Научная статья на тему 'Возможные меры по улучшению инвестиционного климата в регионах Северо-Кавказского федерального округа'

Возможные меры по улучшению инвестиционного климата в регионах Северо-Кавказского федерального округа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
295
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ИНВЕСТИЦИИ В РЕГИОНЫ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ / ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / CAPITAL INVESTMENTS / CAPITAL INVESTMENTS IN REGIONS / FEDERAL DISTRICT / FOREIGN INVESTMENTS / REGIONAL INVESTMENT POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шараева Е. О.

В статье рассматривается ситуация с инвестированием (включая приток иностранных инвестиций) в экономику регионов, вошедших во вновь образованный Северо-Кавказский федеральный округ. Подчеркнута важность формирования благоприятного инвестиционного климата в регионах в качестве ключевого условия для притока капиталов как из внутренних, так и зарубежных источников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Possible measures for improving situation with capital investment climate in the regions of the North Caucasian federal district of the Russia Federation

The article shows a nowadays situation with capital investments (including investments from foreign sources) in economy of the Russian regions consisting the newly established North Caucasian federal district. The authors emphasize an importance of forming the appropriate investing climate in regions as a key condition for capital inflows both from internal and external sources.

Текст научной работы на тему «Возможные меры по улучшению инвестиционного климата в регионах Северо-Кавказского федерального округа»

ВОЗМОЖНЫЕ МЕРЫ ПО УЛУЧШЕНИЮ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА В РЕГИОНАХ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

ШАРАЕВА Е.О.,

аспирант, Дагестанский государственный университет, 367000, Россия, Республика Дагестан, Махачкала, ул. Гаджиева, д. 43а

В статье рассматривается ситуация с инвестированием (включая приток иностранных инвестиций) в экономику регионов, вошедших во вновь образованный Северо-Кавказский федеральный округ. Подчеркнута важность формирования благоприятного инвестиционного климата в регионах в качестве ключевого условия для притока капиталов как из внутренних, так и зарубежных источников.

Ключевые слова: инвестиции; инвестиции в регионы; федеральный округ; иностранные инвестиции; региональная инвестиционная политика.

The article shows a nowadays situation with capital investments (including investments from foreign sources) in economy of the Russian regions consisting the newly established North Caucasian federal district. The authors emphasize an importance of forming the appropriate investing climate in regions as a key condition for capital inflows both from internal and external sources.

Keywords: capital investments; capital investments in regions; federal district; foreign investments; regional investment policy.

Коды классификатора JEL: O16, R58.

Образование в январе 2010 г. Северо-Кавказского федерального округа ставит перед его руководством и руководством входящих в него регионов3 (равно как и перед центральной властью) важнейшие задачи по преодолению, причем в кратчайшие сроки, депрессивного состояния большинства из этих регионов. Среди таких задач — изменение с положением в области инвестирования в экономику северокавказских регионов, в том числе — инвестирования из-за рубежа.

Пока что участие иностранных инвестиций в развитии экономик регионов, ранее входивших в состав Южного федерального округа, а ныне вошедших в новый округ, почти незаметно. Например, в экономики Республики Ингушетия и Чеченской Республики иностранные инвестиции вообще не поступали в последние полтора десятилетия, что объясняется хорошо всем известными причинами, связанными с многолетними военными действиями, а затем — действием особого режима контртеррористической операции. В экономики остальных национальных республик в составе бывшего «большого» ЮФО иностранные инвестиции за последнее десятилетие поступали нединамично и крайне мало. Так, в экономику Республики Дагестан, после длительного перерыва, продолжавшегося фактически начиная с дефолта 1998 г., поступление инвестиций было отмечено лишь в 2007 г., последнем предкризисном году (см. табл.).

В числе основных причин такового положения дел в этой сфере, безусловно, является расхожее мнение о Северном Кавказе как о высокорисковой зоне, созданное не без участия средств массовой информации и вследствие крайне слабого участия федерального центра в имиджевой поддержке развитию расположенных здесь регионов. К примеру, в последние предкризисные годы целевые иностранные инвестиции в экономику заметно выросли в таких «благополучных» регионах, входивших в состав бывшего «большого» ЮФО, как Ростовская и Волгоградская области, Краснодарский и Ставропольский края, однако по абсолютному объему они остаются значительно ниже оптимального уровня с учетом опыта успешных аналогов. Динамика иностранных инвестиций в экономику Астраханской области в последние годы имела неустойчивый характер, и количественные объемы их поступления в этот регион существенно ниже

3 В Северо-Кавказский федеральный округ входят Республики Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия-Алания, Чечня, а также Ставропольский край

© Е.О. Шараева, 2011

TERRA ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 2 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 2 Часть 2

оптимального уровня. Различия между регионами, входившими в состав ЮФО, по этому показателю на душу населения оставались существенными, особенно между национальными республиками и остальными регионами.

Таблица

Иностранные инвестиции в экономику территорий ЮФО (тыс. долларов США)

1996 2000 2004 2007 Место, за- Поступило

Регион Поступило инвестиций — всего Поступило инвестиций — всего Поступило инвестиций — всего Поступило инвестиций — всего нимаемое в ЮФО 2007 инвестиций (относительно среднего уровня РФ) 2007

ЮФО 115 613 1 245836 688 688 2166367 7* 1,8

Республика Адыгея 48 719 3144 8 363 7 0,0

Республика Дагестан 62 - - 2 938 8 0,0

Республика Ингушетия - - - - - 0,0

Кабардино-Балкарская блика Респу- 285 244 0,0

Республика Калмыкия - - - - - 0,0

Карачаево-Черкесская блика Респу- 30 65 0,0

Республика Северная Осетия — Алания 14575 52 217 5 0,0

Чеченская Республика - - - - - 0,0

Краснодарский край 24252 979545 275161 714 464 2 0,6

Ставропольский край 25019 34216 10404 295 142 3 0,2

Астраханская область 1853 420 40255 41 564 6 0,0

Волгоградская область 37297 139538 82139 184 266 4 0,1

Ростовская область 26767 91089 263010 867 413 1 0,7

Общий приток прямых иностранных инвестиций в экономику территорий, входивших в состав ЮФО, в 2000-2007 гг. составил 5 707 441 тыс. долларов США, большая часть этой суммы приходилась на Краснодарский край, Ростовскую и Волгоградскую области, их доля в общей сумме превышала 90 процентов. С другой стороны, доля национальных республик — ныне субъектов Северо-Кавказского федерального округа — в общей сумме иностранных инвестиций за этот период составила всего 0,3 процента. На основе сказанного выше можно сделать следующие выводы:

■ Необходимо разработать и проводить продуманную политику по созданию благоприятного инвестиционного, в том числе информационного, климата на Юге России. При этом для национальных республик в составе вновь образованного Северо-Кавказского округа — необходимо разработать особые меры, призванные реально улучшить ситуацию с иностранными инвестициями в их экономиках и выровнять уровни этого показателя со средним показателем по Югу России.

■ Федеральному центру необходимо обеспечить на всех территориях нового федерального округа равные институциональные условия для прихода иностранных инвестиций в их экономику.

■ На уровне Северо-Кавказского федерального округа совместно с регионами необходимо разработать единую систему для привлечения иностранных инвестиций в экономику всех территорий, прежде всего в сектор услуг с учетом природно-климатических условий Юга России и опыта успешных аналогов из мировой практики.

Особо следует выделить информационно-пропагандистскую деятельность по представлению инвестиционных возможностей региона. Так, руководство Республики Дагестан принимает активное участие в международных инвестиционных форумах, прежде всего — на территории «большого» ЮФО. Например, в ходе состоявшегося в сентябре 2009 г. YIII Международного инвестиционного форума «Сочи-2009» представители Дагестана подписали 5 важных соглашений, среди которых: о намерениях с компанией DORADO CONSULT (Великобритания) о реализации на территории республики инвестиционного проекта «Строительство туристско-рекреационного комплекса в Дербентском районе (общий объем инвестиций — 650 миллионов рублей); со швейцарской компанией «Инвестком АГ» о реализации на территории Дагестана инвестиционного проекта «Строительство санитарно-курортного комплекса в Карабудахкентском районе» (общий объем инвестиций — 10 миллиардов рублей). [3]

Таким образом, согласно ориентации инвестиционной политики на максимально возможное использование имеющегося регионального потенциала, в основу приоритетов региональной политики должны быть положены сложившиеся, а также наиболее перспективные в данном регионе отрасли промышленности. При этом следует обращать особое внимание на то, чтобы в перечень приоритетных, имеющих наибольшее перспективное значение для всей промышленности региона по возможности включались машиностроение, а также электротехническая и радиоэлектронная отрасли, а там, где для этого есть условия — и глубокая нефтепереработка. В последнем случае речь идет, прежде всего, о Республиках Дагестан и Чечня.

ВОЗМОЖНЫЕ МЕРЫ ПО УЛУЧШЕНИЮ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА В РЕГИОНАХ... 197

Следует напомнить, что, согласно федеральному закону, в регионах возможно формирование «бюджета развития», призванного оказывать непосредственную финансовую поддержку из регионального бюджета быстроокупаемым инвестиционным проектам и предоставлять гарантии для финансирования таких проектов коммерческими банками и финансовыми организациями.

Поддержка предприятий с помощью бюджета развития осуществляется в двух формах:

♦ предоставления государственных льготных инвестиционных кредитов и обеспечения гарантий инвесторам при получении кредитов коммерческих банков при реализации инвестиционных проектов;

♦ прямого инвестирования в инвестиционные проекты (с обязательным закреплением в собственности региона соответствующей части акций акционерного общества).

Данная поддержка предоставляется на конкурсной основе, критериями являются:

♦ отношение предприятия к отрасли выбранной в качестве приоритетной;

♦ экономическая эффективность;

♦ конкурентоспособность продукции;

♦ быстрота окупаемость;

♦ гарантии возврата.

При предоставлении кредитов и гарантий из бюджета развития необходимо проведение тщательного независимого аудита данного предприятия.

В контексте реализации возможностей для более активного включения экономики России в систему мирохозяйственных связей именно Юг России может стать своеобразной площадкой, которая обеспечит нашей стране конкурентные преимущества при участии в мировой конкуренции в различных сферах экономики в силу ее природно-климатических условий, при умелом использовании ее потенциала.

Здесь следует помнить, что успешное использование притока иностранных инвестиций в экономику регионов результируется, в частности, в виде прогрессивных изменений в сложившейся структуре внешнеэкономических связей региона.

К сожалению, на данный момент динамика их развития показывает, что в целом все регионы «большого» ЮФО по данным за предкризисный период отставали от среднероссийского уровня. В 2006 г. экспорт из ЮФО составил 5 390,3 млн рублей, или 4% от российского экспорта, а в 2007 г. — 5 249,7 и 2,9% соответственно. В последние годы главными экспортерами и импортерами на Юге России являются Волгоградская область, Ростовская область и Краснодарский край. В 2007 г. удельный вес в общем объеме экспорта ЮФО Волгоградской области составил 29,3%, Ростовской области — 25,6%, Краснодарского края — 20%, удельный вес импорта 11,7%, 44% и 30,3% соответственно.

Однако эти показатели на душу населения даже у наиболее успешно развивающихся регионов бывшего ЮФО в несколько раз ниже среднероссийского уровня в течение последних лет. [1] Удельный вес всех национальных республик вместе взятых в составе округа в общем объеме экспорта составил в 2007 г. всего лишь 12,7%, а в импорте — 6,9%. Если учесть, что в современном мире в значительной мере зависит экономический рост региона от характера и уровня развития внешнеэкономической деятельности, то необходимость ее форсированного развития в нынешнем СКФО и на его территориях становится очевидным.

Для достижения этой цели недостаточны типичные (стандартные) меры ныне действующих федеральных целевых программ на территории Юга России. Этот факт указывает также и на недостаток бывшего «большого» ЮФО как объекта регулирования, состоявшего из регионов с сильными различиями. На наш взгляд, для достижения этой цели необходимо применить продуманный селективный набор мер, особенно по отношению к национальным республикам в составе вновь образованного Северо-Кавказского округа, включая Республику Дагестан.

В настоящее время в качестве целей региональной политики, проводимой в Российской Федерацией в области международных и внешнеэкономических связей (в том числе — на привлечение иностранных инвестиций) и направленной на максимально эффективное использование экономических возможностей регионов-субъектов РФ, можно обозначить:

♦ обеспечение внешнеэкономических и внешнеполитических интересов Российской Федерации на международной арене;

♦ реализацию внешнеполитической линии Российской Федерации и выполнение ее международных обязательств, согласованность действий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в части выполнения международных договоров и соглашений;

♦ учет интересов субъектов Российской Федерации при разработке концепции внешней политики Российской Федерации, подготовке и заключении международных договоров Российской Федерации;

♦ содействие субъектам Российской Федерации в освоении опыта деятельности в области внешних связей, их активному вхождению в международное сотрудничество и участию в проектах и программах международных организаций, связанных с региональным развитием;

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 2 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 2 Часть 2

♦ поддержку различных внешнеэкономической деятельности российских регионов, способствующей их экономическому развитию и улучшению условий жизни населения;

♦ развитие культурного сотрудничества и гуманитарных связей на региональном уровне, расширение контактов и поддержку соотечественников за рубежом;

♦ содействие установлению тесных связей между регионами России и странами — участницами Содружества Независимых Государств;

♦ широкое участие представителей субъектов Российской Федерации в общеевропейском сотрудничестве региональных и местных властей.

Как связаны между собой совершенствование структуры внешнеэкономической деятельности на уровне региона и содержание государственной политики в области привлечения инвестиций в регионы? Связь прямая.

Например, механизм реализации целей региональной политики в области привлечения иностранных инвестиций может включать в себя:

■ государственную поддержку программ регионального развития субъектов Российской Федерации, предусматривающих укрепление внешнеэкономического и, в частности, экспортного потенциала и становление импортозамещающих производств;

■ обеспечение государственной поддержки деятельности конкретных регионов Российской Федерации по развитию внешних связей;

■ создание условий для улучшения инвестиционного положения и эффективного привлечения иностранных капиталовложений в экономику регионов Российской Федерации;

■ оказание содействия в подготовке для регионов квалифицированных кадров в различных областях международной деятельности, связанной с привлечением зарубежных инвестиций.

ЛИТЕРАТУРА

1. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2007: Стат. сб. /Росстат. М., 2008.

2. Российский статистический ежегодник. 2007: Стат. сб. / Росстат. М., 2008.

3. Экономика Республики Дагестан. Махачкала: Министерство инвестиций и внешнеэкономических связей Республики Дагестан. 2009. С. 90.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.