Научная статья на тему 'Златоустовское искусство обработки металла на рубеже XX-XXI вв'

Златоустовское искусство обработки металла на рубеже XX-XXI вв Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
438
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / ЗЛАТОУСТОВСКАЯ ШКОЛА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКИ МЕТАЛЛА / ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСТВА СОВРЕМЕННЫХ МАСТЕРОВ / DECORATIVE AND APPLIED ARTS / ZLATOUST SCHOOL OF METAL WORKING / PECULIARITIES OF THE MODERN ARTISTS CREATIVE WORK

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Харсеева Татьяна Васильевна

Появление в южноуральском городе Златоусте целого ряда мастерских, унаследовавших традиции всемирно известной Златоустовской школы художественной обработки металла, привлекает внимание исследователей. В статье раскрывается деятельность наиболее крупных мастерских, творчество которых стало заметным явлением в современном отечественном декоративно-прикладном искусстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Харсеева Татьяна Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Zlatoust metal working art at the turn XX-XXI centuries

The researchers are interested in the appearance of the workshops in Zlatoust, one of the South Ural cities. These workshops inherited the traditions of the world famous Zlatoust school of metal working. The article covers the work of the greatest workshops. Their creative work is significant in the modern Russian decorative and applied arts.

Текст научной работы на тему «Златоустовское искусство обработки металла на рубеже XX-XXI вв»

ББК Щ125.4(2Р36)

ЗЛАТОУСТОВСКОЕ ИСКУССТВО ОБРАБОТКИ МЕТАЛЛА НА РУБЕЖЕ XX—XXI ВВ.

Г. В. Харсеева

ZLATOUST METAL WORKING ART AT THE TURN OF XX—XXI CENTURIES

T. V. Harseeva

Появление в южноуральском городе Златоусте целого ряда мастерских, унаследовавших традиции всемирно известной Златоустовской школы художественной обработки металла, привлекает внимание исследователей. В статье раскрывается деятельность наиболее крупных мастерских, творчество которых стало заметным явлением в современном отечественном декоратив-но-прикладном искусстве.

Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, Златоустовская школа художественной обработки металла, особенности творчества современных мастеров.

The researchers are interested in the appearance of the workshops in Zlatoust, one of the South Ural cities. These workshops inherited the traditions of the world famous Zlatoust school of metal working. The article covers the work of the greatest workshops. Their creative work is significant in the modern Russian decorative and applied arts.

Keywords: decorative and applied arts, Zlatoust school of metal working, peculiarities of the modern artists creative work.

Уральский город Златоуст завоевал мировую известность еще в XIX веке. В 1815 г. была открыта первая Златоустовская Оружейная фабрика, которая на протяжении почти двух столетий являлась основным центром производства холодного оружия в России. С первых лет существования фабрики особое внимание здесь уделялось изготовлению украшенного, художественного оружия. Златоустовскими мастерами XIX в. были созданы произведения оружейного искусства, которые заняли достойное место среди памятников мирового уровня. Яркая, своеобразная стилистика Златоустовской художественной школы существенно отличалась от стилистики старейших отечественных и зарубежных школ1.

В наше время роль и место предметов оружия в жизни общества кардинально изменились. Ныне наиболее прочной традицией осталось изготовление украшенных сабель, шпаг, палашей в качестве дорогих подарочных экземпляров. В последние годы получило развитие и коллекционное оружие, которое рассматривается как произведение современного искусства. Художественному оружию отводится та же роль, что и любому другому памятнику искусства. Создание предметов украшенного оружия подчиняется общим законам, по которым создаются произведения искусства. Учитывается не только внешнее пространство предмета, но и художественное пространство изображения, наносимого на само оружие. Восприятие объема в изображаемых предметах и узорах также имеет большое значе-

ние для Златоустовского художника, поскольку оно должно гармонично сочетаться с формой и назначением гравируемого предмета.

В последние десятилетия XX и первые годы XXI в. в Златоусте появляется целый ряд деко-ративно-прикладных мастерских по художественной обработке металла. Специфической чертой современного златоуста также стало и то, что отмечается некоторая специализация каждой из художественных мастерских в предпочтении определенной формы предмета, его назначения или тематики в украшении оружия.

Одним из первых таких предприятий в Златоусте стали мастерские декоративно-прикладного искусства «ЛиК», созданные в 1990 г., художники которого и сегодня видят первоочередную задачу в развитии художественной среды Златоуста, основанной на возрождении и процветании традиционного промысла украшенного оружия.

Так, один из ведущих художников мастерских Григорий Иванович Мануш, используя свои обширные знания в области истории оружия, создает авторские концепции многих оружейных конструкций. Ставя задачу использовать предмет оружия для выражения авторских художественных образов, он применяет весь арсенал приемов, наработанных традициями Златоустовской оружейной школы. Ему важно не просто украсить, оформить, декорировать образец холодного оружия. Главное внимание он уделяет вопросу гармонии внешних форм и декоративного оформления оружия.

Искусствоведение

Примером может быть комплект «Былина» (Г. И. Мануш, Н. В. Лохтачева, 2001), состоящий из охотничьего ножа и тесака. Изделие создано по мотивам исторических образцов, при этом в конструкцию ножен с внешней стороны включена дополнительная полость для ножа. В центре композиции тесака—былинный богатырь—как бы венчающий общий сюжетный и конструктивный строй. Здесь мы видим яркий пример нового взгляда на оружие не только как на предмет исключительно утилитарного назначения или, наоборот, подарочный экземпляр, но как на художественное произведение, несущее в себе авторский замысел и традиции времен.

Аналогичный подход наблюдается в эскизе ножа «Мотивы Востока», созданном в соавторстве с Н.В. Лохтачевой, где в конструкции используется нестандартный подход к понятию архитектоники оружия и формы ножен: помимо предмета, предназначенного для защиты клинка, используется своеобразный «колпачок» из кожи для рукояти, соединенный с ножнами тонкими кожаными ремешками. Объемность всей композиции придает и лаконичное орнаментальное обрамление из трехлепестников, стилизованных щитков и восточной вязи. Художественное многообразие проектов и стилистических образов — итог плодотворной работы и беспрерывного потока идей талантливого мастера.

Не менее важна и тематика оформления оружейных образцов определенного функционального назначения. Форма и изобразительный ряд должны создавать единый художественный образ. В выборе сюжетов художественного решения предмета оружия существовали сложившиеся многовековые исторические традиции.

Так, в системе украшения тема под условным названием «офицерское оружие» является важнейшей. В мастерских «Лик» создали обобщенный стилизованный образец кавалерийской офицерской сабли, пехотной офицерской сабли, кирасирского офицерского палаша, морского офицерского кортика. Художественный ряд этих изделий построен на создании знаковой системы декора, передающего символический образ благородства и достоинства русского офицера. В рамках этой тематики уделено должное место и наградному, почетному, памятному оружию. Здесь мы видим и орнаментальный стиль, и морскую тематику, и исторические мотивы в изображении сюжетов.

Примером такого оружейного образца может служить кортик «Офицерский» в исполнении мастеров Лохтачевых. Здесь используется характерный для них орнаментальный ряд, гармонично сочетающий геральдическую символику российского флота. На крестовине изображено парусное судно, подчеркивающее достоинства этого вида оружия. Профессионально использованное сочетание геральдики и разного вида орнамента — листьев аканта, изогнутых лепестков и стилизованных щитков — придает украшенному оружию строгость и величие.

Другой, совершенно иной по конструкции предмет—шпага «Парус»—решен также в твор-

ческом ключе: созданное из серебра, дамасской стали с инкрустацией аметистом оружие сочетает здесь цвет благородного серебра и муаровой поверхности самой стали. Минимально использованный орнамент, рукоять и гарда в виде судна с развивающимися парусами и прекрасной огранки холодно-голубой аметист в завершении рукояти — все это придает оружию благородство. При этом ножны решены несколько иначе: изготовленные из черной кожи, они дополнены лишь спадающей вниз стилизованной серебряной нитью — исключительно творческий подход к решению обработки предмета такого рода.

Вместе с тем вызывает немалый интерес тема охотничьего оружия.

Охоте посвящены традиционные охотничьи наборы в исполнении Лохтачевых, охотничьи ножи и кортики (кортик «Олений», ножи «Сокол», «Охота» и «Царская охота»). Так, например, в кортике «Олений» воплощена необычная художественная идея: рукоять клинка решена как естественный кривой сучок дерева, клинок же и ножны расписаны различными атрибутами охоты — на крестовине на фоне щитка изображен нож, охотничий горн и еловые ветви — все это стилизованно обрамляет орнамент. Великолепная конструктивная идея Г. И. Мануша нашла здесь свое воплощение в форме предмета, учитывая и его утилитарное назначение. Вместе с тем сюжетное обрамление кортика дополняет образ охотничьего оружия: благодаря золоченым элементам ножен, контрастирующим с темной отделкой выделанной кожей, дает впечатление богатого коллекционного художественного предмета.

Нож «Сокол», исполненный теми же авторами уже предмет другого конструктивного назначения. Криволинейной формы ножны украшены разного рода орнаментом, который строится на цветовом сочетании оттенков холодной стали и теплого тона золочения. И снова мастера к столь привычному предмету оружия подходят с новыми художественными идеями как в технике, так и стилистике изображения. Каждый орнамент по-своему отличается от другого. Здесь он строго и лаконично заполняет все пространство ножен и части клинка.

Важным открытием мастерских XX—XXI вв. является изготовление оружия, характерного для восточных стран: типа ножа пчак и кинжала джамбия. Исполненные в знакомой нам орнаментальной манере Лохтачевой Н.В., эти типы оружия имеют оригинальную форму клинка и несут в себе элементы восточной культуры (богатая инкрустация драгоценными и полудрагоценными камнями, обилие золота, присутствие в орнаменте сетчатой композиции). Художники на поверхности металла рационально сочетают яркий восточный орнамент с не менее богато исполненными инкрустациями — в итоге это дает великолепно украшенный миниатюрный предмет восточного оружейного искусства. Большое внимание уделяется здесь орнаментальному обрамлению, поскольку сюжетные изображения не характерны для исламского искусства: тонкое перепле-

Г. Б. Харсеева

тение цветочных ветвей в пчаке и сложный сетчатый орнамент в сочетании с классическими листьями аканта и трехлепестника в джамбии — вот лаконичный, но насыщенный вариациями набор убранства подобных видов оружия.

Для художественных мастерских «ЛиК» вообще свойственно активное применение орнаментальных мотивов. Это заслуга, прежде всего, одного из главных художников предприятия и первой женщины-мастера в этом виде искусства — Нины Владимировны Лохтачевой. В своих работах она стремится познать законы орнаментального искусства и подчеркнуть его поистине неограниченные возможности.

В подносах «Букет» и «Свадебный» (1997, 2000) орнамент заполняет все пространство, за исключением центрального изображения. Словно вихрем, он захватывает всю поверхность и несется вдоль окружности предмета. Тонкая грациозная прорисовка стеблей, сетки, лепестков лирично и трогательно трактует сюжет. В винных наборах гибкое орнаментальное узорочье покрывает маленькие рюмочки, кувшины и другие предметы сервировки. Талантливая художница создает и ювелирные предметы — браслеты, наградные пояса (браслеты «Жар-птица», «Праздничный»), в обработке которых используется растительный и цветочный орнамент.

Среди главных художников и одновременно создателей украшенного оружия есть, помимо художников-граверов, и скульптор (Александр Иванович Лохтачев), и мастер-оружейник (Григорий Иванович Мануш). Вместе они трудятся над созданием новых видов и форм художественных изделий, проявляя при этом большую индивидуальную фантазию. И вот среди знакомого уже всем украшенного оружия и предметов бытового назначения появляются круглая скульптура в оформлении рукоятей, предметов быта, а также культовая скульптура, например — скульптурные изображения ангелов к Дарохранительнице для храма Христа Спасителя (Москва). Новым здесь можно отметить видение предмета уже не плос-костно, а в синтезе с окружающим пространством. Благодаря рельефным накладкам, межой пластике форм, различным инкрустациям и вставкам из разных материалов предмет не столько кажется богаче или достойнее, сколько подчеркиваются его основные элементы и части.

В 2002 г. начала работу скульптурная мастерская А. И. Лохтачева, где создаются плакеты и круглая скульптура, основной темой которых являются православные сюжеты. В задачи мастерской входит создание авторских моделей скульптурных композиций для литейных производств Южного Урала и других регионов Российской Федерации. За годы работы скульптурной мастерской выполнен ряд работ, которые могли бы стать гордостью культурного развития Златоустовской обработки металла. Евангелисты и ангелы, рельефы «Положение во гроб», «Распятие», «Снятие с креста», «Тайная вечеря», выполненные для храма Христа Спасителя в 2000—2005 гг. — все это является прекрасным

воплощением того нового творческого подхода в понятии «златоустовское искусство обработки металла». Выполненные в миниатюре серебряные и золоченые скульптуры проработаны столь же детально и кропотливо, как и сюжетные изображения на Златоустовских клинках и посуде.

Продолжая тему сюжетов, изображаемых на предметах, изготовленных в технике Златоустовской гравюры на металле, можно отметить еще одну крупную мастерскую в Златоусте, получившую название «Практика».

Отличительной особенностью предприятия «Практика» можно обозначить работу исключительно на заказ. Мастерская является официальным поставщиком Московского Кремля. Новое и наиболее распространенное здесь — это изготовление оружия и предметов интерьера. Руками мастеров «Практики» была выполнена отделка интерьера личного президентского самолета, ряда его кабинетов в Московском Кремле. Безусловно, авторский коллектив этого предприятия в лице Г. М. Берсенева, О. В. Аверкина, В. А. Тычкина иЮ.Б. Рябкова сформировал свой особый стилистический язык.

Поскольку Геннадий Михайлович Берсенев классический орнаменталист2, а остальные художники в большинстве своем являются его учениками (за исключением Ю. Б. Рябкова), то авторский коллектив данной мастерской прежде всего работает над орнаментами, покрывая произведения. В то же время в своих изделиях художники умело сочетают камень и металл (в основном, латунь), кость и дерево.

Оружейная мастерская «Практика» изготовляет свой собственный металл — дамасскую сталь — который имеет свой оригинальный и неповторимый по красоте цвет. Муаровая поверхность всех изделий данного художественного предприятия отличает их от ряда подобных произведений оружейного искусства. «Высококачественные стали отличаются и повышенной прочностью, твердостью в сочетании с высокими значениями пластичности и вязкости»3, что немаловажно для искусства обработки металла.

Орнаментальный стиль Г. М. Берсенева,

О. В. Аверкина, А. Г. Шаланова и В. А. Тычкина представлен рядом наградного и коллекционного оружия с характерным золоченым орнаментом на черненом фоне. Созданные на различные памятные даты в истории России — 300-летию морского флота России, 850-летию Москвы, 60-летию Победы в Великой Отечественной войне — богато орнаментированы и содержат преимущественно геральдическую символику.и щитка или фигурной рамки.

Таким образом, орнамент берсеневского авторского коллектива значительно отличен от ли-ковцев: здесь мы чаще видим геральдические символы, различные вензели, стилизованные начертания фантастических птиц, змеевидные переплетения. Нередко по традиции в орнамент вплетены охотничьи, пейзажные или исторические сце-

Нож «Сокол». Г. И. Мануги Булатная сталь, латунь, никель, золото, кап. Мастерские «ЛиК»

Нож «Пчак». Н. В. Лохтачева, А. И. Лохтачев Сталь, серебро, драгоценные камни. Мастерские «ЛиК»

Дарохранительница Дарохранительница, деталь

А. И. Лохтачев, Н. В. Лохтачева,

Д. А. Лохтачев, В. В. Блинов Серебро, яшма калканская, драгоценные камни.

Мастерские «ЛиК». 1997—2000 гг.

Палаш морской. Г. М. Берсенев Сталь, Латунь, Дерево, Кожа. Мастерская «Практика»

Кубок. Г. М. Берсенев Латунь, серебро, Гранаты, Сердолик. Мастерская «Практика»

Искусствоведение

ны. Однако в сторону поиска формы и конструктивного пространства художественные идеи авторов мастерской «Практика» опираются исключительно на предпочтения заказчика, поэтому здесь мы редко сможем увидеть причудливые очертания рукоятей кинжалов и ножей, криволинейные ножны или фигурные завершения рукояти шпаг. Так, в кинжале работы О. В. Аверкина автор использует минимум орнамента арабески, подчеркивая утилитарность предмета. В изображении мастер лаконично тонко выделяет художественные особенности оружия.

В орнаментальном отношении интересны и предметы быта. Декоративное блюдо «Вакханка» (А. Г. Шаланов) акцент сделан уже на геометрический орнамент: в центре стилизованная розетка, от которой по диагоналям уходят переплетающиеся змеевидные тела вакханок с вазами в руках. Все завитки и криволинейные нити составляют единую ритмику композиции, гармонично заполняя пространство.

Наряду с разного рода предметами быта, как и в мастерской «ЛиК», здесь изготовляют и изделия не из металла — картины из природного камня, отражающие красоту родного художникам края: уральские горы, заснеженные леса, маленькие лесные опушки. Мастерски выполненные из разных пород природного уральского камня картины по-настоящему схожи с живописными полотнами (В. В. Поляков). Безусловно, это говорит о творческих поисках художников первых граверных мастерских Златоуста и в области материала, и в способах передачи пространства через материал, и в области художественно нового подхода к изображению на плоскости.

В обеих ведущих мастерских Златоустовского искусства гравюры на стали в начале XXI в. появляются и изделия, связанные с атрибутами православного и мусульманского культа. Оформляются оклады церковных книг, создаются предметы религиозного культа (евхаристические наборы, потиры), даже гравированные иконы или портретные изображения глав церкви.

Особо отметим гравированное изображение патриарха Алексия II и иконный образ св. Александра Невского. Произведения тщательно проработаны в деталях одежд и ликов. За подобного рода работы обе художественные мастерские получили статус «Патриарших мастерских» и вошли в список поставщиков изделий для русской православной церкви.

Еще одним ярким примером деятельности граверной мастерской является ООО «Грифон», появившийся в начале 1990-х гг. Тематическая разработка его мастерами изделий неразрывно связана с историей России и мировой историей в целом. Частыми сюжетами произведений мастерской являются исторические и политические личности, события мировой и российской истории.

Уникальная восьмиступенчатая обработка металла позволяет достичь многоцветное™, объемности и сложной утонченности изображения. Однако пространство оружейного предмета мастера «Грифона» заполняют без остатка: мини-

атюрные сюжетные сцены помещены на ножнах, клинке и даже рукояти. Многофигурные и однофигурные изображения проработаны с той же тщательностью, как и обрамляющий их орнамент. Но если у художников «ЛиКа» или «Практики» мастерски сочетается конструктивная и сюжетная составляющая предмета оружейного искусства, то здесь мы видим увлеченность изображением порою даже в ущерб самому предмету.

Произведения, созданные мастерами «Грифона», представляются богато орнаментированными и заполненными разного рода сюжетными сценами батального, охотничьего, исторического или пейзажного характера. Художественное разнообразие тематических циклов, посвященных Отечественным войнам 1812 и 1941—1945 гг., известным и значимым личностям истории, важным мировым и российским событиям, знаменательным датам, говорит о творческом подходе художников предприятия к своей работе. Такова, например, серия кортиков, посвященных истории России («Иван Грозный», «Петр I», «Ледовое побоище»), которые содержат сюжетные или портретные изображения исторического характера, причем конструктивная составляющая во многом уступает изобразительному ряду: все пространство ножен и клинка заполняет выгравированный рисунок. То же мы видим и в оформлении длинноклинкового оружия (меч «Александр Невский») и даже в обычных охотничьих ножах (нож «Уссурийский тигр»). Последние охотничьи образцы, благодаря раскинутому богатому золоченому рисунку и вручную обработанной рукояти, приобретают вид эксклюзивного подарочного оружейного предмета, теряя свое утилитарное назначение. Тематическое разнообразие сюжетов мастеров «Грифона» дает основание все же полагать, что многие произведения имеют сугубо военно-историческое направление, поскольку здесь мы не увидим лирического изображения красот уральской природы, изящных цветочных орнаментальных мотивов или скромных и лаконичных восточных арабеск.

Говоря о тематическом разнообразии в Златоустовской гравюре на стали рубежа XX—XXI столетий стоит коснуться гравированных панно, пластин, тарелей на различные сюжеты. Основным производителем подобного рода изображений являются в современном Златоусте предприятия «Златоустовская гравюра на стали», «МОК» и «Златоустовская Оружейная Компания».

Производство сюжетных металлических пластин и панно продолжается и по сей день. Тематика изображаемых сюжетов расширилась за счет введения блюд с геральдикой городов России, металлических пластин с православными и мусульманскими религиозными текстами, а также изображениями архитектурных памятников России. Избранная форма пластины, панно или блюда не нова, также как и использование вы-пукло-вогнутых очертаний предмета. Но всё же в тематике наблюдаются изменения: помимо уже знакомых нам советских пейзажных и портретных зарисовок, геральдическая и патриотичес-

Т. В. Харсеева

кая линии вносят элементы новизны в лирические панорамы.

Лаконично расположенный по центру герб того или иного города России обрамлен минимумом орнаментального декора: тонкая полоска золоченого геометрического орнамента проходит по контуру блюда, фон же герба представляет собой чернение. Строгость и лаконичность декора отличает эту серию блюд от металлических пластин с панорамным изображением многопланового пейзажа или густо орнаментированного натюрморта.

Одинаково патриотично и строго звучит тема архитектурных памятников России и известных столиц страны. Панорамы Петербурга, Москвы, Златоуста и других городов и древнейших памятников российского зодчества представлены в целом ряде круглых панно и прямоугольных металлических пластин. Так, например, знакомые каждому россиянину архитектурные сооружения столицы представлены в нескольких круглых панно — «Собор Василия Блаженного» (С. Шеп-тунова) и «Храм Христа Спасителя» (О. Макру-шина). Архитектурные сооружения, окружающая геральдика, лентообразная подпись — все это гармонично и тонко подчеркивает композиционное единство изображения. За счет полутонов желтого и золотистого, черного и ееро-си-него создается глубина пространства, хотя здесь и нельзя сказать о богатстве светотеневой моделировки предметов. Многие произведения все же

остаются в традициях еще советского искусства Златоустовской гравюры на металле.

Таким образом, на примере деятельности современных мастерских ясно проявляются значимые изменения, произошедшие на рубеже XX— XXI столетий в искусстве Златоустовской гравюры на металле, расширение тематической и технологической составляющей говорят нам о том, что искусство южно-уральского города Златоуста вступило в новый этап развития после почти 20-летнего кризиса и уже занимает достойное место в ряду крупных российских центров по производству украшенного оружия и гравированных предметов быта.

Примечания

1. См. подробнее: Денисова М. М. Художественное оружие Златоустовской оружейной фабрики // Труды Государственного исторического музея. Вып. 18. М., 1947. С. 207—251; Глинкин М. Д. Златоустовская гравюра на стали. Челябинск, 1967; Куликовских С. Н. Златоустовская школа авторского холодного украшенного оружия. Становление и развитие (1815—1860). Челябинск: ЮУрГУ, 2006.

2. См.: Куликовских, С. Н., Нагаев А. В. Г. М. Берсенев мастер Златоустовской школы художественного металла XX в. // Культура и искусство в памятниках и исследованиях: Сб. науч. тр. / науч. ред. Н. П. Парфентьев. Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 2004. Вып. 3. С. 107—117.

3. Златоустовская гравюра на стали. Златоустовское украшенное оружие: альбом Златоуст, 1999. С. 100.

Поступила в редакцию 23 января 2009 г.

ХАРСЕЕВА Татьяна Васильевна, студентка 4-го курса специальности «Искусствоведение» исторического факультета ЮУрГУ, участвует в исследовательской работе по грантам, выполняемым кафедрой искусствоведения и культурологии, область интересов — творчество мастеров всемирно известной Златоустовской школы гравюры на стали. E-mail: [email protected]

HARSEEVA Tatyana Vasileevna is the fourth year student of the Faculty of History of South Ural State University, major is Art History. She participates in grant scientific researches held by the Art History and Culture Studies Department. Research interests: creative work of the Zlatoust school of steel engraving that is famous all over the world. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.