Научная статья на тему 'Особенности решения проблемы модернизации экономики на региональном уровне'

Особенности решения проблемы модернизации экономики на региональном уровне Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
206
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / РЕГИОН / РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ / MODERNIZATION / REGION / REGIONAL LEVEL / FEDERAL DISTRICT / REGIONAL ECONOMIC AND SOCIAL PROBLEMS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Магомадов Э. М.

В статье рассматриваются пути решения проблемы модернизации российской экономики, вставшей сейчас со всей остротой на общенациональном уровне, применительно к регионам субъектам Российской Федерации. Региональная проблематика исследуется на конкретном примере регионов Северо-Кавказского федерального округа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Particular Cases of Decision the Modernization Problem of Russian Economy at the Regional Level

The article examines ways of decision the problem of Russian economy modernization, which is of the most sharp nowadays at the national level, according to the level of regions subjects of the Russia Federation. The regional problems are been examined with the help of concrete examples of those regions of the North Caucasian federal district.

Текст научной работы на тему «Особенности решения проблемы модернизации экономики на региональном уровне»

ОСОБЕННОСТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

МАГОМАДОВ Э.М.,

Чеченский государственный университет, 364051, Чеченская Республика, г. Грозный, ул. Киевская, д. 33

В статье рассматриваются пути решения проблемы модернизации российской экономики, вставшей сейчас со всей остротой на общенациональном уровне, применительно к регионам - субъектам Российской Федерации. Региональная проблематика исследуется на конкретном примере регионов Северо-Кавказского федерального округа.

Ключевые слова: модернизация; регион; региональный уровень; федеральный округ; экономические и социальные проблемы регионов.

The article examines ways of decision the problem of Russian economy modernization, which is of the most sharp nowadays at the national level, according to the level of regions - subjects of the Russia Federation. The regional problems are been examined with the help of concrete examples of those regions of the North Caucasian federal district.

Keywords: modernization; region; regional level; federal district;

regional economic and social problems.

Коды классификатора JEL: R11.

Начавшийся во второй половине 2008 г. финансово-экономический кризис существенно обострил уже обозначившиеся к тому моменту социальноэкономические проблемы регионов, особенно тех, которые вошли сейчас в состав Северо-Кавказского федерального округа.

Причинами сложившегося кризисного состояния экономики большинства регионов, ранее входивших в ЮФО, а в настоящее время — в состав СевероКавказского федерального округа, к началу нынешнего столетия стали как последствия проводившихся на территории всей Российской Федерации «радикальных реформ», так и специфическое развитие событий на Северном Кавказе в 90-е гг. Ситуацию характеризовали следующие основные параметры: деиндустриализация хозяйства большинства национальных республик; сырьевая структура экономики; высокая зависимость жизнедеятельности регионов от импорта; масштабное технологическое отставание экономики, превосходившее критически допустимые значения; критическая степень бюджетной зависимости большинства регионов от федерального центра.

По мнению российского экономиста профессора В.Н. Овчинникова, юг России с его богатым природно-климатическим потенциалом остается глубоко дотационной

© Магомадов Э.М., 2010

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 3 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 3 Часть 3

территорией с высоким уровнем безработицы и низким жизненным уровнем населения. Он считает, что реализуемая стратегия экономического развития округа не способствует преодолению симптомов маргинализации регионального социума. [2] В этой связи он предлагает, в частности, корректировать концепцию и ход реализации Федеральной программы развития юга России.

На наш взгляд, необходимы более широкие по охвату мероприятия. Дело в том, что выход из депрессивного состояния столь обширной территории предполагает продуманную систему различных общегосударственных мер и методов. При этом важно подчеркнуть, что такая система должна носить комплексный характер и касаться стимулирования развития не только отдельных регионов, но и уровня федеральных округов, в состав которых эти регионы входят с целью аккумулирования возможностей всех включенных в «окружное пространство» регионов. Отсутствие подобного условия может привести к тому, что даже добротно разработанные планы регионального развития оказываются невыполненными.

Так, в принятой накануне кризиса Концепции федеральной целевой программы «Юг России (2008-2012 гг.)» делается вывод о том, что реализация мероприятий прежней федеральной целевой программы «Юг России» не обеспечила комплексного социально-экономического развития Южного федерального округа, формирования сбалансированной экономики [6]. Это произошло, в частности, вследствие отсутствия полноценного финансирования из бюджетов территорий бывшего ЮФО и внебюджетных источников, которые являются основными в этой программе. Однако главной причиной тому является, на наш взгляд, прежде всего нереалистичность данной программы в содержательном плане, т.е. поверхностное изучение структуры источников ее финансирования [3]. Так, ее разработчики не до конца учли:

♦ во-первых, реальные финансовые возможности территорий округа, ведь бюджеты большинства из них дотационные (обеспеченность собственными доходами в среднем по тогдашнему ЮФО составляла в докризисный период около 48%, а в национальных республиках, входящих в состав нынешнего Северо-Кавказского федерального округа, — менее 15%);

♦ во-вторых, уровень развития нормативно-правовой и организационной базы территорий, входивших ранее в ЮФО;

♦ в-третьих, механизмы для обеспечения безопасности ведения бизнеса на территориях, ранее входивших в ЮФО и создания положительного инвестиционного имиджа округу, без чего немыслимо реальное привлечение внебюджетных средств для финансирования мероприятий, указанных в данной программе.

Сегодня, в условиях кризиса, всем регионам крайне важно избрать выверенный курс на глубокие реформы и преобразования в своем хозяйстве. Однако если продолжить анализ характера и уровня развития государственного производственного сектора на примере экономики ряда национальных республик, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, то мы увидим, что ситуация в нем и в докризисный период продолжала ухудшаться, несмотря на осуществляемые финансовые инъекции в виде субсидий, дотаций, кредитов и т.д. Практически все основные финансово-экономические показатели государственных унитарных предприятий этого сектора, характеризующие уровень развития и их потенциал для конкуренции в условиях многообразия форм хозяйствования (собственности),

являлись отрицательными [7]. Решить проблему перехода к инновационному развитию в регионах юга России невозможно без одновременного осуществления глубоких реформ и преобразований в народном хозяйстве регионов СКФО.

Недопустимой с точки зрения формирования гармоничного социальноэкономического развития единого хозяйственного пространства, сглаживания межрегиональных различий является продолжение сложившейся в рамках СевероКавказского федерального округа ситуации, когда, скажем, сельскохозяйственные организации Чеченской Республики по эффективности производства сельхозпродукции почти в пять раз уступали Республике Ингушетия и более чем в 34 раза — Кабардино-Балкарской Республике, а по объему производства продукции в обрабатывающих отраслях промышленности Чеченская Республика уступала указанным соседним регионам более чем в 1,4 и 68,5 раза соответственно [8].

В глубоких реформах и преобразованиях нуждаются не только производственные секторы экономики регионов Северо-Кавказского федерального округа, но и другие сферы социально-экономической жизни. Так, важнейшей задачей является обеспечение общественной безопасности в регионах Северо-Кавказского федерального округа, особенно — в ряде национальных республик (включая Республики Ингушетия и Дагестан, где в последнее время ситуация особенно неблагоприятна). Здесь особенно важно понимание того, что нерешенность до сих пор многих социально-экономических проблем (прежде всего — безработицы, чей уровень очень высок и по отдельным республикам в составе бывшего ЮФО составил на 1 ноября 2008 г. до 2/3 от экономически активного населения) [4] на территории регионов будет способствовать с большой вероятностью сохранению условий для экономического криминала, политического экстремизма и сепаратизма, в которые могут быть втянуты самые широкие слои населения [5]. В этих условиях обеспечение общественной безопасности в сочетании с действиями социальноэкономического характера на территории регионов Северо-Кавказского федерального округа приобретает первостепенное значение.

В целом, учитывая вышесказанное, следует признать, что в сегодняшних условиях многие регионы (а если взять Северо-Кавказский федеральный округ, то это почти все входящие в него регионы) не смогут обеспечить выход из кризиса и интегрироваться в единое социально-экономическое пространство России, развиваемое на модернизационной основе, без продуманной долгосрочной стратегии развития общенационального значения.

Начальным шагом первого этапа социально-экономической стратегии инновационного развития регионов, по нашему мнению, должно стать формирование правовой базы, призванной стимулировать процесс реализации прогрессивных инициатив предприятий (учреждений) всех форм собственности и обеспечить привлечения инвестиций, с учетом международных норм и стандартов.

Формирование и реализация правовой базы на территориях большинства регионов должны носить системный характер и быть направлены на создание благоприятных (конкурентных) правовых условий во всех сферах жизнедеятельности. Можно сказать, что на сегодняшнем этапе развития республики формирование современной правовой базы — одно из необходимых условий для ее более эффективной интеграции в единое социально-экономическое пространство России и мирохозяйственные процессы на основе инновационного фундамента, лежащего в основе хозяйственной и международной экономической деятельности. Отсюда следует, что принимаемые сегодня законы и подзаконные акты на территории

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 3 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 3 Часть 3

регионов округа (в каких бы условиях они ни находились), должны не только не противоречить федеральному законодательству, но и учитывать лучшие примеры стран с развитым федерализмом.

Понятна необходимость строго следовать требованиям федерального и регионального законодательств при реализации конкретных нормативно-правовых актов на территории отдельных регионов, касающихся перехода к инновационному развитию в условиях преодоления кризисных явлений, а для достижения этой цели, на наш взгляд, необходимо создать действенный механизм мониторинга исполнения требований нормативно-правовых актов на территории каждого региона. Очевидно, что все выявленные в результате мониторинга отклонения от норм законодательства РФ и отдельных регионов должны быть устранены в скорейшем порядке.

По нашему мнению, необходима унификация региональных актов (законов) и правил, касающихся приватизации государственной и муниципальной собственности в качестве важной основы дальнейшего развития институтов собственности (в частности, ее неприкосновенности) при переходе к этапу модернизации. Скажем, именно на территории Северо-Кавказского федерального округа до последнего времени оставался единственный субъект РФ (Чеченская Республика), где отсутствовал подобный закон на региональном уровне, а приватизационный процесс проходил в рамках Закона «Об управлении и распоряжении государственным имуществом» [1].

Выяснилось, например, что, как и в докризисный период, регионы, в настоящее время входящие в СКФО, страдают от элементарного отсутствия современной экономической инфраструктуры. Так, по-прежнему актуальной задачей рассматриваемого этапа является создание современных рыночных институтов, — прежде всего, территориальных учреждений Банка России, таможенной службы, фондового рынка, с учетом опыта успешных аналогов из отечественной и мировой практики.

В настоящее время рынок банковских услуг в некоторых регионах СевероКавказского федерального округа (Республика Ингушетия, Кабардино-Балкария, Чеченская Республика) ограничен, прежде всего, из-за отсутствия в регионах полноценных территориальных органов Банка России как центров, вокруг которых могли бы быть созданы банки второго уровня, в том числе — с частным капиталом. По этой причине вплоть до начала кризиса 2008 г. не было заметного участия Банка России в социально-экономическом развитии целого ряда регионов округа, равно как и в деле привлечения инвестиций. Понятно, что кризис чрезвычайно обострил эту проблему.

Между тем присутствия полноценного территориального органа Банка России на территории всех регионов округа (а в особенности — национальных республиках, где преобладающей религией является ислам) ожидает и зарубежный банковский бизнес. Особенно это актуально после встречи тогдашнего президента (ныне — председателя правительства) РФ В. Путина с представителями бизнес-сообщества Саудовской Аравии, состоявшейся еще 12 февраля 2007 г., в ходе которой было особо подчеркнуто, что законодательство Российской Федерации позволяет в настоящее время открывать в России дочерние банки со 100% иностранным капиталом. Однако вряд ли при минимальных институциональных возможностях принимающей стороны можно рассчитывать на масштабный приход иностранных инвестиций.

На территории ряда регионов округа отсутствует и полноценная таможенная служба, что стало серьезным препятствием на пути развития экономики и инвестиционной активности предпринимателей. Прежде всего, из-за этого регионы не могут полноценно наладить международное сотрудничество, увеличить долю своей внешнеэкономической деятельности в ВРП и придать мощный импульс процессам нововведения, инновационной деятельности и диффузии на своих территориях. До кризиса 2008 г. объем внешнеэкономической деятельности ряда регионов тогдашнего ЮФО (ныне — Северо-Кавказского федерального округа) не превышал 10 миллионов долларов США, и сегодня в целом удельный вес СКФО в общем внешнеторговом обороте Российской Федерации находится на крайне низком уровне.

В этих условиях, по нашему мнению, особо важно подчеркнуть, что активный курс на проведение модернизации экономики никоим образом не должен отходить на второй план в условиях трудностей непосредственной борьбы с продолжающимся финансово-экономическим кризисом и его последствиями. Проблему модернизации экономики, в том числе путем перехода к инновационному типу развития и диверсификации структуры экономики на всех уровнях, включая региональный, необходимо решать именно в складывающейся обстановке, с одновременным преодолением последствий кризиса и не дожидаясь его прекращения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Закон Чеченской Республики от 7 июля 2006 г. № 13-рз «Об управлении и распоряжении государственным имуществом Чеченской Республики».

2. Овчинников В.Н. Уроки и проблемы реализации стратегии развития Юга России // http://www.edu-zone.net/

3. Паспорт федеральной целевой программы «Юг России».

4. Показатели социально-экономического развития регионов Южного федерального округа: Стат. сб. Ростов н/Д, 2008.

5. Попов М.Ю. Профессиональная социализация сотрудников правоохранительных органов в полиэтническом окружении // Южнороссийское обозрение. 2007. Вып. 12.

6. Распоряжение Правительства РФ от 9 июня 2007 г. № 754-р.

7. Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации: Стат. сб./ М.: Росстат, 2005-2008

8. Схема развития и размещения производительных сил Чеченской Республики на период до 2010 года. М., 2006. Программа социально-экономического развития Чеченской Республики на 2007-2010 гг. М., 2006.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 3 Часть 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.