УДК 316.4: 378.01 А. А. Кравцов
профессор, кандидат технических наук, почетный работник науки и техники РФ, действительный член РАЕН, профессор кафедры информационной безопасности МГЛУ; е-mail: ak20786@yandex.ru
ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ СТУДЕНТАМ ДИСЦИПЛИНЫ «КОНКУРЕНТНАЯ РАЗВЕДКА»
В статье рассматриваются вопросы профессионально-педагогического целеполагания при преподавании студентам, обучающимися в магистратуре по направлению «Информационная безопасность», курса «Конкурентная разведка». Рассматривается значимость дисциплины «Коммерческая разведка» в структуре образовательной программы по приобретению магистрантами необходимых профессиональных компетенций. Анализируются особенности данного курса и содержание педагогической технологии «Выращивание целей обучения».
Ключевые слова: профессиональное обучение; образование; информационная безопасность; профессиональная компетенция; специфика обучения; педагогическое целеполагание; педагогическая деятельность; конкурентная разведка; педагогические технологии.
Kravtsov A. A.
Ph. D. (Technical Sciences), Professor, the Honored Worker of Science and Technology of the Russian Federation, Member of the Russian Academy of Natural Sciences, MSLU; е-mail: ak20786@yandex.ru
PECULIARITIES OF PROFESSIONAL PEDAGOGICAL PURPOSE-MAKING IN TEACHING STUDENTS THE «COMPETITIVE INTELLIGENCE» DISCIPLINE
The article touches upon the issues of professional pedagogical purpose-making in teaching Master students of «Information Security» programme 10.04.01 the «Competitive Intelligence» discipline. The author examines the importance of the «Competitive Intelligence» discipline within the educational programme aimed to provide Master students with necessary professional competence. The article also analyses peculiarities of the discipline and the «Building up purposes of education» pedagogical technique.
Keywords: professional education; education; information security; professional competence; specificity of education; pedagogical purpose-making; educational activity; competitive intelligence; pedagogical technologies.
В Московском государственном лингвистическом университете (МГЛУ) с началом 2016/2017 учебного года начинается преподавание новой дисциплины - «Коммерческая разведка». Планируется, что она будет изучаться студентами, обучающимися в магистратуре по направлению «Информационная безопасность».
Следует отметить, что новый курс начинает преподаваться не с «чистого листа»: с 2013 г. темы, посвященные проблематике конкурентной разведки, изучались со студентами старших курсов специалитета и бакалавриата МГЛУ на лекциях и семинарских занятиях в рамках преподаваемой дисциплины «Информационно-аналитическая деятельность по обеспечению комплексной безопасности».
Значимость дисциплины «Коммерческая разведка» в структуре образовательной программы по приобретению магистрантами необходимых компетенций (знаний, умений и навыков) по направлению подготовки «Информационная безопасность» обусловлена тем, что в последние два десятилетия все более отчетливо проявляется большой интерес к конкурентной разведке как системе активного информационно-аналитического обеспечения решений в экономике и деловой среде. Как следствие этого - рост спроса на специалистов в данной сфере в промышленно-развитых странах и организация университетского образования в области конкурентной разведки. В Китае, например, в настоящее время более 30 университетов уже ввели специальность «Конкурентная разведка» в свои учебные планы как отдельную дисциплину. В США подготовка специалистов в области конкурентной разведки ведется в 27 учебных заведениях. В Великобритании имеется специализированное учебное заведение - Академия конкурентной разведки, в Германии - Институт конкурентной разведки. Учебные заведения, в которых на постоянной основе в учебные программы включена дисциплина «Конкурентная разведка», имеются также во Франции, Швеции, Финляндии, Австралии и других странах. По мнению ведущих европейских экспертов в области образования, в течение ближайших 10 лет курс конкурентной разведки будет включен во все европейские программы МБА [5].
В России на данный период времени практически нет учебных заведений, специализирующихся в области конкурентной разведки. В начале 2000-х гг. в университетах и институтах стали организовываться тренинги, семинары, различного рода курсы дистанционного и заочного обучения, в основном в рамках специальности
«Информационная безопасность», в какой-то мере отвечающие потребностям подготовки кадров данного профиля. С 2010 г. в ряде университетов и институтов осуществляется подготовка по образовательной программе «Конкурентная разведка в бизнесе» с выдачей диплома государственного образца. С 2012 г. в Уральском государственном экономическом университете началось обучение в заочной магистратуре по курсу «Конкурентная разведка в международном бизнесе».
Как показывает авторский опыт преподавания в МГЛУ, тематика конкурентной разведки вызывает повышенный интерес у студентов. На аудиторных и семинарских занятиях отмечается высокая активность при выборе тем для докладов и в обсуждении вопросов на семинарах. У многих студентов проявляется не свойственная им на других занятиях креативность в выполнении самостоятельных заданий с презентацией результатов.
Причин повышенного интереса студентов к данной тематике, по нашему мнению, несколько. Во-первых, некоторая «сакральность» для молодежной аудитории термина «разведка», тесно связанная с «романтикой» деятельности спецслужб.
Во-вторых, в ходе изучения сути и содержания деятельности коммерческой разведки для студентов становились понятны различия между понятиями «коммерческая разведка» и «промышленный шпионаж», а также приходило понимание часто употребляемых терминов в СМИ и научно-популярной литературе, таких как «деловая разведка», «бизнес-разведка», «корпоративная разведка» и др.
В-третьих, на практических занятиях по информационному мониторингу данных на проработку компаний и фирм большинство студентов на собственном опыте смогли убедиться в действенности полученных знаний и навыков по изучаемой тематике, а также их полезности для последующей профессиональной деятельности в области обеспечения информационной безопасности.
На современном этапе развития системы высшего профессионального образования в России выполнение образовательных программ предполагает достижение обучающимися (студентами) определенных результатов, выраженных в общекультурных и профессиональных компетенциях. Перечень таких компетенций для магистрантов, которым преподается дисциплина «Конкурентная разведка», сформулирован в ФГОС «Информационная безопасность» и уточнен в «Общей
характеристике образовательной программы высшего образования» применительно к направлению подготовки (специальности) «Информационная безопасность» в МГЛУ. Однако, по мнению автора, приведением в соответствие перечня планируемых результатов обучения заданным компетенциям, выраженным в содержании рабочей программы новой дисциплины «Конкурентная разведка», работа преподавателя не исчерпывается. Для успешного встраивания нового курса в комплекс традиционно преподаваемых в университете дисциплин необходимо осуществлять профессионально-педагогическое целепо-лагание (ППЦ) учебных занятий.
В понятие «профессионально-педагогическое целеполагание» автор вкладывает смыслы, которые сформулированы профессором М. А. Лямзиным в отношении термина «профессиональные цели» и Г. М. Коджаспировой и А. Ю. Коджаспировым в термин «педагогическое целеполагание». Согласно М. А. Лямзину, профессиональные цели - те, которые отражают профессиональную специфику конкретных полезных результатов деятельности, предвидимых специалистом, и выражают смысл его профессиональных действий [4, с. 154]. По Г. М. Коджаспировой и А. Ю. Коджаспирову, педагогическое це-леполагание - сознательный процесс выявления и постановки целей и задач педагогической деятельности; потребность учителя в планировании своего труда, готовность к изменению задач в зависимости от педагогической ситуации; способность трансформировать общественные цели в цели совместной деятельности с воспитанниками [1, с. 380].
ППЦ в общем виде, по М. А. Лямзину, предполагает владение преподавателем определенными способами и приемами, умением:
- формулировать, доводить, разъяснять, добиваться понимания, усвоения и выполнения студентами цели и задач педагогической и учебной (познавательной) деятельности;
- разрабатывать стратегию и тактику достижения цели и решения задач;
- оценивать уровни достижения цели и решения задач;
- вносить, если необходимо, коррективы в сформулированные ранее цели и задачи [4].
При этом необходимо отметить, что, по убеждению многих специалистов в области педагогики, ППЦ зависит от множества факторов,
в том числе объективных и субъективных, и имеет много общего с творческим актом (действием).
Наиболее приемлимым решением ППЦ для курса «Конкурентная разведка», по мнению автора, является применение алгоритма педагогической технологии «Выращивание целей обучения», разработанного М. А. Лямзиным [4, с. 159] и опробованного автором в МГЛУ при преподавании дисциплины «Гуманитарные аспекты информационной безопасности» [2].
Данная технология включает в себя двуединый и поэтапный процесс совместной постановки и последующей реализации целей обучения как преподавателем, так и обучающимися. В процессе изучения дисциплины выделяются этапы «настройки целей», целевыполнения и рефлексии умения профессионально-педагогического целеполагания.
Адаптация вышеобозначенного алгоритма была осуществлена нами, исходя из опыта преподавания автором тематики коммерческой разведки в 2013-2015 гг. для студентов специалитета и бакалавриата, использования компетентно стного подхода по направлению «Информационная безопасность», ранее изложенного автором в «Вестнике МГЛУ» [3]. При этом учитывались особенности курса «Коммерческая разведка», а также уровень профессиональной подготовки магистрантов.
К одной из основных особенностей (специфики) курса следует отнести следующий фактор. В России в настоящее время, в отличие, к примеру, от Франции, популяризация разведывательной деятельности, как обязательного и неотъемлемого атрибута государственной политики и национальной безопасности, практикуется весьма незначительно. Во Франции же за последние десять лет произошло активное распространение культуры разведки, повышение престижа профессии сотрудника разведывательных органов в сознании французских граждан и понимание ее роли в политической и экономической сферах деятельности государства [6]. У российской, по крайней мере, студенческой молодежи в большинстве своем, как показывают неоднократные опросы, понятия «разведка» и «шпионаж» в сознании отождествлены. Между тем, существует и признано мировым сообществом четкое разграничение понятий «конкурентная разведка» и «промышленный шпионаж». Поэтому для студентов, которым преподавались основы конкурентной разведки в рамках специалитета
и бакалавриата, было «откровением», что коренным отличием конкурентной разведки от промышленного шпионажа является то, что она функционирует в рамках действующих в стране правовых норм, ее методы исключают использование уголовно наказуемых средств и ориентированы на цивилизованные способы ведения бизнеса.
Кроме того, как указывал один из признанных авторитетов в области информационной безопасности профессор А. А. Малюк, обучение кадров по направлению «Информационная безопасность» имеет существенные особенности, поскольку выступает не только как реакция на спрос рынка в отношении таких специалистов, но и как важная составляющая комплекса мероприятий государства по противодействию угрозам в информационной сфере [5, с. 9]
В общем виде алгоритм ППЦ в ходе реализации технологии «Выращивание целей обучения по курсу "Коммерческая разведка"» включает в себя следующие этапы.
Первый этап - «настройка целей»: планируется в ходе первых учебных занятий ознакомить студентов с содержанием учебного курса, с особенностями организации и методики учебных занятий, видами, формами, методами контроля и оценивания результатов обучения.
Основными элементами этапа являются:
- первоначальная формулировка цели обучения преподавателем;
- формулировки целей своей учебной деятельности по курсу студентами, с их фиксацией преподавателем;
- анализ, обобщение и систематизация преподавателем сформулированных студентами целей;
- «доводка» целей преподавателем и обсуждение откорректированных целей со студентами.
Является очевидным, что для многих студентов формулировка целей своего обучения по курсу представляет достаточно трудную задачу, а для некоторых может оказаться неразрешимой. Однако здесь следует исходить из того, что студенты являются магистрантами и уже имеют опыт обучения в бакалавриате, включая прохождение практик. Для того, чтобы не получить от обучаемых тривиальные и очевидные формулировки целей обучения, преподавателю следует ориентировать их на самостоятельное формулирование, исходя из имеющегося у них опыта прохождения практик и осознанного отношения к процессу обучения, интуиции и других факторов. В любом
случае тщательный анализ, обобщение и систематизация формулировок позволяют увидеть то общее и особенное, что студенты хотели бы иметь в результате обучения. Исходя из специфики дисциплины, здесь важно показать органическое единство задач, решаемых конкурентной разведкой, и задач, стоящих перед специалистами в области информационной безопасности. При этом следует отметить, что на первом этапе происходит только первичное целеполагание, и оно может быть продолжено в процессе изучения тем курса для уточнения и конкретизации первоначально сформулированных целей.
Второй этап - «совместное выполнение сформулированных целей и задач». Этап включает в себя подбор соответствующих методов и форм, приемов и средств обучения по темам курса, стимулирование к выполнению самостоятельных заданий и докладов на семинарах, проведение промежуточных аттестаций. Для того, чтобы у студентов возникло понимание практической значимости навыков, получаемых в процессе изучения дисциплины, требуется тщательный выбор объектов для проработки заданных на «коммерческую разведку» компаний и фирм, а также рекомендаций по используемым для этого методам и средствам (прежде всего способам и методам интернет-разведки как составной части коммерческой разведки).
Третий этап - «рефлекция полученных результатов обучения» -осуществляется в конце курса обучения и представляет собой своего рода аналитическое исследование, которое проводится педагогом с привлечением студентов. Анализируются следующие аспекты: в какой мере достигнуты сформулированные цели; насколько полученные результаты обучения соответствуют ожидаемым; в чем заключались ошибки и недоработки при прохождении тех или иных тем курса дисциплины; какие имеются пути и способы более эффективного достижения целей обучения по курсу. Важным условием успешности этого этапа является получение от студентов оценок степени достижения сформулированных или предполагаемых в начале обучения задач курса и навыков обучения.
Таким образом, рассматриваемый алгоритм ППЦ с учетом специфики изучаемого курса является необходимым, но всего лишь первым «шагом» в деятельности преподавателя по «запуску» механизмов формирования и развития компетенций у студентов. Научно обоснованные выводы о его эффективности можно будет сделать через
несколько лет после апробации рассмотренной технологии. Однако, по мнению автора, он уже в настоящее время позволяет затронуть «струны заинтересованности» у студентов, создать атмосферу сопричастности к достижению запланированных целей обучения и получения необходимых профессиональных компетенций.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Коджаспирова Г. М. Словарь по педагогике / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджас- пиров. - М. : ИКЦ «МарТ»; Ростов-н/Д : ИЦ МарТ, 2005. -448 с.
2. Кравцов А. А. Значение дисциплины «Гуманитарные аспекты информационной безопасности» при овладении студентами общекультурными и профессиональными компетенциями. // Психолого-педагогические проблемы развития образования. - М. : ИПК МГЛУ «Рема», 2015. Вестник МГЛУ. - 2015. - С. 67 - 75. - (Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та; вып. № 18 (729). Сер. Педагогические науки).
3. Кравцов А. А. Специфика профессиональной подготовки студентов по направлению «Информационная безопасность» // Психолого-педагогические проблемы развития образования. - М. : ИПК МГЛУ «Рема», 2013. Вестник МГЛУ. - 2013. - С. 137 -149. - (Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та; вып. № 16 (676). Сер. Педагогические науки).
4. Лямзин М. А. Профессионально-педагогическое целеполагание как компетенция преподавателя высшей школы // Психолого-педагогические проблемы развития образования. - М. : ИПК МГЛУ «Рема», 2013. Вестник МГЛУ. - 2013. - С. 150 -160. - (Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та; вып. № 16 (676). Сер. Педагогические науки).
5. Малюк А. А. Анализ и прогнозирование потребности в специалистах в защите информации. - М. : Горячая линия - Телеком, 2014. - 212 с.
6. Стрелецкий А. А. Французский Центр исследований в области разведки // Зарубежное военное обозрение. - 2010. - № 11. - С. 21- 26.
7. Strategic and Competitive Intelligence Professionals (SCIP) [Электронный портал]. - Режим доступа: (дата обращения: 21.02.2016). е-mail : ak20786@yandex.ru.