Научная статья на тему 'ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ БОГУЧАРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ'

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ БОГУЧАРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
139
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
муниципальное управление / экономика / Богучарский муниципальный район Воронежской области / Монастырщенское сельское поселение / municipal management / Economics / Bogucharskiy municipal district of Voronezh region / Monastyrskoe rural settlement

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гончаров Леонид Александрович

На местном уровне решается значительный объем социальноэкономических вопросов. В статье на основе анализа экономических аспектов муниципальной политики в Богучарском муниципальном районе Воронежской области показано, что в целом, муниципальные образования обладают значительным и разнообразным потенциалом для своего устойчивого развития. Однако, экономическая основа местного самоуправления не может обеспечить положительной социально-экономической динамики развития муниципалитета. Главная причина – недостаток собственных финансовых средств, низкий уровень развития экономики, рост безработицы, отток населения. В целях выравнивания уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований требуется в пополнение регионального фонда финансовой поддержки местных бюджетов составе областного бюджета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гончаров Леонид Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC ASPECTS OF MUNICIPAL MANAGEMENT IN THE TERRITORY OF BOGUCHARSKIY MUNICIPAL DISTRICT OF VORONEZH REGION

A significant number of socio-economic issues are being addressed at the local level. Based on the analysis of economic aspects of municipal policy in the Bogucharsky Municipal District of the Voronezh Region, the article shows that in general, municipalities have a significant and diverse potential for their sustainable development. However, the economic basis of local self-government cannot provide a positive socio-economic dynamics of the development of the municipality. The main reason is the lack of own financial resources, the low level of economic development, the growth of unemployment, and the outflow of population. In order to equalize the level of budget provision of municipalities, it is required to replenish the regional fund for financial support of local budgets as part of the regional budget.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ БОГУЧАРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ»

ГОНЧАРОВ Леонид Александрович,

кандидат полит. наук, доцент, зав. кафедрой политологии, управления и регионоведения

МОАУ ВО «Воронежский институт экономики и социального управления,

e-mail: goncharov.post@mail.ru

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ БОГУЧАРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

На местном уровне решается значительный объем социально-экономических вопросов. В статье на основе анализа экономических аспектов муниципальной политики в Богучарском муниципальном районе Воронежской области показано, что в целом, муниципальные образования обладают значительным и разнообразным потенциалом для своего устойчивого развития. Однако, экономическая основа местного самоуправления не может обеспечить положительной социально-экономической динамики развития муниципалитета. Главная причина - недостаток собственных финансовых средств, низкий уровень развития экономики, рост безработицы, отток населения. В целях выравнивания уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований требуется в пополнение регионального фонда финансовой поддержки местных бюджетов составе областного бюджета.

Ключевые слова: муниципальное управление, экономика, Богучарский муниципальный район Воронежской области, Монастырщенское сельское поселение.

issn 2076-4715_Вестник экономической теории. 2020. № 12.

GONCHAROV Leonid Aleksandrovich,

Candidate of Political Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Political Science, Management and Regional Studies Voronezh Institute of Economics and Social Management,

e-mail: goncharov.post@mail.ru

ECONOMIC ASPECTS OF MUNICIPAL MANAGEMENT IN THE

TERRITORY OF BOGUCHARSKIY MUNICIPAL DISTRICT OF

VORONEZH REGION

A significant number of socio-economic issues are being addressed at the local level. Based on the analysis of economic aspects of municipal policy in the Bogu-charsky Municipal District of the Voronezh Region, the article shows that in general, municipalities have a significant and diverse potential for their sustainable development. However, the economic basis of local self-government cannot provide a positive socio-economic dynamics of the development of the municipality. The main reason is the lack of own financial resources, the low level of economic development, the growth of unemployment, and the outflow of population. In order to equalize the level of budget provision of municipalities, it is required to replenish the regional fund for financial support of local budgets as part of the regional budget.

Keywords: municipal management, Economics, Bogucharskiy municipal district of Voronezh region, Monastyrskoe rural settlement.

Введение. Реформа местного самоуправления — одна из самых долгих и сложных в современной России. При этом, становление местного самоуправления, по-прежнему, сталкивается с множеством проблем [1].

В России насчитывается около 18 тысяч сельских поселений. Всего в сельских поселениях проживает около 36,5 млн. жителей России [4]. На местном уровне решаются самые насущные, самые близкие и часто встречающиеся

49

issn 2076-4715_Вестник экономической теории. 2020. № 12.

повседневные проблемы жителей муниципального образования. Таким образом, актуальность темы исследования определяется необходимостью изучения содержания, итогов реформирования, практики и совершенствования местного самоуправления в современной России.

Обзор публикаций по теме исследования. Проблемы местного самоуправления активно разрабатываются в России и за рубежом. Следует назвать работы Р. В. Бабуна, И. В. Бабичева, И. А. Василенко, В. Б. Зотова, Р. В. Пету-хова.

Проблемы муниципальной политики и местного самоуправления в Воронежской области активно разрабатываются такими исследователями как Ю.В. Агибалов, В.И. Селютин, Л.Н. Алисова, Е.А. Захарова, Р.И. Мельникова.

Цель исследования: изучение содержания, реализации, проблем и направлений совершенствования местного самоуправления в сельских поседениях России на примере организации муниципального управления в Богучар-ском муниципальном районе Воронежской области.

Методологические подходы основаны на следующих методах: институциональный, системный, структурно-функциональный, сравнительный, исторический. В процессе написания работы применялись также методы сравнения, обобщения, анализа и синтеза.

Результаты исследования. Богучарский муниципальный район расположен в южной части Воронежской области. В границах района расположено 50 населённых пунктов, которые образуют 15 муниципальных образований. Численность населения района по состоянию на 1 января 2019 года составляет 37063 чел., из них 69,6% проживают в сельской местности. Трудовые ресурсы района составляют 21,5 тыс. человек, из них большая часть заняты в экономике района (82%) [6]. Однако, предложение рабочей силы отстает от спроса, так как потенциальные молодые работники покидают район, уезжая в крупные города. Это — общая тенденция, поскольку на селе осталось совсем немного предприятий, организаций, сельских коллективных хозяйств, которые нуждаются в рабочей силе и ее найме, то есть потреблении [2].

50

Отражением экономических проблем, по мнению отечественных социологов, становится бедность жителя села, которая является следствием ограниченного доступа к качественному образованию, необходимостью рано выйти на рынок труда. Отсюда — низкая квалификация и скромные доходы [2].

На первом месте для экономического развития района стоит месторождение гранита. Наличие значительных запасов песка, мела, глины создают предпосылки для производства строительных материалов и привлечения инвестиций.

Важным ресурсом для развития района является месторождение минеральной воды. В 46 километрах от Богучара расположен уникальный Белогор-ский минеральный источник, вода которого по своему составу и свойствам является единственной в России, повторяющей свойства всемирно известных источников Висбадена и Крейцнаха.

Социально-экономическое развитие Богучарского муниципального района осуществляется в соответствии со Стратегией социально-экономического развития, Планом реализации Стратегии и муниципальными программами. Так, в декабре 2018 года были утверждены Стратегия социально-экономического развития муниципального района и План ее реализации на период до 2035 года

[13].

В 2018 году доходы консолидированного бюджета района составили 978,1 млн. руб. (103% к уровню 2017 года), в том числе собственные доходы -355,4 млн.руб. (108% к уровню 2017 года). Неналоговые доходы составили 91 млн.руб. (2017 год - 77,1 млн. руб.). Из них, в 2018 году поступило в консолидированный бюджет Богучарского муниципального района:

- налог на доходы физических лиц - 171,8 млн.руб. (119% к уровню 2017

года);

- земельный налог - 36,7 млн. руб. (97% к уровню 2017 года);

- налог по упрощенной системе налогообложения - 38,8 млн.руб. (176% к уровню 2017 года);

issn 2076-4715_Вестник экономической теории. 2020. № 12.

- единый налог на вмененный доход - 19,8 млн.руб. (83% к уровню 2017

года);

- акцизы по подакцизным товарам - 14,8 млн.руб. (108% к уровню 2017

года).

Расходы консолидированного бюджета Богучарского муниципального района составили 947,1 млн. руб. (102% к уровню 2017 года). На заработную плату с начислением направлено 455,7 млн. руб. (111% к уровню 2017 года), на коммунальные услуги израсходовано 48,3 млн. руб. (117% к уровню 2017 года).

При этом, дотация на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности составила - 54,4 млн.руб. (136% к уровню 2017 года) [7].

В соответствии с конкурентными преимуществами, целями и задачами, определенными Стратегией социально-экономического развития Богучарского муниципального района на период до 2035 года определены приоритеты развития района [13, 10, 11]:

1. Благоприятная среда для проживания.

2. Стимулирование производства и переработки продукции молочного животноводства и овощеводства.

3. Модернизация промышленного производства.

4. Развитие малого и среднего бизнеса.

5. Развитие туризма и семейного отдыха.

Например, в 2018 году на реализацию мероприятий Плана было направлено 3260,9 млн. руб., что составило 113% к запланированному уровню финансирования [7]. Распределение средств по уровням бюджета выглядит следующим образом:

- средства федерального бюджета - 501,2 млн. руб.;

- средства областного бюджета - 593,1 млн. руб.;

- средства местного бюджета - 300,8 млн. руб.;

- внебюджетные источники - 1865,8 млн. руб.

На реализацию 5 муниципальных программ в 2018 году было направлено

1180,4 млн. руб., что составило 102,3% к плану и 118% к уровню 2017 года.

52

Из общего объема средств доля федерального бюджета составила 10,6 млн. руб., областного бюджета - 712,3 млн. руб. Собственный бюджет Богучар-ского района составил 356,9 млн. руб., внебюджетные источники - 100,6 млн. руб.

В целом, экономическое положение Богучарского муниципального района характеризуется следующими показателями:

- валовой муниципальный продукт составил 16,6 млрд. руб., или 101% к уровню 2017 года;

- производство валовой продукции сельского хозяйства составило 4751 млн. руб. (113% к уровню 2017 года в действующих ценах);

- объем отгруженных товаров собственного производства составил 1560,8 млн. руб. (117% к уровню 2017 года в сопоставимых ценах);

- объем инвестиций за счет всех источников финансирования составил 2955,3 млн. руб. (63% к уровню 2017 года в действующих ценах);

- оборот розничной торговли увеличился в сопоставимой оценке на 17% и составил 6254,3 млн. руб.;

- оказано платных услуг населению района на сумму 957,2 млн. руб., или 107% в сопоставимой оценке к уровню 2017 года;

- доходы консолидированного бюджета района составили 978,1 млн. руб. (103% к уровню 2017 года), в том числе собственные доходы составили 355,4 млн. руб. (108% к уровню 2017 года).

Сельское хозяйство является одной из основных отраслей экономики Бо-гучарского муниципального района. Так, в 2018 году объем производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий составил 4751 млн. руб., или 113% к уровню 2017 года в действующих ценах.

При этом, удельный вес продукции растениеводства в общем объеме сельскохозяйственного производства составил в 2018 году - 80,2%, а животноводства - всего лишь 19,8%.

issn 2076-4715_Вестник экономической теории. 2020. № 12.

В 2018 году доля сельскохозяйственных предприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств в общем объеме производства составила - 62% (2017 год - 61,5%); личных подсобных хозяйств - 38% (2017 год - 36,6%).

Промышленность района представлена 8 предприятиями: ООО «Агро-Спутник», АО «Богучармолоко», ООО «Богучархлеб», ООО "Богучарский ЗРМ", ООО «Строймаш», ООО «Тихий Дон», ООО «Строительные материалы - Тихий Дон», МКУП «Богучаркоммунсервис» [11].

Ведущими предприятиями, расположенными на территории района являются: ООО «Агро-Спутник», ООО «Строительные материалы, ООО «Тихий Дон», ООО «Строймаш», МКУП «Богучаркоммунсервис».

Одной из основных производственных площадок можно считать гранитный карьер в хуторе Тихий Дон. Помимо добычи гранита уже сегодня на базе карьера возможны следующие производства:

- производство брусчатки из негабаритов гранита;

- производство тротуарной плитки и бордюрного камня методом сухого

прессования;

- производство искусственного гранита методом вакуумного наполнения

смолой и щебня различных фракций;

- производство облицовочной плитки и бордюра из гранита.

ООО «Строймаш» выпускает узлы и детали для нефтегазового оборудования Воронежского механического завода, ФПК «Космос-Нефть-Газ» узлы и детали для Коломенского завода по производству тепловозов.

В целом, на промышленных предприятиях занято 753 человека. По состоянию на 1 января 2019 года в районе осуществляют предпринимательскую деятельность 1272 субъектов малого и среднего предпринимательства [11].

Сфера деятельности в области оказания услуг населению района и осуществления розничной торговли остаётся наиболее привлекательной для субъектов малого и среднего предпринимательства. В районе сформирована система поддержки бизнеса, представляющая собой комплекс правовых, организационных и финансовых механизмов: АНО «Богучарский центр поддержки предпри-

54

issn 2076-4715_Вестник экономической теории. 2020. № 12.

нимательства» и микрофинансовая организация «Фонд поддержки предпринимательства».

Для реализации мер финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства на территории района действует подпрограмма «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства» муниципальной программы «Экономическое развитие Богучарского муниципального района».

Информация о наличии на территории района свободных инвестиционных площадках размещена на сайте администрации Богучарского муниципального района и правительства Воронежской области [10].

Администрация Богучарского муниципального района активно взаимодействует с ОГБУ «Агентство по инвестициям и стратегическим проектам». В районе разработан инвестиционный паспорт Богучарского муниципального района [11].

Рассмотрим теперь экономическую муниципальную политику в отдельном сельском поселении, входящем в состав района. В качестве примера возьмем Монастырщенское сельское поселении. В состав Монастырщинского сельского поселения входит один населенный пункт - село Монастырщина с общей численностью 1092 человека. Общая площадь территории поселения составляет - 113,28 кв. км. [8].

Бюджетные ресурсы сельского поселения за 2018 год выглядят следующим образом. Доходы бюджета поселения составили - 4741,8 тыс. руб., из них собственные (налоговые и неналоговые) -1231,0 тыс.руб. (26,0%), безвозмездные поступления - 3510,8 тыс.руб. (74,0%) [9]. Таким образом, эти данные свидетельствуют, что Монастырщинское сельское поселение является дотационным.

Бюджетные средства за 12 месяцев 2018 года направлены:

- содержание органов местного самоуправления - 2065,4 тыс. руб. (39,1%)

- проведение выборов - 20,7 тыс. руб. (0,4%)

- субвенции по переданным полномочиям - 181,7 тыс. руб. (3,4%)

55

- национальная оборона - 75,3 тыс. руб. (1,5%)

- содержание мест захоронения - 16,6 тыс. руб. (0,3%)

- озеленение - 9,6 тыс. руб. (0,2%)

- благоустройство территории - 76,6 тыс. руб.(1,5%)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- организация уличного освещения - 241,7 тыс. руб.(4,6 %)

- национальная экономика - 10,9 тыс.руб.( 0,2%)

- ремонт дорог местного значения- 969,7 тыс. руб. (18,4%)

- на содержание учреждений культуры - 1204,9 тыс. руб. (22,8%)

- социальная политика - 404,6 тыс. руб. (7,6%) [9].

Из проживающего на территории населения дети в возрасте до 16 лет -195 человек, трудоспособного населения - 541 человек, пенсионного возраста -369 человека, из них работающих - 11 человек, инвалидов - 65 человек [8]

Трудовые ресурсы поселения составляют 491 человек, из них в сельском хозяйстве занято 302 человека, в образовании - 21 человек, в торговле -13 человек, здравоохранении -23 человека, и в др. сферах- 25 человек. Вахтовым методом за пределами сельского поселения работают 107. Средний размер заработной платы в месяц среди работающего населения составляет - 17192 рублей (с учетом малого бизнеса) [9].

В 2008 году в селе Монастырщина введён в эксплуатацию газопровод низкого давления. Газифицировано 339 домовладений, что составляет - 76,9%. Протяженность уличной сети газопровода составляет - 22,1 км. При этом обеспеченность водопроводом жилых домов составляет 49 %. Централизованного отопления и водоотведения (канализации) нет [9].

Площадь земель сельскохозяйственного назначения составляет 9 тыс. га, из них пашни - 5,5 тыс. га., в том числе - 4,8 тыс. га составляют земли пайщиков, фонд перераспределения - 1287 га. [9]

На территории Монастырщинского сельского поселения расположены: СХА (колхоз) «1-е Мая», Товарищество на вере «Подлипаев, Герасимов и компания», ИП глава КФХ «Яицкий О.В», а также семь индивидуальных предпри-

issn 2076-4715_Вестник экономической теории. 2020. № 12.

нимателей растениеводческого направления [8]. Имеется 5 предприятий розничной торговли (магазины и павильоны), в этой сфере занято 13 человек [8].

Управление муниципальным образованием осуществляется на основании планов, программ и стратегий. В рамках государственной программы Воронежской области «Содействие развитию муниципальных образований и местного самоуправления» на 2018 год за счет субсидии из областного бюджета бюджету Монастырщинского сельского поселения на софинансирование расходов муниципального образования по устройству тротуара по ул. Школьная в с. Мона-стырщина было выделено 782 700 рублей, средства местного бюджета 87 000 рублей, прочие безвозмездные поступления:

- СХА (колхоз)1-е Мая - 50 000 рублей;

- ИП Глава КФХ Яицкий О.В. - 30 000 рублей;

- ТНВ «Подлипаев, Герасимов и компания» - 20 000 рублей.

Общая сумма реализованного проекта - 969 700 рублей [9].

Очевидно, что из-за недостатка собственных финансовых средств бюджет поселения является дотационным. Решается эта проблема путём предоставления из областного бюджета дотаций.

Заключение. В целом, муниципальные образования обладают значительным и разнообразным потенциалом для своего устойчивого развития.

Однако, вопрос экономического обеспечения закрепленных за органами местного самоуправления полномочий надлежащим образом не решен. Недостаточность доходных источников муниципальных бюджетов не позволяет органам местного самоуправления обеспечивать полное и качественное исполнение своих полномочий. Земельный налог и налог на имущество физических лиц, которые являются местными налогами, пока не могут быть определяющими в структуре доходов местных бюджетов [12]. Основное место занимают дотации и субвенции региональных бюджетов.

В целях выравнивания уровня бюджетной обеспеченности сельских поселений в составе областного бюджета необходимо пополнение регионального

фонда финансовой поддержки местных бюджетов.

57

issn 2076-4715_Вестник экономической теории. 2020. № 12.

Таким образом, в России тенденцией в развитии местного самоуправления становится усиление административно-бюрократических механизмов со стороны государственной власти, стремление к централизации, усилению административного регулирования и контроля [3, 5]. Во многом, это объясняется тем, что современное состояние местного самоуправления в России не обеспечивает полноценную реализацию реформы, что определяется экономической слабостью муниципальных образований.

Успешная реализация реформы местного самоуправления в дальнейшем будет связана с тем, насколько получится совершенствовать экономическую систему местного самоуправления.

Литература

1. Агибалов Ю.В. Муниципальная реформа в Воронежской области: особенности и тенденции // Регион: системы, экономика, управление. 2016. - № 1 (32). - С. 162-168.

2. Ашмаров И.А. К вопросу о современном положении рынка труда в сельской местности // Бедность сельского населения России: генезис, пути преодоления, прогноз: Материалы XXV международной научно-практической конференции. - М.: ВИАПИ имени А.А. Никонова, 2020. - С. 110-113.

3. Бабун Р.В. Местное самоуправление в современной России: зигзаги государственной политики // Местное право. 2018. № 2. С. 3-13.

4. Гончаров А.В. Современный этап развития организационных основ местного самоуправления и его совершенствование на примере Воронежской области // Вестник Воронежского института экономики и социального управления. - 2018. - № 3. - С. 9-11.

5. Гончаров Л.А. Организация и ответственность муниципальной

власти в решении вопросов местного значения // Актуальные проблемы

местного самоуправления в Российской Федерации и пути решения: сборник

докладов и выступлений на научно практической конференции, посвященной

58

issn 2076-4715_Вестник экономической теории. 2020. № 12.

25-летию принятия Воронежской областной Думой Закона Воронежской области «О местном самоуправлении в Воронежской области». Воронеж: «Издательско-полиграфический центр "Научная книга», 2020. С. 100-106

6. Доклад главы Богучарского муниципального района В.В.Кузнецова о достигнутых значениях показателей за 2018 год. - Электронный ресурс. -Режим доступа: URL: http://www.boguchar.ru/effect/ (дата обращения: 12.12.2020).

7. Документы стратегического планирования поселений Богучарского муниципального района. - Электронный ресурс. - Режим доступа: URL: http ://www.boguchar.ru/program/ documents/2016/DOCSEL/index.php

8. Информация о социально-экономическом положении Монастырщинского сельского поселения Богучарского муниципального района Воронежской области по состоянию на 01.01.2019 г. - Электронный ресурс. -Режим доступа: URL: http://monastirshin.ru/general-information/general-information.html (дата обращения: 12.12.2020).

9. Отчет главы Монастырщинского сельского поселения о результатах своей деятельности и деятельности администрации Монастырщинского сельского поселения в 2018 году. - Электронный ресурс. - Режим доступа: URL: http://monastirshin.ru/otchet/ (дата обращения: 12.12.2020).

10. Постановление администрации Богучарского муниципального района Воронежской области от 28.12.2015 г. № 631 «О порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации стратегии социально-экономического развития Богучарского муниципального района на период до 2020 года». - Электронный ресурс. - Режим доступа: URL: http://www.boguchar.ru/program/npa-plan/index.php (дата обращения: 12.12.2020).

11. Распоряжение администрации Богучарского муниципального района Воронежской области от 28.12.2018 г. № 340-р «Об утверждении перечня муниципальных программ Богучарского муниципального района Воронежской области». - Электронный ресурс. - Режим доступа: URL:

http://www.boguchar.ru/program/npa-plan/index.php (дата обращения: 12.12.2020).

59

issn 2076-4715_Вестник экономической теории. 2020. № 12.

12. Селютин В.И. Местное самоуправление: некоторые итоги реформирования в экспертных оценках // Власть. - 2016. - № 3. - С. 17-19.

13. Стратегия социально-экономического развития Богучарского муниципального района Воронежской области на период до 2035 года. - Электронный ресурс. - Режим доступа: URL: http ://www.boguchar.ru/program/documents/2016/DOCAMBR/index.php (дата обращения: 12.12.2020).

References

1. Agibalov Yu. V. (2016) Municipal reform in the Voronezh Region: features and trends // Region: systems, economy, management. - № 1 (32). - Pp. 162-168 (in

Russ).

2. Ashmarov I. A. (2020) To the question of the current situation of the labor market in rural areas // Poverty of the rural population of Russia: genesis, ways to overcome, forecast: Materials of the XXV international scientific and practical conference. - M.: A. A. Nikonov VIAPI. - Pp. 110-113 (in Russ).

3. Babun R. V. (2018) Local self-government in modern Russia: zigzags of public policy // Local law. No. 2. Pp. 3-13 (in Russ).

4. Goncharov A. V. (2018) The current stage of development of the organizational foundations of local self-government and its improvement on the example of the Voronezh Region // Bulletin of the Voronezh Institute of Economics and Social Management. - No. 3. - Pp. 9-11 (in Russ).

5. Goncharov L. A. (2020) Organization and responsibility of municipal authorities in solving local issues // Actual problems of local self-government in the Russian Federation and solutions: a collection of reports and speeches at the scientific and practical conference dedicated to the 25 th anniversary of the adoption by the Voronezh Regional Duma of the Law of the Voronezh Region "On Local Self-Government in the Voronezh Region". Voronezh: "Publishing and printing Center "Scientific book", Pp. 100-106 (in Russ).

6. Report of the head of the Bogucharsky municipal district V. V. Kuznetsov on the achieved values of indicators for 2018. - Electronic resource. - Mode of access: URL: http://www.boguchar.ru/effect/ (in Russ).

7. Documents of strategic planning of settlements of the Bogucharsky municipal district. - Electronic resource. - Mode of access: URL: http://www.boguchar.ru/program/documents/2016/DOCSEL/index.php (in Russ).

8. Information on the socio-economic situation of the Monastyrshchinsky rural settlement of the Bogucharsky municipal district of the Voronezh Region as of 01.01.2019-Electronic resource. - Mode of access: URL: http ://monastirshin.ru/general-information/general-information.html (in Russ).

9. Report of the head of the Monastyrshchinsky rural settlement on the results of its activities and the activities of the administration of the Monastyrshchinsky rural settlement in 2018. - Electronic resource. - Mode of access: URL: http://monastirshin.ru/otchet/ (in Russ).

10. Resolution of the Administration of the Bogucharsky Municipal District of the Voronezh Region No. 631 of 28.12.2015 "On the procedure for developing, adjusting, monitoring and controlling the implementation of the strategy of socioeconomic development of the Bogucharsky Municipal District for the period up to 2020". - Electronic resource. - Mode of access: URL: http://www.boguchar.ru/program/npa-plan/index.php (in Russ).

11. Order of the Administration of the Bogucharsky Municipal District of the Voronezh Region No. 340-r dated 28.12.2018 "On approval of the list of municipal programs of the Bogucharsky Municipal District of the Voronezh Region". - Electronic resource. - Mode of access: URL: http://www.boguchar.ru/program/npa-plan/index.php (in Russ).

12. Selyutin V. I. (2016) Local self-government: some results of reformation in expert assessments. - No. 3. - Pp. 17-19. (in Russ).

13. Strategy of socio-economic development of the Bogucharsky Municipal District of the Voronezh Region for the period up to 2035. - Electronic resource. -

issn 2076-4715_Вестник экономической теории. 2020. № 12.

Mode of access: URL:

http://www.boguchar.ru/program/documents/2016/DOCAMBR/index.php (in Russ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.