Научная статья на тему 'Значение физической подготовки при формировании профессиональных компетенций сотрудника органов внутренних дел'

Значение физической подготовки при формировании профессиональных компетенций сотрудника органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
900
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / СЛУЖЕБНО-БОЕВАЯ ПОДГОТОВКА / ПОВЫШЕНИЕ БОЕСПОСОБНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ / PHYSICAL TRAINING / SERVICE AND COMBAT TRAINING / INCREASE OF FIGHTING CAPACITY OF POLICE OFFICERS / SPECIAL METHODICAL RECEPTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хадиков Роберт Шамильевич

Статья посвящена пристальному анализу изучения влияния физических упражнений на повышение уровня профессионализма и укрепление здоровья сотрудников органов внутренних дел. При этом роль физической подготовки, как важного средства повышения боеспособности сотрудников полиции, заключается в повышении боевого мастерства сотрудников ОВД; в воспитании моральных и психологических качеств личного состава; в повышении устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE VALUE OF PHYSICAL TRAINING IN FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE BODIES OF INTERNAL AFFAIRS

The Article is devoted to a close analysis of the study of the impact of exercise on improving the level of professionalism and health of employees of the internal Affairs bodies. The role of physical training, as an important means of improving the combat capability of police officers, is to improve the combat skills of police officers; in the education of moral and psychological qualities of personnel; in increasing the body's resistance to adverse factors.

Текст научной работы на тему «Значение физической подготовки при формировании профессиональных компетенций сотрудника органов внутренних дел»

особенностей обучающихся; направленность на индивидуальную активность обучающихся; направленность обучения на личностный рост обучающихся или самоактуализацию личности; профессионально-ориентированное содержание; обучение осуществляется в открытой образовательной среде, где информационные технологии являются источником знаний, средством взаимодействия обучающихся между собой и педагогом.

Литература:

1. Артюхина М.С. Исторические предпосылки интерактивного обучения математике // Вестник Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина. - Вып. 39: Серия «Педагогика» (История и теория математического образования). - Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2018. - С. 43-47.

2. Артюхин О.И., Артюхина М.С. Педагогическая интеракция как способ реализации синергетических идей в математическом образовании // Математика, физика, информатика и их приложения в науке и образовании: сборник тезисов докладов Международной школы-конференции молодых ученых. - М.: Московский технологический университет (МИРЭА), 2016. - С. 204-206.

3. Видякова З.В. Основные идеи демократической педагогики Джона Дьюи // Вопросы современной науки и практики, 2012. - №.3(41) - С. 85-92.

4. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / Отв. Ред. и сост. П.В. Алексеев. - М.: Школа Пресс, 1995. - 448 с.

5. Добрынина Т.Н. Педагогические условия применения интерактивных форм обучения в педагогическом вузе: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Добрынина Татьяна Николаевна. - Новосибирск, 2003. - 196 с.

6. Маслоу А.Г. Мотивация и Личность / пер. с англ. Спб: Евразия, 2001.- 319 с.

7. Сиразеева А.Ф. Дидактическая концепция Карла Роджерса и ее реализация в педагогической практике: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Сиразеева Альбина Фернатовна. - Казань, 2009. - 205 с.

8. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах / К.Д. Ушинский. - М.: Педагогика, 1971. - 1 т. - 584 с.

9. Щедровицкий Г.П. Организационно-деятельностная игра как новая форма организации и метод развития коллективной мыследеятельности. В кн. Избранные труды / Г.П. Щедровицкий. - М.: Школа культурной политики, 1995. - С. 115-142.

Педагогика

УДК:378.2

преподаватель кафедры огневой подготовки Хадиков Роберт Шамильевич

Северо-Кавказский институт повышения квалификации сотрудников МВД России (филиал) ФГКОУ ВО «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Нальчик)

ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СОТРУДНИКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Аннотация. Статья посвящена пристальному анализу изучения влияния физических упражнений на повышение уровня профессионализма и укрепление здоровья сотрудников органов внутренних дел. При этом роль физической подготовки, как важного средства повышения боеспособности сотрудников полиции, заключается в повышении боевого мастерства сотрудников ОВД; в воспитании моральных и психологических качеств личного состава; в повышении устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов.

Ключевые слова: физическая подготовка, служебно-боевая подготовка, повышение боеспособности сотрудников полиции, специальные методические приемы.

Annotation. The Article is devoted to a close analysis of the study of the impact of exercise on improving the level of professionalism and health of employees of the internal Affairs bodies. The role of physical training, as an important means of improving the combat capability of police officers, is to improve the combat skills of police officers; in the education of moral and psychological qualities of personnel; in increasing the body's resistance to adverse factors.

Keywords: physical training, service and combat training, increase of fighting capacity of police officers, special methodical receptions.

Введение. Физическая подготовка как составная часть боевой подготовки сотрудников органов внутренних дел - это процесс совершенствования физических способностей полицейских, осуществляемый с учетом особенностей их боевой деятельности и в соответствии с принципами обучения и воспитания. Практика и результаты исследований показывают, что физическая подготовка играет важную роль в системе научной организации труда.

Эффект от занятий физическими упражнениями может быть двоякий - острый, проявляющийся в непосредственном воздействии на работоспособность и производительность труда человека, и кумулятивный, накапливающийся, создающий наиболее благоприятный фон для выполнения производственной деятельности.

Изложение основного материала статьи. Острое влияние на динамику работоспособности полицейского оказывают занятия по физической подготовке, которые проводятся в рамках служебно-боевой подготовки. Влияние кумулятивное создается в основном за счет занятий физическими упражнениями во вне служебное время - занятия в спортивных секциях, группах здоровья, самостоятельные занятия и активный отдых в выходные дни. Занятия физическими упражнениями в режиме рабочего дня в течение длительного времени (не менее полугода) также оказывают влияние на организм человека.

Как показали наши исследования, активным отдыхом можно считать не только занятия физическими упражнениями в режиме занятий по служебно-боевой подготовке, но и занятия во внерабочее время, способствующие более полному и быстрому восстановлению, что отмечалось самими испытуемыми.

Если механизмы влияния активного отдыха в режиме служебного дня довольно широко изучаются и в общих чертах эффект от занятий физической подготовкой в режиме рабочего дня понятен, то каким образом

занятия физическими упражнениями во внерабочее время показывают влияние на профессиональную деятельность сотрудников органов внутренних дел - изучено очень мало. В данном случае обычно говорят о неспецифическом влиянии занятий физическими упражнениями на организм человека и этим ограничиваются.

Изучение влияния физических упражнений на повышение уровня профессионализма и укрепление здоровья сотрудников в нашей стране проводилось многими учеными.

Проблема активного отдыха и физической подготовки на службе представляет большой теоретический интерес и имеет практическое значение. Она положена в основу при разработке самых различных средств физической культуры с целью борьбы с утомлением, повышения работоспособности и укрепления здоровья сотрудников полиции.

Разработка проблемы активного отдыха охватывает в настоящее время целое направление физиологии мышечной деятельности, труда и спорта.

Открытие И. М. Сеченова (1935), показавшее возможность улучшения условий отдыха за счет специально организованной мышечной деятельности, подчеркивает эффективность практического использования «активирующих» воздействий на организм физических упражнений.

Анализируя отмеченное им явление (получившее название феномена Сеченова или активного отдыха), И. М. Сеченов пришел к заключению, что непосредственной причиной его являются рефлекторные влияния, возникающие при включении мышц, работающих во время отдыха23.

Наши исследования подтвердили, что потребность двигаться у занимающихся физической культурой выше, чем у не занимающихся. Она растет по мере увеличения времени, затрачиваемого на занятия, т. е. по мере увеличения количества движений. Но это возрастание потребности двигаться идет до определенного предела. Более подробное дифференцированное изучение затрат времени на различные виды занятий физической культурой и спортом позволит дать точную субъективную оценку двигательного режима.

Все приведенные выше факты позволяют установить, что следовые явления в организме людей, занимающихся физической культурой и спортом, положительно сказываются на их общей работоспособности и на трудовой деятельности. Следовые явления, содействующие расширенному воспроизводству биологического и биомеханического потенциала человека - укреплению его здоровья, совершенствованию биологических функций, кинематики и динамики движений, расширению сферы двигательных способностей и возможностей человека - играют значительную роль как в специфической, спортивной, так и в основной, совокупной трудовой деятельности. При этом возникает вопрос об определении количественных нормативов следовых явлений, их нижнем, минимальном и верхнем, максимальном порогах, ограничивающих зону положительного эффекта, зону благотворного влияния физической культуры на организм сотрудников органов внутренних дел. Этот вопрос тесно связан с разработкой и установлением оптимального двигательного режима трудящихся разных профессий, что является перспективными задачами научных исследований.

Физическая подготовка обеспечивает улучшение физического развития, укрепление здоровья полицейских, и, следовательно, является основным средством их физического совершенствования. При этом роль физической подготовки, как важного средства повышения боеспособности сотрудников полиции, заключается в повышении боевого мастерства сотрудников ОВД; в воспитании моральных и психологических качеств личного состава; в повышении устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов.

Повышение боевого мастерства сотрудников ОВД средствами физической подготовки находит свое выражение в повышении профессиональной работоспособности, использовании физических упражнений в системе профессионального отбора и в повышении эффективности профессионального обучения.

Степень снижения работоспособности полицейских в ходе выполнения учебно-боевых задач определяется многими факторами, среди которых особенно важным, а подчас и решающим, является уровень физической подготовленности. Рассмотрим это на отдельных примерах.

Отлично физически подготовленные полицейские в обычных условиях выполняют действия, связанные с маневром, почти на 20% быстрее, чем слабо физически подготовленные. Под влиянием утомления первые либо не снижают показателей выполнения этих действий, либо ухудшают их незначительно, а вторые действуют гораздо медленнее, чем обычно. Поэтому, при выполнении учебно-боевых задач разница в действиях на поле боя между отлично и слабо физически подготовленными солдатами резко увеличивается и достигает 35-40%24.

В обычных условиях (в неутомленном состоянии) различий в стрельбе из автомата между отлично и слабо физически подготовленными полицейскими, при одинаковом уровне обученности, как правило, не наблюдается. Однако под влиянием физических нагрузок и нервно-психических напряжений меткость стрельбы из автомата у полицейских, слабо физически подготовленных, существенно снижается, тогда как у отлично физически подготовленных солдат она на протяжении длительных действий практически почти не изменяется.

Сохранение умственной работоспособности полицейских также тесно связано с уровнем их физической подготовленности. В обычных условиях показатели, характеризующие умственную работоспособность у лиц с различным уровнем физической подготовленности, существенно не различаются. Однако в сложных условиях, под влиянием физических нагрузок и психических напряжений снижение психических процессов у полицейских с высоким уровнем физической подготовленности сказывается значительно меньше, чем у полицейских с низким уровнем физической подготовленности. Через сутки после выполнения напряженных учебно-боевых задач показатели, характеризующие память, внимание, качество понимания и запоминания команд и целеуказаний, время и качество подготовки данных у отлично физически подготовленных полицейских почти полностью восстанавливаются, а у слабо физически подготовленных остаются заметно сниженными.

1. Ендальцев Б.В. Физическая культура, здоровье и работоспособность человека в экстремальных экологических условиях: монография. - СПб.: МО РФ, 2008. - 198 с.

242. Евсиков А. И. Профессионально-ориентированные технологии и методы физической подготовки курсантов образовательных учреждений МВД России к действиям при чрезвычайных обстоятельствах: дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2010. - 162 с.

Таким образом, высокий уровень физической подготовленности позволяет значительно повысить устойчивость психических функций человека и обеспечить в условиях физических нагрузок и нервно-психических напряжений повышенную умственную работоспособность военнослужащих. Это имеет большое практическое значение, т. к. объем умственной деятельности полицейских всех юридических специальностей и родов войск постоянно увеличивается, а у военнослужащих многих специальностей умственная деятельность составляет основу их боевой работы.

Установлено, что при относительно более высоком уровне физической подготовленности полицейских обеспечивается и большая эффективность их профессионального обучения.

Это выражается в сокращении времени, затрачиваемого на овладение равнозначными задачами обучения, в большей прочности и стабильности профессиональных двигательных навыков, в способности длительное время сохранять устойчивую работоспособность под влиянием утомления и других факторов.

Многочисленные научные и практические доказательства роли высокого уровня физической подготовленности в успешности профессионального обучения не должны, однако, приводить к заключению, что любое соотношение в развитии физических качеств, любой спортивный опыт во всех случаях являются благоприятными. Часто хорошо физически подготовленные полицейские или отличные спортсмены неспособны овладеть той или иной юридической профессией. Причиной этому является выраженный недостаток в развитии профессионально важного качества или, наоборот, чрезмерное развитие качеств, плохо совместимых с особенностями данной профессии. Следовательно, для успешного профессионального обучения решающее значение имеет не максимально высокий уровень разносторонней физической подготовленности вообще, а определенная структура физической подготовленности, характеризующаяся оптимальным уровнем развития специфических для данной военной профессии физических и специальных качеств. Отсюда вытекает и важность специального подбора средств и методов физической подготовленности, применительно к особенностям учебно-боевой деятельности военнослужащих различных воинских специальностей, особенно связанных с наиболее сложными видами воинского труда.

Многолетний опыт физической подготовки убедительно показывает, что занятия физическими упражнениями и спортом, при соответствующей их организации и проведении, могут служить одним из важных средств воспитания моральных качеств полицейских. Наиболее эффективно, физическая культура может способствовать воспитанию таких качеств как добросовестный труд на благо общества, высокое сознание общественного долга, коллективизм и взаимопомощь, гуманное отношение и взаимное уважение между людьми, честность и правдивость, непримиримость к несправедливости.

Воспитание этих качеств у полицейских в процессе занятий физическими упражнениями и спортом возможно лишь при следующих условиях: направленность и целеустремленность всего процесса физической подготовки, правильный подбор содержания всех занятий, четкая организация и совершенная методика обучения и воспитания,

Процесс физического совершенствования создает благоприятные условия и для совершенствования различных сторон психики человека. Это определяется многообразием физических упражнений, активным характером деятельности сотрудников полиции в процессе занятий, тренировок, состязаний, необходимостью постоянного преодоления внешних и внутренних трудностей, возможностью избирательного воздействия и дозирования психических нагрузок. Особенно велика роль физической подготовки в воспитании волевых качеств - целеустремленности, смелости и решительности, настойчивости и упорства, инициативности и находчивости, выдержки и самообладания.

Однако развитием волевых качеств не исчерпываются возможности физической подготовки. Исследования последних лет позволили вскрыть значение целенаправленного использования физических упражнений для воспитания самых разнообразных психологических качеств личности.

Восприятие пространства и времени, способность к точной оценке расстояний и интервалов времени, активность и устойчивость внимания к утомлению и внешним помехам, способность к широкому распределению и быстрому переключению внимания, зрительная и двигательная память, различные проявления эмоциональной устойчивости - любое из этих качеств может эффективно совершенствоваться в процессе физической подготовки.

Выводы. Важное значение для решения задач воспитания психологических качеств имеют содержание применяемых физических упражнений, характер трудностей, возникающих при их выполнении, психологические особенности конкретных видов упражнений и спорта и другие объективные условия деятельности в процессе физической подготовки. Поэтому наряду с правильным подбором упражнений решающее значение для воспитания психологических качеств у военнослужащих приобретает методика обучения и воспитания, особенно применение общих принципов воспитания и специальных методических приемов.

Следовательно есть все основания для того, чтобы рассматривать физическую подготовку как эффективное средство воспитания волевых и других психологических качеств сотрудников полиции, имеющих важное значение для их успешной боевой деятельности.

Таким образом, обобщение имеющихся научных данных и практики боевой подготовки позволяет заключить, что физическая подготовка и в современных условиях является важным фактором повышения боеспособности сотрудников органов внутренних дел.

Литература:

1. Горелов С.А. Физическое саморазвитие руководителя ОВД как фактор повышения его профессиональной работоспособности - Воронеж, Культура физическая и здоровье № 3, 2011. - 39 с.

2. Евсиков А. И. Профессионально-ориентированные технологии и методы физической подготовки курсантов образовательных учреждений МВД России к действиям при чрезвычайных обстоятельствах: дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2010. - 162 с.

3. Ендальцев Б.В. Физическая культура, здоровье и работоспособность человека в экстремальных экологических условиях: монография. - СПб.: МО РФ, 2008. - 198 с.

4. Кочергин А.Н. Интеграция технико-тактической, физической и психологической подготовки к рукопашному бою: дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2011. - 147 с.

5. Кумыков С.Х. Особенности процесса воспитания в ходе первоначальной подготовки сотрудников ОВД. // В сборнике: Формирование личности будущего на основе психолого-педагогического анализа сборник статей Международной научно-практической конференции. 2018. С. 115-117.

6. Кумыков С.Х. Роль педагогики в первоначальной подготовке сотрудников ОВД. // В сборнике: Наука и научный потенциал - основа устойчивого развития общества сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. 2018. С. 52-54.

7. Нагоева М.А. Познавательная деятельность слушателей: структура, особенности и пути активизации. // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-2. С. 182-185.

8. Нагоева М.А. Формирование самообразовательной компетентности студентов. // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-2. С. 266-269.

9. Торопов В.А. Огневая подготовка: учебник. - М.: Объединенная редакция МВД России, 2004. - 400 с.

10. Троян Е.И. Обучение боевым приемам борьбы в служебно-прикладной физической подготовке слушателей учебных центров МВД России: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2006. - 207 с.

11. Урумов А.В. Дидактические принципы преподавания дисциплины «Теория государства и права» // Юридическое образование и наука. 2010. № 3. С. 25-29.

12. Физическая подготовка: учебник // под ред. Торопова В. А., Ушенина А. И., Куликова М. Л. - СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2010. - 312 с.

13. Хадиков Р.Ш. Организационно-педагогические условия развития личностно-профессиональных качеств сотрудников ОВД и их реализация в системе первоначального обучения. // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 1 (68). С. 270.

14. Хадиков Р.Ш. Убеждение как один из основных коммуникативных способов воздействия на аудиторию в условиях образовательных организаций МВД России. // Евразийский юридический журнал. 2017. № 9 (112). С. 336-337.

Педагогика

УДК 378

кандидат психологических наук, доцент Халилуллин Фаиль Фаргатович

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Казанский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Казань)

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПОЛИЦЕЙСКИХ

Аннотация. В статье актуализируется проблема воспитательного потенциала физической подготовки. Приводится перечень наиболее известных исследователей в данной области, с критических позиций пересматриваются распространенные взгляды на воспитательный потенциал физической подготовки будущих полицейских. Предложена и последовательно аргументирована идея о необходимости реализации воспитательного потенциала физической подготовки в отношении конкретных личностных качеств курсантов вузов МВД России, которые, как показало исследование, также являются важными и профессиональной точки зрения.

Ключевые слова: физическая подготовка, воспитательный потенциал, полицейский.

Annotation. In article the problem of educational potential of physical training is staticized. The list of the most famous researchers in the field is provided, from critical positions widespread views of the educational potential of physical training of future police officers are reconsidered. The idea about need of realization of educational potential of physical training concerning concrete personal qualities of cadets of higher education institutions of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation which as has shown a research, also are important and the professional point of view is offered and consistently reasoned.

Keywords: physical training, educational potential, police.

Введение. Как известно, физическая подготовка является одним из важнейших аспектов профессионального становления сотрудника полиции, который должен быть постоянно готов к пресечению возможных преступных действий, в том числе с применением физической силы. Именно поэтому данному аспекту уделяется серьезное внимание в ходе профессиональной подготовки курсантов образовательных учреждений МВД России, что выражается в проведении ежедневных учебных занятий, направленных на развитие физических качеств будущих полицейских. В ходе данных занятий курсанты совершенствуют свои характеристики в силе, скорости, выносливости и т.д., что непосредственно требуется, например, при силовом задержании правонарушителя, либо несении службы в патруле.

Изложение основного материала статьи. Будучи одной из учебных дисциплин, осваиваемых курсантами вузов МВД России, физическая подготовка позволяет большинству полицейских по завершению обучения показывать очень высокие показатели своего физического развития. При этом многим курсантам за время профессиональной подготовки присваиваются звания кандидатов и мастеров спорта России. Таким образом, важность и необходимость физической подготовки для развития профессиональных важных качеств будущих полицейских является очевидной и не требует дополнительных подтверждений.

Однако если в значении учебного предмета физическая подготовка является общепризнанной и прочно заняла свое место в системе осваиваемых курсантами вузов МВД России учебных дисциплин, то в виде воспитательного элемента она, к сожалению, практически не рассматривается. С.Н. Баркаловым, в результате анализа научной и учебно-методической литературы по вопросу повышения эффективности физической подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России, был сделан вывод о том, что в ней не отражены в должной мере формы и методы воспитательного воздействия на обучающихся [2].

В тоже время, как показывают многие исследования (Гальцев С.А., Груздев Г.И., Кустов П.В., Масимов З.П. Моськин С.А., Платонов Д.А., Скопинцов П.И. и др.) воспитательный потенциал физической подготовки для развития человека практически безграничен и не исчерпывается сугубо повышением физических характеристик. Более того, рассматривать физическую подготовку лишь как средство физического развития человека является абсолютно неверным, поскольку тренировки и упражнения предполагают и динамику личностных, и, прежде всего, волевых качеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.