Научная статья на тему 'Традиции оформления художественного оружия как произведения декоративно-прикладного искусства и их проекция на современность'

Традиции оформления художественного оружия как произведения декоративно-прикладного искусства и их проекция на современность Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1240
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОРУЖИЕ / СТАРИННОЕ ОРУЖИЕ / СОВРЕМЕННОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОРУЖИЕ / ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бахметова Анна Владимировна

Данная статья посвящена анализу художественно-стилистической эволюции ручного огнестрельного оружия со времен раннего средневековья и до наших дней. Художественное оружие как произведение декоративно-прикладного искусства воплощает собой идеальный баланс функциональности и эстетики. Современное художественное оружие, сочетающее в себе как традиции златокузнецов прошлого, так и достижения современных технологий, перекочевало с полей сражений в кабинеты и на выставки и переживает один из самых ярких этапов своего развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Традиции оформления художественного оружия как произведения декоративно-прикладного искусства и их проекция на современность»

УДК: 008

Бахметова Анна Владимировна

аспирант. Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова [email protected] Anna V. Bakhmetova graduate student.

M.V. Lomonosov Moscow State University [email protected]

ТРАДИЦИИ ОФОРМЛЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОРУЖИЯ КАК ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА И ИХ ПРОЕКЦИЯ НА СОВРЕМЕННОСТЬ

THE TRADITIONS OF A DECORATIVE DESIGN OF FINE ARMS AS A PEACE OF ARTS AND CRAFTS AND ITS PROJECTION ON THE CONTEMPORANEITY

Аннотация. Данная статья посвящена анализу художественно-стилистической эволюции ручного огнестрельного оружия со времен раннего средневековья и до наших дней. Художественное оружие как произведение декоративно-прикладного искусства воплощает собой идеальный баланс функциональности и эстетики. Современное художественное оружие, сочетающее в себе как традиции златокузнецов прошлого, так и достижения современных технологий, перекочевало с полей сражений в кабинеты и на выставки и переживает один из самых ярких этапов своего развития.

Ключевые слова: художественное оружие, старинное оружие, современное художественное оружие, декоративно-прикладное искусство.

Annotation. This article is dedicated to the analysis of the artistic and symbolic evolution of the firearms from the early Middle Ages till nowadays. A decorated firearm as a peace of arts and crafts implements an ideal balance of functions and aesthetics. Modern decorated weapons take in both: best traditions of gold's farriers and modern technologies. Today all of these traditions after being taken from the battlefields appear in luxury studies and exhibitions, living one of the best times of their existence and development.

Keywords: artistic firearm, antique arms, contemporary artistic arms, arts and

crafts.

Художественный декор холодного и стрелкового оружия уходит своими корнями в западно-европейскую культурную традицию, он известен еще со времен раннего средневековья. На протяжении сотен лет художественная обработка оружия является неотъемлемой частью того, что называют декоративно-прикладным искусством, предметы которого образуют искусственную среду, мир вещей, окружающих человека. На протяжении столетий отношение к ху-

дожественному оружию менялось, и в наши дни оно воспринимается уже не как собственно оружие, а как особый вид искусства, поскольку нас теперь куда больше интересует его эстетическая составляющая, нежели функциональное применение.

Дело в том, что предметы декоративно-прикладного искусства (куда входит и художественное оружие) сочетают в себе два момента: практический (необходимый для удовлетворения потребностей человека) и собственно декоративный, оформляющий, призванный удовлетворить эстетические вкусы человека, продемонстрировать его статус, создать среду его культурного жительства. Предмет декоративно-прикладного искусства обычно, а в случае с оружием, - никогда не украшался элементами декора в ущерб функциональности.

Как отмечал в этой связи видный филолог, искусствовед и семиолог искусства А. Г. Габричевский, «в отличие от произведений неприкладных искусств, факультативных в общественном использовании, продуктами прикладных искусств пользуются все члены общества, однако не все создают их. Так, построить дом, сшить платье, изготовить примитивное оружие, мебель, посуду, инструменты труда и быта и иные предметы утвари потенциально может каждый, однако строят дома, шьют платье, изготовляют мебель, посуду и другую утварь преимущественно мастера соответствующих искусств и ремесел. Архитекторы, портные и модельеры, оружейники, краснодеревщики, стеклодувы в любом обществе образуют профессиональные корпорации, хранящие навыки профессии, продолжающие ее лучшие традиции и обучающие своему искусству других» [1, с.426-427].

Таким образом, в производстве и декорировании оружия принимали участие не только ремесленники, но и художники. Некоторые экземпляры оружия представляют исключительную художественную ценность как выдающиеся произведения декоративно-прикладного искусства.

Европейская традиция оказала сильное влияние на художественный декор русского оружия, однако не стоит забывать, что и в недрах нашей страны существовал свой самобытный стиль, и западные стилевые установки, экстраполированные на русский «менталитет», русскую традицию, породили удивительнейшее явление, осмысление которого продолжает оставаться актуальной задачей для искусствоведения.

Исследование творчества русских мастеров-оружейников актуально не только для историографии оружейного дела, но и для искусствознания в целом. Стрелковое и холодное оружие, как объект музейного экспонирования, оказывается на стыке инженерно-конструкторских разработок, ремесленного дела и прикладного искусства. Авторское оружие содержит в себе уникальные художественные приемы и техники, такие как резьба по дереву, резьба по металлу, насечки и инкрустации.

Оружие во все времена играло важную роль в жизни, как общества в целом, так и отдельного человека, являясь средством регулирования социальных отношений не только в период войн, смуты, социальных волнений, но и в повседневной жизни. Жизнь человека во многом зависела от оружия, причем в большинстве случаев речь идет именно о личном оружии, владелец которого

мог защитить себя или участвовать, например, в родовых распрях, продемонстрировать свою храбрость на поле сражения [2]. Воинская доблесть, этот «социальный лифт», который мог из низшего сословия вознести человека в среднее или даже высшее (вспомним, например, историю графа Меньшикова), шла рука об руку с личным оружием, и неудивительно, что оно ценилось весьма высоко.

Количество вооружения и его практические достоинства, определившиеся совершенством конструкции и качеством выработки, нередко влияли на участь крупных армий и даже целых народов. Полководцы и главы соперничающих государств, всемерно поощряя развитие оружейного производства, старались превзойти друг друга великолепием личного оружия, и в то же время обеспечить свои войска наиболее совершенным вооружением. Естественно, что к изготовлению оружия привлекались лучшие мастера, вследствие чего вооружение каждого народа с необычайной наглядностью отражало общий уровень развития его материальной культуры и его достижения в сфере техники и ремесла [5, 7].

С появлением художественного оформления оружие, помимо своей прямой утилитарной функции, приобретает эстетическую ценность. Сохранившееся до наших дней старинное стрелковое оружие привлекает отделкой и оригинальностью технических решений. Художественным оружием могли обладать преимущественно привилегированные и зажиточные слои общества. В связи с этим, помимо ремесленников, в производстве оружия были заняты и талантливые художники, поэтому лучшие образцы оружия отличались не только функциональностью, но и красотой, эстетической ценностью.

В число выдающихся европейских мастеров первой величины, которые, так или иначе, имели отношение к производству оружия (будь то создание эскизов или непосредственный декор) входили такие известные и признанные художники, как Леонардо до Винчи, Альбрехт Дюрер, Бенвенуто Челлини, Ганс Гольбейн-младший, Жак-Луи Давид и др.

Старинное художественное стрелковое оружие нуждается в осмыслении не только как продукт технической мысли своей эпохи, но и как произведение искусства. Как и другие произведения искусства, относящиеся как к прикладным, так и неприкладным видам искусства, художественное оружие несет на себе отпечаток стиля эпохи. Оно подчиняется господствующему в момент своего производства «генеральному стилю», будь то классицизм, барокко, рококо и пр. Это можно обнаружить, анализируя оружие, прежде всего его форму, декор, орнамент, мотивы сюжетов.

Декоративное оформление западноевропейского оружия, например, в своем развитии на протяжении ХУ-Х1Х вв. ярко отразили характерные черты готики, эпохи Возрождения, маньеризма, барокко, классицизма и ампира. Рассматривая предметы вооружения, созданные в эти периоды, нетрудно убедиться, что лучшие из них стоят в одном ряду с шедеврами других отраслей прикладного искусства [6].

Крупнейшими центрами, задававшими тон всей художественно-стилистической эволюции ручного огнестрельного оружия, были Италия, а со

второй половины XVII века - Франция. Они задавали своеобразную «моду» на формы оружия и на его отделку. Несмотря на то, что в целом мастера национальных школ стремились подражать итальянцам и французам, это подражание не было «слепым», и зачастую местечковым традициям отдавалось большее предпочтение, чем «прорывам» «законодателей вкуса». Подобная ситуация была характерна и для Руси. В XVII веке здесь преобладал т.н. «московский стиль», большое влияние на который оказали традиции прикладного искусства северной Руси. Этот стиль складывался, однако, под влиянием многих факторов, среди которых можно назвать не только вклад европейских мастеров, приглашенных для работы в Оружейной палате, но и воздействие художественных принципов, характерных для стран Среднего Востока, связанных с Русью торговыми и иными отношениями. Как и многие изделия, относящиеся к сфере декоративно-прикладного оружия, огнестрельное ручное оружие «московского стиля» поражает своей красочной, праздничной орнаментацией, искусной резьбой, замечательной инкрустацией из перламутра, кости и иных материалов. Этот особый оригинальный стиль просуществовал вплоть до петровских реформ, когда генеральная линия сменилась, и от мастеров стали требовать подражать французским и немецким изделиям. «Европеизация» Руси проводилась в сферах как духовной, так и материальной культуры.

История украшенного оружия неразрывно связана с историей последовательно сменяющих друг друга художественных стилей. Так, стиль рококо, господствующий в Европе в середине XVIII века, наложил свою печать и на ручное огнестрельное оружие, как в Европе, так и в России.

Термин «рококо» первоначально означал шутливую насмешку. Говорят, что ее придумал студент Жак-Луи Давид (1748-1825) в 1790-х годах, когда стиль имел не самую хорошую репутацию. Само слово было забавным сочетанием rocaille - причудливого стиля, используемого для декорирования камнем фонтанов, и barocco - название стиля барокко. Для современников это происхождение предполагало, что стиль был тривиальным или комичным подобием последнего [3, с.250].

Стиль рококо развивался из барокко и был на него своеобразным ответом. Характерной особенностью орнаментики стиля рококо является практически полное отсутствие прямых линий. Эта черта рококо нашла свое отражение и в декоре художественного оружия. Оно украшалось завитками, раковинами (рокайлями), изогнутыми линиями, арабесками. Однако уже в конце XVIII века рококо уступил место неоклассицизму, который главенствовал в западном искусстве вплоть до 1830 года. Как рококо был ответом на барокко, так и неоклассицизм стал ответом на рококо, противопоставив легкомыслию, гедонизму и причудливости последнего иные ценности, ставшие результатом стремления возродить дух двух великих цивилизаций - Греции и Рима. Характерными для неоклассицизма в декоративно-прикладном искусстве являются античные мотивы. Для украшения произведений художники использовали амфоры, атрибутику греческих и римских богов, цветочные гирлянды, элегантные узоры, воплощающие стремление к «благородной простоте и спокойному величию». Если рокайльный орнамент стремился заполнить собой всю плоскость

пространства, был изобилен и непредсказуем, то неоклассицистский орнамент прост, «немногословен» и обязательно симметричен, отличается четко прочитывающейся композицией.

Эволюционируя, неоклассицизм переродился в ампир - «имперский стиль», призванный подчеркивать могущество и величие власть имущих. Этот помпезный стиль изобилует героической символикой: венками, грифонами, орлами, изображениями военных трофеев, сюжетов с античными воинами, в частности, увенчание победителя лавровым венком богиней Победы и пр.

Как мы видим, история художественного оружия перекликается с историей стилей, последовательно сменяющих друг друга. С началом эпохи романтизма художники обращают пристальный интерес на жизнь Средневековья и Возрождения, идеализируя их, воспевая «рыцарские времена», демонстрируя парадную сторону жизни дворянства: охоты, пиры, празднества. Это - начало поры имитации, «сочинений на тему». Мотивы различных стилей начинают смешиваться, порождая то, что в дальнейшем получит название «эклектики».

Постепенно, как и в других видах искусства, единый целостный стиль эпохи уступает место стилевому разнообразию. Научно-техническая революция и машинное производство совершают переворот в отрасли. Налаживается механизм массового выпуска огнестрельного оружия. Соответственно, это ведет к упрощению его отделки. Тем не менее, продолжал существовать небольшой рынок штучных изделий, выполненных с замечательным мастерством, оригинально декорированных, - обычно это изделия, предназначенные для подарков высокопоставленным лицам, награждения и т.д.; существует он и поныне.

Таким образом, в период наиболее интенсивного роста и развития художественного стрелкового оружия, пришедшегося на ХУ1-Х1Х века, было создано множество уникальных образцов, несущих на себе отпечаток стиля эпохи, поражающих богатством отделки, элегантностью дизайна, совершенством (в контексте своего времени) конструкции. Большинство этих артефактов дошли до наших дней, поскольку существовала традиция передавать их по наследству от отца к сыну, бережно хранить их - в оружейных палатах, частных собраниях, позже - музеях.

Традиция украшения стрелкового оружия существует и поныне, секреты мастеров прошлого не утеряны, а продолжают жить в изделиях тех, кто пришел им на смену. Современные мастера с почтением относятся к наследию своих предшественников. Новые технологии позволяют увеличить объем выпуска изделий без значительного повышения затрат на производство. Однако мастерам удается поддерживать высокий художественный уровень производимых изделий, они являются достойными продолжателями традиций оружейного искусства прошлого.

Во многом их деятельность является проекцией на современность композиционных закономерностей оформления украшенного исторического оружия прошлого. Однако современное авторское художественное оружие имеет и свои уникальные черты, являясь предметом для дискуссий.

«Авторское художественное оружие - термин, который совсем недавно, на самом рубеже второго и третьего тысячелетий, появился в заголовках статей

специалистов и названиях выставок. Порой для непосвященных он неприемлем и даже режет слух. Каким образом оружие, предмет нападения, защиты или самоутверждения стало «художественным»? Как можно совместить несовместимое, полет творческой мысли и слепое оружие убийства? Однако для нас, не просто музейных работников, а хранителей древних сокровищ Московского Кремля, этот термин близок и понятен. Здесь, в знаменитой Оружейной палате, уже в течение более чем пяти столетий самым бережным образом сохраняются шедевры оружейного искусства, работы лучших мастеров России, Западной Европы и Востока. Оно завораживало и притягивало к себе людей в шестнадцатом, семнадцатом и восемнадцатом столетиях, оно и сейчас привлекает к себе внимание миллионов людей, посещающих залы нашего музея. Не случайно на Руси подлинных специалистов оружейного дела, как и лучших ювелиров, называли златокузнецами. Поэтому наш музей одним из первых пошел на организацию выставок современных российских художников-оружейников, стал инициатором внесения корректив в федеральный закон об оружии с целью признать авторское художественное оружие культурной ценностью, открыл мастерам свои запасники, предоставив уникальную возможность совершенствования своего искусства» [4, с.8], - пишет И. Родимцева, член-корреспондент Российской Академии художеств, которая с 1987 по 2001 была директором Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль». Подобные инициативы чрезвычайно важны, поскольку способствуют сохранению и передаче традиций златокузнечного дела, его развитию.

Доктор искусствоведения, профессор, заместитель министра культуры Российской Федерации А. И. Рахаев замечает: «Современное художественное оружие - совершенно новая область в искусстве. Такое оружие перестало быть инструментом войны или охоты, оно стало частью нашей художественной культуры. Оставаясь по всем своим формальным признакам именно оружием, оно развивается уже по законам художественного творчества» [4, 12].

Современное художественное оружие переживает в настоящий момент один из самых ярких этапов своего развития.

В XX веке художественное оружие вышло из мира войны и охоты - и переселилось в мир культуры [4, с.40]. Являясь особым памятником материальной культуры, художественное оружие представляет собой не только источник информации о самых разнообразных сторонах человеческого общества, не только запечатлевает уровень технико-производственного развития общества, но и воплощает собой идеальный баланс функциональности и эстетики.

Литература

1. Габричевский А. Г. Одежда и здание // Морфология искусства. М.,

2002.

2. История огнестрельного оружия. С древнейших времен до XX века.

3. Искусство. Всемирная история. / Под ред. С. Фарсинга. Пер. с англ. М.: ООО «Магма», 2024. 576 с.

4. Оружие как искусство. Авторское холодное оружие. М.: СканРус.

5. Старинное огнестрельное оружие. Под ред. Н. Семенниковой. Л.: Издательство «Искусство». 1971. 224 с.

6. [Электронный ресурс - офиц. сайт] URL:

http://www.zvintsov.ru/zvintsov/oruzheinyi-dekor-kak-vid-prikladnogo-iskusstva (дата обращения: 07.11.2014).

Literature

1. Gabrichevsky A., Clothes and building//Morphology art. M., 2002.

2. The history of firearms. From ancient times to the twentieth century.

3. Art. The world history. / Under the editorship of S. Farinha. - Lane. from English. M.: OOO «Magma», 2024. 576р.

4. Weapons as art. Author melee weapons. M: Scarus.

5. Antique firearms. Ed. by N. Semennikova. Leningrad: Publishing House «Art». 1971. 224р.

6. [Electronic resource officers. the website] URL: http://www.zvintsov.ru/zvintsov/oruzheinyi-dekor-kak-vid-prikladnogo-iskusstva (date of access: 07.11.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.