0,5633

Латвия 0,3623 0,7095 0,5931 0,7003 0,4128 0,5408

Литва 0,3763 0,6874 0,6199 0,7212 0,2721 0,5146

Польша 0,3256 0,4837 0,5650 0,6786 0,3297 0,4688

Беларусь 0,3118 0,4980 0,5548 0,6458 0,3481 0,4642

Румыния 0,3263 0,4525 0,1353 0,6239 0,3708 0,3776

Россия 0,3245 0,2332 0,4571 0,4558 0,2287 0,3396

Болгария 0,2464 0,4308 0,0512 0,6212 0,3466 0,3350

Казахстан 0,3710 0,1590 0,4732 0,000 0,000 0,1927

Согласно данным вышеприведенной таблицы 3, можно отметить, что позиции России в плане развития интернета и цифровой экономики представлены не слишком сильно, примерно на одном уровне с такими странами, как Румыния и Болгария и сильно опережают Казахстан. Однако на этом все наши успехи и заканчиваются. Россия сильно отстаёт по ИРЦЭ от уровня развитых стран

13

мира, особенно скандинавских стран. По суммарным итогам рейтинговой оценки европейских стран Россия (ИРЦЭ = 0,3396) превосходит индекс развития цифровой экономики только двух стран, Болгарии (ИРЦЭ = 0,3350) и Казахстана (ИРЦЭ = 0,1927). Показатель, характеризующий степень развития цифровой экономики, показывает, что Россия опережает только соседний Казахстан и очень сильно уступает всем европейским странам-лидерам.

Цифровизация национальной экономики происходит под воздействием различных факторов, в том числе и даже в первую очередь в связи с использованием интернет и интенсивности его применения в народном хозяйстве. От степени использования интернета и вовлеченности в эту «мировую паутину» хозяйствующих субъектов, степени развития интернета в рамках экономической системы той или иной страны будет зависеть очень многое, в том числе состояние и эффективность общественного производства и воспроизводства.

В связи с этим актуальной становится задача повсеместного использования сети интернет экономическим субъектами в самых разнообразных легальных целях. От того, как будет развиваться интернет в нашей стране, будет зависеть и степень развития цифровой экономики, и эффективность всех отраслей национальной экономики в целом.

Мы убеждены в том, что в настоящее время интернет уже выступает как самостоятельный фактор общественного производства наряду со всеми прочими классическими факторами производства. Мало того, он даже имеет тенденцию в определенной степени заменять и замещать их, особенно такой традиционный фактор, как «земля». Если раньше для магазина необходим был реальный земельный участок и здание, то есть фактор производства «земля» как таковой, то сегодня многие магазины существуют только в интернете, то есть в виртуальном пространстве, и эффективно функционируют, ведя всю свою торговлю онлайн. Таким образом, для интернет-магазинов, которые не нуждаются в реальном своём размещении и местоположении, один фактор производства сменяет другой фактор. На смену земле как фактору производства приходит

issn 2076-4715_Вестник экономической теории. 2018. № 10.

интернет, который так же, как и земля, выполняет функцию фактора производства для виртуальных бизнес-проектов, существующих только в сети интернет.

В настоящее время во всем мире насчитывается больше 1,24 млрд. вебсайтов. Таким образом, количество веб-сайтов в 2018 году резко выросло и имеет тенденцию расти с каждым новым годом.

Это связано с тем, что многие предприятия и фирмы, магазины, другие бизнес-проекты существуют только в сети интернет, то есть в особом виртуальном мире и пространстве, живущем по своим экономическим законам и подчиняющимся своим собственным закономерностям. Итак, интернет - это не только связь в самом широком смысле этого слова, и не только самое современное и удобное на сегодняшний день средство связи, бизнес-коммуникации. Интернет превратился в важнейший фактор производства и стремится стать одним из основных факторов. Именно такой мы увидели эту проблему, которая сегодня в корне видоизменяет всю национальную экономику той или иной страны, и даже всего мира, то есть мировую экономику в целом.

Ко всему вышесказанному остаётся только добавить, что интернет - это явление не только с однозначным знаком плюс. Существуют ситуации и случаи, когда интернет и его влияние оцениваются негативно. Например, работники малого и среднего бизнеса, которые имеют доступ к интернету на своем рабочем месте, могут вести себя оппортунистически и намеренно злоупотреблять интернетом, используя его не в служебных, а в собственных личных и даже корыстных целях. Отношение к работе, субъективные нормы, воспринимаемый поведенческий контроль, моральные нормы и внешний локус контроля положительно связаны с намерением злоупотребления интернетом.

В настоящее время уже есть зарубежные исследования, детально рассматривающие факторы, которые способствуют намерению злоупотреблять интернетом среди работников, например, что касается малых и средних предприятий и сектора услуг [13]. Такие исследования могут реально помочь тем работодателям, которые намерены уменьшить злоупотребление интернет-

поведением своих сотрудников на рабочем месте, и, кроме того, они могут по-

15

issn 2076-4715_Вестник экономической теории. 2018. № 10.

служить в качестве справочного материала для будущих исследователей, занимающихся аналогичной проблематикой.

Благодаря интернету сегодня во всём мире очень активно развивается электронная коммерция, основанная на онлайн-покупках. Чаще всего покупают товары онлайн люди в возрасте 18-29 лет, при этом только около половина из них перед покупкой просматривает информацию о товаре в интернете.

Онлайн-покупки через ПК являются самыми популярными. Когда речь заходит о покупках в интернете, люди совершают больше покупок именно через настольные персональные компьютеры, чем через планшеты и смартфоны.

Продажи по схеме «предприятие — потребитель» («B2C») в последние годы стабильно растут, причём страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) уверенно лидируют в этой категории. Ожидается, что продажи в 2018 году по общей сумме превзойдут продажи 2017 года на 707 млрд. долл. США.

Что касается общего прогноза о будущем мировой онлайн-коммерции, то специалисты ожидают, что к 2021 году объем мировых интернет-продаж розничного бизнеса достигнет суммы в 4,4 трлн. долл. США.

Ответ на вопрос, граждане какой страны больше всего покупают товары в интернете находится в табл. 4. Как видно из этой таблицы, США лидируют в мире по общей сумме затрат на персональные покупки онлайн. Впрочем, это и неудивительно. Общество массового потребления, сформированное в этой стране, не может жить иначе, а именно не потребляя самой разнообразной и многочисленной продукции, в том числе теперь и через интернет.

В настоящее время в мире интернетом пользуется более 4 млрд. человек (4 млрд. 209 млн. чел.). Получается, что больше половины населения Земли теперь живёт практически ещё и онлайн. В 2017 году в сети появились новые 250 млн. пользователей интернет, они впервые вошли и использовали виртуальную сеть. Самые высокие темпы роста пользователей сети интернет наблюдаются в Африке — количество пользователей интернета на этом континенте увеличилось более чем на 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Таблица 4.

Сколько тратят онлайн-покупатели по всему миру (данные 2015 года) [ 10]

№ пп Название страны Доллары США

1. США 1804

2. Великобритания 1629

3. Швеция 1446

4. Франция 1228

5. Германия 1064

6. Япония 968

7. Испания 849

8. Китай 626

9. Россия 396

10. Бразилия 350

Численность интернет - аудитории в России также быстро растет. Россия занимает первое место в Европе по числу пользователей глобальной сети (более 90 млн. чел.)1. Доля интернет-пользователей в России составляет 81% граждан, 65% из которых выходят в сеть ежедневно. Среди россиян от 18 до 24 лет этот показатель составляет 97% [11].

В 2018 году цифровой рынок продолжил набирать обороты, и несмотря на беспрецедентные темпы роста этого года, доступ к возможностям, которые предлагает глобальная сеть, распределен неравномерно. Это создает новые возможности для развития и говорит о том, что цифровой рынок не достиг ещё своего максимума [12].

В мировой экономике происходит трансформация процессов потребления, которое переходит в режим онлайн-потребления: интернет-пользователи становятся всё мобильнее. Люди во всем мире предпочитают выходить в интернет со смартфонов. Они генерируют больше веб-трафика, чем все остальные устройства, которые заменяются более удобными устройствами, которые возможно носить с собой. Вследствие этого покупки плавно перетекают в онлайн, веб утрачивает позиции, уступая часть трафика приложениям, а социальные се-

1 Информация взята из выступления Президента РФ В.В. Путина на Международном конгрессе по ки-бербезопасности в Москве, проходившем 06.07.2018 года.

17

ти играют более значимую роль. Всё это составляет весьма ценные сведения практически для любого современного бизнеса и предпринимательства.

Самый быстрорастущий сегмент Интернета — это число пользователей социальных сетей, причём через мобильные устройства. Сегодня происходит почти в прямом смысле этого слова лавинообразное распространение мобильного интернета, и лидером здесь является Южная Корея: 71,5% населения этой страны пользуются мобильным интернетом.

Вероятнее всего, интернет будет и дальше повсеместно изменять повседневную жизнь обычных людей, модифицируя структуру и способы потребления вообще, в том числе, конечно, структуру и способы потребления самой информации.

Литература

1. Ашмаров И.А., Литвинов А.В. Электронный банкинг в России // Творчество молодых — будущему России: материалы межвуз. науч. студ. конф. Воронеж: Московский гуманитарно-экономический институт, Воронежский филиал, 2006. - С. 198-201.

2. Ашмаров И.А., Тюрина Н.Г. Международная интернет-экономика // Экономическая теория в дискуссиях: международный сборник научных трудов / под общ. ред. И.А. Ашмарова. Выпуск 2. Воронеж: Воронежский государственный технический университет, 2009. - С. 24-27.

3. 5 крупнейших платформ онлайн-обучения [Электронный ресурс] // РИАМО. 22 августа 2017. Рамблер. URL: https://news.rambler.ru/education/37706950-5-krupneyshih-platform-onlayn-obucheniya/?updated (дата обращения: 10.12.2018)

4. Источники энергии [Электронный ресурс] // URL: https://ecology-education.ru/index.php?action=full&id=482 (дата обращения: 10.12.2018)

issn 2076-4715_Вестник экономической теории. 2018. № 10.

5. Википедия: Источники информации [Электронный ресурс] // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Википедия:Источники_информации (дата обращения: 10.12.2018)

6. Поиск информации в Интернете/Источники информации [Электронный ресурс] // URL: https ://ru.wikibooks. org/wiki/Поиск_информации_в_Интернете/Источники_инфо рмации (дата обращения: 10.12.2018)

7. Головенчик Г.Г. Рейтинговый анализ уровня цифровой трансформации экономик стран ЕАЭС и ЕС. Цифровая трансформация. 2018;(2):5-18. [Электронный ресурс] // URL: https://dt.giac.by/jour/article/view/75?locale=ru_RU (дата обращения: 12.12.2018)

8. Кучинская И.Г. Цифровизация бизнеса и экономики Республики Беларусь [Электронный ресурс] // SCI-ARTICLE. URL: http://sci-article.ru/stat.php?i=1544453415 (дата обращения: 12.12.2018)

9. Что такое POS-терминалы оплаты для банковских карт [Электронный ресурс] // Делать дело. Онлайн издание. URL: https://delatdelo.com/pomosh-malomu-biznesu/onlajn-servis/priem-platezha/pos-terminal.html (дата обращения: 20.12.2018)

10. Интернет-тренды 2018 года. Статистика и факты в США и во всем мире [Электронный ресурс] // vpnMentor. URL: https://ru.vpnmentor.com/blog/интернет-тренды-статистика-и-факты-в-с/ (дата обращения: 20.12.2018)

11. Количество пользователей интернета в России [Электронный ресурс] // URL: http://www.bizhit.ru/index/users_count/0-151 (дата обращения: 20.12.2018)

12. Сергеева, Ю.В. Интернет 2017-2018 в мире и в России: статистика и тренды [Электронный ресурс] // WebCanape. 14.02.2018. URL: https://www.web-canape.ru/business/internet-2017-2018-v-mire-i-v-rossii-statistika-i-trendy/ (дата обращения: 20.12.2018)

13. Krishna Moorthy, M., Chin Yoon Mei, Choo Wan Cing, Lee Mang Yin,

Lee Xin Hui, Sew Yong Sheng, Tan Wei Lin. (2018). Internet Abuse Intention at

19

issn 2076-4715_Вестник экономической теории. 2018. № 10.

Workplace among Employees: A Malaysian Perspective. Humanities and Social Sciences Letters. Vol. 6, No. 4, Pp. 156-170. [Электронный ресурс] // URL: http://www.conscientiabeam.com/pdf-files/soc/73/HSSL-2018-6(4)-156-170.pdf (дата обращения: 21.12.2018)

References

1. Ashmarov I.A., Litvinov A.V. (2006). Electronic banking in Russia // Creativity of the young — to the future of Russia: materials intercollege scientific study conf. Voronezh: Moscow Institute of Humanities and Economics, Voronezh Branch. - Pp. 198-201. (in Russ.)

2. Ashmarov I.A., Tyurina N.G. (2009). International Internet economy // Economic theory in discussions: international collection of scientific works / Ed. I.A. Ashmarov. Issue 2. Voronezh: Voronezh State Technical University. - Pp. 24-27. (in Russ.)

3. 5 largest online learning platforms [Electronic resource] // RIAMO. August 22, 2017. Rambler. Retrieved from https://news.rambler.ru/education/37706950-5-krupneyshih-platform-onlayn-obucheniya/?updated (in Russ.)

4. Energy sources [Electronic resource] // Retrieved from https://ecology-education.ru/index.php?action=full&id=482 (in Russ.)

5. Wikipedia: Sources of information [Electronic resource] // Retrieved from https://ru.wikipedia.org/wiki/Wikipedia: Source_information (in Russ.)

6. Search for information on the Internet / Sources of information [Electronic resource] // Retrieved from https://ru.wikibooks.org/wiki/Search_information_in_Internetwork/Information_Sour ces (in Russ.)

7. Goloventchik G.G. (2018). Rating analysis of the level of digital transformation of the economies of EAEU and EU the countries. Digital Transformation. 2018;(2):5-18. (In Russ.) [Electronic resource] // Retrieved from

https://dt.giac.by/jour/article/view/75?locale=ru_RU (in Russ.)

20

8. Kuchinskaya I.G. (2018). Digitalization of business and economy of the Republic of Belarus [Electronic resource] // SCI-ARTICLE. Retrieved from http://sci-article.ru/stat.php?i=1544453415 (in Russ.)

9. What is POS-terminals for payment cards [Electronic resource] // Delat Delo (Do business). Online edition. Retrieved from https://delatdelo.com/pomosh-malomu-biznesu/onlajn-servis/priem-platezha/pos-terminal.html (in Russ.)

10. Internet trends in 2018. Statistics and facts in the United States and around the world [Electronic resource] // vpnMentor. Retrieved from https://ru.vpnmentor.com/blog/HHTepHeT-TpeHgM-CTaTHCTHKa-H-^aKTM-B-c/ (in Russ.)

11. The number of Internet users in Russia [Electronic Resource] // Retrieved from http://www.bizhit.ru/index/users_count/0-151 (in Russ.)

12. Sergeeva, Yu.V. Internet 2017-2018 in the world and in Russia: statistics and trends [Electronic resource] // WebCanape. February 14, 2018. Retrieved from https://www.web-canape.ru/business/internet-2017-2018-v-mire-i-v-rossii-statistika-i-trendy/ (in Russ.)

13. M. Krishna Moorthy , Chin Yoon Mei , Choo Wan Cing , Lee Mang Yin , Lee Xin Hui , Sew Yong Sheng , Tan Wei Lin (2018). Internet Abuse Intention at Workplace among Employees: A Malaysian Perspective. Humanities and Social Sciences Letters, 6(4): 156-170. DOI: 10.18488/journal.73.2018.64.156.170

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.