Научная статья на тему 'ВЗГЛЯДЫ ВИЛЬЯМА ПЕТТИ НА ТРУД, ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ И РЫНОК ТРУДА'

ВЗГЛЯДЫ ВИЛЬЯМА ПЕТТИ НА ТРУД, ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ И РЫНОК ТРУДА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
958
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Петти / труд / трудовые отношения / рынок труда / Petty / labour / labour relations / labour market

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ашмаров Игорь Анатольевич

Вильям Петти был первым крупным классическим экономистом, который одним из первых ученых высказал свои мысли о значимости труда для роста и накопления богатства страны. «Труд есть отец богатства, а земля — его мать», вероятно, это его высказывание В. Петти известно любому экономисту во всё мире. Его пионерские взгляды справедливо послужили для того, что В. Петти, по праву, считается первопроходцем во многих областях экономической науки. Это и теория трудовой стоимости, теория налогов, теория статистики и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE VIEWS OF WILLIAM PETTY FOR LABOR, LABOR RELATIONS AND THE LABOR MARKET

William Petty was the first major classical economist who was one of the first scientists to express his thoughts on the significance of labour for the growth and accumulation of the country's wealth. «Labour is the father of wealth, and the earth is his mother», probably, this statement of W. Petty is known to every economist in the whole world. His pioneering views rightly served for the fact that W. Petty, by right, is considered a pioneer in many areas of economics. This is the theory of labour value, the theory of taxes, the theory of statistics, etc.

Текст научной работы на тему «ВЗГЛЯДЫ ВИЛЬЯМА ПЕТТИ НА ТРУД, ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ И РЫНОК ТРУДА»

issn 2076-4715_Вестник экономической теории. 2012. № 4.

АШМАРОВ Игорь Анатольевич,

кандидат экон. наук, доцент, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Воронежский государственный институт искусств (ВГИИ),

e-mail: dobrinka75@mail.ru

ВЗГЛЯДЫ ВИЛЬЯМА ПЕТТИ НА ТРУД, ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ И РЫНОК ТРУДА

Вильям Петти был первым крупным классическим экономистом, который одним из первых ученых высказал свои мысли о значимости труда для роста и накопления богатства страны. «Труд есть отец богатства, а земля — его мать», вероятно, это его высказывание В. Петти известно любому экономисту во всё мире. Его пионерские взгляды справедливо послужили для того, что В. Петти, по праву, считается первопроходцем во многих областях экономической науки. Это и теория трудовой стоимости, теория налогов, теория статистики и т.д. Ключевые слова: Петти, труд, трудовые отношения, рынок труда.

ASHMAROV Igor Anatol'evich,

Candidate Econ. Sciences, Associate Professor Associate Professor of the Department of Humanities and

Socio-Economic Disciplines Voronezh State Institute of Arts (VGII) e-mail: dobrinka75@mail.ru

THE VIEWS OF WILLIAM PETTY FOR LABOR, LABOR RELATIONS AND THE LABOR MARKET

William Petty was the first major classical economist who was one of the first

scientists to express his thoughts on the significance of labour for the growth and ac-

11

issn 2076-4715_Вестник экономической теории. 2012. № 4.

cumulation of the country's wealth. «Labour is the father of wealth, and the earth is his mother», probably, this statement of W. Petty is known to every economist in the whole world. His pioneering views rightly served for the fact that W. Petty, by right, is considered a pioneer in many areas of economics. This is the theory of labour value, the theory of taxes, the theory of statistics, etc.

Keywords: Petty, labour, labour relations, labour market.

Как это было ещё давно отмечено великими умами, «мы должны вообще учесть, что, подобно тому как благоразумные врачи не пичкают чрезмерно своего больного лекарствами, скорее учитывая и сообразуясь с процессами природы, чем противодействуя им своими собственными насильственными действиями, так и в политике и экономике необходимо поступать подобным же образом, ибо «Naturam expellas furca licet usque recurrit» [«гони природу в дверь, влетит она в окно»]» [1, С. 42-43].

Поэтому читая и заново перечитывая классиков экономической мысли, лишний раз убеждаешься, что делать это необходимо всякий раз, как только приступаешь к изучению сколько-нибудь серьёзной экономической проблемы или темы. Так и с данным исследованием, в котором ставилась задача изучить взгляды английского классика на проблематику, связанную с трудом вообще и рынком труда в особенности, высказанные им в своём произведении - «Трактате о налогах и сборах» (1662).

1. По мнению В. Петти, необходимо вести точный учёт (статистику) рабочих мест, чтобы не создавать перепроизводства лиц, определённых профессий. Для этого надо создать государственный распределительный механизм учёта и контроля рабочей силы, лиц каждой общественной профессии, которые доставляют продукт обществу.

Таким образом, необходимо «... установить число юристов и нотариусов,

исходя из учёта числа жителей, их земель и другого Богатства.» [1, 14]. То же

самое касается и духовных лиц, врачей, студентов, купцов и т.д. «Я желал бы

лишь, чтобы духовенство приняло меры, обеспечивающие им самим возмож-

12

issn 2076-4715_Вестник экономической теории. 2012. № 4.

ность пользоваться этими доходами без всяких опасений и в полном спокойствии. Одной из таких мер является недопущение подготовки большего количества лиц духовного сословия, чем это позволяют доходы, распределяемые так, как это имеет место теперь. Иначе говоря, если в Англии и Уэльсе имеется мест приблизительно лишь для 12 тыс. человек, то нельзя воспитать 24 тыс. священников, исходя из взгляда или представления, что церковных средств, если их иначе распределить, хватит для всех их» [1, 60].

В. Петти прописывает и механизм восполнения недостающих кадров, убывающих вследствие естественных причин, то есть смертности священников.

Так, «...если в Англии имеется 12 тыс. церковных мест, включая высокие церковные должности, то достаточно посылать в виноградник ежегодно 400 отпрысков, чтобы не создавать переполнения. Ибо в соответствии с «Замечаниями относительно бюллетеней смертности», приблизительно такое количество умирает ежегодно из 12 тыс. взрослых людей в том возрасте, в каком находятся священники и должны находиться, чтобы обладать теоретическими знаниями и практическим опытом, как своим собственным, так и других людей» [1, 61].

О пользе статистики для целей экономики В. Петти пишет следующим образом. «.При наличии хорошей отчётности о наших урожаях, промышленности, потреблении и импорте можно было бы установить, какое количество купцов было бы в состоянии производить обмен наших избыточных товаров на избыточные товары других стран. На этом основании я полагаю, что можно было бы сократить и значительную часть этих купцов; они собственно говоря, действительно ничего не заслуживают от общества, являясь лишь своего рода игроками, которые играют друг с другом за счет труда бедняков, сами же не доставляют никакого продукта...» [1, 15].

То есть статистика может помочь устранить лишних посредников в экономике и в частности в торговле, в роли которых здесь выступают сами купцы, которые, по мнению В. Петти, ничего не создают и не производят.

В целом, В. Петти предлагал решить проблему эффективного распределения трудовых ресурсов в обществе следующим довольно радикальным, осо-

13

issn 2076-4715_Вестник экономической теории. 2012. № 4.

бенно для своего времени, образом. «Если бы были сокращены многочисленные должности и жалованья, связанные с управлением, судом и церковью, а также число духовных лиц, юристов, врачей, купцов и розничных торговцев, получающих каждый большие оклады за произведенную для общества незначительную работу, то насколько облегчило бы это покрытие общественных расходов и насколько возросла бы равномерность их распределения» [1, 16].

Эти в буквальном смысле слова золотые слова для любого народа и времени являются актуальными и сегодня, особенно для России.

2. В. Петти считал чрезвычайно важным борьбу государства с безработицей и одним из первых предложил институт общественных работ как наиболее рациональный способ обеспечения занятости населения и борьбы с безработицей. «Когда все беспомощные и немощные люди будут, таким образом, обеспечены, а лентяи и воры обузданы и наказаны министром юстиции, мы найдём в результате определённые постоянные занятия для всех остальных нуждающихся людей, которые, работая соответственно изданным для них правилам, могут требовать достаточного количества пищи и одежды» [1, 16].

Не забыл В. Петти и о несовершеннолетних детях этих работников: «их дети (если они малы и немощны) тоже обеспечиваются другим способом» [1, 16], то есть нерыночным, а за счёт государства.

В своём трактате В. Петти говорил также о том, что должны быть изданы определённые правила, согласно которым должны трудиться инвалиды и бывшие безработные (те, кто не в состоянии самостоятельно изыскать для себя работу). То есть, по-видимому, была в виде идеи высказана мысль о необходимости введения трудового законодательства (кодекса), регламентирующего если не все, то многие вопросы, связанные с трудом и трудовыми отношениями.

Далее, В. Петти продолжает свою мысль и рассказывает, в чём должна заключаться их работа, которая должна быть учтена, по его мнению, как отдельная (по тексту, шестая) статья государственных расходов: «...а именно в том, чтобы сделать все шоссейные дороги настолько широкими, прочными и

ровными, чтобы расходы и утомительность путешествий и перевозок благодаря

14

issn 2076-4715_Вестник экономической теории. 2012. № 4.

этому сильно уменьшились; в углублении и расчистке рек и в превращении их в судоходные; в насаждении в подходящих местах полезных деревьев, доставляющих строевой лес, удовольствие, а также плоды.

В возведении мостов и плотин.

В разработке рудников, каменоломен и каменноугольных копей.

В выплавке железа и т.д.» [1, 16-17].

Это - работы, которые «требуют большого количества труда и малого искусства», но в них нуждается, по нашему мнению, любая страна мира, как нуждалась в них, по мнению В. Петти, и сама Англия в XVII в. Кроме того, «при этом в Англии вводятся новые промыслы, которые возместят суконный промысел, почти полностью нами утерянный» [1, 17], а это значит, что должны создаваться новые рабочие места как источники доходов для населения.

В. Петти ставит вопрос о том, «кто будет платить этим людям?» и сам отвечает на него: «каждый», то есть необходимые средства должны быть взяты из государственных налогов и сборов. Про безработных людей он пишет следующее: «Будут ли они добывать себе необходимое воровством или нищенством, или они доведут себя сами до голодной смерти, не получая ничего путем нищенства, или будут пойманы в воровстве и приговорены к смерти иным образом? Или их передадут какой-нибудь другой стране, которая согласна будет их принять? Для меня ясно, что они не должны ни умирать с голоду, ни быть повешены, ни быть отданы за границу. Однако, если они нищенствуют, они могут умирать от голода сегодня и объедаться и пресыщаться завтра, что ведет к болезням и дурным привычкам. То же можно сказать и про воровство. Кроме того, они могут нищенством или воровством добыть больше, чем им необходимо, что отвратит их навсегда от работы, даже при самой благоприятной возможности, которая может внезапно и неожиданно открыться» [1, 17].

Таким образом, в хорошо управляемом государстве, пишет В. Петти, должны приниматься «какие-нибудь предупредительные меры против нищенства и воровства, и они являются источником обеспеченного существования

для лиц, нуждающихся в работе» [1, 23].

15

issn 2076-4715_Вестник экономической теории. 2012. № 4.

3. Говоря о десятине как о «modus'e или образце налога», В. Петти указывал, что «.при ее помощи взимается доля всего зерна, скота, рыбы, птицы, фруктов, шерсти, меда, воска, масла, пеньки и льна, созданных в стране и являющихся продуктом земли, искусства, труда и капитала, которые произвели их» [1, 61]. Из данного тезиса В. Петти со всей очевидностью следует, что основными факторами производства являются не только традиционные для нас сегодня земля, труд и капитал, но и искусство - искусство труда (в значении совершенное мастерство работника), которое, по мнению В. Петти, является таким же полноценным фактором общественного производства, как и остальные более известные сегодня факторы.

4. В качестве отдельной статьи государственных расходов В. Петти выделил «содержание сирот, найденных и подкинутых детей, которые также являются сиротами, а также всякого рода немощных людей и, кроме того, таких, которые нуждаются в получении работы» [1, 9]. Таким образом, материальное содержание инвалидов как нетрудоспособных членов общества и безработных должно являться частью государственной социально-экономической политики.

И далее В. Петти продолжает. «Ведь разрешение кому-либо нищенствовать - это более дорогостоящий способ содержания тех людей, которым закон природы не разрешает умереть с голоду, когда возможно найти пропитание» [1, 9]. Следующий тезис В. Петти является наиболее интересным: «Помимо того, несправедливо допускать, чтобы кто-нибудь умирал с голоду в то время, как мы считаем правильным ограничивать заработную плату бедняков, так что они ничего не могут отложить на время своей инвалидности и отсутствия работы» [1, 9]. Получается, что уже во времена В. Петти голодная смерть человека не допускалась обществом, зато, как он сам пишет, считалось правильным ограничить рост заработной платы и выплачивать её минимум, так что работник не мог ничего отложить на «чёрный день», то есть на случай болезни, получения травмы или безработицы. Отсюда следует его вывод о необходимости государственных расходов на эти нужды, то есть на поддержание жизни и здоровья рабочих.

issn 2076-4715_Вестник экономической теории. 2012. № 4.

5. В. Петти первым дал описание т.н. эффекта мультипликации в экономике, когда развитие одних отраслей и сфер национальной экономики вызывает рост других смежных отраслей народного хозяйства. «Люди приходят в негодование при мысли, что собранные деньги будут растрачены на увеселения, великолепные зрелища и триумфальные арки и т.п. На это я отвечаю, что такая трата означает возвращение этих денег промысловым людям, занятым в производстве этих вещей. Промыслы эти хотя и кажутся бесполезными и создающими только украшения, однако работники их немедленно же передают полученные деньги людям, занятым в наиболее полезных промыслах, а именно: пивоварам, булочникам, портным, сапожникам и т.д.» [1, 19].

В. Петти предвосхитил почти на три столетия тезис Дж.М. Кейнса о том, что надо больше тратить денег, так как израсходованные деньги напрямую способствуют сохранению рабочих мест и росту занятости активного населения. «.если бы размеры государственных изъятий были таковы, что денег остается меньше, чем необходимо для ведения национальной торговли, то вредные последствия этого выразились бы в сокращении производимой работы, что означало бы то же, что и сокращение числа жителей или их творчества и усердия. Ибо 100 ф.ст., пройдя через 100 рук в виде их заработной платы, дают толчок производству товаров на 10 тыс. ф.ст.; эти же руки оставались бы праздными и бесполезными, если бы не было этого постоянного стимула к их использованию» [1, 22].

Таким образом, на занятость населения оказывают влияние, во-первых, деньги и способы их распределения (расходования) внутри экономики, и, во-вторых, объёмы внутренней торговли. «Если налоги фактически расходуются на наши собственные отечественные товары., - они лишь производят изменения в Богатстве и состояниях отдельных людей; в частности, они переносят их от землевладельцев и лентяев к знающим и деятельным людям» [1, 22].

В. Петти первым увидел связующую нить между денежными средствами

(капиталом) и занятостью населения (трудом). Немаловажную роль в этой связи

играет и торговля, в интересах которой наладить возможно более удобное и

17

issn 2076-4715_Вестник экономической теории. 2012. № 4.

быстрое сообщение со всеми даже самыми удаленными местами страны. «Средства, облегчающие перевозку товаров, настолько способствуют росту города (имеется ввиду Лондон. - Авт.), что это должно побудить нас использовать наших незанятых людей для исправления дорог, постройки мостов, плотин и превращения рек в судоходные» [1, 27].

6. В. Петти дал описание современной ему экономической ситуации на рынках в Англии - рынке труда, рынке продовольствия, рынке шерсти - следующим образом. «Что мы часто вынуждены покупать хлеб за границей и столь же часто нам приходится жаловаться на обилие незанятых рук в стране и вместе с тем на то, что нам не удается продать те шерстяные изделия, которые производятся даже тем небольшим количеством лиц, которые работают у нас» [1, 42].

Здесь же В. Петти указал на то, как можно выйти из создавшегося сложного и проблемного положения. «В таком случае, не лучше ли будет нам сократить наше овцеводство и обратить наши рабочие руки на расширение земледелия? Ибо: 1) когда мясо станет дороже, то рыболовство станет более выгодным, что никогда в ином случае не будет иметь места; 2) наши деньги не будут так сильно утекать на покупку хлеба; 3) в нашем распоряжении не будет такого избытка шерсти; 4) наши незанятые руки найдут занятие в земледелии и рыболовстве, в то время как при пастбищном скотоводстве один человек с помощью собаки обслуживает много тысяч акров земли» [1, 42].

В. Петти буквально в нескольких словах сумел объяснить сложившееся противоречивое положение в экономике своей страны, и так же немногословно сформулировал вариант решения проблемы. Он также считал, что для рынка труда большое значение имеет передача опыта в определенных профессиях, в том числе на международном уровне. В. Петти совершенно правильно установил возможные пути передачи передового опыта. Это - приём высококвалифицированных эмигрантов из других стран либо обучение, подготовка и повышение квалификации собственных работников. «Предположим, что голландцы

превосходят нас своим искусством; в таком случае, не лучше ли будет для нас

18

issn 2076-4715_Вестник экономической теории. 2012. № 4.

перетянуть к нам некоторое число их отборных рабочих или послать туда наиболее способных наших людей, чтобы там изучить их искусство?» [1, 42].

Состояние национального рынка труда и отсутствие безработицы имело столь большое значение для экономики в целом, что В. Петти считал допустимым уничтожать созданный производством готовый продукт, но рассматривал этот вариант в качестве крайности, конечно. «Ибо если считать невыгодным для нас отдавать хорошее необходимое сукно за порождающее дебоширство вино, то все же лучше будет отдавать его за вино или за что-нибудь худшее, чем приостановить его производство. Более того, лучше сжечь продукт труда 1 тыс. людей, чем допустить, чтобы эти люди ничего не делали и вследствие этого теряли свое умение работать» [1, 43].

7. В. Петти был сыном своего времени и выразил поэтому убеждение своей эпохи о том, что «экономика должна быть экономной».

Так, его современники, впрочем, как и он сам, считали необходимым детский труд с самого раннего возраста, насколько это вообще возможно. Говоря о подушном налоге, В. Петти замечает, что «он, по-видимому, будет пришпоривать всех людей к тому, чтобы они заставляли своих детей заняться каким-нибудь выгодным занятием, едва только они вырастут настолько, чтобы иметь возможность это делать так, чтобы каждый ребенок уплачивал приходящийся с него подушный налог из дохода от этого занятия» [1, 45].

Таким образом, ввиду объективного положения вещей общество заставляло своих граждан активно использовать детский труд.

Кроме того, В. Петти считал, что «необходимо (поскольку это возможно) избегать накладывать такие (телесные. - Авт.) наказания и заменять их денежными штрафами, которые увеличат труд и общественное Богатство» [1, 50].

В. Петти призывал к сохранению трудовых ресурсов своей страны, не убивать преступников, а заменять им телесные наказания трудом и отбытием трудовой повинности. «Почему бы лучше не наказывать несостоятельных воров отдачей в рабство, а не смертью? Если они будут рабами, их можно заставить трудиться так много и потреблять так мало, как только допускает природа,

19

issn 2076-4715_Вестник экономической теории. 2012. № 4.

и благодаря этому мы будем иметь как бы увеличение общества на двух человек вместо сокращения на одного» [1, 50].

Причём, с богатых преступников он предлагал взимать денежные штрафы, которые пополнят государственный бюджет, и пойдут на общественное благо. В. Петти задает риторический вопрос относительно того, что касается имущих людей: «А раз это так, то не будет ли лучше заставить имущего человека, признанного виновным в убийстве, уплатить часть его имущества, чем выжигать клеймо на его руке?» [1, 50].

8. Исходя из убеждения, что «труд есть отец и активный принцип Богатства, а земля его мать», В. Петти считал, что «.оценку всех предметов следовало бы привести к двум естественным знаменателям - к земле и труду; т.е. нам следовало бы говорить: стоимость корабля или сюртука равна стоимости такого-то и такого-то количества земли, такого-то и такого-то количества труда, потому что ведь оба - и корабль, и сюртук - произведены землёй и человеческим трудом» [1, 29].

Основываясь, таким образом, на положениях трудовой теории стоимости, В. Петти считает, что «цена труда должна быть точно установленной (как мы видим, это делается статутами, ограничивающими дневную заработную плату различных рабочих). Необходимо, кстати, заметить, что несоблюдение этих законов и неприспособление их к изменениям времен весьма опасно и мешает всяким попыткам улучшить положение промыслов страны» [1, 36].

Отсюда следует, что В. Петти был согласен с законодательным регулированием и регламентированием размера заработной платы рабочих, так как это может повлиять на состояние как внутренней, так и внешней торговли страны.

В. Петти детально описал также процесс взаимовлияния стоимости денег

и стоимости труда в форме заработной платы. Он писал: «.предположим, что

приказано считать стоимость одного шиллинга равной двум шиллингам. Какой

иной результат будет это иметь помимо повышения цен всех товаров вдвое?

Если же будет приказано, чтобы заработная плата рабочих и т.п. не повысилась

совершенно в связи с повышением достоинства денег, то такое мероприятие

issn 2076-4715_Вестник экономической теории. 2012. № 4.

будет означать лишь налог на рабочих, поскольку оно вынудит их терять половину своей заработной платы, что будет не только несправедливо, но и невозможно, если только они не смогут жить на эту половину (чего нельзя предположить). Но в этом случае закон, устанавливающий такую заработную плату, был бы составлен плохо, поскольку закон должен был бы обеспечивать рабочему только средства к жизни, потому что ему позволяют получать вдвое больше, то он работает вдвое меньше, чем он мог бы работать и стал бы работать, а это для общества означает потерю такого же количества труда» [1, 6667]. Отсюда вывод о том, что заработную плату классики понимали только как практический инструмент, обеспечивающий человеку средства к существованию, и не более того.

9. Наконец, важным для В. Петти является тезис о связи себестоимости продукции с количеством занятых в её производстве работников. Это - идея о производительности труда, которая была сформулирована В. Петти со всей очевидностью, и была связана с уровнем ценообразования на производимую продукцию: «естественная дороговизна или дешевизна зависит от того, больше или меньше требуется рук для удовлетворения естественных потребностей. Так, хлеб дешевле, если один производит на десятерых, чем если он может снабжать хлебом только шестерых; таким образом, людям приходится издерживать больше или меньше, смотря по климату. Но политическая дешевизна зависит от незначительности излишних рук в каком-либо промысле сверх необходимого в нем количества людей. Например, хлеб будет вдвое дороже там, где имеется 200 сельских хозяев, выполняющих ту же работу, какую могли бы выполнить 100 человек» [1, 69].

Итак, сделаем здесь и сейчас все возможные и необходимые выводы.

Вильям Петти (1623-1687) - классический учёный-экономист XVII в. -был одним из первых, кто ясно увидел важность и ценность труда и регулирования трудовых отношений для экономики своей страны. Целостного учения о рынке труда В. Петти, конечно, не представил, да и не в этом заключалась его

основная задача в произведении, посвященном налогам и сборам. Однако в нем

21

issn 2076-4715

Вестник экономической теории. 2012. № 4.

есть важные представления о таком элементе рынка труда, как заработная плата, уровень которой, во-первых, определяет материальное положение самих работников и их семей, во-вторых, определяет также «положение промыслов страны», то есть масштабы национальной торговли.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наряду с землёй труд для В. Петти являлся одним из двух естественных знаменателей, к которым следовало бы привести «оценку всех предметов». Поэтому и заработная плата как объективное выражение естественной стоимости труда на рынке труда играет важную роль в определении «истинной политической цены, исчисленной исходя из естественных оснований. А эта последняя, будучи сопоставлена с обычным искусственным стандартом - серебром, дает то, что мы ищем, т.е. истинную рыночную цену» [1, 69].

В. Петти был первым, кто на научной основе связал воедино труд с его стоимостью на рынке, - то есть с заработной платой. Он убедительно показал также её самое прямое и непосредственное влияние на национальную экономику и её состояние, благополучное или не очень благополучное.

Литература

1. Петти, Вильям. Трактат о налогах и сборах // Шедевры мировой экономической мысли. - Т.2. - Петрозаводск: «Петроком», 1993.

References

1. Petty, William. Treatise on taxes and fees // Masterpieces of world economic thought. - T.2. - Petrozavodsk: «Petrokom», 1993.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.