Научная статья на тему 'Современные информационные технологии в социальных науках'

Современные информационные технологии в социальных науках Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
411
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PROFESSIONAL EDUCATION / КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENCIES / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGY / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / EDUCATIONAL STANDARD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хачатурова Седа Сейрановна

В статье рассматривается проблема нехватки талантливых специалистов-социологов, обладающих профессиональными компетенциями. Отмечено, что необходимо формирование необходимых общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций у будущих социологов, способных применять полученные знания в профессиональной деятельности. Компетенции должны быть основаны на знаниях и опыте. Активное и эффективное внедрение современных информационных технологий в высшее образование является сегодня важным фактором решения проблемы формирования компетенций и направлены на их успешное включение в будущую трудовую деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хачатурова Седа Сейрановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные информационные технологии в социальных науках»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОЦИАЛЬНЫХ НАУКАХ Хачатурова С.С. Email: [email protected]

Хачатурова Седа Сейрановна - кандидат экономических наук, доцент, кафедра информатики, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, г. Москва

Аннотация: в статье рассматривается проблема нехватки талантливых специалистов -социологов, обладающих профессиональными компетенциями. Отмечено, что необходимо формирование необходимых общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций у будущих социологов, способных применять полученные знания в профессиональной деятельности. Компетенции должны быть основаны на знаниях и опыте. Активное и эффективное внедрение современных информационных технологий в высшее образование является сегодня важным фактором решения проблемы формирования компетенций и направлены на их успешное включение в будущую трудовую деятельность. Ключевые слова: профессиональное образование, компетенции, информационные технологии, образовательный стандарт.

MODERN INFORMATION TECHNOLOGIES IN SOCIAL SCIENCES

Khachaturova S.S.

Khachaturova Seda Seiranovna - Candidate of economic Sciences, Aassociate Professor, ACADEMIC DEPARTMENT OF INFORMATICS, PLEKHANOVRUSSIAN UNIVERSITY OF ECONOMICS, MOSCOW

Abstract: the problem of shortage of talented professionals, social scientists, with professional competence. Competence should be based on knowledge and experience. It was noted that is necessary to form the required general cultural, professional and general professional competence at the future sociologists able to apply this knowledge in their professional activities. Active and effective implementation of modern information technology in higher education today is an important factor in solving the problems of formation of competencies and focused on their successful inclusion in a future career.

Keywords: professional education, competencies, information technology, educational standard.

УДК 378.147

В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования, принятым в соответствие с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ отмечено, что в результате освоения образовательной программы у выпускника высшей школы должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции. Под компетенциями подразумеваются способность и готовность личности к профессиональной деятельности. Они основаны на знаниях и опыте, которые приобретаются благодаря обучению и направлены на ее успешное включение в трудовую деятельность. Выявлено, что в настоящее время проблемой является нехватка талантливых молодых специалистов-социологов, обладающих профессиональными компетенциями [1]. Непредсказуемость современного рынка труда, отсутствие актуальной информации о вакансиях, а также переизбыток выпускников приводят к тому, что молодой специалист становится на учёт в службе занятости или же сам, используя свои способности, ищет работу [1]. Мы нередко слышим, что выпускник высшей школы вынужден устраиваться на работу не по специальности или заново переучиваться, что ведет к затрате как его личных средств, так и средств государства, общества, вуза и работодателя [1].

Таким образом, решающее значение для выпускника имеет овладение необходимыми знаниями, умениями и профессиональными навыками. Конкурентоспособность молодых специалистов зависит от тех компетенций, которые являются значимой составляющей его будущей профессиональной деятельности.

Область профессиональной деятельности выпускников-социологов включает изучение социального, экономического, политического и духовного состояния общества, закономерностей и тенденций его развития социологическими методами. Объектами профессиональной деятельности выпускников-социологов являются социальные процессы и структуры на макро- и микроуровнях, социальные общности и социальные отношения внутри этих общностей и между ними, общественное сознание, а также результаты и способы воздействия на социальные общности и социальные отношения.

Отметим важность изучения базовых дисциплин: «Основы социологии», «Развитие социологического знания», «Социология управления», «Социология культуры», «Основы социального государства», др.

Особое место занимает дисциплина «Современные информационные технологии в социальных науках». Она необходима для формирования необходимых знаний об информационных технологиях, функциях и задачах, их месте в современном информационном обществе.

Основными задачами дисциплины являются:

1. Ознакомление студентов с основными понятиями информационных технологий в социальных науках.

2. Ознакомление студентов с основами технологии разработки и применения баз и хранилищ данных, используемых в социальных науках.

3. Ознакомление студентов с информационными технологиями, используемыми для обработки социологической информации и для представления результатов исследований.

4. Ознакомление студентов с системами принятия и поддержки решений.

Дисциплина «Современные информационные технологии в социальных науках» играет важную роль в подготовке специалистов, работающих впоследствии на стыке различных отраслей знаний в информационном обществе. Студент должен уметь осуществлять навигацию и поиск информации во всемирной сети www, работать с электронной почтой, создавать документы сложной структуры, разрабатывать презентации. Студент должен владеть навыками сбора и анализа правовой, нормативной, статистической информации [2]. Надежным и эффективным помощником в таких случаях являются компьютерные справочные правовые системы. Компьютерные автоматизированные системы принятия решений позволяют принимать решения в сложных условиях, предоставляя полный и объективный анализ предметной деятельности. Современные информационные технологии нужны для информационного поиска, интеллектуального анализа данных, поиска знаний в базах данных, рассуждений на основе прецедентов, имитационного моделирования, эволюционных вычислений и др. В основе работы многих систем поддержки принятия решения, лежат методы искусственного интеллекта. Как правило, это - экспертные системы и автоматизированные системы управления.

В результате освоения дисциплины «Современные информационные технологии в социальных науках» должны быть сформированы следующие компетенции:

1. ОПК-1 - студент должен решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий с учетом основных требований информационной безопасности.

2. ПК-4 - уметь обрабатывать и анализировать данные для подготовки аналитических решений, экспертных заключений и рекомендаций.

3. ПК-8 -использовать методы сбора, обработки и интерпретации комплексной социальной информации для решения организационных и управленческих задач, в том числе находящихся за пределами непосредственной сферы деятельности.

Таким образом, одним из важных требований успешного овладения комплексом знаний, умений и профессиональных навыков является обеспечение необходимым комплектом . лицензионного программного обеспечения, предоставление своевременного доступа к современным информационным базам данных, к компьютерным справочно-правовым системам и системам принятия решений. Каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к электронно-библиотечным системам и к электронной информационно-образовательной среде организации.

Современные информационно-коммуникационные технологии, повышают качество обучения и позволяют более успешно адаптироваться к происходящим социальным изменениям [2]. Активное и эффективное внедрение современных информационных технологий в образование является сегодня важным фактором решения проблем современного образования - формирования компетенций специалистов, способных применять знания в профессиональной деятельности.

Список литературы / References

1. Боровская М.А., Гриненко С.В., Задорожная Е.К., Макарова Е.Л., Масыч М.А., Паничкина М.В., Ракитин А.А., Семерникова Е.А., Синявская И.А., Соханевич С.В. Мониторинг студентов и выпускников вуза как инструмент системы управления восстребованностью молодых специалистов на рынке труда. Административно-управленческий портал. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.aup.ru/books/m1523/2_1.htm/ (дата обращения: 24.02.2017).

2. Хачатурова С.С. Информационные технологии и их значение в современном мире. Вестник науки и образования, 2016. № 6 (18). С. 34-35.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ У СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ

СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ Лямзин Р.В. Email: [email protected]

Лямзин Роман Викторович — преподаватель, кафедра иностранных языков, Омский государственный технический университет, г. Омск

Аннотация: в данной статье описываются основы использования проектного метода для формирования межкультурной компетенции у студентов экономических специальностей, а также анализируется эффективность данного метода в обучении профессиональному иностранному языку на примере проекта «Идеальная компания». Преподавание основ устной и письменной деловой коммуникации на иностранном языке у студентов экономического профиля должно проходить в интерактивных формах работы с образцами документов, с аутентичными текстами для усвоения терминологии и расширения социокультурных знаний, а также выработке умений применять эти знания при моделировании ситуаций делового общения. Ключевые слова: иностранный язык, проектный метод, идеальная компания, межкультурная компетенция, профессиональное образование.

USING PROJECT METHOD IN TEACHING ENGLISH LANGUAGE TO STUDENTS OF ECONOMIC SPECIALITIES AT UNIVERSITY

Lyamzin R.V.

Lyamzin Roman Victorovich — English teacher, FOREIGN LANGUAGES DEPARTMENT, OMSK STATE TECHNICAL UNIVERSITY, OMSK

Abstract: this article describes the basics of using the project method for the formation of the intercultural competence of students who study economics, as well as analyzes the effectiveness of this method in teaching field-oriented foreign language based on the project example "Ideal Enterprise". Teaching students the fundamentals of oral and written business communication in a foreign language must take place in an interactive work forms with samples of authentic documents and texts for learning terminology and expanding social and cultural knowledge, as well as for the development of skills that will help to apply this knowledge in real situations of business communication. Keywords: foreign language, project method, ideal enterprise, intercultural competence, professional education.

УДК 331.225.3

Структура межкультурной компетенции отражает характер образовательной компетенции и представляет собой сложное личностное образование, включающее знания о родной и иной культуре, умения и навыки практического применения своих знаний, а также совокупность качеств личности, способствующих реализации этих знаний, умений и навыков, и, наконец, практический опыт их использования в ходе взаимодействия с представителями иной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.