УДК 336.14
Бугаева Татьяна Николаевна,
кандидат экономических наук, доцент,
доцент кафедры финансов предприятий и страхования,
Институт экономики и управления (структурное подразделение),
ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»,
г. Симферополь, Российская Федерация.
Bugaeva Tatyana Nikolayevna, Ph.D in Economics, Associate Professor,
Associate Professor of the Department of Business Finance and Insurance, Institute of Economics and Management (structural subdivision), FSAEI HE «V.I. Vernadsky Crimean Federal University», Simferopol, Russian Federation.
БЮДЖЕТНО-ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК ОСНОВА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
BUDGETAND FISCAL SECURITY AS THE BASIS FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE REGION
Необходимость обеспечения сбалансированного развития государства и расширения потенциала национальной экономики представляются важнейшими задачами активной государственной политики в современных условиях. Совокупность программных документов и мер, принимаемых как на федеральном, так и региональном уровнях активно способствуют созданию условий устойчивого социально-экономического развития и обеспечения экономической безопасности РФ и ее регионов. Предметом исследования данной статьи являются методологические аспекты изучения регионального финансово — экономического кризиса и реализация региональной политики в сфере формирования бюджета, в соответствии с требованиями безопасности, с учетом национальной стратегии экономических реформ. Основной целью представленной статьи является рассмотрение комплексной категории бюджетно-финансовой безопасности в контексте вопросов, характеризующих бюджетную и налоговую безопасность регионов. Бюджетно-финансовая безопасность обеспечивает возможности решения задач, стоящих перед государством. Неоспоримым фактом является ведущая роль, принадлежащая непосредственно бюджетным средствам в процессе социально-экономического развития региона. Основная часть доходов региона формируется непосредственно консолидированным территориальным бюджетом и выступает основным источником инвестиций, направленных на развитие любого субъекта Российской Федерации. Разнообразна и способность к адаптации отдельных субъектов к новым экономическим условиям в экономической турбулентности. Не менее важным направлением является исследование особенностей региональной налоговой политики как одного из важнейших инструментов, воздействующего на экономику региона. Определены основные стратегические направления реализации бюджетной и налоговой политики региона.
Ключевые слова: экономическая безопасность, бюджетно-финансовая безопасность, бюджетно-налоговая безопасность, бюджетная политика, налоговая политика, социально-экономическое развитие регионов.
The need to ensure balanced development of the state and to expand the potential of the national economy seems to be the most important tasks of active state policy in modern conditions. The totality of policy documents and measures taken both at the federal and regional levels actively contribute to the creation of conditions for sustainable socio-economic development and economic security of the Russian Federation and its regions. The subject of this article is methodological aspects of the study of the regional financial and economic crisis and the implementation of regional policy in the sphere of budget formation in accordance with security requirements, taking into account the national strategy of economic reforms. The main purpose of this article is to consider an integrated category of budget and financial security in the context of issues characterizing the budget and tax security of regions. Fiscal security provides opportunities to address the challenges facing the state. An undeniable fact is the leading role played by the budget funds directly in the process of socio-economic development of the region. The main part of the region's revenues is formed directly by the consolidated territorial budget and, thus, is the main source of investment in the socioeconomic development of any entity in the Russian Federation. The ability of individual subjects to adapt to new economic conditions in economic turbulence is also diverse. No less important is the study of the peculiarities of regional tax policy as one of the most important instruments affecting the economy of the region. The main strategic directions of implementation of the budget and tax policy of the region are defined.
Keywords: economic security, fiscal security, fiscal policy, tax policy, socio-economic development of regions.
ВВЕДЕНИЕ
Перспективы успешного социально-экономического развития Российской Федерации непосредственно взаимосвязаны с определенной степенью безопасности и сбалансированности развития каждого отдельного региона государства. Не вызывает сомнения, что состояние финансовой безопасности государства в целом, определяется, безусловно, стабильным развитием всех ее регионов. Однако, в
41
современных условиях воздействия мирового кризиса каждый отдельный регион коадаптируется к новым сложившимся условиям, разрабатывая собственные возможности по стабилизации условий функционирования. Основным моментом является совпадение региональных интересов с общегосударственными целями. Изучая и анализируя финансовую безопасность региона, следует обратить внимание на финансовые отношения, направленные на защиту интересов всех элементов финансовой системы регионов. Это также значимо и в вопросах контроля за ресурсами региона, устойчивостью функционирования региональной экономики, обеспечению условий ее развития, прогрессивной и высокоэффективной инвестиционной и инновационной политики, применения в полной мере всех конкурентных преимуществ региона, развитию его интеллектуального и трудового потенциала.
Основным звеном финансовой безопасности региона является его бюджетно-налоговая система поскольку именно от нее зависит устойчивость финансов региона, а значит и способность государства осуществлять свои функции. В свою очередь бюджет напрямую зависит от суммы поступивших налогов, составляющих доходы бюджетной части и формирующих финансовое отношения государства с юридическими и физическими лицами. В свете этого изучение вопросов бюджетно-налоговой безопасности представляется особо важным и актуальным. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ
Целью данного исследования является рассмотрение, изучение и анализ бюджетно-финансовой безопасности Республики Крым, состояния обеспечения региона финансовыми ресурсами, определение основных тенденций и факторов, непосредственно влияющих на финансовое обеспечение региона На настоящий момент проблемы обеспечения бюджетно-налоговой безопасности приобретают особо важное значение, поскольку именно они оказывают непосредственное влияние на жизненный уровень населения, и экономику региона в целом. РЕЗУЛЬТАТЫ
Следует учитывать, что в современной научной экономической литературе проблемы финансовой и бюджетно-налоговой безопасности государства опосредованно рассматриваются в трудах ученых, посвященных экономической безопасности, при этом отсутствует единое мнение по поводу сущности бюджетно-налоговой безопасности. Некоторые авторы рассматривают налоговую безопасность как самостоятельный вид безопасности, другие видят ее в качестве составной части бюджетно-налоговой безопасности. Категория «налоговая безопасность» неразрывно связана с понятием бюджета и его защищенности. В трактовках некоторых ученых исследователи уделяют внимание бюджетно-налоговой безопасности исключительно во взаимосвязи с бюджетом и несколько исключая ее налоговую составляющую. Другие ученые акцентируют внимание, что именно посредством эффективного формирования и использования бюджетов обеспечивается национальная безопасность государства в части реализации прав и интересов граждан. Подобный подход исключает влияние налогов на обеспечение безопасности. При этом очевидно, что формирование бюджетов всех уровней происходит в значительной степени за счет налоговых поступлений, следовательно, обеспечение безопасности бюджетной сферы невозможно без безопасности налоговой сферы. Будет правильным рассматривать бюджетную и налоговую сферы в единстве и комплексе. Таким образом, «бюджетно-налоговая безопасность представляет собой состояние определенной защищенности бюджетно-налоговых отношений от внутренних и внешних угроз с помощью которых формируются финансовые ресурсы региона, необходимые для ее обеспечения» [11].
«Управление государственными финансами на всех уровнях должно быть основано на сочетании принципов экономической эффективности, бюджетной ответственности, социальной справедливости и политической консолидации» [7].
На сегодня бюджетным проблемам регионов, посвящено множество публикаций, в которых анализируется структура консолидированных региональных бюджетов, а именно состав их доходов, перечень расходов, размеры дефицита или профицита бюджета, удельный вес заимствований и т.д. Регионы работают в достаточно жестких условиях и самостоятельно принимают решения в рамках имеющегося финансирования. При рассмотрении механизма сокращения экономической активности в регионах необходимо обратить внимание, прежде всего, на инвестиционный спад, при этом растут социальные расходы региональных бюджетов и затраты на обслуживание долга.
Модернизация экономики и реформирование социальной политики результативны исключительно в совокупности с эффективностью бюджетной политики на уровне государства и регионов. Стратегические цели бюджетной политики должны направляться на формирование институциональных стимулов региональных и местных органов власти и управления, структурных преобразований, устойчивости развития и конкурентоспособности.
Основные направления повышения финансовой устойчивости и обеспечения финансовой безопасности как для государства, так и для региона закреплены в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике, бюджетной стратегии Российской Федерации на период до 2023 года, Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года и основных направлениях бюджетной, налоговой политики на среднесрочную перспективу.
42
К основным проблемам следует отнести недостаток финансовых ресурсов регионов, несоразмерность объемов поддержки из федерального бюджета перспективам определенных задач, политические приоритеты в формировании расходов федерального бюджета, изменение структуры расходов под влиянием «майских указов».
С целью стабилизации и поддержки региональных бюджетов возможно осуществление разнообразных мероприятий, направленных изменение некоторых условий, например, увеличение трансфертов из федерального бюджета, предоставления регионам дополнительных налоговых полномочий и т. д.
На существующие межрегиональные различия в уровне бюджетной сбалансированности, оказывает влияние вклад различных факторов в исполнение региональных бюджетов. Для решения проблемы устойчивости региональных бюджетов необходимо осуществлять действия, направленные на увеличение доходной базы регионов, а также способствовать сокращению региональной дифференциации. Несомненно, кризисная ситуация в регионах должна быть отслежена в режиме реального времени, скоординирована, при этом разработана система мер, обеспечивающая финансово-экономическую безопасность региона. Это является одной из целевых задач мониторинга финансовой безопасности. Необходим поиск регионального вектора развития, определение производственного и финансового профиля его отраслей, который обеспечивает консенсус интересов в виде государственно-частного партнерства.
Первоочередная задача региональной финансовой системы — это формирование максимальных условий для социально-экономического развития региона, а также долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджетной системы, создание финансовых резервов, сокращение размера государственного долга, увеличение доходности банковской системы, поддержка инновационного и инвестиционного развития, т. е. все те условия, которые направлены на повышение финансовой безопасности региона [5].
Современная ситуация, сложившаяся в налоговой сфере, свидетельствует о неудовлетворительном состоянии налоговой безопасности об этом свидетельствует различные схемы уклонения от налогообложения, схемы занижения налоговой базы, достаточно широко распространена практика ведения «двойной бухгалтерии», выплата «серой» заработной платы, достаточно высокая степень «тенезации» экономики. Это напрямую связано с несовершенством налоговой системы, низкими уровнем налоговой культуры и т. д.
Функционирование как государства, так и региона в качестве общественного института основывается в значительной степени на поступлениях налогов и сборов в государственные и местные бюджеты. Безусловна явная заинтересованность государства и отдельного региона в объемах этих средств, что и обеспечивает долгосрочную финансовую безопасность. Однако возникающий недостаток ресурсов, формирует необходимость привлечения заемных средств из различных источников, что в будущем отражается в виде усиления налоговой нагрузки, оказывая тем самым определенное влияние на снижение безопасности. Таким образом, бюджетная безопасность формирует возможности эффективной деятельности региона в целом и возможности решения его социально-экономических проблем. Обеспечение условий стимулирования регионального развития, роста его финансового потенциала, формирование источников финансовых ресурсов полностью обеспечивающих баланс потребностей и финансовых возможностей региона. Бюджетная систем региона, выполняющая функцию по обеспечению средствами, достаточными для выполнения внутренних и внешних задач должна функционировать эффективно. Данная система должна иметь определенный запас прочности, иначе говоря бюджетной безопасности, необходимой в случае возникновения непредвиденных обстоятельств, на всех уровнях управления для оперативного реагирования при возникновении угроз и предотвращении потенциальных социально-экономических потерь.
Что же касается налоговой безопасности, то в наиболее общем смысле, она определяется «как устойчивость функционирования налоговой системы региона, обеспечение расходной части регионального бюджета в необходимом объеме предусмотренным налоговым законодательством, минимизация правонарушений в сфере налогового законодательства и контроле уполномоченных органов» [4]. Налоговая безопасность может рассматриваться как определенная степень взаимосвязи между экономикой и бюджетной системой региона, в рамках которых осуществляется перераспределение финансовых ресурсов между юридическим лицами, физическими лицами и государством.
При формировании национальной налоговой системы проблемам обеспечения финансово-экономической безопасности в сфере налогообложения не уделялось должного внимания, что в последствии привело к возможности применения разнообразных схем по уклонению от налогов легальным и нелегальным способом. Следует учитывать, что налоговая система представляет собой довольно чувствительную и уязвимую область, нуждающуюся в систематическом контроллинге на федеральном, региональном, муниципальном уровнях. И это важнейший рычаг воздействия органов власти, направленный на регулирование социально-экономических процессов в том числе и на уровне региона. Основным источником доходов регионального бюджета являются налоговые платежи, которые и формируют в определенной степени бюджетную безопасность региона. Полнота и своевременность их поступления — ос-
43
нова благополучия экономики региона. Необходимо также отметить «усиление роли налоговых платежей в качестве основного источника доходной части регионального бюджета и фискальную сторону правоотношений, которые возникают при уплате налогов и сборов, состоящую в аккумулировании налоговых поступлений в региональный бюджет и осуществлении основных расходных статей за их счет» [4]. Следует обратить внимание, что главный упор в борьбе за усиление безопасности на уровне государственной власти осуществляется на устранении внутренних и внешних угроз именно на уровне государства, в то время как на уровне региона это особенно важно. При этом следует учитывать, что каждый регион Российской Федерации достаточно специфичен, однако в рамках государства необходимо создание налогового режима обеспечивающего расходы региона и возможности его экономического развития.
«Согласование в сфере решения социальных проблем региона по формирования финансовых ресурсов, распределения между уровнями бюджетной системы, создания условий для эффективного осуществления региональными и местными органами власти своих правовых полномочий должны быть обеспечены определенными финансово-экономическими механизмами, повышающими ответственность руководящих органов за результаты проводимой ими политики, и создающие условия для равноправной конкуренции между регионами» [7].
Бюджетно-налоговая безопасность региона существенным образом взаимосвязана с «процессом налогового администрирования, а также повышением уровня его эффективности. При этом к важнейшим элементам налогового администрирования на уровне субъекта возможно причислить налоговый потенциал региона, налоговую нагрузку и уровень собираемости налогов» [4].
В соответствии с законодательством региональными являются налоги, которые в полном объеме зачисляются в бюджет субъекта. При этом органы власти федерального уровня обладают всей широтой полномочий по распределению налогов между бюджетами разных уровней. Бюджетно-налоговое регулирование осуществляется непосредственно за счет федеральных налогов, при этом ограничены возможности в реализации налоговой политики региональных органов власти. При формировании доходных статей регионального бюджета следует учитывать существенный удельный вес трансфертных платежей из федерального бюджета и недостаточно высокую часть поступлений от уплаты региональных налогов. Возможности воздействия на налоговую систему субъекта органы власти осуществляют косвенно с помощью системы мероприятий, направленных на улучшение экономической политики и повышение безопасности региона. Сочетание мер прямого и косвенного воздействия позволяет субъекту, в данном случае региону проводить собственную налоговую политику. Однако, следует учитывать особенности каждого региона в процессе разработки и реализации концептуальных основ региональной налоговой политики.
Достаточно важным с точки зрения теории и практики является проблема возможности расширения полномочий регионов и муниципальных образований в сфере налогообложения. «Могут иметь место дополнительные возможности региональных органов власти при формировании ключевых элементов налогообложения в сравнении к уже установленным региональным, а также местным налогам и сборам» [4].
В ходе осуществления региональной налоговой политики у местных органов власти появляются определенные проблемы, зачастую связанные с ограничениями использования налогового инструментария; определение категорий плательщиков налогов, разнообразия льготных видов экономической деятельности, формирующих максимальный социально-экономический эффект. Качественное текущее и стратегическое планирование способно существенно способствовать формированию и развитию эффективной налоговой системы региона.
Реализация общегосударственных целей и интересов отдельных субъектов РФ с учетом особенностей регионов, предопределяющих риски налоговой безопасности как отдельного субъекта, так и всего государства, а также соблюдение требований налогового законодательства, налоговое планирование и прогнозирование являются основой налоговой безопасности. Основные мероприятия возможно отразить в следующих блоках:
• анализ динамики основных экономических показателей;
• контроль основных параметров региональных бюджетов;
• мониторинг структуры региональных расходов бюджетов;
• изучение объемов динамики государственного долга субъектов;
• методическая помощь в осуществлении федеральной и региональной налоговой политики.
В процессе осуществления вышеуказанных действий важная роль отводится налоговым органам, одновременно использующим методы предупреждения и выявления рисков налоговой безопасности. Необходимо грамотное использование налоговых инструментов, обеспечивающих доходную часть бюджета, таких как дифференциация налоговых ставок, предоставление налоговых льгот, перераспределение доходов, структурная перестройка производства. Недостатки региональной налоговой системы значительно осложняют решение многих социально-экономических проблем в сфере обеспечения бюджетно-налоговой безопасности.
44
Республика Крым является новым субъектом Российской Федерации и по сути продолжает находиться в стадии переходного периода. Обеспечение финансово-экономической безопасности Крыма связано с необходимостью полномерной государственной поддержки, которая реализуется путем совокупности осуществления федеральных программ, льготной системы налогообложения, формирования благоприятного инвестиционного климата, реализации программ государственного инвестирования.
Основные направления бюджетной и налоговой политики изложены в Распоряжении Совета Министров Республики Крым от 04.10.2018 г. «Основные направления бюджетной и налоговой политики Республики Крым на 2019 год и на плановый период 2020-2021 годов». Основными приоритетами налоговой политики Республики Крым являются создание благоприятных условий для активной финансово-хозяйственной деятельности субъектов экономики, обеспечение роста доходной части консолидированного бюджета Республики Крым.
Приоритетными задачами при формировании регионального бюджета в рамках реализации так называемых «майских указов» Президента остаются вопросы повышения уровня и качества жизни населения, решения социальных вопросов, модернизация экономики, инфраструктуры и государственного управления. Запланировано что в ближайшие три года будет сохранена социальная направленность.
Приоритетами бюджетных расходов выступает необходимость принятия ряда мер по повышению эффективности управления ими:
• формирование доходов и оптимизация расходов региона в соответствии с социально-экономическими направлениями и стратегическими задачами развития;
• повышение качества эффективности реализации государственных программ, внедрение принципов проектного управления;
• повышения качества оказания государственных услуг, финансового менеджмента в секторе государственного управления;
• совершенствование межбюджетных отношений с органами местного самоуправления и муниципальных образований в Республике Крым;
• совершенствование методик распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности на 2019-2021 годы»;
• сокращение долговой нагрузки;
• внедрение и применение единых федеральных стандартов, внутреннего государственного финансового контроля и внутреннего финансового аудита;
• в целях повышения эффективности расходов капитального характера планируется концентрировать ресурсы на завершении объектов высокой степени готовности.
Исполнение основных показателей республиканского бюджета за минувший 2018 год составило: объем поступивших доходов 94,7 % к общему объему утвержденных доходов бюджета Республики Крым на 2018 год, объем расходов 93,5 % к общему объему утвержденных расходов бюджета Республики Крым на 2018 год.
Таблица 1. Консолидированный бюджет Республики Крым, млн руб.
Период Доходы Расходы Дефицит / Профицит бюджета
2016 год 116745,62 131317,93 -14572,18
2017 год 160400,09 161718,14 -1318,02
01.12. 2018 год 146869,51 141376,44 5493,0
* Составлено по данным [2]
Исполнение расходной части консолидированного бюджета Республики Крым составило 141,4 млрд руб. или 73,9 %. Трансферты из федерального бюджета на 01.12.2018 г. составили 99,5 млрд руб.
Структура исполнения расходной части консолидированного бюджета по направлениям развития по состоянию на 01.12.2018 (млрд руб.):
• национальная экономика — 63,1 млрд руб.;
• жилищно-коммунальное хозяйство — 4,6 млрд руб.;
• реализация общегосударственных вопросов — 5,7 млрд руб.;
• национальная безопасность и правоохранительная деятельность, национальная оборона — 1,1 млрд руб.
Межбюджетные трансферты, предусмотренные местными бюджетами, составили в отчетном периоде 28,2 млрд руб.
Исполнение консолидированного бюджета Республики Крым по доходам представлено на рисунке 1.
За 2018 год исполнение по реализации мероприятий федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2022 года» на территории республики
45
92,1% 104,5%
13,6
12,0
12,5
41,2
87,3% 98
36,4
36,0
54,8
5% 100,2%
4
48,4
48,5
Бюджеты муниципальных Бюджет Республики Крым Консолидированный бюджет образований Республики Крым
□ Плановые показатели на год
□ Плановые показатели на период январь-ноябрь 2018 г.
□ Фактически исполнено
Рис. 1. Исполнение консолидированного бюджета Республики Крым по доходам за январь-ноябрь 2018 г., млрд руб. (Составлено на основании [2])
составило 93% от плановых назначений, или 64,9 млрд. руб. Наилучшие результаты по исполнению программы достигнуты Министерством имущественных и земельных отношений РК. Программа выполнена полностью в размере 2,1 млрд руб. Государственный комитетом дорожного хозяйства реализовал намеченное лишь на 96,9 %, это составило 44,6 млрд руб. Министерство курортов и туризма выполнил 94,6% на сумму 2,6млрдруб. Ниже среднего сработали Государственный комитет по водному хозяйству и мелиорации РК (91,7 % на сумму 117,9 млн руб.), Министерство топлива и энергетики РК (91,1 % на сумму 1,5 млн руб., Министерство жилищно-коммунального хозяйства РК 88,6 % на сумму 1,1 млрд руб.), Государственный комитет по охране культурного наследия РК (88,6 % на сумму 450,6 млн руб.), Служба капитального строительства РК (82,9 % на сумму 12,1 млрд руб.). По Минэкономразвития Крыма исполнение составило 51,5% на общую сумму 16 миллионов рублей исключительно из-за сложившейся экономии по проведенным госзакупкам.
По состоянию на 1 января 2019 года остаток средств резервного фонда Совета министров РК составил 32 млн руб. из 330 млн руб., предусмотренных в прошлом году. При этом основная часть средств — 289,4 млн руб., или 97 % направлена на непредвиденные расходы, на ликвидацию и предупреждение чрезвычайных ситуаций выделено 8,6 млн руб.
Исполнение мероприятий, в соответствии с Федеральной целевой программой на 01.12.2018 г. составило 74,8 млрд руб (95 % Федеральный бюджет, 5% бюджет Республики Крым).
Наибольший удельный вес в структуре налоговых и неналоговых доходов, как обычно, занял налог на доходы физических лиц — 18 млрд руб., или 44,2 % в общем объеме налоговых и неналоговых доходов (годовые назначения выполнены на 99,2 %), поступления которого по сравнению с 2017 годом увеличились на 2,3 млрд руб., или на 14,8 %. На втором месте — налог на прибыль организаций — 6,4 млрд руб., или 15,6 % в общем объеме доходов (годовые назначения выполнены на 99,4 %), что в сопоставимых условиях на 503,1 млн руб., или на 8,6 % больше, чем за 2017 год. Акцизов поступило на сумму 5,4 млрд руб. (на 331 млн руб., или на 6,5 % больше, чем в 2017 году, годовые назначения выполнены на 96,1 %). Неналоговые доходы составили 4,4 млрд руб. (на 1,4 млрд руб., или на 44,6 % больше, чем в 2017 году, годовые назначения выполнены на 107,1 %). Применение упрощенной системы налогообложения — 3,3 млрд руб. (на 746,4 млн руб., или почти на 30 % больше, чем в 2017 году, годовые назначения выполнены на 101,1%), налога на имущество организаций — 2,2 млрд руб. (на 523,4 млн руб., или 32,1 % больше, чем в 2017 году, годовые назначения выполнены на 103,7 %), транспортного налога — 438,3 млн руб. (на 99 млн руб., или на 29,2% больше, чем в 2017 году, годовые назначения выполнены на 115,4%).
46
При этом максимальные объемы налоговых и неналоговых доходов мобилизованы следующими администраторами доходов бюджета Республики Крым:
• Управление федеральной налоговой службы по РК — 32,9 млрд руб. (100,2 % к утвержденным плановым показателям);
• Управление Федерального казначейства по РК — 3,0 млрд руб. (91,7 % к плану);
• Министерство имущественных и земельных отношений по РК — 3,0 млрд руб. (100,9 % к плану).
Важным направлением бюджетной политики является открытость государственных финансов. В целях повышения открытости и прозрачности бюджетного процесса предполагается использование потенциала гражданского общества путем вовлечения граждан в процесс обсуждения бюджета и контроля над его исполнением, а также принятия конкретных бюджетных решений.
В Крыму планируется к применению программа инициативного бюджета. Данная программа используется в различных регионах Российской Федерации с 2007 года. Ее целью является реализация комплекса мероприятий по инициативному бюджетированию. Инициативное бюджетирование уже заняло определенное место в сфере развития общественной инфраструктуры городских и сельских поселений субъектов и муниципалитетов Российской Федерации.
Основными результатами реализации практик инициативного бюджета могут являться:
• институциональные эффекты (самоорганизация общественности с целью осуществления социально активной деятельности или осуществления безвозмездных вкладов, а также софинансирование. Вовлечение населения в диалог с властью и в решение местных проблем — одна из наиболее важных задач инициативного бюджетирования)
• управленческие эффекты (обучающая составляющая в рамках инициативного бюджетирования позволяет муниципальным главам, представителям инициативных групп не только получить теоретические и практические знания и навыки в реализации проектов местного значения, но и способствует повышению их общего уровня компетенций и профессионализма. Причем речь идет о формировании и укреплении профессиональных навыков и навыков общения с жителями и бизнесом, работы в команде, планирования местного развития и т.д.
• экономические эффекты (прямые краткосрочные экономические эффекты проявляются в росте эффективности расходования средств, объёмах привлечённых внебюджетных средств и других финансовых показателях, отражающих выгоду, полученную регионом за счёт привлечения софинансирова-ния, более бережной эксплуатации объектов, решения наиболее актуальных вопросов местного значения, что в целом может содействовать экономическому развитию территории);
• социальные эффекты (трансформации социальных институтов ведет к важным социальным изменениям в обществе. Участие в принятии решений, способность влиять на выбор приоритетов развития территориального сообщества и эффективный результат, коммуникация с органами власти, влияние на качество их жизни и общие социальные показатели в обществе).
Оценка налоговой безопасности региона и выявление угроз в этой сфере является первоочередной задачей, решение которой позволит повысить уровень бюджетной безопасности, а также положительно отразиться в целом на финансовой безопасности государства и региона. ВЫВОДЫ
Необходимость противостояния существующим угрозам, а также потребность в развитии финансово-экономической сферы обуславливает особое внимание к проблемам бюджетно-налоговой безопасности. Условия преобразования бюджетной и налоговой систем на уровне государства формируют бюджетно-налоговую безопасность регионов. Многие проблемы бюджетно-налоговой безопасности регионов связаны как с некоторой несогласованностью в правовых вопросах (сфера государственных закупок, взаимоотношения регионов с центральными органами исполнительной власти, непредвиденные корректировки бюджетов, попытки нецелевого освоения бюджетных средств, нарушения в сфере финансового законодательства, и т.д.), так и совокупностью факторов экономического порядка носящих объективный характер (сложности в кредитно-банковской сфере, низкий уровень инвестиционной активности, объемы теневого сектора экономики региона, нестабильность налоговой нагрузки, профессиональная некомпетентность управленческих кадров региональных органов власти и управления).
Формирование комплексной методики оценки безопасности и в налоговой сфере, и в бюджетной сфере обеспечит своевременную диагностику состояния этих сфер. А также поможет выявлению имеющихся угроз и непосредственную оценку негативных факторов и рисков. Все это позволит более планомерно подходить к вопросам разработки и реализации политики региона, своевременно выявлять и устранять последствия правонарушений.
Основными приоритетами налоговой политики Республики Крым являются создание благоприятных условий для активной финансово-хозяйственной деятельности субъектов экономики, обеспечения роста доходной части консолидированного бюджета Республики Крым. Перспективы формирования регионального бюджета осуществляются в рамках реализации майских указов Президента РФ. Реализация мероприятий по мобилизации доходных источников и оптимизации расходных обязательств кон-
47
центрируется на ключевых социально-экономических направлениях Указа Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», в соответствии с которым предполагается повышение качества и эффективности реализации государственных программ, внедрение принципов проектного управления, совершенствование межбюджетных отношений с органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Крым, совершенствование методик распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, сокращение долговой нагрузки, внедрение и применение единых федеральных стандартов внутреннего государственного финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым [Электронный ресурс]. — Режим доступа: crimea.gks.ru/ (дата обращения: 14.01.2019).
2. Официальный сайт Министерства финансов Республики Крым [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.facebook.com/minfinancerk/. 212 (дата обращения: 14.01.2019).
3. Министерство экономического развития Крыма [Электронный ресурс]. — Режим доступа: minek.rk.gov.ru/ (дата обращения: 14.01.2019).
4. Анисимов А.Л. Формирование налогового инструментария обеспечения экономической безопасности региона /
A.Л. Анисимов, С.В. Ширпужев // Управленец. — 2017. — № 3 (67). — С. 25-30.
5. Борщ Л.М. Развитие финансовой системы Российской Федерации в условиях интеграции экономики / Л.М. Борщ / / Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2016. — № 1 (34). — С. 5-11.
6. Ефремова Л.А. Устойчивость бюджетной системы и экономическая безопасность региона / Л.А. Ефремова // Научные труды КубГТУ — 2018. — № 6. - С. 652-661.
7. Каранина Е.В., Загарских В.В. Анализ бюджетно-финансовой безопасности регионов России // Инновационное развитие экономики. — 2016. — № 2 (32). — С. 97-112.
8. Копеин В.В. Современные подходы к управлению бюджетным долгом региона и финансовая безопасность /
B.В. Копеин // Новая наука: опыт, традиции, инновации. — 2017. — № 1-1 (123). — С. 168-171.
9. Лазарева Г.И. Некоторые аспекты оценки устойчивости и безопасности бюджетной системы региона / Г.И. Лазарева, Л.А. Ефремова // EkonomickS trendy. — 2017. — № 3. — С. 27-37.
10. Мохнаткина Л.Б. Сбалансированность бюджета и государственный долг как индикаторы финансово-бюджетной безопасности региона / Л.Б. Мохнаткина // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. — 2018. — № 2 (42). — C. 106-119.
11. Моделирование и прогнозирование бюджетно-налоговой безопасности регионов России: монография / Е.В. Никулина, И.В. Чистникова, А.В. Орлова. — Белгород: ООО «Эпицентр», 2015. — 100 с.
12. Шестов С.Н. Экономическая безопасность Крымского полуострова / С.Н. Шестов, С.В. Чимирис // Этносоциум и межнациональная культура. — 2016. — №1 (81). — С. 88-92.
13. Яшина Н.И. Методические аспекты определения бюджетной безопасности регионов в условиях волатильности экономики / Н.И. Яшина, С.Д. Макарова // Экономика и управление: теория и практика. — 2018. — Т.4, № 2. — С. 25-32.
SPISOK LITERATURY
1. Territorial'nyy organ Federal'noy sluzhby gosudarstvennoy statistiki po Respublike Krym [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: crimea.gks.ru/ (data obrashcheniya: 14.01.2019).
2. Ofitsial'nyy sayt Ministerstva finansov Respubliki Krym [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: www.facebook.com/ minfinancerk/. 212 (data obrashcheniya: 14.01.2019).
3. Ministerstvo ekonomicheskogo razvitiya Kryma [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: minek.rk.gov.ru/ (data obrashcheniya: 14.01.2019).
4. Anisimov A.L. Formirovaniye nalogovogo instrumentariya obespecheniya ekonomicheskoy bezopasnosti regiona / A.L. Anisimov, S.V. Shirpuzhev // Upravlenets. — 2017. — № 3 (67). — S. 25-30.
5. Borshch L.M. Razvitiye finansovoy sistemy Rossiyskoy Federatsii v usloviyakh integratsii ekonomiki / L.M. Borshch / / Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2016. — № 1 (34). — S. 5-11.
6. Yefremova L.A. Ustoychivost' byudzhetnoy sistemy i ekonomicheskaya bezopasnost' regiona / L.A. Yefremova // Nauchnyye trudy KubGTU. — 2018. — № 6. - S. 652-661.
7. Karanina Ye.V., Zagarskikh V. V. Analiz byudzhetno-finansovoy bezopasnosti regionov Rossii // Innovatsionnoye razvitiye ekonomiki. — 2016. — № 2 (32). — S. 97-112.
8. Kopein V.V. Sovremennyye podkhody k upravleniyu byudzhetnym dolgom regiona i finansovaya bezopasnost' / V.V. Kopein // Novaya nauka: opyt, traditsii, innovatsii. — 2017. — № 1-1 (123). — S. 168-171.
9. Lazareva G.I. Nekotoryye aspekty otsenki ustoychivosti i bezopasnosti byudzhetnoy sistemy regiona / G.I. Lazareva, L.A. Yefremova // Ekonomicfâ trendy. — 2017. — № 3. — S. 27-37.
10. Mokhnatkina L.B. Sbalansirovannost' byudzheta i gosudarstvennyy dolg kak indikatory finansovo-byudzhetnoy bezopasnosti regiona / L.B. Mokhnatkina // Nauchno-issledovatel'skiy finansovyy institut. Finansovyy zhurnal. — 2018. — № 2 (42). — C. 106-119.
11. Modelirovaniye i prognozirovaniye byudzhetno-nalogovoy bezopasnosti regionov Rossii: monografiya / Ye.V. Nikulina, I.V. Chistnikova, A.V. Orlova. — Belgorod: OOO «Epitsentr», 2015. — 100 s.
12. Shestov S.N. Ekonomicheskaya bezopasnost' Krymskogo poluostrova / S.N. Shestov, S.V. Chimiris // Etnosotsium i mezhnatsional'naya kul'tura. — 2016. — №1 (81). — S. 88-92.
13. Yashina N.I. Metodicheskiye aspekty opredeleniya byudzhetnoy bezopasnosti regionov v usloviyakh volatil'nosti ekonomiki / N.I. Yashina, S.D. Makarova // Ekonomika i upravleniye: teoriya i praktika. — 2018. — T.4, № 2. — S. 25-32.
Статья поступила в редакцию 28 января 2019 года Статья одобрена к печати 3 апреля 2019 года
48