ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 1 Часть 2
ЗНАЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОГО МОНИТОРИНГА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ
ФЕДОРЧЕНКО А.А.,
аспирант,
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова,
e-mail: [email protected]
В статье рассматривается значение современных методов мониторинга социально-экономического развития регионов на примере входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа. Систематизированное и эффективное отслеживание информации об изменениях в социально-экономическом положении регионов и их территорий способствует принятию верных управленческих решений на федеральном, окружном и региональном уровнях государственной власти.
Ключевые слова: мониторинг; социально-экономическое развитие регионов; Северо-Кавказский федеральный округ России; эффективные управленческие решения.
The article examines the significance of modern methods of monitoring of socio-economic development of the regions taking the example of regions of the North caucasian federal district of the Russia Federation. systemized and effective supervising of information about the changes of socio-economic situation in the regions and their locals makes possible to take proper managing decisions at federal, district and regional levels of state government.
Keywords: monitoring; socio-economic development of the regions; the north caucasian federal district of the Russia Federation; effective managing decisions.
Коды классификатора JEL: ()'18.
Успех провозглашенного курса на модернизацию экономики и всей общественной жизни России напрямую зависит от того, насколько успешными окажутся намеченные мероприятия на территории регионов — субъектов Российской Федерации. В настоящее время, как известно, наиболее острые социально-экономические проблемы характерны для регионов Юга России. Особенно это касается национальных республик, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа (СКФО).
Именно поэтому, в соответствии с вышесказанным, в условиях Северо-Кавказского федерального округа крайне важно разработать грамотный и действенный метод (механизм) нормативно-правового регулирования развития округа и его регионов с учетом специфики и особенностей данного округа как целого, а также с учетом примеров удачного опыта из мировой практики. Такой метод (механизм) должен отличаться от ныне существующей практики прежде всего комплексностью и адекватностью его характеру и масштабу поставленных задач и уровню развития СКФО и его территорий.
И здесь необходимо сразу же отметить, что весьма сложной проблемой предстает информационное обеспечение стратегии социально-экономического развития регионов округа. С другой стороны, одновременно с таким обеспечением должен быть налажен эффективный мониторинг как самого процесса разработки и принятия решений, так и их результатов. Все это и предопределяет жесткие требования к качеству информационного обеспечения.
От содержания конкретных целей и задач государственной региональной политики в значительной степени зависит и структура ее информационного обеспечения. В то же время структура региональной информации должна отвечать потребностям различного рода аналитических исследований, необходимых для обоснования тех или иных политических решений на различных уровнях государственной власти. Правовые вопросы, связанные с компетенцией принятия таких решений, решаются в рамках конституционно-законодательного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и государственными органами субъектов Федерации, при соотнесении территориального и этнического принципов федерализма [1].
В связи с этим общие массивы необходимой региональной информации всегда будут превышать оперативные потребности субъектов региональной экономической политики. Важно, чтобы такая информация отражала реальные социальноэкономические процессы, происходящие на территории каждого из рассматриваемых регионов.
Сегодня для динамичного (поступательного) развития Северо-Кавказского федерального округа и его территорий крайне важно, чтобы все категории экономических агентов были максимально информированы о конкурентных преимуществах территорий Юга России и идущих на них социально-экономических процессах. Для достижения этой цели, на наш взгляд, необходимо, чтобы федеральный центр в своей региональной политике использовал адекватный совре-
© А.А. Федорченко, 2012
ЗНАЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОГО МОНИТОРИНГА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО.
133
менным требованиям информационный метод регулирования (стимулирования) развития федерального округа и его территорий. Содержанием такого метода должен стать, по нашему мнению, рост доли наглядной информации в нем. В свою очередь, для увеличения доли наглядной информации в информационном методе государственного регулирования (стимулирования) развития федерального округа и его территорий, на наш взгляд, необходимо обеспечить контроль со стороны федерального центра за процессом функционирования официальных сайтов регионов с развернутой объективной обновляемой информацией в ретроспективе по всем тем направлениям, которые обозначены выше.
Сегодняшнее содержание официальных сайтов регионов там, где они организованы, далеко не отвечает вышеуказанным требованиям, а в некоторых регионах таких сайтов до сих пор нет вообще, или они находятся на крайне примитивном уровне разработки. Правильное решение (адекватное потребностям территорий) этой задачи позволит, на наш взгляд, федеральному округу и его территориям максимально использовать свои конкурентные преимущества, а значит, лучше использовать свой потенциал и увеличить вклад в развитие страны.
По нашему мнению, общая структура информационного обеспечения региональной экономической политики должна включать, как минимум, следующие основные блоки (подсистемы) региональной информации:
■ общеэкономические компоненты;
■ функциональные компоненты;
■ отраслевые компоненты (региональный аспект);
■ территориальные компоненты.
Важно отметить, что одни и те же исходные показатели могут быть задействованы в различных компонентах не только одного, но и совершенно разных информационных блоков.
В первый из указанных блоков целесообразно включить компоненты информационного обеспечения, объединенные решением общесистемной задачи регулирования территориальной дифференциации социально-экономического развития Российской Федерации. Данный информационный блок призван решать следующий комплекс основных вопросов:
• определение основных характеристик текущей дифференциации регионального развития по ключевым аспектам состояния экономики и социальной сферы;
• определение сравнительной динамики и тенденций развития регионов России;
• выявление специфических региональных проблем (кризисных ситуации), требующих своего разрешения на основе механизмов государственного территориального регулирования;определение важнейших прогнозных параметров экономического и социального развития регионов;
• выявление характера воздействия на территориальное развитие рыночных механизмов саморегулирования, используемых методов государственного регулирования на федеральном и региональном уровнях, а также реализуемых в субъектах Федерации институциональных реформ.
Для решения указанных вопросов представляется целесообразным разрабатывать общеэкономические компоненты, включающие сравнительную оценку социально-экономического положения субъектов РФ, мониторинг их социально-экономического развития, анализ хода экономической реформы и развития новых форм хозяйственной деятельности в регионах, а также прогноз в территориальном разрезе основных показателей экономического и социального развития.
Второй крупный блок системы информационного обеспечения государственной региональной политики должен объединить важнейшие функциональные компоненты, отражающие такие аспекты, как оценка межбюджетных отношений и финансовых ресурсов регионов, их инвестиционной привлекательности, нормативно-правовая база региональной политики; оценка минерально-сырьевой базы регионов, состояния их окружающей природной среды; региональные проблемы в сфере уровня жизни и занятости населения; проблемы участия регионов в международном экономическом сотрудничестве; региональная дифференциация цен и тарифов.
Большинство отмеченных компонентов характеризуется многопрофильностью используемой первичной информации. Так, например, компонент данного информационного блока, отражающий инвестиционную привлекательность регионов, может включать характеристики: налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты, текущей рентабельности использования производственных ресурсов, сложившегося в регионе уровня средней заработной платы, экологической ситуации в регионе, энергообеспеченности данной территории, уровня развития физической, социальной и рыночной инфраструктуры и т.д.
В целом данные функциональные компоненты отражают, с одной стороны, механизмы государственной региональной политики, а с другой стороны, конкретные объекты такой политики.
Третий блок системы региональной информации необходимо ориентировать на исследование и принятие решений по территориальному аспекту развития отраслевых комплексов.
В числе данных комплексов могут быть, в частности, выделены топливно-энергетический, химико-лесной, машиностроительный, транспортный, сферы услуг и производства товаров народного потребления, аграрно-промышленный, металлургический, науки и инноваций, средств связи и информации, а также инвестиционный.
Особая роль инвестиционного комплекса в современном региональном развитии требует и особого отношения к отслеживанию информации, касающейся динамики состояния инвестиционного климата. Так, в современной социально-экономической литературе существуют различные классификации факторов, определяющих состояние инвестиционного климата, в том числе — на уровне регионов. По нашему мнению, целесообразно систематизировать и исследовать информацию о состоянии инвестиционной привлекательности регионов в рамках трех блоков — собственно экономического, социального и инновационного [2].
В этом случае первый блок будет содержать информацию о деловой активности, состоянии институциональной среды на территории региона, а также общее состояние инфраструктуры и обеспеченность природными ресурсами. Второй блок — социальный — будет содержать такие факторы, как характеристика уровня жизни, состояние человеческого потенциала, покупательная способность населения.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 1 Часть 2
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 1 Часть 2
134
А.А. ФЕДОРЧЕНКО
Наконец, третий — инновационный — блок касается состояния и перспектив развития научно-исследовательского и внедренческого потенциала региона.
Для регионов Северо-Кавказского федерального округа, особенно нуждающихся в притоке инвестиций (в том числе иностранных), для выхода из нынешнего депрессивного состояния и обеспечения устойчивого социально-экономического развития правильная организация необходимого и постоянного мониторинга изменения ситуации является одним из важнейших факторов, способных изменить к лучшему непростое социально-экономическое и политическое положение на Северном Кавказе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Климанов В.В. Региональное развитие и экономическая самостоятельность субъектов Российской Федерации. М.: Эдиториал УРСС. 2000. С. 94-95.
2. Экономические, социальные и инновационные индикаторы развития регионов. Доклад Независимого института социальной политики (НИСП) и Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара. М.: 2010.