Научная статья на тему 'Профессиональная переподготовка водителей к управлению транспортными средствами, оборудованными специальной техникой'

Профессиональная переподготовка водителей к управлению транспортными средствами, оборудованными специальной техникой Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ДЛЯ СОТРУДНИКОВ ОТДЕЛОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / УПРАВЛЕНИЕ ОПЕРАТИВНО-СЛУЖЕБНЫМ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ ОБОРУДОВАННЫМ СПЕЦИАЛЬНОЙ ТЕХНИКОЙ / TRAINING PROGRAMS FOR THE STAFF OF TRAFFIC POLICE / MANAGE OPERATIONAL AND SERVICE VEHICLES EQUIPPED SPECIAL EQUIPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бакулин Николай Петрович

Рассматривается роль системы дополнительного профессионального образования в переподготовке водителей к управлению оперативно-служебным транспортным средством, оборудованным специальной техникой. Анализируется опыт отечественных организаций и учреждений по повышению квалификации водителей-полицейских.The article reveals the role of the additional vocational education training of drivers to the management of operational and service vehicles equipped with devices for feeding special light and sound signals. Examines the experience of national organizations and institutions to implement the training of drivers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональная переподготовка водителей к управлению транспортными средствами, оборудованными специальной техникой»

УДК 377.44

Н.П. Бакулин,

Тюменский институт повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел России

Профессиональная переподготовка водителей к управлению транспортными средствами, оборудованными специальной техникой

Условия служебной деятельности сотрудников дорожно-па-трульной службы предъявляют высокие требования к их профессиональному мастерству вождения автомобиля в повседневной служебной деятельности. Эти навыки совершенствуются у сотрудников отделов внутренних дел в результате прохождения курсов повышения квалификации в образовательных организациях Министерства внутренних дел России [1].

Анализ основных факторов, влияющих на надежность вождения в экстремальной ситуации исследуемой категории сотрудников, позволил определить основные недостатки подготовки водителей патрульно-постовой службы полиции, отделов вневедомственной охраны, изоляторов временного содержания, дежурных частей, полиции особого назначения и специальных отрядов быстрого реагирования, выявляемые в процессе повышения квалификации водителей Министерства внутренних дел, а также сотрудников, офицеров дорожно-патрульной службы, участковых уполномоченных, дополнительными служебными обязанностями которых является управление оперативно-служебным транспортным средством, оборудованным специальной техникой.

У большинства сотрудников наблюдаются затруднения при прогнозировании вероятного разви-

тия дорожной обстановки и управления своим автомобилем при сложной динамике системы «водитель - транспортное средство -дорожное движение» [2].

Профессиональное мастерство сотрудника-водителя развивается в результате повышения его образования, большого и разносторонннего опыта практического управления оперативно-служебным транспортным средством, оборудованным устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов. Профессиональное мастерство достигается в результате профессионального обучения, в процес-

Полицейская погоня на тренажере

се непрерывной подготовки, с которой на данный момент наблюдается определенная проблема в системе профессиональной переподготовки, поэтому эта тема является весьма востребованной и актуальной для дальнейшего исследования [7].

Несмотря на очевидную актуальность и необходимость подробного исследования этих вопросов, степень и глубина их проработки в настоящее время является недостаточной. Следует отметить, что проблематика подготовки сотрудников-водителей в системе Министерства внутренних дел России эпизодически

© Бакулин Н.П., 2016

^^ НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ БАКУЛИН

Ш^^Я^ соискатель, преподаватель кафедры огневой, тактико-специаль-■ ной подготовки и оперативного планирования Тюменского институ-Я?' та повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел России, старший офицер Министерства внутренних дел. Сфера научных интересов: боевая тактика. Автор 14 публикаций

шш

Рассматривается роль системы дополнительного профессионального образования в переподготовке водителей к управлению оперативно-служебным транспортным средством, оборудованным специальной техникой. Анализируется опыт отечественных организаций и учреждений по повышению квалификации водителей-полицейских. Ключевые слова: программы повышения квалификации для сотрудников отделов внутренних дел, система переподготовки водителей к управлению оперативно-служебным транспортным средством, оборудованным специальной техникой.

The article reveals the role of the additional vocational education training of drivers to the management of operational and service vehicles equipped with devices for feeding special light and sound signals. Examines the experience of national organizations and institutions to implement the training of drivers.

Key words: training programs for the staff of traffic police, the system of training the drivers to manage operational and service vehicles equipped special equipment.

описана лишь в работах Н.П. Балашовой, А.А. Белова, А.С. Квит-чук и др. Практически отсутствует в литературных источниках информация, касающаяся формирования навыков вождения водителей-полицейских транспортных средств категории «В», оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, формирования навыков скоростного маневрирования в экстренных ситуациях [6].

Современная сложная оперативная и дорожная ситуации требуют огромного водительского опыта со стороны наших сотрудников. Езда на большой скорости, оперативное осуществление тактических действий по преследованию, сопровождению или скорейшему доставлению задержанного - это лишь часть того, с чем приходится сталкиваться водителям-непрофессионалам. Следовательно, командному составу Министерства внутренних дел, профессорско-преподавательскому составу учебных подразделений приходится уделять большое внимание совершенствованию навыков пилотирования служебных автомашин личным составом [7].

К сожалению, не все образовательные учреждения могут обеспечить практико-ориентирован-ную направленность в достаточной мере, поэтому разрыв между теоретической подготовкой и практикой сотрудников полиции по-прежнему слишком велик. Кроме того, в настоящее время сложно сохранять соответствующее современным реалиям качество образования, так как полученные знания и умения быстро устаревают, поэтому требуется постоянное их обновление в системе дополнительного профессионального образования. В свою очередь, программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки сотрудников органов внутренних дел должны быть направлены на активное использование образовательного, научного и инновационного потенциалов при организации обучения с целью создания им условий для получения новых и совершенствования имеющихся умений и навыков, необходимых при выполнении служебных обязанностей [4, 5, 6].

Таким образом, принимая во внимание острую необходимость в совершенствовании индивидуальных навыков личного состава полиции, следует отметить необ-

ходимость образовательной программы профессиональной переподготовки для водителей с ярко выраженным практическим уклоном в сторону автодромной тренировки на закрытой площадке. П ри профессиональной переподготовке водителей необходимо сделать упор именно на развитии индивидуальных навыков управления полицейским автомобилем, оборудованным специальными сигналами.

В результате такого обучения полицейские смогут безаварийно управлять автомобилем благодаря применению приемов контраварийного вождения на дорогах общего назначения. Кроме того, подобная программа, во-первых, разрешит проблему качественной подготовки кадров, во-вторых, обеспечит безопасность дорожного движения на дорогах общего пользования, будет способствовать реализации основных требований федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах».

В настоящее время согласно требованиям части 3 статьи 81 Федерального закона № 273 от 29 декабря 2012 года Департаментом государственной службы и кадров Министерства внутренних дел России утверждена рабочая учебная программа подготовки водителей. В ней учтены все необходимые компетенции, она разработана на основе блочно-модульной технологии обучения, что повышает ее практическую значимость [6].

Анализ содержания этой программы показал, что одна из целей программы заключается в отработке будущими водителями-полицейскими навыков управления транспортным средством. Сотрудники органов внутренних дел обязаны уметь управлять автомобилем в различных стрессовых служебных ситуациях. Однако эта программа не учитывает индивидуальных навыков управ-

ления и особенности служебных компетенций разных служб. Учебная группа, как правило, комплектуется из инспекторов дорожно-патрульной службы, водителей-полицейских дежурных частей, отделов вневедомственной охраны, участковых уполномоченных, которые имеют совершенно различные навыки и выполняют различные функции при использовании служебного автомобильного транспорта в процессе несения службы.

Обычно сотрудники полиции, закрепленные за полицейским автотранспортом, имеют необходимый минимальный навык вождения легкового автомобиля с соблюдением правил дорожно-

го движения. Базовая автоподготовка им не нужна, так как обычно такой сотрудник имеет стаж вождения от 3-х лет. Но каждый сотрудник, закрепленный за оперативным транспортным средством, должен пройти профессиональное обучение в очной форме с обязательным отрывом от основного места работы. Автодромная подготовка требует большой концентрации внимания, поэтому скоростная и специальная подготовка проводятся вдали от города на закрытом специализированном автодроме [2].

Таким образом, проблема профессиональной переподготовки сотрудников отделов внутренних дел к управлению оператив-

но-служебным транспортным средством, оборудованным специальной техникой, должна стать предметом специального педагогического исследования [3]. А профессиональную переподготовку сотрудников органов внутренних дел, дополнительными должностными обязанностями которых является и управление транспортными средствами категории «В», оборудованными специальной техникой, в связи с разными уровнями базового образования рекомендуется организовывать и осуществлять в рамках профессионального обучения на базе профильных специализированных учебных заведений Министерства внутренних дел России.

ЛИТЕРАТУРА

1. Александров А.С., Баранов В.М. Полицейский как субъект научного творчества (к вопросу о пределах доктринальной критики действующих нормативных и правоприменительных актов) // Вестник Нижегородской академии МВД РФ. 2014. № 3 (27). С. 10-19.

2. Амельчаков И.Ф., Хрисанов В.А., Попов А.М., Мизхайли-ков В.Л. На пути совершенствования первоначальной профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации на базе Белгородского юридического института МВД РФ // Вестник Белгородского юридического института МВД РФ. 2014. № 1. С. 4-10.

3. Остапенко А.А. Концентрированное обучение как педагогическая технология: дис. ... канд. пед. наук (13.00.01). Краснодар, 1998. 200 с. РГБ ОД, 61:98-13/1061-9.

4. Проект концепции кадровой политики Министерства вну-

тренних дел Российской Федерации в органах внутренних дел (на период до 2020 года). URL: http://police-mvd. ru/ (дата обращения: 22.10.13).

5. Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30 ноября 2011 года № 342 // Российская газета. 2011. 7 дек.

6. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273 // Российская газета. 2012. 31 дек.

7. Шманева Л.В., Кузнецова М.Н. Выявление потребности сотрудников Госавтоинспекции в программах дополнительного образования (результаты исследования) // Транспортное дело России. 2014. № 2. С. 155-159.

LITERATURA

1. Aleksandrov A.S., Baranov V.M. Policeiskij kak sub''ekt nauchnogo tvorchestva (k voprosu o predelah doktrinal'noj kritiki deistvuyushih normativnyh i pravoprimenitel'nyh aktov) // Vestnik Nizhegorodskoj akademii MVD RF. 2014. № 3 (27). S. 10-19.

2. Amel'chakovI.F., HrisanovV.A., Popov A.M., MizhajlikovV.L. Na puti sovershenstvovanija pervonachal'noj professional'noj podgotovki sotrudnikov organov vnutrennih del Rossiiskoi Federacii na baze Belgorodskogo yuridicheskogo instituta MVD RF // Vestnik Belgorodskogo yuridicheskogo instituta MVD RF. 2014. № 1. S. 4-10.

3. Ostapenko A.A. Koncentrirovannoe obuchenie kak pedagogicheskaja tehnologija: dis. ... kand. ped. nauk (13.00.01). Krasnodar, 1998. 200 c. RGB OD, 61:9813/1061-9.

4. Proekt koncepcii kadrovoj politiki Ministerstva vnutrennih del Rossijskoj Federacii v organah vnutrennih del (na period do 2020 goda). URL: http://police-mvd.ru/ (data obrashhenija: 22.10.13).

5. Federal'nyj zakon «O sluzhbe v organah vnutrennih del Rossijskoj Federacii i vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii» ot 30 nojabrja 2011 goda № 342 // Rossijskaja gazeta. 2011. 7 dek.

6. Federal'nyi zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» ot 29 dekabrja 2012 goda № 273 // Rossijskaja gazeta. 2012. 31 dek.

7. Shmaneva L.V., Kuznecova M.N. Vyjavlenie potrebnosti sotrudnikov Gosavtoinspekcii v programmah dopolnitel'nogo obrazovanija (rezul'taty issledovanija) // Transportnoe delo Rossii. 2014. № 2. S. 155-159.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.