8. Дополнительное образование как средство профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних/ Муромов В. А.// Образование и проблемы развития общества. 2017, № 1 (3). стр.14-16
9. Ориентация на активные методы овладения знаниями/ Мутешко Н.С.// Образование и проблемы развития общества. 2017, № 1 (3). стр. 17-19
10. И / Павленчекова Л.А.// Образование и проблемы развития общества. 2017спользование информационно-коммуникационных технологий в современном обучении иностранному языку, № 1 (3). стр.20-23
11. Модели инновационного обучения, необходимых для решения практических проблем/ Покрамова О.В.// Образование и проблемы развития общества. 2017, № 1 (3). стр.24-27
12. Bases of formation of linguoculturological competence/ Yakhshieva Z.// Образование и проблемы развития общества. 2018, № 1 (5). стр.4-9
13. Наука в квадрате: новому времени - новые открытия!/ Вориводина М.В., Федорова С.Н.// Образование и проблемы развития общества. 2018, № 1 (5). стр.9-14
14. Геймификация как средство повышения эффективности онлайн-курсов/ Гаври-лова И.В.// Образование и проблемы развития общества. 2018, № 1 (5). стр.14-23
15. Лингвокультурологический анализ концепта "тополь" на материале рассказа то-лена абдикова "кектерек" ("голубой тополь")/ Гакрама К.М.// Образование и проблемы развития общества. 2018, № 1 (5). стр.24-29
16. Роль и задачи геометрического моделирования в процессе подготовки инженерных кадров/ Жураев Т.Х.// Образование и проблемы развития общества. 2018, № 1 (5). стр.30-35
ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ КОНТРАВАРИЙНОЙ ПОДГОТОВКИ НА БАЗЕ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ СИСТЕМЫ ВУЗОВ МВД РОССИИ Литвинов Артем Валерьевич, к.т.н., доцент (e-mail: [email protected]) Князев Константин Сергеевич, преподаватель (e-mail: [email protected]) Колобашкин Александр Владимирович, преподаватель (e-mail: [email protected]) Omsk Academy of the Ministry of the Interior of the Russian Federation
В статье рассматриваются перспективы реализации программы контраварийной подготовки на базе высших учебных заведений системы вузов МВД России. Проблема подготовки водителей транспортных средств по сей день остается весьма существенной для нашей страны. Стабильные показатели дорожно-транспортной аварийности водителей транспортных средств со стажем управления до трех лет диктуют новые условия для формирования программы их подготовки. Программа контраварийной подготовки на сегодняшний день является общедоступной для любого гражданина, однако учитывая высокую стоимость указанной программы, а также отсутствие специфики упражнений и направленности на их реализацию в служебной деятельности сотрудника полиции, необхо-
димость ее реализации при подготовке будущего сотрудника органов внутренних дел не вызывает сомнений. Анализ программ автошкол и центров повышения квалификации водителей, реализующих обучение по программе контраварийной подготовки, позволил выявить ряд недостатков, которые следует избегать при подготовке обучающихся. Обучение по программе контраварийной подготовки требует выполнение ряда условий: создание автодрома, отвечающего требованиям безопасности и обладающего необходимыми функциональными возможностями для обеспечения ряда компетенций, которыми должен обладать будущий сотрудник полиции; обеспечение рулевыми тренажерами для отработки навыков безопасного управления рулевым колесом и приемов скоростного руления в критических ситуациях; исправных автомобилей, зарегистрированных в установленном порядке; опытного преподавательского состава и отработанной методики проведения занятий. Необходимость реализации программы контраварийной подготовки сотрудников органов внутренних дел на базе учебных заведений системы вузов МВД России диктуется условиями выполнения ими служебной деятельности, повышенным внимание со стороны общественности, престижем и положительным образом сотрудника полиции в глазах населения.
Ключевые слова: безопасность дорожного движения, дорожно-транспортное происшествие, контраварийная подготовка, программа обучения, рулевой тренажер, скоростное руление, автодром.
Введение.
Состояние дорожно-транспортной аварийности на территории Российской Федерации нельзя назвать удовлетворительным. Причины, по которым ежегодно происходят сотни тысяч дорожно-транспортных происшествий, [1 - 3] десятки тысяч погибших и сотни тысяч погибших лежат на поверхности, они известны, однако борьба с ними требует больших усилий и системности действий. Основной же причиной огромного количества дорожно-транспортных происшествий остается - нарушение Правил дорожного движения [4] водителями транспортных средств. Ко всему прочему, стабильным остается показатель аварийности среди молодых водителей со стажем до трех лет [1 - 3].
Необходимость пересмотра существующих программ подготовки водителей транспортных средств, порядка проведения квалификационных испытаний на подтверждение знаний, умений и навыков управления транспортным - это лишь малая доля аспектов, которые следует принимать во внимание [5 - 9]. Указанные обстоятельства диктуют новые условия для расстановки акцентов при подготовке водителей транспортных средств. Особую нишу в касте водителей занимают сотрудники органов внутренних дел. Выполняемые ими служебные задачи зачастую требуют использование автомобилей, как служебных, так и личных. Подготовка курсантов и слушателей системы вузов МВД достаточна многогранна, немаловажную
роль помимо правовой грамотности, имеет тактико-специальная подготовка. В тактико-специальной подготовки входит дисциплина автомобильная подготовка. Некогда дисциплина с большим багажом учебных часов, на сегодняшний день, стала представлять курс, направленный на изучение лишь Правил дорожного движения. Однако, опыт, техническая база и кадровый потенциал, оставляет надежду на реализацию подготовки сотрудников полиции в области контраварийного вождения.
Получение навыков контраварийного вождения доступно любому гражданину, имеющему желание и возможность к такому обучению. Однако для подготовки сотрудников полиции должен быть принят иной подход, позволяющий реализовать тактические приемы и навыки управления автомобилем. Контраварийная подготовка должна стать одной из важнейших составляющих профессионализма современного сотрудника полиции, обеспечивающая необходимый уровень навыков управления автомобилем в критических ситуациях [10 - 16].
Цель работы - на основании опыта, полученного при прохождении обучения по программе контраварийной подготовки, рассмотреть возможности и перспективы реализации курса контраварийного вождения на базе высших учебных заведений системы вузов МВД.
Методика исследований.
Контраварийная подготовка требует использования положений теории деятельностного подхода. Данный подход позволяет обеспечить наиболее полную взаимосвязь теоретической и практической подготовки в рамках реализации программы контраварийного вождения. Применяемые при этом методы наблюдения, моделирования и анализа практических ситуаций вызывают интерес со стороны курсантов и слушателей. Еще одним подходом, который следует использовать в ходе реализации контраварийной подготовки, является компетентностный. Так на основе приобретения междисциплинарных знаний, полученных при изучении юридических, технических, медицинских и психологических дисциплин, образовательный процесс может представлен в виде интегративной целостности [17 -
19].
Результаты и их обсуждение.
Проводя анализ программ контраварийной подготовки, реализуемых на базе автошкол или центров повышения водительского мастерства, авторы пришли к выводу, что в большинстве своем программы очень схожи, однако сроки обучения, отведенные на обучение, различаются весьма значительно от 7 до 15 часов за курс.
Программа контраварийной подготовки состоит из трех этапов: тренажерная подготовка, летний автодром и зимний автодром. На наш взгляд наиболее важным этапом является тренажерная подготовка, где обучающимися проводиться работа над формирование правильного хвата, техники управления рулевым колесом, а также получение ими необходимых скоростных качеств. Стоит отметить, что отсутствие подобных рулевых
тренажеров или уделение недостаточное внимание этому компоненту подготовки способствует появлению большого количества ошибок при работе обучающегося на автодроме (полигоне).
Как показывает практика, формирование правильного хвата, освоения необходимой техники вращения рулевого колеса вызывает наибольшие трудности для восприятия у водителей, имеющим реальный стаж управления транспортным средством. Техника управления рулевым колесом двумя руками осваивается быстрее, чем техника управления рулевым колесом одной рукой с перекатом через тыльную сторону ладони [20]. Необходимо отметить, что методика обучения контраварийному вождению сформирована достаточно давно, известна и по каждому из упражнений существуют критерии правильного выполнения. Так, обучающийся (не является профессиональным водителем), успешно усвоивший курс, должен выполнить десять циклов поворота рулевого колеса за 27 - 30 с. Наблюдения, проведенные авторами, позволяют сделать вывод о том, что техника управления рулевым колесом одной и двумя руками, должна проверяться перед прохождением обучения на полигоне. Однако не всегда это реализуется центрами по контраварийной подготовке в полном объеме, зачастую, освоение техники управления рулевым колесом с перекатом через тыльную сторону ладони носит ознакомительный характер.
Программа летнего автодрома состоит в освоении обучающимися приемов управления рулевого колеса на автодроме и получении умений по воздействию на органы управления автомобилем. Несмотря на всю кажущуюся простоту набора упражнений: «восьмерка», «змейка», «змейка со смещением», «маятник между ограничителями», «габаритный коридор», движение в повороте, объезд препятствия, проезд неровностей, указанные упражнения лежат в основе формирования навыков контраварийного вождения. Стоит отметить, что эффективность выполнения упражнений при прохождении обучения по программе летней контраварийной подготовки очень зависит от функциональных возможностей автодрома: покрытие автодрома, обеспечение реалистичных скоростей выполнения упражнений, близких к средней скорости городского потока, размером автодрома, различных условий движения по автодрому, вместить автодрома и т.д. Очень важно, чтобы обучающийся понимал для чего им выполняется то или иное упражнение, для чего необходимо следовать методике проведения занятий. Методика проведения занятий должна включать обозначение названия упражнения, цели и задач, техники выполнения упражнения с акцентированием внимания на корректность воздействия на органы управления автомобилем, демонстрацию выполнения упражнения.
На площадках зимнего автодрома отрабатываются упражнения, связанные с потерей устойчивости на льду (дорожном покрытии с низким коэффициентом сцепления), например, «квадрат», «треугольник», «разворот на 180°», «полицейский разворот», «волчок», «ритмический занос», ступенчатое и импульсное торможение. Формирование умений по предупреждению
возникновения или предотвращению возникающих в процессе эксплуатации автомобиля явлений заноса задней оси и сноса передней оси автомобиля, безусловно, очень важная составляющая контраварийной подготовки и именно в зимних условиях ее реализация наиболее наглядна и эффективна. Однако, как показывает опыт наблюдений за реализацией этой программы в ряде автошкол, слишком большой объем времени уделяется подготовительным упражнениям. В этом случае на такие упражнения, как «полицейский разворот», «динамический хлыст», малый объем времени. Не менее важным в зимних условиях является отработка техники вхождения в повороты. Функциональные возможности зимнего автодрома во многом схожи с тем, что было перечислены при анализе контраварийной подготовки в условиях летнего автодрома.
Заключение.
В результате проведенного исследования можно прийти к выводу, что реализацию обучения по подобной программе, может быть осуществлена в условиях высших учебных заведений системы вузов системы МВД России. Проблема лишь состоит в формировании автодрома для выполнения упражнений. Однако, учитывая, что требования к указанным автодромам не закреплены в государственных стандартах и не подлежат регистрации в установленном порядке, указанное обстоятельство значительно упрощает процесс внедрения подобной программы в учебный процесс. Помимо этого, следует предусмотреть следующие условия.
1. Обеспечить этапности прохождения обучения: теоретическая подготовка, тренажерная подготовка, летняя и зимняя подготовка на полигонах.
2. Ограничение количества обучающихся, одновременно выполняющих упражнения на автодроме, в зависимости от размеров автодрома и количества инструкторов.
3. Обеспечение прохождения обучения на технически исправных и зарегистрированных в установленном порядке служебных или собственных автомобилях обучающихся.
4. Разработка полигонов для отработки практических навыков управления транспортными средствами в различных условиях: асфальтированная дорога, полоса препятствий с неровностями, движение по песку, щебню, мокрому асфальту, глине и т.д.
5. Строгое следование методике проведения занятий: название упражнения, обозначение цели и задач, обозначение управляющей цепочки действий водителя, подведение итогов с разбором ошибок и внесением рекомендаций по корректированию действий.
6. Обеспечение видеосъемки процесса обучения с целью совершенствования методики проведения занятий и просмотром указанных записей при разборе наиболее типичных ошибок обучающихся.
7. Внесение в программу подготовки тактических приемов и моделирование типовых ситуаций служебной деятельности при управлении транспортным средством.
Список литературы
1. Князев А.С., Линник Т.М, Бурмистров А.О. Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 12 месяцев 2017 года. Информационно-аналитический обзор. - М.: ФКУ нИц БДД МВД России, 2017, 18 с. URL: https://www.elibrary.ru/ download/elibrary_38570957_43300607.pdf (дата обращения 23.09.2020).
2. Линник Т.М., Воронина В.С., Галаева О.В. Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 12 месяцев 2018 года //. Информационно-аналитический обзор. - М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России», 2018, 18 с. URL: https://нцбдд.мвд.рф/news/item/16295803 (дата обращения 23.09.2020).
3. Воронина В. С., Линник Т.М., Наумов С.Б., Шестериков Н.А. Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 12 месяцев 2019 года // В.С. Воронина, Т.М. Линник, С.Б. Наумов, Н.А. Шестериков. Информационно-аналитический обзор. - М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России», 2020, 21 с.
4. Постановление Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 (ред. от 26 марта 2020 г.) «О Правилах дорожного движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения») (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_2709 (дата обращения 23.09.2020).
5. Чибаков А. С. Формирование понятийных и образных представлений при изучении основ законодательства в сфере дорожного движения // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 4-1. С.191-195.
6. Котенкова И.Н., Сенин И.С. Использование различных методик обучения вождению при подготовке водителей категории «В» в автошколах // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. 2013. № 2. С.82-93.
7. Николаева Р.В. Повышение безопасности и культуры вождения молодых водителей // Вестник НЦБЖД. 2015. № 4(26). С.39-44.
8. Пущина С. И. Обеспечение безопасных условий для начинающих водителей, остановки и стоянки ТС (зарубежный опыт) // Вестник гражданских инженеров. 2015. № 5(52). С.224-230.
9. Казаченок В.В. Повышение уровня культуры водителей как фактор безопасности дорожного движения // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2016. № 2(36). С.33-40.
10. Гоннов Р.В. Автомобильная и контраварийная подготовка сотрудников полиции / Р.В. Гоннов, Е.Н. Шаров, В. А. Иноценко // Актуальные вопросы права и правоприменения: электронный сборник материалов всероссийской научно-практической конференции. - Краснодарский университет внутренних дел Российской Федерации, Ставропольский филиал. 2017. - С. 302-310.
11. Алексейцев И. А. Контраварийная подготовка водителей транспортных средств, выполняющих служебные обязанности на транспортных средствах полиции / И.А. Алексейцев, В. А. Иноценко // Актуальные вопросы права и правоприменения: электронный сборник материалов всероссийской научно-практической конференции. -Краснодарский университет внутренних дел Российской Федерации, Ставропольский филиал. 2017. - С. 24-27.
12. Митрахович В.А. О разработке проблемы контраварийной автомобильной подготовки военнослужащих / В.А. Митрахович, В.С. Федоров // Психолого-педагогические проблемы военного образования: сборник научно-педагогических трудов. Под науч. Ред. И.И. Соколовой, В. А. Митраховича, А.Р. Моисеева. - ФГКВОУ ВО
«Военная академия связи имени маршала Советского союза С.М. Буденного». Санкт-Петербург. 2017. - С. 382-388.
13. Шевцова С.В. Контраварийная подготовка военных водителей / С.В. Шевцова, Д.Б. Зубатыкин // Глобальный научный потенциал. - 2018. - № 6 (87). - С. 24-27.
14. Юдин И.В. Основные этапы развития контраварийного вождения / И.В. Юдин, Д.Б. Зубатыкин // Перспективы науки. - 2018. - № 6 (105). - С. 147-150.
15. Сошин А. А. Подготовка сотрудников дорожно-патрульной службы государственной инспекции безопасности дорожного движения к действиям по управлению автомобилем в критической ситуации / А. А. Сошин, А.В. Желтобрюх // Аллея науки. -2018. - № 1 (17). - С. 790-793.
16. Бакулин Н.П. Тактико-специальная подготовка водителей МВД / Н.П. Бакулин, Р.А. Рустамов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - № 6. - С. 61-69.
17. Яшина Л.И. Внедрение инноваций как способ обеспечения качества образования студентов // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 4-1. С.202-206.
18. Брутян В.А. Профессионально-педагогическая компетентность преподавателя юридических специальностей вузов // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 42. С.314-318.
19. Ахмедьянова Г.Ф. Инвариантность качеств выпускника в процессе его профессионального становления // Современные наукоемкие технологии. 2017. № 4. С.65-69.
20. Белоусова С.В. Обучение сотрудников военной автомобильной инспекции Министерства обороны Российской Федерации приемам скоростного руления / С.В. Бело-усова, Э.С. Цыганков, В.Н. Зудин // Экстремальная деятельность человека. - 2015. - № 4 (37. - С. 3-6.
21. Информационно-коммуникационные технологии в преподавании истории/ Бы-ланова С.В.// Образование и проблемы развития общества. 2017, № 1 (3). стр. 4-7
22. Всероссийская олимпиада как форма апробации научных исследований/ Молова О.И.// Образование и проблемы развития общества. 2017, № 1 (3). стр. 8-13
23. Дополнительное образование как средство профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних/ Муромов В. А.// Образование и проблемы развития общества. 2017, № 1 (3). стр.14-16
24. Ориентация на активные методы овладения знаниями/ Мутешко Н.С.// Образование и проблемы развития общества. 2017, № 1 (3). стр. 17-19
25. И / Павленчекова Л.А.// Образование и проблемы развития общества. 2017спользование информационно-коммуникационных технологий в современном обучении иностранному языку, № 1 (3). стр.20-23
26. Модели инновационного обучения, необходимых для решения практических проблем/ Покрамова О.В.// Образование и проблемы развития общества. 2017, № 1 (3). стр.24-27
27. Bases of formation of linguoculturological competence/ Yakhshieva Z.// Образование и проблемы развития общества. 2018, № 1 (5). стр.4-9
28. Наука в квадрате: новому времени - новые открытия!/ Вориводина М.В., Федорова С.Н.// Образование и проблемы развития общества. 2018, № 1 (5). стр.9-14
29. Геймификация как средство повышения эффективности онлайн-курсов/ Гаври-лова И.В.// Образование и проблемы развития общества. 2018, № 1 (5). стр.14-23
30. Лингвокультурологический анализ концепта "тополь" на материале рассказа то-лена абдикова "кектерек" ("голубой тополь")/ Гакрама К.М.// Образование и проблемы развития общества. 2018, № 1 (5). стр.24-29
31. Роль и задачи геометрического моделирования в процессе подготовки инженерных кадров/ Жураев Т.Х.// Образование и проблемы развития общества. 2018, № 1 (5). стр.30-35
Litvinov Artyom Valerievich, Cand.Tech.Sci., associate professor (e-mail: [email protected])
Federal State Public Institution of Higher Education «Omsk Academy Interior of the Russian Federation», Omsk, Russian Federation Knyazev Konstantin Sergeivich, educator (e-mail: [email protected])
Federal State Public Institution of Higher Education «Omsk Academy Interior of the Russian Federation», Omsk, Russian Federation Kolobashkin Alexander Vladimirovich, educator (e-mail: [email protected]) Federal State Public Institution of Higher Education «Omsk Academy of the Ministry of the Interior of the Russian Federation», Omsk, Russian Federation
PROSPECTS FOR IMPLEMENTING THE PROGRAM OF COUNTER-EMERGENCY TRAINING ON THE BASIS OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS
Abstract. The article discusses the prospects for implementing the program of counter-emergency training on the basis of higher educational institutions of the Ministry of internal Affairs of Russia. The problem of training vehicle drivers remains very significant for our country to this day. Stable indicators of road traffic accidents for drivers of vehicles with up to three years of driving experience dictate new conditions for the formation of their training program. The program of counter-emergency training is currently publicly available to any citizen, but given the high cost of this program, as well as the lack of specific exercises and focus on their implementation in the official activities of a police officer, the need for its implementation in the training of a future employee of the internal Affairs bodies is not in doubt. An analysis of the programs of driving schools and driver training centers that implement training under the counter-accident training program revealed a number of shortcomings that should be avoided when training students. Training under the counter-accident training program requires a number of conditions: creating a race track that meets safety requirements and has the necessary functionality to provide a number of competencies that a future police officer should have; providing steering simulators for practicing safe steering wheel control and high-speed taxiing techniques in critical situations; serviceable cars registered in accordance with the established procedure; experienced teaching staff and proven methods of conducting classes. The need for implementation of the program of defensive driving training for employees of internal Affairs bodies on the basis of educational institutions of system of educational institutions of the MIA of Russia is dictated by the fulfilment of their official activities, increased attention from the public, prestige and positive image of the police in the eyes of the population.
Keywords: road safety, road accident, emergency training, training program, steering simulator, high-speed taxiing, race track.
of the Ministry of the
of the Ministry of the