6. Кумыков С.Х. Роль педагогики в первоначальной подготовке сотрудников ОВД. // В сборнике: Наука и научный потенциал - основа устойчивого развития общества сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. 2018. С. 52-54.
7. Нагоева М.А. Познавательная деятельность слушателей: структура, особенности и пути активизации. // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-2. С. 182-185.
8. Нагоева М.А. Формирование самообразовательной компетентности студентов. // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-2. С. 266-269.
9. Торопов В.А. Огневая подготовка: учебник. - М.: Объединенная редакция МВД России, 2004. - 400 с.
10. Троян Е.И. Обучение боевым приемам борьбы в служебно-прикладной физической подготовке слушателей учебных центров МВД России: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2006. - 207 с.
11. Урумов А.В. Дидактические принципы преподавания дисциплины «Теория государства и права» // Юридическое образование и наука. 2010. № 3. С. 25-29.
12. Физическая подготовка: учебник // под ред. Торопова В. А., Ушенина А. И., Куликова М. Л. - СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2010. - 312 с.
13. Хадиков Р.Ш. Организационно-педагогические условия развития личностно-профессиональных качеств сотрудников ОВД и их реализация в системе первоначального обучения. // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 1 (68). С. 270.
14. Хадиков Р.Ш. Убеждение как один из основных коммуникативных способов воздействия на аудиторию в условиях образовательных организаций МВД России. // Евразийский юридический журнал. 2017. № 9 (112). С. 336-337.
Педагогика
УДК 378
кандидат психологических наук, доцент Халилуллин Фаиль Фаргатович
Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Казанский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Казань)
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПОЛИЦЕЙСКИХ
Аннотация. В статье актуализируется проблема воспитательного потенциала физической подготовки. Приводится перечень наиболее известных исследователей в данной области, с критических позиций пересматриваются распространенные взгляды на воспитательный потенциал физической подготовки будущих полицейских. Предложена и последовательно аргументирована идея о необходимости реализации воспитательного потенциала физической подготовки в отношении конкретных личностных качеств курсантов вузов МВД России, которые, как показало исследование, также являются важными и профессиональной точки зрения.
Ключевые слова: физическая подготовка, воспитательный потенциал, полицейский.
Annotation. In article the problem of educational potential of physical training is staticized. The list of the most famous researchers in the field is provided, from critical positions widespread views of the educational potential of physical training of future police officers are reconsidered. The idea about need of realization of educational potential of physical training concerning concrete personal qualities of cadets of higher education institutions of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation which as has shown a research, also are important and the professional point of view is offered and consistently reasoned.
Keywords: physical training, educational potential, police.
Введение. Как известно, физическая подготовка является одним из важнейших аспектов профессионального становления сотрудника полиции, который должен быть постоянно готов к пресечению возможных преступных действий, в том числе с применением физической силы. Именно поэтому данному аспекту уделяется серьезное внимание в ходе профессиональной подготовки курсантов образовательных учреждений МВД России, что выражается в проведении ежедневных учебных занятий, направленных на развитие физических качеств будущих полицейских. В ходе данных занятий курсанты совершенствуют свои характеристики в силе, скорости, выносливости и т.д., что непосредственно требуется, например, при силовом задержании правонарушителя, либо несении службы в патруле.
Изложение основного материала статьи. Будучи одной из учебных дисциплин, осваиваемых курсантами вузов МВД России, физическая подготовка позволяет большинству полицейских по завершению обучения показывать очень высокие показатели своего физического развития. При этом многим курсантам за время профессиональной подготовки присваиваются звания кандидатов и мастеров спорта России. Таким образом, важность и необходимость физической подготовки для развития профессиональных важных качеств будущих полицейских является очевидной и не требует дополнительных подтверждений.
Однако если в значении учебного предмета физическая подготовка является общепризнанной и прочно заняла свое место в системе осваиваемых курсантами вузов МВД России учебных дисциплин, то в виде воспитательного элемента она, к сожалению, практически не рассматривается. С.Н. Баркаловым, в результате анализа научной и учебно-методической литературы по вопросу повышения эффективности физической подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России, был сделан вывод о том, что в ней не отражены в должной мере формы и методы воспитательного воздействия на обучающихся [2].
В тоже время, как показывают многие исследования (Гальцев С.А., Груздев Г.И., Кустов П.В., Масимов З.П. Моськин С.А., Платонов Д.А., Скопинцов П.И. и др.) воспитательный потенциал физической подготовки для развития человека практически безграничен и не исчерпывается сугубо повышением физических характеристик. Более того, рассматривать физическую подготовку лишь как средство физического развития человека является абсолютно неверным, поскольку тренировки и упражнения предполагают и динамику личностных, и, прежде всего, волевых качеств.
Практика показывает, что курсант, не имеющий достаточно развитой воли, решительности, целеустремленности и других, важных для серьезных физических нагрузок качеств, не достигнет удовлетворительных результатов в данном разделе профессиональной подготовки. Поэтому физическая подготовка в образовательных учреждениях МВД России построена на важнейших педагогических принципах природосообразности, систематичности и последовательности, позволяя будущим полицейским постепенно развивать требуемые личностные качества. Именно этот «двойной» результат позволяет говорить о реализации воспитательного потенциала физической подготовки, способствующей одновременно решению и учебных и воспитательных задач.
В целом, проблема воспитательного потенциала является достаточно изученной в педагогической науке, поскольку научные поиски в данной области научного знания велись еще в 70-х гг. прошлого века. Ключевыми исследованиями в этой сфере можно назвать работы А.И.Михеева (1996), И.В. Манжелей (2005), М.Г.Резниченко (2009) М.П. Нечаева (2011) и др., заложивших важные методологические основы в актуализации и изучении воспитательного потенциала образовательной среды.
В тоже время, и особенно применительно к физической подготовке курсантов вузов МВД России, воспитательный потенциал чаще всего рассматривается слишком общо, как некоторая существующая сама по себе неделимая целостность, реализация которой однозначно приводит к личностному развитию будущих полицейских. Такое, не совсем верное видение воспитательного потенциала приводит к тому что, учебные занятия по физической подготовке также воспринимаются как средство общего воспитания курсантов, без учета его конкретных направлений. Таким образом, воспитательный потенциал физической подготовки будущих полицейских в равной мере может способствовать нравственному, эстетическому, патриотическому и всем другим видам воспитания, что не может быть правильным. Так, например, достаточно сложно представить воспитательный потенциал физической подготовки в области семейного, правового или гражданского воспитания, поскольку данные области воспитательной работы ни имеют никакого отношения к физическому развитию человека. Весьма сомнительным также представляется воспитательный потенциал физической подготовки в области экологического, интернационального, или экономического воспитания, поскольку данные сферы жизнедеятельности в тренировочном процессе затрагиваются лишь опосредованно. Исходя из этого, воспитательный потенциал физической подготовки курсантов вузов МВД России не может рассматриваться как универсальное средство воспитания будущих полицейских и должен использоваться избирательно.
Это, в свою очередь, требует поиска точек соприкосновения учебного и воспитательного процесса, тех его элементов, которые, при их использовании, позволяли бы одновременно физически развивать курсантов вузов МВД России и, наряду с этим, способствовать дальнейшему становлению их личностных качеств. Но такая работа была бы обречена на неудачу, во-первых, ввиду многообразия личностных качеств человека, а во-вторых, по причине бесконечной вариативности самой воспитательной работы, которая, как известно, может осуществляться в различных формах, различными методами, средствами и т.д. Кроме того, в рамках приоритетного в современной образовательной системе компетентностного подхода, сегодня, в ходе профессиональной подготовки наибольшее значение имеют профессиональные компетенции и соответствующие им личностные качества будущих специалистов. Поэтому приступая к изучению воспитательного потенциала физической подготовки курсантов вузов МВД России важно обратиться к существующим стандартам профессионального образования специалистов правоохранительной сферы с целью определения приоритетных с точки зрения законодателя личностных качеств будущих полицейских. И здесь нельзя не согласиться со словами В.С.Романюка о том, что в данной области необходима большая работа всей системы подготовки кадров для правоохранительных органов по выработке новой образовательной концепции профессионального образования [4].
Поскольку на сегодняшний день проект федерального государственного образовательного стандарта по профессии полицейский не утвержден, анализу подвергались аналогичные нормативно-правовые акты по наиболее распространенным специальностям, обучаемым в вузах МВД России. К таким специальностям относятся следующие: 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности; 40.05.02 Правоохранительная деятельность; 40.03.01 - Юриспруденция и др.
Изучение данных стандартов показало, что профессиональная подготовка будущих полицейских, предусматривает овладение ими определенным перечнем компетенций, в структуре которых содержатся и личностные качества, необходимые для эффективного выполнения профессиональной деятельности. К таким качествам, прежде всего, относятся трудолюбие, отзывчивость, терпеливость, усердие, ответственность, дружелюбность, честность, активность, решительность, осторожность и т.д. Разумеется, все эти качества прямо не указаны в вышеназванных документах, однако обладание теми или иным компетенциями предполагает их наличие. Так, например, обеспечение законности невозможно без честности, оказание помощи - без толерантности и отзывчивости, раскрытие преступлений - без трудолюбия и терпеливости и т.д.
Дальнейшее изучение воспитательного потенциала физической подготовки в формировании данных личностных качеств будущих полицейских потребовало проведения сравнительно-сопоставительного анализа.
Так, рассматривая трудолюбие как ярко выраженное положительное отношение будущего полицейского к правоохранительной деятельности, отчетливо проявляющееся на поведенческом уровне, отметим богатые возможности физической подготовки по развитию данного личностного качества. По сути, ни одно тренировочное занятие не может быть признано успешным, если курсант не проявит своего трудолюбия. Физическая подготовка это, прежде всего, труд, причем труд довольно тяжелый, поэтому если у будущего полицейского не сформирована потребность и желание работать, его тренировочная деятельность будет неэффективной. Как справедливо отмечает Р.Ш. Абдрахманов, связь физического воспитания с трудовым, помимо сходства физических усилий, проявляется и в том, что в процессе занятий физической культурой и спортом формируется положительный психический настрой на трудовые, двигательные действия, а также психологическая готовность к трудовым усилиям [1].
Иначе говоря, полноценные занятия физической культурой с высокой степенью вовлеченности курсанта, не только прививают ему желание и мотив к дальнейшим тренировкам, но и формируют положительный настрой ко всей трудовой деятельности, связанной как с физическим, так и умственным трудом. Фактически, дисциплина физических тренировок это та же самая трудовая дисциплина, поскольку во втором случае
меняется лишь содержательная часть труда. Исходя из этого, можно утверждать, что физическая подготовка непосредственно способствует воспитанию такого профессионально важного личностного качества будущих полицейских как трудолюбие.
Сходные рассуждения можно привести и в отношении воспитательного потенциала физической подготовки по развитию таких личностных качеств будущих полицейских как терпеливость, усердие и ответственность, без которых занятия физической культурой и спортом также становятся малоэффективными. Поступление в образовательную организацию МВД России требует от абитуриента выдающихся физических качеств, добиться которых, полагаясь лишь на природные задатки, практически невозможно. В каждом случае успешное прохождение вступительных испытаний по физической культуре это результат терпеливости и усердия в предшествующих тренировках. Именно терпеливость, как свойство личности преодолевать с помощью воли затруднительные явления или события, обеспечивает выполнение действий на пике физических возможностей человека. Также на основе терпеливости постепенно расширяются и сами границы этих возможностей, когда те или иные конкретные скоростные или силовые показатели курсантов, будучи изначально максимальными, становятся затем средними или даже минимальными. Терпеливость также предполагает и усердие, т.е. определенную продолжительность физических упражнений, что также способствует привыканию к тяжести тех или иных нагрузок.
Эти же качества потребуются курсантам и в дальнейшем, при сдаче различных спортивных нормативов, поскольку требования к уровню физического развития в ходе обучения постоянно повышаются. Поэтому, не имея терпеливости и усердия, не развивая эти качества, в том числе в ходе физической подготовки, будущие полицейские будут испытывать затруднения в ходе всего обучения. Кроме того данные качества важны и в дальнейшей профессиональной деятельности сотрудников полиции, когда терпеливость нужно будет проявлять в беседах с гражданами, несении дежурств, выполнении однообразной и монотонной работы и в других случаях.
Рассматривая воспитательный потенциал физической подготовки в аспекте развития отзывчивости и дружелюбности важно отметить, что физическая культура и спорт изначально основываются на понятиях дружбы и товарищества. В спорте нет вражды, а есть соперничество, которое в большинстве случаев основано не на победе над противником, а над самим собой. Практика показывает, что даже на многих спортивных соревнованиях, в которых принимают участие курсанты, борьба между ними ведется в разумных пределах любительского спорта, когда соперники после состязаний расстаются доброжелательно.
Поэтому физическая подготовка в вузах МВД России является в некотором роде воспитательным пространством, объединяющим курсантов на идеях совместной тренировки, предполагающей как физическую, так и моральную поддержку, обмен опытом и т.д. Развитию дружелюбности способствует и игровая сущность многих видов спорта, особенно командных, когда ради общей победы иногда необходимо жертвовать личными интересами.
Отзывчивость также является одним из непременных атрибутов физической культуры и спорта, особенно в тех случаях, когда требуется страховка, или прямая помощь при выполнении упражнения, либо травмировании спортсмена. При этом поддержка более опытных спортсменов может выступать и как элемент их личной самореализации. Так, по результатам исследования Л.В. Бянкиной, И.А. Егоровой, Т.Л. Сухоловской 48% юношей и 30% девушек при занятиях физической культурой и спортом реализуют свои статусные мотивы [3].
Воспитательный потенциал физической подготовки способствует и развитию честности курсантов вузов МВД России, поскольку обман, подлог и другие варианты подделок результатов в физической культуре и спорте являются попросту невыгодными, т.к. напрямую связаны с личным здоровьем. В связи с этим, человек, не достигая запланированных при начале упражнения или тренировки результатов, четко осознает количество и объем возникающих затруднений, отдает себе полный отчет о своих физических возможностях. Он понимает, что на данный момент времени этот результат является его пределом, либо то, что в ходе занятий им было потрачено недостаточно усилий. Зная методику выполнения упражнений или выполняя их под наблюдением педагога, для курсанта также не остается варианта и для частичного и более облегченного выполнения необходимых в ходе тренировки действий, что также исключает возможный самообман.
Развитию честности также способствует и публичный характер физической подготовки будущих полицейских, когда в ходе учебных занятий курсант не может позволить себе «схалтурить» и выглядеть в глазах своих товарищей и сокурсников слабым, вызывая их жалость, снисхождение или даже пренебрежение. Честность развивается у курсантов и в ходе выполнения самих физических упражнений, когда необходимо точно рассчитывать свои силы, понимая, что никаких дополнительных ресурсов не появится. Развиваясь в ходе физической подготовки такое личностное качество как честность, затем проявляется и в профессиональной деятельности, когда сотрудник полиции следует принципу законности, пресекает коррупционные риски и т.д.
Активность и решительность всегда являются отличительными особенностями спортсменов, поэтому развитие этих личностных качеств также определяет воспитательный потенциал физической подготовки курсантов вузов МВД России. Принцип активности является едва ли не определяющим при занятиях физической культурой и спортом и предполагает интенсификацию той или иной деятельности, что наиболее всего соответствует рассматриваемой нами сфере. Активным называют такого человека, который испытывает потребность не только в движении, но и во взаимодействии с окружающим миром, человека самостоятельного, инициативного, творческого. Все эти характеристики воспитываются в ходе физической подготовки, когда будущие полицейские постепенно развивают свою двигательную активность, становятся более инициативными при выполнении групповых упражнений, начинают творчески относиться к физической культуре. Наиболее ярко это проявляется при проведении в вузах МВД России спортивных праздников, организаторами которых в большинстве случаев становятся сами курсанты. Данные мероприятия в полной мере позволяют раскрыть и преумножить творческий потенциал будущих полицейских, активизируя не только физическую составляющую, но и учебную деятельность курсантов в целом. По мнению Г.М.Соловьева и И.Е.Шаталовой основными целями воспитательной работы кафедр физической культуры должны являться преобразование процесса физического воспитания в активный процесс самовоспитания и самообразования в области физической культуры и здорового образа жизни в целом, интеграция его в профессионально важные качества будущего специалиста, обеспечивающие ему активную жизнедеятельность, профессиональную работоспособность и долголетие [5].
Наконец, рассматривая воспитательный потенциал физической подготовки будущих полицейских в области формирования такого личностного как осторожность, хотелось бы подчеркнуть, что решение вопросов безопасности всегда должно предшествовать проведению физических упражнений, поскольку большая часть из них при неумелом выполнении, общей неподготовленности, либо нарочито показной манере исполнения весьма травмоопасны. И в этом смысле угрозу представляют даже наиболее простые легкоатлетические упражнения, осуществляемые, например, без предварительной разминки, что чревато растяжениями и вывихами. Еще большее значение это личностное качество имеет при выполнении силовых упражнений, где каждое неосторожное движение грозит более серьезными травмами. Поэтому занятия физическая культура и спорт неизбежно связаны с воспитанием осторожности у будущих полицейских, без которой тренировки могут завершиться досрочно. Для дальнейшей профессиональной деятельности осторожность еще более значима, в особенности для сотрудников оперативных служб, регулярно преодолевающих угрозы для своей жизни и здоровья.
Выводы. Таким образом, мы убедились, что воспитательный потенциал физической подготовки может выступать действенным средством развития тех или иных качеств будущих полицейских. При этом многие из этих качеств являются также и профессионально важными, и их отсутствие может выступать серьезным препятствием для осуществления правоохранительной деятельности. Все это позволяет сделать вывод не только об уместности, но и необходимости профессионально-ориентированной реализации воспитательного потенциала физической подготовки будущих полицейских. На практике такой подход позволит осуществлять воспитание курсантов более концентрированно и целенаправленно, интегрируя его трудовое, нравственное и профессиональное направления.
Литература:
1. Абдрахманов Р.Ш. Педагогические условия формирования трудолюбия младших подростков средствами физического воспитания (на опыте сельских школ республики Татарстан) // автореф. дисс. на соиск. уч. ст. к. п. н.. - Казань, 2005. - С. 18.
2. Баркалов С.Н. Воспитательный аспект в физической подготовке курсантов образовательных организаций МВД России // в сб.: Совершенствование физической, огневой и тактико-специальной подготовки сотрудников правоохранительных органов. Физическая подготовка и спорт. - Орёл: изд-во «Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Орловский юридический институт Министерства внутренних дел России имени В.В. Лукьянова», 2015. - С. 22-25.
3. Бянкина Л.В., Егорова И.А., Сухоловская Т.Л. Мотивы занятий физической культурой студентов колледжа в системе формирования общекультурных компетенций // Наука и спорт: современные тенденции. 2014. Т. 2. № 1 (2). - С. 113-117.
4. Романюк В.С. Перспективы реформирования системы обучения в образовательных учреждениях системы МВД РФ в свете болонской конвенции // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2010. № 1. - С. 121-129.
5. Соловьев Г.М., Шаталова И.Е. Познавательная активность как результат деятельностного отношения студентов к физической культуре // Педагогическое образование и наука. 2008. № 9. - С. 77-80.
Педагогика
УДК 378:316.647-053.6
преподаватель Хамукова Бэлла Хасанбиевна
Адыгейский государственный университет (г. Майкоп); преподаватель Шхахутова Зарема Зориевна
Адыгейский государственный университет (г. Майкоп)
ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ИНОСТРАННЫМ
СТУДЕНТАМ
Аннотация. Данное исследование посвящено проблеме формирования толерантного отношения в студенческой среде. Особое внимание уделено технологии воспитания толерантности к иностранным студентам.
Ключевые слова: толерантность, иностранные студенты, технологии воспитания, воспитательная деятельность, толерантное отношение.
Annotation. This study is devoted to the problem of forming a tolerant attitude in a student environment. Particular attention is paid to the technology of tolerance education for foreign students.
Keywords: tolerance, foreign students, education technologies, educational activities, tolerant attitude.
Введение. На протяжении всей истории развития человечество постоянно сталкивалось с разнообразием культур, религий, традиций, интересов, политических и нравственных представлений. Сегодня, как никогда ранее, становится важным понимание, что в этом многообразии необходимо научиться находить единство и гармонию, в отсутствии которых теряется смысл и безопасность существования человека и его будущего.
Современный этап развития системы воспитания актуализирует новую цель - формирование этнической толерантности. Особую актуальность данная проблема приобретает для современной поликультурной России. В настоящее время возникает необходимость формирования человека, толерантного к представителям других национальностей.
Формулировка цели статьи: теоретически обосновать необходимость внедрения технологии воспитания толерантного отношения к иностранным студентам, обучающимся в вузе.
Изложение основного материала статьи. Социальная ответственность, понимание необходимости консолидации усилий во имя общего блага проявляются в признании и уважении прав других людей и культур. Декларации принципов толерантности, утвержденных Генеральной конференцией ЮНЕСКО 16 ноября 1995 г., говорит, что толерантность означает уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности [3, с. 262].