Научная статья на тему 'Злободневные эпиграммы в творчестве В. И. Гафта'

Злободневные эпиграммы в творчестве В. И. Гафта Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
213
31
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИ ГАФТ / ПОЭТИЧЕСКИЙ ЖАНР / ЭПИГРАММА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Еремин А. О.

В. Гафт широко известен не только как российский актёр театра и кино, но и как талантливый автор эпиграмм. Его малым стихотворениям свойственна злободневность, оригинальность, хлесткость, стремительность и афористичность. Со временем эпиграммы В. Гафта стали все жестче, смелее, злее, его эпиграммы бьют не в бровь, а в глаз. В поэтических текстах ярко проступает незаурядная личность автора. В. Гафт обладатель особого поэтического почерка, его эпиграммы одновременно ироничны, остроумны и трогательно печальны. Написание и авторское исполнение эпиграмм отличается необычайной глубиной и выразительностью. За 40 лет адресатами эпиграммных сочинений В. Гафта стал широкий круг русской интеллигенции политики, актеры, режиссеры, театральные деятели, художники, певцы, юмористы и другие медийные личности.Уже с 70-х гг., вышедшие из-под его пера эпиграммы на представителей артистического цеха, быстро завоевали всенародную популярность. Язвительные строки на конкретных людей оперативно перепечатывались на машинках и распространялись в виде самиздата. В настоящее время можно свободно приобрести как отдельные сборники стихов («Стих и эпиграмма», «Я постепенно познаю», «Сад забытых воспоминаний», «Стихотворения, воспоминания, эпиграммы», «Тени на воде» и др.), так и их полное собрание.В советское время эпиграмму принято было считать опасным жанром. Обращение к этому жанру В. Гафтом можно рассматривать как проявление гражданской позиции автора, его профессиональной зрелости и смелости. В конце XX столетия в СССР в жанре эпиграммы успешно работали только два человека поэт пародист А. Иванов и актёр В. Гафт, Первыми адресатами эпиграмм В. Гафта стали родные автору коллеги по актерскому цеху.В. Гафт писал: «/Что касается моих эпиграмм, шуток сочинять я их стал для капустников, чтобы рассмешить товарищей, для юбилеев, именин, просто дружеских застолий. И, конечно, не со зла! Пишутся они на людей талантливых, популярных, состоявшихся, ну, а смешную суть находишь, перебирая, гипертрофируя какие-то грани таланта, характера, наиболее яркие и очевидные…/».В автоэпиграмме мастер пишет:/ Гафт очень многих изметелил//И в эпиграммах съел живьём.//Набил он руку в этом деле,//А остальное мы набьём./

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Злободневные эпиграммы в творчестве В. И. Гафта»

Bulletin of Medical Internet Conferences (ISSN 2224-6150)

2014. Volume 4. Issue 5

ID: 2014-05-81-T-3251

Тезис

Еремин А.О.

Злободневные эпиграммы в творчестве В.И. Гафта

ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского Минздрава России, кафедра русской и классической филологии

Научный руководитель: д.ф.н., профессор Кочеткова Т. В.

В. Гафт широко известен не только как российский актёр театра и кино, но и как талантливый автор эпиграмм. Его малым стихотворениям свойственна злободневность, оригинальность, хлесткость, стремительность и афористичность. Со временем эпиграммы В. Гафта стали все жестче, смелее, злее, его эпиграммы бьют не в бровь, а в глаз.

В поэтических текстах ярко проступает незаурядная личность автора. В. Гафт - обладатель особого поэтического почерка, его эпиграммы одновременно ироничны, остроумны и трогательно печальны. Написание и авторское исполнение эпиграмм отличается необычайной глубиной и выразительностью. За 40 лет адресатами эпиграммных сочинений В. Гафта стал широкий круг русской интеллигенции - политики, актеры, режиссеры, театральные деятели, художники, певцы, юмористы и другие медийные личности.

Уже с 70-х гг., вышедшие из-под его пера эпиграммы на представителей артистического цеха, быстро завоевали всенародную популярность. Язвительные строки на конкретных людей оперативно перепечатывались на машинках и распространялись в виде самиздата. В настоящее время можно свободно приобрести как отдельные сборники стихов («Стих и эпиграмма», «Я постепенно познаю», «Сад забытых воспоминаний», «Стихотворения, воспоминания, эпиграммы», «Тени на воде» и др.), так и их полное собрание.

В советское время эпиграмму принято было считать опасным жанром. Обращение к этому жанру В. Гафтом можно рассматривать как проявление гражданской позиции автора, его профессиональной зрелости и смелости. В конце XX столетия в СССР в жанре эпиграммы успешно работали только два человека - поэт - пародист А. Иванов и актёр В. Гафт, Первыми адресатами эпиграмм В. Гафта стали родные автору коллеги по актерскому цеху.

В. Гафт писал: «Что касается моих эпиграмм, шуток - сочинять я их стал для капустников, чтобы рассмешить товарищей, для юбилеев, именин, просто дружеских застолий. И, конечно, не со зла! Пишутся они на людей талантливых, популярных, состоявшихся, ну, а смешную суть находишь, перебирая, гипертрофируя какие-то грани таланта, характера, наиболее яркие и очевидные...».

В автоэпиграмме мастер пишет:

Гафт очень многих изметелил И в эпиграммах съел живьём. Набил он руку в этом деле, А остальное мы набьём.

Ключевые слова: В.И. Гафт, поэтический жанр, эпиграмма

www.medconfer.com

© Bulletin of Medical Internet Conferences, 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.