Научная статья на тему 'Пути формирования физической культуры студентов вуза'

Пути формирования физической культуры студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
445
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСТВО / STUDENTS / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PHYSICAL CULTURE / ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНЧЕСТВА / ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / THE FORMATION OF A COMMON CULTURE OF STUDENTS / СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ / WAYS OF FORMING SKILLS / СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ / PRESERVATION AND PROMOTION OF HEALTH / ЭФФЕКТИВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EFFECTIVE PROFESSIONAL ACTIVITY / WAYS OF FORMING PHYSICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Степкина Светлана Сергеевна

Рассматривается авторское видение студенчества, приоритетно как социальной группы. Обоснованы роль и значение формирования физической культуры в ВУЗах. Показано влияние физической культуры на формирование общей культуры студенчества. В статье рассмотрены и охарактеризованы пути формирования физической культуры студентов, с целью формирования мировоззрения и культуры личности, обладающей гражданской позицией, нравственными качествами, чувством ответственности, самостоятельностью в принятии решений, инициативой, толерантностью, способностью успешной социализации в обществе. По результатам выявлены основные способы формирования навыков использовать разнообразные формы физической культуры и спорта в повседневной жизни для сохранения и укрепления своего здоровья и здоровья своих близких, семьи и трудового коллектива для качественной жизни и эффективной профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Степкина Светлана Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ways of formation of physical culture of students of higher education Institution

The author's vision of students as a social group is considered. The role and importance of the formation of physical culture in Higher education are substantiated. Influence of physical culture on formation of General culture of students is shown. The article discusses and outlines the ways of formation of physical culture of the students, with the purpose of formation of the worldview and culture of the individual possessing the citizenship, moral character, sense of responsibility, autonomy in decision-making, initiative, tolerance, ability to successful socialization in society. The results revealed the main ways of skills formation to use a variety of forms of physical culture and sports in everyday life to preserve and strengthen their health and the health of their loved ones, families and labor collective for quality life and effective professional activity.

Текст научной работы на тему «Пути формирования физической культуры студентов вуза»

Педагогика

УДК: 37.02

методист учебного отдела Степкина Светлана Сергеевна

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Училище (техникум) олимпийского резерва № 2» (г.о. Звенигород)

ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Аннотация. Рассматривается авторское видение студенчества, приоритетно как социальной группы. Обоснованы роль и значение формирования физической культуры в ВУЗах. Показано влияние физической культуры на формирование общей культуры студенчества. В статье рассмотрены и охарактеризованы пути формирования физической культуры студентов, с целью формирования мировоззрения и культуры личности, обладающей гражданской позицией, нравственными качествами, чувством ответственности, самостоятельностью в принятии решений, инициативой, толерантностью, способностью успешной социализации в обществе. По результатам выявлены основные способы формирования навыков использовать разнообразные формы физической культуры и спорта в повседневной жизни для сохранения и укрепления своего здоровья и здоровья своих близких, семьи и трудового коллектива для качественной жизни и эффективной профессиональной деятельности.

Ключевые слова: студенчество, физическая культура, формирование общей культуры студенчества, пути формирования физической культуры, способы формирования навыков, сохранение и укрепление здоровья, эффективная профессиональная деятельность.

Annotation. The author's vision of students as a social group is considered. The role and importance of the formation of physical culture in Higher education are substantiated. Influence of physical culture on formation of General culture of students is shown. The article discusses and outlines the ways of formation of physical culture of the students, with the purpose of formation of the worldview and culture of the individual possessing the citizenship, moral character, sense of responsibility, autonomy in decision-making, initiative, tolerance, ability to successful socialization in society. The results revealed the main ways of skills formation to use a variety of forms of physical culture and sports in everyday life to preserve and strengthen their health and the health of their loved ones, families and labor collective for quality life and effective professional activity.

Keywords: students, physical culture, the formation of a common culture of students, ways of forming physical culture, ways of forming skills, preservation and promotion of health, effective professional activity.

Введение. Студенчество - это интеллектуальный и управленческий потенциал культурно-духовной, государственно-административной, экономико-материальной сфер общества. Очевидно, что реализация потенциала каждого студента зависит, в частности от уровня культуры человека. Физическая культура по праву является одной из составляющих культуры человека в обществе. Логично, что по ходу жизни уровень культуры личности должен постоянно повышаться, так как человек приобретает новые знания, жизненный опыт, приобщается к общечеловеческим духовным ценностям. Все это происходит в процессе жизнедеятельности человека. Подобным образом, то есть процессом воздействия на человека, можно повысить и уровень его физической культуры, а следовательно и культуры в целом.

Изложение основного материала статьи. Ещё в 1960-х годах ленинградской психологической школой под руководством Б.Г. Ананьева при исследовании психофизиологических функций взрослых людей студенчество выделено в качестве отдельной возрастной и социально-психологической категории. Как возрастная категория студенчество соотносится с этапами развития взрослого человека, представляя собой «переходную фазу от созревания к зрелости» и определяется как поздняя юность - ранняя взрослость (18-25 лет). Выделение студенчества внутри эпохи зрелости - взрослости основано на социально-психологическом подходе. Студенчество — это особая социальная категория, специфическая общность людей, организационно объединенных институтом высшего образования. Исторически эта социально-профессиональная категория сложилась со времени возникновения первых университетов в XI—XII вв. Студенчество включает людей, целенаправленно, систематически овладевающих знаниями и профессиональными умениями, занятых, как предполагается, усердным учебным трудом. Как социальная группа оно характеризуется профессиональной направленностью, сформированностью устойчивого отношения к будущей профессии, которые суть следствие правильности профессионального выбора, адекватности и полноты представления студента о выбранной профессии. Последнее включает знание тех требований, которые предъявляет профессия, и условий профессиональной деятельности. Результаты исследований свидетельствуют о том, что уровень представления студента о профессии (адекватное — неадекватное) непосредственно соотносится с уровнем его отношения к учебе: чем меньше студент знает о профессии, тем менее положительным является его отношение к учебе. При этом показано, что большинство студентов положительно относятся к учебе. В социально-психологическом аспекте студенчество по сравнению с другими группами населения отличается наиболее высоким образовательным уровнем, наиболее активным потреблением культуры и высоким уровнем познавательной мотивации. В то же время студенчество — социальная общность, характеризуемая наивысшей социальной активностью и достаточно гармоничным сочетанием интеллектуальной и социальной зрелости. Учет этой особенности студенчества лежит в основе отношения преподавателя к каждому студенту как партнеру педагогического общения, интересной для преподавателя личности. В русле личностно-деятельностного подхода студент рассматривается как активный, самостоятельно организующий свою деятельность субъект педагогического взаимодействия. Ему присуща специфическая направленность познавательной и коммуникативной активности на решение конкретных профессионально-ориентированных задач. Студенчество — центральный период становления человека, личности в целом, проявления самых разнообразных интересов. Это время установления спортивных рекордов, художественных, технических и научных достижений, интенсивной и активной социализации человека как будущего «деятеля», профессионала, что учитывается преподавателем в содержании, проблематике и приемах организации учебной деятельности и педагогического общения в вузе. Полученные исследователями школы Б.Г. Ананьева данные свидетельствуют о том, что студенческий возраст — это пора сложнейшего структурирования интеллекта, что очень индивидуально и вариативно.

Мнемологическое «ядро» интеллекта человека этого возраста характеризуется постоянным

чередованием «пиков» или «оптимумов» то одной, то другой из входящих в это ядро функций. Это означает, что учебные задания всегда одновременно направлены как на понимание, осмысление, так и на запоминание и структурирование в памяти студента усваиваемого материала, его сохранение и целенаправленную актуализацию. В обучении мотивация достижения подчиняется познавательной и профессиональной мотивации. Отношение к студенту как к социально зрелой личности, носителю научного мировоззрения предполагает учет того, что мировоззрение — система взглядов человека не только на мир, но и на свое место в мире. Подобным образом, то есть процессом воздействия на человека, можно повысить и уровень его физической культуры. Такой процесс в сфере физической культуры имеет два направления — физкультурное образование и физическое воспитание. Целью физкультурного образования является усвоение теоретических основ дисциплины, формирование устойчивой мотивации к здоровому и продуктивному стилю жизни, а также потребности в физическом самосовершенствовании. Цель второго направления — сосредоточить все внутренние ресурсы организма на достижении поставленной цели. Значит, в его основе должна быть положена целесообразная двигательная деятельность в форме физических упражнений, позволяющих эффективно формировать необходимые умения и навыки, физические способности, оптимизировать состояние здоровья, повышать работоспособность. Сделать это можно только с помощью физического воспитания — педагогического процесса, направленного на эффективное решение этих задач. Оба направления очень важны для формирования физической культуры человека, и отсутствие какого-либо из них негативно влияет на гармоничное развитие личности. Как бы хорошо ни был физкультурно образован человек, как бы много он ни знал о пользе физических упражнений для организма, как бы эмоционально он ни переживал, наблюдая спортивные состязания как зритель, если его жизнь никак не связана с целенаправленной двигательной деятельностью для поддержания и укрепления собственного здоровья, мы не можем характеризовать его как человека физической культуры. С другой стороны, достаточно традиционный путь освоения ценностей физической культуры с явным приоритетом телесного совершенствования и выполнения определенных зачетных нормативов — это лишь базис для достижения конечной цели. Эффективное воспитание физических качеств и двигательных способностей не может быть обособленным и независимым процессом. Оно непременно должно быть связано с другими сторонами воспитания человека — познавательной, нравственной, эстетической, трудовой. Сфера физической культуры объединяет биологическое и социальное начала в человеке, помогает личности стать сильнее. Сильная личность — синтез ума, физического здоровья и воли. Только благодаря осознанию природы повседневных забот и невзгод появляется уверенность в собственных силах и шанс их преодолеть. Вузовская педагогическая практика показывает, что у студентов, включенных в систематические занятия по физическому воспитанию и проявляющих на этих занятиях достаточно высокую активность, вырабатывается определенный стереотип режима дня, наблюдается развитие социально ориентированных установок и более высокий жизненный тонус. Они в большей степени коммуникабельны, выражают готовность к сотрудничеству, ценят общественное признание, адекватно реагируют на критику в свой адрес. Этой категории студентов в большей мере присущи ответственность, чувство долга, добросовестность, собранность. Они более успешно взаимодействуют в работе, требующей систематического напряжения организма, им легче дается эффективный самоконтроль. Все это указывает на основательное положительное влияние регулярных физических нагрузок на характерологические особенности личности студентов.

Конечно, здесь важна мотивация, которая стимулирует и мобилизует личность на проявление двигательной активности. Какими могут быть мотивы? Это потребность в движениях и физических нагрузках, общение, дружеская солидарность, соперничество, подражание, эмоциональная разрядка, самоутверждение, веяния моды, способ развлечения, активный отдых и т. п. Безусловно, для студентов вузов одним из серьезных мотивов является долженствование — обязанность посещать занятия. Молодые люди должны обязательно находить для себя любые побудительные мотивы для занятий физическими упражнениями и выделять для этого время.

Современный ритм жизни требует от молодых людей все большего напряжения сил. Нервные, умственные и физические перегрузки, связанные с овладением сложной современной техники, стрессы профессионального и бытового характера ведут к нарушению обмена веществ, избыточному весу, к возникновению сердечно-сосудистых заболеваний. К тому же объем двигательной активности человека в течение дня сведен к минимуму: автоматизация, электроника и робототехника на производстве, автомобили, лифты, стиральные машины в быту обусловили недопустимый дефицит двигательной деятельности человека. Неблагоприятное влияние этих факторов на здоровье человека настолько велико, что внутренние защитные функции самого организма не в состоянии справиться с ними. Человеку нужна более высокая физическая активность и подготовленность. Поэтому чем дальше идет человечество в своем развитии, тем в большей степени здоровье человека будет зависеть от уровня его физической культуры. Кардинально решить задачу повышения объема двигательной деятельности, минуя средства физической культуры, в настоящее время практически невозможно.

Для того чтобы оценить значение физической культуры, молодой человек должен осознать важность ее роли в своей жизни. И чем раньше он это поймет, тем большего сможет добиться и в своей личной жизни, и на профессиональном поприще.

Одним из основных целевых ориентиров стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, является «увеличение доли обучающихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения (на первом этапе - с 34,5 процента до 60 процентов и на втором этапе - до 80 процентов)».

В практике сложились следующие способы формирования и поддержания двигательных умений, навыков и качеств: естественный - природный, самопроизвольный - строение тела формируется в процессе физической деятельности человека (бытовой, производственной); физкультурно-спортивный - посредством специально организуемой и сознательно управляемой двигательной деятельности. На первые две, в современном мире, мы повлиять не можем, а вот о физкультурно-спортивном способе формирования двигательных умений активно идёт речь, когда затрагивается тема здоровья населения. Физкультурно-спортивная деятельность - процесс построения тела человека, совершенствование его двигательных умений, навыков и качеств. В обучении и воспитании студентов применяются такие меры, средства, методы и формы физической культуры, которые направлены на физическое совершенствование и всестороннее развитие человека и соответствуют современному уровню общественного прогресса.

Социальные функции физической культуры и спорта направлены на воспитание подрастающего поколения, обучение молодёжи активному отдыху, повышение работоспособности, на эффективную профессиональной деятельности. Однако не всегда удается эффективно решить эту социально-педагогическую проблему. Анализ организации учебных занятий и спортивно-массовой работы в вузе показывает, что активно занимаются физическими упражнениями 70% обучаемых, периодически - около 20%, а 10% студентов имеют освобождение врача от занятий. Поэтому многие из них не получают должной нормы двигательной активности. Хроническое недополучение организмом биологически необходимых физических нагрузок приводит к ухудшению здоровья. Многие студенты не физкультурных вузов расточительно относятся к своему здоровью, пренебрегают физическими упражнениями.

Преподаватели должны ориентировать обучаемых на формирование у них положительной мотивации к укреплению здоровья, воспитание морально-волевых качеств, применение полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физической подготовленности. В программах по физической культуре надо учитывать особенности обучения юношей и девушек; отражать цель и задачи, количество часов, отводимых на изучение каждого раздела физической культуры, способы проверки и оценки физической подготовленности студентов, а также формы оказания им помощи и проведение контроля. Преподаватели физического воспитания как высокопрофессиональные специалисты обязаны совершенствовать своё методическое мастерство.

Основными средствами воспитания физической культуры студентов являются физические упражнения, природные и гигиенические факторы. Все эти составляющие должны присутствовать в программе физического воспитания студентов вуза. Но, только хорошо поставленные, систематически проводимые педагогический контроль и учет, являются необходимыми условиями успешной работы преподавателя. Данные педагогического контроля и учета позволяют ему следить за выполнением намеченных планов подготовки, определять эффективность используемых средств и методов, находить новые пути дня совершенствования учебно-тренировочного процесса и воспитательной работы. Под педагогическим контролем следует понимать систему получения информации о состоянии готовности студента, ходе учебного процесса и выполнения планов физического совершенствования. Основная задача контроля не столько в том, чтобы фиксировать фактическое положение дел, отмечать те или иные недостатки, сколько в умении на основе полученной информации своевременно вносить соответствующие коррективы, способствующие повышению эффективности подготовки. Физические упражнения, говоря об исторической классификации, включают в себя гимнастику, игры, туризм, спорт. С педагогической точки зрения ценность гимнастики заключается в том, что она обладает возможностью избирательного воздействия на организм и на развитие его отдельных систем и функций. И именно от педагога зависит совершенствование возможностей организма, педагогу необходимо производить регулярный контроль за состоянием каждого занимающегося и определять эффективность занятий. Это позволит правильно планировать нагрузку и, при необходимости, вовремя вносить соответствующие коррективы. Эффективность занятий во многом зависит от рационального планирования и условий занятий, соответствия используемых нагрузок состоянию здоровья, возрасту, уровню физической и технической подготовленности, общей и гигиенической культуры студентов, их заинтересованности и удовлетворенности занятиями, контакта с преподавателем и многого другого — что должно учитываться в ходе педагогического контроля на всех его этапах.

В игре совершенствуются физические силы студентов, сообразительность, находчивость, инициатива. В силу возрастных особенностей со студентами проводятся спортивные игры. Игры вызывают коллективные переживания, радость совместных усилий, содействуют укреплению взаимоотношений в группе. Вопрос педагогического контроля в игровых видах спорта является самым многогранным, как известно «выигрывают игроки, проигрывает тренер». Не смотря на то, что на данную тему существует множество литературы он так и остаётся спорным, и для каждого отдельного случая - индивидуальным. Но, то, что мастерство тренера любительской команды сборной вуза имеет не меньшее значение для успеха команды, чем тренер для сборной России - бесспорно.

Туризм - это прогулки, экскурсии, походы и путешествия. В туристических мероприятиях школьники приобретают физическую закалку, вырабатывают выносливость, формируют и совершенствуют прикладные навыки. В организации и проведении туристических походов (пеших, лыжных, лодочных и велосипедных) вместе с преподавателями физической культуры участвуют кураторы, и преподаватели других дисциплин. Педагогический контроль работоспособности студентов-туристов призван решать разнообразные задачи. Он необходим и для первичной оценки физического состояния человека, начинающего заниматься туризмом (оценивает какие качества и в какой мере развивать), и для контроля за эффективностью хода тренировочного процесса и достигнутых в результате тренировок результата. Итак, важнейшие задачи, которые призван решить педагогический контроль туристов следующие:

■ индивидуальная оценка состояния здоровья и физического развития туриста с целью определения оптимальных для него физических нагрузок в рамках тренировочного процесса;

■ текущий контроль динамики развиваемых в рамках тренировочного процесса физических, психических качеств туриста;

■ эффективное планирование и коррекция тренировочного процесса по результатам текущего контроля;

■ контроль соответствия уровня подготовки туриста необходимым нормативным требованиям (требованиям, предъявляемым к участникам походов различной сложности).

В отличии от физической культуры спорт всегда связан с достижением максимальных результатов в отдельных видах физических упражнений. Для выявления спортивно-технических результатов и определения победителей проводятся соревнования. На соревнованиях, в условиях острой спортивной борьбы, повышенной ответственности за свои результаты перед коллективом, студенты преодолевают значительные физические и нервные нагрузки, проявляют, совершенствуют двигательные и морально-волевые качества. Педагогический контроль соревновательных действий имеет два направления: контроль за результатами соревнований в циклах подготовки и измерение и оценка эффективности соревновательной деятельности.

Контроль за результатами соревнований заключается в оценке эффективности выступления в соревнованиях в определенном (чаще всего годичном) цикле подготовки. Динамика показателей соревновательной деятельности в цикле тренировки часто используется как критерий, позволяющий оценить состояние спортивной формы спортсмена. Так, например, некоторые специалисты считают, что спортсмен находится в состоянии спортивной формы до тех пор, пока колебания его результатов в соревнованиях лежат

в зоне 2-3%. Эти значения во многом зависят от особенностей спортивной дисциплины.

Современная измерительная и вычислительная техника позволяет регистрировать десятки различных показателей соревновательного упражнения и соревновательной деятельности. Так, например, в таком простом упражнении как бег на 100 м можно измерить время реакции спринтера, время достижения им максимальной скорости, время ее удержания и падения, длину и частоту шагов на различных участках дистанции, время опоры и полета, горизонтальную и вертикальную составляющие усилий, колебания общего центра масс тела, углы в суставах в различных фазах опорного и полетного периодов и т.д. Зарегистрировать их все, а потом проанализировать, сопоставляя с критериями тренировочной деятельности и показателями, характеризующими подготовленность спортсменов, тренеру просто невозможно. Поэтому необходимо выбрать из множества показателей соревновательного упражнения только информативные, которые и должны измеряться в ходе контроля.

Оценка состояния подготовленности спортсмена проводится в ходе тестирования или в процессе соревнований и предусматривает:

• оценку специальной физической подготовленности;

• оценку технико-тактической подготовленности;

• оценку психологического состояния и поведения на соревнованиях.

Соревнования среди студентов проводятся по тем видам спорта (упражнений), которые входят в учебную программу дисциплины (модуля).

Обучение является двухсторонним процессом, совместным трудом педагога и обучаемого, равноправным, а не авторитетным сотрудничеством.

Выводы. Перед преподавателем стоит ответственная психолого-педагогическая задача формирования студента как субъекта учебной деятельности, что предполагает прежде всего необходимость обучить его умению планировать, организовывать свою деятельность, умению полноценно учиться, общаться. Подобная постановка вопроса требует определить учебные действия, необходимые для успешной учебы, программу их выполнения на конкретном учебном материале и четкую организацию упражнений по их формированию. При этом образцовое выполнение этих действий должен демонстрировать сам преподаватель, учитывая трудности адаптационного периода обучения студентов на 1-м курсе. Педагогический процесс нельзя строить только на принуждении, строгой регламентации, натаскивании при выполнении учебных нормативов. При оценке подготовленности студентов учитывается их умение самостоятельно заниматься спортом. Деятельный подход педагога к обучению студентов заключается в том, чтобы ориентировать обучающихся на получение знаний, навыков и умений, на овладение новыми способами физкультурно-оздоровительной деятельности. Воплощение в жизнь такого подхода к обучению определяется соответствующими документами, в которых закрепляется ответственность официальных лиц за создание оптимальных условий для занятий физической культурой и спортом.

Литература:

1. Ананьев Б. Г. А64 Человек как предмет познания — СПб.: Питер, 2001. — 288 с.

2. Барчуков, И.С. Физическая культура: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / И.С. Барчуков, - М.: «Академия», 2012. - 528 с.

3. Бугрименко, А.Г. Внутренняя и внешняя мотивация у студентов педагогического вуза / А.Г.Бугрименко // Психология в вузе. - 2006. - № 3. - с. 15-28

4. Волков, Б.С. Психология юности и молодости: Учебное пособие / Б.С. Волков. - М.: Академический Проект: Трикста, 2006. - 256 с.

5. Сластёнин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Сластёнин, «Академия», 2006 - 576 с.

6. Федотов Ю.Н., Востоков И.Е. Спортивно-оздоровительный туризм: - учебник / Ю.Н.Федотов, И.Е.Востоков; под ред. В.А. Таймазова, Ю.Н.Федотова, - 2 е изд., испр. и доп. -М.: Советский спорт, 2008, - 464с.: ил.

7. Якушев В.П. Теория спорта: Курс лекций / В.П. Якушев. - Витебск: Изд-во У О "ВГУ им. П.М. Машерова", 2005. - 129 с.

8. Якунин В.А. Психология учебной деятельности студентов. - М. - С.-Пет., 1994

Педагогика

УДК: 37.017.925

аспирант Таирова Зера Шевкетовна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

ИДЕИ ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ В ОТДЕЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ФИЛОСОФОВ И МЫСЛИТЕЛЕЙ ПЕРИОДА ИСЛАМИЗАЦИИ ВОСТОКА

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы гендерного воспитания в этнопедагогике тюркских и иранских народов Востока периода исламизации. Представлены результаты анализа трудов восточных философов и мыслителей средневековья, таких как «Кабус-намэ» Кей-Кавуса, «Благодатное знание» Юсуфа Баласагунского, «Диван Лугат ат-Турк» Махмуда ал-Кашгари. Описаны противоречия в гендерном воспитании подрастающего поколения в условиях исламизации тюркоязычных и ираноязычных племен.

Ключевые слова: гендерное воспитание, статус мужчины и женщины, женский идеал, мужской идеал, этнопедагогика, древние тюрки.

Annotation. The article deals with the issues of gender education in the pedagogy of the Muslims of the East in the middle ages. The results of the analysis of such works of the eastern philosophers and thinkers as "Qabus nama" by Keikavus, "Kutadgu Bilig" by Yusuf Balasaguni, "Divan lugat at-Turk" by Mahmud al-Kashgari are presented. Essential contradictions of gender education of the younger generation in conditions of the Islamization of Turkic and Iranian tribes are revealed in the analized works.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.