ББК 85.125. 4(2)
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО РЕШЕНИЯ И ФУНКЦИОНАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ХОЛОДНОМ ОРУЖИИ РОССИИ А. Ю. Швецов
INTERCONNECTION OF THE ARTISTIC SOLUTION AND FUNCTION OF THE MODERN RUSSIAN COLD ARMS
Д. Y. Shvetsov
Статья посвящается искусству создания современного авторского холодного оружия. Автор рассматривает вопрос о сочетании и взаимодействии художественного решения с утилитарным функциональным назначением клинка в творчестве российских мастеров-оружейников. Выявляются возможности различных творческих подходов в воплощении и пластическом решении авторской идеи. Проводится анализ ситуации, сложившейся на данный момент в оружейном деле, и отмечаются определенные проблемы, связанные как с практическим изготовлением художественного холодного оружия, так и с теоретической систематизацией накопленного материала. Особое внимание уделяется выявлению элементов различных видов искусств, используемых при создании образцов современного клинкового оружия. Автор отмечает графические и живописные эффекты, элементы мелкой пластики, технические приемы ювелирного искусства, являющиеся средствами для воплощения художественного образа, реализации творческого замысла.
Ключевые слова: художественное холодное оружие, прикладное искусство, русские авторские ножи, современный дизайн оружия, художественный металл России.
The article deals with the modern exclusive cold arms creation. The author covers the combination and interconnection of the artistic solution and the blade utilitarian function of the Russian gunsmiths9 creative work. The author reveals the opportunities of different creative approaches of the author’s idea realization and plastic solution. He also analyzes the current arm art situation and points out particular problems devoted to the production of artistic cold arms and theoretical systematization of collected material. The author pays special attention to the identification of the elements of different arts that are used in the process of creation of modern blade arms. The author covers graphic and painting effects, the elements of small plastics, the technical methods of jeweler’s art that are used to implement artistic image and idea.
Keywords: artistic cold arms, applied art, Russian exclusive knives, modern design of weapon, Russian artistic metal
Проблема определения статусного положения современного холодного клинкового оружия является актуальной1. Ситуация, сложившаяся с этим видом искусства, имеет некую двойственность. С одной стороны, за относительно небольшой промежуток времени — около двадцати лет, художественное оружие сформировалось как отдельный вид прикладного искусства, а с другой стороны, оно все еще не имеет четко определенных критериев оценки художественности. Очевидно, что существующая классификация, определяющая изделие по типологии клинка, используемая для исторических образцов оружия, не в пол-
ной мере соответствует изделиям современных авторов. Авторское холодное оружие довольно часто в наши дни вообще не имеет конкретных исторических прототипов, либо форма их видоизменяется практически до неузнаваемости. Такое положение объясняется широким спектром творческого поиска художников оружейников, не связанных рамками традиционности, и не ограничивающих себя только оформлением конкретного типа клинка, но переосмысливающих саму его форму. Естественно, что данный подход в ряде случаев приводит к замещению приоритетов — с утилитарно-функционального назначения на ху-
Искусствоведение
дожественно-эететическое решение. Причем, именно художественный образ выходит на первый план, а функциональность может оказаться менее ярко выраженной. Однако другие мастера-оружейники наоборот более склонны к поиску новых видов декора и техник оформления стандартных типов оружия, что, в свою очередь, также дает широкий ассортимент великолепных и уникальных авторских изделий. В соответствии с таким многообразием подходов, возникает закономерный вопрос — к чему же все-таки следует относить современное холодное оружие — к дизайну, прикладному творчеству, или же чему-то еще? Попробуем разобраться в этом вопросе.
Как уже говорилось выше, современное художественное холодное оружие является отдельным, самостоятельным видом искусства — так считают большинство самих мастеров-оружей-ников, знатоки их творчества и коллекционеры. Однако такое мнение до сих пор принимается далеко не всеми искусствоведами и оружиеве-дами. Так одни из них, аппелируя к работам художников, направленных на поиск и разработку формы оружия, относят их к дизайну, другие же, подчеркивая декоративность оформления, относят часть работ к прикладному творчеству и ремеслу. В конечном итоге, в общем-то, правы все, но следует отметить, что категоричность суждений не применима к современному авторскому холодному оружию, как и к любому виду искусства. И действительно, в огромном количестве образцов авторских работ можно легко проследить как черты дизайна, так и прикладного искусства, или даже живописные и скульптурные эффекты. Здесь все зависит от того, кто и с какой целью изготовляет данный предмет. Спектр воплощения художественных идей весьма широк и разнообразен. Художник может взять за основу своего произведения именно функциональные качества клинка, доводя его форму до абсолютного совершенства, и при этом имея ввиду конкретный художественный образ. Воплощенная автором идея в этом случае, скорее всего, будет отличаться определенной лаконичностью, а художественный образ не будет читаться явно, станет иметь подтекстный характер. В другом случае мастер может исходить из идеи орнаментального решения — как завершения формы, придавая особое значение деталям декора. Такое богато украшенное изделие может претендовать на статус произведения прикладного искусства. Третий вариант авторского художественного поиска определяется гармоничным сочетанием первых двух подходов, где один из них так или иначе может иметь превалирующее значение.
Чтобы сделать определенные выводы и отнести современное холодное оружие к тому, или иному виду искусства, мы последовательно рассмотрим присущие ему характерные черты. Итак, если речь идет именно об оружии, то следует подчеркнуть, что оно просто обязано быть функциональным. Ведь если изготовить клинок не из металла, а из дерева, пластмассы, керамики, или любого
другого материала, то это будет, что угодно, но не оружие, поскольку одни из его характеристик, такие как прочность и твердость, а так же колю-ще-режущие свойства существенно понизятся, а то и пропадут вовсе. Иными словами, оружие должно оставаться именно оружием функциональным, либо, в крайнем случае, предполагающим утилитарное использование. Функциональность — это одно из требований, предъявляемых к дизайну, а так же и к различным видам прикладного творчества. Следующий важный аспект художественного оружия, как и оружия вообще, это эргономичность рукояти, гарды, ее элементов и навершия2. Ведь если клинок будет неудобно держать в руке, то даже каким бы внешне красивым он ни был, пользоваться им не захочется, проделанная работа окажется бессмысленной. Понятно, что великолепно изготовленный, оформленный как авторское оружие экземпляр будет храниться бережно, дарить эстетическое наслаждение — страсть современных коллекционеров к собиранию оружия можно объяснить «зовом предков». Клинок, как продолжение руки, был изначально предназначен не только сохранять жизнь своему владельцу, но и защищать саму руку от поражающих ударов, поэтому сохранение его эргономичности просто необходимо, хотя бы с исторической точки зрения, даже в самых спорных новаторских решениях. Эргономичность—это тоже одно из требований, предъявляемых к объектам дизайна. Следует отметить и лаконичность выражения концепции, тенденции к чему весьма ощутимы в современном российском оружейном деле. Итак, важнейшие качества оружия, такие как функциональность, эргономичность и лаконичность присутствуют в современном художественном холодном оружии, и в равной мере являются категориями и дизайна и прикладного искусства. Однако, дизайн подразумевает массовость производства, постановку на поток, доступность для широких слоев населения, а запустить в серию высокохудожественную авторскую работу оружейника, без потерь качества, без пренебрежения мельчайшими, но важными деталями, практически невозможно. Да и выпускаемое заводскими тиражами холодное оружие унифицировано, не имеет конкретного автора, а, следовательно, не несет в себе особой художественной ценности. Тем не менее, «процесс художественного конструирования с приемами дизайнерской практики становится характерным для тех предприятий, которые модернизируют свое производство, внедряя новейшее оборудование и осваивая индустриальные методы. Несомненно, в современном ножевом деле — это перспективное направление»3. Как знать, не выведет ли такой чисто дизайнерский подход к изготовлению оружия на новый уровень художественной ценности? Однако, если такое и произойдет, то, вероятно, не скоро, а нам же нужно исследовать ситуацию, сложившуюся на данный момент. Здесь следует заметить, что и функциональность, и эргоно мичность, и лаконичность форм характерны практически для всего исторического оружия, когда понятия о дизайне в прин-
А. Ю. Швецов
Взаимодействие художественного решения и функционального назначения в современном холодном оружии России
ципе не существовало. Если рассматривать, например, златоустовское художественное оружие XIX века, то о нем правильнее говорить, как о художественно оформленном. Это в первую очередь боевое оружие — функциональное, эргономичное, не имеющее ни одной лишней детали, форма которого определяется утилитарным назначением, а не художественной идеей.
Какие же черты от декоративно-прикладно-го искусства свойственны образцам авторского клинкового оружия? Одной из важнейших черт является преимущественное использование ручного труда, и, как отмечает Е. Тихомирова, «тесная связь с ремесленными традициями». И, действительно, какие бы перспективы не открывались для дизайнерских методов применительно к оружию на будущее, авторское художественное оружие России — это, как правило, почти полностью уникальная ручная работа. Даже в тех случаях, когда над одним изделием работает группа мастеров — кузнец, художник, сборщик, литейщик, и так далее, осуществляющих процесс создания объекта пооперационно, нельзя сравнивать эту деятельность с конвейером, который отвечает промышленному производству. Каждый из участников создания такого оружия с самого начала прекрасно представляет то, над чем работает, принимает самое деятельное участие еще на стадии проектной разработки художника, может предлагать внести свои коррективы, как в общую художественную композицию, так и в элементы и детали конструкции. Любой из них чувствует свою ответственность за успех конечного результата, и усилия такой группы мастеров профессионалов, где каждый является и художником, вносящим свой вклад в общую идею, приводят к появлению высокохудожественных образцов современного оружия. Причем, как правило, такие изделия в целом традиционные по общей стилистике и типологии, обладают и интересными новаторскими решениями. Отдельного же внимания заслуживают работы художников-оружейников, работающих, по принципу Дюрера, самостоятельно от первичного эскиза — и до окончательной полировки уже готового изделия (как, например, Михаил Же-рядин, Александр Тихонков).
Из первой характерной особенности российского художественного оружия, близкой именно прикладному, или народному творчеству, следует и вторая: «Основным способом воплощения художественных задач остаются разные традиционные приемы металлообработки: резьба, гравировка, травление, насечка, инкрустация, литье, золочение и т. д.»4. Причем, это относится не только к металлу, но и к дереву, камню, кости, и любому другому материалу, используемому при изготовлении оружия. В данном случае характерным будет и высокое качество исполнения всех технических приемов, свойственное любому другому виду прикладного искусства.
Нельзя забывать еще и такой принципиальный момент, что оружие, являясь авторской работой, за период своего создания может видоиз-
А. Тихонков. «Масленица». С.-Петербург, 2005
меняться художником в зависимости от необходимости, и процесс творчества будет идти постоянно, вплоть до завершения изделия. Запущенная же в серию спроектированная дизайнерская разработка не может измениться до момента выхода с конвейера.
Помимо свойств декоративно-прикладного творчества, холодное оружие как современное, так, впрочем, и историческое вобрало в себя и некоторые элементы других видов искусств. Так оформление декором полотна клинка, рукояти, навершия и гарды, первоначально носившее символьный, сакральный характер, с течением времени преобразовалось в мотивы орнаментальных композиций, взятых за основу с архитектурных элементов. Следует отметить так же, что не существует какой-либо ювелирной техники, или приема, которых бы не испробовало на себе холодное оружие, что можно легко проследить по имеющимся музейным экспонатам, и современным авторским работам.
За последние годы все больше прослеживается тенденция к использованию в оружии элементов мелкой пластики, причем, как при изготовлении рукояти и ее элементов, гарды, навершия, так и при отделке ножен. Более того, объектом скульптурного пластического решения становится и экспозиционная доска5, которая в гарнитуре с клинком и ножнами создает цельную настольную, или настенную композицию. Отрицательным моментом таких пластических решений может стать дробность, потеря доминанты художественного произведения, излишнее увлечение мелкими деталями. Существует и опасность того, что при снятии клинка с экспозиционной доски пропадет целостность самой композиции — подставка и клинок будут менее интересно смотреться по отдельности. Поэтому использование в холодном оружии скульптурных элементов является делом довольно сложным, опасным, доступным, пожалуй, только профессиональному художнику, но, в то же время, весьма перспективным направлением деятельности. Однако холодному оружию из-за
Искусствоведен ие
своего специфического функционального назначения, и эстетики вообще, видимо, никогда не суждено приобрести характерные черты монументального искусства.
Следует отметить и определенные живописные и графические эффекты, используемые при создании некоторых образцов современного клинкового оружия. Так технология Златоустовской гравюры на стали6 позволяет добиться яркого многоцветия в орнаментальных композициях на полотне клинка и его ножнах, что особо выделяет пейзажный орнамент из других видов орнамента. Московский оружейник Михаил Жерядин, используя технику многоуровнего травления с подгравировкой каждого нового слоя, и разделяя слои по тональности, получает в результате прекрасный гравюрный эффект, дающий возможность сделать доминантной роль художественного образа вещи. Особо показательна в этом плане серия его работ на тему насекомых, где анималистический образ гармонично вписан в среду пейзажного орнамента. Конечно оба таких метода оформления оружия весьма трудоемки, и требуют больших временных затрат, но владение этими техниками исключает возможность серийного воспроизводства изделий, а так же копирование их с целью плагиата, что делает каждую из работ эксклюзивной и уникальной. Изготовлять такие изделия может лишь мастер, наделенный тонким художественным вкусом, иначе существует прямая опасность утратить цельность восприятия всего произведения, потерять значение общей формы того или иного клинка, а тогда и не так важно, собственно, что это за предмет подвергся оформлению. Сам смысл оружия может оказаться утраченным.
Авторское художественное холодное оружие, как вид декоративно-прикладного искусства, зародившееся недавно, на сегодняшний день в отдельных образцах может развиваться в почти непредсказуемых направлениях. Оно может вбирать в себя любые черты, более характерные для дизайна, архитектуры, прикладного творчества, использовать элементы различных сложившихся исторических стилей, и даже такого нового стиля как хай-тек. Причем в одном и том же произведении оружейника могут присутствовать и
сочетаться между собой особенности разных стилей и видов искусств. Именно поэтому современное авторское холодное оружие нельзя категорично относить ни к дизайну, ни к прикладному ремесленному творчеству. Оно уникально само по себе, и, даже в какой-то мере, является синтезирующим, объединяющим в себе и чисто художественные эффекты композиционного решения, и техническую эстетику конструктивной разработки дизайна. Как отмечает Е. Шел-ковникова: «авторское художественное оружие только тогда можно признать таковым, когда в основу его дизайна положены некие художественные идеи»7. Таким образом, современное художественное оружие является отдельным, самостоятельным видом прикладного искусства, гармонично сочетающим в себе в различных комбинациях дизайн, мелкую пластику, графические и живописные эффекты, ремесленную и ювелирную работу. Какие из этих элементов станут доминирующими, взятыми за основу в конкретном произведении оружейного дела решает сам автор, художник-оружейник.
Примечания
1. В данной работе преимущественно анализируются образцы современного авторского короткоклинкового оружия ножи и кинжалы по типологии.
2. Гарда, рукоять и навершие элементы конструкции холодного оружия, предназначенные для удержания клинка в руке и дающие возможность удобного управления им
3. Тихомирова Е. Художественные ножи. // Ножи мира. Самые красивые и знаменитые. М.: Мир энциклопедий, 2007. С. 117.
4. Там же.
5. Экспозиционная или демонстрационная доска — подставка под и изделие, выполняемая обычно из дерева, камня, реже из металла и других материалов, может иметь простую плоскостную или сложную по композиции объемную форму
6. Златоустовская гравюра на стали особая техника художественной отделки оружия, разработанная мастерами Златоуста в XIX в., пользуется популярностью при оформлении оружия на сегодняшний день, широко известна за пределами России.
7. Шелковникова Е. Трудный путь к признанию. Авторское художественное оружие в России. // Прорез. 2005. №1. С. 18—19.
Поступила в редакцию 21 января 2009 г.
ШВЕЦОВ Артем Юрьевич родился в 1983 г. Окончил Уральскую государственную архитектурно-художественную академию (Екатеринбург) по специальности «Художественная обработка металла и камня» в 2006 г., обучается в аспирантуре. Тема кандидатской диссертации: «Тенденции формообразования современного художественного холодного оружия России».
E-mail: [email protected]
SHVETSOV Artem Yurievich was born in 1983. In 2006 he graduated from the Ural State Academy of Architecture in Ekaterinburg, major was Artistic Metal and Stone Working. Currently he studies at the postgraduate school. The topic of his candidate’s dissertation is “The tendencies of modern artistic cold weapon shaping in Russia”. E-mail: [email protected]