Научная статья на тему 'Влияние исторических эпох на развитие оружейного производства и златоустовской гравюры на стали (златоустовская оружейная фабрика)'

Влияние исторических эпох на развитие оружейного производства и златоустовской гравюры на стали (златоустовская оружейная фабрика) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
714
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТАЛЛУРГИЯ / ИСТОРИЯ / КУЛЬТУРА / УРАЛ / ОРУЖЕЙНОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ТРАДИЦИИ / METALLURGY / HISTORY / CULTURE / THE URALS / ARMS PRODUCTION / TRADITIONS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Стихина Ирина Александровна, Воробец Григорий Иванович

Статья посвящена вопросам истории развития на Урале металлургии для оружейного производства. Авторы раскрывают тему возникновения и развития искусства златоустовской гравюры на стали. Особое внимание обращается на эпоху создания Златоустовской оружейной фабрики, поисков своего стиля в создании холодного оружия, использования новых материалов, способов обработки и исследования металла. На основе анализа исторических событий и особенностей гравюры в каждый конкретный исторический период определяются наличие и степень влияния общественной жизни на качественный и количественный состав производства украшенного оружия. Гипотеза, выдвинутая в ходе исследования, подтверждена: каждый период оставил след в истории гравюры, одни эпохи чуть не погубили это искусство, другие, наоборот, возрождали.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Стихина Ирина Александровна, Воробец Григорий Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF HISTORICAL PERIODS ON THE DEVELOPMENT OF ARMS PRODUCTION AND ZLATOUST ENGRAVING ON STEEL (ZLATOUST ARMS FACTORY)

The article is devoted to the history of development of Russian metallurgy in the Urals for weapons production. The author reveals the topic of the origin and development of Zlatoust steel engraving art. Particular attention is drawn to the era of the creation of Zlatoustovsky weapon factory, searching for the style of bladed weapons, the use of new materials, processing methods and research of the metal. The presence and degree of influence of public life on the qualitative and quantitative composition of the decorated weapon production is defined by the analysis of historical events and features of engraving in every particular historical period. The hypothesis put forward in the course of the study confirmed that every period left a mark in the history of engraving: some eras nearly destroyed this art, while others revived.

Текст научной работы на тему «Влияние исторических эпох на развитие оружейного производства и златоустовской гравюры на стали (златоустовская оружейная фабрика)»

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ

Стихина И. А., Воробец Г. И. Влияние исторических эпох на развитие оружейного производства и златоустовской гравюры на стали (Златоустовская оружейная фабрика) // Вестник Прикам-ского социального института. 2017. № 1 (76). C. 137-145.

Stikhina I. A., Vorobets G. I. The influence of historical periods on the development of arms production and Zlatoust engraving on steel (Zlatoust arms factory). Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2017. No. 1 (76). Pp. 137-145. (In Russ.)

УДК 908

И. А. Стихина, Г. И. Воробец

Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург, Россия

ВЛИЯНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ЭПОХ НА РАЗВИТИЕ ОРУЖЕЙНОГО ПРОИЗВОДСТВА И ЗЛАТОУСТОВСКОЙ ГРАВЮРЫ НА СТАЛИ (ЗЛАТОУСТОВСКАЯ ОРУЖЕЙНАЯ ФАБРИКА)

Стихина Ирина Александровна - старший преподаватель кафедры делового иностранного языка.

E-mail: [email protected]

Воробец Григорий Иванович - студент 3 курса, направление «Управление качеством». E-mail: [email protected]

Статья посвящена вопросам истории развития на Урале металлургии для оружейного производства. Авторы раскрывают тему возникновения и развития искусства златоустовской гравюры на стали. Особое внимание обращается на эпоху создания Златоустовской оружейной фабрики, поисков своего стиля в создании холодного оружия, использования новых материалов, способов обработки и исследования металла. На основе анализа исторических событий и особенностей гравюры в каждый конкретный исторический период определяются наличие и степень влияния общественной жизни на качественный и количественный состав производства украшенного оружия. Гипотеза, выдвинутая в ходе исследования, подтверждена: каждый период оставил след в истории гравюры, одни эпохи чуть не погубили это искусство, другие, наоборот, возрождали.

Ключевые слова: металлургия, история, культура, Урал, оружейное производство, традиции.

I. A. Stikhina, G. I. Vorobets

Ural State University of Economics, Yekaterinburg, Russia

THE INFLUENCE OF HISTORICAL PERIODS ON THE DEVELOPMENT OF ARMS PRODUCTION AND ZLATOUST ENGRAVING ON STEEL

(ZLATOUST ARMS FACTORY)

Stikhina Irina A. - Senior Lecturer at the Department of Business Foreign Languages.

© Стихина И. А., Воробец Г. И., 2017

Vorobets Gregory I. - 3rd-year Student, Direction "Quality Management".

The article is devoted to the history of development of Russian metallurgy in the Urals for weapons production. The author reveals the topic of the origin and development of Zlatoust steel engraving art. Particular attention is drawn to the era of the creation of Zlatoustovsky weapon factory, searching for the style of bladed weapons, the use of new materials, processing methods and research of the metal. The presence and degree of influence of public life on the qualitative and quantitative composition of the decorated weapon production is defined by the analysis of historical events and features of engraving in every particular historical period. The hypothesis put forward in the course of the study confirmed that every period left a mark in the history of engraving: some eras nearly destroyed this art, while others revived.

Key words: metallurgy, history, culture, the Urals, arms production, traditions.

История Златоуста - это история отношений людей и металла. Основание Златоуста относится к середине XVIII в., когда началось промышленное освоение природных богатств и территории Южного Урала. В ноябре 1751 г. тульские промышленники Мосоловы подписали в Оренбургской губернской канцелярии контракт на строительство железоделательного завода. По этому контракту завод было велено «именовать и писать Зла-тоустовским». Вскоре было получено разрешение, оформленное указом Берг-коллегии от 31 августа (по новому стилю 11 сентября) 1754 г. Эта дата принята в качестве официальной даты основания Златоуста.

Тема данной работы - влияние исторических эпох на развитие златоустовской гравюры на стали и оружейного производства. Что в истории страны вызвало рождение этого искусства, как на него повлияли исторические события уже почти двух столетий? Как говорит известный златоустовский краевед, автор множества книг, почетный гражданин г. Златоуста Александр Козлов: «А иначе зачем бы нам ворошить пыль веков, если б это прошлое нам сегодня не было так потребно» [4, с. 4].

История развития на Урале российской металлургии для оружейного производства - обширная, богатая и важная тема, неразрывно связанная с Уралом, Златоустом и людьми, здесь работавшими. Частью этой истории стала златоустовская гравюра, появившаяся на Златоустовской оружейной фабрике в период ее становления, поисков стиля в создании холодного оружия, использования новых материалов, способов обработки и украшения металла. Родилось это искусство в XIX в., пережило XX в. и возродилось в веке XXI-м. Много всего произошло в стране за двести лет, история нашей страны была бурной. Отразились ли смены эпох на гравюре? Как удалось этому искусству сохраниться? Почему оно появилось и чем живет сейчас, в наши дни? Что осталось от старых мастеров, а что - дань моде, новым веяниям, технологиям? На некоторые из этих вопросов не могут ответить и специалисты.

Отсюда и проистекает проблема исследования: насколько влияет смена исторических периодов на искусство уральских мастеров. Объектом исследования является злато-устовская гравюра на стали, предметом - влияние исторических событий на этот вид искусства. Цель нашей работы - выявить особенности развития златоустовской гравюры на стали в историческом контексте. Гипотезой исследования стало предположение, что исторические события последних двух веков серьезно повлияли на искусство златоус-товских мастеров.

Орнаменты на холодном оружии гравировали в Европе и Азии с давних времен. Традиция украшать холодное оружие зародилась на Востоке. Украшение золотом было характерно для Индии и Персии, серебром - для Кавказа и Малой Азии, медью - для Северной Африки. Под влиянием Востока оружие стали декорировать и в Европе: клинки

И. А. Стихина, Г. И. Воробец

139

мечей украшались гербами и символами, девизами и именами владельцев. Урал же в то время славился чугунными пушками, а не драгоценными клинками. Но после победы над Наполеоном в Отечественной войне к русскому офицерству было особое отношение. Сабли, шпаги, палаши и прочее оружие должны были своим великолепием и надежностью отразить и подчеркнуть статус армии в России того времени.

К началу XIX в. перед правительством России встал вопрос о создании фабрики холодного оружия. Войны следовали одна за другой. Оружия требовалось много, причем стандартного и качественного. 15 декабря 1815 г. состоялось официальное открытие Фабрики дела белого оружия, разных стальных и железных изделий, которая по замыслу основателей должна была стать главным производителем отечественного холодного оружия для российской армии и флота. Ю. П. Окунцов, эксперт Росохранкультуры по холодному и огнестрельному оружию, утверждает, что Златоустовская оружейная фабрика - единственное в России предприятие, специализировавшееся на производстве холодного (как тогда говорили, «белого») оружия. Решение «об учреждении оружейной фабрики с помощью вызванных иностранных оружейников» [6, с. 17] принял кабинет министров и утвердил император Александр I, считавший эту фабрику своим детищем. В журнале заседаний Комитета министров есть следующая запись: «Комитет, приняв во уважение ту пользу, которая произойти должна от укоренения в России искусства, через вызванных из Солингена мастеров, делать белое оружие и разные вещи из стали, нимало не уступающие добротою, выделываемым в самом Солингене, как знаменитейшем месте в Европе» [6, с. 18].

Первая партия иностранных мастеров прибыла в Златоуст в августе 1814 г. Был заключен контракт с Вильгельмом Николаем Шафом, специалистом по вытравке и позолоте клинков, который прибыл в Россию с сыновьями. Первые два года (1816 и 1817 гг.) немецкие мастера были единственными в Златоусте, кто украшал оружие. Но прави -тельство России предписывало «приложить всевозможные старания» для отказа от помощи иностранцев и передачи производства в руки русских мастеровых. Контракт обязывал Шафов с первых дней готовить учеников и передать подробное описание приготовления состава для золочения, но они уклонялись от выполнения своих обязанностей, сколько могли, и только в 1818 г. В. Шаф приступил к обучению граверному мастерству группы русских. Это были образованные по тем временам юноши, они имели способности к рисованию, после окончания главной заводской школы работали в чертежной мастерской. Бушуевы, Бояршиновы и Тележниковы были из семей потомственных иконописцев знаменитой Строгановской школы. Несложные приемы художественной обработки стали из арсенала немецких умельцев - вытравка после предварительной рисовки на клинках, синение, золочение стали с применением ртути («золочение через огонь») -были освоены учениками очень быстро. Огромным отличием и шагом вперед по сравнению с немецким украшением оружия стало нанесение нашими мастерами богатых и разнообразных рисунков. Немецкие мастера применяли для украшения технологию, позволявшую передавать только контуры изображаемого: вся поверхность клинка покрывалась лаком (киноварью), по которому иглой процарапывался рисунок, далее изделие протравливали кислотой, поверхность клинка оставалась блестящей, а рисунок - матовым. Вообще, немецкие традиции украшения клинка не шли дальше клейма мастера, хоть и расположенного на видном месте, слов «Сделано в Золингене», фирменных знаков, девизов и поговорок, отдельных предметов, гирлянд, иногда собираемых в одну рамку.

Русские «ученики» Шафов - Иван Бушуев, Иван Бояршинов - быстро освоили эти приемы и пошли дальше, впервые нанося кисточкой само изображение на металл лаком и протравливая весь клинок. Такой рисунок после травления выступал рельефно, приоб-

ретал объем. Появилась возможность создавать более сложные и красивые многофигурные картины - батальные сцены, мифологические сюжеты, сцены охоты на медведя и кабана. Например, на сабле «Бородинское сражение» разворачивается панорама баталии и фрагмент конного сражения, а на украшениях были перекрещенные сабли, копья, ножи, лавровые венки, барабаны, кивера. Не отказались мастера и от стальной иглы, позволявшей наносить дополнительные штрихи для большей выразительности рисунка. Характерно для златоустовских мастеров особое уважение к металлу, использование красоты металлической поверхности - гладко отполированной «белой» плоскости, узорного «дамаска» или литого булата.

Есть данные, что сюжеты рисунков в тот период П. П. Аносов придумывал совместно с И. Н. Бушуевым. Павел Свиньин после посещения фабрики в 1825 г. писал в журнале «Отечественные записки»: «Из сравнения обыкновенной сабли Златоустовской с богатейшей саблей Солингеновской можно убедиться в превосходстве русского оружия над немецким. В Златоусте рисуются на клинках целые баталии и мифологические происшествия» [6, с. 85]. Отделение украшенного оружия, являясь подразделением фабрики, представляло собой фабрику в миниатюре. Здесь занимались не только украшением. Мастера отделения ковали клинки, занимались их закалкой, шлифовкой и полировкой. (Эти стадии обработки сохранились до нашего времени. На Златоустовском заводе оружейных специализированных сталей нам показали лист, который сопровождает каждое изделие от начала до конца производства, в нем перечислены и названные этапы.) Кроме украшенного оружия здесь готовили боевое офицерское оружие. Первоначально здесь трудились только немецкие мастера. Но с 1 апреля 1818 г. директор фабрики А. Фурман заставил В. Шафа приступить к обучению русских мастеров, и уже 4 июня 1818 г. А. Фурман сообщал министру финансов: «Сии ученики уже работают ничем не хуже своих учителей и без их малейшей помощи. Нынешнее оружие, красотою позолоты и чистотою оправки, далеко превосходит прежде сего посланное. Оружие наперёд сего посланное, всё без изъятия, было украшено иностранными мастерами Шафами, а в нынешнем, крайне малая часть токмо, их работы; почти всё украшено русскими учениками» [4, с. 86]. Документы красноречивы: за два года Шафы оформили сто клинков, а их ученики за четыре месяца (с марта по июнь 1818 г.) изготовили триста сабель и шпаг. Но в истории эти клинки сохранились под именем Шафов. В 1823 г. Шафы, покидая Златоустовскую оружейную фабрику, признавались: «Коренной Золингеновский завод не в состоянии приуготовить такого оружия, какое уже сделано было в Златоусте» [5, с. 88].

При украшении оружия были использованы все известные к тому времени и применявшиеся на оружейной фабрике техники гравюры на металле - травление, синение, чернь, позолота, позволившие создать богатую цветовую гамму: желтый цвет - золото; белый - полированная сталь, серебро, никель; различные оттенки синего - воронение -«фирменный» бушуевский глубокий синий цвет. Интересен процесс слияния западноевропейских традиций с новшествами русских мастеров. Результатом стало возникновение «златоустовского стиля», новой школы авторского украшения оружия, отличной от утвердившейся европейской школы.

Отдельно остановимся на производстве металла для нужд оружейной фабрики. Достижения в области металлургии - безусловная заслуга российских специалистов, горных инженеров, ученых. Целая эпоха Златоустовских казенных заводов связана с ученым-металлургом П. П. Аносовым. Блестяще окончив Горный кадетский корпус, Павел Петрович 21 декабря 1817 г. приехал из Петербурга в Златоуст. П. П. Аносов внес выдающийся вклад в науку о металле. Более полутора десятилетий он был горным начальником

Златоустовских заводов, многое сделал для усовершенствования металлургического производства. Благодаря П. П. Аносову Златоуст с середины XIX в. стал признанным центром российской качественной металлургии, где разрабатываются и внедряются многие новинки в этой области. Талант ученого-экспериментатора, глубокие, обширные знания ученого и практика позволили П. П. Аносову разработать новые способы получения высококачественной литой стали и тем самым заложить основы качественной металлургии, создать особый метод упрочения стали - цементацию. В 1831 г. ученый-металлург впервые в мире применил микроскоп при изучении строения металлов. На центральной площади города установлен красивейший памятник Павлу Петровичу, запечатлевший и это событие. П. П. Аносов открыл способ обработки уральского корунда и решил заменить им дорогостоящие иностранные наждаки. Для этого он провел несколько успешных опытов - уральский корунд не уступал лучшим заграничным наждакам. Холодное оружие отныне начали полировать дешевым отечественным минералом. Десять лет отдал П. П. Аносов раскрытию тайны булата. Ему удалось получить образцы, которые по своему качеству не уступали легендарным дамасским булатам. Клинки, изготовленные из этих образцов, сгибались в кольцо и распрямлялись вновь, ими рубили гвозди, а острота лезвия была такой, что легкая ткань, подброшенная вверх, падая и касаясь его, распадалась. Секрет этих необыкновенных свойств заключается в технологии производства булата (высокоуглеродистой стали с аномальной структурой, стали, выплавляемой в тиглях из очень чистых исходных материалов и обладающей уникальным комплексом свойств: сочетание твердости с упругостью, необычайной остротой и стойкостью лезвия, красивым естественным узором на поверхности) или дамасской стали (дамаска) - искусственного или сварочного булата, по классификации П. П. Аносова. Специалист предприятия, на котором авторы знакомились с процессом создания украшенных клинков, показал нам технологию изготовления металлической заготовки путем ковки пластин в несколько сложений (до ста пятидесяти, трехсот, шестисот и более слоев) с последующим скручиванием, иной деформацией и последующей ковкой. Далее из полученного образца делается заготовка, которая, пройдя еще несколько стадий обработки, превращается в нож, кортик, кинжал или саблю. После этого клинок переходит к художникам и другим мастерам, создающим рукоятки, ножны и пр. Секрет уникальной режущей способности клинков из дамаска открывается под микроскопом: край лезвия представляет собой микропилу, возникающую за счет разной твердости слоев металла.

Когда П. П. Аносов служил горным начальником и директором оружейной фабрики, производство холодного оружия в Златоусте было организовано на высоком техническом уровне, и технология была отработана в короткий срок. Очень быстро златоустов-ское оружие приобрело мировую известность. Большой знаток металлургии и оружейного дела английский разведчик капитан Джеймс Аббот писал: «Общий недостаток европейских клинков состоит в том, что лезвие их никогда не может быть так остро, как если бы они выковывались из литой стали. Изобретательность господина Аносова восторжествовала над этим препятствием. Довольно сомнительно, найдётся ли хотя одна фабрика в целом мире, которая выдержала бы состязание со Златоустовскою в выделке оружия» (цит. по [2, с. 83]).

В 1830-1840-х гг. выпуск украшенного оружия заметно снизился. В целях сохранения штата цеха Оружейная фабрика по инициативе начальника Златоустовского горного округа П. П. Аносова приступила к выпуску украшенных бытовых предметов: подносов, ларцов, подсвечников, столовых приборов и пр. Во второй половине XIX в. начали возрождаться сюжетные изображения на клинках, в орнаментах использовались изображения отечественных цветов, плодов, трав. Очень популярны в это время были предметы

для охоты: особенно искусно и с большой фантазией украшались клинки и ножны охотничьих ножей и кинжалов. Основная техника - насечка золотом и серебром по синему «таушированному» (т. е. насеченному в разных направлениях) фону.

В начале XX в. в России было сильно влияние модерна. Под его влиянием менялся и неповторимый орнамент златоустовских мастеров: он терял свою воздушность и легкость, художники начали использовать «стили» - «русский», «турецкий», «французский», когда для создания орнамента использовалось небольшое количество характерных элементов. В это время расширился и круг выпускаемых изделий, рассчитанных на различные слои населения: Оружейная фабрика начала выпускать столовые приборы, ножи для бумаги, топоры, спичечницы.

Сложные годы революции, Гражданской войны, первых пятилеток также отразились на златоустовской гравюре. В 1919 г. возродилось производство холодного оружия - теперь уже для Красной Армии. Клинки тех лет украшались орнаментом, надписями, миниатюрами. Часто они преподносились солдатам революции как именное оружие. Шашки образца 1927 г. выпускались в двух вариантах - для командного состава и рядовых красноармейцев. Украшение состояло из серпа и молота на эфесе и букв «СССР» в обрамлении растительного орнамента. Противоречивым и трудным стал период 1930-1980-х гг. Производство художественных изделий по старым образцам было постепенно прекращено. С середины 1930-х гг. художественное отделение Златоустовского механического завода (бывшая Оружейная фабрика) перешло на выпуск стальных пластин-панно с копиями популярных картин или пейзажами. Использовалась довольно примитивная техника гравировки, процесс сводился к механическому переносу изображения на стальную пластину и тиражированию образца. Из элементов украшения практически исчез орнамент, гравюра утратила традиционно прикладной характер, отошла от миниатюры, приняла новые формы и размеры. Уникальное искусство постепенно потеряло возвышенность и художественную ценность в угоду «суровому» стилю. Новые технологии не дополняли старые традиции, а подменяли их. Зачастую из всех стадий обработки металла оставалось только травление, получался рельефный рисунок на металле в одной цветовой гамме, без синения (воронения), золочения и пр. Но качество клинков оставалось всегда на высоком уровне, не зря все участники легендарных полярных экспедиций О. Ю. Шмидта были снабжены ножами, изготовленными в Златоусте по специальному заказу.

В 1930-1940-е гг. в соответствии с требованиями времени основными мотивами стали индустриальные пейзажи и портреты вождей. Украшенные топорики использовались в качестве почетных наград лучшим рабочим. Сюжетами для декорирования служили панорамы завода, уральские пейзажи, портреты В. И. Ленина.

В период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. художественное отделение возродило выпуск холодного наградного оружия. Украшенные художниками Златоуста шашки, кинжалы, кортики вручались как заслуженная награда советским полководцам. Златоустовские клинки были преподнесены Верховному Главнокомандующему И. В. Сталину и легендарному маршалу Победы Г. К. Жукову. На фронт бойцам-заводча-нам часто в посылках отправляли портсигары из златоустовской стали, украшенные травленым рисунком. В 1942 г. оружейники начали выпуск «ножа кинжального», в литературе названного ножом разведчика или десантным ножом. Гитлеровцы прозвали его «шварцмессер», или «черный нож», поскольку рукоять и ножны были покрашены черным лаком, а лезвие было из вороненой стали, и боялись рукопашной - ножи не подводили советских солдат-разведчиков.

В послевоенные годы вернулось утилитарное направление в гравюре: кроме настольных пластин выпускали бытовые украшенные предметы - ножи для разрезания книг, вешалок, фоторамок.

В 1950-х гг. новое поколение художников-граверов выступило с инициативой возродить орнаментальное искусство украшения прикладных вещей. Наиболее интересной работой этого периода стали два меча, выполненные Г. М. Берсенёвым в 1958 г. к Международной выставке в Пловдиве (Болгария). В 1960-1980-х гг. коллектив цеха, занимавшегося гравюрой, пробовал новые виды и формы бытовых вещей, находился в поиске нового художественного стиля, отличного от «сурового» стиля 30-40-х гг. Начался выпуск шкатулок, приборов для вина, стаканчиков для карандашей, тарелочек, вымпелов, призов победителям социалистических соревнований. Продолжился выпуск ставших традиционными панно. Орнаментальность в этот период практически забыта: в качестве декоративных мотивов художники использовали советскую символику, пейзажи, жанровые сценки. В 1964 г. были введены эталонные образцы изделий, утвержденные на об -ластном художественном совете. После утверждения образцы становились эталоном, который затем тиражировался тысячами экземпляров. Мастера златоустовской гравюры были разделены на художников, создающих новые эталоны, и на ремесленников, копирующих эти эталоны в массовом производстве. Главным критерием при утверждении образца стали не художественные достоинства, а простота рисунка, технологичность изготовления, доступность для массового тиражирования. На заводе была создана так называемая эталонная комната для хранения образцов, в которой за много лет была собрана история златоустовской гравюры не только советского периода.

В 1970-1980-е гг. определились четыре основных направления развития златоус-товской гравюры на стали: украшение наградного и юбилейного оружия; украшение бытовых предметов; изготовление памятных призов, наград и сувениров в честь значительных дат и событий в жизни советского государства; массовое производство настенных и настольных панно, занимавших основное место в творчестве художников-граверов в этот период.

В настоящее время искусство гравюры на стали переживает новый подъем, растут известность и значимость этого искусства, расширяются сферы его применения. Если до 1990 г. художники могли заниматься гравюрой на стали только на заводе имени В. И. Ленина (ранее - железоделательный завод Мосоловых, Оружейная мастерская, Зла-тоустовский завод, Златоустовский механический завод, Златоустовский инструментальный завод-комбинат имени В. И. Ленина, позже - Златоустовский машиностроительный завод, ПО «Булат»), то после распада творческого коллектива граверного цеха завода они начали самостоятельную творческую деятельность в мастерских, практически одновременно появившихся в Златоусте (Мастерские декоративно-прикладного искусства «ЛиК», созданные супругами Лохтачёвыми в 1990 г., художественная мастерская «Практика» (1991 г.), мастерская «Формула» (1991 г.) и др.). Сегодня в Златоусте уже не один цех украшенного оружия Златоустовской оружейной фабрики, как в XIX в., и не художественное отделение и цех № 16 Завода имени В. И. Ленина, как в XX в. Более тридцати художественных мастерских работают сейчас в городе. Наиболее авторитетные и знаменитые мастерские по производству оружейной и сувенирной продукции из украшенного металла образовали в 2010 г. Гильдию мастеров-оружейников Златоуста. Таким образом, Златоуст сделал первый шаг к продвижению муниципального бренда (аналогично немецкому Золингену).

На Златоустовском заводе оружейных специализированных сталей авторы смогли познакомиться со всем процессом производства украшенного оружия от заготовки

«кованца» до готовых ножей и других изделий, выполненных в технике златоустовской гравюры на стали. Старинные способы ручной ковки и нанесения рисунка сочетаются здесь с современными гальваническими процессами и созданием компьютерных макетов будущих изделий. Каждое изделие индивидуально - от выбора марки стали до украшения клинка, рукояти, ножен, выбора дизайна письменного прибора или нанесения рисунка на столовый прибор, упаковки. Мастерские начали возрождать традиции XIX в., вернулись к прикладному характеру златоустовской гравюры, отошли от массового производства: каждое изделие изготавливается и украшается вручную, многие - в течение нескольких сотен часов работы мастера над одним предметом. Каждое предприятие узнаваемо: свой стиль, индивидуальная манера, выбор тематики декора. В 1990 г., создавая Мастерские декоративно-прикладного искусства «ЛиК», заслуженные художники России Александр и Нина Лохтачёвы и Григорий Мануш поставили цель не только сохранить уникальное самобытное искусство украшения изделий из металла, но и возродить традиции русского оружия. Словом, возвратить гравюре ее назначение - украшать предмет, будь то кубок или кинжал, клинок офицерской сабли или подсвечник, поднос или предмет церковной утвари. Нина Владимировна, показывая работы мастеров в выставочном зале «ЛиКа», с гордостью рассказывает и о Дарохранительнице, подаренной возрожденному храму Христа-Спасителя, и о декоративной тарели, которую она создала, еще работая на заводе имени В. И. Ленина (аналогичное блюдо представлено в экспозиции краеведческого музея). В художественной мастерской «Практика» работают представители трех поколений художников-оружейников. При изготовлении изделий художники используют те же приемы украшения и художественной обработки, которыми пользовались их знаменитые предшественники. Это позволяет говорить о преемственности и продолжении традиций златоустовской школы украшенного холодного оружия, и лучшим доказательством тому служат дипломы конкурсов российских оружейников «За верность традициям русского клинкового оружия», постоянное участие работ мастерской во всероссийских и международных художественных и оружейных выставках. В творческой копилке «Практики» есть юбилейные кортики, посвященные 300-летию флота России, 850-летию Москвы, шашки для Президентского полка, оформление интерьера самолета Президента России, наградное холодное оружие для Федеральной службы безопасности, шашки и кортики для Гвардии Казахстана и т. д. Постановлением Гильдии поставщиков Московского Кремля художественной мастерской «Практика» присвоено звание официального поставщика Московского Кремля (современный аналог известного звания поставщика Двора Его Императорского Величества).

Немецкие оружейники в XIX в. вложили в фундамент оружейного златоустовского производства свое искусство ковки, закалки, шлифовки и полировки клинков, но злато-устовские клинки превзошли золингеновские и прочие по качеству стали и художественному украшению. Тогда же зародилось уникальное искусство, получившее имя города и ставшее известным всему миру, - златоустовская гравюра на стали, о чем свидетельствуют слова П. П. Аносова: «Вытравка и позолота клинков принадлежат более к изящным искусствам... Здесь нужны мастеру не одно знание приёмов и навык, но рисовальное искусство, образованный вкус и изобретательный дух. Вытравка и позолота на клинках достигла на Златоустовской фабрике большего совершенства, нежели в Солингене, ибо не одна позолота, но и идеи рисунков украшают клинки, чего в Солингене никогда не было» [6, с. 74].

В процессе работы наша гипотеза подтвердилась. Действительно, различные исторические эпохи неизбежно отражались на особенностях уральской гравюры, которая за два века прошла путь от зарождения к формированию самобытного златоустовского

искусства изготовления и украшения холодного оружия. Безусловно, каждый период оставил след в истории златоустовской гравюры: одни эпохи чуть не погубили это искусство, другие, наоборот, возрождали. В работах златоустовских мастеров в последние годы всё шире находят отражение отечественная история, православие, патриотизм. Опыт прошлого тщательно изучается, новые технологии органично вплетаются в традиционные способы обработки металла.

Библиографический список

1. Верзаков Н., Понуров В., Черноземцев В. Златоуст: Краткий очерк. Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд., 1979. 144 с.

2. Генерал от металлургии Павел Аносов: К 200-летию со дня рождения / под ред. М. Е. Гла-вацкого. Екатеринбург: Изд. Урал. ун-та, 1999. 304 с.

3. Золотые россыпи былого: материалы IX краевед. конф. (5-6 дек. 2014 г.) / сост. А. Н. Малахова. Златоуст, 2015. 503 с

4. Ковавшие славу горному краю / сост. А. В. Козлов, Л. П. Заева. Златоуст: ФотоМир, 2011. 196 с.

5. Окунцов Ю. П. Златоуст и златоустовцы: исторические очерки. Т. 2. Златоуст: ФотоМир, 2016. 516 с.

6. Окунцов Ю. П. Златоустовская оружейная фабрика. М.: Вече, 2011. 256 с.

7. Окунцов Ю. П. Клейма златоустовского холодного оружия советского периода. 19191955 гг. // Златоустовский городской краеведческий музей: [сайт]. URL: http://zlatmuseum.ru/ science/know/c280520151108 (дата обращения: 05.02.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.