Научная статья на тему 'Русская эпиграмма'

Русская эпиграмма Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
506
69
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ ЭПИГРАММА / ЖАНР ЭПИГРАММЫ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ворыпаева Т. А.

Эпиграмма (от греческого epigramma – надпись) – жанр лирической миниатюры; стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо или общественное явление. В России почва для эпиграммы была подготовлена народным фольклором и такими жанрами как сценка-позорище (так раньше называли театральное представление), частушками, потешками, песнями-шутками, колкими пословицами и прибаутками. Во время появления письменности в России элементы эпиграммы появились везде, даже в серьезном жанре «обличительного слова», который восходил корнями к традиции византийского учительского слова. Русская эпиграмма высмеивала идоломоление, волхование, из человеческих пороков – «запойство», златолюбие, поклеп, злосердие, ложь, блуд и т.д.В XVIII веке о русской эпиграмме уже можно говорить как о самостоятельном жанре. Феофан Прокопович, сподвижник Петра I, прекрасно знавший латынь, риторику, поэтику и теорию литературы, считал, что эпиграмма — не пустяк, а польза Отечеству. Именно он возвел эпиграмму на высоты политического звучания. Его убийственный сарказм породил эпиграммы остросоциального плана.Его последователь Антиох Кантемир передал эстафету новой поэтической системы Тредиаковскому и Ломоносову. С их помощью жанр вырос из античного канона, вышел на следующий уровень и стал развиваться в общеевропейском русле.А.П. Сумароков – аристократ и дворянин, преисполненный негодованием и сарказмом, перенял эстафету в середине XVIII века. Его эпиграммы – это забавные карикатуры на быт и на социальные беды дворянства, которые Сумароков клеймил в сатирах и баснях. Он же сформулировал и основные принципы эпиграммы: /«Они тогда живут, красой своей богаты, / Когда сочинены остры и узловаты; / Быть должны коротки, и сила их вся в том, / Чтоб нечто вымолвить с издевкою о ком». /Г.Р. Державин, И.И. Хемницер, В.В. Капнист – авторы эпиграмм на придворные интриги и высокопоставленных лиц, первыми стали высмеивать конкретных людей, а не общественные пороки. Обычно в эпоху русского классицизма герои эпиграмм носили «говорящие фамилии»: Хмельников — любитель выпить, Скрягин – скупой, Маралов – бездарный писатель. На рубеже XVIII – XIX века эпиграмма стала более живой и язвительной.Русская эпиграмма совершила стремительный взлет, когда к ней прикоснулся Пушкин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Русская эпиграмма»

Бюллетень медицинских Интернет-конференций (^БЫ 2224-6150) 2014. Том 4. № 5

Ю: 2014-05-81-Т-3703 Тезис

Ворыпаева Т.А.

Русская эпиграмма

ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского Минздрава России, кафедра русской и классической филологии

Научный руководитель: к.ф.н., Ремпель Е.А.

Эпиграмма (от греческого ер1§гатта - надпись) - жанр лирической миниатюры; стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо или общественное явление. В России почва для эпиграммы была подготовлена народным фольклором и такими жанрами как сценка-позорище (так раньше называли театральное представление), частушками, потешками, песнями-шутками, колкими пословицами и прибаутками. Во время появления письменности в России элементы эпиграммы появились везде, даже в серьезном жанре «обличительного слова», который восходил корнями к традиции византийского учительского слова. Русская эпиграмма высмеивала идоломоление, волхование, из человеческих пороков - «запойство», златолюбие, поклеп, злосердие, ложь, блуд и т.д.

В XVIII веке о русской эпиграмме уже можно говорить как о самостоятельном жанре. Феофан Прокопович, сподвижник Петра I, прекрасно знавший латынь, риторику, поэтику и теорию литературы, считал, что эпиграмма — не пустяк, а польза Отечеству. Именно он возвел эпиграмму на высоты политического звучания. Его убийственный сарказм породил эпиграммы остросоциального плана.

Его последователь Антиох Кантемир передал эстафету новой поэтической системы Тредиаковскому и Ломоносову. С их помощью жанр вырос из античного канона, вышел на следующий уровень и стал развиваться в общеевропейском русле.

А.П. Сумароков - аристократ и дворянин, преисполненный негодованием и сарказмом, перенял эстафету в середине XVIII века. Его эпиграммы - это забавные карикатуры на быт и на социальные беды дворянства, которые Сумароков клеймил в сатирах и баснях. Он же сформулировал и основные принципы эпиграммы: «Они тогда живут, красой своей богаты, / Когда сочинены остры и узловаты; / Быть должны коротки, и сила их вся в том, / Чтоб нечто вымолвить с издевкою о ком».

Г.Р. Державин, И.И. Хемницер, В.В. Капнист - авторы эпиграмм на придворные интриги и высокопоставленных лиц, первыми стали высмеивать конкретных людей, а не общественные пороки. Обычно в эпоху русского классицизма герои эпиграмм носили «говорящие фамилии»: Хмельников — любитель выпить, Скрягин - скупой, Маралов - бездарный писатель. На рубеже XVIII - XIX века эпиграмма стала более живой и язвительной.

Русская эпиграмма совершила стремительный взлет, когда к ней прикоснулся Пушкин.

Ключевые слова: русская эпиграмма, жанр эпиграммы

© Бюллетень медицинских Интернет-конференций, 2014

www.medconfer.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.