Научная статья на тему 'ЗИМНЯЯ АВТОДРОМНАЯ ПОДГОТОВКА ПОЛИЦЕЙСКИХ-ВОДИТЕЛЕЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ НА ПОЛНОПРИВОДНОМ СЛУЖЕБНОМ ТРАНСПОРТЕ КАТЕГОРИИ "В"'

ЗИМНЯЯ АВТОДРОМНАЯ ПОДГОТОВКА ПОЛИЦЕЙСКИХ-ВОДИТЕЛЕЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ НА ПОЛНОПРИВОДНОМ СЛУЖЕБНОМ ТРАНСПОРТЕ КАТЕГОРИИ "В" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
21
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОТРУДНИК ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ВОДИТЕЛЬ / БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / СЛУЖЕБНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО / ЗИМНЯЯ АВТОДРОМНАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / УПРАВЛЕНИЕ АВТОМОБИЛЕМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бакулин Николай Петрович

Цель исследования - предложить педагогическую методику профессиональной подготовки полицейских водителей в зимнее время, основанную на комплексе упражнений, выполняемых в условиях автодрома, совершенствующих навыки безопасного управления на дорожном покрытии с низким коэффициентом сцепления колес с дорожным полотном в условиях ограниченного бюджета учебного времени. В статье проанализированы основные причины дорожно-транспортных происшествий с участием сотрудников органов внутренних дел и типовые ошибки, допускаемые полицейскими водителями при опасных дорожно-транспортных ситуациях; выявлены основные технические приемы полицейских водителей, которые необходимо совершенствовать в процессе проведения краткосрочных курсов повышения квалификации полицейских водителей; на основе анализа навыков безопасного управления на дороге с гололедными явлениями у опытных водителей разработан тематический комплекс упражнений для проведения практических выездных занятий на автодроме в условиях зимнего времени. В результате педагогического эксперимента выведены критерии сформированности навыков вождения у представителей экспериментальной и контрольной групп и предложена апробированная педагогическая методика совершенствования профессиональных компетенций по безопасному управлению полицейскими-водителями полноприводных служебных автомобилей, оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов категории "В" в условиях гололедных явлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бакулин Николай Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WINTER ROAD TRAINING OF POLICE DRIVERS OF INTERNAL AFFAIRS BODIES ON ALL-WHEEL DRIVE OFFICIAL TRANSPORT CATEGORY "B"

The purpose of the study is to propose a pedagogical methodology for professional training of police drivers in winter based on a set of exercises performed in the conditions of a racetrack, improving the skills of safe driving on a road surface with a low coefficient of adhesion of wheels to the roadbed in conditions of a limited budget of training time. The article analyzes the main causes of road accidents involving employees of internal affairs bodies and typical mistakes made by police drivers in dangerous road traffic situations; the main technical techniques of police drivers that need to be improved in the process of conducting short-term training courses for police drivers are identified; based on the analysis of the skills of safe driving on the road with icy phenomena, experienced drivers have developed a thematic exercise for conducting practical field classes on the racetrack in winter time. As a result of the pedagogical experiment, the criteria for the formation of driving skills among representatives of the experimental group and control groups were derived and a proven pedagogical methodology for improving professional competencies for the safe management of police drivers of four-wheel-drive official cars equipped with devices for giving special light and sound signals of category "B" in conditions of icy phenomena was proposed.

Текст научной работы на тему «ЗИМНЯЯ АВТОДРОМНАЯ ПОДГОТОВКА ПОЛИЦЕЙСКИХ-ВОДИТЕЛЕЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ НА ПОЛНОПРИВОДНОМ СЛУЖЕБНОМ ТРАНСПОРТЕ КАТЕГОРИИ "В"»

ЪС >

<

UJ

s

о ш

<

CI UJ

с

184

WINTER ROAD TRAINING OF POLICE DRIVERS OF INTERNAL AFFAIRS BODIES ON ALL-WHEEL DRIVE OFFICIAL TRANSPORT CA TEGORY "B"

Baku fin Nikolai Petrovkh, PhD of Pedagogical sciences. Department ofSpecialTraining, Associate Professor, Tyumen institute for Advanced Training of Employees of the Ministry of interna! Affairs of Russia, Tyumen

The purpose of the study is to propose a pedagogical methodology for professional training of police drivers in winter based on a set of exercises performed in the conditions of a racetrack, improving the skills of safe driving on a road surface with a low coefficient of adhesion of wheels to the roadbed in conditions of a limited budget of training time. The article analyzes the main causes of road accidents involving employees of internal affairs bodies and typical mistakes made by police drivers in dangerous toad traffic situations; the main technical techniques of police drivers that need to be improved in the process of conducting short-term training courses for police drivers are identified; based on the analysis of the skills of safe driving on the road with icy phenomena, experienced drivers have developed a thematic exercise for conducting practical field classes on the racetrack in winter time. As a result of the pedagogical experiment, the criteria for the formation of driving skills among representatives of the experimental group and control groups were derived and a proven pedagogical methodology for improving professional competencies for the safe management of police drivers of four-wheel-drive official cars equipped with devices for giving special light and sound signals of category "B" in conditions of icy phenomena was proposed.

Keywords; employee of internal affairs bodies; driver; road safety; service vehicle; winter roadpreparation; professional competencies; driving.

DO! 10.24923/2222-243X.2021 -40.34

УДК 37,035 ВАК РФ 13,00,08

9 Бакулин Н.П., 2021

ЗИМНЯЯ АВТОДРОМНАЯ ПОДГОТОВКА ПОЛИЦЕЙСКИХ-ВОДИТЕЛЕЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ НА ПОЛНОПРИВОДНОМ СЛУЖЕБНОМ ТРАНСПОРТЕКА ТЕГОРИИ "В"

Цель исследования - предложить педагогическую методику профес сиональной подготовки полицейских водителей в зимнее время, основанную на комплексе упражнений, выполняемых в условиях ав тодрома, совершенс твующих навыки безопасного управления на дорожном покрытии с низким коэффициентом сцепления колес с дорожным полотном в условиях ограниченного бюджета учебного времени, В статье проанализированы основные причины дорожно-транспортных происшествий с участием сотрудников органов внутренних дел и типовые ошибки, допускаемые полицейскими водителями при опасных дорожно-транспортных ситуациях; выявлены основные технические приемы полицейских водителей, которые необходимо совершенствовать в процессе проведения краткосрочных курсов повышения квалификации полицейских водителей; на основе анализа навыков безопас ного управления на дороге с гололедными явлениями у опытных водителей разработан тематический комплекс упражнений для проведения практических выездных занятий на автодроме в условиях зимнего времени. В результате педагогического эксперимента выведены критерии сформированности навыков вождения у представителей экспериментальной и контрольной групп и предложена апробированная педагогическая методика совершенствования профессиональных компетенций по безопасному управлению полицейски-ми-водителями полноприводных служебных автомобилей, оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов категории "В" в условиях гололедных явлений.

Ключевые слова: сотрудник органов внутренних дел; водитель; безопасность дорожного движения; служебное транспортное средство; зимняя автодромная подготовка; профессиональные компетенции; управление автомобилем.

БАКУЛИН Николай Петрович, кандидат педагогических наук, кафедра специальной подготовки, доцент кафед ры, Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России, Тюмень

Введение

Участие полицейских водителей органов внутренних дел в до-рожно-транспортных движениях вызывает резкую отрицательную оценку населения Российской Федерации уровня качества профессиональной подготовки и деятельности органов внутренних дел в целом. В этой связи актуальность данного исследования закл ючает-ся в разработке педагогической методики для эффективной подготовки полицейских водителей к условиям зимнего автовождения.

основанной на комплексе упражнений в ус-ловияхавтодрома. Внедрение данной методики позволит уменьшить количество опасных дорожно-транспортных ситуаций с участием полицейских-водителей органов внутренних дел, а также повысит оперативность работы сотрудников органов внутренних дел, использующих служебный автомобильный транспорт.

Цель исследования структурировала следующие задача. 1) выявить типовые ошибки, допускаемые водителями оперативно-служеб-ных полноприводных транспортных средств при движении на дорожном полотне с низким коэффициентом сцепления; 2) теоретически обосновать комплекс упражнений для совершенствования навыков безопасного управления оперативно-служебным полнолриводным автотранспортом; 3) апробировать комплекс упражнений при проведении зимней автоподготовки на ледовом автодроме. Гипотеза исследования- совершенствование навыков управления автомобилем в процессе зимней автодромной подготовки повышает уровень профессиональных координационных способностей сотрудника, что позволяет и эффективно использовать скоростные и маневренные качества оперативно-служебного транспорта на дорогах общего пользова ния, обеспечивая безопасность всех участников дорожного движения.

Научная новизна заключается в предложенной последовательности выполнения комплекса упражнений на полноприводном автотранспорте по зимней автодромной подготовке, методических рекомендациях по выполнению объема приемов управления и количества тренировочных действий на управляющие органы автомобиля, позволяющих эффективно формировать и совершенствовать навыки у полицейского-водителя, используя ограниченный бюджет учебного времени, согласно основной программе профессионального обучения водителей со спецсигналами [1].

Для осмысления проблемы исследования, в статье применяются следующие методы исследования наблюдение, беседа, изучение методической документации по основным и дополнительным программам повышения квалификации и профессиональной переподготовке по должности рабочего "водитель автомобиля", педагогический эксперимент, методы математического анализа, выполняемые в программном обеспечении Ехсе8.

Теоретической базой исследования послужили публикации Э.С. Цыганкова, £.М. барие-никова, И.С. Сенина, И.Н. Котенкова, а также

работы В.И. Коноплянко, В.В. Зырянова, Ю.8. Воробьева.

Практическая значимость проведенного исследования заключается в разработке и дальнейшем исп ользова ни и а проб и рованной педагогической методики эффективной профессиональной подготовки полицейских водителей зимнему вождению на основе комплекса упражнений для автодромной подготовки на автомобилях, оборудованных специальными сигналами.

Основная! часть

Низкая температура окружающей среды вносит существенные коррективы в скоростные, маневренные, конструктивные условия использование полноприводного оперативно-служебного транспорта, оборудованного устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов на дорогах общего пользования. Снижается скорость и маневренность оперативных автомобилей, тем самым увеличивается время прибытия сотрудников правоохранительных органов на место происшествия, что негативно сказывается на качестве охраны общественного порядка и общественной безопасности [2, 3].

Анализ дорожных ситуаций и происшествий с участием оперативно-служебных полноприводных автомобилей правоохранительных органов в условиях зимней эксплуатации выявил комплексный характер причин совершения дорожно-транспортных происшествий. Одной из главных причин является усугубление заноса задних колес или сноса передних колес ошибкой неправильного определения положения передних колес пол но при в одного автотранспорта (35% опасных дорожно-транспортных ситуаций), а так же ошибочный расчет безопасной дистанции и безопасного скоростного режима в связи с появлением инертности транспортного средства на дороге с гололедными явлениями (61% опасных дорожно-транспортных ситуаций), несовершенная техника рабочего и экстренного торможения транспортного средства, ошибки управления в преодолении поворотов от 30 до 90 градусов, неправильные,хаотичные ошибочные действия из-за несогласованных действий рук и ног водителя во время стабилизации автомобиля в дуге поворота, ошибочный расчет безопасного интервала при скоростном движении автотранспорта по дороге с гололедными условиями.

На основе проведенного анализа: литературы для преподавателей автодела по подго-

товке водителей, изучения особенностей материалов дорожно-транспортных происшествий, проверок дорожно-транспортных ситуаций с участием полноприводных оперативно-служебных автомобилей, информации со средств видеофиксации гражданских и служебно-оперативных автомобилей, а также собеседований с сотрудниками, эксплуатирующими полнопривод-ные транспортные средства в зимнее время, чьими дополнительными обязанностями являются управление автотранспортом, выявлены элементы и приемы управляющих действий автомобилем, требующие периодической тренировки при наступлении сезона зимнего времени [4,5].

В частности, в проведении практических занятий на ледовом покрытии необходимо совершенствовать следующие технические приемы управления:

- приемы и методы глазомерного определения и поддержания безопасной дистанции и интервала в условиях гололёдных явлений;

- технику торможения (рабочим тормозом, комбинированную, экстренную) транспортного средства;

- технику скоростного плавного руления полуоткрытым и закрытым хватом в условиях гололеда с элементами перехвата рулевого колеса;

- технику преодоления поворотов (в том числе затяжных с изменяющимся радиусом в условиях наличия гололедных явлений);

- приемы стабилизации автомобиля по курсу движения на дороге с гололедными явлениями.

- согласованность, своевременность, адекватность действий рук и ног водителя при управляющих движениях в типовых ситуациях (разгоне, маневрировании с ускорением, торможении на льду, пилотирование в поворот;

Для совершенствования навыков безопасного управления служебным автотранспортом в условиях гололедных явлений разработан комплекс уп ражнени й, состоящий из трех блоков (табл. 1).

Таблица 1 - Тематический план проведения практических занятий на ледовом автодроме

Блок "Трогание автомобиля и торможение на льду" предназначен для формирования и (или) совершенствования базовых навыков управления автотранспортом в ледовой обстановке. Совершенствование приемов торможения гарантирует безопасность проведения тренировок посредством применения изученных навыков для экстренного торможения в случае опасности.

Упражнение №1, Торможение на льду. Предназначено для совершенствования координа-ций движений ногами водителя и совершенствования техники торможения рабочим тормозом, двигателем на грани блокирования колес в условиях гололедных явлений. Задача обучаемого эффективно использовать тормозную систему автомобиля и совершить остановку в ограниченном пространстве в тормозном створе.

Упражнение №2. Экстренное торможение на льду. Задача обучаемого заключается в совершенствовании алгоритма своевременности и адекватности применения управляющих действий при экстренной остановке автомо-

№ Название разделов и тем образовательной программы

Всего часов Из них Форма конт роля

Теория Практика Семинар

1 Силы, действующие на автомобиль 4 2 2

2 Входной контроль Контрольное упражнение №1. «Скоростное движение змейкой» Контрольное упражнение №2. "Скоростная трасса 1,8 км (круг 600 метров)» 2 2

1 блок Трогание автомобиля и торможение на льду

3 Упражнение N61. Торможение на льду 2 2

4 Упражнение №2. Экстренное торможение на льду 2 2

5 Упражнение №3. Экстренный старт на льду 2 2

Всего по блоку 6 6

2 блок Габаритное маневрирование автомобиля на льду

6 Упражнение №4. Скоростное маневрирование в ограниченном пространстве на льду 2 2

7 Упражнение №5. Подьем-слуск ТС на постоянной передаче. 2 2

е Упражнение N66. Многочленные повороты 2 2

g Упражнение N67. Комбинированное торможение на льду 2 2

Всего по блоку 8 8

3 блок Скоростное маневрирование

10 Упражнение №8. Скоростное движение ассиметричной «змейкой» на льду 2 2

11 Упражнение №9. Стабилизация автомобиля в дуге поворота (левый поворот) 2 2

12 Упражнение №10. Скоростное маневрирование в туннелях 4 4

Всею по блоку 8 8

13 Выходной контроль Контрольное упражнение № 1 «Скоростное движение змейкой» Контрольное упражнение №2. "Скоростная трасса 1,8 км (3 круга по 600 метров)» 2 2

Итого 30 2 22 2 4

биля с контролем положения автомобиля на полосе движения в тормозном створе.

Упражнение №3, Экстренный старт на льду. Задача обучаемого совершенствовать согласованность, своевременность движений рук и ног при скоростном воздействии на органы управления автомобиля с обеспечением максимально быстрого ускорения транспорта с минимальным проскальзываем ведущих колес.

Дозировка для упражнений первого блока составляет 25 повторений. Скоростной режим 20-40 км/час. Трасса представляет собой прямой отрезок со створом разгона 25 метров, створом маневрирования 100 метров, створом торможения 35 метров. Упражнения первого блока обеспечивают водителя технической информацией о приемах эффективного управления учебным автотранспортом: габариты автомобиля, расположение управляющих органов, индивидуальные особенности поведения автомашины.

Блок № 2. Габаритное маневрирование автомобиля на льду. Блок состоит из четырех упражнений. Упражнение "Скоростное маневрирование в ограниченном пространстве на льду" позволяет совершенствовать координационные способности водителя в совершении непрерывных-плавных-быстрых движений по кратчайшей прямой на органах управления автомобилем. При этом отрабатывается навык соблюдения безопасныхдистанции и интервалов в условиях маневрирования при гололедных явлениях и неравномерном сцеплении колес Упражнение "Подъем-спуск транспортного средства на постоянной передаче" позволяет обучаемому, используя для трогания на подъеме вторую передачу для уменьшения проскальзывания, почувствовать гонкую грань включения/выключения трансмиссии автомобиля для уверенного сцепления ведущих колес автомобиля с ледовым покрытием с одновременным удержанием автомобиля на заданном курсе. В данном упражнении совершенствуется согласованная работа рук и ног по включению, выключению, переключению органов управления в условиях продольного крена автомобиля. Упражнение "Многочленные повороты" позволяет совершенствовать правильность, своевременность, адекватность алгоритма управляющих действий на органы управления при проезде углов поворота трассы от 30 градусов до 90 градусов. Совершенствование алгоритма заключается в последовательном применении техники комбинированного торможения для входа в поворот, правильности расположения транс-

портного средства на дорожном полотне, используя каждый сантиметр дороги для увеличении радиуса поворота и уменьшения влияний центробежной силы на автомобиль, скоростной поворот рулевого устройства при помощи перекрестного хвата, дальнейшего ускорения с сохранением направления движения посредством быстрого плавного подрули-вания и переключением высших передач. Упражнение "Комбинированное торможение на льду" позволяет изучить технический прием управления автомобилем-торможение с использованием последовательного переключения понижающих передач.

В блоке "скоростное маневрирование" совершенствуются навыки управления автомобилем с использованием конструктивных особенностей скоростного потенциала. Для этого используются габаритные препятствия на траектории следования, что вынуждает использовать водителя во время дефицита времени управляющие движения на органы управления по кратчайшей прямой.

Упражнение № 8 "Скоростное движение ассиметричной змейкой на льду" позволяет в короткий промежуток времени и с минимальным расходом моторесурса автомобиля совершенствовать технику проезда 6 различных типов поворотов с различным угловым интервалом от 30 до 65 градусов в условиях гололедных явлений. Количество повторений данного упражнения зависит от индивидуальной подготовки водителя и варьируется от 6 до 10 раз.

Упражнение № 9 "Стабилизация автомобиля в дуге поворота (левый поворот)" сопровождается инструктажем о технике безопасности и предназначено для водителей, имеющих опыт управления служебным автотранспортом сроком не менее 2-х лет. Траектория дуги поворота включает в себя прохождение поворота по внутренней дуге поворота и по внешней дуге.

Упражнение № 10 "Скоростное маневрирование в туннелях" является завершающим и призвано совершенствовать умение водителя выбирать безопасный интервал и дистанцию в условиях скоростного маневрирования автомобиля в ограниченном пространстве.

С водителями был проведен входной контроль с использованием контрольных упражнений. По итогам прохождения личного состава было осуществлен выходной контроль для проверки уровня подготовки

Представители контрольной группы занимались по стандартной программе "Повыше-

ние квалификации водителей к управлению транспортными средствами категории "В", оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов по профессии рабочего "Водитель автомобиля" в части автодромной подготовки.

Таблица 2 - Результаты тестирования сформированное™ навыков управления представителей ЭГ и КГ в начале педагогического эксперимента

Тесты Скоростное движение змейкой (с) Скоростная трасса 1,6 км (круг 600 метров) (с)

КГ ЭГ КГ ЭГ

X 29,46 29,46 144,35 145,25

а 0,27 0,26 2,96 2,83

Ux 0,06 0,06 0,93 0,89

V 0,91 0,96 2,05 1,95

t 0,24 0,69

Ро >0,05 >0,05

Различия между средними арифметическими значениями представителей ЭГ и КГ недостоверны. Сопоставление всех результатов исходного тестирования экспериментальной и контрольной группы наглядно показывает, что во всех тестах статистически достоверные различия отсутствуют, В этом случае можно утверждать, что у испытуемых экспериментальной группы и контрольной группы на момент начала эксперимента почти в равной мере сформированы навыки управления автомобилем.

В конце курса подготовки педагогического эксперимента так же было проведено итоговое тестирование с целью выявления уровня сформированности навыков маневрирования в ограниченном пространстве у слушателей, представителей ЭГ и КГ.

Таблица 3 - Результаты тестирования уровня сформированности навыков маневрирования в ограниченном пространстве у представителей ЭГ и КГ в конце педагогического эксперимента

Тесты Скоростное движение змейкой (с) Скоростная трасса 1,8 км (круг 600 метров) (с)

КГ ЭГ КГ ЭГ

X 29,45 29,45 144,32 135,95

а 0,31 0,56 2,98 2,89

Мх 0,1 0,17 0,94 0,91

V 1,0 1,91 2,06 2,12

t 0,14 6,3

Ро >0,05 <0,05

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результаты упражнения Различия между средними арифметическими значениями представителей ЭГ и КГ недостоверны. Сопоставление всех результатов исходного тестирования экспериментальной и контрольной группы наглядно показывает, что во всех тестах статистически достоверные различия отсутствуют.

Как видно из приведенных тестов, личный состав, прошедший зимнюю автодромную под-

готовку показал более высокие результаты в сформированности навыков скоростного управления служебным полноприводным автомобилем, по сравнению с уровнем тестирования по результатам входного контроля.

Заключение

Таким образом, по результатам исследования сформулированы следующие выводы.

1. Типовыми ошибками, приводящими к до-

рожно-транспортным происшествиям с участием опе-ративно-служебного автотранспорта на общих дорогах с низким коэффициентом сцепления колес с дорожным полотном, являются несогласованные хаотичные действия рук и ног водителя при наступлении критических ситуаций (занос, снос), неадекватный расчет безопасной дистанции и интервалов, а также применение ошибочной техники торможения в условиях гололеда, приводящей к полному блокированию колес и отсутствию возможности дальнейшего маневрирования с целью.

2. Теоретически обоснован комплекс упражнений по автодромной подготовке на льду, определена последовательность и количество повторений упражнений для эффективного совершенствования координационных способностей, согласованности движений рук и ног водителя при управлении автомобиля.

3. Апробирован комплекс упражнений, предназначенный для совершенствования приемов торможения в условиях неравномерного сцепления шин с поверхностью дороги, улучшения алгоритма действий водителей стабилизации при сносе (заносе) автомобиля на

покрытии с гололедными явлениями, правила соблюдения безопасных дистанций и интервалов при управлении автомобилем на льду в сложных трассах с на-личием различных углов поворота, а также на затяжных поворотах с изменяющимся радиусом дуги поворота.

Литература:

% Приказ Минобрнауки России от 1 марта 2018 г. № 161 "Об утверждении примерных программ повышения квалификации водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий" П Доступ ИЗ справочной правовой системы "Консул ьтангПлюс". 2. Цыганков, Э.С Высшая школа водительского мастерства : учебник для студентов вузов и про-

фессионального образования водителей. - 2-е изд. перераб. и доп. /Э.С.Цыганков. - М.: ИКЦ Ака дем книга, 2008. - С. 120,

3. 120 приемов контраварийного вождения /Э.С. Цыганков. - М, : Престиж книга : РИПОЛ классик, 2007.- С. 222-223.

4. Бариеников, Е.М. Педагогическая технология групповой подготовки начинающего спортсме-

на в автомобильном спорте / Е.М. Ьариеников. -учеб. пособие - М.: РГУФКСМиТ, 2014. - С. 28. 5. Котенкова, И.Н. Использование различных методик обучения вождению при подготовке водителей категории "6" в автошколах. / И.Н.Котенкова, И.ССснин// Тра нспорт. 1ранслортные сооружения. Экология. - 2013. - № 2. - С.82-93.

COMPETENCE-BASED APPROACH INTEACWNG THE DISCIPLINE "SPEECH CULTURE AND BUSINESS COMMUNICATION" ATA TECHNICAL UNIVERSITY

Belousova Otga Aleksandrovna, Senior Lecturer, Department of Foreign Languages

Guznova A fena Vyachesfa VO ma, PhD of Philological sciences, A ssociate Professor, De par tment of Humanities sciences PoSyakov Vafery Mikhaiiovich, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor, Department of Foreign Languages Nizhny Novgorod State Engineering and Economic University, Nizhny Novgorod

The purpose of the Study is to reveal the features of the implementation of the competence approach in the process of teaching the discipline "Speech culture and business communication" for students of the training direction 35.03.06 Agroengineering. The scientific novelty of the research consists in a comparative analysis of general cultural and universal competencies formed during the study of the humanities disciplines "Russian language and speech culture " (FSES 3+) and "Speech culture and business communication" (FSES 3++); in the presentation of the experience of teaching the latter discipline in a technical university, describing the forms of work with students, learning outcomes. Asa result of the research, the theoretical and practical significance of the discipline is revealed, which contributes to the development of communicative competence, which further determines the self-realization of the graduate.

Keywords: competence; general cultural competence; universal competence; competence approach; dialogue; communication; evaluative tool; contact work; independent work.

00! 10.24923/2222-243Х.2021 -4035

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИНЫ "КУЛЬТУРА РЕЧИ И ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ" В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Цель исследования - раскрыть особенности реализации компетентностного подхода в процессе преподавания дисциплины "Куль тура речи и деловое общение" для студентов направления подготовки 3S.03.06 Агроинженерия. Научная новизна состоит в сопоставительном анализе общекультурных и универсальных компетенций, формируемых в ходе изучения гуманитарных дисциплин "Русский язык и культура речи" (ФЕОС 3+) и "Культура речи и деловое общение" (ФГОС 3++); в представлении опыта преподавания последней дисциплины в техническом вузе, описании форм работы со студентами, результатов обучения. В результате исследования выявлены теоретическая и практическая значимость дисциплины, способствующая развитию коммуникативной компетентности, которая в дальнейшем определяет самореализацию выпускника.

Ключевые слова; компетенция; общекультурная компетенция;универсальная компетенция; компетентность^ подход; общение; коммуникация; оценочное средство; контактная работа; самостоятельная работа.

УДК 378.14 ВАК РФ 13.00.08

? Белоусова OA, 2021 1 Гузнова А.В., 2021 1 Поляков В.М., 2021

БЕЛОУСОВА Ольга Александровна, старший преподаватель, кафедра Иностранных языков

ГУЗНОВА Алёна Вячеславовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры Гуманитарных наук

OJ О OJ

-0 0-LÛ СЕ Ь-X ш О

О :г

СО

ея

-Z.

5

189

Введение

В современной системе высшего образования Федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения (3+, 3++} предъявляют требования к разностороннему развитию гармоничной личности студента, что находит отражение в компетентнос-тном подходе: в ходе освоения образовательной программы у студентов формируются не только общепрофессиональные и профессиональные компетенции, но и универсальные, или, как их раньше называли, общекультурные компетенции. Несомненно, сте-

ПОЛЯКОВ Валерий Михайлович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры Иностранных языков

Нижегородский государ ственный инженерно-экономический университет, Нижний Новгород

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.