Научная статья на тему 'Эпиграмма как малая поэтическая форма'

Эпиграмма как малая поэтическая форма Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
226
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЭЗИЯ / ЖАНР / ЭПИГРАММА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Горькова А. А.

Слово «эпиграмма» по-гречески означает «надпись». Этот жанр античной поэзии, восходит к устному народному творчеству, к кратким стихотворениям нравоучительного характера. Как сложившийся жанр древнегреческой письменной поэзии, эпиграмма стала существовать с VII-VI в.в. до н.э.Обычная форма античной эпиграммы элегический дистих, т. е. двустишье, в котором первый стих – гекзаметр, а второй – пентаметр.Спустя время эпиграммой стали именовать лирическое стихотворение, написанное элегическим дистихом. В жанре эпиграммы работали Симонид Кеосский, Сапфо, Платон, Эзоп, Эсхил, Феокрит, Мелеагр, Менандр, Диоген Лаэртский, Алкей. Антология греческой эпиграммы насчитывает около 4000 эпиграмм.Эпиграммы со временем становятся кратким юмористическим, сатирическим стихотворением с двухчастной композицией, содержащим в конце острую мысль. Объект эпиграммы всегда подвергается острой критике или осмеянию. Эпиграмма как малая поэтическая форма достаточно мобильна. Поэты охотно используют ее, оперативно откликаясь на различные явления жизни. Отличительной чертой эпиграммы является конкретный повод для ее создания. Первыми в Европе к жанру эпиграммы обратились представители французской литературы Вольтер, Руссо, Расин, Лафонтен. В русской литературе эпиграмма появилась в творчестве поэтов М. В. Ломоносова, М. М. Хераскова, И. Ф. Богдановича, А. Д. Кантемира. Эпиграмма была любимым жанром А.П. Сумарокова. Им были сформулированы ее основные черты: краткость, меткость, образность, острота, «издевка о ком-то».Расцвета русская эпиграмма достигает в творчестве В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, И. И. Дмитриева, Е. А. Баратынского, П. А. Вяземского в период острой литературной и общественной борьбы. К данной поэтической форме обращались и поэты XX века: В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, В. В. Маяковский, Д. Бедный, С. Я. Маршак.В современной России эпиграмма развивается как средство мгновенной реакции ироничных людей по поводу злободневных общественных событий и событий в жизни конкретных людей. Широко известны эпиграммы А.Иванова, В. Гафта, И. Губермана, Д. Быкова. Жанр эпиграммы динамично развивается и продолжает оставаться актуальным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эпиграмма как малая поэтическая форма»

Bulletin of Medical Internet Conferences (ISSN 2224-6150)

2014. Volume 4. Issue 5

Ю: 2014-05-81-Т-3220 Тезис

Горькова А.А.

Эпиграмма как малая поэтическая форма

ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского Минздрава России, кафедра русской и классической филологии Научный руководитель: д.ф.н., профессор Кочеткова Т. В.

Слово «эпиграмма» по-гречески означает «надпись». Этот жанр античной поэзии, восходит к устному народному творчеству, к кратким стихотворениям нравоучительного характера. Как сложившийся жанр древнегреческой письменной поэзии, эпиграмма стала существовать с VII-VI в.в. до н.э.

Обычная форма античной эпиграммы - элегический дистих, т. е. двустишье, в котором первый стих - гекзаметр, а второй -пентаметр.

Спустя время эпиграммой стали именовать лирическое стихотворение, написанное элегическим дистихом. В жанре эпиграммы работали Симонид Кеосский, Сапфо, Платон, Эзоп, Эсхил, Феокрит, Мелеагр, Менандр, Диоген Лаэртский, Алкей. Антология греческой эпиграммы насчитывает около 4000 эпиграмм.

Эпиграммы со временем становятся кратким юмористическим, сатирическим стихотворением с двухчастной композицией, содержащим в конце острую мысль. Объект эпиграммы всегда подвергается острой критике или осмеянию.

Эпиграмма как малая поэтическая форма достаточно мобильна. Поэты охотно используют ее, оперативно откликаясь на различные явления жизни. Отличительной чертой эпиграммы является конкретный повод для ее создания.

Первыми в Европе к жанру эпиграммы обратились представители французской литературы Вольтер, Руссо, Расин, Лафонтен. В русской литературе эпиграмма появилась в творчестве поэтов М. В. Ломоносова, М. М. Хераскова, И. Ф. Богдановича, А. Д. Кантемира. Эпиграмма была любимым жанром А.П. Сумарокова. Им были сформулированы ее основные черты: краткость, меткость, образность, острота, «издевка о ком-то».

Расцвета русская эпиграмма достигает в творчестве В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, И. И. Дмитриева, Е. А. Баратынского, П. А. Вяземского в период острой литературной и общественной борьбы. К данной поэтической форме обращались и поэты XX века: В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, В. В. Маяковский, Д. Бедный, С. Я. Маршак.

В современной России эпиграмма развивается как средство мгновенной реакции ироничных людей по поводу злободневных общественных событий и событий в жизни конкретных людей. Широко известны эпиграммы А.Иванова, В. Гафта, И. Губермана, Д. Быкова. Жанр эпиграммы динамично развивается и продолжает оставаться актуальным.

Ключевые слова: поэзия, жанр, эпиграмма

www.medconfer.com

© Bulletin of Medical Internet Conferences, 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.