Научная статья на тему 'Специфика подготовки полицейских-водителей к управлению оперативнослужебными автомобилями с различными типами приводов'

Специфика подготовки полицейских-водителей к управлению оперативнослужебными автомобилями с различными типами приводов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
243
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИЦЕЙСКИЙ ВОДИТЕЛЬ / БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ОПЕРАТИВНО-СЛУЖЕБНОЕ СРЕДСТВО / УСТРОЙСТВА ДЛЯ ПОДАЧИ СПЕЦИАЛЬНЫХ СИГНАЛОВ / POLICE DRIVER / ROAD SAFETY / OPERATIONAL AND SERVICE MEANS / DEVICES FOR SPECIAL SIGNA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бакулин Николай Петрович

В статье рассматриваются вопросы безопасного использования оперативно-служебного автотранспорта с передним, задним и полным приводом в учебном процессе в качестве технических средств обучения при реализации программ повышения квалификации полицейских водителей категории «В», допущенных к самостоятельному управлению автомобилями с устройствами, подающими специальные световые и звуковые сигналы. Рассматривается комплекс упражнений, структурированный по трем блокам: специальная подготовка, габаритно-скоростная подготовка, габаритная подготовка. Данный комплекс позволяет эффективно совершенствовать навыки управления служебным автомобилем. Рассматриваются преимущества использования автомобилей оборудованных различными системами приводов ведущих колес в процессе проведения практических занятий в автодромной подготовке. Приводятся аналитические данные по использованию и закреплению наиболее распостраненных марок автомобилей отечественного производства полицейскими-водителями, а также сотрудниками, чьими дополнительными обязанностями является эксплуатация патрульного автотранспорта, оборудованного устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICS OF TRAINING POLICE DRIVERS TO CONTROL OPERATIONAL-SERVICE VEHICLES WITH VARIOUS TYPES OF DRIVES

The article deals with the safe use of operational-service vehicles with front, rear and all-wheel drive in the educational process as technical means of training in the implementation of advanced training programs for police drivers of category “B,” admitted to independent control of cars with devices that provide special light and sound signals. A set of exercises is considered, structured in three blocks: special training, dimensional-high-speed preparation, dimensional preparation. This complex allows you to effectively improve the skills of driving an official car. The advantages of using cars equipped with various drive systems of driving wheels in the course of practical training are considered. Analytical data are given on the use and fixation of the most common brands of cars of domestic production by police drivers, as well as employees whose additional duties are the operation of patrol vehicles equipped with devices for delivering special light and sound signals.

Текст научной работы на тему «Специфика подготовки полицейских-водителей к управлению оперативнослужебными автомобилями с различными типами приводов»

Специфика подготовки полицейских-водителей к управлению оперативно-служебными автомобилями с различными типами приводов

Бакулин Николай Петрович,

к.пед.н., доцент кафедры специальной подготовки, Тюменский институт повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации E-mail: bakullin@mail.ru

В статье рассматриваются вопросы безопасного использования оперативно-служебного автотранспорта с передним, задним и полным приводом в учебном процессе в качестве технических средств обучения при реализации программ повышения квалификации полицейских водителей категории «В», допущенных к самостоятельному управлению автомобилями с устройствами, подающими специальные световые и звуковые сигналы. Рассматривается комплекс упражнений, структурированный по трем блокам: специальная подготовка, габаритно-скоростная подготовка, габаритная подготовка. Данный комплекс позволяет эффективно совершенствовать навыки управления служебным автомобилем. Рассматриваются преимущества использования автомобилей оборудованных различными системами приводов ведущих колес в процессе проведения практических занятий в автодромной подготовке. Приводятся аналитические данные по использованию и закреплению наиболее распостраненных марок автомобилей отечественного производства полицейскими-водителями, а также сотрудниками, чьими дополнительными обязанностями является эксплуатация патрульного автотранспорта, оборудованного устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов.

Ключевые слова: Полицейский водитель, безопасность дорожного движения, оперативно-служебное средство, устройства для подачи специальных сигналов.

Анализ практики закрепления оперативно-служебных автомобилей министерства внутренних дел за личным составом, чьими дополнительными обязанностями является управление автомобилями с установленными устройствами для подачи специальных световых сигналов выявил специфику закрепления за транспортом и эксплуатации сотрудниками транспорта с передним, задним и полным приводом [1, с. 16]. При этом эксплуатация автотранспорта сотрудниками может быть произведена со сменой нескольких автомобилей в течении служебной смены для обеспечения наиболее эффективного решения оперативных вопросов. Также может наблюдаться чередование автомобилей с различным приводом посуточно в течение времени нахождения в служебном наряде или при включении в функциональную группу.

Таким образом возникает необходимость в процессе реализации основных программ по профессиональной подготовке и повышению квалификаций к совершенствованию компетенций полицейских-водителей по безопасному управлению автомобилями с задним, передним и полным приводом. Согласно нормам законодательства Российской Федерации водители обязаны проходить переподготовку раз в 5 лет [2,3,4]

Объект исследования - учебный процесс практической автодромной подготовки полицейских-водителей, допущенных к управлению специальными автомобилями.

Предмет исследования - использование автомобилей с различными типами приводов ведущих колес, как технических средств в практической автодромной подготовке при совершенствовании компетенций водителей по безопасному управлению специальным транспортом

Проблему исследования определяет противоречие между необходимостью в обучении полицейских-водителей методам безопасной эксплуатации всех типов современных оперативно-служебных автомобилей и отсутствием соответствующих учебно-методических документов по практической автоподготовке в МВД России, а также отсутствие в профессиональном образованиипо-лицейских-водителей педагогической технологии, основанной на практике использования личным составом различного служебного автотранспорта.

Актуальность исследования заключается в необходимости обоснования наиболее эффективной формы автодромной практической подготовки полицейских водителей с использованием оперативно-служебных автомобилей с различным типом приводов ведущих колес.

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

Цель исследования - обосновать порядок, структуру и последовательность педагогической технологии для совершенствования компетенций полицейского водителя по безопасной эксплуатации оперативно-служебного автотранспорта посредством использования в автодромной подготовке учебных автомобилей с различным приводом ведущих колес.

Задачи исследования

1. Выявить эффективность учебного использования наиболее распространенных типов автомобилей с различными типами приводов, эксплуатируемых в оперативно-служебной деятельности Министерства внутренних дел при проведении тренировок на автодроме с полицейскими-водителями

2. Теоретически обосновать комплекс упражнений для эффективного формирования и (или) совершенствования двигательного навыка полицейских-водителей по безопасной эксплуатации оперативно-служебных автомобилей с передним, задним и полным приводом ведущих колес.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что использование в практическом обучении водителей автомобилей с различным типом привода ведущих колес позволит обеспечить современный уровень подготовленности сотрудников в безопасной эксплуатации оперативно-служебного автотранспорта с задним, передним моноприводами и полноприводными автомобилями повышенной проходимости посредством многократной отработки упражнений по вождению, что сформирует управленческие действия на органы управления автомобиля до уровня двигательного навыка.

Для выбора наиболее распространенного типа автомобиля (в том числе типа привода) было осуществлено дистанционное интервьюирование респондентов. Всего было заполнено 209 электронных анкет сотрудниками полиции. Анкета состояла из вопросов, относительно особенностей эксплуатации автотранспорта с различным приводом, необходимости проведения дополнительных тренировок на автодроме на автомобилях с разными приводами. Анализ анкет показал что более 76% полицейских-водителей со стажем управления оперативно-служебных автомобилей менее 5 лет имеют сложности при обращении с органами управления автомобилей различных типов приводов. Кроме того 69,8% водителей, чьими основными обязанностями является безопасное управление оперативно-служебными транспортным средствами и стаж эксплуатации превышает 5 лет указали на необходимость проведения дополнительных занятий по автодромной подготовке с использованием различных типов приводов. 5 Во второй части анкеты респондентам предла-5 галось выбрать марки автомобиля, наиболее часто еЗ встречающихся при закреплении и эксплуатации

О _

~ различных типов приводов. По итогам тестирования для проведения дополнительных занятий по ав-

топодготовке выбраны: переднеприводныйавтомо-биль ВАЗ «Гранта» без гидроусилителя с 8-кла-панным двигателем, полноприводныйавтомобиль «УАЗ 3909»с гидроусилителем, двигателем УМЗ 2.7 L 409, заднеприводный автомобиль «Газель» с гидроусилителем, грузопассажирская версия цельнометаллический фургон, двигатель ЗМЗ 402.

Апробировано два варианта подготовки водителей полицейских с использованием автомобилей с различным приводом. Вариант номер один заключался в повторении комплекса упражнений на автомобилях с разными приводами. Ввиду низкого интереса к практическим занятиям полицейских водителей с практическим стажем вождения более 5 лет, такой вариант был признан неприемлемым. Использование однотипных упражнений и чередование автомобилей с различными приводами вызвал уменьшение времени на выполнение поставленных нормативов в среднем на 6,7%, что подтвердило совершенствование навыков скоростного управления у водителей. Однако, количество сбитых конусов при увеличении скоростного режима при выполнении возросло на 24%. Очевидно, что правильность выполнения упражнения значительно ухудшилась. В тоже время водители со стажем управления менее 5 лет при использовании принципа применения однотипных упражнений с чередованием автотранспортных средств ухудшили время выполнения норматива на 1,2%. При этом правильность выполнения норматива возросла незначительно на 3,4%. Очевидно, что такой вариант проведения тренировочных занятий в системе автодромной подготовки не несет существенного результата. Однако следует отметить тот факт что такую систему очень удобно использовать при иерархическом ранжировании навыков обучаемых с применения «двухступенчатой системы тройного деления» [4, с. 17]

Второй вариант заключался в варьировании подбора самых легких упражнений на самых тяжелых в управлении автомобилей, и наоборот выполнение сложных упражнений на легких в управлении автомобилей. Разумеется при этом учитывался опыт и стаж полицейского-водителя. Данный метод показал себя универсальным для опытных водителей и водителей со стажем менее 5 лет. Управляя сложным в вождении автомобилем УАЗ водитель использует минимальный скоростной режим, но при легком упражнении. Это позволяет постепенно ускорять режим перемещения при сохранении критерия правильности выполнения упражнения. Упражнение, требующее тщательного маневрирования выполнялось на легком, удобном в управлении автомобиле, что позволяет выдерживать максимальный безопасный скоростной режим при сохранении критерия правильности выполнения упражнения. Сразу же оговоримся: такой метод неприемлим для гражданских водителей. Самое легкое упражнение для полицейских водителей выбиралось с учетом специфики каждодневной эксплуатации. Поэтому самым легким упражнением является специальная подготовка с использованием специальных сигналов (табл. 1).

Таблица № 1. Упражнения, выполняемые на автомобиле с передним, задним и полным приводами ведущих колес

№ Наименование Тактика выполнения

упражнения

Специальная подготовка

Движение в колонне с соблюдением дистанции 5 метров с включенными устройствами для подачи спецсигналов

Встречный разъезд автомобилей с безопасным интервалом при включенных устройствах для подачи специальных сигналов

Замена поврежденного колеса ТС на запасное колесо.

Состав колонны два и более автомобиля. Скорость 30-40 км/час. При проезде перекрестков включение/ переключение тональных звуковых сигналов. Водители самостоятельно контролируют дистанцию до транспортного средства «лидера»._

Движение осуществляется по кольцевой дороге с включенными специальными световыми и звуковыми сигналами. Задача водителя своевременно осуществлять маневр разъезда с встречным транспортом с сохранением безопасного интервала

Замена колеса выполняется по алгоритму. Съезд на обочину, включение «аварийного мигающего светового сигнала». Выставление знака аварийной остановки. Соблюдение мер безопасности при операциях по смене колеса. Демонтаж поврежденной детали, монтаж запасной детали, укладка снаряжения и оборудования.

Габаритная подготовка

Параллельная парковка задним ходом

Парковка задним бортом автомобиля к препятствию

«Маятник» между двумя препятствиями в «мертвой зоне» передним/ задним ходом

Движение задним ходом на место парковки к тротуару с ориентацией расположения кузова автомобилей задней дверью на коридор безопасной посадки/высадки

Движение задним ходом на место парковки к объекту с ориентацией расположения заднего борта автомобиля для загрузки/выгрузки оборудования по безопасности дорожного движения в багажник (комплект конусов, комплект знаков, комплект осветительного оборудования)_

Движение на автомобиле вперед-назад с парковкой в зоне минимальной дистанции расположения ограничительных препятствий перед передним, задним бампером легкового автомобиля

Габаритно-скоростная подготовка

Движение в колонне с соблюдением дистанции 5 метров

Упражнение «восьмерка» с габаритным ограничением типа «ворота»

Упражнение «квадрат» с габаритным ограничением типа «туннель»

Движение в колонне по кругу (правый/левый поворот) с объездом препятствий. Дистанция между автомобилями - 5 метров_

Преодоление поворотов 25-75 градусов (правый/левый) по замкнутой траектории движения «восьмерка» с ограничительным препятствие ворота (ширина транспортного средства плюс 50 см)_

Преодоление поворотов 90 градусов (правый/левый) по замкнутой траектории движения «квадрат» с ограничительным препятствие туннель (ширина транспортного средства плюс 50 см, длина транспортного средства плюс 1 метр)_

Вариант номер два заключался в использовании ряда упражнений по принципу от простого к сложному, но с использованием различных приводов транспортных средств (табл. 2).

Таблица № 2. Упражнения, выполняемые на автомобилях по видам приводов ведущих колес

№ Наименование упражнения Полно приводное ТС Передне приводное ТС Задне приводное ТС

Специальная подготовка

1 Движение в колонне с соблюдением дистанции 5 метров с включенными устройствами для подачи спецсигналов Не ис-пользуется Используется Используется

2 Встречный разъезд автомобилей с безопасным интервалом при включенных устройствах для подачи специальных сигналов Используется Используется Используется

3 Замена поврежденного колеса ТС на запасное колесо. Не ис-пользуется Используется Не ис-пользуется

Габаритная подготовка

4. Параллельная парковка задним ходом Используется Используется Используется

5. Парковка задним бортом автомобиля к препятствию Не ис-пользуется Не ис-пользуется Используется

6. «Маятник» между двумя препятствиями в «мертвой зоне» передним/задним ходом Используется Используется Используется

Габаритно-скоростная подготовка

7 Движение в колонне с соблюдением дистанции 5 метров Используется Используется Не ис-пользуется

8 Упражнение «восьмерка» с габаритным ограничением типа «ворота» Используется Используется Используется

9 Упражнение «квадрат» с габаритным ограничением типа «туннель» Используется Используется Используется

Отрабатываемые упражнения на транспортных средствах отражают специфику типовых дорожных ситуаций, из наиболее часто встречающихся в ходе эксплуатации. Например, оперативная замена поврежденного колеса на легковом переднеприводном транспортном средстве требуется весьма часто в процессе эксплуатации из-за типа легковых шин, открытости боковин шины к повреждениям. Замена поврежденного колеса на полноприводном транспорте повышенной проходимости производится весьма редко, учитывая

Ш А

—I О

сз т; о т О от

З

и о со

1

2

3

7

8

9

усиленный протектор и плотность резиныполно-приводной шины.

При проведении тренировок на автодроме для водителей со стажем управления более 5 лет наиболее эффективным оказался следующий порядок использовании автотранспорта с использованием различного привода: полноприводное ТС-за-днеприводное ТС-переднеприводное ТС.

Именно для сотрудников с таким стажем управления необходим опыт эксплуатации различных типов приводов. Применение различных автомобилей для совершенствования навыков габаритной подготовки способствуют автоматизации алгоритма безопасного управления. Последовательность выполнения упражнений вначале на полноприводном и в дальнейшем на заднеприводном и переднеприводном автомобиле обеспечивает плавное повышение скоростных параметров тренировочного процесса, уменьшение времени выполнения упражнения с сохранением критерия правильности выполнения. В среднем скоростной режим выполнения упражнения на заднепривод-ном автомобиле возрастал на 4,9% и на переднеприводном автомобиле возрастал на 10,8%. Количество сбитых конусов при этом не увеличивалось. Таким образом при использовании различных транспортных средств у водителей с средним уровнем опыта формировался навык вождения, основанный на использовании управляющих движений по кратчайшей прямой. Относительно прокладки безопасной траектории для транспортного средства можно отметить, что управление автомобилем тяжелого класса требует максимального выпрямления траектории движения для сохранения веса автомобиля в относительно «абсолютном покое» во время движения. При пересадке с автомобилей тяжелого класса на легковое транспортное средство категории «В» с передним приводом, происходит перенос навыков в алгоритме управления и выпрямления траектории на поворотах различного типа. Именно этим можно объяснить резкое возрастание скоростного режима.

Для водителей с общим стажем управления от двух до пяти лет наиболее эффективным является использование следующего модельного ряда транспортных средств: переднеприводный авто-мобиль-заднеприводный автомобиль-полноприводный автомобиль. В связи с минимальным опытом управления транспортными средствами основной упор делается не на перенос навыков, а на формирование новых навыков при управлении разными транспортными средствами. Безусловно процесс формирования навыков сложен и длителен и не может завершиться в короткое время в отпущенное время на курсы повышения квалификации. В силах инструктора (преподавателя) создать базу основных управляющих действий водителя. 5 Так, например, при вождении переднеприводного § автомобиля большое внимание уделяется совершенствования навыка переключения аналогового ° внимания на функциональное и наоборот, так как ав переднеприводный автомобиль имеет хороший

скоростной потенциал. В ходе тренировок получается следующий процесс: мы используем одинаковую скорость на разных транспортных средствах, но меняем условия деятельности водителя в сторону усложнения. После переднеприводного автомобиля перед водителем ставиться задача пилотирования заднеприводного, обладающего большими габаритами, длинными ходами рычагов, большим количеством оборотов рулевого устройства, ограниченных числом оборотов коленчатого вала двигателя внутреннего сгорания, ухудшением обзорности, радиуса поворота, изменением посадки водителя (в сторону автобусной)

Первый день тренировок - использование полноприводного автомобиля УАЗ. Практика использования его в качестве технического средства обучения позволяет эффективно обучать личный состав соблюдению безопасной дистанции при движении в колонне.Данный тихоходный автомобиль с минимальной эргономикой для водителя обладает способностью при повороте создавать большие крены, что заставляет водителясовершенствовать навыки плавного управления с точки зрения «сохранения массы транспорта в покое». Вообще надо сказать - для обучения автомобиль УАЗ очень эффективен. Поработав длинным рычагом коробки передач, используя двойной выжим сцепления, и, вращая рулевое устройство, смещенное влево относительно центра, водитель быстро, в короткие сроки приучается совершатьуправляющие движения по кратчайшему пути. В случае ошибочных действий левой рукой, водитель болезненно бьется локтем в стекло двери, ошибочные действия правой рукой сразу наказываются ударами по длинному рычагу коробки передач. Ошибочные импульсы прикладывания силы на педали заставляют подрессоренную массу активно наращивать крен вперед или назад. Чрезмерный резкий импульс при повороте на рулевом колесе вызывают резкий крен вправо-влево по оси автомобиля, что учит водителя производить плавные, непрерывные и быстрые управляющие действия.

Второй день автодромной подготовки - используем заднеприводное транспортное средство. Такое транспортное средство имеет большую массу, большие габаритные размеры. Данный автомобиль относительно легкий в управлении на асфальтовой и сухой дороге. Размеры данного автомобиля позволяют использовать его габаритной и скоростно-габаритной подготовке, эффективно отрабатывая навыки прогнозирования прокладки безопасной траектории и алгоритм управления транспортом.

Третий день тренировки - используем легковой автомобиль с переднеприводным устройством подачи тяги на ведущие колеса. Размеры автомобиля, его идеальная эргономическая скоростная составляющая позволяет в полной мере реализовать маневренные качества. Ошибки в управлении нивелируются легкостью коррекции траектории.

К сожалению, у автора данной статьи есть печальный опыт применения данной педагогической

технологии к полицеиским-водителям, недавно побывавшим в дорожно-транспортном происшествии. Необходимо признать, что для лиц, имеющих временные рамки совершения ДТП от 2-х до 6 недель к моменту прибытия на курсы повышения квалификации, применение автомобилей с различными типами ведущих колес не являются эффективными, и не могут улучшить результаты скоординированных действий. Такой водитель временно обладает повышенным уровнем хаотичных гиперритмичных несвоевременных реакций на органах управления автомобилей [6, с. 43, 7, с. 80].

Выводы

1. Выявлена эффективность использования в учебном процессе в качестве технических средств обучения автомобилей в следующей последовательности: полноприводный тихоходный автомобиль повышенной проходимости, заднеприводный автомобиль, пе-реднеприводный легковой автомобиль. Такое сочетание поддерживает устойчивый интерес к занятиям и гарантирует соблюдения критерия правильности выполнения упражнений при постепенном росте скоростного режима. Для этого используется распространенных типы автомобилей с различными типами приводов, эксплуатируемых в деятельности Министерства внутренних дел: УАЗ, ГАЗ, ВАЗ.

2. Теоретически обоснован комплекс упражнений, состоящий из трех блоков: специальная подготовка, габаритная подготовка, габаритно-скоростная подготовка. Комплекс состоит из девяти упражнения имитирующих типичные дорожные ситуации и позволяющие эффективно формировать и совершенствования двигательный навыка полицейских-водителей по безопасной эксплуатации автомобилей с различными приводами в процессе несения службы.

Литература

1. Трофимов, В.Ю. Организация деятельности строевых подразделений ДПС в период подготовки и проведения мероприятий по обеспечению безопасного и беспрепятственного проезда объектов государственной охраны. / В.Ю. Трофимов // Дорожно-патрульная служба Госавтоинспекции: Сборник методических материалов. М.: ФКУ НИЦ БДД МВД России.-2011. - С. 89-91.

2. Постановление Правительства РФ от 15 дека-

бря 2007 г. № 876 «О подготовке и допуске водителей к управлению транспортными средствами оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов» // Рос.газ. 2007. 22 декабря

3. Приказ Министерства образования и науки РФ

от 26 декабря 2013 г № 1408 «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий» // Рос.газ. 2014. 1 августа

4. Приказ Минобрнауки России от 1 марта 2018 г.

№ 161 «Об утверждении примерных программ повышения квалификации водителей транспортных средств соответствующих категорий»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Марищук В.Л. Психодиагностика в спорте: учебн. пособ. Для ВУЗов /В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, Л.К. Серова. - М.: Просвещение. 2005.- 349 с.

6. Злоказов К.В. Психологическая диагностика со-

трудников правоохранительных органов: учебное пособие / К.В. Злоказов. - Екатеринбург: УрЮИ МВД России, 2010.-221 с.

7. Мясникович Н.Б. Прогнозирование дорожно-транспортных ситуаций: учебное пособие / Н.Б. Мясникович. - Орел: ОрЮИ МВД России, 2001.-88 с.

SPECIFICS OF TRAINING POLICE DRIVERS TO CONTROL OPERATIONAL-SERVICE VEHICLES WITH VARIOUS TYPES OF DRIVES

Bakulin N.P.

Tyumen Institute for Advanced Training of Employees of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation

The article deals with the safe use of operational-service vehicles with front, rear and all-wheel drive in the educational process as technical means of training in the implementation of advanced training programs for police drivers of category "B," admitted to independent control of cars with devices that provide special light and sound signals. A set of exercises is considered, structured in three blocks: special training, dimensional-high-speed preparation, dimensional preparation. This complex allows you to effectively improve the skills of driving an official car. The advantages of using cars equipped with various drive systems of driving wheels in the course of practical training are considered. Analytical data are given on the use and fixation of the most common brands of cars of domestic production by police drivers, as well as employees whose additional duties are the operation of patrol vehicles equipped with devices for delivering special light and sound signals.

Keywords: Police driver, road safety, operational and service means, devices for special signa

References

1. Trofimov, V. Yu. Organization of the activities of DPS combat units during the preparation and implementation of measures to ensure safe and unhindered passage of state security facilities ./V.Yu. Trofimov//Road Patrol Service of the State Traffic Inspectorate: Collection of methodological materials. M.: FKU NIC BDD of the Ministry of Internal Affairs of Russia.- 2011. -С. 89-91.

2. Decree of the Government of the Russian Federation of December 15, 2007 No. 876 "On the Preparation and Admission of Drivers to Drive Vehicles Equipped Devices for the Supply of Special Light and Sound Signals "//Ros.g. 2007. December 22

3. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated December 26, 2013 No. 1408 "On Approval of Exemplary Vocational Training Programs for Drivers of Vehicles of Relevant Categories and Subcategories "//Ros.g. 2014. August 1

4. Order of the Ministry of Education and Science of Russia dated March 1, 2018 No. 161 "On the approval of exemplary programs for advanced training of drivers of vehicles of the relevant categories"

5. Marishchuk V.L. Psychodiagnostics in sports: training. пособ. For universities/V.L. Marishchuk, Yu.M. Bludov, L.K. Serova. -M.: Enlightenment. 2005.- 349 s.

6. Pravkazov K.V. Psychological diagnosis of law enforcement officers: training manual/K.V. Pravkazov. - Yekaterinburg: UrYul of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2010.-221 p.

7. Myasnikovich N.B. Forecasting of traffic situations: a textbook/N.B. Myasnikovich. - Eagle: ORYU of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2001.-88 p.

C3

о

CO "O

1=1 А

—I

о

C3 t; о m О от

З

ы о со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.