Научная статья на тему 'Формирование жизненно важных способностей, умений и навыков в процессе физического воспитания студентов (постановка проблемы)'

Формирование жизненно важных способностей, умений и навыков в процессе физического воспитания студентов (постановка проблемы) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
661
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕННО ВАЖНЫЕ СПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЖИЗНЬ / КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / ЛОВКОСТЬ / ВЫНОСЛИВОСТЬ / VITAL ABILITIES OF STUDENTS / PHYSICAL EDUCATION / LIFE / COORDINATION ABILITIES / DEXTERITY / ENDURANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Севастьянов Владимир Владимирович, Стеблецов Евгений Андреевич, Бугаков Николай Иванович

В работе представлены результаты анализа научно-методической литературы, посвященной вопросу формирования жизненно важных способностей студентов вузов. Показаны противоречия, подтверждающие необходимость проведения дальнейших исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Севастьянов Владимир Владимирович, Стеблецов Евгений Андреевич, Бугаков Николай Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of vital abilities, proficiency and skills in the process of physical education of students (problem statement)

The article presents the results of the analysis of the scientific and methodological literature devoted to the issue of formation of vital abilities of the university students. The contradictions confirming the need for further research are shown.

Текст научной работы на тему «Формирование жизненно важных способностей, умений и навыков в процессе физического воспитания студентов (постановка проблемы)»

УДК 796.011.3

ФОРМИРОВАНИЕ ЖИЗНЕННО ВАЖНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ (ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ)

Владимир Владимирович Севастьянов, кандидат педагогических наук, доцент, Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I;

Евгений Андреевич Стеблецов, кандидат педагогических наук, профессор, Николай Иванович Бугаков, председатель спортивного клуба, Воронежский государственный педагогический университет

Аннотация

В работе представлены результаты анализа научно-методической литературы, посвященной вопросу формирования жизненно важных способностей студентов вузов. Показаны противоречия, подтверждающие необходимость проведения дальнейших исследований.

Ключевые слова: жизненно важные способности студентов, физическое воспитание, жизнь, координационные способности, ловкость, выносливость.

FORMATION OF VITAL ABILITIES, PROFICIENCY AND SKILLS IN THE PROCESS OF PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS (PROBLEM STATEMENT) Vladimir Vladimirovich Sevastyanov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Voronezh State Agrarian University named after Emperor Peter the Great;

Eugene Andreevich Stebletsov, the candidate of pedagogical sciences, professor, Nikolay Ivanovich Bugakov, the chairman of the sports club, Voronezh State Pedagogical University

Annotation

The article presents the results of the analysis of the scientific and methodological literature devoted to the issue of formation of vital abilities of the university students. The contradictions confirming the need for further research are shown.

Keywords: vital abilities of students, physical education, life, coordination abilities, dexterity, endurance.

На современном этапе развития общества очевидно, что состояние здоровья является социально значимой категорией и важнейшим условием реализации запаса профессиональных знаний и умений, полученных на начальном этапе жизненного пути. При этом ведущими специалистами в области физической культуры и спорта (Г.А. Гилев, М.А. Ком-лев, Н.Е. Максимов, Ю.И. Чернов, 2016) отмечается необходимость создания прочного фундамента здоровья именно в период обучения в общеобразовательной школе и вузе [5].

Приступая к рассмотрению вопроса формирования жизненно важных способностей в процессе физического воспитания студентов, необходимо в первую очередь уточнить понятийный аппарат исследования.

В настоящее время в специальной научно-энциклопедической литературе существует достаточно большое количество определений понятия «жизнь». Так в Биологическом энциклопедическом словаре приводится следующая формулировка: «В самом общем смысле жизнь можно определить, как активное, идущее с затратами полученной из вне энергией поддержание и самовоспроизведение специфической структуры» [3]. В рамках уточнения данного понятия приводится следующей тезис высоко развитый человек должен быть способен к социально адекватному поведению, которое позволяет продуктивно взаимодействовать с окружающими, а также успешно справляться с изменениями, возникающими в реальной действительности.

Согласно одному из подходов к определению культуры, развитие человека происходит в основном в процессе деятельности в конкретных ее видах. В этой связи наиболее

важным источником и условием развития личности и общества в целом, а также побудительной причиной социальной деятельности людей служит потребность. Одной из общечеловеческих, потребностей общества является улучшение здоровья населения страны. Создание трудоспособной нации готовой к саморазвитию в реальных условиях жизни является первоочередной задачей современного общества.

В своем определении физическая культура включает деятельность и ее результаты по формированию физической готовности к жизни. Базовое физкультурное образование начинается в семье ребенка с самого раннего детства, продолжаясь далее в процессе самовоспитания и самообразования на протяжении всей жизни. Помимо этого, образование в сфере физической культуры осуществляется в организационных формах. Это работа, проводимая в школах, вузах, секциях под руководством специалистов [14].

По мнению профессора М.Я. Виленского: «Целью учебного процесса по физическому воспитанию, осуществляемому в вузе, является формирование физической культуры личности» [4]. В этой связи на основе примерной рабочей программы физического воспитания как учебной дисциплины Ж.К. Холодовым и В.С. Кузнецовым были обозначены основные задачи, решаемые в процессе обучения студентов, где одной из них является: «Овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре» [15, с. 266]. Там же авторы в рамках основных задач выделяют: «Формирование различных жизненно важных двигательных умений и навыков».

По мнению С.Л. Рубинштейна [10], отличие навыков и способностей заключается в том, что способности являются результатом закрепления не способов деятельности, а психических процессов (деятельностей), посредством которых действия и деятельности регулируются. При этом ученый выделяет взаимную связь способностей и умений. С одной стороны, освоение умений, знаний и т.д. предполагает наличие определенных способностей, а с другой, формирование способности к той или иной деятельности предполагает освоение связанных с ней умений, знаний.

Таким образом на основании вышеизложенного, мы можем выделить ключевые фразы: «Формирование физической готовности к жизни», «Формирование жизненно важных умений и навыков». Так же очевидно, что физическая культура, как органическая часть общей культуры личности, оказывает активное воздействие на все стороны воспитания студента будущего специалиста [14]. В процессе физического воспитания студентов обучают прикладному плаванию, спортивному ориентированию и многим другим видам спорта и их элементам, имеющим прикладное значение, что является важным компонентом в дальнейшей жизни студента и сопоставимо с современной трактовкой понятия «жизнь».

Исходя из того, что к 17-18 годам процесс всестороннего совершенствования двигательных функций близок к завершению, возникает вопрос эффективности формирования жизненно важных способностей именно в студенческом возрасте.

Рассмотрим некоторые способности, являющиеся на наш взгляд наиболее важными в жизни выпускника вуза.

Координационные способности. Изучение и анализ источников научно-методической литературы [2, 6, 7, 9], позволяет говорить о том, что в настоящее время имеет место неоднозначное понимание термина «координационные способности». Так же мнения ученых разнятся в вопросе его соотношения с понятием «ловкость».

Определение понятия «координационные способности» достаточно емкое, что позволяет говорить о системе различных способностей. По мнению профессора В.П. Губы [6, с. 99]: «В настоящее время выделяют от 2-3 общих до 5-7-11-12 (и более) специальных и специфически проявляемых координационных способностей: координация деятельности больших мышечных групп тела, общее равновесие, равновесие со зрительным контролем

и без него, равновесие на предмете, уравновешивание предметов; быстрота перестраивания двигательной деятельности. К координационным относят так же способности: к пространственной ориентации, к дифференцированию, воспроизведению и оценке различных параметров движений к ритму, к вестибулярной устойчивости, к произвольному расслаблению мышц и др.».

Говоря о жизненной важности координационных способностей, обратимся к работе известного ученого Н.А. Берштейна [2], в которой автор отмечает, что: ««Складность в движениях» - это то, что обозначается как хорошая координация вообще, а хорошая координация и ловкость явно не одно и то же» [2, с. 28]. Вместе с тем, Н.А. Бернштейн дает следующее определение ловкости: «Ловкость есть способность справиться с возникшей двигательной задачей: 1) правильно, 2) быстро, 3) рационально, 4) находчиво» [2, с. 283]. При этом автор подчеркивает, что ловкость служит для решения внешней задачи и проявляется при выходе из внезапно измененной обстановки под действием элемента неожиданности. Изначально именно двигательные потребности, необходимость совершать движения более точно, было ведущим началом в развитии мозга. Продолжая данную тему, можно добавить, что по Н.А. Бернштейну практически не существует такого реального движения, в котором не было бы элемента приспособительной переключаемости к различным, пусть даже очень мелким непредвиденным моментам.

Рассматривая эффективность процесса физического воспитания студентов, связанного с многостороннем проявлением их координационных способностей, обратимся к возрастной динамике формирования данных способностей. Как известно, координационные способности являются основным компонентом двигательного развития детей дошкольного возраста, их развитие происходит гетерохронно и успешно осуществляется до 13-14 лет [1].

В свою очередь, педагогическое наблюдение за процессом физического воспитания студентов показывает, что занимающиеся зачастую испытывают различные сложности при решении той или иной двигательной задачи. Что сопоставимо с результатами наших исследований, проведенных со студентами Воронежского государственного аграрного университета имени императора Петра I [11], согласно которым, при оценке способности к перестроению двигательных действий (тест квадрат) большинство испытуемых (51%) имеют средний показатель сформированности данной способности. Показатель ниже среднего, а также низкий и очень низкий - у 26% испытуемых, и лишь 23% показали результаты выше среднего (5 и 6 баллов по 7-ми бальной шкале).

Проведенный нами обзор специальной научно-методической литературы по вопросу формирования жизненно важных способностей, умений и навыков в процессе физического воспитания студентов, не выявил источников, в которых бы раскрывались методики формирования различных координационных способностей у студентов с низким уровнем их развития. На наш взгляд интерес к дальнейшему изучению данной проблемы повышается в свете исследований, проведенных Аль Анассари Захид Сбхи Абдулразак [1], свидетельствующих о том, что специальная тренировочная работа позволяет добиться существенных положительных сдвигов в уровне развития специальной ловкости у квалифицированных баскетболистов 16-18 лет.

Выносливость. Исходя из специфичности двигательной деятельности конкретного объекта, которая определяет деление выносливости на общую и специальную [6, 8], специалисты в области физической культуры и спорта (В.С. Кузнецов, Г. А. Колодницкий, М.И. Хабнер, 2008) отмечают большое прикладное значение общей выносливости, что объясняется взаимной связью между выносливостью и работоспособностью человека. Более выносливые люди могут выполнять большой объем работы и меньше подвержены утомлению. Общая выносливость легко переносится с одного вида физической деятельности на другую, так как она обеспечивается аэробной производительностью организма. Выносли-

вость формируется в процессе физического воспитания студентов даже в первый год занятий, что подтверждается рядом исследований [12, 13].

Изучение и анализ научной литературы показывает, что физическое воспитание студентов является важным звеном в формировании общей физической готовности к жизни. Однако в большинстве источников отсутствует описание методик, направленных на комплексное формирование жизненно важных способностей, умений и навыков у студентов в реальных условиях процесса физического воспитания, осуществляемого в вузе. Освоение студентами практического материала дисциплины «Физическая культура» неразрывно связано с решением разнообразных жизненно необходимых двигательных задач. Вместе с тем, в практике физического воспитания студентов вузов недостаточно широко применяются тестовые испытания и соответствующие им оценочные шкалы, дающие представления об уровне сформированности жизненно важных координационных способностей.

Выявленные нами противоречия, подтверждают необходимость проведение дальнейших исследований, которые будут содействовать решению проблемы формирования жизненно важных способностей, умений и навыков студентов вузов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аль Анассари Захид Сбхи Абдулразак. Содержание и методика тренировки ручной и телесной ловкости у квалифицированных баскетболистов : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Аль Анассари ЗахидСбхи Абдулразак. - СПб., 2017. - 24 с.

2. Бернштейн, Н.А. О ловкости и ее развитии / Н.А. Бернштейн. - М. : Физкультура и спорт, 1991. - 228 с.

3. Биологический энциклопедический словарь // URL : https:// gufo.me/dict/biobgi / (дата обращения: 30.07.2019).

4. Виленский, М.Я. Проблема целеполагания в теории и практике физического воспитания студентов / М.Я. Виленский // Культура физическая и здоровье. - 2015. - № 1 (52). - С. 60-66.

5. Физическое воспитание студентов должно стать фундаментом их здоровья на всю последующую жизнь / Г.А. Гилев, М.А. Комлев, Н.Е. Максимов, Ю.И. Чернов // Культура физическая и здоровье. - 2016. - № 1 (56). - С. 43-45.

6. Губа, В.П. Теория и методика современных спортивных исследований / В.П. Губа, В.В. Маринич. - М. : Спорт, 2016. - 232 с.

7. Занковец, В.Э. Энциклопедия тестирований / В.Э. Занковец. - М. : Спорт, 2016. - 456 с.

8. Кузнецов, В.С. Физическая подготовка юношей по основам военной службы в программах ОБЖ и БЖ : методическое пособие / В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий, М.И. Хабнер. - М. : [б.и.], 2008. - 181 с.

9. Лях, В.И. Координационные способности: диагностика и развитие / В.И. Лях. - М. : ТВТ Дивизион, 2006. - 290 с.

10. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2002. -

720 с.

11. Севастьянов, В.В. Оценка некоторых координационных способностей девушек, приступивших к обучению в вузе / В.В. Севастьянов, Е.Н. Ершов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 1 (167). - С. 267-269.

12. Севастьянов, В.В. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов аграрных вузов средствами спортивного ориентирования : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Севастьянов Владимир Владимирович. - СПб., 2017. - 25 с.

13. Суханова, М.Г. Спортивное ориентирование как одно из средств воспитания физических и интеллектуальных способностей студентов : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Суханова Марина Гурьевна. - М., 2004. - 24 с.

14. Физическая культура и спорт в Российской федерации: новые вызовы современности : монография / С.В. Алексеев, Р.Г. Гостев, Ю.Ф. Курамшин, А.В. Лотоненко, Л.И. Лубышева, С.И. Филимонова. - М. : Научно-издательский центр «Теория и практика физической культуры», 2013. - 780 с.

15. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта : учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Издательский центр «Академия», 2003. - 480 с.

REFERENCES

1. Al Anassari Zahid Sbhi Abdulrazak (2017), Contents and methods of training manual and bodily dexterity for qualified basketball players, dissertation, St. Petersburg.

2. Bernstein, N.A. (1991), About dexterity and its development, Physical culture and sport, Moscow.

3. Biological Encyclopedic Dictionary, available at: http://gufo.me/dict/biobgi/ (accessed 30 July

2019).

4. Vilensky, M.Ya. (2015), "Problem of goal setting in theory and practice of physical education of students", Physical Culture and Health, Vol. 52, No. 1, pp. 60-66.

5. Gilev, G.A., Komlev, M.A., Maksimov, N.E. and Chernov, Yu. I. (2016), "Physical education of students should be the foundation of their health for life", Physical Culture and Health, Vol. 56, No. 1, pp. 43-45.

6. Guba, V.P. and Marinich, V.V. (2016), Theory and methods of modern sports research, Sport, Moscow.

7. Zankovets, V.E. (2016), Encyclopedia of testing, Sport, Moscow.

8. Kuznetsov, V.S., Kolodnitzky, G.A. and Hubner, M.I. (2008), Physical training of young men on the basics of military service in the programs of OBZH and BZ, methodical manual, Moscow.

9. Lyakh, V.I. (2006), Coordination abilities: diagnostics and development, TVT Division, Moscow.

10. Rubinstein, S.L. (2002), Fundamentals of general psychology, Publishing house "Peter", St. Petersburg.

11. Sevastyanov, V.V. and Ershov, E.N. (2019), "Evaluation of some coordination abilities of the girls started training in high school", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 167, No. 1, pp. 267-269.

12. Sevastyanov, V.V. (2017), Professionally applied physical training of students of agrarian universities by means of orienteering, dissertation, St. Petersburg.

13. Sukhanova, M. G. (2004), Orienteering as one of the means of education ofphysical and intellectual abilities of students, dissertation, Moscow.

14. Alekseev, S.V., Gostev, R.G., Kuramshin, Yu.F., Lotonenko, A.V., Lubysheva, L.I. and Fili-monova, S.I. (2013), Physical culture and sport in the Russian Federation: new challenges of our time, monograph, Scientific and publishing center "Theory and practice of physical culture", Moscow.

15. Kholodov, Zh.K. and Kuznetsov, V.S. (2003), Theory and methodology of physical education and sport, textbook, Publishing center "Academy", Moscow.

Контактная информация: sevastianovvv@mail.ru

Статья поступила в редакцию 12.09.2019

УДК 796.07

ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ У СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ БАЗОВЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ВЫПОЛНЕНИЯ БОЕВЫХ ПРИЕМОВ БОРЬБЫ

Виктор Анатольевич Серебрянников, кандидат педагогических наук, профессор, Дальневосточный юридический институт Министерства внутренних дел России,

г. Хабаровск

Аннотация

В статье раскрываются причины, недостаточной физической подготовленности сотрудников полиции. Определена основа базовых умений и навыков выполнения сотрудниками полиции боевых приемов борьбы и специальных двигательных действий. Представлена методика формирования этих умений и навыков.

Ключевые слова: физическая подготовка, сотрудники полиции, методика физической подготовки, базовая подготовка, формирование умений и навыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.