Сегодня государство всесторонне способствует организации обучения детей с недостатками слуха как одного из важных направлений инклюзивного образования. Список использованной литературы:
1. Белова-Давид Р.А. Нарушение речи у дошкольников. - М., - 2012
2. Волкова Г.А. Психолого-логопедическое исследование детей с нарушениями речи. - С-Пб., - 2013.
© Базарбаева А.Ж., Тасбаева Г.М., 2024
Мамметджумаева Г.,
преподаватель кафедры языков.
Атаджанов А., студент.
Оразнепесов П.,
студент.
Институт инженерно-технических и транспортных коммуникаций Туркменистана.
Ашхабад, Туркменистан.
ЗНАЧЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ СИСТЕМ И МОДЕЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ
Аннотация
Среди новых течений теории преподавания основное внимание привлекает концепция «обучения через открытия», выдвинутая известным американским психологом и педагогом Джероном Бруннером. Суть этой концепции заключается в том, что учащиеся должны исследовать мир, получать образование посредством самостоятельных открытий, требующих всей силы любознательности и продуктивного мышления. Студенты должны сделать выводы, которые им пока неизвестны, и в результате них должны быть сформированы навыки и умения и достигнуто их практическое применение. Этот тип обучения совершенно отличается от типов обучения «принятие готовой информации» и «преодоление трудностей».
Ключевые слова:
педагогика, студенты, интервью, методы исследования, психология, мировоззрение.
Mammetdzhumaeva G.,
Teacher of the Department of Languages.
Atajanov A., Student.
Oraznepesov P.,
Student.
Institute of Engineering, Technical and Transport Communications of Turkmenistan.
Ashgabat, Turkmenistan.
THE IMPORTANCE OF DIDACTICAL SYSTEMS AND MODELS OF TEACHING IN PEDAGOGICAL SCIENCE
Abstract
Among the new trends in teaching theory, the main attention is drawn to the concept of "learning
АКАДЕМИЧЕСКОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО «НАУЧНАЯ АРТЕЛЬ»
through discovery" put forward by the famous American psychologist and teacher Jeron Brunner. The essence of this concept is that students should explore the world, being educated through independent discovery that requires the full force of curiosity and productive thinking. Students must draw conclusions that are not yet known to them, and as a result they must develop skills and abilities and achieve their practical application. This type of learning is completely different from the "accepting ready-made information" and "overcoming difficulties" types of learning.
Key words:
pedagogy, students, interviews, research methods, psychology, worldview.
Основной целью дидактики американского философа, педагога и психолога Джона Дьюна было противодействие прогрессивному развитию общества и школы И.Ф. Он был разработан для противодействия авторитарной педагогике Гербарта и его сторонников.
Против «обычных» школ были выдвинуты следующие обвинения:
- поверхностное воспитание, основанное на правилах дисциплины;
- помимо жизни обучение «книге»;
- предоставление обучающимся «готовых» знаний, «пассивными» методами, ориентированными на память;
- не учет пожеланий, требований, интересов обучающихся;
- содержание образования отличается от запросов общества;
- недостаточное внимание к развитию умений учащихся.
Дж. Дьюи начал свои эксперименты в 1895 году в школах Чикаго. В своих экспериментах он ориентировался на развитие личной активности студентов. Исследования показали, что результаты курсов, организованных с учетом потребностей студентов, их жизненных требований, превосходят запоминание словесных тренировок (слов, книг).
Главный вклад Ж. Дьюна в теорию преподавания — пропаганда концепции «мыслительного
акта».
По мнению Ж. Диюна, человек начинает думать только тогда, когда сталкивается с трудностями, и преодоление этих трудностей становится для него важным. В каждом «полноценном мыслительном акте» выделяются следующие стадии:
• чувство вызова;
• найти и идентифицировать его;
• предложить путь ее решения (сформулировать гипотезу);
• формулирование результата будущего решения (логическая проверка предположения);
• наблюдения и эксперименты, помогающие принять или отвергнуть гипотезу.
По мнению Ж. Дьюна, правильно организованное исследование - это проблемное исследование. Преподаватель должен внимательно следить за развитием интереса учащихся и представлять проблемы, которые они могут разработать, понять и решить. Студенты, в свою очередь, должны убедиться, что, решая эти задачи (задачи), они приобретают для себя новые, полезные знания.
Идеи Ж. Дьюна имеют и свои недостатки. Как и Герберт, он делает свои методы преподавания одинаковыми для всех предметов. Опыт показывает, что не существует универсальных моделей для всех предметов. Обучение не может быть «полным проблемным» и «полным словесным» (запоминание слов, книг). Эти два течения внесли большой вклад в развитие дидактики.
Среди новых течений теории преподавания основное внимание привлекает концепция «обучения через открытия», выдвинутая известным американским психологом и педагогом Джероном Бруннером. Суть этой концепции заключается в том, что учащиеся должны исследовать мир, получать образование посредством самостоятельных открытий, требующих всей силы любознательности и продуктивного мышления. Студенты должны сделать выводы, которые им пока неизвестны, и в результате них должны быть сформированы навыки и умения и достигнуто их практическое применение. Этот тип обучения совершенно отличается от типов обучения «принятие готовой информации» и «преодоление трудностей».
Современная дидактика, основанная на принципах педагогической практики, характеризуется следующими особенностями:
1. Объективные законы философии познания (гносеологии) являются ее методологической основой. Современная концепция преподавания предполагает системный подход к пониманию преподавания. Ее основной смысл заключается в том, что приобретение знаний и умений должно стать неотъемлемой частью учебного процесса.
В исследованиях последних лет предложено считать комплексный подход к построению дидактической системы ее основным методологическим принципом. Идеальной системой обучения мы можем назвать только систему, основанную на накопленных знаниях о современных методах обучения.
2. Обучение в современной дидактической системе опирается на самопознание учащихся, чтобы предоставить учащимся готовые знания и преодолеть трудности, но есть аспекты, которые отличают его от них. Эта особенность - правильное сочетание педагогического лидерства с студенческой активностью, самостоятельностью и личной инициативой. Основная цель современной дидактики -повысить уровень образованности учащихся за счет меньших затрат времени, сил и ресурсов.
3. Различным было и отношение к определению содержания образования. Сегодняшние учебные планы, программы обучения выведены на мировой уровень за счет включения лучших аспектов предыдущих документов. В них нашли свое место правительственная, региональная, национальная и светская составляющие.
Появились новые характеристики работы (процесса) образования: его непрерывное развитие, мобильность, непрерывность; целеустремленность, целесообразность; проблемность (проблемность); ясность; сложность.
Список использованной литературы:
1. Леонтьев А.Н. Избр. Психол.поизв. в 2-х томах. М., 1983.
2. Мерлин В.С. Очерк теории темперамента. М., 1973.
3. Обуховский К. Психология влечений человека. М., 1972.
4. Общая психология. Под ред. А.В. Петровского. М., 1977.
5. Сластёнин В.А. Мажар Н.Е. Диагностика профессиональной пригодности молодёжи к педагогической деятельности. М. 1991.
6. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. М. 1990.
7. Шварцман К.А. Философия и воспитания. М. 1989.
8. Скаловая Я. Методология и методы педагогических исследований. М. 1989.
© Мамметджумаева Г., Атаджанов А., Оразнепесов П., 2024