Научная статья на тему 'Значение физической культуры в освоении учебного материала в период обучения в вузе'

Значение физической культуры в освоении учебного материала в период обучения в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
97
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Басов Е. Н., Басова Е. В.

Молодежи свойственен поиск своего места в обществе, включение в разнообразные практические виды жизнедеятельности, формирование установки на сознательное построение собственной жизни, ее планирование. Повседневная учебная работа, экзаменационные сессии, производственные практики – все это требует от учащихся не только усердия, но и хорошего здоровья, хорошей психофизической подготовленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Басов Е. Н., Басова Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Значение физической культуры в освоении учебного материала в период обучения в вузе»

ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ОСВОЕНИИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ © Басов Е.Н.*, Басова Е.В.*

Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар

Молодежи свойственен поиск своего места в обществе, включение в разнообразные практические виды жизнедеятельности, формирование установки на сознательное построение собственной жизни, ее планирование. Повседневная учебная работа, экзаменационные сессии, производственные практики - все это требует от учащихся не только усердия, но и хорошего здоровья, хорошей психофизической подготовленности. Образование в области физической культуры перестает быть только образованием в процессе занятий физическими упражнениями, оно становится элементом культуры современного общества и готовит людей не только к физической (двигательной) деятельности, но и к социокультурной. Поэтому в педагогической практике физического воспитания правомерно использовать богатый арсенал средств и методов, который ориентирует не только на развитие физических способностей, морфофункциональных возможностей организма и двигательных навыков студента, но и на формирование мировоззрения, системы ценностей, мотивационной сферы личности, ее самосознания и самоорганизации. Одна из важнейших задач физического образования - научить студентов пользоваться приобретенными знаниями. Опасность превращения знаний в «пустой багаж» зарождается в молодые годы. В этом возрасте умственная деятельность связана с приобретением все новых и новых умений и навыков. И если эти умения и навыки только усваиваются и не применяются на практике, знания постепенно выходят за сферу духовной жизни молодых людей, отделяясь от их интересов и увлечений.

Студенчество, особенно на начальном этапе обучения наиболее уязвимая часть молодежи, т.к. сталкивается с рядом трудностей, связанных с увеличением учебной нагрузки, невысокой двигательной активностью, относительной свободой студенческой жизни. Бюджет времени студента становится значимым и начинает определяется конкретными условиями: трудоемкостью и сложностью изучаемых дисциплин, уровнем предварительной подготовленности, отношением самого студента к учебе. В течение года прослеживается динамика активности посещаемости: в осеннем семестре студенты посещают занятия охотнее; в весеннем происходит спад физической активности, что возможно связано с повышением умственной нагрузки к концу

* Старший преподаватель.

* Аспирант.

года, авитаминозом или какими-либо субъективными причинами[3]. Учебные занятия в течении дня составляю 6-8 часов. Время, затрачиваемое на самоподготовку «средним» студентом занимает 3-5 часов, а в период сессии 8-9 часов. Таким образом, сумма учебного времени составляет 9-12 часов в день. Учебный труд студента весьма напряженный и оказывает большую физическую нагрузку на организм.

У сегодняшних студентов не сформирована потребность в самостоятельных занятиях физическими упражнениями, что оказывает не оспоримое влияние на снижение уровня индивидуального здоровья, умственную и физическую работоспособность, физическое развитие и физическую подготовленность. Мотивация к физической активности - особое состояние личности, направленное на достижение оптимального уровня физической подготовленности и работоспособности [2]. Методически правильно построенные занятия формируют навыки владения своим телом. Студенты - спортсмены сознательно следуют правилам здорового образа жизни, реже болеют, имеют высокий уровень общей работоспособности, легче переключаются с одного вида учебной деятельности на другой. В процессе систематических тренировок у них формируются навыки и умения оперативных и коллективных действий; обеспечивается достаточно высокий уровень общей работоспособности, функционирования центральной нервной, сердечно - сосудистой, дыхательной систем, зрительного, слухового, двигательного анализаторов. Развиваются общая выносливость, ловкость, ловкость рук, пальцев, простая и сложная двигательная реакция, быстрота и точность движений, умение дозировать небольшие силовые напряжения, объем, распределение и переключение внимания, оперативное мышление, эмоциональная устойчивость, инициативность, решительность, чувство коллективизма, помехоустойчивость, коммуникативность. В связи с этим огромное значение приобретает исследование структуры мотивационной заинтересованности в занятиях физической культурой студентов - спортсменов, поиск путей реализации этой мотивационной базы для «среднего» студента.

Следует также учитывать и то, что в развитии современного спорта четко проявляется тенденция, в соответствии с которой любительский спорт в основном будет студенческим. Поэтому очень важно, что формирование вузовских структур управления физической культурой и спортом рассматривается в настоящее время как одно из приоритетных направлений в совершенствовании работы со студентами [4].

Формирования интереса к занятиям физической культурой и спортом процесс не одномоментный, а многоступенчатый: от первых элементарных гигиенических знаний и навыков до глубоких психофизиологических знаний теории и методики физического воспитания и интенсивных занятий спортом. Студенты, наиболее активно занимающиеся физической культурой и спортом, значительно больше осведомлены в вопросах поддержания здоровья и орга-

низации своего здоровьесбережения и соответственно, более активно используют разнообразные средства и методы реабилитации. Важно воспитывать на занятиях физвоспитанием правильное отношение к своим товарищам по игре. Боевой задор и спортивная «злость» в спортивной борьбе не должны нарушать дружеские отношения. Большую роль в воспитании моральных качеств играет педагогическая деятельность самих студентов. Очень многие студенты - спортсмены сочетают свою тренировку с общественной педагогической работой - передают знания и опыт товарищам по группе. Это заслуживает всяческого поощрения, так как, помимо прямой пользы для развития спорта в вузе, педагогическая деятельность студентов - спортсменов имеет для них самих огромное воспитательное значение: проникаясь чувством ответственности, они становятся примером для своих одногрупников [5].

Анализ успеваемости студентов - спортсменов и студентов не занимающихся спортом показал: студенты - спортсмены затрачивающие на тренировки 6-10 часов в неделю, успешней сдают сессию, чем студенты игнорирующие спорт; 76 % спортсменов тренирующихся 12-18 часов в неделю учатся на «хорошо» и «отлично»; студенты выезжающие на соревнования, сборы и тренирующиеся более 18 часов неделю учатся хуже обычных студентов.

Низкий уровень мотивации и не сформированность потребности к занятиям физической культурой, безусловно вызваны слабой организацией физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в ВУЗе. В связи с этим, приобретает значение поиск новых организационных форм, средств и методов, позволяющих более эффективно реализовывать должное направление. Использование игрового и соревновательного метода работы обеспечивает активизацию самостоятельной работы студентов, взаимообучение, самоконтроль и взаимоконтроль, организацию различных форм взаимопомощи, расширяет коммуникативные возможности в простых жизненных ситуациях. Повышает интерес студентов к занятиям, укрепляет межличностные отношения в группах и создает в них положительный психологический климат. Создание игровой атмосферы развивает познавательный интерес к спорту, снимает напряжение умственной деятельности. На занятиях физическим воспитанием студенты, с одной стороны, получают оптимальную физическую нагрузку, адекватную их состоянию здоровья, с другой, эмоциональнопсихологическую разгрузку, что способствует большей эффективности учебных занятий в течении дня. Любая физкультурно спортивная деятельность не просто расширяет диапазон двигательных навыков и умений, не только повышает работоспособность и адаптационные возможности организма студенческой молодежи, ее учебную эффективность, но и, по сути дела, формирует такую степень физического совершенствования, которая обеспечивает потребность в организации здорового образа жизни.

Следует отметить влияние на отношение к занятиям физической культурой также возрастных факторов и индивидуальных особенностей лично-

сти. Так, по данным Т.Г. Селецкой, наиболее ответственно к посещению занятий относятся студенты первого и второго курсов. Существует специфическая, убеждающая сторона знаний, которая обосновывает реальный личностный и социальный смысл занятий. Знания оказывают воздействие через такие компоненты мотивации, как убеждения и потребности, в совокупности с ними оно образует совместное когнитивно-мотивационное звено системы приобщения студенчества к занятиям физической культурой [1].

К числу наиболее эффективных средств, способствующих оптимизации межиндивидуальных связей студентов, укреплению взаимопонимания и сотрудничества на начальном этапе их пребывания в учебном коллективе, относятся средства совместной физкультурно-спортивной деятельности. Общение в данной сфере выступает как необходимый и существенный фактор, опосредующий не только двигательную активность, но и функцию обмена информацией и эмоциями в коллективе. Благодаря такому взаимодействию достигается понимание и развивается сотрудничество в студенческой среде.

В качестве ведущей формы физической культуры, в большей степени влияющей на развитие межличностного взаимодействия и общения 56 % опрошенных студентов выделяют занятия в спортивных секциях, 41 % считают учебные занятия. И только 5 % предпочли утреннюю физическую зарядку.

Каждый третий студент вузов считает свои занятия спортом важным средством приобретения и совершенствования профессиональных навыков и качеств. Более 16 % студентов связывают свои занятия спортом с необходимостью защиты спортивной чести студенческого коллектива на соревнованиях, такая же часть студенчества испытывает удовлетворение от межличностного общения в процессе участия в спортивных соревнованиях и во время подготовки к ним. И только около 6 % студентов ведущим мотивом занятий спортом считают стремление к высоким спортивным достижениям.

В настоящее время физическая культура и спорт стали общепризнанными материальными, интеллектуальными, эмоционально-психологическими и духовными ценностями общества в целом и каждого человека в отдельности. Опираясь на современные достижения философии, социологии, психологии и педагогики, на повседневную педагогическую практику и опыт экспериментальной деятельности мы можем утверждать, что установлены не только закономерные зависимости между процессом физического воспитания и потребностью в организации здорового образа жизни, но и между уровнями спортивного мастерства и успеваемостью студентов.

Список литературы:

1. Барановская Д.И. Роль физкультурных занятий в формировании мотивации к занятиям физической культурой студенческой молодежи / Д.И. Барановская, В.И. Врублевская // актуальные проблемы оздоровительной физической культуры и спорта для всех на современном этапе: матер. VIII междун. науч. сессии по итогам НИР за 2004 г - Минск: БГУФК, 2005. - С. 13-16.

2. Родионов А.В. Психология физического воспитания и спорта: учебник для ВУЗов / А.В. Родионов - М.: Академический Проект, 2004. - С. 16-36.

3. Селецкая Т.Г. Исследование мотивов, побуждающих студенток заниматься физической культурой и спортом / Т.Г. Селецкая // Современные проблемы физической культурой и спорта: матер. VIII науч. конф. молодых ученых Дальнего Востока. - Хабаровск: ДВГАФКС, 2005. - С. 158-159.

4. Федеральная программа развития физической культуры и студенческого спорта в системе среднего и высшего профессионального образования России. - М.: Госкомвуз РФ, Госкомспорт РФ, 1994.

5. Шувалов А.М. Динамика спортивных интересов студентов / А.М. Шувалов. - Малаховка, 2004. - С. 26.

КОНФЛИКТНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ © Бородулин П.С.*, Дугина В.В.*

Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева, г. Саранск

В статье рассматриваются вопросы конфликтных взаимоотношений спортсменов в совместной деятельности. Представлены результаты исследовательской работы, которая заключалась в изучении предрасположенности спортсменов к конфликтным взаимоотношениям в спортивной деятельности. В своей работе мы использовали тест К. Томаса, адаптированный в нашей стране профессором Н.В. Гришиной. В виде таблиц представлен цифровой материал по результатам исследования.

Конфликты - одно из важнейших явлений современной социальной и политической жизни. Всем хорошо известно, что жизнь человека в обществе сложна и полна противоречий, которые часто приводят к столкновению интересов как отдельных людей, так больших и малых социальных групп. Конфликт (от лат. «сопИиС:ш»)означает столкновение сторон, мнений, сил.

Конфликт стал доминирующей ячейкой общественных отношений. Конфликт присутствует и там, где есть сотрудничество и согласие, проблема конфликта и защиты от него является актуальной проблемой времени, и решение ее требует не только определенных знаний, но и желания самих людей к бесконфликтному решению вопросов.

В процессе формализованных совместных действий благодаря личным контактам и общению делового характера постепенно возникают контакты

* Студент кафедры Теоретических основ физического воспитания.

* Доцент кафедры Теоретических основ физического воспитания, кандидат педагогических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.