Научная статья на тему 'Значение дисциплины "Гуманитарные аспекты информационной безопасности" при овладении студентами общекультурными и профессиональными компетенциями'

Значение дисциплины "Гуманитарные аспекты информационной безопасности" при овладении студентами общекультурными и профессиональными компетенциями Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
164
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ / МАНИПУЛЯЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИИ / СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / PROFESSIONAL EDUCATION / EDUCATION / UPBRINGING / INFORMATION SECURITY / DATA PROTECTION / MANIPULATION / PROFESSIONAL ACTIVITY / COMPETENCE / SPECIFICITY OF EDUCATION / INFORMATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кравцов А.А.

В статье рассматриваются вопросы овладения студентами, обучающимися по направлению «Информационная безопасность», общекультурными и профессиональными компетенциями. Показывается роль и значение подготовки специалистов по информационной безопасности в решении государственных задач по обеспечению национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере. Анализируются особенности курса «Гуманитарные аспекты информационной безопасности», имеющего целью приобретение студентами знаний и компетенций, необходимых для решения проблем, связанных с обеспечением защищенности от целенаправленной манипуляции общественным сознанием с использованием информационно-коммуникационных технологий. На основе анализа правовых и нормативных документов, определяющих содержание обучения, а также специфики объектов профессиональной деятельности выпускников обосновывается актуальность решения вопросов совершенствования профессионального цикла обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кравцов А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPORTANCE OF THE COURSE“HUMANITARIAN ASPECTS OF INFORMATION SECURITY”IN STUDENTS’ ACQUIREMENT OF COMMON CULTURALAND PROFESSIONAL COMPETENCES

The article touches upon the issue of acquiring common cultural and professional competences by students in «Information security». It illustrates the role and signifi cance of information security specialists training in accomplishing governmental tasks of ensuring the national interests of the Russian Federation in the information sphere. The article analyses features of the course «Humanitarian aspects of information security», the goal of which is to provide students with knowledge and competences required for handling problems in securing social consciousness from purposeful manipulation via information and communication technologies. Finally, it justifi es the topicality of improving professional education by analysing legal and normative documents that determine its scope, as well as on the basis of peculiarities of the graduates’ professional activity objects.

Текст научной работы на тему «Значение дисциплины "Гуманитарные аспекты информационной безопасности" при овладении студентами общекультурными и профессиональными компетенциями»

УДК 316.4, 378.G1. А. А. Кравцов

кандидат технических наук, профессор кафедры информационных технологий МГЛУ; е-mail: ak20786@yandex.ru

ЗНАЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ГУМАНИТАРНЫЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ» ПРИ ОВЛАДЕНИИ СТУДЕНТАМИ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫМИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ КОМПЕТЕНЦИЯМИ

В статье рассматриваются вопросы овладения студентами, обучающимися по направлению «Информационная безопасность», общекультурными и профессиональными компетенциями. Показывается роль и значение подготовки специалистов по информационной безопасности в решении государственных задач по обеспечению национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере. Анализируются особенности курса «Гуманитарные аспекты информационной безопасности», имеющего целью приобретение студентами знаний и компетенций, необходимых для решения проблем, связанных с обеспечением защищенности от целенаправленной манипуляции общественным сознанием с использованием информационно-коммуникационных технологий. На основе анализа правовых и нормативных документов, определяющих содержание обучения, а также специфики объектов профессиональной деятельности выпускников обосновывается актуальность решения вопросов совершенствования профессионального цикла обучения.

Ключевые слова: профессиональное обучение; образование; воспитание; информационная безопасность; защита информации; манипуляция; профессиональная деятельность; компетенции; специфика обучения; информационные технологии.

Kravtsov A. A.

Ph. D., Professor, Member of the Russian Academy of Natural Sciences, Professor of the Institute of Law, Economics and Information Management, Faculty of the Information Technology, MSLU; е-mail: ak20786@yandex.ru

THE IMPORTANCE OF THE COURSE "HUMANITARIAN ASPECTS OF INFORMATION SECURITY"

IN STUDENTS' ACQUIREMENT OF COMMON CULTURAL AND PROFESSIONAL COMPETENCES

The article touches upon the issue of acquiring common cultural and professional competences by students in «Information security». It illustrates the role and significance of information security specialists training in accomplishing governmental tasks of ensuring the national interests of the Russian Federation in the information sphere. The

article analyses features of the course «Humanitarian aspects of information security», the goal of which is to provide students with knowledge and competences required for handling problems in securing social consciousness from purposeful manipulation via information and communication technologies. Finally, it justifies the topicality of improving professional education by analysing legal and normative documents that determine its scope, as well as on the basis of peculiarities of the graduates' professional activity objects.

Key words: professional education; education; upbringing; information security; data protection; manipulation; professional activity; competence; specificity of education; information technologies.

В ноябре 2014 г. произошло чрезвычайно важное событие для лингвистического сообщества России - была основана Национальная Ассоциация лингвистов («РОСАЛ»). На учредительном собрании, состоявшемся на базе Московского государственного лингвистического университета (МГЛУ), были определены задачи и направления деятельности нового профессионального сообщества, принят устав. Президентом «РОСАЛ» была избрана ректор МГЛУ академик РАО И. И. Халеева. В состав учрежденной Ассоциации вошли более шестидесяти организаций. В их числе, прежде всего вузы, а также и известные фирмы, которые длительное время работают на рынке лингвистических услуг [6]. С учетом того, что МГЛУ является также и Базовой организацией по языкам и культуре государств - участников СНГ, по мнению автора, это накладывает дополнительные обязанности на кафедры университета по наполнению общекультурных и профессиональных компетенций студентов лингвистической и гуманитарной составляющих. Такая мера позволит выпускникам МГЛУ, независимо от направлений подготовки, достойно представлять вуз-лидер в области лингвистики и общекультурных ценностей как в России, так и за рубежом.

На кафедре информационных технологий МГЛУ, осуществляющей реализацию лицензированной и аккредитованной образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки 090900 «Информационная безопасность», в качестве дисциплины, в рамках которой рассмотрение информационной безопасности (ИБ) осуществляется наиболее полно с лингвистической и гуманитарной позиций, является курс «Гуманитарные аспекты информационной безопасности».

Особенность курса заключается в стремлении на основе системного подхода осветить вопросы ИБ и, прежде всего, обеспечения национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере, включая соблюдение конституционных прав в области получения информации и пользования ею, сохранить и укрепить в сознании студентов нравственные ценности гражданского общества, научить защите от целенаправленной манипуляции общественным сознанием с использованием информационно-коммуникационных технологий.

В процессе изучения курса осуществляется привитие необходимых общекультурных и профессиональных компетенций в области защиты индивидуального, группового и массового сознания от деструктивных воздействий с использованием традиционных и новых информационных технологий. Содержательное наполнение курса включает вопросы углубленного изучения «Доктрины информационной безопасности Российской Федерации», информационного воздействия на человека и манипуляцию массовым сознанием, в частности доктрин манипуляции сознанием, главных признаков и технологии манипулирования сознанием с использованием информационно-коммуникационных технологий, мишеней манипуляторов сознанием (знаковые системы, манипу-лятивная семантика, историческая память, мышление, чувства, внимание), проявления идеологии экстремизма и терроризма в информационно-коммуникационном пространстве и др. В связи с тем, что Университет лингвистический, при изучении курса повышенное внимание уделено различным разделам языкознания (социолингвистике, фоносемантике, фонопсии и др.) и особенно вопросам вербального информационного воздействия на массовое сознание. Это особенно актуально для реалий сегодняшнего дня, отличительной чертой которого стало активное проведение в мире так называемых «цветных революций», неотъемлемой составляющей которых является ведение «информационной войны» с использованием всех ее вербальных сил и средств.

В учебных заведениях, осуществляющих подготовку специалистов в области ИБ, а таких заведений в стране в настоящее время насчитывается более ста пятидесяти, почти весь цикл профессионального обучения направлен на приобретение студентами компетенций, необходимых для решения проблем, связанных

с обеспечением защищенности объектов информатизации в условиях существования угроз в информационной сфере [5]. Подготовка кадров в области ИБ, как отмечает один из признанных специалистов в области обеспечения безопасности современных информационных технологий профессор Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» профессор А. А. Малюк, имеет существенные особенности, поскольку выступает не только как реакция на спрос рынка в отношении таких специалистов, но и как важная составляющая комплекса мероприятий государства по противодействию угрозам в информационной сфере [4].

При этом курс «Гуманитарные аспекты информационной безопасности» в настоящее время преподается не более чем в 20 высших учебных заведениях [9; 10]. Вместе с тем область информационной безопасности делится на два направления: защиту информации (организационно-правовую, инженерно-техническую, компьютерную безопасность и др.) и защиту от информации (гуманитарные аспекты информационной безопасности). Это разделение явно обозначено в «Доктрине информационной безопасности Российской Федерации», утвержденной в 2000 г. [1]. В Доктрине четко выделены четыре основные составляющие национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере, при этом лишь четвертая составляющая национальных интересов относится непосредственно к защите информационных ресурсов от несанкционированного доступа, безопасности информационных и телекоммуникационных средств, а первые три составляющие посвящены преимущественно гуманитарным аспектам информационной безопасности национальных интересов российского государства.

В последнее десятилетие технократический и гуманитарный подходы к информации выделяют большинство современных ученых, что позволяет говорить о ней как о социальном явлении гуманитарно-технического характера. Очевидно, в какой-то мере, этим было обусловлено то, что блок гуманитарных проблем обеспечения информационной безопасности РФ обозначен в числе первых в программном документе «Приоритетные проблемы научных исследований в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации», утвержденным 8 марта 2008 г. Советом Безопасности Российской Федерации. В документе наряду с блоком гуманитарных проблем содержатся также

блок «Научно-технические проблемы (физико-математические, технические) обеспечения ИБ Российской Федерации» и блок «Проблемы кадрового обеспечения ИБ Российской Федерации». Перечень гуманитарных проблем обеспечения ИБ включает в себя 44 укрупненных направления исследований, в их числе: «Исследование социально-психологических последствий широкого использования современных информационных технологий во всех сферах жизни общества»; «Исследование проблем формирования ценностной ориентации личности в условиях глобального информационного общества»; «Исследование проблем использования зарубежными государствами и негосударственными организациями российских информационных систем для пропаганды политических, религиозных, культурных и иных взглядов и предпочтений»; «Исследование проблем противодействия злоупотреблениям свободой распространения информации в сети Интернет»; «Исследование проблем защиты индивидуального, группового и массового сознания российского общества от деструктивных воздействий средств массовой информации, Интернета и других информационных источников» [2].

Актуальность и важность защиты от деструктивных воздействий средств массовой информации обусловлены еще и тем феноменом, который свершился на глазах одного поколения. Благодаря стремительному прогрессу информационно-коммуникационных технологий, произошел крах формировавшейся в течение столетий системы передачи и организации информации, основанной на письме и чтении.

Современная система масс-медиа и электронные СМИ особое внимание уделяют иллюстративности - и главным источником получения информации становится экран (телевизора, монитора и т. п.). А что означает эта тенденция, при которой главенствует образ? Она означает резкую деградацию такой формы воздействия на человека, как убеждение с помощью рациональных аргументов, понятий и фактов. Если книга, письменная культура учили думать (понятия, факты и т. д), то экран - способности ориентироваться в образах, т. е. манипуляция, осуществляемая с помощью информационно-коммуникационных средств, логично выдвигается в сознании (или подсознании) на первое место в смысле способа взаимодействия с окружающим миром. Это обусловливает

необходимость научных проработок вопросов подготовленности студентов к жизни в условиях новых реалий «главенства образа».

Переход к обучению студентов по направлению ИБ с использованием компетентностного подхода, ранее изложенный автором в Вестнике МГЛУ [3], как показывает практика последних лет, наиболее ярко проявляется именно на занятиях по курсу «Гуманитарные аспекты информационной безопасности». В ходе учебных занятий по данному предмету автору удалось в наибольшей мере реализовать педагогическую технологию «Выращивание целей обучения», разработанную доктором педагогических наук профессором МГЛУ М. А. Лямзиным. Данная технология включает двуединый и поэтапный процесс совместной постановки и последующей реализации целей обучения как преподавателем, так и обучающимися [3]. В процессе изучения дисциплины, по мнению М. А. Лям-зина, можно выделить этапы «настройки целей», целевыполнения и рефлексии умения профессионально-педагогического целе-полагания.

На этапе «настройки целей» в ходе первых учебных занятий по курсу «Гуманитарные аспекты информационной безопасности» автором было осуществлено ознакомление студентов с содержанием учебного курса, с особенностями организации и методики учебных занятий, видами, формами, методами контроля и оценивания результатов обучения. Далее предлагалось студентам самим сформулировать цели своей учебной деятельности по успешному овладению учебным материалом: что они хотели бы знать, какими владеть навыками, что научиться делать. Исходя из собственных представлений и своего понимания результатов обучения, студенты (речь идет о студентах третьего года обучения) самостоятельно формулировали близкие и понятные для них цели обучения (учебной деятельности). При этом они, естественно, исходили из имеющегося опыта и своего осознанного отношения к процессу обучения, а также из собственной интуиции и других факторов. Конечно, не все студенты смогли сформулировать цели и изложить их: как показала практика, достичь достаточно четкой формулировки удавалось только 40-60 % обучающихся. При этом большинство сформулированных целей было направлено на достижение прагматических результатов: приобрести умение выявлять признаки манипуляции сознанием, овладеть технологией защиты от

манипулирования и т. п. Вместе с тем тщательный анализ, обобщение и систематизация индивидуальных ответов студентов позволили увидеть то общее и особенное, что хотели бы студенты иметь в результате обучения по курсу. Тем самым, на основании сформулированных целей и ожиданий, обеспечивалась «доводка» и «настройка» целей обучения.

Как показал опыт проведения аудиторных занятий, прежде всего семинаров, тематика курса вызвала повышенный интерес у студентов: крайне высокая посещаемость, инициатива в выборе докладов для семинарских занятий, активность в обсуждении вопросов на семинарах и др. Что характерно, на занятиях студентами активно использовались знания в области защиты информации, приобретаемые ими в процессе изучения других дисциплин («Организационное и правовое обеспечение информационной безопасности», «Основы информационной безопасности» и др.), а также практические навыки в области компьютерной безопасности. То есть именно на данных занятиях у них проходило овладение профессиональными компетенциями. Под компетенцией здесь понимается, согласно проф. М. А. Лямзину, «...умение человека применить имеющиеся знания и навыки, реализовывать свои личностные качества в профессиональной деятельности (в деятельности по профессии, специальности, исходя из квалификации)» [7, с. 150].

Так как для будущего специалиста в области ИБ одним из важнейших составляющих профессиональной компетентности является, как отмечал академик РАО Н. Н. Нечаев: «Ориентация специалиста на глубинные, "сущностные" характеристики деятельности, тенденции ее развития, ее взаимосвязи с другими формами и видами деятельности.» [8, с. 78], то проявление креативности в решении нестандартных задач в процессе изучения курса «Гуманитарные аспекты информационной безопасности» с опорой на другие профессиональные знания как раз и служит основой формирования у студентов общекультурных и профессиональных компетенций, а также упрочения осознания «знаний для чего и во имя чего» им преподаются профессиональные дисциплины.

Наряду с обозначенной спецификой профессиональной подготовки студентов по направлению «Информационная безопасность», присущей всем вузам, обучение в МГЛУ имеет дополнительную

специфику. Она выражается в углубленном изучении студентами специальных и международно-правовых аспектов защиты информации, в профессиональном овладении ими как минимум двумя иностранными языками, приобретении навыков осуществления должностных функций в иноязычной среде и квалифицированного перевода текстов по информационной безопасности. Количество часов, отводимых на освоение иностранных языков на профессиональном уровне, значительно отличает выпускников МГЛУ от выпускников других вузов - специалистов по ИБ. В связи с расширением сотрудничества нашей страны с другими государствами и международными организациями и с укреплением экономических связей такое преимущество обеспечивает их высокую востребованность на внутреннем и международном рынке труда.

Одним из перспективных путей повышения эффективности приобретения студентами необходимых общекультурных и профессиональных компетенций в процессе изучения курса «Гуманитарные аспекты информационной безопасности», по мнению автора, является в перспективе приглашение к проведению отдельных занятий специалистов Центра социокогнитивных исследований дискурса (СКоДис) МГЛУ [6]. Уникальность Центра СКоДис в масштабах страны обусловливается тем, что исследования в данном центре, проводимые под руководством ведущих мировых специалистов в области социокогнитивной лингвистики, учитывают, с одной стороны, универсальные и индивидуальные особенности познания мира человеком, а с другой стороны - социальные факторы современной коммуникации.

Таким образом, осуществляемая в МГЛУ направленность на углубленное изучение студентами, обучающимися по направлению «Информационная безопасность», гуманитарных и лингвистических аспектов информационной безопасности, обеспечивает университету прочный научный задел для того, чтобы уже в ближайшее время стать лидером в создании научной школы в области гуманитарных аспектов информационной безопасности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ № Пр-1895 от 09 сентября 2000 г. // Российская газета. - 2000. - № 187.

2. Документ «Приоритетные проблемы научных исследований в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс].- Режим доступа: http//wwwscrf. gov.ru/ documents/93.html.

3. Кравцов А. А. Специфика профессиональной подготовки студентов по направлению «Информационная безопасность» // Психолого-педагогические проблемы развития образования. - М. : ИПК МГЛУ «Рема», 2013. - С. 137-149. - (Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та; вып. № 16 (676). Сер. Педагогические науки).

4. Малюк А. А. Анализ и прогнозирование потребности в специалистах в защите информации. - М. : Горячая линия - Телеком, 2014. - 212 с.

5. Материалы XVII национального форума информационной безопасности «Инфофорум 2015» Москва, 5-6 февраля 2015 г.

6. Московский государственный лингвистический университет (МГЛУ) [Электроный ресурс]. - Режим доступа: http:// linguanet.ru

7. Лямзин М. А. Профессионально-педагогическое целеполагание как компетенция преподавателя высшей школы // Психолого-педагогические проблемы развития образования. - М. : ИПК МГЛУ «Рема», 2013. - С. 150-160. - (Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та; вып. № 16 (676). Сер. Педагогические науки).

8. Нечаев Н. Н. Профессионализм как основа профессиональной мобильности. - М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. - 92 с.

9. Российское образование [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://edu.ru/

10. Учебно-методическое объединение по образованию в области информационной Безопасности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.volgatech.net/Portals/Public/education

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.