Бюллетень медицинских Интернет-конференций (^БЫ 2224-6150) 2014. Том 4. № 5
Ю: 2014-05-81-Т-3703 Тезис
Ворыпаева Т.А.
Русская эпиграмма
ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского Минздрава России, кафедра русской и классической филологии
Научный руководитель: к.ф.н., Ремпель Е.А.
Эпиграмма (от греческого ер1§гатта - надпись) - жанр лирической миниатюры; стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо или общественное явление. В России почва для эпиграммы была подготовлена народным фольклором и такими жанрами как сценка-позорище (так раньше называли театральное представление), частушками, потешками, песнями-шутками, колкими пословицами и прибаутками. Во время появления письменности в России элементы эпиграммы появились везде, даже в серьезном жанре «обличительного слова», который восходил корнями к традиции византийского учительского слова. Русская эпиграмма высмеивала идоломоление, волхование, из человеческих пороков - «запойство», златолюбие, поклеп, злосердие, ложь, блуд и т.д.
В XVIII веке о русской эпиграмме уже можно говорить как о самостоятельном жанре. Феофан Прокопович, сподвижник Петра I, прекрасно знавший латынь, риторику, поэтику и теорию литературы, считал, что эпиграмма — не пустяк, а польза Отечеству. Именно он возвел эпиграмму на высоты политического звучания. Его убийственный сарказм породил эпиграммы остросоциального плана.
Его последователь Антиох Кантемир передал эстафету новой поэтической системы Тредиаковскому и Ломоносову. С их помощью жанр вырос из античного канона, вышел на следующий уровень и стал развиваться в общеевропейском русле.
А.П. Сумароков - аристократ и дворянин, преисполненный негодованием и сарказмом, перенял эстафету в середине XVIII века. Его эпиграммы - это забавные карикатуры на быт и на социальные беды дворянства, которые Сумароков клеймил в сатирах и баснях. Он же сформулировал и основные принципы эпиграммы: «Они тогда живут, красой своей богаты, / Когда сочинены остры и узловаты; / Быть должны коротки, и сила их вся в том, / Чтоб нечто вымолвить с издевкою о ком».
Г.Р. Державин, И.И. Хемницер, В.В. Капнист - авторы эпиграмм на придворные интриги и высокопоставленных лиц, первыми стали высмеивать конкретных людей, а не общественные пороки. Обычно в эпоху русского классицизма герои эпиграмм носили «говорящие фамилии»: Хмельников — любитель выпить, Скрягин - скупой, Маралов - бездарный писатель. На рубеже XVIII - XIX века эпиграмма стала более живой и язвительной.
Русская эпиграмма совершила стремительный взлет, когда к ней прикоснулся Пушкин.
Ключевые слова: русская эпиграмма, жанр эпиграммы
© Бюллетень медицинских Интернет-конференций, 2014
www.medconfer.com