Научная статья на тему 'Особенности отношения студентов-медиков, занимающихся спортивной борьбой, к учебно-тренировочной деятельности и состояние их "физкультурной" образованности'

Особенности отношения студентов-медиков, занимающихся спортивной борьбой, к учебно-тренировочной деятельности и состояние их "физкультурной" образованности Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
84
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ-БОРЦЫ / МЕДИЦИНСКИЕ ВУЗЫ / АНКЕТИРОВАНИЕ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС / WRESTLING STUDENTS / MEDICAL UNIVERSITIES / QUESTIONNAIRES / EDUCATIONAL ACTIVITIES / EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Бородин Петр Владимирович, Тютюков Вячеслав Григорьевич, Небураковский Лександр Александрович, Захаров Андрей Викторович, Клименко Василий Александрович

В статье представлены результаты анкетного опроса студентов медицинских вузов России, принявших участие в ведомственных, всероссийских соревнованиях по вольной борьбе. Основной целью исследования являлось получение информации, касающейся отношения данной категории респондентов к учебно-тренировочному процессу, организуемому в медицинских вузах, расположенных в разных регионах страны и определения направлений его возможного совершенствования для повышения их «физкультурной образованности».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Бородин Петр Владимирович, Тютюков Вячеслав Григорьевич, Небураковский Лександр Александрович, Захаров Андрей Викторович, Клименко Василий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of attitude of medical students engaged in sports fight to educational and training activities and the state of their "physical culture" education

The article presents the results of the questionnaire survey of the students of the medical universities of Russia who took part in departmental, all-Russian freestyle wrestling competitions. The main objective of the study was to obtain information regarding the attitude of this category of respondents to the educational process organized by medical universities located in different regions of the country and to determine the directions for its possible improvement to increase their “physical education”.

Текст научной работы на тему «Особенности отношения студентов-медиков, занимающихся спортивной борьбой, к учебно-тренировочной деятельности и состояние их "физкультурной" образованности»

3. Борисова, О. А. Контроль и самоконтроль состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем у студентов на занятиях физической культурой : практикум / О. А. Борисова. - Москва : [б. и.], 2013. - 22 с.

4. Лыжная подготовка : рекомендации по организации самостоятельных занятий для студентов / Э.А. Чибриков, С.А. Якушин, Д.Г. Подрубный, М.Э. Чибрикова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 5 (171). - С. 377-380.

5. Горшков, М.В. Принцип системного квантования в подготовке биатлонистов на предварительном этапе / М.В. Горшков, А.И. Колдашов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 11 (165). - С. 64-68.

6. Физическая культура : учебник / под ред. М.Я. Виленского. - 2-е изд., стереотип. -Москва : КНОРУС, 2013. - 424 с.

REFERENCES

1. Antonov, S.V., Grosheva, L.F. and Shinkaryuk, L.A. (2018), "Independent classes in ski training - an important link in strengthening the health and functional capabilities of the student's body", Youth and science, No. 7, pp. 83-87.

2. Kabachkov, V. A., Polievsky S. A. and Burov, A. E. (2010), Professional physical culture in the system of continuous education of youth, Soviet sport, Moscow.

3. Borisova O.A. (2013), Control and self-control of the state of the cardiovascular and respiratory systems of students in physical education classes: practicum, Moscow.

4. СЫЬп^, E.A., Yakushin, S.A., Podrubny, D.G. and Chibrikova, M.E. (2019), "Ski training: recommendations for organizing independent classes for students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 5 (171), pp. 377-380.

5. Gorshkov, M.V. and Koldashov, A.I (2018), "The principle of system quantization in the preparation of biathletes at the preliminary stage", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 11 (165), pp. 64-68.

6. Vilensky, M.Y. (2013), Physical culture: textbook, KNORUS, Moscow.

Контактная информация: olga-borisova-202@mail.ru

Статья поступила в редакцию 16.02.2020

УДК 796.81

ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТИВНОЙ БОРЬБОЙ, К УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОСТОЯНИЕ ИХ «ФИЗКУЛЬТУРНОЙ» ОБРАЗОВАННОСТИ

Петр Владимирович Бородин, кандидат педагогических наук, доцент, Дальневосточный государственный медицинский университет, г. Хабаровск; Вячеслав

Григорьевич Тютюков, доктор педагогических наук, профессор, Александр Александрович Небураковский, кандидат педагогических наук, доцент, Дальневосточная государственная академия физической культуры, г. Хабаровск; Андрей Викторович Захаров, кандидат педагогических наук, доцент, Дальневосточный юридический институт Министерства внутренних дел России, г. Хабаровск; Василий Александрович Клименко, кандидат педагогических наук, доцент, Дальневосточный государственный университет путей сообщений, г. Хабаровск

Аннотация

В статье представлены результаты анкетного опроса студентов медицинских вузов России, принявших участие в ведомственных, всероссийских соревнованиях по вольной борьбе. Основной целью исследования являлось получение информации, касающейся отношения данной категории респондентов к учебно-тренировочному процессу, организуемому в медицинских вузах, расположенных в разных регионах страны и определения направлений его возможного совершенствования для повышения их «физкультурной образованности».

Ключевые слова: студенты-борцы, медицинские вузы, анкетирование, учебная деятельность, учебно-тренировочный процесс.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.2.p58-63

PECULIARITIES OF ATTITUDE OF MEDICAL STUDENTS ENGAGED IN SPORTS FIGHT TO EDUCATIONAL AND TRAINING ACTIVITIES AND THE STATE OF THEIR "PHYSICAL CULTURE" EDUCATION

Peter Vladimirovich Borodin, the candidate of pedagogical sciences, senior teacher, The Far State Medical Eastern Federal University, Khabarovsk; Vyacheslav Grigoryevich Tyutyukov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Alexander Aleksandrovich Neburakovsky, the candidate ofpedagogical sciences, senior lecturer, Far East State Academy of Physical Culture, Khabarovsk; Andrey Viktorovich Zakharov, the candidate of pedagogical sciences, senior teacher, The Far Eastern law of the Russian interior Ministry, Khabarovsk; Vasily Aleksandrovich Klimenko, the candidate of pedagogical sciences, senior teacher, Far Eastern State

Transport University, Khabarovsk

Abstract

The article presents the results of the questionnaire survey of the students of the medical universities of Russia who took part in departmental, all-Russian freestyle wrestling competitions. The main objective of the study was to obtain information regarding the attitude of this category of respondents to the educational process organized by medical universities located in different regions of the country and to determine the directions for its possible improvement to increase their "physical education".

Keywords: wrestling students, medical universities, questionnaires, educational activities, educational process.

ВВЕДЕНИЕ

Учебный процесс во многих вузах страны и в первую очередь в медицинских с каждым годом становится все более интенсивным и требует от обучающихся рационального планирования временных и жизненных ресурсов, которые нуждаются в постоянном пополнении. Такой напряженности учебного распорядка способствует множество факторов: не всегда рациональное расписание учебных занятий (продолжительный учебный день, который включает не только аудиторные занятия с теоретическим и клиническим содержанием, но и объемную самостоятельную учебную деятельность; необходимость заучивания огромного материала по осваиваемым дисциплинарным курсам и т.д.). В медицинских вузах с окончанием третьего курса большая часть студентов начинает свою трудовую деятельность в качестве среднего медицинского персонала, что приводит к еще большей напряженности их жизнедеятельности. Кроме того, в исследованиях В.Б. Мандрикова (2002), С. А. Моисеенко (2006), П.В. Бородина (2017) отмечено, что на протяжении всего обучения в вузе, студенты-медики не всегда соблюдают режим учебной работы, питания, сна и отдыха. Лишь немногие из них позволяют себе ведение активной двигательной деятельности [2, 3, 4].

Общеизвестно, что выпускник медицинского вуза, приступая к своей профессиональной деятельности должен обладать эмоциональной устойчивостью, физической и психической выносливостью, статической силой отдельных мышечных групп, хорошей развитостью «мелкой» моторики (ловкости) и т.д. Данные качества развиваются и совершенствуются средствами занятий физической культурой и спортом, и в частности средствами спортивной борьбой [1, 2]. Следует иметь в виду и то, что выпускники медицинских вузов должны обладать определенным уровнем «физкультурной образованности», которую они должны реализовывать в своей профессиональной деятельности. Неслучайно среди студенчества медицинских вузов страны так популярен физкультурно-спортивный фестиваль «Физическая культура и спорт - вторая профессия врача» [1]. Не следует забывать и о том, что например, в соответствии с проектом профессионального стандарта врача общей практики, на принятии которого так настаивают представители профессиональных медицинских ассоциаций, данный работник должен будет обладать

умениями обеспечивать все сознательные и возрастные группы населения необходимой информацией о здоровом образе жизни, проводить мотивационное (поведенческое) профилактическое консультирование по вопросам ведения ЗОЖ, осуществлять консультирования и разработку индивидуальных программ профилактики и формирования ЗОЖ, включая программ здорового питания, физической активности [5]. Безусловно, что основы врачебно-профессиональных компетенций данного вида формируются как в процессе занятий по физической культуре, так и во время внеучебных спортивно-тренировочных (секционных) занятий.

МЕТОДИКА

Анкетирование избранной категории респондентов было проведено с 24 по 26 октября 2019 г. в городе Махачкала, во время соревнований по вольной борьбе среди студентов медицинских и фармацевтических вузов России, проводившихся в честь серебряного призера Олимпийских игр 1980 года, дагестанского борца Магомедхана Арацилова. В опросе приняло участие 86 респондентов, средний возраст которых составил 21,6±0,81 лет. Все они преимущественно были студентами 3-4 курсов медицинских и фармацевтических вузов. География участников исследования была представлена медицинскими вузами страны, расположенными в городах: Хабаровск, Уфа, Рязань, Махачкала, Нальчик, Владикавказ и Москва.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В результате обработки данных анкетного опроса было установлено, что 86% респондентов являются представителями борьбы вольного стиля, 5% занимаются греко-римской борьбы и 9% студентов-медиков участников соревнования представляют другие виды единоборств. Общий стаж занятием борьбой у испытуемых составил 7,8±1,01 лет. Из общего числа опрошенных 22% респондентов являются спортсменами первого разряда, 63% кандидатами в мастера спорта РФ и 15% имеют звание «Мастер спорта России» по вольной борьбе.

Полноценно сочетать обучение в неспециализированном (медицинском) вузе с занятиями борьбой могут 53,5% опрошенных студентов-борцов, 32,6% респондентов указали на то, что это возможно, но только при высоком уровне базовой общеобразовательной подготовленности, 8,1% опрошенных отметили, что это возможно, если у обучающихся есть базовое среднее профессиональное медицинское образование и 5,8% затруднились ответить на поставленный вопрос. Ответы на вопрос о том, могут ли студенты-медики организовать и провести полноценное занятие по виду борцовского единоборства которым они занимаются, распределились следующим образом: утвердительно на данный вопрос ответили 67,4%, 21,9% респондентов указали на то, что для этого необходимо дополнительно изучить специальную литературу или другие источники информации, а 11,6% участников борцовского турнира затруднились ответить на данный вопрос. Дальше, в ходе обработки анкет, мы выяснили, что 93% респондентов смогут самостоятельно составить комплекс утреней гигиенической гимнастики и составить рациональную диету. Провести учебно-тренировочное занятие по борьбе, дать консультацию по закаливанию, сделать самомассаж или массаж другому лицу смогут 91, 88 и 87% участников опроса соответственно.

Отвечая на вопрос о том, какие, по их мнению, физические качества преимущественно нужно развивать у борцов разных весовых категорий, участники анкетного опроса отметили, что у представителей легких весовых категорий нужно развивать быстроту и координацию, у «средневесов» и «тяжей» - силу и выносливость (рисунок 1). Отвечая на один из вопросов анкеты, респонденты должны были определить оптимальный объем недельной тренировочной нагрузки, который применим для студентов-медиков, занимающихся борьбой. Так, до 37% респондентов (в основном представители медицинских вузов Северного Кавказа) считают, что даже в неспециализированном вузе заниматься борьбой

следует примерно 5 раз в неделю. При этом 57% респондентов указали на то, что оптимальным было бы посещать тренировки 3-4 раза в неделю.

60 54

50 40 30 20 10 0

Быстрота Сила

"Легковесы"

Гибкость

Координация "Тяжи"

Рисунок 1

Выносливость "Средневесы"

Результаты мнения студентов-медиков о необходимости развития основополагающих физических качеств у борцов разных весовых категорий

Далее нас интересовало наличие у опрашиваемых познаний в области основ спортивной тренировки. Так 96% испытуемых отмечают, что их тренеры на всех этапах тренировочного процесса гармонично реализуют различные методические приемы ведущих отечественных и зарубежных школ спортивной борьбы. При этом у них сложилось мнение, что лучше всего развивать и совершенствовать общую физическую подготовленность (ОФП) в переходном периоде (40% времени от общего его числа, затрачиваемого на тренировки), а специальную физическую подготовку (СФП) - в предсоревновательном и соревновательном периодах планируя на каждом из них по 30% тренировочного времени. Совершенствование технико-тактической подготовки (ТТЛ) больше всего уделяется внимание на тренировках предсоревновательного периода (40%), а теоретической и психологической подготовке (ТиПП) - в соревновательном периоде (таблица 1). Таблица 1 - Распределение видов подготовки по периодам тренировочного цикла у борцов

Виды подготовки Примерная% величина

Подготовит. период Предсоревнов. период Соревноват. период Переходный период

ОФП 30 20 30 40

СФП 20 30 30 20

ТТП 30 40 10 25

ТиПП 20 10 30 15

Всего 100 100 100 100

Итоговая обработка данных анкет выявил, что половина испытуемых отметила свой стиль борьбы как атакующий, другая половина указала манеру борьбы, как контратакующая (49% и 51% соответственно). Большинство испытуемых указали, что выносливость и быстрота являются основополагающими физическими качествами для борцов (рисунок 2).

50 48 46 44 42 40 38 36

48

45

41 40 41

Быстрота

Сила

Выносливость

Гибкость

Координация (ловкость)

Рисунок 2 - Результаты выбора студентов-медиков основополагающего физического качества

Во время борцовского поединка студенты-медики демонстрируют достаточно большой арсенал «коронных» технических действий. Так, в стойке 65% респондентов

предпочитают выполнять проходы в ногу или в две ноги, а броски подворотом с захватом руки и шеи («бедро») и поворотом с захватом руки и одноименной ноги («мельница») выполняют 38 и 37% соответственно. В меньшей процентной доли во время «схваток» респонденты выполняют такие действия, как: «скручивание», «швунги» и «переводы в партер». В партере участники нашего исследования выполняют в основном «переворот накатом с захватом руки и туловища» и на это указало 78%. Наименьшее количество ответов получил вопрос, касающийся использования каскада таких приемов как: «забегание с захватом руки и шеи», «накрывание», «скручивание» и «растягивание». Приводимые здесь данные свидетельствуют о том, что познания студентов-медиков, занимающихся борьбой в вопросах организации спортивной тренировки достаточно профессиональны, кроме того, они осознанно анализируют характер своей профессиональной и тренировочной деятельности. Уровень их спортивной подготовки следует считать достаточно «продвинутым», он значительно отличается (в лучшую сторону) от начинающих борцов, кроме того, они владеют достаточно обширным техническим арсеналом.

Помимо всего прочего, нас интересовало отношение респондентов к приему в спорте запрещённых препаратов (допингов). Так, 82% участников исследования ответили, что международные и общероссийские антидопинговые правила должны неукоснительно соблюдаться. Однако 12% указали, что соблюдение их необходимо лишь в профессиональном спорте. На возможность применения запрещенных препаратов в системе медико-восстановительных мероприятий указало 6% респондентов.

В заключительной части анкеты студенты-медики должны были оценить материально-техническое оснащение борцовских залов (спортивных комплексов) в которых они занимаются. Так, 65% испытуемых отметили, что они полностью удовлетворены оснащением своего борцовского зала. Однако настораживает тот факт, что у оставшейся части респондентов спортивный зал оснащен посредственно и недостаточно (20 и 15% соответственно). Эти данные говорят о наличии возможных проблем в подготовки из числа студентов-медиков борцов высокой спортивной квалификации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Опросное исследование помогло выявить ряд вопросов касающееся качества организации учебно-тренировочного процесса студентов-борцов обучающихся в медицинских вузах РФ. С учетом того, что сложившаяся практика ординарного студенческого спорта гласит о целесообразности проведения учебно-тренировочных занятий 3-4 раза в неделю с продолжительностью 1,5-2 часа, следует отметить, что во многих случаях тренерами это не соблюдается, поэтому более напряженный, реализуемый график тренировок может отрицательно сказаться на качестве учебной деятельности студентов-медиков. Кроме того в содержании занятий на разных этапах учебно-тренировочного процесса необходимо давать сбалансированную, но индивидуализированную нагрузку в зависимости от периода учебного года и подготовки спортсмена. Студенты-борцы обучающиеся в медицинских вузах обладают базовыми познаниями в области основ спортивной тренировки. Многие из них считают себя готовыми для самостоятельного проведения тренировочных занятий и могут оказать консультационную помощь по вопросам здорового образа жизни и организации двигательного режима.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бородин, П.В. Позиционирование Дальневосточных медицинских вузов на фестивалях студенческого спорта «Физическая культура и спорт - вторая профессия врача» / П.В. Бородин, В.Г. Тютюков, А.В. Захаров // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 9 (163). - С. 59-63.

2. Бородин, П.В. Совершенствование методики физического воспитания студентов медицинского вуза на основе использования информационных технологий : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Бородин П.В. - Улан-Удэ, 2017. - 26 с.

3. Мандриков, В.Б. Методология профилирования физического воспитания студентов медицинских вузов : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Мандриков Виктор Борисович. - Волгоград, 2002. - 40 с.

4. Моисеенко, С.А. Совершенствование процесса физического воспитания студентов медицинских вузов на основе дополнительных занятий профессионально-прикладной направленности : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Моисеенко С.А. - Хабаровск, 2006. - 21 с.

5. Проект Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ «Об утверждении профессионального стандарта «Врач общей практики (семейный врач)» (подготовлен Минтрудом России 27.11.2018). - URL : https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/56675186/ (дата обращения: 17.02.2020).

REFERENCES

1. Borodin, P.V., Tyutyukov, V.G. and Zakharov, A.V. (2018), "Positioning of far Eastern medical universities at the festivals of student sports "Physical culture and sports-the second profession of a doctor", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 163, No 9, pp 59-63.

2. Borodin, P.V. (2017), Improving methods ofphysical education of medical students based on the use of information technologies, dissertation, Ulan-Ude.

3. Mandrikov, V.B. (2002), Methodology for profiling physical education of medical students, dissertation, Volgograd.

4. Moiseenko, S.A. (2006), Improving the process ofphysical education of medical students on the basis of additional classes ofprofessional and applied orientation, dissertation, Khabarovsk.

5. Draft Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation "On approval of the professional standard", General practitioner (family doctor)", (prepared by the Ministry of Labor of Russia on 11.27.2018), available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/56675186/.

Контактная информация: Borodinpetr@mail.ru

Статья поступила в редакцию 25.02.2020

УДК 796.912

ТРАВМАТИЗМ В ФИГУРНОМ КАТАНИИ

Наталья Николаевна Бумарскова, кандидат биологических наук, доцент, Василий Александрович Никишкин, профессор, заведующий кафедрой, Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет

Аннотация

Фигурное катание является одним из популярных, изящных видов спорта. Многообразие форм, движений приложение усилий требуют развития у фигуриста разных по характеру физических качеств. В представленной статье рассматриваются риски в фигурном катании, приводятся гендерное сравнение травм, влияние скорости на спортсмена во время падения, раскрывается психологическая составляющая партнеров во время травм. Этот вид спорта оказывает огромное влияние не только на развитие двигательного аппарата, но и на функции сенсорных систем организма.

Ключевые слова: фигурное катание, спортивные травмы, фигурные элементы, парное катание, лечение травм, происхождение.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.2.p63-68

INJURIES IN FIGURE SKATING

Natalya Nikolaevna Bumarskova, the candidate of biological sciences, senior lecturer, Vasily Aleksandrovich Nikishkin, the professor, Department chairman, National Research Moscow

State University of Civil Engineering

Abstract

Figure skating is one of the popular, graceful sports. The variety of forms, movements, applications of efforts require from the skater the development of the different by character physical qualities. This article

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.