Научная статья на тему 'ЛЕТНЯЯ АВТОДРОМНАЯ ПОДГОТОВКА КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО УПРАВЛЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫМИ ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ КАТЕГОРИИ «В», СОСТОЯЩИМИ НА ВООРУЖЕНИИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ'

ЛЕТНЯЯ АВТОДРОМНАЯ ПОДГОТОВКА КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО УПРАВЛЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫМИ ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ КАТЕГОРИИ «В», СОСТОЯЩИМИ НА ВООРУЖЕНИИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
41
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / АВТОМОБИЛИ СО СПЕЦИАЛЬНЫМИ СИГНАЛАМИ / VOCATIONAL TRAINING / ROAD SAFETY / VEHICLES WITH SPECIAL SIGNALS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Карпушкин В.В.

В статье рассматриваются отдельные вопросы повышения качества практической подготовки водителей ведомственного автотранспорта со специальными сигналами на современном этапе, в условиях летнего автодрома, на основе анализа профессиональной подготовки сотрудников УМВД Брянской области и сотрудников ОВО ФС ВНГ по Брянской области, проходивших обучение в 2017-2020 году. Автором проведен сравнительный анализ аварийности на дорогах общего пользования по регионам Российской Федерации. На примере служебного автотранспорта УМВД России по Брянской области проведен анализ типичных дорожно-транспортных происшествий, характерных для автомобилей, оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Карпушкин В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUMMER AUTODROME TRAINING, AS THE BASIS FOR THE FORMATION OF PRACTICAL SKILLS FOR THE SAFE MANAGEMENT OF SPECIAL VEHICLES, CATEGORY «B», WHICH ARE IN SERVICE WITH LAW ENFORCEMENT AGENCIES

The article discusses certain issues of improving the quality of practical training of drivers of departmental vehicles with special signals at the present stage, in the conditions of a summer autodrome, based on an analysis of the professional training of employees of the Ministry of Internal Affairs of the Bryansk region and employees of the OVO FS VNG in the Bryansk region, who were trained in 2017-2020. The author carried out a comparative analysis of accidents on public roads in the regions of the Russian Federation. On the example of official vehicles of the Russian Ministry of Internal Affairs in the Bryansk region, an analysis of typical road accidents typical for vehicles equipped with devices for supplying special light and sound signals was carried out.

Текст научной работы на тему «ЛЕТНЯЯ АВТОДРОМНАЯ ПОДГОТОВКА КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО УПРАВЛЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫМИ ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ КАТЕГОРИИ «В», СОСТОЯЩИМИ НА ВООРУЖЕНИИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ»

ЛЕТНЯЯ АВТОДРОМНАЯ ПОДГОТОВКА КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО УПРАВЛЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫМИ ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ КАТЕГОРИИ «В», СОСТОЯЩИМИ НА ВООРУЖЕНИИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ

ОРГАНОВ

SUMMER AUTODROME TRAINING, AS THE BASIS FOR THE FORMATION OF PRACTICAL SKILLS FOR THE SAFE MANAGEMENT OF SPECIAL VEHICLES, CATEGORY «B», WHICH ARE IN SERVICE WITH LAW ENFORCEMENT AGENCIES

УДК 14.37.00

В.В. КАРПУШКИН,

кандидат юридических наук (Брянский филиал Всероссийского института повышения квалификации МВД России, Россия, г. Брянск) vovo4kaw@mail.ru

VLADIMIR V. KARPUSHKIN,

Candidate of Law (Bryansk branch of the Institute of advanced training of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Bryansk, Russia)

Аннотация: в статье рассматриваются отдельные вопросы повышения качества практической подготовки водителей ведомственного автотранспорта со специальными сигналами на современном этапе, в условиях летнего автодрома, на основе анализа профессиональной подготовки сотрудников УМВД Брянской области и сотрудников ОВО ФС ВНГ по Брянской области, проходивших обучение в 2017-2020 году.

Автором проведен сравнительный анализ аварийности на дорогах общего пользования по регионам Российской Федерации. На примере служебного автотранспорта УМВД России по Брянской области проведен анализ типичных дорожно-транспортных происшествий, характерных для автомобилей, оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, безопасность дорожного движения, автомобили со специальными сигналами.

Для цитирования: Карпушкин В.В. Летняя автодромная подготовка как основа формирования практических навыков безопасного управления специальными транспортными средствами категории «В», состоящими на вооружении правоохранительных органов // Проблемы правоохранительной деятельности. 2020. № 4. С.62-64.

Abstract: the article discusses certain issues of improving the quality of practical training of drivers of departmental vehicles with special signals at the present stage, in the conditions of a summer autodrome, based on an analysis of the professional training of employees of the Ministry of Internal Affairs of the Bryansk region and employees of the OVO FS VNG in the Bryansk region, who were trained in 2017-2020.

The author carried out a comparative analysis of accidents on public roads in the regions of the Russian Federation. On the example of official vehicles of the Russian Ministry of Internal Affairs in the Bryansk region, an analysis of typical road accidents typical for vehicles equipped with devices for supplying special light and sound signals was carried out.

Keywords: vocational training, road safety, vehicles with special signals.

For citation: Karpushkin V.V. Summer autodrome training, as the basis for the formation of practical skills for the safe management of special vehicles, category «B», which are in service with law enforcement agencies // Problems of Law Enforcement Activity. 2020. № 4. P. 62-64.

Аварийность на дорогах общего пользования является для нашей страны серьезной проблемой, несоответствие дорожно-транспортной инфраструктуры потребностям общества, недостаточная эффективность функционирования системы обеспечения безопасности дорожного движения, крайне низкая дисциплина и невысокий уровень практических навыков и умений в управлении транспортными средствами - все это приводит к тому, что, несмотря на предпринимаемые меры, количество лиц, погибших в автомобильных авариях, растет с каждым годом. Так, по данным электронного издания gazeta.ru [1], в среднем в месяц на территории России происходит 12000 ДТП с погибшими и пострадавшими, а за первые 6 месяцев 2020 года число пострадавших в различных автоавариях составило более 100 тысяч человек.

Основными видами дорожно-транспортных происшествий на протяжении многих лет остаются наезд на пешеходов, препятствие или столкновение со стоящим транспортным средством, проезд на запрещающий сигнал светофора, несоблюдение дистанции. Около 1/3 всех происшествий связаны с неправильным выбором скорости движения. На долю населенных пунктов приходится более 70% всех дорожно-транспортных происшествий [2].

Современный уровень обеспечения автотранспортом в городах превышает 200 штук на тысячу жителей, а в отдельных крупных центрах доходит до 300 и более штук, так, в Перми - 242, Волгограде - 252, в Воронеже - 308, в Казани - 366, и тенденция к увеличению сохраняется, несмотря на снижение покупательной активности населения [3]. На фоне роста общей автомобилизации населения все более высокие требования предъявляются к профессиональному уровню управления транспортными средствами со стороны водителей.

Более десяти лет назад было принято постановление Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2007 г. № 867 «О подготовке и допуске водителей к управлению транспортными средствами, оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов». Согласно вышеназванному документу с 1 января 2011 года к управлению транспортными средствами, оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сиг-

налов, могут быть допущены водители только после специальной подготовки, прошедшие итоговую аттестацию и получившие свидетельство установленного образца.

Специальную подготовку должны проходить все водители, независимо от ведомственной принадлежности. Основным критерием служит наличие у подразделения или ведомства спецтранспорта, оборудованного устройствами для подачи специальных световых или звуковых сигналов. Несомненно, в силу специфики возложенных задач данная подготовка особенно важна для сотрудников ГИБДД МВД России и ФКГУ УВО войск национальной гвардии Российской Федерации, так как в силу специфики исполнения служебных обязанностей они большую часть времени проводят за рулем автомобилей, оснащенных устройствами для подачи специальных звуковых и световых сигналов.

За период с 2015 по 2019 годы в Брянской области зарегистрировано 313 дорожно-транспортных происшествий с участием транспортных средств оперативных и специальных служб УМВД России по Брянской области. Только за первое полугодие 2019 года произошло 34 дорожно-транспортных происшествия (ДТП) с участием автомашин, стоящих на балансе Центра хозяйственного и сервисного обеспечения УМВД России по Брянской области, что составляет 5,23% от общего числа зарегистрированного за ним автотранспорта. Значительная часть автомашин, попавших в ДТП, была оборудована устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов. Семь ДТП произошло по вине сотрудников, управлявших этими автомобилями.

Анализ характера и обстоятельств совершенных дорожно-транспортных происшествий свидетельствует о том, что части из них можно было бы избежать. Так, 7 из 17 аварий произошли по причине несоблюдения дистанции во время преследования нарушителя или при выполнении неотложных служебных задач, то есть косвенно свидетельствуют о невысоком уровне водительского мастерства и знания правил дорожного движения сотрудниками органов внутренних дел.

Сотрудники органов внутренних дел (в силу профессиональных обязанностей), управляющие автомобилями, оборудованными устройствами для подачи специальных световых и зву-

ковых сигналов, находясь за рулем автомобиля, должны знать и уметь гораздо больше, чем «рядовые» участники дорожного движения. С одной стороны, специальные световые и звуковые сигналы, установленные на автомобиль, дают ряд преимуществ и привилегий управляющим ими лицам, а с другой - управление таким транспортом предъявляет повышенные требования к уровню водительского мастерства.

На настоящий момент в Брянском филиале ВИПК МВД России реализуется образовательная программа профессионального обучения «Повышение квалификации водителей, допущенных к управлению транспортными средствами категории «В», оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов по профессии рабочего «Водитель автомобиля». С 2017 по 2020 год в рамках программы прошли повышение квалификации более 150 слушателей, тогда как потребности только ФКГУ УВО войск национальной гвардии Российской Федерации по Брянской области составляют более 600 сотрудников.

Программа предусматривает 36 академических часов, из них 14 отведено на практическую подготовку, занятие на рулевых тренажерах, из них всего 6 - на автодромную подготовку, из которых 4 - практическая подготовка и 2 - контраварийная. Такое распределение нагрузки, на наш взгляд, представляется крайне не соответствующим задачам профессиональной подготовки. Для сравнения центр высшего водительского мастерства профессора Цыганкова предлагает только на одну тренажерную подготовку затратить 17,5 часа (5 дней по 3,5 часа) и на автодромную подготовку 15 часов (5 дней по 3 часа), при этом на долю теории приходится всего 3 часа.

Решением данной проблемы может стать перераспределение нагрузки в сторону увеличения практической направленности обучения путем увеличения часов на тренажерную и автодромную подготовку, а изучение других тем оставить в рамках самостоятельной работы обучающихся.

По данным анкетирования, проведенного среди сотрудников-водителей, допущенных к управлению автомобилями по спецсигналами УМВД России по Брянской области, проходивших профессиональную подготовку на базе БФ ВИПК МВД России в 2017-2020 годах, 61% высказался в пользу автодромной подготовки, причем 80% предложили перераспределить баланс учебных часов в сторону увеличения практической подготовки на автодроме, при этом всего лишь 4% опрошенных считают необходимым увеличить количество занятий на рулевых тренажерах. Такое отношение к данной форме учебных занятий легко объяснимо - тренажерная подготовка физически сложна, а в случае, если у водителя уже есть навык вращения рулевого колеса в экстремальных ситуациях - заменить его на новый крайне сложно, что требует от обучающегося значительных усилий и мотивации.

Таким образом, подводя итог вышесказанному, хотелось бы отметить, что, на наш взгляд, в целях повышения качества практической подготовки водителей к безопасному управлению транспортными средствами категории «В», оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, необходимо увеличить количество часов на тренажерную и автодромную подготовку, добавить занятия на автодроме в зимнее время.

- Литература -

1. Ломакин Д. Смертельный июль [Электронный ресурс] / Газета.ш - Режим доступа: https://www.gazeta.ru/ auto/2016/08/10_a_10115813.shtml, свободный. (Дата обращения: 1.08.220 г.).

2. Ботиков А.В. Проблемы повышения безопасности дорожного движения [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-povysheniya-bezopasnosti-dorozhnogo-dvizheniya, свободный. (Дата обращения: 18.08.2020 г.).

3. Тимерханов А. В России на тысячу жителей приходится 285 автомобилей [Электронный ресурс] / Автостат. Аналитическое агентство. - Режим доступа: www.autostat.ru/news/27116/, свободный. (Дата обращения: 08.11.2020 г.).

— References —

1. Lomakin D. Smertel'nyj ijul' [Jelektronnyj resurs] / Gazeta.ru - Rezhim dostupa: https://www.gazeta.ru/ auto/2016/08/10_a_10115813.shtml, svobodnyj. (Data obrashhenija: 1.08.220 g.).

2. Botikov A.V. Problemy povyshenija bezopasnosti dorozhnogo dvizhenija [Jelektronnyj resurs] / Kiberleninka. Rezhim dostupa: http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-povysheniya-bezopasnosti-dorozhnogo-dvizheniya, svobodnyj. (Data obrashhenija: 18.08.2020 g.).

3. Timerhanov A. V Rossii na tysjachu zhitelej prihoditsja 285 avtomobilej [Jelektronnyj resurs] / Avtostat. Analiticheskoe agentstvo. Rezhim dostupa: www.autostat.ru/news/27116/, svobodnyj. (Data obrashhenija: 08.11.2020 g.)

(статья сдана в редакцию 14.12.2020)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.