Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ВОДИТЕЛЕЙ СО СПЕЦСИГНАЛАМИ'

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ВОДИТЕЛЕЙ СО СПЕЦСИГНАЛАМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
280
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОЛИЦЕЙСКИЙ ВОДИТЕЛЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ОПЕРАТИВНО-СЛУЖЕБНЫЙ АВТОМОБИЛЬ / ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / КОМПЕТЕНЦИИ БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОТРАНСПОРТА / ПРАКТИЧЕСКОЕ ВОЖДЕНИЕ / POLICE DRIVER / PROFESSIONAL TRAINING / EDUCATIONAL PROCESS / ROAD SAFETY / OPERATIONAL-SERVICE CAR / TRAFFIC RULES / COMPETENCE OF SAFE OPERATION OF VEHICLES / PRACTICAL DRIVING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бакулин Николай Петрович

В статье рассматриваются проблемы реализации программ "повышения квалификации сотрудников полицейских (водителей) и лиц, допущенных к управлению оперативными или служебными автомобилями, которые оборудуются устройствами для подачи спецсигналов". Рассматриваются аспекты использования технических средств обучения при автодромной подготовке, вопросы медицинского обеспечения профессиональной надежности водителя при проведении автодромной подготовки в рамках учебного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бакулин Николай Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT ISSUES OF IMPLEMENTATION OF ADVANCED TRAINING PROGRAMS FOR DRIVERS WITH SPECIAL SIGNALS

The article deals with the problems of implementing programs for "improving the skills of police officers (drivers) and persons admitted to driving operational or service vehicles that are equipped with devices for sending special signals". The article deals with the aspects of using technical training tools in road training, as well as issues of medical support for professional driver reliability during road training as part of the educational process.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ВОДИТЕЛЕЙ СО СПЕЦСИГНАЛАМИ»

да го г и чес кие чтения". - Саранск: Мордов. гос. пед. ин-т им. М.Е. Евсевьева, 2016. - С. 39-44.

6. Кетриш Е В. Готовность педагога к работе в условиях инклюзивного образования [Электрон ный ресурс! : монография / Е.В. Кетриш. Екатеринбург: Изд-ео Рос. гос. проф.- пед. ун-та, 2018. 120 С. Режим доступа: http://ebr.fSvpu.ru/978-5-8050-0653-2 (дата обращения 09.07.2020).

7. Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управления школой. - М.: Педагогика, 1986. - 144 с.

8. Никитовская Г.В. Развитие личностно-твор-ческого компонента управленческой компетентности будущих педагогов / Г.В. Никитовская, С.Б. Серякова И Современные образовательные технологии е подготовке педагога с учетом профессионального стандарта. - Орехово-Зуево: Гос. гум.-технол. ун-т, 2017. - С. 435-439.

9. Декомпозиция в задачах большой размерности. В.И. Цурков. - М. : Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1981. - 352 с.

CURRENTISSUES OF IMPLEMENTATION OF ADVANCEDTRAMNG PROGRAMS FOR DRIVERSWITH SPECIAL SIGNALS Baku tin Nikotay Petmvich, PhD ofPedagogical sciences, Associate Professor of Special Training, Tyumen Advanced Training Institute of Ministry of Interior of Russia, TIPS of the MIA of Russia, Police Lieutenant Colonel, Tyumen

The article deals with the problems of implementing programs for "improving the skills of police officers (drivers) and persons admitted to driving operational or service vehicles that are eguipped with devices for sending special signals". The article deals with the aspects of using technical training tools in road training, as well as issues of medical support for professional driver reliability during road training as part of the educational process.

Keywords: police driver; professional training; educational process; road safety; operational-service car; traffic rules; competence of safe operation of vehicles; practical driving.

DOI 10.24923/2222-243X.2020-36.40

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ УДК 378

ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ВОДИТЕЛЕЙ ВАК РФ 13.00.08

СО СПЕЦСИГНАЛАМИ

В статье рассматриваются проблемы реализации программ "повышения ква- ф Баку/щнН.П., 2020 лификации сотрудников полицейских (водителей) и лиц допущенных к управлению оперативными или служебными автомобилями, которые оборудуются устройствами для подачи спецсигналов". Рассматриваются аспекты использования технических средств обучения при автодромной подготовке, вопросы медицинского обеспечения профессиональной надежности водите ля при проведении автодромной подготовки в рамках учебного процесса.

Ключевые слова: полицейский водитель; профессиональная подготовка;учебный процесс; безопасность дорожного движения; оперативно-служебный автомобиль; правила дорожного движения; компе тенции безопасной эксплуатации автотранспорта; практическое вождение.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 876 от 15 декабря 2007 года [1 ] водители транспортных средств со спецсигналами обязаны каждые пять лет совершенствовать компетенции управления транспортом. Однако анализ материалов проверок учебных и образовательных заведений органов правопорядка, реализующих программы повышения квалификации сотрудников полицейских (водителей), выявил основные проблемы, стоящие перед педагогическими коллективами, и препятствующие эффективной реализации вышеуказанных программ повышения квалификации.

Изучение практики подготовки полицейских-водителей и последующего их допуска к управлению оперативными, патрульными и служебными транспортными средствами категории "В", а также допуска к управлению служебными автомобилями "автозак" позволил выявить основные повторяющиеся проблемы и ошибки по вопросам повышения квалификации полицейских-водителей в учебных ведениях МВД России.

БАКУЛИН Николай Петрович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры Специаль ной подготовки, Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России, ТИПКМВД России, подполковник полиции, Тюмень

LU

s ^

о

LU

< ct

LU

* * *

Основные сложности в вопросах подготовки полицейских-водителей со спецсигналами можно разделить на три типа проблем.

Первая проблема связана с организационными вопросами эффективной реализации курсов повышения квалификации полицейских водителей.

Вторая проблема связана с вопросами использования средств технического обучения и документального оформления их эксплуатации, а также с качеством используемых технических средств обучения.

Третья проблема тесно связана с вопросами медицинского обеспечения проверки состояния здоровья обучающихся для реализации профессиональной надежности полицейских водителей при проведении летней {зимней} практической автодромной подготовки, в том числе с использованием оперативно-служеб-ных средств малого и среднего класса, с задним, передним моноприводами и полноприводными автомобилями повышенной проходимости для наиболее эффективного усвоения приемов безопасного управления транспортом, тестирования уровня умений и навыков габаритной, габаритно-скоростной и специальной подготовки.

Проблемы организационных вопросов реализации основных программ повышения квалификации можно разделить на два типа. Первый элемент-это дефицит времени, отводимый для организации учебного процесса. Количество времени, выделяемое для образовательной организации при подготовке сотрудников, составляет не более 46 академических часов. Данная проблема дефицита времени организации курсов профессиональной подготовки полицейских водителей стала актуальной особенно после ряда сокращений сотрудников правоохранительных органов. В настоящее время с 1 сентября 2018 года программа повышения квалификации сотрудников, допущенных к управлению сотрудниками, претерпела существенное сокращение теоретических часов, в то же время, несмотря на оставленное без изменений количество автодромной подготовки, крайне сложно реализовать в рамках внеучеб-ной сетки. [2,3]

В территориальных органах в 2020 году в пик распространения новой инфекции на счету - каждый сотрудник. Опытный сотрудник, эксплуатирующий трафарированный автомобиль, оснащенный устройствами для подачи спецсигналов, задействован прежде всего. Водительское мастерство такого сотрудника, его компетенции использования конструкцион-

ных, скоростных, маневренных качеств патрульных автомобилей, знание маршрутов и районов патрулирования, способность безаварийно управлять автомобилем в любых погодных условиях позволяет реализовать оперативность использования сил и средств органа правопорядка, И убытие даже на неделю полицейского водителя вызывает необходимость искать ему подмену.

В связи сусложнением оперативной обстановки из образовательных учреждений системы Министерства внутренних дел существовала необходимость отзыва сотрудников полицейских (водителей) или лиц ( не сотрудников), эксплуатирующих служебные автомобили, оснащенные спецсигналами в территориальных органах. Таким образом, отзыв с курсов повышения квалификации должен был сопровождаться обязательным оформлением документов на откомандирование слушателей в территориальные органы.

Недопустимо даже частичное привлечение обучаемых сотрудников (слушателей), направленных на курсы повышения квалификации водителей категории "В", или курсы повышения квалификации полицейских-водителей, управляющих автомобилями для перевозки обвиняемых и подозреваемых, к решению оперативно-служебных задач на закрепленном служебном автомобиле с выпуском на маршрут, В то же время, если существует оперативная необходимость, обучаемые (слушатели), прибывшие на курсы повышения квалификации, могут входить в состав функциональных групп оперативного резерва, организуемых в образовательном учреждении Министерства внутренних дел по решению вышестоящего органа управления.

Оптимальным решением сложившейся проблемы будет использование регламента учебного времени, отведенного Приказом Минобрнауки № 161, действующего с 1 сентября 2018 года, но с интенсификацией тренировочного процесса на автомобилях и полным запретом использования обучаемых на других видах служебной деятельности. Это позволит качественно совершенствовать профессиональные компетенции полицейского-водителя в безопасном управлении патрульными, служебными и оперативными автомобилями с минимальным отрывом от основного вида деятельности.

Второй тип организационных проблем при реализации программ повышения квалификации - небольшой опыт у преподавателей и инструкторов практического обучения вожде-

нию и практической езде специализированных навыков по управлению автомобилей, оборудованных устройствами для подачи световых и звуковых сигналов, а также контраварийной езде.

В практике подготовки "кандидатов в водители" преподавательский состав занимается вопросами теоретического обучения, В Российской Федерации в автошколах также четко разграничен спектр функциональных обязанностей преподавателя и инструктора производственного обучения при первоначальном обучении гражданина по профессии "водитель автомобиля". В автошколах, реализующих программы повышения квалификации водителей со спецсигналзми, также сохраняется тенденция разграничения деятельности педагогических работников и инструкторов производственного обучения. Теоретические занятия проводят преподаватели, практической подготовкой занимаются инструктора по производственному обучению.

Несколько иная картина представлена в учебных учреждениях системы МВД. При реализации основных программ повышения квалификации сотрудников к управлению патрульными транспортными средствами теоретическую подготовку ведет сотрудник кафедры, за которой закреплена автоподготовка. Автоподготовка может преподаваться на кафедре специальной подготовки, кафедре тактико-специальной подготовки, кафедре огневой подготовки и оперативного планирования, и наконец, на специализированном факультете повышения квалификации сотрудников органов внутренних дел. Как правило теоретическую и практическую автоподготовку ведет сотрудник кафедры преподаватель либо старший преподаватель, состоящий на должности старшего командного состава и имеющий ранг старшего офицера. Подбор преподавательского состава должен осуществляться из числа лиц, имеющих высшее педагогическое или техническое образование, практический опыт службы в территориальных органах, богатый опыт управления патрульными транспортными средствами, оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов. Данный сотрудник также должен подбираться из числа педагогического состава, имеющего значительный водительский стаж, опыт управления автотранспортом в различных оперативных ситуациях и (или) имеющий боевой опыт с использованием специализированного автотранспорта. Приветствуется наличие ученой

степени, а также владение навыками методики обучения скоростному рулению в процессе управления автомобилем. За данным сотрудником закрепляется несколько учебных автомобилей, и он несет материальную ответственность за эксплуатацию данного автотранспорта.

К плюсам такой подготовки безусловно относится практическая направленность обучения и отработанная педагогическая методика совершенствования умений навыков обучающихся, широкий спектр применяемых методов психофизиологического тестирования и коррекции. К минусам такой подготовки необходимо отнести жесткость практического обучения, использование сложных упражнений в виде нормативов, иерархического ранжирования навыков обучаемых с применением "двухступенчатой системы тройного деления" [4, С. 17]. Все это приводит к тщательному отбору и комплектованию экипажей оперативно-слу-жебных автомобипей лучшими водителями. Несоответствующие требованиям сотрудники не получают допуск к управлению оперативно-служебного автотранспорта. Вместе с тем зачастую преподаватели имеют небольшой опыт преподавания контраварийной подготовки, либо они стараются не вести предметы по контраварийной подготовке. Связано это с множеством причин: отличной материальной ответственности преподавателя за эксплуатируемые учебные автомобили, до отсутствия у организации заинтересованности в дополнительном обеспечении учебного процесса горюче-смазочными материалами.

Вторая проблема связана с вопросами использования средств технического обучения и документального оформления их эксплуатации, в частности, как правило, отсутствуют графики очередности (обучения вождению) практической и контраварийной подготовки обучаемых вне учебной сетки.

Обучение вождению на автомобилях, оборудованных спецсигналами целесообразно проводить в условиях специализированного автодрома. Упражнения, отрабатываемые в соответствии с учебной программой, производятся при включении/выключении сирены и световой иллюминации. Использование для обучения дорог общего пользования не может обеспечить абсолютную безопасность всем участникам дорожного движения, К тому же необходимо добавить, что в качестве единицы времени по практическому вождению считается астрономический час, В таких условиях для реализации практической подготовки во вне

ш S

О ш

<

С[ ш

# * *

214

учебной сетке требуется наличие некоторого количества мастеров по производственному вождению. Однако в штатной сетке большинства образовательных организаций системы Министерства внутренних дел отсутствуют должности мастеров производственного вождения.

Расчет транспортных средств, необходимых для организации практической учебной езды, осуществляется по следующей формуле:

Нтг =

Т X К

Г X 24,5 X 12

+ 1,

где количество автотранспортных средств;

Г- количество часов вождения в соответствии с учебным планом;

К- количество обучающихся в год;

время работы одного учебного транспортного средства равно: выработка 7,2 часа - когда мастер производственного обучения закрепляется на одно учебное транспортное средство, выработка 14,4 часа - два мастера производственного обучения закрепляются на одно учебное транспортное средство; при этом в формуле 24,5 - среднее количество рабочих дней в месяц; 12 - количество рабочих месяцев в году; в то же время в формуле присутствует одно транспортное средство в качестве резервного.

Решение данной проблемы рассмотрим на практическом примере.

Например: общий объем учебной нагрузки практической индивидуальнойезды составляет 400 астрономических часов на 1 учебную группу). Из расчета: 20 человекдолжны осуществить индивидуальное практическое вождение транспортного средства, оборудованного устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов по 20 академических часов. Тогда, согласно вышеуказанной формуле, для организации внеучебной сетки на учебную группу потребуется:

-14 автомобилей;

- 14 инструкторов для организации вне-учебной сетки;

- 400 час аренды автодрома на 1 учебную группу (в средним стоимость аренды автодрома составит 650 рублей/час);

- Топливо 700-760 литров (на 1 учебную группу) при условии, если учебные автомобили - ВАЗ.

Учитывая вышесказанное, решением проблемы организации автодромной подготовки

и эффективного использования технических средств обучения - автомобилей, будет являться прибытие сотрудников полиции на патрульных автомобилях, закрепленных за ними и снабжением горючесмазочными материалами организацией, направившей их на обучение.

Третья проблема связана с вопросами соблюдения медицинского режима обеспечения проверки состояния здоровья обучающихся, В частности не выполняются требования к условиям реализации примерной программы повышения квалификации водителей транспортных средств, оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов (Пр, Минобрнауки России от 1 марта 2018 г, № 161) в предоставлении обучаемыми медицинского заключения о наличии (отсутствии) противопоказаний для управления транспортными средствами.

Согласно действующему законодательству, медицинская справка у водителя запрашивается при замене национального водительского удостоверения один раз в 10 лет. Так как обучаемые прибывают на курсы из многих регионов Российской Федерации, то они не имеют возможности пройти медицинское освидетельствование по причине отсутствия регистрации. В то же время по месту прохождения службы полицейский водитель вынужден проходить медицинское освидетельствование за свой счет и вынужден потратить на данное мероприятие 1-2 рабочих дня. Так как время действия справки медицинского освидетельствования ограничено, то водитель не имеет возможности использовать для реализации других своих гражданских прав.

Однако полицейский водитель ежегодно проходит диспансеризацию в прикрепленном за территориальным органом медицинском учреждении с участием основных врачей и сдает необходимые анализы, В частности, сдается моча на наличие психотропных и наркотических веществ. Для закрепления за оружием сотрудник полиции ежегодно проходит психологическое тестирование и собеседование с практикующим психологом органов внутренних дел, Налицо дублирование всех операций юридического и медицинского характера в отношении полицейского-водителя.

Решением существующей проблемы может быть два варианта. Первый вариант: обязать комплектующие территориальные органы о необходимости предоставления обучаемыми медицинского заключения о наличии (отсутствии) противопоказаний для управления транспортными средствами и налаживанием централизованного прохождения внепланово-

го медицинского освидетельствования сотрудниками, направляемыми на курсы повышения квалификации. Отрицательной стороной такого решения служит наличие/отсутствие в различных регионах у медицинских организаций при Министерстве внутренних дел. Второй вариант: освободить полицейских-водителей от прохождения внепланового медицинского освидетельствования, но обязать территориальные органы предоставлять обучаемый конти-гент со следующими документами:

1) ксерокопия медицинской справки о наличии проф.осмотра за текущий год;

2} ксерокопия действительного водительского удостоверения с оборотной стороной, где отражены допуски к различным категориям транспортных средств;

3) копия приказа о закреплении марки, типа оперативно-служебного автомобиля за конкретным сотрудником.

Далее в образовательном учреждении формируется пакет документов на водителя, который сдается в учебный отдел. Это позволяет оперативно получить информацию о стаже, состоянии здоровья и допусках на транспорт сотрудника.

При обеспечении безопасности эксплуатации оперативно-служебного автотранспорта, оборудованного устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, должны отсутствовать спорные вопросы и упущенные без внимания мелочи {технические, организационные, психологические и др}. Главным и важным звеном в вопросах ис-

пользования патрульных автомобилей, а следовательно, в обеспечении безопасности всех участников дорожного движения, остается че-ловек-оператор - он же сотрудник правоохранительных органов, он же полицейский водитель, допущенный к самостоятельному управлению оперативно-служебным транспортом, Поэтому в спорных вопросах при подготовке такого сотрудника в данной статье была предпринята попытка на реальных примерах найти решение основным проблемам, которые на практике встречаются в педагогической деятельности при реализации краткосрочных курсов повышения квалификации полицейских водителей оперативно-служебного автотранспорта.

Примечания:

% Постановление Правительства РФ от 15 декабря 2007 Г. № 876 "О подготовке и допуске водителей к управлению транспортными средствами ; оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов" // Рос. газ. - 2007. - 22 декабря

2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 декабря 2013 г № 1108 "Об утверждении при мерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий"// Рос, газ. - 2014. - 1 августа

3. Приказ Минобрнауки России от 1 марта 2018 г. № 161 "Об утверждении примерных программ повышения квалификации водителей транспортных средств соответствующих категорий"

4. Марищук В.Л. Психодиагностика в спорте : учебн. пособ. для вузов / В.Л. Марищук, Ю.М. Блу-дов, Л.К. Серова. - М.: Просвещение, 2005.- 349 с.

О Ш

0 СИ

ш

CK

1 о

со «

го

S

21S

INTEGRA TION OFEDUCA TföNAL AND EXTRACURRICULAR ACTIVITIES OF STUDENTS OF COLLEGE AS CONDITION OF FORMA TtON OF THE GENERAL COMPETENCES OF STUDENTS OF COLLEGE Boigar Natalia Nlkolaevna, PhD of Philosophical science Solovyev Taras Viktorovkh, Postgraduate Student

St. Petersburg Academy of Post Graduate Pedagogical Education, St Petersburg

The article deals with the problem of formation of General competencies of students in the SPO system. The specificity of General competencies in comparison with professional competencies is determined. As one of the conditions for the formation of General competencies, the integration of forms of educational activity of students, namely, the integration of educational and extracurricular activities, is considered. This approach to achieving competencies, motivation for learning and cognitive activity has not been sufficiently studied in science and is of interest.

Keywords: competences; general competences; secondary professional education; integration; educational and extracurricular activities,

DO! 10.24923/2222-243X.2020-36.41

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.