3. Мандриков, В.Б. Методология профилирования физического воспитания студентов медицинских вузов : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Мандриков Виктор Борисович. - Волгоград, 2002. - 40 с.
4. Моисеенко, С.А. Совершенствование процесса физического воспитания студентов медицинских вузов на основе дополнительных занятий профессионально-прикладной направленности : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Моисеенко С.А. - Хабаровск, 2006. - 21 с.
5. Проект Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ «Об утверждении профессионального стандарта «Врач общей практики (семейный врач)» (подготовлен Минтрудом России 27.11.2018). - URL : https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/56675186/ (дата обращения: 17.02.2020).
REFERENCES
1. Borodin, P. V., Tyutyukov, V.G. and Zakharov, A.V. (2018), "Positioning of far Eastern medical universities at the festivals of student sports "Physical culture and sports-the second profession of a doctor", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 163, No 9, pp 59-63.
2. Borodin, P.V. (2017), Improving methods ofphysical education of medical students based on the use of information technologies, dissertation, Ulan-Ude.
3. Mandrikov, V.B. (2002), Methodology for profiling physical education of medical students, dissertation, Volgograd.
4. Moiseenko, S.A. (2006), Improving the process ofphysical education of medical students on the basis of additional classes ofprofessional and applied orientation, dissertation, Khabarovsk.
5. Draft Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation "On approval of the professional standard", General practitioner (family doctor)", (prepared by the Ministry of Labor of Russia on 11.27.2018), available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/56675186/.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 25.02.2020
УДК 796.912
ТРАВМАТИЗМ В ФИГУРНОМ КАТАНИИ
Наталья Николаевна Бумарскова, кандидат биологических наук, доцент, Василий Александрович Никишкин, профессор, заведующий кафедрой, Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет
Аннотация
Фигурное катание является одним из популярных, изящных видов спорта. Многообразие форм, движений приложение усилий требуют развития у фигуриста разных по характеру физических качеств. В представленной статье рассматриваются риски в фигурном катании, приводятся гендерное сравнение травм, влияние скорости на спортсмена во время падения, раскрывается психологическая составляющая партнеров во время травм. Этот вид спорта оказывает огромное влияние не только на развитие двигательного аппарата, но и на функции сенсорных систем организма.
Ключевые слова: фигурное катание, спортивные травмы, фигурные элементы, парное катание, лечение травм, происхождение.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.2.p63-68
INJURIES IN FIGURE SKATING
Natalya Nikolaevna Bumarskova, the candidate of biological sciences, senior lecturer, Vasily Aleksandrovich Nikishkin, the professor, Department chairman, National Research Moscow
State University of Civil Engineering
Abstract
Figure skating is one of the popular, graceful sports. The variety of forms, movements, applications of efforts require from the skater the development of the different by character physical qualities. This article
discusses the risks in figure skating; it provides the gender comparison of injuries, the effect of speed on the athlete during a fall, revealing the psychological component of the partners during injuries. This sport has a huge impact not only on the development of the motor apparatus, but also on the functions of the sensory systems of the body.
Keywords: figure skating, sports injuries, curly elements, pair skating, injury treatment, origin.
Фигурное катание - это сложно-координационный, травмоопасный вид спорта, который имеет большие риски получения травм, где спортсмены, перемещаясь на коньках по льду (в основном под музыкальное сопровождение), выполняют дополнительные элементы. Истоки фигурного катания лежат в далеком прошлом и уходят корнями в бронзовый век. Человек научился быстро передвигаться по льду, когда прикрепил к обуви специальные приспособления из кости. В настоящее время коньки стали делать из железа, что помогло увеличить скорость катания, а вместе с тем выросло количество травм.
Задачей исследования является оценка травмоопасности фигурного катания и изучение методов предотвращения травм.
Главной задачей первых фигуристов было вычерчивать на льду разнообразные фигуры, сохраняя при этом красивую позу. После каждого выступления судьи выходили на лед и изучали оставленный фигуристом след, что составляло основу соревнования.
Изменения пришли с появлением телевидения. Фигурное катание стало более зрелищным видом спорта, которому свойственны смешанные упражнения, преобладающие ациклические движения. Динамическая работа дополняется значительной долей статических упражнений. В связи с этим занятия фигурным катанием развивают как статическую (изометрическую), так и динамическую (в частности, взрывную) силу. Многочисленные ускорения и замедления, наклоны и вращения, сложность сохранения равновесия на малой площади опоры повышают тонкость анализа положений и перемещений тела и развивают вестибулярный аппарат. Повышается мышечно-суставная и тактильная чувствительность, точность глазомера, дифференцировка слуховых ощущений, способность к комплексному восприятию информации от многих сенсорных систем (чувство льда).
Переменная мощность работы требует развития соответствующих физиологических свойств организма, адаптации двигательного аппарата и вегетативных систем к резким изменениям уровня рабочей активности. Это может быть обеспечено путем совершенствования регуляции перестроек различных функций, повышения скорости процессов вырабатывания и восстановления. Переключения мощности работы сопровождаются и переключениями уровня энерготрат - от незначительных в обязательных программах, где невысока скорость и велика доля статического компонента, до больших - при быстрых и динамичных произвольных упражнениях. По длительности выполнения произвольных программ (2-4,5 мин) они относятся к зоне субмаксимальной мощности. При такой длительности упражнений образование энергии осуществляется как аэробным (окислительным), так и анаэробным (гликолитическим) путем. Следовательно, для фигуриста важно развитие как аэробных возможностей организма (доставки кислорода работающим мышцам), так и анаэробных (способности выполнять работу за счет расщепления гликогена).
Различают виды фигурного катания: мужское и женское одиночные катания; парное катание; спортивные танцы; синхронное катание.
Самое опасное из них - парное катание, в котором партнеры не только катаются в унисон, исполняя движения в гармонии друг с другом, но и выполняют различные элементы: «поддержка», «выброс», «подкрутка» и «тодес», которые вообще не имеют аналогов в одиночном катании. Поэтому все травмы, которым подвержены одиночники и танцоры, сопутствуют и парникам.
Вдобавок ко всему, у партнеров есть своя специфика работы - силовые элементы, которые добавляют сложность и опасность парному катанию. За многие годы исследователями установлено, что травмы у фигуристов в парном катании в 1,5 раза больше, чем в одиночном и в 2 раза больше, чем в танцах на льду.
Особо опасный элемент в парном катании - параллельное вращение, где все движения исполнителей должны быть абсолютно синхронными. Стоит одному из спортсменов чуть замедлиться и для зрителя нарушится вся стройность композиции, а для самих фигуристов опасность серьезной травмы возрастет в разы.
В парном катании фигуристка, как правило, ниже своего партнера, поэтому она рискует значительно больше. Во время параллельных вращений ее лицо может оказаться в проекции движения конька её партнера. В парном катании есть фактор риска, который отсутствует у одиночников - это риск получить серьезную травму лезвием конька при падении. Раны от удара лезвием конька - самые опасные и могут иметь тяжелейшие последствия. Они на первом месте по тяжести повреждений. 30% всех несчастных случаев в парном фигурном катании заканчиваются сотрясением мозга. От удара расположенное глубоко внутри мозга мозолистое тело (сплетение нервных волокон в головном мозге человека, которое соединяет правое и левое полушария) колеблется быстрее и интенсивнее. Именно сильные колебания этой области после удара создают значительную нагрузку на окружающие ткани и могут привести к потере сознания и другим проявлениям черепно-мозговой травмы, которые испытывают и кора, и полушарие. К сожалению, у спортсменов, которые профессионально занимаются спортом, большинство сотрясений не регистрируются и не лечатся, и могут привести к ухудшениям памяти, неврозам и напомнить о себе через десятки лет.
Также в парном катании есть еще одна опасность - это травмы, полученные во время поддержек и выбросов, выполняя выбросы или поддержки (стандартная высота около двух метров), спортсмены могут совершить неисправимые ошибки. Чаще всего партнерши получают травмы при падении (скорость составляет 20-25 км/ч), а также при форс-мажорных обстоятельствах, когда конек партнера попадает в дугу-след.
Чтобы снизить риск травмы при падении, прямой удар нужно превратить в скользящий. Если фигурист во время падения направит партнершу вдоль льда, закрутив ее, то прямой удар превратится в скользящий, и девушка, вероятно, не получит серьезных повреждений. Принять правильное решение за долю секунды, в тот момент, когда ты испытываешь мощнейшие нагрузки и находишься в движении, - это задача огромной сложности. Как правило, если в парном катании один партнер ошибается, второй уже не в силах исправить ситуацию. Партнеру наносится психологическая травма в результате интенсивного остроэмоционального, стрессового воздействия на его психику, вследствие нанесенного вреда партнёрше.
Пара на льду существует как единый организм, чья-то малейшая неточность - следствие - страдают оба партнера.
Год от года появляются всё новые элементы, программа усложняется, фигуристы далеко не всегда успевают адаптироваться к изменяющимся требованиям, часто травмируются как на соревнованиях, так и на тренировках. Для того, чтобы одержать победу в соревновании, фигурист должен выполнить все установленные технические требования, ко -торые каждый год значительно усложняются Международным союзом конькобежцев.
Поэтому нужен правильный подход к оценке функционального состояния фигуристов, которое определяет спортивную форму спортсмена. Таким образом, должна быть учтена психологическая составляющая, тогда функциональное состояние будет включать в себя: первое - морфологическую (пластическую), второе - функциональную и третье -психологическую составляющую.
У всех фигуристов травмы чаще всего возникают в области лодыжки, на втором месте - колено, на третьем - поясница. Эти повреждения вызваны падениями и чрезмерной ударной нагрузкой.
Один из важных элементов фигурного катания - это прыжки.
Виды прыжков: тулуп; сальхов ритбергер; лутц; аксель; флип. Они отличаются по технике, но суть одна - спортсмен на скорости должен «оторвать» свое тело ото льда,
совершить группировку и вращение в воздухе и красиво приземлиться на одну ногу. Особенно сложные прыжки у одиночников в 3, а то и в 4 оборота каскадом. Кроме обычной травмы при прыжке, фигурист может получить и скрытые повреждения, а их последствия могут быть катастрофическими. Для фигуристов характерны осевые и вращательные нагрузки. Такая специфика приводит к тому, что резко возрастает давление на диски и тела позвонков, происходит их сжатие, что может привести к компрессионному перелому позвоночника.
Частые падения, без которых спортсмену не отработать прыжок, дополнительно нагружают позвоночник. Профессиональный спортсмен, как правило, приземляется на одну ногу, поэтому происходит разрушение тазобедренного сустава.
Ассиметричная нагрузка действует на весь опорно-двигательный аппарат, этот процесс продолжается годами. В фигурном катании травмы и их последствия могут иметь накопительный эффект, что в дальнейшем может привести к серьезным последствиям.
Чтобы достичь высот в фигурном катании, необходимо начать заниматься уже в 3 года. С 3,5 лет до 6 дети проходят подготовительные упражнения в спортшколе. Профессиональные занятия фигурным катаниям начинаются с 6-ти лет. В 7 лет молодой фигурист должен выполнять прыжок в 2 оборота, а в 10 лет - в 3 оборота. Все сложные элементы фигуристы должны усвоить максимум до 11 лет.
Исключить болезненные падения невозможно, но уменьшить их количество - реально. Для более безопасного выполнения прыжков, тренеры используют устройство под названием «Лонжа», с помощью которого предотвращаются падения и создаются облегчённые условия для прыжка.
Большое место в подготовке фигуристов должны занимать занятия вне катка: в тренажёрном зале, бассейне, танцевальном классе с соблюдением методических принципов подготовки спортсменов - поэтапное усложнение и увеличение нагрузок.
Для того, чтобы избежать травм, обоснованно составить программу тренировок, фигуристам нужен точный расчёт. С помощью разработанной компьютерной программы моделирования прыжков и вращения спортсменов, возможно определить положение рук и головы, фигуриста чтобы безопасно увеличить скорость вращения. Комфортный предел для фигуристов составляет (около 330 оборотов в минуту необходимо 0,65 секунды), а для четвёртого прыжка - 430 оборотов в минуту потребуется 0,75 секунды.
В основном, в парном катании, травмам подвергается именно фигуристка. Для ее защиты, на голову надевают мягкий шлем, а специальный корсет смягчает последствия асимметричной нагрузки, но подобная защита не используется на выступлениях. Это объясняется тем, что фигурное катание - это эстетичный вид спорта, искусство. Для красоты линий и движений, передачи духа танца невозможно использовать защиту.
Единственное, что действительно может спасти фигуристов от травм и помочь при перегрузках - это восстановление правильного мышечного корсета тела. Работа над мышцами, которые не задействованы в прыжках и вращениях, поможет компенсировать асимметрию тела человека.
Таким образом, можно сделать вывод, что опасность фигурного катания становится с каждым годом более высокой, так как различные повреждения связочно-капсульного аппарата суставов, мышц, переломы, гематомы и ушибы мягких тканей усугубляют проблемы в позвоночнике и деформируют его естественные изгибы (повреждения в поясничном отделе) позвоночника. Это приводит к возникновению сколиотической болезни. Прыжковая нагрузка провоцирует появление межпозвоночных грыж, в некоторых ситуациях может произойти и компрессионный перелом.
Фигурное катание — один из самых изящных видов спорта, в котором предел человеческих возможностей ещё не достигнут. Каждый год сложность технических элементов возрастает. Вот уже больше века эти соревнования — настоящее шоу. В спорте высших достижений во всех видах спортсмены действует на пределе своих возможностей, поэтому
травмы получаются из самой сущности. Уровень состояния физического и психического компонентов здоровья, качества жизни спортсменов и спортсменок неравноценен. Если соблюдать все методические принципы и грамотно подходить ко всем разделам спортивной тренировки, можно снизить риск получения травмы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бегоян, А.Н. Нейробиологические механизмы когнитивно-концептуальной терапии психотравмы / А.Н. Бегоян // Материалы Международного молодёжного научного форума «Ломоносов-2015». - Москва, 2015. - URL : https://www.iper1k.ru/images/files/_Нейробиологические_меха-низмы_терапии_психотравмь1_БЕГОЯН_А.р(1£ (дата обращения: 01.02.2020).
2. Бумарскова, Н.Н. Теоретические знания в области работы мышц. Практическое применение их в тренажерном зале современной учащейся молодежью / Н.Н. Бумарскова, Е.А. Лазарева // Научно-методические и медико-биологические вопросы подготовки спортсменов в олимпийских видах спорта : материалы XXIX Олимпийской научной сессии молодых ученых и студентов Сибири. -Москва, 2017. - С. 185-188.
3. Вайцеховская, Е.С. Фигурное катание. Только звезды / Е.С. Вайцеховская. - Москва : Эксмо, 2009. - 256 с.
4. Виноградова, В.И. Основы биомеханики прыжков в фигурном катании на коньках / В.И. Виноградова. - Москва : Советский спорт, 2013. - 215 с.
5. Функциональные состояния в спорте / И.В. Левшин, А.С. Солодков, Ю.М. Макаров, А.Н. Поликарпочкин // Теория и практика физической культуры. - 2013. - № 10. - С. 71-75.
6. Мишин, Б.З. Отечественная история фигурного катания на коньках / А.Н. Мишин, К.З. Гуляев, Ю.В. Якимчук. - Москва : Олимп, 2006. - 432 с.
7. Никишкин, В.А. Современные проблемы физической культуры, спорта и молодежи / В.А. Никишкин, Н.Н. Бумарскова // Психолого-педагогическое сопровождение студентов : материалы III региональной научной конференции молодых ученых. - Чурапча, 2017. - С. 200.
8. Толковый словарь спортивных терминов / сост. И.В. Абсалямова, Ф.П. Суслов, С.М. Вай-цеховский. - Москва : Физкультура и спорт, 1993. - 351 с.
9. Тузова, Е.Н. Обучение базовым элементам фигурного катания : учебно-методическое пособие / Е.Н. Тузова. - Москва : Спорт, 2015. - 96 с.
10. Мишин, А.Н. Фигурное катание на коньках : учебник для ин-тов физ. культуры / А.Н. Мишин. - Москва : Физкультура и спорт, 1985. - 271 с.
11. Заяшников, С.И. Фигурное катание : учебно-методическое пособие / С.И. Заяшников. -Москва : Терра-Спорт, 2008. - 272 с.
REFERENCES
1. Begoyan, A. N. (2015), "Neurobiological mechanisms of cognitive-conceptual therapy of psy-chotrauma", Materials of the international youth scientific forum "Lomonosov-2015", Moscow, available at: https://www.iper1k.ru/im-ages/Шes/_Нейробиологические_механизмы_терапии_психотравмы_БЕГОЯН_А.pdf
2. Bumarskova, N. N. and Lazareva, E. A. (2017), "Theoretical knowledge in the field of muscle work. Practical application of them in the gym by modern students", Scientific-methodological and medical-biological issues of training athletes in Olympic sports: materials of the XXIX Olympic scientific session of young scientists and students of Siberia, Moscow, pp. 185-188.
3. Vaitsekhovskaya, E.S. (2009), Figure skating. Only the stars, Eksmo, Moscow.
4. Vinogradova, V.I. (2012), Basics of bionics in figure skating, Soviet sport, Moscow.
5. Levshin, I.V., Solodkov, A.S., Makarov, Yu.M. and Polikarpochkin A.N. (2013), "Functional states in sports", Theory and practice ofphysical culture, No. 10, pp. 71-75.
6. Mishin, A.N., Gulyaev, K.Z. and Yakimchuk, Yu.V. (2006), Russian history of figure skating, Olymp, Moscow.
7. Nikishkin, V.A. and Bumarskova, N. N. (2017), "Modern problems of physical culture, sports and youth", Psychological and pedagogical support of students: materials of the III regional scientific conference of young scientists, Churapcha, pp. 200.
8. Absalyamova, I.V. Suslov, F.P. and Vaitsekhovsky, S.M (1993), Explanatory dictionary of sports terms, Physical culture and sport, Moscow.
9. Tuzova, E.N. (2015), Teaching basic elements of figure skating: manual, Sport, Moscow/
10. Mishin, A.N. (1985), Figure skating: textbook, Physical culture and sport, Moscow.
11. Zayashnikov, S.I. (2008), Figure skating, Terra-Sport, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 12.02.2020
УДК 796.011
КАЧЕСТВА И НАВЫКИ СТУДЕНТА АВИАЦИОННОГО ВУЗА ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПИЛОТИРОВАНИЯ АВИАЛАЙНЕРА
Людмила Михайловна Волкова, кандидат педагогических наук, профессор, Андрей Алимжанович Даценко, старший преподаватель, Санкт-Петербургский
государственный университет гражданской авиации, Любовь Вячеславовна
Митенкова, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет
Аннотация
В работе аргументируется, что сегодня, наряду с повышением надежности авиатехники, умение пилота ориентироваться в воздушном пространстве приобретает все большее значение для обеспечения безопасности полетов. Это особенно важно при возросшей динамичности лайнера, новых подходах к маневрированию самолета. В статье исследуется комплекс летных качеств и навыков, необходимых для профессионального пилотирования гражданских авиасудов, особое внимание уделяется проблемам физического здоровья и физической подготовленности пилотов. Оценка эффективности средств и методов физической подготовки в гражданской авиации позволила выделить те, которые являются наиболее результативными.
Ключевые слова: гражданская авиация, студент, здоровье, физическая подготовленность, пилот, средства, методы.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.2.p68-71
QUALITIES AND SKILLS OF THE AVIATION UNIVERSITY STUDENT FOR PROFESSIONAL PILOTING OF AIRLINER
Lyudmila Mikhailovna Volkova, the candidate of pedagogical sciences, professor, Andrei Al-
imzhanovich Datsenko, the senior teacher, St. Petersburg State University of Civil Aviation, Lyubov Vyacheslavovna Mitenkova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, St.
Petersburg State Pediatric Medical University
Abstract
The article argues that today, along with improving the reliability of aircraft, the pilot's ability to navigate in the air space is becoming increasingly important for ensuring flight safety. This is especially important with the increased dynamism of the liner and new approaches to maneuvering the aircraft. The article explores the complex of flight qualities and skills necessary for professional piloting of civil air vessels, special attention is paid to the problems of physical health and physical fitness of pilots. Evaluation of the effectiveness of physical training in civil aviation allowed us to identify those that are the most effective.
Keyword: civil aviation, student, health, physical fitness, pilot, tools, methods.
ВВЕДЕНИЕ
Гражданская авиация (ГА) по праву относится к одной из постоянно развивающихся областей, авиационные власти ежегодно выпускают новые регламенты, что делается для повышения безопасности в авиации. В настоящее время профессия пилота остается одной из самых сложных, но и популярных профессий в мире. Пилот несёт полную ответственность за безопасную и эффективную эксплуатацию самолета, за экипаж, пассажиров и для