Базарбаева Анжим Жамгырбай кызы,
Студентка 4 курса, Тасбаева Гулбахар Муратбаевна,
Преподаватель,
Нукусский государственный педагогический институт,
г. Нукус, Узбекистан
К ВОПРОСУ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
Аннотация
В статье рассматривается обобщение причин, вызывающих пороки слуха и определении основных подходов к организации обучения детей с такими проблемами в ДОУ.
Ключевые слова
Психофизическое развитие, слуховой анализатор, немота, нарушение слуха, коррекционная педагогическая помощь.
Bazarbaeva Anzhim Zhamgyrbay kyzy,
4th year student, Tasbaeva Gulbahar Muratbaevna,
Teacher,
Nukus State Pedagogical Institute, Nukus, Uzbekistan
ON THE ISSUE OF TRAINING AND EDUCATION OF CHILDREN WITH HEARING IMPAIRMENTS
Abstract
The article discusses a generalization of the causes of hearing defects and the identification of the main approaches to organizing the education of children with such problems in preschool educational institutions.
Key words
Psychophysical development, auditory analyzer, muteness, hearing impairment, corrective pedagogical assistance.
Среди детей с нарушениями психофизического развития значительную группу составляют дети с нарушениями слуха. Ребенок, имеющий тяжелые нарушения слухового анализатора, не может самостоятельно научиться разговаривать, то есть овладеть звуковой стороной речи, поскольку он не четко воспринимает звуковую речь, не имеет возможности получить слуховые образцы. Она не контролирует свое произношение, вследствие чего возникает искаженная речь, иногда устная речь не развивается вообще. Все это негативно отражается на овладении всей сложной системой речи, что не только ограничивает возможности ребенка в обучении и познании окружающего мира, но и оказывает негативное влияние на все психическое развитие личности, задерживая или искажая его, поскольку речь является знаковой системой и выступает важным средством кодирования и декодирование информации Глубокие нарушения слуха влекут за собой немоту и могут привести к социальной изоляции детей, поскольку их совместная деятельность с нормально слышащими детьми достаточно ограничена. Это часто приводит к возникновению у них нарушений эмоционально-волевой сферы посредством агрессивности, проявлений явлений негативизма, эгоизма, эгоцентризма, или наоборот
АКАДЕМИЧЕСКОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО «НАУЧНАЯ АРТЕЛЬ»
- заторможенности, апатичности, безынициативности. В этой связи возникает необходимость внедрения системной целенаправленной работы с детьми дошкольного возраста, имеющих недостатки слуха, в условиях инклюзивного обучения (специализированные группы или детские сады) и обычного дошкольного учреждения [1].
Сегодня достаточно активно разрабатываются различные модели инклюзивного образования, цель которой состоит в привлечении к образовательному пространству детей разных возрастов с особыми потребностями.
Обучение и воспитание лиц с нарушениями слуха находится в центре внимания сурдопедагогики. Сурдопедагогика (от лат. surdus глухой) - педагогическая наука, изучающая особенности развития, обучения и воспитания лиц с нарушениями слуховой функции. Предметом сурдопедагогики являются процессы развития, обучения и воспитания лиц с нарушениями слуховой функции в разных возрастных периодах их развития.
При нарушениях слуха, прежде всего, страдает речь ребенка; при глухоте и глубоком снижении слуха ребенок без специального обучения речи практически не овладевает. Отсутствие или недоразвитие речи не только усложняют контакты ребенка с окружающими, но и нарушают процесс формирования его познавательной деятельности и личности в целом. Соответственно, чем раньше начинается коррекционное воздействие, тем быстрее и эффективнее можно справиться с последствиями нарушений слуховой функции.
При подозрениях родителей на снижение слуха у ребенка раннего возраста его необходимо обследовать в специальном сурдологическом кабинете медицинского учреждения. Специалисты не только определят состояние слуховой функции, но и при необходимости назначат медицинские процедуры (лечение, слухопротезирование), направят возможные педагогические мероприятия. В течение первого-третьего года жизни ребенка коррекционная педагогическая помощь оказывается ему в семье под пристальным руководством сурдопедагога и врачей [2].
Дети с нарушениями слуховой функции дошкольного возраста могут воспитываться и получать коррекционную помощь в специальных детских садах или специальных группах при массовых дошкольных учреждениях. Группы для детей создаются с учетом не только возраста, но и состояния слуховой функции (глухота или снижение слуха), речи, уровня психофизического развития.
Программы этих учреждений адаптированы к уровню развития детей; в учебно-воспитательном процессе используются специальные методы и приемы, в тесной взаимосвязи реализуются образовательные, воспитательные и коррекционные задачи.
Основной задачей дошкольного образования детей с нарушениями слуха является обеспечение всестороннего развития на основе коррекции имеющихся проблем. Общеразвивающая и коррекционная работа с дошкольниками должна направляться на преодоление социальной недостаточности.
Учитывая общность основных закономерностей развития слышащих и слабослышащих детей, прежде всего должна обеспечиваться целостность психического развития, становление базиса личностной культуры, что означает возможности ориентирования ребенка в предметах, природе, явлениях общественной жизни, общечеловеческих ценностях, в явлениях собственной жизни и деятельности. Реализация этих задач возможна только в процессе продолжительной систематической работы.
Выводы. Следовательно, дети с недостатками слуха сегодня активно вовлекаются в систему дошкольного звена образования. Первоочередными задачами родителей и педагогов становятся диагностирование причин возникновения пороков слуха, уровень проблемы и максимальной социализации ребенка. При правильной организации работы сурдопедагогов и воспитателей дети с недостатками слуха приобретают полноценное развитие и готовятся к дальнейшей школьной жизни.
Сегодня государство всесторонне способствует организации обучения детей с недостатками слуха как одного из важных направлений инклюзивного образования. Список использованной литературы:
1. Белова-Давид Р.А. Нарушение речи у дошкольников. - М., - 2012
2. Волкова Г.А. Психолого-логопедическое исследование детей с нарушениями речи. - С-Пб., - 2013.
© Базарбаева А.Ж., Тасбаева Г.М., 2024
Мамметджумаева Г.,
преподаватель кафедры языков.
Атаджанов А., студент.
Оразнепесов П.,
студент.
Институт инженерно-технических и транспортных коммуникаций Туркменистана.
Ашхабад, Туркменистан.
ЗНАЧЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ СИСТЕМ И МОДЕЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ
Аннотация
Среди новых течений теории преподавания основное внимание привлекает концепция «обучения через открытия», выдвинутая известным американским психологом и педагогом Джероном Бруннером. Суть этой концепции заключается в том, что учащиеся должны исследовать мир, получать образование посредством самостоятельных открытий, требующих всей силы любознательности и продуктивного мышления. Студенты должны сделать выводы, которые им пока неизвестны, и в результате них должны быть сформированы навыки и умения и достигнуто их практическое применение. Этот тип обучения совершенно отличается от типов обучения «принятие готовой информации» и «преодоление трудностей».
Ключевые слова:
педагогика, студенты, интервью, методы исследования, психология, мировоззрение.
Mammetdzhumaeva G.,
Teacher of the Department of Languages.
Atajanov A., Student.
Oraznepesov P.,
Student.
Institute of Engineering, Technical and Transport Communications of Turkmenistan.
Ashgabat, Turkmenistan.
THE IMPORTANCE OF DIDACTICAL SYSTEMS AND MODELS OF TEACHING IN PEDAGOGICAL SCIENCE
Abstract
Among the new trends in teaching theory, the main attention is drawn to the concept of "learning