Bulletin of Medical Internet Conferences (ISSN 2224-6150)
2014. Volume 4. Issue 5
ID: 2014-05-81-T-3251
Тезис
Еремин А.О.
Злободневные эпиграммы в творчестве В.И. Гафта
ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского Минздрава России, кафедра русской и классической филологии
Научный руководитель: д.ф.н., профессор Кочеткова Т. В.
В. Гафт широко известен не только как российский актёр театра и кино, но и как талантливый автор эпиграмм. Его малым стихотворениям свойственна злободневность, оригинальность, хлесткость, стремительность и афористичность. Со временем эпиграммы В. Гафта стали все жестче, смелее, злее, его эпиграммы бьют не в бровь, а в глаз.
В поэтических текстах ярко проступает незаурядная личность автора. В. Гафт - обладатель особого поэтического почерка, его эпиграммы одновременно ироничны, остроумны и трогательно печальны. Написание и авторское исполнение эпиграмм отличается необычайной глубиной и выразительностью. За 40 лет адресатами эпиграммных сочинений В. Гафта стал широкий круг русской интеллигенции - политики, актеры, режиссеры, театральные деятели, художники, певцы, юмористы и другие медийные личности.
Уже с 70-х гг., вышедшие из-под его пера эпиграммы на представителей артистического цеха, быстро завоевали всенародную популярность. Язвительные строки на конкретных людей оперативно перепечатывались на машинках и распространялись в виде самиздата. В настоящее время можно свободно приобрести как отдельные сборники стихов («Стих и эпиграмма», «Я постепенно познаю», «Сад забытых воспоминаний», «Стихотворения, воспоминания, эпиграммы», «Тени на воде» и др.), так и их полное собрание.
В советское время эпиграмму принято было считать опасным жанром. Обращение к этому жанру В. Гафтом можно рассматривать как проявление гражданской позиции автора, его профессиональной зрелости и смелости. В конце XX столетия в СССР в жанре эпиграммы успешно работали только два человека - поэт - пародист А. Иванов и актёр В. Гафт, Первыми адресатами эпиграмм В. Гафта стали родные автору коллеги по актерскому цеху.
В. Гафт писал: «Что касается моих эпиграмм, шуток - сочинять я их стал для капустников, чтобы рассмешить товарищей, для юбилеев, именин, просто дружеских застолий. И, конечно, не со зла! Пишутся они на людей талантливых, популярных, состоявшихся, ну, а смешную суть находишь, перебирая, гипертрофируя какие-то грани таланта, характера, наиболее яркие и очевидные...».
В автоэпиграмме мастер пишет:
Гафт очень многих изметелил И в эпиграммах съел живьём. Набил он руку в этом деле, А остальное мы набьём.
Ключевые слова: В.И. Гафт, поэтический жанр, эпиграмма
www.medconfer.com
© Bulletin of Medical Internet Conferences, 2014