Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ КООРДИНАЦИИ ИЗОЛИРОВАННЫХ ДВИЖЕНИЙ У ПОЛИЦЕЙСКИХ-ВОДИТЕЛЕЙ (АЗ) ПРИ ПОМОЩИ ПРОГРАММНО-ДИАГНОСТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА МПМ-05'

ИЗУЧЕНИЕ КООРДИНАЦИИ ИЗОЛИРОВАННЫХ ДВИЖЕНИЙ У ПОЛИЦЕЙСКИХ-ВОДИТЕЛЕЙ (АЗ) ПРИ ПОМОЩИ ПРОГРАММНО-ДИАГНОСТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА МПМ-05 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
34
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
POLICE DRIVER / COORDINATION OF ISOLATED MOVEMENTS / DYNAMIC OBSTACLE COURSE / ПОЛИЦЕЙСКИЙ-ВОДИТЕЛЬ / КООРДИНАЦИЯ ИЗОЛИРОВАННЫХ ДВИЖЕНИЙ / ДИНАМИЧЕСКАЯ ПОЛОСА ПРЕПЯТСТВИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бакулин Николай Петрович

В настоящей статье рассматривается изучение координации изолированных движений у полицейских-водителей (АЗ) при помощи программно-диагностического комплекса МПМ-05. Выводится тезис о том, что использование структурно-функциональной модели совершенствования профессиональных навыков безопасного управления специальным транспортом «автозак» водителями-полицейскими с использованием автомобильной динамической полосы препятствий позволяет выявить средний результат согласованной координации рук и ног респондентов. В заключение автор делает соответствующие проведенному исследованию выводы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF COORDINATION OF ISOLATED MOVEMENTS IN POLICE DRIVERS (AZ) USING THE MPM-05 SOFTWARE AND DIAGNOSTIC COMPLEX

This article deals with the study of coordination of isolated movements in police drivers (AZ) using the software and diagnostic complex MPM-05. It is concluded that the use of a structural and functional model for improving professional skills of safe management of special transport "paddy wagon" by police drivers using a dynamic automobile obstacle course allows us to identify the average result of coordinated hand-foot coordination of respondents. In conclusion, the author draws conclusions corresponding to the research.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ КООРДИНАЦИИ ИЗОЛИРОВАННЫХ ДВИЖЕНИЙ У ПОЛИЦЕЙСКИХ-ВОДИТЕЛЕЙ (АЗ) ПРИ ПОМОЩИ ПРОГРАММНО-ДИАГНОСТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА МПМ-05»

УДК 37.013.32; ББК 74.48

DOI 10.24411/2658-63 8Х-2020-1003 8

© Бакулин Н.П. 2020

STUDY OF COORDINATION OF ISOLATED MOVEMENTS IN POLICE DRIVERS (AZ) USING THE MPM-05 SOFTWARE AND DIAGNOSTIC COMPLEX

ИЗУЧЕНИЕ КООРДИНАЦИИ ИЗОЛИРОВАННЫХ ДВИЖЕНИЙ

У ПОЛИЦЕЙСКИХ-ВОДИТЕЛЕЙ (АЗ) ПРИ ПОМОЩИ ПРОГРАММНО-ДИАГНОСТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА МПМ-05

Nikolai P. Bakulin, Николай Петрович Бакулин,

senior lecturer in special training FGOU DPO of the Tyumen старший преподаватель кафедры специальной подготовки

advanced training institute of the MIA of Russia ФГКУ ДПО Тюменского института повышения

квалификации сотрудников МВД России

Для цитирования: Бакулин Н.П. Изучение координации изолированных движений у полицейских-водителей (аз) при помощи программно-диагностического комплекса мпм-05. Психология и педагогика служебной деятельности. 2/2020. С. 64-66.

Научная специальность: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования; 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования.

Abstract. This article deals with the study of coordination of isolated movements in police drivers (AZ) using the software and diagnostic complex MPM-05. It is concluded that the use of a structural and functional model for improving professional skills of safe management of special transport "paddy wagon" by police drivers using a dynamic automobile obstacle course allows us to identify the average result of coordinated hand-foot coordination of respondents. In conclusion, the author draws conclusions corresponding to the research.

Keywords: police driver, coordination of isolated movements, dynamic obstacle course.

При реализации образовательной программы повышения квалификации водителей-полицейских на базе Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России в период с 15 мая по 15 ноября 2019 года проводился педагогический эксперимент с участием 60 сотрудников, с опытом управления специальным транспортом от 2 до 23 лет с использованием при проведении практических занятий по летней автодромной подготовке методики обучения с применением автомобильной динамической полосы препятствий [1].

Объект исследования - учебный процесс профессиональной подготовки (повышения квали-

Аннотация. В настоящей статье рассматривается изучение координации изолированных движений у полицейских-водителей (АЗ) при помощи программно-диагностического комплекса МПМ-05. Выводится тезис о том, что использование структурно-функциональной модели совершенствования профессиональных навыков безопасного управления специальным транспортом «автозак» водителями-полицейскими с использованием автомобильной динамической полосы препятствий позволяет выявить средний результат согласованной координации рук и ног респондентов. В заключение автор делает соответствующие проведенному исследованию выводы.

Ключевые слова: полицейский-водитель, координация изолированных движений, динамическая полоса препятствий.

фикации) водителей-полицейских подразделений изоляторов временного содержания в части управления специальным транспортом.

Предмет исследования - совершенствование профессиональных навыков в управлении специальным транспортом с использованием автомобильной динамической полосы препятствий у сотрудников МВД России.

Цель исследования - экспериментально обосновать структурно-функциональную модель совершенствования навыков безопасного управления специальным транспортом «автозак» водителями-полицейскими с использо-

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ванием автомобильной динамической полосы препятствий.

Задачи исследования:

1. Экспериментально апробировать структурно-функциональную модель совершенствования профессиональных навыков безопасного управления специальным транспортом «автозак» водителями-полицейскими с использованием автомобильной динамической полосы препятствий.

2. Протестировать координационных показателей рук и ног водителей-полицейских и выявить динамику изменения показателей.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определена гипотеза, согласно которой повышение профессиональных навыков безопасного управления у водителей-полицейских специального транспорта «автозак» возможно при создании условий невозможности использования шаблонных и стереотипных управляющих действий водителей, но обеспечивающих широкую вариативность выполнений упражнений на автомобиле а также нарастание разнообразных сбивающих факторов, осложняющих управление автомобилем при преодолении автомобильной динамической полосы препятствий.

Теоретическую и методологическую основу проведения педагогического эксперимента исследования составила теоретическая база профессионального обучения водителей (Цыганкова Э.С., Бахарева С.И., Бариеникова Е.М., Савченко С.В., Горбачева М.Г., Федотова С.Н., Еременко Т.Е., Кравченко А.В.) [4, 5, 6].

Эксперимент проводился на базе ФГКУ ДПО ТИПК МВД России. Сотрудники разделены на 4 группы: 2 учебных группы контрольные и 2 учебные группы экспериментальные по 15 человек в каждой группе. Наполняемость групп в процессе обучения не менялась.

Авторская методика обучения с использованием автомобильной динамической полосы позволяет улучшать координационные способности водителя и влияет на совершенствование профессиональной компетенции безопасного управления автомобиля «автозак». Выполнение упражнений построено по педагогическому принципу от простого к сложному. Это позволяет выявить 3 группы сложности упражнений. Группы сложности варьируются наличием сбивающих факторов (увеличение динамических ограничительных препятствий, изменение углов поворота от 30 до 120 градусов, ограничением времени).

С контрольной группой практические занятия проводились условиях автодрома на учебных автомобилях по стандартной образовательной учебной

программе повышения квалификации водителей специального автотранспорта «автозак», оборудованных сигнально-громкоговорящими устройствами. В условиях автодрома отрабатывались упражнения: змейка с фиксированным шагом, маневрирование в ограниченном пространстве, парковка параллельная, габаритная подготовка, скоростное руление. Бюджет практического вождения составил 24 академических часа.

Приемы и техника управления: габаритная подготовка

ТутЕ* 5 Ширма 2Л«

Рис. 1. Упражнение «Габаритное маневрирование задним ходом в ограниченном пространстве»

Экспериментальная группа занимались по такой же учебной программе. В части проведения практических занятий в условиях автодрома были внесены изменения в методику подготовки. Упражнения были разделены на три блока. Блок № 1 «Старт-торможение-парковка» Блок № 2 «Габаритно-скоростная подготовка». Блок № 3 «Преследование-остановка - блокирование».

В качестве примера приведена иллюстрация схемы упражнения «туннели различной ширины».

Для измерения и фиксации изменений координации изолированных движений у полицейских-водителей до педагогического эксперимента и после проведения педагогического эксперимента использовался комплекс МПМ-05. Комплекс психодиагностический реализован на основе компьютерной станции клавиатурой и манипулятором типа «мышь», а также со специальной клавиатурой и маркером, манипуляторов типа «педаль».

Тест состоит из двух компонентов. Первый компонент: удержание джойстиком маркера в зоне дорожного полотна на экране. Второй компонент:

визуализация освещения стилизованного светофора в нажатии на красный свет правой ногой педали (проекция торможения) на зеленый свет-нажатие правой рукой стрелки направо, при включении желтого света - нажатие левой рукой стрелки налево. Подача сигналов производится в автотемпе (чем быстрее пройдены предыдущие проекции, тем быстрее появляются следующие. Количество сигналов в тесте составляет 72 единицы, а продолжительность теста варьируется от 90 секунд до 160 секунд. Тест позволяет определить коэффициент билатеральной асимметрии, коэффициент праворукости, коэффициент вертикальной асимметрии. Тест позволяет оценить: общую эффективность, эффективность ножных реакций, асимметрию, праворукость.

Выводы. Использование структурно-функциональной модели совершенствования профессиональных навыков безопасного управления специальным транспортом «автозак» водителями-полицейскими с использованием автомобильной динамической полосы препятствий позволило выявить у средний результат согласованной координации рук и ног респондентов, при этом водители со стажем управления до 5 лет в 57,50 % продемонстрировали доминирование «праворукости», со стажем управления более 5 лет в 26,4 %.

Результаты тестирования координации рук и ног водителей-полицейских подразделений охраны и конвоирования для управления оперативно-служебными автомобилями для перевозки подозреваемых и обвиняемых выявить изменения показателей на 6,9 % при проведении практических занятий на автодроме с использованием автомобильной динамической полосы препятствия и 5,1 % при проведении практических занятий на автодроме по базовой образовательной программе повышения квалификации.

Библиографический список

1. Постановление Правительства РФ от 15 декабря 2007 г. № 876 (ред. от 25.11.2016 г.) «О подготовке и допуске водителей к управлению транспортными средствами, оборудованными для подачи специальных световых и звуковых сигналов» // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2007. - № 52, ст. 6460.

2. Бахаев А.А. Подготовка, переподготовка, обучение и профессиональный отбор водителей транспортных средств / А.А. Бахаев // Вестник Челябинского государственного университета. -2008. - № 31. - С. 101.

3. Богданов М.В. О необходимости повышения педагогических требований к подготовке водителей транспортных средств // Ученые записки университета П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 10. - С. 11.

4. Федотов С.Н., Кравченко А.В. Психологическая работа с курсантами образовательных организаций МВД России в интересах обеспечения их личностной надежности// В сборнике: Формирование профессионально значимых качеств сотрудников полиции : материалы Международной научно-практической конференции / редкол.: А.А. Таганова, С.А. Павлова, И.С. Нестеренко, Н.А. Деева, А.С. Бондаренко, А.С. Осипова. - М., 2017. С. 130-137.

5. Федотов С.Н., Еременко Т.Е. Влияние психологических факторов на успешность служебной деятельности курсантов образовательных организаций МВД России // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2016. - № 1. - С. 3-8.

6. Федотов С.Н., Ульянина О.А. Образование сотрудников ОВД. Педагогика и психология служебной деятельности: состояние и перспективы (обзор материалов международной конференции, посвященной 15-летию образования Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя) // Психопедагогика в правоохранительных органах. -2017. - № 3 (70). - С. 77-82.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.