Научная статья на тему 'ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕШЕНИЯ ЖИЗНЕННЫХ ЗАДАЧ БУДУЩИХ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ'

ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕШЕНИЯ ЖИЗНЕННЫХ ЗАДАЧ БУДУЩИХ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
71
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ / СТУДЕНТЫ / ЖИЗНЕННЫЕ ЗАДАЧИ / ЖИЗНЕННО ВАЖНЫЕ СПОСОБНОСТИ / PHYSICAL CULTURE / SPORT / STUDENTS / LIFE TASKS / VITAL ABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Севастьянов Владимир Владимирович, Бугаков Николай Иванович, Покусаев Артем Михайлович

Введение. В условиях современного ритма жизни выпускник вуза должен обладать хорошим здоровьем, быть всесторонне развитым, уметь реализовать полученный запас знаний в процессе решения жизненных задач. В этой связи вопрос формирования жизненно важных способностей, умений и навыков должен занимать важное место в процессе физического воспитания студентов. Целью исследования являлось решение частной задачи - выявление взаимосвязи между занятиями физической культурой и спортом и эффективностью решения жизненных задач студентов. Методика и организация исследования. Нами применялся анкетный опрос студентов вузов г. Воронежа в общем количестве 213 человек. Результаты исследования и их обсуждение. Было выявлено, что большинство опрошенных студентов занимаются физической культурой и спортом не только в обязательные учебные часы, при этом многие занимающиеся рассматривают значение физической культуры и спорта в жизни с позиций сохранения здоровья, а также выработки способностей, помогающих решению жизненных задач. Выводы. Полученные результаты актуализируют разработку методик формирования жизненно важных способностей, умений и навыков студентов вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Севастьянов Владимир Владимирович, Бугаков Николай Иванович, Покусаев Артем Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPORTANCE OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT IN THE EFFECTIVENESS OF SOLVING LIFE PROBLEMS OF FUTURE UNIVERSITY GRADUATES

Introduction. In the conditions of the modern rhythm of life, the university graduate should have good health, be comprehensively developed, be able to realize the acquired stock of knowledge in the process of solving life problems. In this regard, the issue of forming vital abilities, proficiency and skills should occupy an important place in the process of physical education of students. The aim of the study was to solve the private problem - to identify the relationship between the physical education and sports and the effectiveness of solving the student's life problems. The methodology and organization of the study. We used the questionnaire survey of Voronezh university students in the total number of 213 people. Research results and discussion. It was found that the majority of the students surveyed are engaged in the physical culture and sports not only during mandatory school hours, while many students consider the importance of physical culture and sports in life from the standpoint of preserving health, as well as developing abilities that help solve life problems. Conclusions. Obtained results actualize the development of the methods of forming of the vital abilities, proficiency, and skills of university students.

Текст научной работы на тему «ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕШЕНИЯ ЖИЗНЕННЫХ ЗАДАЧ БУДУЩИХ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ»

6. Baibakova T. V. (2015) "Modular technology for improving the technical readiness of students in streetball", Omsk Scientific Bulletin, No. 4 (141), pp. 198-201.

Контактная информация: n222omsktalgat@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 06.05.2020

УДК 796.011.3

ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕШЕНИЯ ЖИЗНЕННЫХ ЗАДАЧ БУДУЩИХ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ

Владимир Владимирович Севастьянов, кандидат педагогических наук, доцент, Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I; Николай Иванович Бугаков, председатель спортивного клуба, Воронежский государственный педагогический университет; Артем Михайлович Покусаев, старший преподаватель, Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I

Аннотация

Введение. В условиях современного ритма жизни выпускник вуза должен обладать хорошим здоровьем, быть всесторонне развитым, уметь реализовать полученный запас знаний в процессе решения жизненных задач. В этой связи вопрос формирования жизненно важных способностей, умений и навыков должен занимать важное место в процессе физического воспитания студентов. Целью исследования являлось решение частной задачи - выявление взаимосвязи между занятиями физической культурой и спортом и эффективностью решения жизненных задач студентов. Методика и организация исследования. Нами применялся анкетный опрос студентов вузов г. Воронежа в общем количестве 213 человек. Результаты исследования и их обсуждение. Было выявлено, что большинство опрошенных студентов занимаются физической культурой и спортом не только в обязательные учебные часы, при этом многие занимающиеся рассматривают значение физической культуры и спорта в жизни с позиций сохранения здоровья, а также выработки способностей, помогающих решению жизненных задач. Выводы. Полученные результаты актуализируют разработку методик формирования жизненно важных способностей, умений и навыков студентов вузов.

Ключевые слова: физическая культура, спорт, студенты, жизненные задачи, жизненно важные способности.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.5.p385-388

IMPORTANCE OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT IN THE EFFECTIVENESS OF SOLVING LIFE PROBLEMS OF FUTURE UNIVERSITY GRADUATES

Vladimir Vladimirovich Sevastyanov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Voronezh State Agrarian University named after Emperor Peter the Great; Nikolay Ivanovich Bugakov, the chairman of the sports club, Voronezh State Pedagogical University; Artem Mi-khailovich Pokusaev, the senior teacher, Voronezh State Agrarian University named after Emperor Peter the Great

Abstract

Introduction. In the conditions of the modern rhythm of life, the university graduate should have good health, be comprehensively developed, be able to realize the acquired stock of knowledge in the process of solving life problems. In this regard, the issue of forming vital abilities, proficiency and skills should occupy an important place in the process of physical education of students. The aim of the study was to solve the private problem - to identify the relationship between the physical education and sports and the effectiveness of solving the student's life problems. The methodology and organization of the study. We used the questionnaire survey of Voronezh university students in the total number of 213 people. Research results and discussion. It was found that the majority of the students surveyed are engaged in the physical culture and sports not only during mandatory school hours, while many students consider the im-

portance of physical culture and sports in life from the standpoint of preserving health, as well as developing abilities that help solve life problems. Conclusions. Obtained results actualize the development of the methods of forming of the vital abilities, proficiency, and skills of university students.

Keywords: physical culture, sport, students, life tasks, vital abilities.

ВВЕДЕНИЕ

В условиях современного образования функции высшей школы не могут быть ограничены только профессиональной подготовкой будущих специалистов. Многогранный процесс обучения в вузе тесно связан со становлением личности занимающихся, с постановкой и поиском пути решения их жизненных задач. В этой связи выпускнику вуза очень важно обладать хорошим здоровьем и определенным уровнем сформированности жизненно важных физических способностей и двигательных навыков, что согласуется с целевой направленностью на формирование физической культуры личности в процессе физического воспитания студентов.

В предыдущих публикациях [3], посвященных вопросу повышения эффективности процесса физического воспитания студентов, нами рассматривалась проблема формирования их жизненно важных способностей, умений и навыков в период обучения в вузе. Были выявлены противоречия, подтверждающие актуальность проведения дальнейших исследований.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В поисках путей решения обозначенной проблемы нами был проведен анкетный опрос, в котором приняли участие студенты Воронежского государственного аграрного университета имени императора Петра I, а также Воронежского педагогического университета в общем количестве 213 человек.

При разработке анкеты за основу был взят материал, проводимых нами ранее исследований [1, 2], направленных на изучение мотивации студентов к занятиям физической культурой и спортом. В этой связи настоящее исследование предусматривало решение частной задачи - выявления взаимосвязи между занятиями физической культурой и спортом и эффективностью решения жизненных задач студентов.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Отвечая на вопрос: «Занимаетесь ли Вы физической культурой или спортом?», 61,8% респондентов указали, что занимаются в обязательные учебные часы, а также самостоятельно в свободное время; 33,7% занимаются только в обязательные учебные часы; 2,7% занимаются в спортивных секциях; 1,4% опрошенных занимаются только в помещении; 0,4% - только в теплую погоду.

На вопрос: «Что побуждает Вас заниматься физической культурой и спортом?» 27,8% респондентов указали желание быть сильнее и привлекательнее; 26,3% отметили, что это обязательное условие для сохранения здоровья; 19,4% опрошенных занимаются только для того, чтобы сдать зачет по данному предмету; 9,8% считают, что это интересное проведение досуга; 9,5% респондентов видят в занятиях физической культурой и спортом необходимое условие для сохранения работоспособности; 3,8% хотят показать высокий спортивный результат; 3,0% опрошенных считают, что навыки, полученные в результате занятий физической культурой и спортом, пригодятся в будущей профессиональной деятельности; 0,2% респондентов заниматься заставляет желание похудеть; 0,2% считают, что занятия физической культурой и спортом воспитывают дисциплину.

Вместе с тем, ответы на вопрос: «Что мешает Вам заниматься физической культурой и спортом в той мере, в которой Вам хотелось бы?» распределились следующим образом: 68,3% респондентов ответили, что много времени уходит на учебу; 15,3% указали на проблемы со здоровьем; 9,2% - на отсутствие материально-технической базы для проведения занятий; у 4,0% респондентов нет желания заниматься физической культурой

или спортом; 1,2% опрошенных сослались на лень; 0,8% - на работу; 0,8% респондентов напротив дали ответ, что заниматься физической культурой и спортом им ничего не мешает; 0,4% считают, что в среде молодежи это не модно.

Рассматривая значение физической культуры и спорта в жизни выпускника вуза, приведем следующие данные анкетирования. На вопрос: «Какое место Вы отводите занятиям физической культурой и спортом в дальнейшей жизни?» 40,9% респондентов ответили, что регулярные занятия позволят сохранить здоровье; 37,7% считают, что в процессе занятий вырабатываются трудолюбие, сила воли, умение добиваться результата, что помогает в решении жизненных задач; 15,6% опрошенных считают, что специальные навыки, приобретенные в процессе занятий, положительно влияют на продуктивность профессиональной деятельности; 5,8% указали на то, что занятия физической культурой и спортом практически не влияют на эффективность решения жизненных задач.

Исходя из того, что мотивация студентов во многом зависит от качества организации занятий по физической культуре, в заключительной части анкетного опроса респондентам было предложено ответить на вопрос: «Какими Вы хотели бы видеть учебные занятия по физической культуре?». Ответы распределились следующим образом: 43,6% респондентов считают, что занятия по физической культуре в вузе должны быть интересны; 40,3% опрошенных организация занятий по физической культуре в вузе полностью устраивает; 12,5% опрошенных считают, что практический материал на занятиях по физической культуре должен быть подобран с учетом специфики будущей профессии студента; 2,8% респондентов предпочитают только теоретически изучать физическую культуру; 0,4% респондентов считают физическую нагрузку на занятиях для себя недостаточной; 0,4% считают, что практический материал на занятиях по физической культуре должен опираться на изучение спортивных игр.

ВЫВОДЫ

Большинство опрошенных студентов имеют высокую мотивацию к занятиям физической культурой и спортом (лишь 19,4% указали, что занимаются только для того, чтобы сдать зачет по данному предмету) и только у 4,0% опрошенных нет желания заниматься физической культурой и спортом. Вместе с тем, прослеживается взаимосвязь занятий физической культурой и спортом и осознания эффективности решения жизненных задач, о чем свидетельствуют ответы респондентов, указавших на сохранение здоровья в процессе регулярных занятий (40,9%), а также осознание того, что в процессе занятий вырабатываются определенные способности, помогающие в решении жизненных задач (37,7%) и положительно влияющие на продуктивность трудовой деятельности (15,6%).

Таким образом, можно сделать заключение, что полученные результаты актуализируют разработку и применение в процессе физического воспитания студентов методик формирования жизненно важных способностей, умений и навыков.

ЛИТЕРАТУРА

1. Севастьянов, В.В. Анализ состояния и проблемы организации учебного процесса по физическому воспитанию студентов аграрных специальностей высших учебных заведений / В.В. Севастьянов // Перспективы науки. - 2015. - № 7 (70). - С. 22-25.

2. Севастьянов, В.В. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов аграрных вузов средствами спортивного ориентирования : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Севастьянов Владимир Владимирович. - Санкт-Петербург, 2017. - 25 с.

3. Севастьянов, В.В. Формирование жизненно важных способностей, умений и навыков в процессе физического воспитания студентов (постановка проблемы) / В.В. Севастьянов, Е.А. Стеб-лецов, Н.И. Бугаков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 9 (175). - С. 257-261.

REFERENCES

1. Sevastyanov, V.V. (2015), "Analysis and problems of organization in physical training of agriculture students at University", Science prospects, Vol. 70, No 7, pp. 22-25.

2. Sevastyanov, V.V. (2017), Professionally applied physical training of students of agrarian universities by means of orienteering, dissertation, St. Petersburg.

3. Sevastyanov, V.V., Stebletsov, E.A. and Bugakov, N.I. (2019), "Formation of vital abilities, proficiency and skills in the process of physical education of students (problem statement)", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 175, No. 9, pp. 257-261.

Контактная информация: sevastianovvv@mail.ru

Статья поступила в редакцию 05.05.2020

УДК 796.034.2

СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА УЧАСТНИКОВ К ПОКАЗАТЕЛЬНОМУ ШОУ ПО

ФИГУРНОМУ КАТАНИЮ

Наталия Сергеевна Севрюгина, мастер спорта РФ, магистрант, Анна Валерьевна Захарова, кандидат педагогических наук, профессор, Уральский федеральный университет, Екатеринбург

Аннотация

Появление и растущая популярность спортивно-зрелищных мероприятий - шоу обусловили заинтересованность любителей в подготовке и участию в таких проектах. Фигурное катание на стыке спорта и искусства требует особенной ледовой подготовки и, что немаловажно, артистизма и эстетики двигательных действий. Цель - обосновать и осуществить подготовку любителей к шоу по фигурному катанию. Организация исследования. 12 пар участников были приглашены для подготовки к шоу «Фигурные страсти Ревда» в 2019 году. Один из партнеров был известной личностью и не имел опыта участия в тренировках и соревнованиях по фигурному катанию. Результаты. В статье обоснованы стороны спортивной подготовки любителей к шоу по фигурному катанию - всесторонняя физическая подготовка, ледовая, хореографическая, психологическая и актерская подготовка. Представлено понедельное планирование подготовки, которое будет полезно как организаторам и режиссерам подобных шоу, так и тренерам.

Ключевые слова: фигурное катание, любители, ледовое шоу, тренировочный процесс.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.5.p388-392

SPORTS PREPARATION OF AMATEUR PARTICIPANTS FOR THE FIGURE

SKATING SHOW

Natalia Sergeevna Sevryugina, the master of sport of the Russian Federation, master student, Anna Valerievna Zakharova, the candidate of pedagogical sciences, professor, Ural Federal

University, Yekaterinburg

Abstract

The appearance and growing popularity of sportive shows have led to the interest of amateurs in preparing and participating in the projects. Figure skating at the intersection of sport and art requires special ice training and, importantly, artistry and aesthetics of motor actions. The purpose of the study is to justify and implement the preparation of amateurs for the figure skating show. Organization of the stude: 12 pairs of participants were invited to prepare for the show "Figure passions of Revda" in 2019. One of the partners was a well-known personality and had no experience of participating in figure skating training and competitions. Research results and discussion. The article substantiates the aspects of sports training of amateurs for figure skating shows -comprehensive fitness training, ice, choreographic and psychological training and acting. A weekly training plan is presented, which will be useful for both directors of such shows and coaches.

Keywords: figure skating, amateurs, ice show, training.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.