Щетихина Лариса Владимировна, Паныч Регина Борисовна
ЗЛАТОУСТОВСКАЯ ГРАВЮРА НА СТАЛИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ КЛАСТЕРНОГО ТУРИЗМА
Статья раскрывает особенности техники гравировки, композиции, мотивов златоустовской гравюры на стали на различных этапах её развития. Авторы прослеживают взаимосвязь между историей страны и меняющейся тематикой гравюры. Выделяются характерные черты современных мастеров-граверов, работающих в различных художественных мастерских. Впервые обращено внимание на значимость златоустовской гравюры для развития кластерного туризма в Челябинской области, что является актуальной для региона проблемой.
Адрес статьи: www.gramota.net/materials/37201775761.html
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2017. № 5(79) C. 216-218. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2017/5/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
11. Щевелев С. С., Крыжко Л. А. Египетско-иорданский фактор Палестинского движения сопротивления (50-е - 60-е гг. ХХ в.). Симферополь - М.: СОНАТ, 2017. 246 с.
12. Abu Iyad. Apres octobre: la nouvelle straté qie palestinienne 1974 // Textes de la Révolution Palestinienne 1968-1974. P.: Sindbad, 1975. P. 189-194.
13. Abu Iyad. Palestinians Sans Partie. P.: Fayolle, 1978. 361 p.
14. Amos J. W. Palestinian Resistance: Organization of a Nationalist Movement. N. Y., 1980. 472 p.
15. Arabes et juifs dans la nouvelle Palestine démocratique 1970 // Textes de la Révolution Palestinienne 1968-1974. P.: Sindbad, 1975. P. 175-189.
16. Baron X. Les Palestiniens, un Peuple. P.: Le Sycomore, 1977. 424 p.
17. Chronology // The Middle East Journal. 1973. Vol. 27. № 3. P. 353-371.
18. Dobson Ch. Black September (Its Short Violent History). L.: Hale, 1975. 192 p.
19. International Documents on Palestine 1971. Beirut: The Institute for Palestine Studies; Kuwait: The University of Kuwait,
1974. 746 p.
20. International Documents on Palestine 1972. Beirut: The Institute for Palestine Studies; Kuwait: The University of Kuwait,
1975. 416 p.
21. International Documents on Palestine 1974. Beirut: The Institute for Palestine Studies; Kuwait: The University of Kuwait, 1977. 604 p.
22. L'Organization de Liberation de la Palestine: Seul Representant Légitime du Peuple Palestinien. Beirut: OLP, Department de l'Information et de l'Orientation Nationale, 1974. 32 p.
23. Palestine Impasses: Arab Guerrillas & International Terror / ed. by L. A. Sobel. N. Y.: Checkmark Books, 1977. 282 p.
24. Stone J. Israel and Palestine: Assault on the Law of Nations. Baltimore - L.: The John Hopkins Press, 1982. 223 p.
25. Yodfat A. Y., Arnon-Ohanna Y. PLO Strategy and Tactics. L.: Groom Helm, 1981. 225 p.
26. âjjjJI ¿jUjH 1974 iâjSjjx'VI Â^UJl :Cijjjj. 1975 Â^i^, 803 (Арабские документы 1974. Бейрут: Американский университет, 1975. 803 с.).
27. âjjjJI jjjjbiAU ¿1^11974 .ЗшЫдЦ ùUjJI Â^mij^ :Cijjjj .1976 Â^î n .959 (Палестинские арабские документы 1974. Бейрут: Институт палестинских исследований, 1976. 959 с.).
CHANGE IN STRATEGY AND TACTICS OF THE PALESTINIAN RESISTANCE MOVEMENT ON THE PROBLEMS OF BUILDING THE PALESTINIAN STATE IN THE 1970S
Shchevelev Sergei Stefanovich, Doctor in History, Professor Taurida Academy of V. I. Vernadsky Crimean Federal University in Simferopol jeyson1030@gmail. com
The article deals with the main strategic and tactical approaches of the Palestinian resistance movement (PRM) in the 1970s to the problem of formation of the Palestinian state. The author reveals controversial issues concerning the territory for the future Palestinian state and grounds the new PRM approach to the Palestinian problem, which consisted in the search for compromise settlement that corresponded to the real situation in the region. The project on the formation of independent Palestine lay in phased liberation of all the Palestinian land and in non-recognition of the State of Israel.
Key words and phrases: The Middle East; Israel; Palestine; the Middle East conflict; Palestinian resistance movement.
УДК 76.03/09 Искусствоведение
Статья раскрывает особенности техники гравировки, композиции, мотивов златоустовской гравюры на стали на различных этапах её развития. Авторы прослеживают взаимосвязь между историей страны и меняющейся тематикой гравюры. Выделяются характерные черты современных мастеров-граверов, работающих в различных художественных мастерских. Впервые обращено внимание на значимость зла-тоустовской гравюры для развития кластерного туризма в Челябинской области, что является актуальной для региона проблемой.
Ключевые слова и фразы: гравюра на стали; техника гравировки; украшенное оружие; кластерный туризм; региональный бренд.
Щетихина Лариса Владимировна, к. пед. н., доцент Паныч Регина Борисовна
Южно-Уральский государственный университет (филиал) в г. Златоусте [email protected]; [email protected]
ЗЛАТОУСТОВСКАЯ ГРАВЮРА НА СТАЛИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ КЛАСТЕРНОГО ТУРИЗМА
В последнее время создание туристических кластеров на территориях Российской Федерации - крайне актуальная проблема, что связано с поиском уникальной конкурентной ниши, которая бы способствовала притоку крупных инвестиций и туристических потоков. Осмысление региональных историко-культурных явлений и фактов позволяет вывести их на современный уровень и переосмыслить теоретический арсенал с позиций
ISSN 1997-292X
№ 5 (79) 2017
217
современного научного знания [3, с. 120]. Одним из условий является формирование региональных брендов, в том числе культурных. В этом смысле Златоуст полностью соответствует данному требованию, обладая редкими природными комплексами и уникальным искусством гравюры на стали, зародившимся в городе более двухсот лет назад и имеющим продолжение в работах современных мастеров. Оружие мастеров преподносили императорам, героям Отечества, высокопоставленным чиновникам, знавшим толк в «белом» оружии.
Попытаемся проследить развитие Златоустовской гравюры на стали в XIX - начале XXI века, выделив особенности, присущие данному виду искусства на разных этапах развития.
Украшением оружия занимались ещё в Древней Руси. Так, вооружение воинов - шелон, кольчуга, меч и щит - превращалось в произведение искусства.
В начале XIX века в России кабинет министров Российской империи принял решение о постройке в Златоусте оружейной фабрики, где к тому времени действовало металлургическое производство, выплавлявшее качественный металл. Из известных оружейных центров Европы, в частности, из Золенгена, приглашены специалисты - отец и сын Шаф, перед которыми поставлено условие обучения ими русских учеников. В 1815 году фабрика была открыта, на ней было и отделение украшенного холодного оружия.
В начале своей работы в Златоусте Шафы не стремились к созданию уникальных изделий, а просто копировали рисунки с немецких клинков. В 1817 году у Шафов появляются первые русские ученики, одним из первых был Иван Бушуев, который приступил к модернизации техники. Так, наносил не иглой, а кистью рисунок, который после вытравки становился рельефным, путём закаливания огнём добился прочного соединения золота со сталью и ввёл трёхцветность - поверхность клинка, позолота и синь.
Бушуев по праву считается новатором и в композиционном решении украшения оружия - писал не отдельный рисунок, а покрывал изделие непрерывным узором, например, батальными сценами, причём главной фигурой композиции являлись не полководцы, а солдаты. В первой половине 20-х годов XIX века мастера Златоуста во главе с Иваном Бушуевым украсили более двух с половиной тысяч клинков, значительная часть которых содержит тематику минувшей Отечественной войны 1812 года. На клинках изображалась так называемая «арматура» - композиции из оружия, головных уборов, кирас, венков. Символами победы и славы стали изображения лиры и лавровой ветви.
С 1823 года русские мастера стали работать самостоятельно, используя разнообразные техники гравюры -травление, синение, чернь, позолоту, что способствовало созданию разнообразной цветовой гаммы. Примерно в это же время на оружейной фабрике начинается украшение гравировкой бытовых предметов.
Подлинным шедевром мирового уровня являлись рыцарские доспехи под названием «Древнее вооружение», изготовленные коллективом из тридцати мастеров в 1830-1834 годы для наследника царского престола, будущего царя Александра II. В комплект входят: шлем с забралом, нагрудные и наспинные латы - кираса, наручники и поножи, меч и щит. Долгое время «Древнее вооружение» хранилось в Государственном Эрмитаже, в 1928 году уникальное произведение вернулось в Златоуст и хранится в краеведческом музее.
Во второй половине XIX века в орнаментах гравюры используют изображения цветов, плодов, трав. По-прежнему пользуются спросом охотничьи предметы, такие как клинки, ножи, кинжалы, в украшении которых применяется техника насечки золотом и серебром по синему фону [4, с. 58].
В связи с революционными событиями начала ХХ века неактуальным становится украшенное оружие, поэтому фабрика в основном занимается выпуском украшенных бытовых предметов - столовых приборов, подносов. Но этот «безоружейный» период длился недолго, уже в годы Гражданской войны для поощрения офицеров и солдат выпускаются украшенные революционной тематикой клинки.
Как справедливо отмечает М. Ю. Бакшеева, «переходный период в искусстве ознаменован изменением философских концепций, распадом единой картины мира, перестройкой пространственных построений в произведении» [2, с. 32]. В 20-30-е годы ХХ века в гравюре это выразилось в примитивизации техники гравировки - металл обрабатывают только травлением, что приводит к однообразной цветовой гамме, на изделиях изображаются индустриальные пейзажи, портреты вождей, при этом исчезает орнаментация. Но происходят и положительные изменения - фабрика осваивает выпуск панно с пейзажами.
В период Великой Отечественной войны, несмотря на то, что найти гравёров на фабрике было трудно в связи с мобилизацией в армию, выпускаются кинжальные ножи, наградные портсигары. Все участники Парада Победы 1945 года были вооружены Златоустовским холодным оружием.
Подлинной же гордостью этого периода являлось изготовление именного оружия - шашек, для маршала Г. К. Жукова, например, шашка, украшенная панорамой битвы за Москву. В 1945 году для И. В. Сталина мастера-оружейники предполагали изготовить «Меч Победы», в основу идейного оформления которого были бы заложены слова Сталина на Параде в Москве 7 ноября 1941 года: «Пусть вдохновляют вас мужественные образы великих предков - Невского, Донского...» [1, д. 37, л. 15]. Документов, проливающих свет на дальнейшую судьбу проекта, не обнаружено до сих пор.
В послевоенный период восстановился выпуск «мирной» продукции: настенных панно, шкатулок, но эксклюзивные экземпляры не выпускаются, тиражируются стандартные образцы, декорированные советской символикой и жанровыми сценками. В то же время выпускаются мечи к датам, украшенные богатым орнаментом. С 70-х годов XX в. налажено производство призов для победителей социалистического соревнования.
В 80-е годы, помимо традиционных форм изделий, налажен выпуск блюд, украшенных уральскими пейзажами, и возобновился выпуск украшенного охотничьего оружия.
С 1990-х годов в Златоусте открываются новые художественные мастерские, которых сегодня насчитывается несколько десятков. В них возрождают традиции XIX века, отходя от массового производства, изготавливая и украшая каждое изделие вручную.
Удивительно, что каждая из многочисленных художественных мастерских имеет свой стиль, выбор тематики декора. Объединяет современных граверов то, что сюжетами украшения в изделиях становятся патриотизм и православие. Мастерские «ЛиК» и «Практика» имеют статус «Патриарших мастерских», дающий право создавать предметы для церковного богослужения.
Фирма «Практика» впервые стала применять в изготовлении холодного оружия «дамаск» собственного производства. В конструктивных элементах холодного оружия в мастерской используется латунь, бронза, ценные породы дерева, мамонтовая кость, оленьи и лосиные рога, кожа, камень. Для эксклюзивных заказных изделий применяют драгоценные и полудрагоценные камни, золото и серебро [5, с. 15].
Мастера-оружейники из компании «АиР» в совершенстве освоили технологии по просечению стали, и узор на металле выглядит как ажур.
Отличительная черта изделий мастеров «Грифона» - многоступенчатый цикл обработки металла, восемь степеней разделки: двойное травление, гравировка, полировка, золочение, никелирование, серебрение, чернение серебра.
Таким образом, современные художники Златоуста возвратили гравюре её назначение - украшать предмет, будь то кубок или кинжал, клинок офицерской сабли или подсвечник, поднос или предмет церковной утвари, причём на каждом изделии ставится фирменный знак мастерской, фамилия автора и год изготовления. Все изделия имеют паспорт, содержащий информацию об авторе, времени изготовления, использованных материалах, видах обработки и краткое описание изделия. Наиболее авторитетные и знаменитые мастерские по производству оружейной и сувенирной продукции из украшенного металла в 2010 году образовали Гильдию мастеров-оружейников Златоуста. Таким образом, Златоуст сделал первый шаг к продвижению муниципального бренда (аналогично немецкому Золингену).
Отметим, что в Челябинской области по поручению губернатора Бориса Дубровского разработан проект туристического кластера «Синегорье», вошедший в федеральную целевую программу «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ», занявший пятое место среди семидесяти двух заявленных проектов. В кластер, помимо прочих объектов, вошёл и Златоуст, который имеет все шансы заинтересовать гостей как природными, так и культурными достопримечательностями, главной из последних, безусловно, является уникальное искусство гравюры на стали.
Список источников
1. Архив Златоустовского городского округа (АЗГО). Ф. Р-303. Оп. 6.
2. Бакшеева М. Ю. Отражение в современном искусстве особенностей переходного периода // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2010. № 1 (5). C. 30-33.
3. Максяшин А. С. Нижнетагильская живописная школа XIX века и ее особенности // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 4 (54): в 2-х ч. Ч. 2. C. 120-122.
4. Окунцов Ю. П. Златоустовская оружейная фабрика. М.: Вече, 2012. 256 с.
5. Савенко Е. В. Путешествуем по Уралу. Екатеринбург: Сократ, 2004. 50 с.
ZLATOUST STEEL ENGRAVING AS A DEVELOPMENT FACTOR FOR CLUSTER TOURISM
Shchetikhina Larisa Vladimirovna, Ph. D. in Pedagogy, Associate Professor Panych Regina Borisovna
South Ural State University (Branch) in Zlatoust [email protected]; [email protected]
In the article the peculiarities of technique, composition, motifs of Zlatoust steel engraving at various stages of its development are revealed. The authors trace interrelation between the history of the country and the changing themes of engraving. The characteristic features of modern masters-engravers working at different art workshops are singled out. For the first time attention is drawn to significance of Zlatoust engraving for development of cluster tourism in Chelyabinsk oblast, which is a topical issue for the region.
Key words and phrases: steel engraving; engraving technique; decorated arms; cluster tourism; regional brand.