АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ ФИГУРНОГО КАТАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ УСТАНОВЛЕНИЯ БОЛЕЕ ВЫСОКИХ СТАНДАРТОВ ДЛЯ СПОРТСМЕНОВ
О.В. Савельева, старший преподаватель С.А. Капустина, студент
Самарский государственный экономический университет (Россия, г. Самара)
DOI: 10.24411/2500-1000-2019-11863
Аннотация. Фигурное катание - спорт не для всех, вершин достигают только самые упорные и талантливые спортсмены. Но не всегда успех зависит только лишь от усилий фигуристов, огромное влияние оказывают тренеры, хореографы, судьи на соревнованиях, а также Международный союз конькобежцев (ШЦ). Развитие фигурного катания достигло своего апогея, на большее человеческий организм уже не способен, именно поэтому планируются глобальные изменения в правилах, оценивании программ, а возможно и в смене существующих лидеров.
Ключевые слова: фигурное катание, спортсмен, правила, спорт, конкуренция.
На данный момент фигурное катание становится все более популярным видом спорта не только в нашей стране, но и по всему миру. Большое количество людей следят за соревнованиями и результатами спортсменов, анализируют выступления. Многих волнуют будущие изменения в правилах соревнований и оценивании программ, именно поэтому проводимый нами анализ актуален.
Целью данной работы является выяснение причин установления более высоких стандартов для спортсменов и ужесточения правил.
В данной статье мы проанализируем то, как менялось фигурное катание, какие новшества нас ждут в будущем, и как они повлияют на развитие данного вида спорта.
Фигурное катание - это конькобежный вид спорта, заключающийся в передвижении спортсменов на коньках с выполнением различных элементов под музыку. Стоит сказать, что в отличие от простого бега на коньках, фигурное катание несет в себе эстетическое воспитание человека, способного понять прекрасное. Данный вид спорта нельзя описать лишь одни словом -«техничность», в нем оценивают, и умение слышать и чувствовать музыку, танцевальные навыки, пластичность [1].
Данный вид спорта насчитывает огромное количество спортсменов, которые в разное время выступали на всевозможных чемпионатах, олимпийский играх, гранд-при, выигрывали медали, привносили какие-то новые элементы и решения, били рекорды и навсегда впечатывали свои имена в отечественную и мировую историю фигурного катания.
Фигурное катание в России зародилось еще во времена Петра I, который привез из Европы образцы коньков и первым придумал крепить их к сапогам. Многие писатели того времени упоминали в своих работах данную забаву, поэтому мы можем сделать вывод, что для русских катание на льду было бытовым явлением, которым любили заниматься не только дети, но и взрослые. В 1865 году был открыт первый общественный каток в Юсуповском саду на Садовой улице, который стал центром подготовки фигуристов. Именно здесь в 1896 году состоялся первый чемпионат мира по данному виду спорта [2]. Развитие фигурного катания продолжилось и во времена СССР, который выйдя на мировую арену, стал одной из доминирующих сил в мировом спорте, а в особенности в парных дисциплинах. Конец XX века прошел в полном доминировании СССР, а затем и России в парном фигурном катании, мы получали золото во всех Олим-
пийских играх, начиная с 1964 и до 2006 гг. Фигурное катание подарило нам таких легендарных спортсменов как Людмила Белоусова и Олег Протопопов, Нина и Станислав Жук, Екатерина Гордеева и Сергей Гриньков, Ирина Роднина, Тамара Москвина и Алексей Мишин, Татьяна Во-лосожар и Максим Траньков и др. Многие из них стали первоклассными тренерами, которые и в настоящее время тренируют действующих чемпионов и медалистов. Но все же самая сложная борьба всегда шла в соревнованиях одиночников, процесс усложнения программ которых продолжает идти и в настоящее время. И если у мужчин прогресс шел семимильными шагами, они уже умели прыгать прыжки в три оборота и тренировали четверные, у женщин подобного не наблюдалось. Дольше всего мы ждали медалей именно в женском одиночном катании, именно в нем прогресс наблюдался наименее отчетливо. Все изменилось после появления на арене ученицы Станислава Жука Елены Водорезо-вой, которая в двенадцатилетнем возрасте в 1976 году первой в мире исполнила прыжок в три оборота в каскаде. Именно благодаря ей лидеры того времени включили в свои программы по 2-3 тройных прыжка. Добилась успехов и другая ученица Станислава Жука Анна Кондрашова, которая стала первой советской фигуристкой, завоевавшей серебро на чемпионате мира. Успехов добилась и Наталья Лебедева, ставшая призером всех европейских чемпионатов. Несмотря на доминирование в парных дисциплинах, мы так и не добились золота в женском одиночном катании, ближе всего к этому титулу подошла Кира Иванова, выигравшая серебро на чемпионате мира 1985 года и бронзу на Олимпийских играх в 1984 году [3].
Начиная с 1996 года на пьедестале чемпионатов мира по фигурному катанию мы наблюдаем Ирину Слуцкую, Марию Бутырскую, Юлию Солдатову, Елену Соколову. В 2002 году на Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити Ирина Слуцкая впервые за историю отечественного фигурного катания выигрывает серебро. В 2014 году на домашних Олимпийских играх в Сочи Аде-лина Сотникова становится первой в российской истории олимпийской чемпионкой в индивидуальном зачете. Именно после Олимпийских игр 2014 года популярность женского одиночного катания достигла небывалых высот. Внимание к спортсменам и тренерам увеличилось, появилось большое количество талантливых фигуристов, способных с самого раннего детства проводить на льду и в зале многочасовые и скрупулёзные тренировки, отрабатывая свое скольжение, прыжки и вращения [4].
Четыре года подряд медалистами чемпионатов мира и Олимпийских игр становятся юные спортсменки: 15-летняя Юлия Липницкая в 2014 году, 16-летняя Евгения Медведева в 2016 году, а следом и в 2017, 16-летняя Алина Загитова в 2019 году. На подходе такие же молодые спортсменки, которые уже сейчас занимают всевозможные пьедесталы различных соревнований: 15-летние Александра Трусова и Анна Щербакова, 16-летняя Алена Косторная, юниорка Камила Валиева. Многие стали говорить о том, что фигурное катание становится спортом маленьких девочек, ведь тенденция снижения возраста спортсменок в последние годы отчетливо видна, что мы можем наблюдать на рисунке ниже.
26 25 24 23 22 21 20 19 18 17 16 15 14 13
2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
Рисунок. Средний возраст медалисток, принявших участие в чемпионатах мира и Олимпийских играх
Но почему же фигурное катание стало двигаться именно по такому пути? Вице-президент ФФККР Александр Лакерник говорит о том, что в программы стали добавляться сложные «мужские» элементы -прыжки в 4 оборота, девочкам в юном возрасте намного легче исполнять их, ведь их тела пластичны, легки и полны энергии. Именно молодые спортсменки имеют преимущество в технической составляющей перед своими более старшими, но опытными конкурентками. Как правило, сейчас, в 12-13 лет фигуристки осваивают весь арсенал сложных прыжков, но не каждая может сохранить их в более взрослом возрасте. С годами тело взрослеет, набирает в весе, начинается пубертатный период, когда любой набранный грамм может сместить ось тела и испортить не только четверной, но и тройной прыжок. Сейчас у взрослых женское одиночное катание начинается с 15 лет, и пока мировое спортивное сообщество не собирается ни снижать, ни повышать возрастной ценз. Не стоит забывать, что любой вид спорта -опасная вещь, и фигурное катание не исключение. Спортсмен работает на пределе своих возможностей, и, как правило, маленькие «прыгучие» девочки наиболее подвержены травмам - проблемы с суставами, спиной, разрывы мышц. Мы наблюдаем печальную тенденцию того, как бывшие юные чемпионки проигрывают соревнования, срывают прыжки или вовсе уходят из спорта. Многие не могут сохра-
нить свою технику или вообще переучится, особенно если тренер с самого начала поставил спортсмену неправильную базу. Фигуристок, старше 19 лет, смещают более юные соперницы, имеющие в запасе огромное количество энергии, чтобы прыгать четверные не только в первой половине программы, но и во второй, за что дают надбавку в баллах.
В 2020 году правила фигурного катания могут подвергнуться революционным изменениям. Прыгать во второй половине программы будет бесполезно. Вместо короткой и произвольной программ планируют ввести артистическую и техническую программы, в одной из которых компоненты будут играть меньшую роль, чем в другой. Рассматривается понижение базовой стоимости четверного прыжка, а также изменение шкалы уровня исполнения с -5 до +5. Падать будет больнее, именно поэтому спортсмену нужно будет решать - прыгать или нет. Лакерник говорит о том, что фигурное катание достигло своего максимума, поэтому настало время подумать о качественном исполнении элементов, а также о их справедливом оценивании. Возможно, изменение в правилах даст возможность более зрелым фигуристкам выбиться в лидеры, ведь именно с возрастом совершенствуется артистизм в выступлении - девочка в 12-15 лет может выразить меньше, чем 20-23 летняя женщина, и, я думаю, данное утверждение даже не стоит оспаривать.
Анализируя все вышеперечисленное, данного вида спорта, в особенности для мы можем сделать вывод о том, что изме- нашей страны, ведь у нас очень много нения в фигурном катании неизбежны, но юных фигуристок и практически нет еще не ясно как они отразятся на развитии взрослых спортсменок.
Библиографический список
1.Мишин А.Н. Фигурное катание для всех. - СПб.: Лениздат, 1976.
2. Мишин А.Н., Якимчук Ю.В., Гуляев К.З. Отечественная история фигурного катания на коньках - СПб.: Олимп, 2006.
3. Мишин А.Н., Якимчук Ю.В. Фигурное катание в России: факты, события и судьбы. -М.: Северо-Восток, 2007.
4. Мишин А.Н., Шапиро В.А. Фигурное катание как космический полет. - СПб: Реноме, 2015.
ANALYSIS OF THE DEVELOPMENT TRENDS OF FIGURE SKATING IN THE RUSSIAN FEDERATION IN THE SETTING OF HIGHER STANDARTS FOR
ATHLETES
O.V. Savelyeva, Senior Lecturer S.A. Kapustina, Student Samara State Economic University (Russia, Samara)
Abstract. Figure skating is not a sport for everyone, only the most stubborn and talented athletes reach the heights. But success is not always dependent solely on the efforts of the skaters, coaches, choreographers, judges at competitions, as well as the International Skating Union (ISU) have a huge influence. The development of figure skating has reached its peak, it is no longer capable of a larger human body, which is why global changes are planned in the rules, evaluation of programs, and possibly in the change of existing leaders.
Keywords: figure skating, athlete, rules, sport, competition.