Петросянц В.З.
д.э.н., профессор, гл. н. с. Института социально-экономических исследований Дагестанского научного центра
РАН
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПРОБЛЕМНЫХ РЕГИОНОВ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ ЭКОНОМИКИ1
Ключевые слова: региональная экономика, проблемные регионы, инновационное развитие.
Федеративное устройство российского государства функционально должно обеспечивать его территориальную целостность и сохранение единого экономического пространства с позиций признания равноправности всех субъектов Федерации, их относительной самостоятельности в решении внутрирегиональных проблем экономического развития и социального обустройства. Концептуальную основу такой организации отношений между Федеральным Центром и регионами должны составлять два принципа. Во-первых, признание того, что носителем интересов региона является проживающее на его территории население. Во-вторых, рассмотрение региона в качестве целостной социально-экономической системы, специфика которой определяется не только географическим положением, природно-климатическими условиями, наличием на данной территории того или иного множества производств, но и, прежде всего, исторически сложившимся образом жизни местного населения, его менталитета. Необходимость следования этим принципам наиболее ярко проявляется в национальных автономиях (республиках и округах), поскольку при прочих равных условиях сильное влияние на хозяйственную специфику этих территориальных образований оказывают этнический и религиозный факторы2.
Социально-экономические и политические преобразования в современной России, децентрализация власти усложнили проблемы регионального обустройства страны, выдвинули на первый план пространственные аспекты развития российского общества. Более того, обострение политической ситуации, введение со стороны США, Евросоюза и других стран НАТО экономических санкций актуализируют вопросы эффективного использования резервов социально-экономического развития регионов, определяют необходимость в формировании принципиально иной среды для решения социальных и экономических проблем в рамках их взаимодействия с Федеральным Центром и между собой.
В этих условиях перед регионами стоят задачи не только в обеспечении стабилизации и устойчивости, но и в эффективной реализации своего хозяйственного потенциала в перспективе. То есть, вопросы стратегического поведения субъектов, хозяйствующих на территории того или иного региона, приобретают особое значение, становятся объектом повышенного внимания, поскольку конкурентоспособность и прибыльность производимой продукции во многом зависят от способности товаропроизводителей гибко реагировать на динамичное движение рынка, использовать его конъюнктуру и механизм цен, информационные технологии и коммуникации.
В современных условиях необходимы новые формы и методы регулирования регионального развития, ориентированные на сохранение в регионе ресурсного и биоклиматического потенциала, на стимулирование деловой и инвестиционной активности с позиций повышения конкурентных позиций региона на российском и мировом рынках. Исключительная сложность проблемы формирования стратегических приоритетов регионального развития и последующая их реализация в условиях трансформационных изменений в экономике и обществе, с одной стороны, объясняется отсутствием практического опыта, недостаточностью научного обеспечения, с другой, доминированием политических конъюнктурных интересов.
Крайне важным является и то, что региональная экономика не может сегодня рассматриваться в отрыве от процессов глобализации, имеющих разнообразные проявления. В настоящее время тенденции мировой экономики убедительно показывают усиление роли масштабов инновационной деятельности и ускорения инновационных процессов в экономическом развитии, охватывающих не только технологические и организационные, но и социальные нововведения. Все это подтверждает тотальный характер инновационной деятельности. Конкурентоспособность регионального производства заключается не только в борьбе на существующем рынке, но и в борьбе за новые рынки посредством создания новых товаров и услуг. Отсюда следует необходимость скорейшего перехода экономики России и ее регионов на инновационный тип развития .
С другой стороны, хозяйственная деятельность региона оказывает все большее воздействие на целостность территориальных экосистем, которые обеспечивают жизненно важные функции системы жизнеобеспечения. Действи-
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект № 13-02-00069а.
2 Петросянц В.З. Критерии и факторы экономического роста региона / В.З. Петросянц, С. Д. Дохолян // Проблемы современной экономики - № 4, 2007. С.. 245-250.
3 Петросянц В.З. Инновационный путь модернизации экономики Дагестана / В.З. Петросянц, Д.В. Петросянц // Региональные проблемы преобразования экономики. 2009. - № 2. - С. 23-31.
тельно, качество жизни как интегральная категория, определяемая относительным уровнем социально-экономического благополучия населения на данной территории, формируется не только под воздействием экономических, культурных, духовных и др., но и экологических факторов. Поэтому сохранение качества окружающей природной среды становится приоритетно-стратегической задачей, поскольку от ее решения зависит качество жизни населения региона и, прежде всего, уровень его здоровья.
В этих условиях одной из ключевых проблем социально-экономического обустройства страны и ее регионов становится задача создания эффективного инструментария стратегического регулирования регионального развития. Регулирование, в рамках которого осуществляется целенаправленная реализация стратегических приоритетов и преимуществ конкретного региона в процессе развития.
Особую значимость вопросы стратегического регулирования регионального развития приобретают применительно к проблемным территориям в составе Российской Федерации, к которым относится большая часть субъектов (республики) Северо-Кавказского федерального округа (СКФО). Это обусловлено, прежде всего, его современным геополитическим положением, историей освоения и исключительно сложным этническим составом населения. Развитие этого региона следует рассматривать как важнейшее средство обеспечения целостности государства, укрепления экономики России, упрочения ее позиций в Каспийском регионе и ликвидации очагов политической напряженности.
Определяя миссию северокавказских субъектов в составе СКФО, необходимо выделить два аспекта. С одной стороны, эти территориальные образования, являясь субъектами Российской Федерации, призваны, во-первых, обеспечивать целостность российского государства в рамках федеративных отношений, стать южным опорно-связующим регионом России в торгово-экономическом и культурно-политическом аспектах взаимодействия со странами Прикас-пия и Ближнего Востока. Во-вторых, предоставлять другим регионам разнообразные туристско-рекреационные услуги, конкурентоспособную продукцию сельскохозяйственного и промышленного производства, а также формировать общую направленность развития как округа в целом, так и каждого региона, каждого муниципального образования (города, районы) за счет построения эффективной организации взаимодействия между органами государственной власти различного уровня, местного самоуправления, деловыми и общественными кругами.
Стратегии развития северокавказских республик при всем многообразии их конкретного содержания должны базироваться на следующих положениях:
- северокавказские республики - государственные образования в составе Российской Федерации;
- стратегии социально-экономического развития северокавказских республик должны выстраиваться с позиций обеспечения равноправного, свободного, самобытного развития всех народов, проживающих на их территориях, при сохранении национального, гражданского мира, государственного единства и политической стабильности;
- фундаментальной основой такой позиции является укрепление экономической суверенности северокавказских республик, их самостоятельности в решении вопросов развития и размещения производительных сил на своих территориях;
- межрегиональные хозяйственные отношения республик строятся на намерении властей и населения сохранять единое экономическое пространство и целостность российского государства, на признании равноправности всех его субъектов1.
Анализ социально-экономического состояния северокавказских республик показывает, что они располагают благоприятными условиями для развития агропромышленного комплекса, туризма, санаторно-курортной сферы, электроэнергетики, ряда добывающих и обрабатывающих секторов промышленности, транспортно-логистических структур, строительной индустрии.
Однако эти и другие преимущества республик Северного Кавказа остаются недостаточно реализованными. По большинству ключевых социально-экономических показателей на душу населения северокавказские республики длительное время существенно отстают от среднероссийского уровня. Например, по ВРП на душу населения эти республики в среднем отстают более чем в три раза, по заработной плате - примерно в два раза, а по объему промышленного производства около семи раз.
Основным источником бюджетных доходов республик СКФО являются безвозмездные поступления. Их доля по итогам 2013 года составляет значительную часть бюджетов республик от 56% в Кабардино-Балкарской Республики до 86-89% в Ингушской и Чеченской республиках. Снижение дотационности региональных бюджетов этих субъектов СКФО в сложившихся условиях становится одной из ключевых стратегических задач.
Уровень развития промышленности в северокавказских республиках в целом можно охарактеризовать как низкий. В структуре ВРП ее доля колеблется от 4,6% в Ингушской Республики до 23,5% в Карачаево-Черкесской Республике, а в целом по всем республикам СКФО составляет немногим более 11% против 29% в среднем по РФ, что отражает низкую степень их индустриализации.
Несколько выше в ВРП доля сельского хозяйства - порядка 15%, тогда как доля оптовой и розничной торговли достигает 20%, что в целом свидетельствует о слабости реального сектора экономики республик Северного Кавказа.
Недостаточная развитость экономики и благоприятная демографическая ситуация (северокавказские республики являются одними из немногих регионов РФ, где имеет место стабильный рост населения) порождают крайне высокий уровень безработицы: от 10,6% в Республике Северная Осетия-Алания до 55% в Республике Ингушетия против 8,4% в среднем по РФ.
1 Петросянц В.З. Эконометрическая модель прогнозирования и сценарные варианты модернизации региональной экономики / В.З. Петросянц, С. Д. Дохолян, А.С. Каллаева // Региональные проблемы преобразования экономики. 2008. - № 1. - С. 4-17.
Вместе с тем, каждая республика располагает рентообразующими природными ресурсами, создающими необходимые условия для подъема экономики и формирования собственной экономической базы социального строительства в интересах местного населения и страны в целом. Природно-климатические ресурсы территории создают благоприятные условия для жизни и здоровья, развития туризма, отдельных направлений сельского хозяйства, а также электроэнергетики. При этом отраслевые приоритеты в сфере промышленного производства по республикам СКФО различны. Для Республики Дагестан ключевыми приоритетами являются производство строительных материалов, пищевая промышленность, добыча минералов и руд, топливная промышленность, легкая промышленность, электроэнергетика. Для Ингушетии - легкая промышленность, топливная промышленность, производство строительных материалов. Для Кабардино-Балкарской Республики - легкая промышленность, добыча минералов и руд, металлургическая промышленность. Для Карачаево-Черкесской Республики - легкая промышленность, добыча минералов и руд, производство строительных материалов, металлургия; для Республики Северная Осетия-Алания - производство строительных материалов, легкая промышленность, металлургия, добыча минералов и руд, химическая промышленность. В Чеченской Республике приоритетами являются производство строительных материалов, топливная промышленность, пищевая промышленность, легкая промышленность.
Здесь же следует отметить, что в республиках СКФО сложилась одна из наиболее благоприятных экологических ситуаций на территории РФ, которая во многом связана с низким уровнем индустриализации и сравнительно небольшим количеством вредных производств. С учетом этого сохранение окружающей среды и хорошей экологии становится одной из ключевых задач в рамках реализации стратегии развития северокавказских республик.
Не менее важной стратегической задачей в условиях структурной перестройки становится переориентация республик на приоритет экономики знаний, развитие высокотехнологических секторов производства и, как следствие, вхождения в режим инновационного развития. В свою очередь эти и другие преобразования предполагают создание в республиках СКФО эффективной инновационной инфраструктуры, неотъемлемой частью которой является система высшего образования в тесном взаимодействии с научно-исследовательскими учреждениями (инновационно-образовательный кластер). Такого рода кластер призван играть роль не только «производителя» квалифицированных кадров для нужд модернизирующихся экономик, но и мощных исследовательских центров, центров экспертизы и консультирования, центров развития человеческого капитала.
Следует отметить, что в условиях рынка и демократизации общественных отношений предпринимательские структуры и гражданские институты становятся относительно свободными в принятии решений, прямо или косвенно воздействующих на региональное развитие. Поэтому региональные власти всех уровней (правительства и администрации субъектов Федерации, муниципалитеты и другие органы управления) должны иметь в виду то, что даже в пределах подведомственных территорий они не имеют в своих руках достаточных административно-правовых и экономических рычагов управления процессами социально-экономического обустройства и развития с позиций региональных и местных интересов.
Объективно возникает необходимость в поиске механизмов стратегического регулирования регионального развития, обеспечивающего согласование усилий всех влиятельных сил, осуществляющих свою деятельность и/или реализующих свои интересы на территории данного региона.
С точки зрения теории стратегическое регулирование, как процесс реализации приоритетов регионального развития, в условиях усложнения условий хозяйствования и ведения бизнеса представляет собой системный инструментарий умения приспосабливаться к изменениям внешней среды и при этом выдерживать курс на достижение высокой в широком смысле конкурентоспособности региона в целом. Поэтому в качестве одной из важнейших функций стратегического регулирования регионального развития является способность быстрой адаптации хозяйственной системы региона к изменениям внешней среды1.
То есть, в условиях рыночной экономики, нарастающей сложности, стохастичности, системности процессов современной деятельности стратегическое регулирование регионального развития становится объективно необходимой и реально востребованной экономической категорией, составляющими которой выступают управленческий, маркетинговый, информационный и правовой аспекты.
К главным задачам стратегического регулирования регионального развития следует отнести обеспечение конкурентоспособности, оптимальное распределение ресурсов, реализацию приоритетов и основных целей, капитализацию сильных сторон региона и нивелирование слабых. В обобщенном виде к основным функциям стратегического регулирования вообще и применительно к региональному развитию, в частности, следует отнести: диагностическую, измерительную, прогнозную, дифференцирующую, защитную, информационно-накопительную, стимулирующую.
Развитие любого региона с учетом отмеченных характеристик должно быть направлено на достижение самодостаточности всех хозяйствующих субъектов, эффективное использование имеющегося ресурсного потенциала, повышение качества жизни населения. Под самодостаточностью следует понимать функционирование и развитие региона преимущественно за счет внутренних финансово-экономических источников, позволяющих обеспечить расширенное воспроизводство, совершенствование структуры региональной социально-экономической системы, повышение качества и уровня жизни населения. Самодостаточность региона в современных условиях хозяйствования становится главным ориентиром и связующим звеном всей системы приоритетов стратегии регионального развития. Сущность самодостаточности вытекает из объективной необходимости эквивалентного участия региона в территориальном разделении труда и комплексности экономического и социального развития. Самодостаточность оправдана
1 Петросянц В.З. Стратегическое регулирование развития проблемных регионов в составе СКФО // Региональная экономика: теория и практика. 2014. - № 2. - С. 2-11.
лишь тогда, когда она обеспечивает выполнение вышеуказанных функций и разрешение объективных противоречий регионального воспроизводственного процесса, не допускает изоляции региона и создания благополучия региона за счет общенациональных интересов и других регионов или в ущерб долговременным интересам. Поэтому разработка стратегии и последующая ее реализация в рамках стратегического регулирования с ориентацией на самодостаточность требует взвешенного подхода к выработке нормативных положений, регулирующих финансово-экономические отношения между регионом, хозяйствующими субъектами и населением, а также регионом и федеральным уровнем управления. Самодостаточность позволяет обеспечить эквивалентность внутри региональных и межрегиональных связей, когда каждый регион, в соответствии со своими экономическими и социальными интересами, определяет свое участие в совместном с другими регионами решении межрегиональных проблем.
Следует отметить, что при обосновании приоритетов регионального развития должны рассматриваться комплексно практически все факторы и условия, воздействующие на эффективность функционирования такой большой и сложной социально-экономической системы как регион. Это обоснование, помимо целевых установок, оценки в широком смысле ресурсного потенциала, должно, прежде всего, включать инвестиционную политику и ее инновационную составляющую. Дело заключается в том, что в условиях рыночной экономики регионы не могут эффективно развиваться без четко выраженной инвестиционной политики, включающей выбор источников финансирования, формирование современных институтов законодательной и нормативно-правовой базы, определение органов, ответственных за реализацию инвестиционной политики, привлечение инвестиций, работу с инвесторами. По сути, региональная инвестиционная политика представляет собой комплекс мер по стимулированию инвестиционных процессов, направленных на обеспечение устойчивого социально-экономического развития территории, является ключевым блоком системы стратегического регулирования развития региона. Одной из основных ее задач становится создание благоприятного инвестиционного климата, воздействующего на приток капитала в различные сферы экономики. Инвестиционный климат во многом зависит от состояния и диверсифицированности экономической среды, перспектив и тенденций экономического развития территории, наличия долгосрочных программ социально-экономического развития, степени развитости рыночных отношений, финансового рынка и рынка инвестиционных услуг, устойчивости власти на территории, ее авторитетности, политической поляризации населения, уровня социальной напряженности и уровня преступности. Именно инвестиционный климат, эффективность региональной инвестиционной политики становятся ключевым фактором реализации инновационно ориентированного развития субъектов в составе СКФО. Фактически, какие бы не выстраивались грандиозные перспективы социально-экономического развития северокавказских республик, без соответствующего притока инвестиций их реализация практически не осуществима1.
Все это в совокупности с хозяйственными различиями регионов России обозначает важность и значимость создания эффективного механизма стратегического регулирования регионального развития, обеспечивающего устойчивый экономический рост и интеграцию российских территорий в рамках федеративных отношений.
1 Петросянц В.З. Формы и методы реализации инвестиционных процессов депрессивном регионе / В.З. Петросянц, С. Д. До-холян // Региональная экономика: теория и практика. 2008. - № 26. - С. 36-43.