А.А. Федорченко
Проблемы информационного обеспечения социально-экономического развития регионов
Федорченко Александр Александрович - соискатель социологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, заместитель начальника кафедры Вольского военного института тыла (e-mail: [email protected]).
Аннотация. Рассматриваются вопросы информационного обеспечения социально-экономического развития регионов, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа.
Ключевые слова: информационное обеспечение, социально-экономическое развитие регионов, Северо-Кавказский федеральный округ России, инвестиционный климат регионов.
Успех провозглашенного курса на модернизацию экономики и всей общественной жизни России напрямую зависит от того, насколько успешными окажутся намеченные мероприятия на уровне регионов - субъектов Российской Федерации. В настоящее время, как известно, наиболее острые социально-экономические проблемы характерны для регионов Юга России, большинство из которых относится к категории депрессивных. Напомним, что депрессивными регионами (или территориями) можно считать «пространственно локальные образования, в которых по экономическим, политическим, социальным, экологическим и иным причинам перестают действовать стимулы саморазвития, и. стало быть, нет оснований рассчитывать на саморазрешение кризисных ситуаций»1. Иными словами, для преодоления состояния депрессивности на региональном уровне необходим комплекс мер общенационального характера. Особенно это касается национальных республик, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа (СКФО).
Успехи экономической модернизации в таких сложных условиях невозможны без определения целевых установок долгосрочного развития данной конкретной территории. Правильное же определение таких установок, в свою
1 См. : Орешин В. П. Регулирование региональной экономики: специфика и альтернативы. Лекции по спецкурсу. - М. , МАКС Пресс, 2001. - С. 166.
очередь, требует всестороннего учета специфики состава населения, проживающего на его территории.
На современном этапе развития России крайне важно формировать действенный механизм по обеспечению социально-политической стабильности на территориях Северо-Кавказского федерального округа. Формирование такого механизма и действие его в постоянном режиме, по нашему мнению, являются, без преувеличения, необходимым условиям для устойчивого экономического развития Юга России (и его территорий) и страны в целом.
Например, в настоящее время можно говорить о всеобщем понимании того, что задача обеспечения военно-политической безопасности в прикаспийском регионе и на всем Северном Кавказе является ключевым условием реализации новых транспортных проектов на Каспии. Новые транзитные схемы на Каспии, свою очередь, являются для России не только экономически выгодными проектами, но и эффективным способом защиты своих геополитических интересов в радиусах Каспийского и Черного морей.
При этом необходимо помнить, что лишь сочетание чисто военно-политических ресурсов с масштабной региональной социально-экономической политикой федерального центра в «проблемных» регионах СевероКавказского федерального округа может помочь России удержаться в большом радиусе Каспийского и Черного морей. Без сочетания этих мер невозможно достичь социально-политической стабильности в ключевых регионах Северного Кавказа, а значит, привлечь большие инвестиции, тем более зарубежные, и реализовать масштабные транзитные проекты на их территориях.
Для успешного решения этих задач необходимо качественно модернизировать властные и общественные структуры в регионах округа с учетом предстоящих задач модернизации. В рамках этих мероприятий следует, прежде всего, реально повысить эффективность государственного управления на территориях округа через максимально широкое и полное включение всех слоев общества в процессы формирования органов власти и контроля над их деятельностью. При решении такой задачи очень важно учитывать специфику местного общества, поскольку состав его, обычаи, особенности исторического развития в Северо-Кавказском федеральном округе значительно отличаются от российского общества в целом. Например, здесь во многом сохранились традиционные институты, характерные для патриархального уклада жизни. Сегодня эти институты наряду с общественными организациям, отделениями политических партий и другими демократическими институтами могли бы при их правильном использовании и прозрачном характере деятельности стать одной из основ для формирования реального гражданского общества в округе.
СКФО отличается географическим, этническим, языковым, конфессиональным и культурным многообразием, что во многом определило образ жизни, историю и взаимоотношения его жителей. На Северном Кавказе проживают представители около 50 национальностей. На языке некоторых из них разговаривают лишь несколько сотен человек, а большие этнические группы насчитывают до миллиона и больше человек.
В этих условиях чрезвычайно важным представляется учет обычаев и общественной специфики населения многих регионов округа, особенно - жителей небольших городов и сельской местности, где социально-экономические проблемы зачастую наиболее обострены. Поэтому ключевым пунктом начала мероприятий в рамках осуществления курса на модернизацию экономики представляется определение упоминавшихся выше целевых установок социально-экономического развития не только всего региона, но и конкретной территории (части) данного региона, на которой проживает конкретное население. Это население относится к той или иной этно-культурной группе и характеризуется определенными традициями и обычаями, а также столь же конкретными экономическими интересами. Таким образом, перед началом осуществления модернизационных мероприятий настоятельно необходимым становится определение таких целевых установок социально-экономического развития территорий, которые соответствовали бы объективным реалиям экономики и, вместе с тем, отражали бы наиболее насущные запросы населения данного региона.
В целях обеспечения более объективного и, с другой стороны, более обоснованного подхода к определению таких установок в контексте намеченных перспектив социально-экономического развития регионов, принятия более целесообразных и одновременно поддерживаемых большинством населения решений, по нашему мнению, необходимо обязательное выявление отношения к таким вопросам со стороны наиболее авторитетных групп населения. Автором на примере конкретного региона, входящего в состав Северо-Кавказского (ранее - Южного) федерального округа - Чеченской Республики, предложена и апробирована на практике система анкетирования старейшин, представляющих наиболее авторитетную группу местного населения. Так, опрашиваемым были заданы конкретные вопросы:
1. Что не хватает вашему селению (территории) для стабилизации общественно-политической и социальной обстановки.
2. Экономическое положение вашего селения (территории).
3. Каково обеспечение работой трудоспособного населения.
4. Основные проблемы, стоящие перед лицами молодого возраста.
5. Доступность медицинского обслуживания категорий населения: • а) пожилого возраста;
• б) трудоспособного возраста;
• в) детей и подростков.
6. Ваши пожелания, относительно неотложных мероприятий по стабилизации общественно-политического и экономического положения вашего селения (территории).
Использование такой системы позволяет выявить, во-первых, реальное отношение населения к ключевым вопросам социально-экономического развития, среди которых основное место занимают пути достижения социально-политической стабилизации и направления развития производительных сил данной местности и всего региона, во-вторых, реальную степень поддержки со стороны авторитетных среди местного населения мероприятий, предлагаемых властными структурами. Без подобной поддержки в регионах Северного Кавказа практически невозможно осуществлять переход к модернизации экономики.
Весьма сложной проблемой является информационное обеспечение мероприятий по социально-экономическому развитию регионов. Одновременно должен быть налажен эффективный мониторинг последствий принимаемых решений, что предопределяет жесткие требования к качеству информационного обеспечения.
От содержания конкретных целей и задач государственной региональной политики в значительной степени зависит структура ее информационного обеспечения. В то же время структура региональной информации должна отвечать потребностям различного рода аналитических и социологических исследований, необходимых для обоснования тех или иных политических решений.
По нашему мнению, общая структура информационного обеспечения региональной экономической политики должна включать, как минимум, следующие основные блоки (подсистемы) региональной информации:
• общеэкономические компоненты;
• функциональные компоненты;
• отраслевые компоненты (региональный аспект);
• территориальные компоненты.
• Важно отметить, что одни и те же исходные показатели могут быть задействованы в различных компонентах не только одного, но и совершенно разных информационных блоков.
В первый из указанных блоков целесообразно включить компоненты информационного обеспечения, объединенные решением общесистемной задачи регулирования территориальной дифференциации социально-экономического развития Российской Федерации. Данный информационный блок призван решать следующий комплекс основных вопросов:
• определение основных характеристик текущей дифференциации регионального развития по ключевым аспектам состояния экономики и социальной сферы;
• определение сравнительной динамики и тенденций развития регионов России;
• выявление специфических региональных проблем (кризисных ситуации), требующих своего разрешения на основе механизмов государственного территориального регулирования;
• определение важнейших прогнозных параметров экономического и социального развития регионов;
• выявление характера воздействия на территориальное развитие рыночных механизмов саморегулирования, используемых методов государственного регулирования на федеральном и региональном уровнях, а также реализуемых в субъектах Федерации институциональных реформ.
Для решения этих вопросов представляется целесообразным разрабатывать общеэкономические компоненты, включающие сравнительную оценку социально-экономического положения субъектов РФ, мониторинг их социально-экономического развития, анализ хода экономической реформы и развития новых форм хозяйственной деятельности в регионах, а также прогноз основных показателей экономического и социального развития в территориальном разрезе.
Второй блок системы информационного обеспечения государственной региональной политики должен объединить важнейшие функциональные компоненты, отражающие такие аспекты, как оценка межбюджетных отношений и финансовых ресурсов регионов, их инвестиционной привлекательности, нормативно-правовая база региональной политики; оценка минерально-сырьевой базы регионов, состояния их окружающей природной среды; региональные проблемы в сфере уровня жизни и занятости населения; проблемы участия регионов в международном экономическом сотрудничестве; региональная дифференциация цен и тарифов.
Третий блок системы региональной информации необходимо ориентировать на исследование и принятие решений по территориальному аспекту развития отраслевых комплексов.
В числе данных комплексов могут быть, в частности, выделены топливно-энергетический, химико-лесной, машиностроительный, транспортный, сферы услуг и производства товаров народного потребления, аграрно-промыш-ленный, металлургический, науки и инноваций, средств связи и информации, а также инвестиционный.
Роль последнего, то есть инвестиционного комплекса, следует подчеркнуть особо, поскольку через него происходит своего рода «подпитка» необходимыми ресурсами для развития всех прочих отраслевых комплексов. При этом отдельные регионы Северного Кавказа могут быть представлены различными перспективными отраслями, однако, если говорить об округе в целом, то инвестиционный потенциал регионов СКФО можно представить себе как совокупность кластеров, охватывающих территорию практически всех регионов округа. Наиболее важными из них в реальных условиях сегодняшнего дня являются: агропромышленный комплекс; туристско-рекреационная сфера; производство стройматериалов. Неслучайно о значении указанных сфер экономики говорилось в июне 2010 года на XIV Санкт-Петербургском экономическом форуме1.
Особая роль инвестиционного комплекса в современном региональном развитии требует и особого отношения к отслеживанию информации, касающейся динамики состояния инвестиционного климата. Так, в современной социально-экономической литературе существуют различные классификации факторов, определяющих состояние инвестиционного климата, в том числе -на уровне регионов. По нашему мнению, целесообразно систематизировать и исследовать информацию о состоянии инвестиционной привлекательности регионов в рамках трех блоков - собственно экономического, социального и инновационного2.
В этом случае первый блок будет содержать информацию о деловой активности, состоянии институциональной среды на территории региона, а также общее состояние инфраструктуры и обеспеченность природными ресурсами. Второй блок - социальный - будет содержать такие факторы, как характеристика уровня жизни, состояние человеческого потенциала, покупательная способность населения.
Третий - инновационный - блок касается состояния и перспектив развития научно-исследовательского и внедренческого потенциала региона.
Для регионов Северо-Кавказского федерального округа, особенно нуждающихся в притоке инвестиций (в том числе иностранных) для выхода из нынешнего депрессивного состояния и обеспечения устойчивого социально-экономического развития, правильная организация необходимого и постоянного отслеживания изменения ситуации и соответствующее информационное обеспечение являются важнейшими условиями, способными изменить непростое социально-экономическое и политическое положение на Северном Кавказе к лучшему.
1 См. : Инвестиции в Кавказ - это реально // Известия. - 2010. - 17 июня.
2 Экономические, социальные и инновационные индикаторы развития регионов. Доклад Независимого института социальной политики (НИСП) и Института экономической политики им. Е. Т. Гайдара. - М. , 2010.
Список литературы
1. Халиков М. С. Экономическая социология. Региональный аспект. М. , 2005.
2. Исправникова Н. Р. Организационные проблемы управления экономикой. М. : ИЭРАН и ГУУ, 2004.
3. Экономические, социальные и инновационные индикаторы развития регионов. Доклад Независимого института социальной политики (НИСП) и Института экономической политики им. Е. Т. Гайдара. М. , 2010.
© Федорченко А. А., 2011