Научная статья на тему 'Оценка некоторых координационных способностей девушек, приступивших к обучению в вузе'

Оценка некоторых координационных способностей девушек, приступивших к обучению в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
56
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / СТУДЕНТЫ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ОЦЕНКА / COORDINATION ABILITIES / STUDENTS / PHYSICAL EDUCATION / ASSESSMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Севастьянов Владимир Владимирович, Ершов Евгений Николаевич

Реализация практического материала, предусмотренного примерной рабочей программой дисциплин по физической культуре и спорту, связана с учетом уровня сформированности координационных способностей занимающихся. В работе приведены результаты тестирования студентов (девушек) первого курса, направленного на определение способности к перестроению двигательных действий (тест «Квадрат») и способности поддерживать равновесие на одной ноге (тест «Аист»). Представлены оценочные шкалы данных способностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evaluation of some coordination abilities of the girls started training at higher school

Implementation of the practical material provided by the approximate working program for the disciplines on physical culture and sports is connected with the level of formation of the coordination abilities of the students. The article presents the results of testing the first-year students (girls), aimed at determining the ability to rebuild motor actions (test "Square") and the ability to maintain balance on one leg (test "Stork"). Evaluation scales of these abilities are presented.

Текст научной работы на тему «Оценка некоторых координационных способностей девушек, приступивших к обучению в вузе»

13. Popov, Yu. A. (2007), "Training for competition and competition system", Theory and Practice of Physical Culture, No. 6, pp. 24.

Контактная информация: sii2009@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 11.01.2019

УДК 796.012

ОЦЕНКА НЕКОТОРЫХ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕВУШЕК, ПРИСТУПИВШИХ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ

Владимир Владимирович Севастьянов, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I» (ФГБОУ ВО Воронежский ГАУ); Евгений Николаевич Ершов,

преподаватель, Воронежский государственный медицинский университет имени Н.Н.

Бурденко (ФГБОУ ВО ВГМУ им. Н.Н. Бурденко)

Аннотация

Реализация практического материала, предусмотренного примерной рабочей программой дисциплин по физической культуре и спорту, связана с учетом уровня сформированности координационных способностей занимающихся. В работе приведены результаты тестирования студентов (девушек) первого курса, направленного на определение способности к перестроению двигательных действий (тест «Квадрат») и способности поддерживать равновесие на одной ноге (тест «Аист»). Представлены оценочные шкалы данных способностей.

Ключевые слова: координационные способности, студенты, физическое воспитание,

оценка.

EVALUATION OF SOME COORDINATION ABILITIES OF THE GIRLS STARTED

TRAINING AT HIGHER SCHOOL

Vladimir Vladimirovich Sevastyanov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Voronezh State Agrarian University named after Emperor Peter the Great, Evgeny Nikolaevich Ershov, the teacher, Voronezh State Medical University named after N.N. Burdenko

Annotation

Implementation of the practical material provided by the approximate working program for the disciplines on physical culture and sports is connected with the level of formation of the coordination abilities of the students. The article presents the results of testing the first-year students (girls), aimed at determining the ability to rebuild motor actions (test "Square") and the ability to maintain balance on one leg (test "Stork"). Evaluation scales of these abilities are presented.

Keywords: coordination abilities, students, physical education, assessment.

ВВЕДЕНИЕ

Организация и проведение занятий по учебным дисциплинам физической культуры и спорта в большинстве вузов предусматривает освоение студентами материала следующих практических разделов: легкая атлетика, спортивные игры, гимнастика, профессионально-прикладная физическая подготовка. Обучение новым упражнениям в различных видах легкой атлетики и гимнастики, обучение и совершенствование технико-тактических действий в спортивных играх, а также многие другие составляющие процесса физического воспитания связаны с координационными способностями студентов.

Педагогическое наблюдение за учебным процессом по физическому воспитанию Воронежского государственного аграрного университета имени императора Петра I говорит об определенных трудностях, возникающих в процессе освоения учебного материала, связанного с проявлением координационных способностей занимающихся, в числе

которых ошибки при выполнении заданий, требующих у студентов способности к перестроению двигательных действий. Вместе с тем, тесты, которые давали бы представление об уровне сформированности координационных способностей студентов-первокурсников в начале учебного года, практически не применяются.

Изучение и анализ источников научно-методической литературы позволяет говорить о том, что понятие координационных способностей не ограничивается одним единственным определением. Так же находит неоднозначные мнения ученых его соотношение с понятием «ловкость». Вместе с тем, авторы [1, 3] рассматривают совокупность данных способностей, где каждая из них имеет свою структуру.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

По мнению В.И. Ляха [3], основными методами оценки координационных способностей являются: наблюдение, тестирование, метод экспертных оценок и аппаратные методы. Так же в своей работе ученый указывал на то, что нельзя получить точные дифференцированные оценки уровня развития отдельных координационных способностей с помощью одного сложного (комплексного) теста. В то же время по результатам одного или нескольких, хотя и информативных тестов неправомерно судить и о степени сформирован-ности всех без исключения координационных способностей.

В этой связи нами было проведено тестирование студентов Воронежского ГАУ в количестве 31 человека. Группу испытуемых составили девушки первого курса, не имеющие специальной спортивной подготовки. При организации исследования нами применялись следующие тестовые испытания [2]:

- Оценка способности к перестроению двигательных действий. Тестирование осуществлялось в спортивном зале при помощи конусов, которые были установлены на расстоянии 4,5 метра друг от друга, образовывая квадрат. Из положения высокого старта (у конуса № 1) по сигналу испытуемый бежит до конуса № 2, обегает его, переходит на приставной шаг правым боком и движется таким образом за конус № 3. Обежав конус, испытуемый переходит на бег спиной вперед и движется таким образом за конус № 4. Обежав конус, совершает поворот влево на 90 градусов и финиширует бегом лицом вперед возле конуса № 1. Фиксировалось время преодоления дистанции. После отдыха испытание повторялось в другую сторону. Итоговым показателем испытуемого служила сумма времени прохождения дистанции в обе стороны.

- Оценка способности поддерживать равновесие тела в статическом режиме мышечной работы на одной ноге. Тестирование осуществлялось следующим образом. Испытуемый снимает обувь и занимает положение: стойка на одной ноге, вторая согнута в коленном суставе и прижата стопой к внутренней стороне колена опорной ноги, руки на поясе. Учитывается время с момента отрыва ноги от пола до тех пор, когда: а) рука (руки) испытуемого убрана с пояса; б) совершен поворот опорной ноги в любую сторону; в) потерян контакт между стопой ноги и коленом опорной ноги.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Процесс оценивания состоял в следующем: обосновывалась шкала, с помощью которой возможен перевод показанных результатов в баллы. Затем, в соответствии с выбранной шкалой, результаты преобразовывались в баллы, а полученные баллы сравнивались с нормами. Так выводилась оценка сформированности исследуемой способности испытуемого.

При обработке результатов тестирования способности к перестроению двигательных действий нами была разработана пропорциональная шкала оценок и сопоставительных норм на основе средних значений и стандартных отклонений (таблица 1).

По результатам оценки 6 баллов набрали 4 студента (13% от общего количества студентов), 5 баллов - 3 студента (10%), 4 балла - 16 студентов (51%), 3 балла - 3 студента

(10%), 2 - балла 4 студента (13%), 1 балл - 1 студент (3%).

Таблица 1 - Шкала оценки уровня подготовленности студентов. Тест «Квадрат»

Уровень подготовленности, баллы

Очень высокий Высокий Выше среднего Средний Ниже среднего Низкий Очень низкий

7 6 5 4 3 2 1

Результаты тестирования, сек

Менее 14,1 14,1-15,8 15,9-16,6 16,7-18,5 18,6-19,3 19,4-21,0 Более 21,0

При обработке результатов тестирования способности поддерживать равновесие тела в статическом режиме мышечной работы на одной ноге нами применялась оценочная шкала данного теста, предложенная В.Э. Занковцом [2] (таблица 2).

Уровень подготовленности, баллы

Очень низкий Низкий Средний Выше среднего Высокий

1 2 3 4 5

Рез ультаты тестирования, сек

9 и менее 10-24 25-39 40-50 51 и более

По результатам тестирования очень низкий уровень подготовленности лишь у 2-х студентов (6%), низкий у 1-го студента (3%), средний у 3-х студентов (10%), выше среднего у 5-ти студентов (16%) и высокий у 20 студентов (65%).

ВЫВОДЫ

В соответствии с разработанной шкалой оценки способности к перестроению двигательных действий (тест «Квадрат») большинство испытуемых (51%) имеют средний показатель сформированности данной способности, соответственно, ниже среднего, низкий и очень низкий показатель у 26% испытуемых и лишь 23% показали результаты выше среднего (5 и 6 баллов).

В тесте «Аист», напротив, большинство испытуемых показало высокий результат (81%), при этом только отдельные занимающиеся имеют низкие показатели.

На основании вышеизложенного можно заключить, что использование результатов исследования в процессе работы по физическому воспитанию в женских группах позволит своевременно вносить изменения в содержание и методику проведения учебных занятий, направленных на изучение материала, связанного с проявлением координационных способностей занимающихся.

ЛИТЕРАТУРА

1. Губа, В.П. Теория и методика современных спортивных исследований / В.П. Губа, В.В. Маринич. - М. : Спорт, 2016. - 232 с.

2. Занковец, В.Э. Энциклопедия тестирований / В.Э. Занковец. - М. : Спорт, 2016. - 456 с.

3. Лях, В.И. Координационные способности: диагностика и развитие / В.И. Лях. - М. : ТВТ Дивизион, 2006. - 290 с.

REFERENCES

1. Guba, V.P. and Marinich, V.V. (2016), Theory and methods of modern sports research, Sport, Moscow.

2. Zankovets, V.E. (2016), Encyclopedia of testing, Sport, Moscow.

3. Lyakh, V.I. (2006), Coordination abilities: diagnostics and development, TVT Division, Moscow.

Контактная информация: sevastianovvv@mail.ru

Статья поступила в редакцию 22.01.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.