ПЕТРОСЯНЦ В.З., ДОХОЛЯН С.В.,НИНАЛАПОВА Л.Г.
МОДЕЛЬ УСТОЙЧИВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА СУБЪЕКТОВ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА1
Аннотация. В данной статье приведены результаты комплексного и сравнительного анализа современного состояния и достигнутого уровня социально-экономического развития субъектов СКФО. Рассмотрены теоретические основы и методические положения построения модели устойчивого экономического роста проблемных регионов. Представлена и описана блок-схема такой модели, включающая цель, ориентиры, параметры и макроэкономические условия устойчивого экономического роста применительно к особенностям субъектов Федерации в составе СКФО.
Ключевые слова: модель, экономический рост, устойчивое развитие, регион, инвестиции, ресурсные возможности, инновации, бюджетные доходы, модернизация.
PETROSYANTS V.Z.,DOKHOLYAN S.V.,NINALALOVA L.G.
MODEL OF STABLE ECONOMIC GROWTH OF THE SUBJECTS OF THE NORTH CAUCASIAN FEDERAL DISTRICT
Abstract. This article gives the results of a complex and comparative analysis of the modern state and achieved level of social-economical development of NCFD subjects. The theoretical foundations and methodical provisions of building a model of stable economic growth of problem regions have been considered. A block-scheme of this model has been presented and described that includes a goal, reference points, parameters and macroeconomic conditions of stable economic growth relating to characteristics of subjects of the Federation as part of NCFD.
Keywords: model, economic growth, stable development, region, investments, resource opportunities, innovations, budget profits, modernization.
Социально-экономическое развитие и обустройство субъектов в составе СевероКавказского федерального округа (СКФО) на долгосрочную перспективу представляет собой сложную многофункциональную, многоцелевую, многовариантную задачу, в рамках которой решается обширный круг вопросов в области обеспечения устойчивого роста экономики и благосостояния населения, социально-политической стабильности и укрепления государственной целостности Российской Федерации.
Действительно, территориальное развитие Российской Федерации в стратегическом плане ориентировано на обеспечение условий, позволяющих каждому региону иметь необходимые и достаточные ресурсы для создания достойных условий жизни граждан, комплексного развития и повышения конкурентоспособности экономики при обеспечении политического и правового единства страны [1, 2].
То есть обеспечение устойчиво-сбалансированного социо-эколого-экономического развития регионов, направленного на сокращение уровней межрегиональной дифференциации, является ключевым, стратегическим ориентиром государственной региональной политики российского государства.
С другой стороны, развитие субъектов СКФО связано, прежде всего, с использованием их главных конкурентных преимуществ: резервов и запасов природных ресурсов, благоприятных природно-климатических условий для сельского хозяйства, высокого рекреационного потенциала, пригранично-транзитного положения в приморской зоне Прикаспия, значительных демографических ресурсов.
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ (проект № 13-02-00069а).
Задействовать эти и другие ресурсные возможности в модели устойчивого экономического роста того или иного субъекта Федерации представляется весьма сложной и трудно реализуемой задачей, поскольку выстраивание такой модели должно осуществляться с позиций системного подхода, учитывая все многообразие факторов и условий хозяйствования.
Понятие «экономический рост» нельзя трактовать однозначно, поскольку оно зависит от цели и задач, которые возникают в процессе развития экономики. В самом общем виде «экономический рост» можно соотнести с улучшением благосостояния населения и процветания общества, а также с длительным, устойчивым развитием народного хозяйства. Обычно, хотя имеют место и другие идентификаторы экономического роста, в качестве индикатора его измерения на региональном уровне используются показатели ВРП в расчете на душу населения, среднедушевые доходы населения и среднемесячная заработная плата [1]. В таблицах 1 и 2 приведены такого рода сведения, характеризующие достигнутый уровень развития субъектов СКФО.
Таблица 1.
Идентификаторы экономического роста субъектов СКФО
2011 2012
Численность населения, тыс. чел. ВРП Доходы населения Среднемесячная заработная плата Численность населения, тыс. чел. Доходы населения Среднемесячная заработная плата
Всего, млрд руб. На 1 чел., тыс. руб. Всего млрд руб. На 1 чел в месяц, ру6. Всего, млрд руб. На 1 чел. в месяц, руб.
Российская Федерация 143056 45265,22 316,63 35672,4 20780 23369,2 143347 39663,54 23058 26628,9
СКФО 9493 1064,84 112,49 1714,4 15050 13898,4 9541 1955,065 17076 16725,0
Республика Дагестан 2931 327,03 111,91 642,9 18278 11235,8 2946 729,9481 20648 13659,6
Республика Ингушетия 430 26,11 61,8 59,8 11582 19513,2 442 65,637 12375 18301,5
Кабардино-Балкарская Республика 859 90,63 105,46 130,3 12636 13011,5 859 141,0237 13681 16314,4
Карачаево-Черкесская Республика 475 49,61 104,2 66,9 11742 12446,9 472 75,63706 13354 15510,8
Республика Северная Осетия — Алания 709 85,19 119,86 117,0 13757 13376 706 137,1193 16185 15898,7
Чеченская Республика 1302 86,32 66,99 219,1 14026 14431,4 1325 242,5863 15257 17384,9
Ставропольский край 2787 399,95 143,54 482,9 14440 15588,7 2791 565,2445 16877 18446,9
Республика Татарстан 3803 1275,53 336,08 922,9 20223 20009,4 3822 1101,195 24010 23233,7
Республика Башкортостан 4064 951,77 233,96 928,1 19030 18397,0 4061 1035,994 21259 20264,7
Источник: составлено по данным Росстата: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2013: Стат. сб. / Росстат. — М., 2013.
Приведенные в таблицах 1 и 2 сведения наглядно демонстрируют существенное отставание республик в составе СКФО по уровню социально-экономического развития от других регионов и страны в целом. Даже Ставропольский край — относительно благополучный регион — по многим параметрам уступает среднероссийскому уровню. В расчете на душу населения ВРП в среднем по СКФО в 2011 г. достигал всего 35,6 % от средней величины этого показателя по России, а по таким субъектам, как Республика Ингушетия и Чеченская Республика, соответственно 19,5 % и 21,2 %. Среднемесячная заработная плата в среднем по СКФО составляет всего 60 % от среднероссийского уровня, а по Республике Дагестан и того меньше — около 50 %. К примеру (см. таблицу 2), по Республике Татарстан и Республике Башкортостан
уровень ВРП на душу населения относительно среднего по России составляет 106,1 % и 73,9 %, а по заработной плате соответственно — 88 % и 78 %.
Регионы со столь низкими макроэкономическими показателями, как правило, попадают в сильную финансовую зависимость от федерального центра, поскольку достигнутый уровень их экономического развития не в состоянии в полном объеме осуществлять в режиме самодостаточности нормальное жизнеобеспечение [2].
Таблица 2.
Идентификаторы экономического роста субъектов СКФО (в %)
2011 2012
Численность населения ВРП Доходы населения Среднемесячная заработная плата Численность населения Доходы населения Среднемесячная заработная .плата
Всего На 1 чел. Всего На 1 чел. в месяц Всего На 1 чел в месяц
Российская Федерация 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100
СКФО 6,64 2,35 35,6 4,81 72,4 59,5 6,66 4,93 74,1 62,8
Республика Дагестан 2,05 0,72 35,3 1,80 88,0 48,1 2,06 1,84 89,5 51,3
Республика Ингушетия 0,30 0,06 19,5 0,17 55,7 83,5 0,31 0,17 53,7 68,7
Кабардино-Балкарская Республика 0,60 0,2 33,3 0,37 60,8 55,7 0,60 0,36 59,3 61,3
Карачаево-Черкесская Республика 0,33 0,11 32,9 0,19 56,5 53,3 0,33 0,19 57,9 58,2
Республика Северная Осетия — Алания 0,50 0,19 37,9 0,33 66,2 57,2 0,49 0,35 70,2 59,7
Чеченская Республика 0,91 0,19 21,2 0,61 67,5 61,7 0,92 0,61 66,2 66,2
Ставропольский край 1,95 0,88 45,3 1,35 69,5 66,7 1,95 1,43 73,2 70,2
Республика Татарстан 2,66 2,82 106,1 2,59 97,3 85,6 2,66 2,78 104,1 88,4
Республика Башкортостан 2,84 2,10 73,9 2,60 91,6 78,7 2,83 2,61 92,2 77,1
Источник: составлено по данным Росстата: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2013: Стат. сб. / Росстат. — М., 2013.
Бюджеты таких регионов длительное время дотируются, порождая иждивенческие настроения и утрату стремлений местных властей к позитивным изменениям, к экономическому росту. Приведенные в таблицах 3 и 4 данные убедительно свидетельствуют об этом. Действительно, доля безвозмездных перечислений в доходах консолидированных бюджетов субъектов СКФО достигает порядка 65 %, а по таким субъектам, как Республика Дагестан, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Ингушетия и Чеченская Республика, по итогам 2012 г. и того более — 72,2 %, 72,9 %, 86,4 % и 87,7 %. Даже по Ставропольскому краю бюджетная обеспеченность за счет собственных доходов на 66,2 % (см. табл. 4) ниже, чем у экономически благополучных регионов — Республики Татарстан (77,2 %) и Республики Башкортостан (82 %).
Бюджетные доходы субъектов СКФО
2011 2012
Доходы консолидированного бюджета, млрд руб. Доходы консолидированного бюджета, млрд руб.
Всего млрд руб. в том числе Всего млрд руб. в том числе
Собственные доходы Безвозмездные перечисления Собственные доходы Безвозмездные перечисления
СКФО 310962,9 107129,9 203833,0 331838,2 116632,7 215205,5
Республика Дагестан 71409,1 18597,4 52811,7 79988,5 22223,3 57765,2
Республика Ингушетия 17699,2 2863,2 14836,0 20589,3 2799,2 17790,1
Кабардино-Балкарская Республика 24869,9 10205,6 14664,3 24589,2 10927,9 13661,3
Карачаево-Черкесская Республика 15072,9 5449,5 9624,4 20865,1 5650,0 15215,1
Республика Северная Осетия — Алания 19860,6 8178,6 11682,0 22601,0 9209 13392,0
Чеченская Республика 78917,1 10354,3 68562,8 78303,4 9650,7 68652,7
Ставропольский край 83133,1 51481,3 31651,8 84901,7 56172,6 28729,1
Республика Татарстан 191505,4 131843,3 59662,1 210724,7 162721,6 48003,1
Республика Башкортостан 135357,7 107399,5 28158,2 145155,5 119029,8 26125,7
Источник: составлено по данным Росстата: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2013: Стат. сб./ Росстат. — М., 2013.
Теоретически возможности экономического роста региона определяются следующими основными факторами: количеством и качеством природных ресурсов; количеством и качеством трудовых ресурсов; объемом основного капитала (ресурс капитала); наличием инновационных составляющих регионального развития и передовых технологий. Именно за счет этих факторов обеспечивается физический рост производства, поскольку через доступность большего количества лучших по качеству ресурсов, включая технологические возможности, возникают условия наращивания выпуска реального продукта [3].
Среди природных ресурсов региона, прежде всего, выделяют землю с ее недрами, водные и лесные ресурсы. Но их наличие в регионе еще не говорит о сильном влиянии на экономический рост. Естественно, оно определяется целесообразным и эффективным их использованием.
Таблица 4.
Структура бюджетных доходов субъектов СКФО (в %)
2011 2012
Доходы консолидированного бюджета Доходы консолидированного бюджета
Всего в том числе Всего в том числе
Собственные доходы Безвозмездные перечисления Собственные доходы Безвозмездные перечисления
СКФО 100 34,5 65,5 100 35,1 64,9
Республика Дагестан 100 26,0 74,0 100 27,8 72,2
Республика Ингушетия 100 16,2 83,8 100 13,6 86,4
Кабардино-Балкарская Республика 100 41,0 59,0 100 44,4 55,6
Карачаево-Черкесская Республика 100 36,2 63,8 100 27,1 72,9
Республика Северная Осетия — Алания 100 41,2 58,8 100 40,7 59,3
Чеченская Республика 100 13,1 86,9 100 12,3 87,7
Ставропольский край 100 61,9 38,1 100 66,2 33,8
Республика Татарстан 100 68,8 31,2 100 77,2 27,8
Республика Башкортостан 100 79,2 20,8 100 82,0 18,0
Источник: составлено по данным Росстата: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2013: Стат. сб./ Росстат. — М., 2013.
Размеры ресурсов накопленного капитала в регионе определяются в значительной мере наличными объемами основных фондов. В таблице 5 приводятся соответствующие сведения, характеризующие достигнутый уровень капитальных накоплений.
Анализ приведенных в таблице 5 сведений о наличии и структуре основных фондов на территориях субъектов СКФО показывает, что в расчете на душу населения практически все регионы округа существенно отстают от среднероссийского уровня. При этом доля в них промышленного сектора экономики сильно занижена, а доля сельского хозяйства завышена. Все это еще раз подчеркивает недостаточную экономическую развитость этих субъектов Федерации, определяет необходимость развития и реструктуризации их экономики.
Ключевым же фактором, определяющим темпы и пропорции развития экономически проблемных субъектов СКФО (имеются в виду республики, на территориях которых в силу различных причин имеют место различного рода социально-экономические диспропорции), является наращивание возможностей привлечения и эффективного использования инвестиционных ресурсов в различных сферах хозяйственной деятельности [5]. То есть создание условий для улучшения инвестиционной привлекательности республик СКФО становится едва ли ни главной стратегической задачей их социально-экономического развития.
Таблица 5.
Основные фонды субъектов СКФО: стоимость, структура
2012
Основные фонды, млн руб. То же в процентах Основные фонды на душу населения
всего в том числе всего в том числе
промышленность сельское хозяйство промышленность сельское хозяйство тыс. руб. в %
Российская Федерация 121268908 31865927 3335020 100 26,1 2,8 846,0 100
СКФО 2933644 507493 218345 100 17,4 7,4 307,5 36,3
Республика Дагестан 877939 119908 58197 100 13,6 6,6 298,0 35,2
Республика Ингушетия 49517 2361 4295 100 4,8 8,7 112,0 13,2
Кабардино-Балкарская Республика 202099 38610 21355 100 19,1 10,6 235,3 27,8
Карачаево-Черкесская Республика 142438 28758 21498 100 20,2 15,1 301,8 35,7
Республика Северная Осетия — Алания 187258 32631 9046 100 17,4 4,8 265,2 31,3
Чеченская Республика 330596 65293 13025 100 19,8 3,9 249,5 29,4
Ставропольский край 1143797 219939 90929 100 19,2 8,0 409,8 48,4
Республика Татарстан 3110418 1159352 185423 100 37,4 6,0 813,8 96,2
Республика Башкортостан 1799031 580248 96105 100 32,2 5,3 443,0 52,4
Источник: составлено по данным Росстата: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2013: Стат. сб./ Росстат. — М., 2013.
Представленные в таблице 6 данные показывают, что инвестиционная активность в СКФО находится на крайне низком уровне. Достаточно отметить, что инвестиции в основной капитал по Республике Татарстан в 2012 г. превышали общий их объем по СКФО в целом в 1,2 раза, а в расчете на душу населения этот показатель по округу составляет менее половины от среднероссийского уровня (см. табл. 6).
Приведенный анализ результатов современного состояния экономики субъектов СКФО, достигнутый уровень ее развития, накопленный опыт хозяйствования в условиях становления и углубления рыночных отношений, глобализации экономики позволяют с позиций качественных оценок системно рассмотреть и сформулировать целевые ориентиры, главные параметры и макроэкономические условия модели устойчивого экономического роста.
Инвестиции в основной капитал субъектов СКФО в 2012 г.
Всего, млн руб. в % На душу населения, руб. в %
Российская Федерация 12568835 100 87770 100
СКФО 397180 3,16 41734 47,55
Республика Дагестан 152404 1,21 51869 59,1
Республика Ингушетия 10498 0,08 24057 27,41
Кабардино-Балкарская Республика 25572 0,2 29770 33,92
Карачаево-Черкесская Республика 17952 0,14 37932 43,22
Республика Северная Осетия — Алания 21825 0,17 30845 35,14
Чеченская Республика 53506 0,43 40737 46,41
Ставропольский край 115423 0,92 41387 47,15
Республика Татарстан 464745 3,70 121897 138,88
Республика Башкортостан 232873 1,85 57321 65,31
Источник: составлено по данным Росстата: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2013: Стат. сб./ Росстат. — М., 2013.
При этом независимо от структуры и содержательных характеристик модели как обязательные условия ее реализации следует постулировать следующие положения:
- субъекты СКФО — государственное административно-территориальное образование в составе Российской Федерации;
- социально-экономическая политика развития и обустройства республики должна быть направлена на обеспечение равноправного, свободного, самобытного развития всех народов, проживающих на территории СКФО, при сохранении национального, гражданского мира, государственного единства и политической стабильности;
- фундаментальной основой такой позиции является укрепление экономической суверенности субъектов СКФО, их самостоятельности в решении вопросов развития и размещения производительных сил на своих территориях;
- межрегиональные хозяйственные отношения субъектов СКФО строятся на намерении властей и населения сохранять единое экономическое пространство и целостность Российской Федерации, на признании ими равноправности всех ее субъектов;
- внутрирегиональные хозяйственные отношения базируются на экономическом федерализме, который выражается в наделении муниципальных образований (города и районы) в составе субъектов СКФО реальной, подкрепленной финансами самостоятельностью в управлении социально-экономическим развитием «подведомственных» территорий.
На рисунке 1 представлена блок-схема модели устойчивого экономического роста субъектов СКФО.
Объективно главной стратегической целью устойчивого экономического роста каждого субъекта СКФО и округа в целом является последовательное, повсеместное повышение уровня жизни населения на основе самореализации каждого гражданина, снижения социального неравенства, достижения межнационального согласия и сохранения культурных ценностей северокавказских народов.
Такая целевая установка предполагает постановку и реализацию ряда проблемных задач: содействие процессу модернизации и реструктуризации экономики; формирование условий для создания гражданского общества; установление равноправного партнерства населения с бизнесом и государственными институтами власти; продолжение реформы власти, ее совершенствование и адаптация к изменениям в общественной жизни.
В свою очередь проблемные задачи трансформируются в построение ориентиров развития — целевых стратегических задач в области социально-экономических преобразований в субъектах СКФО: ускорение структурной перестройки экономики и повышение инвестиционной привлекательности; создание условий для трансформации частного капитала и сбереже-
Рис. 1. Блок-схема модели устойчивого экономического роста субъектов СКФО
ний населения в инвестиции реального сектора экономики; содействие формированию полноценного финансового сектора экономики; создание региональной инновационной системы; расширение и укрепление межрегиональных хозяйственных и этнокультурных связей, приграничного и трансграничного сотрудничества с зарубежьем; выравнивание территориальной дифференциации уровней жизни населения; обеспечение минимальных социальных стандартов в сфере потребления, образования, здравоохранения и культуры; улучшение состояния здоровья населения на основе повышения качества жизни, лечебных услуг, развития массовой физической культуры и спорта; развитие культурного потенциала и обеспечение доступности культурных ценностей [5].
При этом базовые параметры модели должны включать в себя широкую интеграцию хозяйства республики в российское и мировое экономическое пространство, мобилизацию финансовых источников накопления, развитие науки, совершенствование системы образования и подготовку квалифицированной рабочей силы, новые технологии, формирующие условия перехода на инновационный путь развития [1].
Макроэкономические условия модели устойчивого развития субъектов СКФО выстраиваются в систему пяти укрупненных взаимосвязанных блоков:
1. Блок управления и регулирования регионального развития, включающий в себя механизм территориальной организации многоотраслевой, многофункциональной, многоукладной экономики на основе эффективного сочетания государственного регулирования с рыночными отношениями.
2. Индустриальный блок (промышленная политика, занятость, налоговый потенциал, инновационные преобразования экономики, производственная инфраструктура, туризм и рекреация). Все эти и другие направления развития субъектов СКФО представляются наиболее важными компонентами экономического роста, выхода из депрессивного состояния.
3. Аграрный блок (аграрная политика, земельные отношения, продовольственная безопасность населения). Для субъектов СКФО этот блок имеет большее значение не только с позиций продовольственного обеспечения, но и с позиций исторически сложившихся трудовых навыков и менталитета местного населения.
4. Социально-экологический блок — образование, здравоохранение, системы социальной поддержки населения, регулирования занятости и обеспечения экологической безопасности — условия, определяющие социальную ориентацию модели устойчивого экономического роста субъектов СКФО.
5. Политико-правовой и культурно-нравственный блок — нормативно-правовая база хозяйствования и макроэкономические условия, обеспечивающие, что очень важно, социально-политическую стабильность и межнациональное согласие. Необходимость включения в модель этого блока очевидна, поскольку экономика неотделима от политики и состояния общественного сознания, нравственного и культурного уровня населения, многих других сторон жизни и поведения людей — от всего того, что обозначается понятием общественной среды.
Действительно, в настоящее время именно политический выбор определяет общую направленность и этапы изменений в российской экономике. Как правило, успех обеспечивают верные политические решения, правильно намеченные стратегия и тактика. Ошибочная же политика грозит экономическими бедами и общественными потрясениями, что неоднократно случалось в новейшей истории российского государства. Но даже разумно задуманная политика не гарантирует положительных результатов, если власть не контролирует ситуацию в обществе и не располагает действенными рычагами достижения поставленных целей.
Более того, разумная и оправданная на первый взгляд политика может оказаться неудачной, если она игнорирует сложившийся духовный мир людей, восприятие ими окружающей действительности. Нельзя, например, игнорировать традиционные понятия добра и зла, честности и бесчестности, человеческого достоинства и солидарности.
В субъектах СКФО, и не только, имеет место достаточно распространенное убеждение, что рыночная экономика, рост благосостояния людей, формирование многочисленного среднего класса побуждают к установлению демократии и политических свобод. Однако сами по себе политические свободы не вытекают из рынка. Здесь на первый план выходит роль государства. Рынок в чистом виде как бы отторгает государство от вмешательства в экономику и частный бизнес, но реальность говорит об обратном. Дело заключается в том, что в современных обществах без значительного финансового участия государства невозможны надежная оборона страны, борьба с терроризмом, обуздание преступности и поддержание законного порядка. Немыслима в рамках модернизации активная социальная, инновационная, структурная, а также культурная и образовательная политика. Невозможно сохранение здоровья нации и экологической безопасности.
В то же время нельзя недооценивать роль общественной нравственности, ее воздействие на экономику и государственное управление. Как бы совершенны ни были законы и государственные институты, устанавливающие рыночные правила и следящие за их соблюдением, нужны еще и нравственные устои, принципы и моральные нормы, которых придерживаются участники рынка.
Конечно, моральным нормам, не являющимся обязательными, принадлежит подчиненная роль по сравнению с правовым законодательством. Тем не менее от их соблюдения, чему в немалой степени могут способствовать и традиционные религиозные убеждения, зависит социальная обстановка в стране и ее регионах. Со временем, по мере повышения уровня благосостояния и культуры общества, его самоорганизации, государственное принуждение к соблюдению определенных правовых норм, в том числе добросовестного и честного поведения на рынке, возможно, станет уступать место моральным нормам.
В контексте сказанного следует отметить и то, что законодательное право не может быть всеобъемлющим. Оно имеет массу пробелов, оставляет вне своего регулирования многие стороны хозяйственной деятельности, различные виды экономических отношений. Этим как раз и пользуются в различных сферах экономики коррумпированные и криминальные сообщества ради реализации корыстных целей в ущерб интересам всего общества.
В силу важных экономических и общественных функций, выполняемых государством в рамках формирования и реализации модели устойчивого экономического роста проблемного региона, нельзя не затронуть вопросы совершенствования административных отношений. Они определяют подчинение и соподчинение разных звеньев управленческого аппарата, процедуры принятия управленческих решений и контроля над их претворением в жизнь, а также кад-
ровую политику. Эти отношения основаны на административном принуждении, заставляющем граждан, участников рынка, различные органы и учреждения, государственных служащих действовать в рамках существующей законодательной базы.
В социально-экономических преобразованиях, совершающихся как в России, так и ее регионах, явно недооценивается роль общественной нравственности, ее воздействие на экономику и государственное управление. Как бы совершенны ни были законы и государственные институты, устанавливающие рыночные правила и следящие за их соблюдением, нужны еще и нравственные устои и принципы, которых придерживаются участники рынка.
Специфика современных рыночных механизмов, особенно в сфере финансовых отношений, несмотря на то что они постоянно совершенствуются, все еще позволяет, используя недостатки в законодательстве, присваивать чужое, уклоняться от налогов, обирать население на «законных» основаниях. В этих условиях многое зависит от государства, которое должно быть примером нравственной политики и действий, заботливого отношения к культурному наследию, науке и искусству, лучшим представителям интеллигенции.
Среди нравственных понятий особое место занимает социальная справедливость. Существует представление, что категория справедливости относится к области морали, а к модели устойчивого экономического роста не имеет прямого отношения. Между тем реально существующие региональные хозяйственные системы, как показывает практика, развиваются не только по чисто экономическим законам. На них влияет господствующее в обществе представление о социальной справедливости. Соблюдение справедливости, несомненно, является одним из факторов устойчивого социально-экономического развития. От ее обеспечения зависит отношение людей к труду, средствам производства, зависит не только деловая, но и политическая активность населения, консолидация общества.
Вместе с тем справедливость — весьма расплывчатое понятие, не имеющее объективных критериев. То, что представляется справедливым одним, другим кажется несправедливым. И все же в обществе складывается преобладающее восприятие этой нравственной категории, которое влияет на поведение огромных масс людей.
Замечено, что страны с более высоким культурным уровнем развития населения располагают более развитой экономикой. Поэтому чем больше в стране и ее регионах делается для развития образования, науки, культуры, чем целеустремленнее в этом отношении политика государства и больше понимания со стороны бизнеса, тем благоприятнее предпосылки для социально-экономического прогресса.
Несомненно, экономически развитые территории располагают большими возможностями для поднятия уровня образования и общей культуры населения. Однако представляется возможным серьезно улучшить экономическое положение и в недостаточно развитых проблемных регионах, сосредоточив усилия власти и общественных институтов на улучшении образованности, поведенческой культуры и нравственного уровня большинства граждан.
Вместе с тем нельзя не отметить и то, что мораль и культура формируются в итоге длительного исторического развития. Нужны долгие годы и большие усилия для морального и культурного воспитания граждан. Тем более для северокавказских народов имеют место свои нюансы проявления морали, нравственности, культуры, понимания справедливости, но общечеловеческие ценности присущи всем людям независимо от их этнической принадлежности, исторически сложившихся трудовых навыков, культурных ценностей и религиозных убеждений.
Таким образом, модель устойчивого экономического роста субъектов СКФО должна выстраиваться не только с точки зрения формирования традиционных социально-экономических и организационно-правовых блоков, но и, прежде всего, с позиций создания благоприятной общественной среды, базирующейся на культурно-нравственных и морально-этических ценностях населяющих их народов. Без этого ни одна модель устойчивого экономического роста региона, как бы она ни была совершенна, не может быть реализована в полной мере с позиций достижения поставленных целей и задач в области социально-экономического обустройства.
Литература
1. Петросянц В. З. Экономическая политика депрессивного региона: проблемы формирования и реализации / В. З. Петросянц. — М.: Наука, 2005. — 189 с.
2. Петросянц В. З. Концептуальные основы стратегии регионального развития / В. З. Петросянц, С. В.
Дохолян //Региональные проблемы преобразования экономики. — 2011. — № 3. — С. 40-50.
3. Петросянц В. З. Региональное развитие и факторы экономического роста / В. З. Петросянц, С. В. Дохолян //Региональная экономика: теория и практика. — 2007. — № 18. — С. 10-17.
4. Петросянц В. З. Формы и методы реализации инвестиционных процессов в депрессивном регионе / В. З. Петросянц, С. В. Дохолян // Региональная экономика: теория и практика. — 2008. — № 26. — С. 36-43.
5. Петросянц В. З. Инновационный путь модернизации экономики Дагестана / В. З. Петросянц, Д. В. Петросянц //Региональные проблемы преобразования экономики. — 2009. — № 2. — С. 23-31.
References:
1. Petrosyants, V.Z. Economic Policy of the Depressive Region: Problems of Formation and Implementation / V.Z. Petrosyants. - M.: Nauka, 2005. - 189 p.
2. Petrosyants, V.Z. Conceptual Basis of the Strategy of Regional Development / V.Z. Petrosyants, C.V. Dokholyan //Regional Problems of Economic Transformation. - 2011. - No.3. - P. 40-50.
3. Petrosyants, V.Z. Regional Development and Factors of Economic Growth / V.Z. Petrosyants, S. V. Dokholyan //Regional Economics: Theory and Practice. - 2007. - No.18. - P. 10-17.
4. Petrosyants, V.Z. Forms and Methods of Implementation of Investment Processes in the Depressive Region / V.Z. Petrosyants, S.V. Dokholyan // Regional Economics: Theory and Practice. - 2008. - No.26. - P. 36-43.
5. Petrosyants, V.Z. Innovative Road of Modernization of the Economy of Dagestan / V.Z. Petrosyants, D. V. Petrosyants //Regional Problems of Economic Transformation. - 2009. - No.2. - P. 23-31.